ПОСТАНОВКА ЗВУКА Ц (Индивидуальное занятие)

  • docx
  • 28.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ПОСТАНОВКА ЗВУКА Ц.docx

ПОСТАНОВКА ЗВУКА Ц


Постановку звука ц можно начинать только при условии хорошего произношения звуков сит.

Нормальная установка при произнесе-нии звука. 1) Кончик языка, как при произне-сении звука с, упирается в передние нижние зубы. Язык приподнят и выгнут. Передняя часть спинки языка смыкается с нёбом (у альвеол). Язык широко распластан, бо-ковые края напряжены. В момент выдоха передняя часть спинки мгновенно размы-кается с нёбом. Кончик языка слегка отдёр-гивается от нижних зубов, усиливая тем са-мым толчок воздушной струи.

2)        Губы растянуты в улыбке.

3)    Зубы при произнесении звука сомк-
нуты или сближены. При произнесении глас-
ного  звука   в  прямых  слогах  зубы  размы-
каются.

4)    Воздух   выдыхается  толчком  в  мо-
мент размыкания языка с нёбом. На ладони,
поднесённой ко рту, ощущается холодный по-
ток воздуха.

5)        Звук ц твёрдый, глухой.

Звук ц образуется при слиянии звуков тис.

При произнесении звука ц выдыхаемая струя воздуха является сильной с взрывным характером, как при произнесении звука т, а произнесение звука с придаёт аффрикате ц свистящий оттенок.

Однако хорошее произнесение звуков т и с в отдельности ещё не гарантирует поста-новку звука ц по подражанию.


ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Упражнение для развития напора вы-дыхаемого воздуха. Просунуть между зу-бами кончик языка. Прижать кончик зубами. Быстро разжать зубы и с силой отдёрнуть кончик языка внутрь (не слишком далеко) одновременно с выдохом воздуха толчком. Слышится межгубный твёрдый звук т.

Упражнения для языка.

1) Открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние перед-ние зубы, а язык приподнять и выгнуть так, чтобы передняя часть прижималась к нёбу. Язык касается верхних зубов спинкой. Без включения голоса произносить звук, имитирующий звук т. (При произнесении изолиро-ванного нормального звука т кончик языка упирается в передние верхние зубы.) Произ-несение звука происходит в момент размы-кания, когда кончик языка отскакивает от нижних передних зубов под напором силь-ной струи выдыхаемого воздуха. Губы на-пряжены, растянуты в улыбке. Контроль ла-донью руки.

Упражнение полезно тем, что приучает язык к тому положению, которое выполняет-ся при произнесении звука ц.

Примечание. При произнесении зву-ка, имитирующего звук т, кончик языка упи-рается в верхние передние зубы (как при про-изнесении твёрдого звука т), и цель упраж-нения не достигается.

2) Открыть рот. Кончиком языка напря-жённо упереться в нижние передние зубы. Спинка языка выгнута и касается верхних


передних зубов. Чтобы спинка языка лучше соприкасалась с нёбом, боковые края языка зажимаются зубами и остаются зажатыми и в момент вдоха, и в момент выдоха. Кончик языка должен оставаться свободным.

Вдохнув, выдохнуть воздух коротким сильным толчком при одновременном отска-кивании кончика языка от нижних передних зубов. Струя воздуха проходит посредине языка. Положение зубов не меняется. Губы

       напряжены и растянуты в улыбке. Слышит-

       ся короткий звук ц.

  Примечание. В момент выдоха при

     неподвижном кончике языка зубы размы-

      каются, и поэтому слышится короткий

     звук с.

3) Повторить предыдущее упражнение без

   зажатия  зубами  боковых  краёв  языка.

Примечание. Иногда вместо звука ц

  слышится глухой слог цэ (или иногда ца),

если рот широко открыт.

ПРОИЗНЕСЕНИЕ   ЗВУКА   Ц   В   ОБРАТНЫХ   СЛОГАХ Упражнение. Произносить (читать) слоги.

Образец: ац, о ц, у ц, ыц, я ц, ё ц, и ц, е ц.

ац — оц — уц — ыц        ыц — уц — оц — ац

яц — ёц — иц — ец          ец — иц — ёц — яц

ац — яц — оц — ёц          ыц — иц — уц — ец

ёц — оц — яц — ац         ец — уц — иц — ыц

Упражнение. Произносить (читать) слова.

1. С ударением на слоге. Образец: мат-рац, бо-е ц.

ац,   ёц,   иц,   яц

Паяц, матрац, клёцки, шприц.

ец

Боец, отец, жнец, борец, гонец, конец, жилец, певец, рубец, глупец, дворец, удалец, огурец, пловец, беглец, кузнец, образец, леденец, молодец, наконец, продавец.


2. Без ударения на слоге. Образец: коло-де ц.

Заяц, горец, палец, перец, танец, ранец, братец, беже-нец, колодец, мизинец.

Упражнение. Назвать предметы, изображённые на картинках.

Упражнение. Произносить (читать) предложения.

Образец: У Вовы ранец. Во дворе колоде ц.

Ваня поит овец. У Маши леденец. В кустах заяц. Вова — хороший пловец. Колодец глубокий. Мой дядя — кузнец. Выбей матрац. Возьми огурец. Продавец подал перец. Мо-розец румянит людей. Я порезал мизинец. Теперь там ру-бец. Зиме конец, прилетел скворец. Маленький братец суёт в рот палец.

Упражнение. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предложения.



обглодал кору.


Упражнение. Произносить (читать) текст.

Братец

У меня братец Ваня. Он маленький. Так и норовит палец в рот сунуть. Мама меня просит следить за Ва-ней. Во дворе колодец. Ваня может упасть в колодец. Мо-жет сунуть палец в рот собаке. Ваня любит сладкое. Дал ему продавец леденец. Ваня схватил леденец и сосал. Вы-растет Ваня — будет молодец,

ПРОИЗНЕСЕНИЕ   ЗВУКА   Ц   В   ПРЯМЫХ   СЛОГАХ Упражнение. Произносить (читать) слоги.

Образец: ца, цо, цы, це.

ца — цо — цы — це це — цы — цо — ца цо — цы — це — ца цы — це — ца — цо ца — це — цы — цо         цо — це — цы — ца

Упражнение. Произносить (читать) слова.

1. С ударением на слоге.

Образец: ли-цо, жилъ-цы.

ца,    цо

Овца, цапля, пыльца, мерцать, лицо, яйцо, кольцо, крыльцо, ружьецо, цокать, деревцо, пунцовый.


ЦЫ,      ЦИ

Цып-цып, цыган, отцы, бойцы, жильцы, концы, пловцы, певцы, борцы, огурцы, дворцы, гонцы, молодцы, кузнецы, продавцы, цирк, цифра, циркуль, цинковый.

це

Цех, цель, цепь, центр, цепкий, целый, оценка, рецепт, офицер, зацепка.

2. Без ударения на слоге. Образец: зай-цы, мелъни-ца.

ца

Яйца, улица, мельница, водица, певица, теплица, грани­ца, больница, пшеница, рукавица, колхозница, курица, кольца, кашица, кожица, горница, пятница, умница, конни­ца, кузница, луковица, пуговица, царапина.

       ЦЫ,      ЦИ

Овцы, зайцы, улицы, больницы, пальцы, луковицы, пуго­вицы, мельницы, ножницы, рукавицы, колхозницы, цыган­ка, цыплёнок, цинга, цилиндр, акация, авиация, милиция, операция, лекция, порция.

Упражнение. Назвать предметы, изображённые на картинках.


Упражнение. Произносить (читать) предложения.

На цепи собака. На опушке зайцы. В конце деревни кузница. У нашего дома акация. Мне нужна пуговица. Подай мне ножницы. Мы по улице бежим. Бойцы охраняют границы. У Вовы на пальце царапина. В колодце холодная водица. В мешке огурцы и луковицы. На улице морозец, бери рукавицы. Ходят по улице мокрые курицы. К колодцу пришли овцы. Зайцы обглодали деревцо. По улице едет конница. В цирке мы видели медведицу. Колхозница цедила молоко. У восьмёрки два кольца без начала и конца.

Загадка

Два кольца, два конца, а посередине гвоздик.

                                                                (Ножни-цы.)

Упражнение. Дополнить предложения по картинкам.  Произносить (чи-тать) предложения.



Курица снесла



ковал кузнец.



Я потерял



На крыльце


с молоком.



Продавец принёс


Упражнение. Произносить (читать) тексты.

 

 

Посылали молодицу

На улицу по водицу.

А водица далека,

А бадейка велика.

Ты, девица, не ходи, Молодица посиди.

На    границе

Отец служил на границе. Вместе с другими бойцами отец охранял границу. Им помогали собаки. Бойцы ценили собак. Собаки любили бойцов. У отца была собака Цибик. Цибик не раз помогал отцу. Один раз отец был ранен. Ци-бик спас его от смерти. Отец помнит Цибика.

Упражнение. Произносить (читать) и пересказывать текст.

Цыплята

Вывела курица цыплят. Все они одинаковые, пушистые. Дала курица им имена. Цыплёнка, который родился пер-вым, курица назвала Цып. Цыплёнка, который родился вторым, курица назвала Цып-Цып. Цыплёнка, который родился третьим, она назвала Цып-Цып-Цып.

Чем позже родился цыплёнок, тем длиннее у него было имя. Самое длинное имя было у десятого цыплёнка — Цып-Цып-Цып-Цып-Цып-Цып-Цып-Цып-Цып-Цып.

Когда цыплята получили имена, они стали ссориться. Цыплёнок, имя которого было длиннее, ссорился со всеми, у кого имена были короче. Цып-Цып не здоровался с Цыпом. Цып-Цып-Цып задирал нос перед Цыпом и Цып-Цыпом. Самым гордым был десятый цыплёнок. Он носил самое длинное имя.

(По   М.   Петрову.)


ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ    ЗВУКОВ    Ц — С

Упражнение. Произносить (читать) слоги.

ца —са       цо   —со        цу  —су       цы   —сы

са  — ца       со  — цо        су  — цу       сы   — цы

аца— аса     ацо — асо      ацу — асу     ацы — асы

аса — аца     асо — ацо      асу — ацу     асы — ацы

ац  — ас      оц  — ос        уц  — ус       ыц   — ыс

яц  —яс      иц  —ис        ец  —ее        ас   —ац

ос  — оц       ус  — уц        ыс  — ыц     яс  — яц

ис   — иц      ее   — ец

Упражнение. Произносить (читать) слова со звуками ц и с.

Спица, синица, лисица, сестрица, лестница, гусеница, сахарница, словцо, письмецо, песцы, скворцы, ресницы, сальце, солнце, сцена, месяц, песцовый, свинцовый.

ца — са,   цо — со,   цу — су

овца     — оса            кольцо — колесо     к лицу     — лису

пыльца — полоса      цокот  — сокол        к кольцу — к колесу цапля  — сабля

цы — сы

цып-цып — сыпь-сыпь     концы     — носы

овцы        — косы               ресницы — волосы

куцый     — русый             умельцы — рельсы
цыкать    — сыпать

це—се

цель    — кисель        ценный — осенний     цедить  — сердить
целый  — серый            цены     — сено            целина — седина


Упражнение. Назвать предметы, изображённые на картинках.



 


Упражнение. Произносить (читать) предложения.

Целый стакан. Сломанное деревцо. Пёстрая курица. Све-жая водица. Трусливый заяц. Смелые бойцы. Сильные кузнецы. У лисицы лисята. У Симы платье из ситца. Соня уронила сахарницу. Отец написал письмецо. У Сени русые волосы и светлые ресницы. Сёма выпил целый стакан сока. Заглянет солнце и к нам в оконце. На акации сидела си-ница. Скворец принёс гусеницу. Целый день сияло солнце. Сентябрь — осенний месяц. Курица снесла яйцо. У зайца куцый хвост. Месяц светил в окно. В мае зацвела сирень и акация. Целый месяц дети были в лагере.

Загадка

На сосне дворец, во дворце певец, а зовут его... (скворец).

Упражнение. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать)

предложения.

Синица схватила


крадётся к зайцу.

 

Бабушка вяжет

Упражнение. Составить предложения по картинкам.

 

 

 

 

 


Упражнение. Произносить (читать) тексты.

Загадка

Привела я солнце

На своё оконце,

К потолку повесила —

Стало дома весело.            (Лампа.)

Наши   друзья

В садах и на полях много насекомых. Для деревьев осо-бенно опасны гусеницы. Гусеницы поедают листья. Деревцо погибает. Насекомых поедают скворцы, снегири, синицы, дятлы и другие птицы. Синицы, снегири и дятлы живут у нас и зимой. Для скворцов ребята делают домики. При-

летают скворцы, несут яйца, выводят птенцов. На полях скворцы истребляют саранчу и других насекомых. Они спа-сают посевы. Берегите птиц.

 

 

Упражнение. Произносить (читать) и пересказывать текст.

Лиса   и   цапля

(Сказка)

Позвала лисица цаплю в гости. Сварила кашицу и раз-мазала на блюдце. Поставила блюдце перед цаплей и гово-рит:

Ешь, цапля, вкусная кашица!

Стукала, стукала цапля по блюдцу носом. Так и не поела кашицы. А лисица языком кашицу лизала и наелась. Оби-делась цапля на лисицу.

Зовёт цапля к себе лисицу. Сварила кашицу в кувшине и говорит:

Ешь, лисица, вкусная кашица!

Рыльце у лисицы не лезло в кувшин. Поэтому не могла лисица добраться до кашицы. А у цапли нос длинный, и она целый кувшин кашицы съела.

Поняла лисица, что за хитрость цапля отплатила хит-ростью.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ    ЗВУКОВ    Ц Т

Упражнение. Произносить (читать) слоги.

ца   — тя      цо  — те         цу   — тю       цы — ти       це   — те

тя   — ца     те   — цо       тю  — цу      ти — цы    те   — це

ац  — ать   оц — оть     уц  — уть    яц — ять   ец  — еть

ать — ац      оть — оц        уть — у ц       ять — яц      еть — ец

Упражнение. Произносить (читать) слова со звуками ц и т.

Теплица, темница, таблица, столица, страница, сестрица, пятница, телятница, отцы, птенцы, танцы, центры, ситец, цокать, концерты, рецепты, проценты, цыплята, платьице, полотенце.

Упражнение. Произносить (читать) слова.

цы   (ци) — ти,   це — те

цирк         — тир                  цепкий      — терпкий

цыкать    — тикать             ценный     — тесный

цыплята  — тигрята           сцены       — стены

медицина— Валентина     целлофан — телефон

ец — еть,   яц — ять

борец  — гореть         глупец  — глупеть          заяц  — лаять

боец    — болеть        кузнец  — тускнеть         месяц — десять жилец — жалеть       молодец — молодеть        паяц  — паять

Упражнение. Назвать предметы, изображённые на картинках.

Упражнение. Произносить (читать) предложения.

Костя едет с отцом. Витя порезал палец. Настя кормит цыплят. Дети веселятся на улице. У Тани тёмное платьице. Отец ездил в столицу. Митю поцарапал котёнок. Цыплята не умеют плавать. Котёнок лакает из блюдца. Катя поли-вает цветы. На акации поют птицы. Птицы выводятся из яиц. Телятница возится с телёнком. Котёнок гоняется за цыплятами. На улице метёт метелица. Мокрые курицы су-шатся на улице. Малиновым цветом цветут лепестки. Сест-рица испортила в книге страницу. Нету месяца — темно, звёзды светятся в окно. Зиме конец! Летит скворец и громко напевает. У плетня на улице встретились две курицы, ку-рицы-наседки, добрые соседки.

Загадки

Красная девица сидит в темнице, а коса на улице.

                                                                              (Мор-ковь.)

Шли столбцом: сын с отцом да дед с внуком. Сколько их.

(Трое.)

В ярком платье модница — погулять охотница.

От   цветка   к   цветку   порхает,   утомится — отдыхает.  

                                                                                        (Ба-бочка.)

 

 

Упражнение. Дополнить  предложения  по картинкам.  Произносить (чи-тать) предложения.



Ната вытирается


 


Во дворе


и



растут в теплице.


 

Упражнение. Произносить (читать) тексты.

 Буква Ц

Букв немало мы узнали,            Цепь, цветок и цифра тут

Добрались до буквы ц.               Ц в начале все прочтут,

Есть  слова, где ц — в начале,     А в словах отец, боец

Где — в средине, где в конце,     Ц мы пишем под конец.

 

 

Цапля ходит по болоту,            В каждой строчке — буква ц

Ждут в гнезде её птенцы.         Словно камушек в кольце.

Цирк откроется в субботу,        И на каждой есть странице,

Уж приехали борцы.                  На границе и в столице.

В цех явились на работу          И в цыплятах на крыльце

Молодые кузнецы.                      Тоже есть две буквы ц.

(Л. Дьяконов.)


  Цыплята   и   утята

У курицы было десять цыплят, а у утки — пять утят. Цыплята и утята вместе ходили по двору, Повела утка утят купаться. И цыплята за утятами. Поплыли утята, а цыплята не умеют плавать. Стали они жаловаться курице. А мать-курица показала, как можно купаться в пыли.

Одиннадцатый   цыплёнок

Курица вывела десять цыплят и повела их гулять. А од-но яйцо закатилось, и курица его не заметила. Одиннад-цатый цыплёнок пробил скорлупу и вылез из яйца. Светило солнце, пели птицы. Но цыплёнку было грустно. Он был один и не знал, как его звать.

Цыплёнок пошёл во двор. Там он увидел котёнка. Но котёнок не знал, как зовут цыплёнка.

Пошёл цыплёнок дальше и увидел щенков. Но и они не знали, как зовут цыплёнка. Стало темно. Цыплёнок за-брался в уголок и уснул.

Проснулся цыплёнок рано. Он хотел пить и есть. Вдруг кто-то пискнул. Перед цыплёнком стоял незнакомец, такой же пушистый.

— Ты кто? — спросил незнакомец.

Цыплёнок не успел ответить. Во двор выбежала целая ватага похожих на незнакомца комочков.

«Мы — цыплята!» — кричали они. И цыплёнок узнал своё имя.

(По   М.   Петрову.)



 

Посмотрите также