ПОСТАНОВКА ЗВУКА Щ
Нормальная установка при произнесе- лец в горизонтальном положении. Палец
нии звука. 1. Кончик языка поднят к перед- должен прижимать язык к нёбу в средней
ней части нёба (к альвеолам). Боковые края части.
языка более плотно, чем при постановке зву- Набрав воздух, с силой его выдыхать,
ка ш, прижаты к верхним коренным зубам. произнося длительный звук ш. Будет слы-
В момент выдыхания распластанный язык шаться звук щ. При этом язык должен пру-
всей массой и кончиком давит на небо. Мыш- жинить. Упругость языка и щель регулиру-
цы языка напряжены. ются логопедом за счёт давления пальцем.
2. Губы
слегка выдвинуты вперёд и Необходимо добиться долгого зву-
округлены. чания.
Для большей наглядности при про-
3. Зубы сомкнуты либо сближены. изнесении звука логопед произносит звук щ
4. Выдыхаемый воздух выходит посре- вместе с ребёнком.
дине языка в образующуюся узкую щель; Примечание. Какие могут быть
на ладони, поднесённой
ко рту, ощущается ошибки при постановке звука щ?
тёплая длительная струя воздуха,
выходя- 1. При выдыхании (когда произносит-
щая с некоторым напряжением. ся звук ш) кончик языка отходит от альвеол.
5. Звук
щ глухой, мягкий. Образуется большая щель, через которую
К постановке звука щ можно присту- проходит воздух. Вместо звука щ слышится
пать лишь после постановки звука ш. Внача- звук ш или просто глухой свист. При правильном
ле необходимо опробовать постановку звука выполнении упражнения кончик
языка служит как бы щитком, не пропускаю-
по подражанию. Если упражнения по под-
щим, частично воздух. Воздух прорывается
ражанию не дают эффекта, надо
переходить
через более узкую щель, чем при произнесе-к выполнению приводимых ниже упражне-
нии звука ш.
нии. В случае плохого
произношения звука
щ необходимо добиться его постановки. Звук 2. Язык не должен ускользать из-под пальца. Коньчик
щ произносится так же, как звук ш, только языка лежит у альвеол. Если же кончик языка усколь-
более удлинённо и напряжённо вследствие зает из-под пальца и продвигается вглубь рта (за аль-
сильного давления языка на нёбо. веолы), то звук щ либо не слышен, либо слышен неясно.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Упражнение без помощи логопеда. Палец
Упражнение. Открыть рот. Присосать под язык подкладывает и прижимает сам
весь язык к нёбу так, чтобы натянулась «уз- ребёнок.
дечкаж Кончик языка поднят к передней Упражнение в произнесении звука без
части нёба (у альвеол). Это упражнение ре- помощи пальца. Если это упражнение не по-
бёнок выполняет с помощью логопеда, кото- лучается, допускается произнесение слогов и
рый подкладывает ему под язык свой па- слов с подкладыванием пальца.
ПРОИЗНЕСЕНИЕ ЗВУКА Щ В ПРЯМЫХ И ОБРАТНЫХ СЛОГАХ Упражнение. Произносить (читать) слоги.
Образец: щ — а, щ — у, щ — ё, щ — и, щ — е.
ща —
щу — щё ща — щи — ще
щу — щи — ще щё — щи — ще
ща — щу — щи ща — щё — ще
Упражнение. Произносить (читать) слова.
Если слова произносятся с подклады- ния произношения слова произносятся без
ванием под язык пальца, то на слогах без подкладывания пальца,
звука щ палец вынимается. После закрепле-
1. С ударением на слоге.
Образец: щ — у-ка, пи-щ — атъ, та-щ — и.
ща
V
Обещать, пищать, угощать, вращать, трещать, прощать, помещать, обращать, дощатый, возвращать, восхищать.
ЩУ
Ищу, пищу, тащу, угощу, помещу, трещу, щука, щупать.
щё
Ещё, щёки, щётка, щёлкать, защёлка, лущёный, мощёный, сгущённый.
щи, ще
Щи, щит, лещи, плащи, пищит, трещит, защита, щель, щепка, ищейка, ущелье, угощение, вращение, прощение.
2. Без
ударения на слоге.
Образец: ве-щ—и, пло-щ—адъ.
ща, щу
Гуща, пища, роща, щавель, площадь, ищут, тащут, блещут, плещут, на ощупь.
щи
Вещи, ящик, овощи, клещи, общий, тащит, сварщик, гонщик, видящий, идущий, трещина, щипать, бурлящий, кипящий, гудящий, дымящий, дрожащий.
Упражнение. Произносить (читать) обратные слоги.
Образец: а—щ—, о—щ—, у—щ—, ы—щ—, я—щ—, ю—щ—, и—щ—, е—щ—.
ащ — ощ — ущ — ыщ ыщ — ущ — ощ — ащ
ящ —ющ— ищ— ещ ещ — ищ —ющ— ящ
ащ — ящ — ащ ущ — ющ — ущ
ощ — ещ — ощ ыщ — ищ — ыщ
Упражнение. Произносить (читать) слова.
Образец: ее—щъ—, това-ри—щ—.
Лещ, вещь, плащ, борщ, овощ, клещ, плющ, хрящ, прыщ, помощь, хищник, изящный, товарищ, помощник.
Упражнение. Назвать предметы, изображённые на картинках.
Упражнение. Произносить (читать) предложения.
Образец: Вова поймал лещ—а. Щ—и варят из овощ— ей. Миша надел пла—щ—. Волк хи—щ— ный зверь.
Дети ищут грибы. Петя надел плащ. Щенку дали хрящ. На помощь Ване пришёл товарищ. Луна освещает рощу. В озере лещи. Угощай товарища. В роще щеглы. Во дворе пищит щенок. Волки рыщут, пищу ищут. Плещут флаги в Первомай, блещет свежая листва. В роще аист крыльями полощет. У меня пропал челнок, утащил его щенок. В синем небе звёзды блещут, в синем море волны плещут. Послушай-ка, дружище! Ты, сказывают, петь великий ма-стерище!
Загадка
Серый, зубастый, по полям рыщет, телят, ягнят ищет.
(Волк.)
Упражнение. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предложения.
|
пищит, просит пищи.
В дождь
|
— нужная вещь.
|
— хищная рыба.
Упражнение. Составить предложения по картинкам. |
Упражнение. Произносить (читать) текст.
Под одним плащом
Ваня ждал, когда дождь перестанет. Но мелкий дождик не прекращался. У Вани не было плаща. К нему подошёл его товарищ Митя. У него плащ.
— Давай накинем плащ и пойдём вместе, — сказал Митя.
Товарищи вышли. Они быстро шли по дощатому тротуару. Ваня дошёл до своего дома, попрощался с Митей и поблагодарил за помощь.
Упражнение. Произносить (читать) и пересказывать тексты.
Храбрые щенята
Жили два щенка. Вышли они во двор. Посмотрели щенки на небо. Видят щенки жёлтый блестящий полукруг. Смотрят щенки, не знают, что это такое. А полукруг стал кругом. Испугались щенки.
— Давай лаять, — говорит один щенок.
— Давай, — согласился
другой щенок.
Залаяли
щенки. А круг поднимается ещё выше.
— Испугался!—радуется первый щенок.
— Убегает!—говорит
другой щенок.
Весело лают щенки.
(По М. Петрову.)
Щеглята
Прилетели в рощу краснощёкие щеглы. Свили гнездо, и у них появились щеглята. Полез Витя на дерево по-глядеть на щеглят. Щеглов-родителей не было. Но щеглята не подпустили Витю. Ещё летать не умели, по веткам уди-рали от Вити. Два щеглёнка упали. Одного Витя поймал. Пищит щеглёнок, щиплет Вите руку. Посадил Витя дро-жащего щеглёнка на ветку. А щеглёнок замер, и не видать его. Не догадается хищник, что это щеглёнок. Так щеглята спасаются.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.