Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное отношение человека к здоровью как к общественной ценности.
Бесспорно, что уровень и продолжительность жизни человека, а также состояние его здоровья во многом определяется моделью поведения, формируемой в детстве.
И основой данного процесса должно явиться формирование культуры здоровья, как части общей культуры здоровья, как жизненно важной ценности, воспитание ответственного отношения к своему физически активному и здоровому образу жизни.
что такое физическое воспитание ?
Физическое воспитание – это вид воспитания, который подразумевает обучение физическим упражнениям, формирование физических навыков, владение специальными физкультурными знаниями, а также становление осознанной необходимости приобщения к физкультуре.
Здоровый образ жизни-это комплекс оздоровительных мероприятий, использующих материальные и духовные условия и возможности в интересах здоровья, гармонии физического и духовного развития человека. К факторам здорового образа жизни, положительно влияющим на показатели здоровья, относятся физическая культура, рациональный режим труда и отдыха, полноценное питание, отказ от вредных привычек.
Здоровый образ жизни?
В настоящее время в педагогике появляется множество современных программ в основе, которой лежат представления о развитии физического воспитания и приобщения детей к здоровому образу жизни.
Программа «Радуга» Автор: Т.Н. Дороновой Разделы: «Формируем привычку к здоровому образу жизни», «Физическая культура».
Это первая инновационная программа дошкольного образования, получившая рекомендацию Министерства образования, и разработана сотрудниками лаборатории дошкольного воспитания Института общего образования под руководством Т.Н. Дороновой. Она рассчитана на работу с детьми от двух до семи лет и охватывает все сферы жизнедеятельности детей.
Одной из основных задач программы является «сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них привычки к здоровому образу жизни».Большое внимание уделяется особенностям организации оздоровительных мероприятий в режиме дня. Для этого в программе каждой возрастной группы запланированы разделы: «Как формировать привычку к здоровому образу жизни» (I младшая группа), «Формируем привычку к здоровому образу жизни» (II младшая и средняя группы), «Формирование привычки к здоровому образу жизни -- важнейшая задача воспитания» (старшая группа).
Цель данных разделов заключается в раскрытии основных анатомо-физиологических особенностей детей, условий здорового образа жизни (режим дня, организация сна, бодрствования, прогулки, питания) и правил формирования полезных привычек, навыков самообслуживания.
Программа «Истоки» Автор: Л.А. Парамонова. Раздел: «Физическое развитие».
Программа имеет четкую структуру -- каждое направление (ведущая деятельность, социальное, познавательное, эстетическое, физическое) представлено в двух блоках: базис (характеристика возрастных возможностей психического развития, задачи развития, показатели развития, базисные характеристики личности) и вариант его реализации (раздел «Содержание и условия педагогической работы»). Для каждого возрастного периода в разделе «Физическое развитие» представлены характеристики возрастных возможностей и задачи физического развития детей. Также в данном разделе раскрывается содержание педагогической работы с детьми:
1. упражнения общеразвивающего воздействия (движение головы, положение и движение рук, ног, туловища);2. упражнения в основных движениях (ходьба, бег, лазание, прыжки, катание, бросание и ловля);
3. подвижные игры и игровые упражнения;4. спортивные игры (городки, футбол, хоккей, бадминтон, настольный теннис);5. ритмичные движения (танцевальные);6. упражнения в организационных действиях (построения, перестроения, нахождение места, повороты);7. упражнения в передвижении с техническими средствами (катание на санках, лыжах, велосипеде, на роликовых коньках, самокатах);8. упражнения для освоения движений в водной среде.Предлагается примерный двигательный режим для детей каждого возраста
Программа «Физическая культура - дошкольникам» Автор: Л.Д. Глазырина.
Цель программы -- оптимально реализовать оздоровительное, воспитательное и образовательное направление физического воспитания, учитывая индивидуальные возможности развития ребенка во все периоды дошкольного детства.
Задачи программы имеют следующие направления:
1. оздоровительное -- обеспечение качественной работы дошкольных учреждений по укреплению здоровья детей;
2. воспитательное -- обеспечение социального формирования личности ребенка, развитие его творческих сил и способностей;
3. образовательное -- обеспечение усвоения систематизированных знаний, формирование двигательных умений и навыков, развитие двигательных способностей.
Программа «Театр физического воспитания для дошкольников». Автор: Н.Н. Ефименко.
Отличительной чертой программы является новый подход к физическому воспитанию -- с новой идеологией, философией, методикой.
Театр -- это игровая по форме, новая система физического оздоровления, коррекции, профилактики и творческого самовыражения детей.
Автор видоизменил общепринятую структуру основных движений, учитывая, что ни одного этапа двигательного развития новорожденного игнорировать нельзя, поскольку в Природе нет ничего «лишнего», а предыдущий вид движений предопределяет последующий. В соответствии с этим выделены основные двигательные режимы: плавательный, лежачий, ползательный, сидячий, стоячий, ходьбовой, лазательный, беговой, прыжковый.
Программа «Здоровье с детства» Автор: Т.С. Казаковцева.
Цель программы -- разностороннее и гармоническое развитие ребенка, обеспечение его полноценного здоровья, развитие разнообразных двигательных и физических качеств, формирование убеждений и привычки к здоровому образу жизни на основе валеологических знаний.
В программе выделены следующие психологические возрасты: младший (3--5 лет) и старший (5--7 лет) дошкольный возраст. Соответственно в программе выделены два раздела:
1) «Растить здоровым» -- для детей младшего дошкольного возраста. Цель -- обеспечить охрану и укрепление здоровья детей, полноценное физическое развитие и формирование разнообразных движений ребенка, формирование привычек, полезных для здоровья.
2) «Учусь быть здоровым» -- для детей старшего дошкольного возраста. Цель -- укрепить здоровье ребенка, обеспечить полноценное физическое развитие и физическую подготовленность, формируя потребность в физическом совершенстве, формировать привычки и потребность в здоровом образе жизни.
Вывод:
Таким образом, в современных образовательных программах особое значение имеет вопрос о физическом воспитании и приобщении детей к здоровому образу жизни . И активно помогает ДОУ в решении главных задач: повышает качество дошкольного образования, формирует в ребенке представление о здоровом образе жизни. Как известно, только здоровый дошкольник с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистично настроен, открыт в общении со сверстниками и педагогами.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.