Постановка звука О (Отделение глухих)

  • doc
  • 28.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Постановка звука О.doc

 

Постановка звука О

Нормальная установка.

1. Губы слегка выдвинуты вперёд и закруглены, но без морщинок.

2. Вертикальное расстояние между резцами меньше, чем при а, приблизительно на ширину указательного пальца.

Края верхних и нижних резцов не видны.

3. Кончик языка немного более отдален от зубов, чем при а. Корень языка немного приподнят.

4. Мягкое нёбо прижато к задней стенке глотки, загораживая проход в носоглотку и нос.

5. Голосовые связки вибрируют.

6. Видно: выдвинутые вперёд, закругленные губы оттянутый язык (неясно видно), уменьшение вертикального расстояния между резцами в сравнении с а.

7. Осязается: вибрации гортани и тёплый, едва заметный выдох; оттянутый назад язык (посредством мизинца, просунутого в ротовое отверстие)

 


Постановка звука о.

Звук о вводится тогда, когда звук а уже достаточно прочно закреплён и в сочетаниях, и в изолированном виде. Ставится гласный о на базе а. При этом можно исходить от слога па или с

произнося протяжное а_______ с переходом на о: па______о, причём внимание детей обращается не только на лабиализацию, но также на лёгкое оттягивание языка назад ней челюсти, т. е. сужение ротового отверстия. Так губы мешают детям разглядеть положение языка, то учитель показывает на себе этот момент отдельно при более отодвигая своим пальцем кончик своего языка немного назад.

После установления более или менее чистого о следует делать хоровые и индивидуальные упражнения на дифференциацию о и а путём слитного и отрывистого чередования аоаоао и аоаоао, причём нужно следить за чёткостью движений губ при переходе от в к о и связать кинестетические ощущения с зрительными образами путём употребления классного или ручного зеркала.

При упражнениях в сочетаниях с пройденными согласными надо следить за приспособлением (аккомодацией) артикуляции предшествующего согласного к следующему гласному, что легко достигается слоговыми упражнениями вроде: попопопопо___________, тототото_________,

папопапо, татотатотато (смотри далее в разделе о согласных и о сочетаниях звуков).


Недостатки произношения звука о и способы их исправления.

1. Г у б ы выдвинуты недостаточно или совсем не выдвинуты и не закруглены (отсутствие лабиализации), вследствие чего вместо о слышится звук, совсем близкий к а; перед зеркалом делать губную гимнастику

аоао, в крайнем случае пальцами выдвигать губы и закруглять отверстие до тех пор пока ребенок этого не сможет делать самостоятельно. Полезно также схематическое графическое изображение ротового отверстия при произнесении рядом звуков а и о или изображение посредством сомкнутых большого и указательного пальцев, овала более крупного (а) и более мелкого (о).

2. Губы выдвинуты чрезмерно; получается звук, похожий над;; зеркальная гимнастика губ.

3. Вертикальное расстояние между резцами слишком широкое, как при а, почему получается слишком открытое о, близкое к а;

показать перед зеркалом, что при переходе от а к о вертикальное расстояние между резцами уменьшается, дать осязать это уменьшение, прикладывая руку ребёнка к подбородку (учителя) или прикладывая палец к краю нижних резцов; упражнения аоао, оаоа...

4. Язык не оттянут назад, а остаётся в положении а; получается о с оттенком а, хотя меньшим, чем в пп. 1 и 3;

с помощью пальцев.

пальцем или шпателем слегка отодвинуть язык назад; потом делать упражнения аоао... с той же механической помощью, чтобы ребёнок осознал передвижение языка из одного положения в другое.

5. Язык не оттянут, а выгнут, как при э (это большей частью встречается у детей, произносящих вместо а звук э); вследствие этого получается звук, близкий к немецкому о;

показать при открытом рте ребёнку правильное положение языка, закреплять это положение перед зеркалом и тогда применять его в положении губ для о; слегка пальцем или шпателем нажимать на язык, отодвигая его назад.

6. Язык оттянут слишком далеко назад, чем заглушается звонкость звука о.

В случаях п. п. 4—-6 также можно применять показ положения и движения языка посредством кистей рук (см. рис. 29) или лёгкий нажим на корневую часть языка.


Упражнения (хором и в одиночку).

1. Такие, какие перечислены при звуке а (а, б, в, г, д).

2. Чередование о и а с соблюдением чёткой губной артикуляции под такт учителя или ученика и со счётом количества пар ао, произносимых в один выдох, например: аоао аоаоао ...

3. Слоги: папопапо... татотато... вавоваво... и т. п.

с ударением то на первом, то на втором слоге.

Примечание. Надо отметить, что гласный о накладывает на артикуляцию предшествующего ему согласного особый характер (лабиализация)

согласно закону регрессивной ассимиляции звуков (ср. в зеркале ряды какакака и кококококо и др.). Об этом будет подробнее упомянуто при описании согласных звуков и звуковых сочетаний.