ПОСТАНОВКА ЗВУКА Ц
Постановку звука ц можно начинать только при условии хорошего произношения звуков сит.
Нормальная установка при произнесе-нии звука. 1) Кончик языка, как при произне-сении звука с, упирается в передние нижние зубы. Язык приподнят и выгнут. Передняя часть спинки языка смыкается с нёбом (у альвеол). Язык широко распластан, бо-ковые края напряжены. В момент выдоха передняя часть спинки мгновенно размы-кается с нёбом. Кончик языка слегка отдёр-гивается от нижних зубов, усиливая тем са-мым толчок воздушной струи.
2) Губы растянуты в улыбке.
3)
Зубы
при произнесении звука сомк-
нуты или
сближены. При произнесении глас-
ного
звука в прямых слогах зубы размы-
каются.
4)
Воздух
выдыхается толчком в мо-
мент
размыкания языка с нёбом. На ладони,
поднесённой
ко рту, ощущается холодный по-
ток
воздуха.
5) Звук ц твёрдый, глухой.
Звук ц образуется при слиянии звуков тис.
При произнесении звука ц выдыхаемая струя воздуха является сильной с взрывным характером, как при произнесении звука т, а произнесение звука с придаёт аффрикате ц свистящий оттенок.
Однако хорошее произнесение звуков т и с в отдельности ещё не гарантирует поста-новку звука ц по подражанию.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Упражнение для развития напора вы-дыхаемого воздуха. Просунуть между зу-бами кончик языка. Прижать кончик зубами. Быстро разжать зубы и с силой отдёрнуть кончик языка внутрь (не слишком далеко) одновременно с выдохом воздуха толчком. Слышится межгубный твёрдый звук т.
Упражнения для языка.
1) Открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние перед-ние зубы, а язык приподнять и выгнуть так, чтобы передняя часть прижималась к нёбу. Язык касается верхних зубов спинкой. Без включения голоса произносить звук, имитирующий звук т. (При произнесении изолиро-ванного нормального звука т кончик языка упирается в передние верхние зубы.) Произ-несение звука происходит в момент размы-кания, когда кончик языка отскакивает от нижних передних зубов под напором силь-ной струи выдыхаемого воздуха. Губы на-пряжены, растянуты в улыбке. Контроль ла-донью руки.
Упражнение полезно тем, что приучает язык к тому положению, которое выполняет-ся при произнесении звука ц.
Примечание. При произнесении зву-ка, имитирующего звук т, кончик языка упи-рается в верхние передние зубы (как при про-изнесении твёрдого звука т), и цель упраж-нения не достигается.
2) Открыть рот. Кончиком языка напря-жённо упереться в нижние передние зубы. Спинка языка выгнута и касается верхних
передних зубов. Чтобы спинка языка лучше соприкасалась с нёбом, боковые края языка зажимаются зубами и остаются зажатыми и в момент вдоха, и в момент выдоха. Кончик языка должен оставаться свободным. Вдохнув, выдохнуть воздух коротким сильным толчком при одновременном отска-кивании кончика языка от нижних передних зубов. Струя воздуха проходит посредине языка. Положение зубов не меняется. Губы |
напряжены и растянуты в улыбке. Слышит-
ся короткий звук ц.
Примечание. В момент выдоха при
неподвижном кончике языка зубы размы-
каются, и поэтому слышится короткий
звук с.
3) Повторить предыдущее упражнение без
зажатия зубами боковых краёв языка.
Примечание. Иногда вместо звука ц
слышится глухой слог цэ (или иногда ца),
если рот широко открыт.
ПРОИЗНЕСЕНИЕ ЗВУКА Ц В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ Упражнение. Произносить (читать) слоги.
Образец: а—ц, о — ц, у — ц, ы—ц, я — ц, ё — ц, и — ц, е — ц.
ац — оц — уц — ыц ыц — уц — оц — ац
яц — ёц — иц — ец ец — иц — ёц — яц
ац — яц — оц — ёц ыц — иц — уц — ец
ёц — оц — яц — ац ец — уц — иц — ыц
Упражнение. Произносить (читать) слова.
1. С ударением на слоге. Образец: мат-ра—ц, бо-е — ц.
ац, ёц, иц, яц
Паяц, матрац, клёцки, шприц.
ец
Боец, отец, жнец, борец, гонец, конец, жилец, певец, рубец, глупец, дворец, удалец, огурец, пловец, беглец, кузнец, образец, леденец, молодец, наконец, продавец.
2. Без ударения на слоге. Образец: коло-де — ц.
Заяц, горец, палец, перец, танец, ранец, братец, беже-нец, колодец, мизинец.
Упражнение. Назвать предметы, изображённые на картинках.
Упражнение. Произносить (читать) предложения.
Образец: У Вовы ране— ц. Во дворе колоде — ц.
Ваня поит овец. У Маши леденец. В кустах заяц. Вова — хороший пловец. Колодец глубокий. Мой дядя — кузнец. Выбей матрац. Возьми огурец. Продавец подал перец. Мо-розец румянит людей. Я порезал мизинец. Теперь там ру-бец. Зиме конец, прилетел скворец. Маленький братец суёт в рот палец.
Упражнение. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предложения.
|
обглодал кору.
Упражнение. Произносить (читать) текст.
Братец
У меня братец Ваня. Он маленький. Так и норовит палец в рот сунуть. Мама меня просит следить за Ва-ней. Во дворе колодец. Ваня может упасть в колодец. Мо-жет сунуть палец в рот собаке. Ваня любит сладкое. Дал ему продавец леденец. Ваня схватил леденец и сосал. Вы-растет Ваня — будет молодец,
ПРОИЗНЕСЕНИЕ ЗВУКА Ц В ПРЯМЫХ СЛОГАХ Упражнение. Произносить (читать) слоги.
Образец: ца, цо, цы, це.
ца — цо — цы — це це — цы — цо — ца цо — цы — це — ца цы — це — ца — цо ца — це — цы — цо цо — це — цы — ца
Упражнение. Произносить (читать) слова.
1. С ударением на слоге.
Образец: ли-цо, жилъ-цы.
ца, цо
Овца, цапля, пыльца, мерцать, лицо, яйцо, кольцо, крыльцо, ружьецо, цокать, деревцо, пунцовый.
ЦЫ, ЦИ
Цып-цып, цыган, отцы, бойцы, жильцы, концы, пловцы, певцы, борцы, огурцы, дворцы, гонцы, молодцы, кузнецы, продавцы, цирк, цифра, циркуль, цинковый.
це
Цех, цель, цепь, центр, цепкий, целый, оценка, рецепт, офицер, зацепка.
2. Без ударения на слоге. Образец: зай-цы, мелъни-ца.
ца
Яйца, улица, мельница, водица, певица, теплица, граница, больница, пшеница, рукавица, колхозница, курица, кольца, кашица, кожица, горница, пятница, умница, конница, кузница, луковица, пуговица, царапина.
ЦЫ, ЦИ
Овцы, зайцы, улицы, больницы, пальцы, луковицы, пуговицы, мельницы, ножницы, рукавицы, колхозницы, цыганка, цыплёнок, цинга, цилиндр, акация, авиация, милиция, операция, лекция, порция.
Упражнение. Назвать предметы, изображённые на картинках.
Упражнение. Произносить (читать) предложения.
На цепи собака. На опушке зайцы. В конце деревни кузница. У нашего дома акация. Мне нужна пуговица. Подай мне ножницы. Мы по улице бежим. Бойцы охраняют границы. У Вовы на пальце царапина. В колодце холодная водица. В мешке огурцы и луковицы. На улице морозец, бери рукавицы. Ходят по улице мокрые курицы. К колодцу пришли овцы. Зайцы обглодали деревцо. По улице едет конница. В цирке мы видели медведицу. Колхозница цедила молоко. У восьмёрки два кольца без начала и конца.
Загадка
Два кольца, два конца, а посередине гвоздик.
(Ножни-цы.)
Упражнение. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (чи-тать) предложения.
|
Курица снесла
|
ковал кузнец.
|
Я потерял
|
На крыльце
с молоком.
|
Продавец принёс
Упражнение. Произносить (читать) тексты.
Посылали молодицу
На улицу по водицу.
А водица далека,
А бадейка велика.
Ты, девица, не ходи, Молодица посиди.
На границе
Отец служил на границе. Вместе с другими бойцами отец охранял границу. Им помогали собаки. Бойцы ценили собак. Собаки любили бойцов. У отца была собака Цибик. Цибик не раз помогал отцу. Один раз отец был ранен. Ци-бик спас его от смерти. Отец помнит Цибика.
Упражнение. Произносить (читать) и пересказывать текст.
Цыплята
Вывела курица цыплят. Все они одинаковые, пушистые. Дала курица им имена. Цыплёнка, который родился пер-вым, курица назвала Цып. Цыплёнка, который родился вторым, курица назвала Цып-Цып. Цыплёнка, который родился третьим, она назвала Цып-Цып-Цып.
Чем позже родился цыплёнок, тем длиннее у него было имя. Самое длинное имя было у десятого цыплёнка — Цып-Цып-Цып-Цып-Цып-Цып-Цып-Цып-Цып-Цып.
Когда цыплята получили имена, они стали ссориться. Цыплёнок, имя которого было длиннее, ссорился со всеми, у кого имена были короче. Цып-Цып не здоровался с Цыпом. Цып-Цып-Цып задирал нос перед Цыпом и Цып-Цыпом. Самым гордым был десятый цыплёнок. Он носил самое длинное имя.
(По М. Петрову.)
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ц — С
Упражнение. Произносить (читать) слоги.
ца —са цо —со цу —су цы —сы
са — ца со — цо су — цу сы — цы
аца— аса ацо — асо ацу — асу ацы — асы
аса — аца асо — ацо асу — ацу асы — ацы
ац — ас оц — ос уц — ус ыц — ыс
яц —яс иц —ис ец —ее ас —ац
ос — оц ус — уц ыс — ыц яс — яц
ис — иц ее — ец
Упражнение. Произносить (читать) слова со звуками ц и с.
Спица, синица, лисица, сестрица, лестница, гусеница, сахарница, словцо, письмецо, песцы, скворцы, ресницы, сальце, солнце, сцена, месяц, песцовый, свинцовый.
ца — са, цо — со, цу — су
овца — оса кольцо — колесо к лицу — лису
пыльца — полоса цокот — сокол к кольцу — к колесу цапля — сабля
цы — сы
цып-цып — сыпь-сыпь концы — носы
овцы — косы ресницы — волосы
куцый
— русый умельцы — рельсы
цыкать — сыпать
це—се
цель —
кисель ценный — осенний цедить — сердить
целый
— серый цены — сено целина — седина
Упражнение. Назвать предметы, изображённые на картинках.
|
Упражнение. Произносить (читать) предложения.
Целый стакан. Сломанное деревцо. Пёстрая курица. Све-жая водица. Трусливый заяц. Смелые бойцы. Сильные кузнецы. У лисицы лисята. У Симы платье из ситца. Соня уронила сахарницу. Отец написал письмецо. У Сени русые волосы и светлые ресницы. Сёма выпил целый стакан сока. Заглянет солнце и к нам в оконце. На акации сидела си-ница. Скворец принёс гусеницу. Целый день сияло солнце. Сентябрь — осенний месяц. Курица снесла яйцо. У зайца куцый хвост. Месяц светил в окно. В мае зацвела сирень и акация. Целый месяц дети были в лагере.
Загадка
На сосне дворец, во дворце певец, а зовут его... (скворец).
Упражнение. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать)
|
предложения.
Синица схватила
|
крадётся к зайцу.
Бабушка вяжет
Упражнение. Составить предложения по картинкам.
![]() |
Упражнение. Произносить (читать) тексты.
Загадка
Привела я солнце
На своё оконце,
К потолку повесила —
Стало дома весело. (Лампа.)
Наши друзья
В садах и на полях много насекомых. Для деревьев осо-бенно опасны гусеницы. Гусеницы поедают листья. Деревцо погибает. Насекомых поедают скворцы, снегири, синицы, дятлы и другие птицы. Синицы, снегири и дятлы живут у нас и зимой. Для скворцов ребята делают домики. При-
летают скворцы, несут яйца, выводят птенцов. На полях скворцы истребляют саранчу и других насекомых. Они спа-сают посевы. Берегите птиц.
Упражнение. Произносить (читать) и пересказывать текст.
Лиса и цапля
(Сказка)
Позвала лисица цаплю в гости. Сварила кашицу и раз-мазала на блюдце. Поставила блюдце перед цаплей и гово-рит:
— Ешь, цапля, вкусная кашица!
Стукала, стукала цапля по блюдцу носом. Так и не поела кашицы. А лисица языком кашицу лизала и наелась. Оби-делась цапля на лисицу.
Зовёт цапля к себе лисицу. Сварила кашицу в кувшине и говорит:
— Ешь, лисица, вкусная кашица!
Рыльце у лисицы не лезло в кувшин. Поэтому не могла лисица добраться до кашицы. А у цапли нос длинный, и она целый кувшин кашицы съела.
Поняла лисица, что за хитрость цапля отплатила хит-ростью.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ц — Т
Упражнение. Произносить (читать) слоги.
ца — тя цо — те цу — тю цы — ти це — те
тя — ца те — цо тю — цу ти — цы те — це
ац — ать оц — оть уц — уть яц — ять ец — еть
ать — ац оть — оц уть — у ц ять — яц еть — ец
Упражнение. Произносить (читать) слова со звуками ц и т.
Теплица, темница, таблица, столица, страница, сестрица, пятница, телятница, отцы, птенцы, танцы, центры, ситец, цокать, концерты, рецепты, проценты, цыплята, платьице, полотенце.
Упражнение. Произносить (читать) слова.
цы (ци) — ти, це — те
цирк — тир цепкий — терпкий
цыкать — тикать ценный — тесный
цыплята — тигрята сцены — стены
медицина— Валентина целлофан — телефон
ец — еть, яц — ять
борец — гореть глупец — глупеть заяц — лаять
боец — болеть кузнец — тускнеть месяц — десять жилец — жалеть молодец — молодеть паяц — паять
Упражнение. Назвать предметы, изображённые на картинках.
Упражнение. Произносить (читать) предложения.
Костя едет с отцом. Витя порезал палец. Настя кормит цыплят. Дети веселятся на улице. У Тани тёмное платьице. Отец ездил в столицу. Митю поцарапал котёнок. Цыплята не умеют плавать. Котёнок лакает из блюдца. Катя поли-вает цветы. На акации поют птицы. Птицы выводятся из яиц. Телятница возится с телёнком. Котёнок гоняется за цыплятами. На улице метёт метелица. Мокрые курицы су-шатся на улице. Малиновым цветом цветут лепестки. Сест-рица испортила в книге страницу. Нету месяца — темно, звёзды светятся в окно. Зиме конец! Летит скворец и громко напевает. У плетня на улице встретились две курицы, ку-рицы-наседки, добрые соседки.
Загадки
Красная девица сидит в темнице, а коса на улице.
(Мор-ковь.)
Шли столбцом: сын с отцом да дед с внуком. Сколько их.
(Трое.)
В ярком платье модница — погулять охотница.
От цветка к цветку порхает, утомится — отдыхает.
(Ба-бочка.)
Упражнение. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (чи-тать) предложения.
|
Ната вытирается
|
|
Во дворе
и
|
растут в теплице.
Упражнение. Произносить (читать) тексты.
Буква Ц
Букв немало мы узнали, Цепь, цветок и цифра — тут
Добрались до буквы ц. Ц в начале все прочтут,
Есть слова, где ц — в начале, А в словах отец, боец
Где — в средине, где в конце, Ц мы пишем под конец.
Цапля ходит по болоту, В каждой строчке — буква ц
Ждут в гнезде её птенцы. Словно камушек в кольце.
Цирк откроется в субботу, И на каждой есть странице,
Уж приехали борцы. На границе и в столице.
В цех явились на работу И в цыплятах на крыльце
Молодые кузнецы. Тоже есть две буквы ц.
(Л. Дьяконов.)
Цыплята и утята
У курицы было десять цыплят, а у утки — пять утят. Цыплята и утята вместе ходили по двору, Повела утка утят купаться. И цыплята за утятами. Поплыли утята, а цыплята не умеют плавать. Стали они жаловаться курице. А мать-курица показала, как можно купаться в пыли.
Одиннадцатый цыплёнок
Курица вывела десять цыплят и повела их гулять. А од-но яйцо закатилось, и курица его не заметила. Одиннад-цатый цыплёнок пробил скорлупу и вылез из яйца. Светило солнце, пели птицы. Но цыплёнку было грустно. Он был один и не знал, как его звать.
Цыплёнок пошёл во двор. Там он увидел котёнка. Но котёнок не знал, как зовут цыплёнка.
Пошёл цыплёнок дальше и увидел щенков. Но и они не знали, как зовут цыплёнка. Стало темно. Цыплёнок за-брался в уголок и уснул.
Проснулся цыплёнок рано. Он хотел пить и есть. Вдруг кто-то пискнул. Перед цыплёнком стоял незнакомец, такой же пушистый.
— Ты кто? — спросил незнакомец.
Цыплёнок не успел ответить. Во двор выбежала целая ватага похожих на незнакомца комочков.
«Мы — цыплята!» — кричали они. И цыплёнок узнал своё имя.
(По М. Петрову.)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.