ПОСТАНОВКА ЗВУКА Р
Нормальная установка при произнесе-нии твёрдого звука р. 1) Кончик языка под-нят к нёбу (альвеолам), боковые края языка прижаты в верхним коренным зубам. Под напором выдыхаемого воздуха, проходящего посредине языка, кончик языка вибрирует у альвеол.
2) Губы открыты.
3) Зубы разомкнуты.
4)
На ладони,
поднесённой ко рту, ощу-
щается сильная струя
воздуха.
5) Звук р звонкий.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Упражнение для выработки напора воз-духа. Набрав в лёгкие воздух, с силой дуть (а не просто выдыхать!) его, заставляя виб-рировать губы. Воздух выдувать с включе-нием голоса.
Примечание. Может быть следую-щая неточность: губы вибрируют без голоса.
Упражнения для языка.
1) Язык широко распластать и просунуть между зубами. Сильно выдувать воздух с включением голоса, заставляя вибрировать язык. Язык и губы при этом не напряжены. Ладонью руки, поднесённой ко рту, ощущаетсй резкая холодная струя воздуха.
Примечание. Иногда при сильном напряжении губ язык плохо вибрирует или без включения голоса язык вибрирует без-звучно.
2) Цоканье,
прищёлкивание языком.
С переменным темпом (то быстро, то
медленно) щёлкать языком так, чтобы он всей своей мас-сой вначале
присасывался на мгновение к нёбу, а затем
падал бы вниз. Расстояние между зубами
должно быть не менее полутора пальцев. Повторять упражнение.
Нижняя челюсть неподвижна. При пра-вильном цоканье подъязычная связка («уз-дечка») растягивается и хорошо видна.
Примечание. Могут быть следую-щие неточности:
а) язык
лежит на дне рта и щёлкает
вместе с нижней челюстью;
б) губы и зубы из-за слабости мышц углов рта раскрыты недостаточно: «уздечка» не видна или плохо видна.
3) Поднять
язык к нёбу, до предела рас-
тянув «уздечку». Расстояние между
зубами
полтора-два пальца. Удержать язык в верх-
нем положении, пока не набежит
слюна. По-
вторить упражнение.
Примечание. При недостаточном раскрытии зубов «уздечка» слабо натягивается и цель упражнения не достигается.
ПРОИЗНЕСЕНИЕ ЗВУКА Р В ТВЕРДЫХ ЗВУКОСОЧЕТАНИЯХ ТР И ДР
Произнесение звукосочетания тр («тры-канье»). Это упражнение можно прорабаты-вать с помощью пальцев, если без них эф-фект не достигается (в большинстве случаев именно так).
Порядок упражнения. Поднять язык к нёбу, до предела растянув «уздечку». Затем большим и указательным пальцами любой руки плотно прижать к нёбу боковые края языка. Срединная часть языка и «уз-
«дечка» должны оставаться нестиснутыми. Глубоко вдохнув, с силой выдувать воздух с включением голоса.
Язык «набухает», и слышится звукосо-четание тж (у некоторых детей сразу полу-чается сочетание тр) Зубы в упражнении от-крыты на расстояние полутора-двух пальцев. Упражнение повторять много раз, посте-пенно увеличивая напор воздуха. Звукосоче-тание тж постепенно перейдёт в тр. Обяза-тельно следить за тем, чтобы кончик языка вибрировал и удерживался у нёба, а края языка прилегали бы к боковым.краям верх-них зубов. Под напором сильной струи воз-духа самопроизвольно получается вначале короткое тр-тр."
Примечание.
1) Пальцы схватывают «уздечку», и вибрации при выдувании воз-духа не получается.
2)
Воздух проходит не
вдоль языка, а
в нос, поэтому язык
не «набухает» и не
«трыкает».
3)
Недостаточно
сильная струя выды-
хаемого воздуха.
4)
Вместо
звукосочетания тр слышится
тл; это означает, что
произвольно работает
сам язык (работать, т. е. вибрировать, язык
должен под напором
сильной струи возду-
ха), язык же должен плотно прилегать к нё-
бу и быть неподвижным.
5)
Следует
воздержаться от постановки
звука р по
подражанию. При правильном
произношении звука вибрирует кончик язы-ка, а при неправильном подражании очень часто начинает вибрировать либо «язычок» (увулярный звук р), либо корень языка, со-прикасающийся с мягким нёбом (велярный звук р). Если такое произношение у ребёнка появляется самопроизвольно, необходимо срочно принимать меры для устранения не-правильного произношения. Исходя из этого, следует ограничиться проведением артику-ляционной гимнастики. Конечно, возмож-ность постановки в раннем возрасте не ис-ключается, но это требует очень много времени.
В ряде случаев считается, что для по-становки звука р (реже звуков ш—ж) необхо-дима подрезка подъязычной связки («уздеч-ки»). Однако это совершенно излишне. При-чиной отсутствия звука р является слабость мыщц языка и неразвитость «уздечки», вследствии чего язык не в состоянии под-няться и прижаться к нёбу. Опытом работы установлено, что после проведения комплек-са подготовительных упражнений, приведён-ных в книге, мышцы языка развиваются, а «уздечка» растягивается, и необходимость её подрезки отпадает.
Упражнение. Раскатистое произнесение звукосочетания тр. После закрепления про-изнесения короткого тр необходимо трениро-вать раскатистое длительное тр — вначале с помощью пальцев, а затем без пальцев.
Упражнение. Произносить (читать) слоги.
При произнесении слогов нельзя разрывать звукосочетание тр (др). Звук р, отделён-ный от звука т, сразу, без тренировочных упражнений, произнести невозможно, так как звук т (д) является опорой для удержания языка у неба.
Образец произнесения прямых слогов: тр—а, тр—о, тр—у, тр—ы.
тра — тро тра — тру тры — тра тро — тру тро — тры тру — тры тру — тро тры — тро
Образец произнесения обратных слогов:
а — тр —, о — тр —, у — тр —, ы — тр —, я — тр —, ё — тр—, ю — тр —, и — тр —, е — тр—.
атр — отр — утр ытр — атр — отр
отр — ытр — утр атр — утр — ытр
ятр — ётр — ютр ютр — ётр — ятр
итр — етр — ятр етр — итр — ютр
ётр — етр — ятр итр — ютр — етр
Если в прямых и обратных слогах слы-шится мягкое произношение (например, вме-сто слога тра слышится слог тря), это озна-чает, что кончик языка смыкается с верхни-ми зубами. Для предотвращения этого необ-ходимо плоским концом ложечки упереться в верхние зубы (перпендикулярно), и кончик языка отодвинется немного в глубь рта.
Примечание. Допускается первона-чальное мягкое произношение. Постепенно, по мере тренировки и объяснения разницы положения кончика языка при твёрдом и мягком р, мягкость произношения исчезает. При мягком р (рь) кончик языка упирается в верхние передние зубы и более напряжён. При твёрдом р кончик языка поднят к аль-веолам.
I
Упражнение. Произносить (читать) слова со звукосочетаниями тр и др.
1. С прямыми слогами тр:
а) с ударением на слоге: Образец: тр — ап, те-тр —адъ.
Травы, трап, трасса, травка, матрац, тетрадь, трос, трой-ка, тропик, трогать, матрос, метро, ситро, патрон, труд, трубка, трусики, трудный, ватрушка, петрушка, отрывок, осётры.
б) Без ударения на слоге:
Образец: тр—а-ва, хи-тр—остъ, о-тр—у-би.
Трава, трамвай, трамплин, траншея, утро, тропа, Тро-фим, хитрость, тростник, труба, трусы, Трунов, отруби, гет-ры, метры, хитрый, осмотры, театры, отрывать.
в) Со стечением согласных в слоге:
Образец: завтр—а, стр—у на.
Завтра, завтрак, острая, быстрая, страх, страус, стража, страна, штраф, страница, строка, строгать, стройка, втроём, быстро, струя, струна, стружка, острый, пёстрый, центры, костры, министры,
2. С обратными слогами тр:
Образец: те-атр—.
Театр, педиатр, Пётр, осётр, фетр, центр, метр, литр, министр, осмотр.
3. С прямыми слогами др:
а) с ударением на слоге:
Образец: др—ан-ка, ква-др—ат.
Драп, драка, дранка, квадрат, дрозд, ядро, ведро, бедро, Дронов, подросток, друг, вдруг, дружный, подруга.
б) Без ударения на слоге:
Образец: др—у-гой, эска-др—а.
Пудра, выдра, вёдра, драчун, эскадра, дрова, дрозды, бодрость, мудрость, дрожать, другой, дружина, друзья, кадры, кедры, щедрый.
Упражнение. Назвать предметы, изображённые на картинках.
![]() |
Упражнение. Произносить (читать) предложения.
Образец: На тр—аве др—ова. Мы уезжаем завтр—а.
У Петра много друзей. На траве не видно тропки. Отец потрошил осётра. Петрушка ест ватрушку. В трамвае сидят трое. У девочки пёстрые гетры. Трамвай везёт нас по цен-тру. Завтра мы идём в театр. Матросы тянут трос. Трофим где-то на стройке. Один за другим матросы идут по трапу. Уважайте труд, любите труд. Подросток с трудом несёт ведро с водой. У метро кинотеатр для детей.
Упражнение. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предложения.
|
Пётр видел
|
Трофим поит лошадь из
осталась одна страница. |
в
Упражнение. Произносить (читать) текст.
После завтрака Иван Петрович выходит из дома. Утро чудесно. Иван Петрович ищет вёдра и зовёт сына Трофима. За ними идёт и Петруша. Они поливают капусту. По тро пинке носят вёдра. Иван Петрович носит по два ведра, а подростки —по ведру. Втроём они быстро полили капусту.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.