ПОСТАНОВКА ЗВУКА Щ (Индивидуальное занятие)

  • docx
  • 28.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ПОСТАНОВКА ЗВУКА Щ.docx

ПОСТАНОВКА ЗВУКА Щ

 

 

Нормальная установка при произнесе-              лец   в   горизонтальном   положении.   Палец

нии звука. 1. Кончик языка поднят к перед-              должен  прижимать  язык к нёбу  в средней

ней части нёба (к альвеолам). Боковые края             части.

языка более плотно, чем при постановке зву-                          Набрав воздух, с силой его выдыхать,

ка ш, прижаты к верхним коренным зубам.             произнося  длительный  звук  ш.  Будет  слы-

В  момент  выдыхания  распластанный  язык             шаться звук щ. При этом язык должен пру-

всей массой и кончиком давит на небо. Мыш-             жинить. Упругость языка и щель регулиру-

цы языка напряжены.                                                                ются логопедом  за  счёт  давления  пальцем.

2.     Губы   слегка   выдвинуты   вперёд   и            Необходимо      добиться      долгого      зву-
округлены.
                                                                                        чания.  Для  большей  наглядности  при  про-

3.        Зубы сомкнуты либо сближены.                       изнесении звука логопед произносит звук щ

4.        Выдыхаемый воздух выходит посре-             вместе с ребёнком.

дине  языка  в  образующуюся  узкую  щель;                          Примечание.    Какие    могут    быть

на ладони, поднесённой ко рту,  ощущается             ошибки при постановке звука щ?
тёплая  длительная  струя  воздуха,  выходя-             1. При
 выдыхании (когда  произносит-

щая с некоторым напряжением.                                          ся звук ш) кончик языка отходит от альвеол.

5.  Звук щ глухой, мягкий.                                          Образуется   большая   щель,   через   которую
К постановке звука  щ можно присту-             проходит воздух. Вместо звука щ слышится

пать лишь после постановки звука ш. Внача-            звук ш или просто глухой свист. При правильном

ле необходимо опробовать постановку звука            выполнении упражнения кончик

                                                                    языка служит как бы щитком, не пропускаю-
по подражанию.  Если упражнения по под-
                                 

                                                                  щим, частично  воздух.  Воздух  прорывается
ражанию не дают эффекта, надо переходить                        

через более узкую щель, чем при произнесе-к выполнению приводимых ниже упражне-

                                                                                                 нии звука ш.
нии. В случае плохого произношения звука                     

щ необходимо добиться его постановки. Звук             2. Язык не должен ускользать из-под пальца. Коньчик

щ произносится так же, как звук ш, только              языка лежит у альвеол. Если же кончик языка усколь-

более  удлинённо  и  напряжённо  вследствие            зает из-под пальца и продвигается вглубь рта (за аль-

сильного давления языка на нёбо.                                   веолы), то звук щ либо не слышен, либо слышен неясно.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ                  Упражнение без помощи логопеда. Палец

Упражнение.   Открыть   рот.   Присосать            под  язык   подкладывает  и  прижимает сам

весь язык к нёбу так, чтобы натянулась «уз-             ребёнок.

дечкаж   Кончик   языка   поднят   к   передней                        Упражнение в произнесении звука без

части нёба (у альвеол). Это упражнение ре-             помощи пальца. Если это упражнение не по-

бёнок выполняет с помощью логопеда, кото-             лучается, допускается произнесение слогов и

рый  подкладывает ему  под  язык свой па-             слов с подкладыванием пальца.


ПРОИЗНЕСЕНИЕ ЗВУКА  Щ  В ПРЯМЫХ И ОБРАТНЫХ СЛОГАХ Упражнение. Произносить (читать) слоги.

Образец:        щ — а, щ у, щ ё, щ и, щ е.

ща — щу — щё   ща — щи — ще        
щу — щи — ще   щё — щи — ще
                 

      ща — щу — щи   ща — щё — ще

Упражнение. Произносить (читать) слова.

Если  слова  произносятся  с  подклады-          ния   произношения  слова   произносятся  без

ванием под язык пальца,  то на слогах без          подкладывания пальца,

звука щ палец вынимается. После закрепле-

1.  С ударением на слоге.

Образец: щ у-ка, пи-щ атъ, та-щ и.

ща

V

Обещать, пищать, угощать, вращать, трещать, прощать, помещать, обращать, дощатый, возвращать, восхищать.

ЩУ

Ищу, пищу, тащу, угощу, помещу, трещу, щука, щупать.

щё

Ещё, щёки, щётка, щёлкать, защёлка, лущёный, мощё­ный, сгущённый.

щи,    ще

Щи, щит, лещи, плащи, пищит, трещит, защита, щель, щепка,   ищейка,   ущелье,   угощение,   вращение,   прощение.

2.  Без ударения на слоге.
Образец: ве-щи, пло-щадъ.

 

 

 

 

 

 

ща,    щу

Гуща, пища, роща, щавель, площадь, ищут, тащут, бле­щут, плещут, на ощупь.

щи

Вещи, ящик, овощи, клещи, общий, тащит, сварщик, гонщик, видящий, идущий, трещина, щипать, бурлящий, кипящий, гудящий, дымящий, дрожащий.

Упражнение. Произносить (читать) обратные слоги.

Образец: ащ—, ощ—, ущ—, ыщ—, ящ—, ющ—, ищ—, ещ—.

ащ — ощ — ущ — ыщ     ыщ — ущ — ощ — ащ

ящ —ющ— ищ— ещ      ещ — ищ —ющ— ящ

ащ — ящ — ащ                ущ — ющ — ущ

ощ — ещ — ощ                ыщ — ищ — ыщ

Упражнение. Произносить (читать) слова.

Образец: еещъ—, това-рищ—.

Лещ, вещь, плащ, борщ, овощ, клещ, плющ, хрящ, прыщ, помощь, хищник, изящный, товарищ, помощник.

Упражнение. Назвать предметы, изображённые на картинках.

Упражнение. Произносить (читать) предложения.

Образец: Вова поймал лещ—а. Щи варят из овощей. Миша надел плащ—. Волк хищный зверь.


Дети ищут грибы. Петя надел плащ. Щенку дали хрящ. На помощь Ване пришёл товарищ. Луна освещает рощу. В озере лещи. Угощай товарища. В роще щеглы. Во дворе пищит щенок. Волки рыщут, пищу ищут. Плещут флаги в Первомай, блещет свежая листва. В роще аист крыльями полощет. У меня пропал челнок, утащил его щенок. В си­нем небе звёзды блещут, в синем море волны плещут. Послушай-ка, дружище! Ты, сказывают, петь великий ма-стерище!

Загадка

Серый, зубастый, по полям рыщет, телят, ягнят ищет.

(Волк.)

Упражнение. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предложения.



пищит, просит пищи.


В дождь


 

— нужная вещь.



 

— хищная рыба.


Упражнение. Составить предложения по картинкам.


Упражнение. Произносить (читать) текст.

Под   одним   плащом

Ваня ждал, когда дождь перестанет. Но мелкий дождик не прекращался. У Вани не было плаща. К нему подошёл его товарищ Митя. У него плащ.

Давай накинем плащ и пойдём вместе, — сказал Митя.

Товарищи вышли. Они быстро шли по дощатому троту­ару. Ваня дошёл до своего дома, попрощался с Митей и поблагодарил за помощь.

Упражнение. Произносить (читать) и пересказывать тексты.

Храбрые   щенята

Жили два щенка. Вышли они во двор. Посмотрели щен­ки на небо. Видят щенки жёлтый блестящий полукруг. Смотрят щенки, не знают, что это такое. А полукруг стал кругом. Испугались щенки.

Давай лаять, — говорит один щенок.

  Давай, — согласился другой щенок.
Залаяли щенки. А круг поднимается ещё выше.

  Испугался!—радуется первый щенок.

  Убегает!—говорит другой щенок.
Весело лают щенки.

(По   М.   Петрову.)


Щеглята

Прилетели в рощу краснощёкие щеглы. Свили гнездо, и у них появились щеглята. Полез Витя на дерево по-глядеть на щеглят. Щеглов-родителей не было. Но щеглята не подпустили Витю. Ещё летать не умели, по веткам уди-рали от Вити. Два щеглёнка упали. Одного Витя поймал. Пищит щеглёнок, щиплет Вите руку. Посадил Витя дро-жащего щеглёнка на ветку. А щеглёнок замер, и не видать его. Не догадается хищник, что это щеглёнок. Так щеглята спасаются.


 

Посмотрите также