Постановка звуков. Практический материал.
Оценка 4.7

Постановка звуков. Практический материал.

Оценка 4.7
Особые потребности
docx
дефектология
Детсад
08.03.2018
Постановка звуков. Практический материал.
Постановка звуков. Практический материал. В Федеральных государственных требованиях к структуре Основной общеобразовательной программы дошкольного образования предъявлены требования к содержанию образовательных областей, так как содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач: развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных видах детской деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи.Постановка звуков. Практический материал.
Постановка звуков..docx
Постановка звука Г, артикуляция звука Г При артикуляции звука [ г ] Губы принимают положение следующего звука. Расстояние между резцами зависит от следующего за г гласного. Кончик языка опущен и не касается нижних резцов. Передняя и средняя части  спинки языка опущены, задняя часть спинки языка образует смычку с нёбом.  Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, таким образом, проход в  носовую полость закрыт, воздушная струя идет через рот. Голосовые складки смыкаются и вибрируют в момент, предшествующий взрыву  смычки между языком и нёбом в результате прохождения выдыхаемой струи  воздуха. Образуется звук звонкий, твердый [г]. I этап не проводится, так как подъем задней части спинки языка отрабатывается при  прохождении звука к. II этап работы проводится как часть занятия. Тема. Уточнение произношения звука г. Цель. Добиваться от всех детей правильного, звонкого произношения звука г в  звукоподражаниях. Предшествующая работа. Отработан звук к, от которого звук г отличается в  основном наличием голоса. Подготовительная работа. Чтобы правильно сочетать фронтальную работу с  индивидуальной, логопеду  нужно выяснить, кто из детей недостаточно озвончает  звуки б, д, г.  Подобрать для занятия картинку. Игра «Гуси»  Краткое описание. Воспитатель показывает картинку. На ней изображена девочка, которая гонит гусей.  Педагог говорит, что гуси идут домой и гогочут: «га­га­га...» «Как гуси гогочут?» —  спрашивает педагог. Дети отвечают: «га­га­га...» Он продолжает: «По пути попалась  канава, стали гуси прыгать через нее: «гоп­гоп­гоп...» Как они стали прыгать через  канаву?» Дети: «гоп­гоп­гоп...» Потом дети делятся на 2 группы. Одна изображает  гусей. Дети ходят и говорят: «га­га­га». Другая изображает пастушков. Когда дети  1 подходят канавке (перевернутой скамейке), пастушки говорят: «гоп­гоп­гоп». И гуси прыгают. Затем участники игры меняются ролями.   Методические указания. Следить, чтобы дети не выкрикивали звукосочетания (га­га,  гоп­гоп), а произносили их четко, громко, чтобы у всех звук г был звонким. III этап работы (проводится вне занятия) Тема. Формирование правильного, четкого произношения звука г во фразовой речи и  воспитание силы голоса. Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука г во фразах, учить  пользоваться громким голосом. Предшествующая работа Проведено уточнение произношения звука г. Подготовительная работа Продумать, кого назначить пастухом: сначала надо назначить тех, кто сможет дать  правильный образец речи, а потом тех, кому необходимо закрепить произношение  звука г.  Игра «Волк, пастух и гуси»  Краткое описание  Пастух. Гуси­гуси, вы откуда?  Гуси. Га­га­га. Мы из дома.  Пастух. Гуси­гуси, вы куда?  Гуси. На луга, на луга.  Пастух. Есть хотите?  Гуси. Да­да­да.  Пастух. Ну, идите на луга.  (Гуси ходят и щиплют травку.)  Пастух. Гуси белые, домой. Серый волк под горой.  Гуси гогочут и бегут домой. Волк ловит гусей. Пойманные выходят из игры. Методические указания Следить, чтобы дети произносили текст громко, четко, но не кричали. 2 Постановка звука К, артикуляция звука К  При артикуляции звука [ к ] Губы находятся в положении следующего за к гласного, не напряжены. Расстояние между резцами зависит от следующего за к гласного. Кончик языка опущен и не касается нижних резцов. Передняя и средняя части стенки языка опущены, задняя часть стенки языка образует смычку с нёбом. Боковые края  языка прижаты к верхним коренным зубам. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в носовую полость. Голосовые складки разомкнуты. Выдыхаемая струя взрывает смычку между языком  и нёбом, в результате образуется характерный шум. I этап работы проводится как часть занятия Тема. Уточнение движений языка, необходимых для правильного произношения  звука к.  Цель. Добиваться от каждого ребенка умения выгибать спинку языка при  опущенном вниз кончике языка. Предшествующая работа. Умение удерживать кончик языка за нижними зубами  воспитывалось при отработке звуков и, э, поднимать заднюю часть языка вверх —  при отработке звуков о, у.  Подготовительная работа. Потренироваться перед зеркалом в правильном  выполнении упражнения. Упражнение «Прятки» Краткое описание Дети сидят лицом к логопеду.  Он предлагает поиграть в прятки: «Но прятаться  будем не мы, а наши язычки. Посмотрите, как спрячется мой язычок, вы его даже не  увидите. (Показывает.) А сейчас, дети, откройте рот так, чтобы мы видели язык у  нижних зубов... А теперь спрячьте язык далеко­далеко, а рот не закрывайте. У Вали  хорошо спрятался язык. Иди, Валя, покажи, как ты умеешь прятать язык». Проверять выполнение упражнения следует по подгруппам, чтобы логопед или  воспитатель мог видеть каждого ребенка. 3 Методические указания. Дети должны сидеть спокойно, голову держать прямо.  Воспитатель следит, чтобы они не закрывали рот, когда отодвигают язык назад.  Кончик языка при этом все время находится внизу. Если у кого­либо не получается  это упражнение, надо деревянным шпателем или чистым пальцем самого ребенка  отодвинуть язык назад, слегка нажимая на кончик языка. II этап работы (проводится как целое занятие) Тема. Уточнение произношения звука к. Цель. Добиваться четкого, правильного произношения звука к в звукоподражаниях.  Предшествующая работа. Проведено уточнение движений языка, необходимых для  правильного произношения звука. Подготовительная работа. Воспитатель заготавливает игрушки или картинки  (курица, петух, воробей, кукушка, лягушка). Еще раз проверяет, как дети произносят звук к, чтобы выяснить, кому необходимо уделить большее внимание. Рассказ «Кто как кричит?»  Краткое описание Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Помните, дети, как мы с вами ходили на  прогулку в лес на даче? Собрались мы гулять. Вышли во двор, а навстречу идет  курица (достает игрушку, ставит на стол) и кричит: «ко­ко­ко...» Как она кричит?  («Ко­ко­ко».) Идем мы дальше, а курица кудахчет: «куд­куда». Как она кудахчет?  («Куд­куда».) «В лес», — ответили мы ей и пошли дальше. На заборе сидит петух  (достает петуха) и кричит: «кука­ре­ку!» Как петух кричит? («Ку­ка­ре­ку!») Пошли  дальше по дороге, мимо огорода. Смотрим, а воробьи у подсолнухов зерна клюют  (достает воробья). Прогнали их дети. Как вы их прогнали? («Кыш­кыш».) Пришли мы в лес. Хорошо там. Стали собирать цветочки, вдруг слышим, кукушка кукует  (достает кукушку): «ку­ку». Как кукушка кукует? («Ку­ку...») Набрали много  цветов, пошли обратно. Слышим, лягушки квакают (достает лягушку): «ква­ква».  Как лягушки квакают? («Ква­ква».) Погуляли мы в лесу и вернулись домой».   Затем воспитатель опрашивает детей, кого они видели и кто как кричал.  Методические указания. Следить, чтобы в звукоподражаниях дети произносили звук к четко и отвечали на вопросы полным ответом. III этап работы (проводится как часть занятия) Тема. Воспитание четкого произношения звука к во фразовой речи и умения менять  темп речи. 4 Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука к во фразовой речи. Учить  переходу от медленного темпа речи к быстрому. Предшествующая работа. С детьми уточнено произношение звука к.  Подготовительная работа. Воспитатель разучивает с детьми стихотворение. Игра «Дождик»  Краткое описание Дети сидят на стульях. Воспитатель говорит: «Пошли мы гулять, и вдруг начался  дождик, забарабанил по крыше. Как капли закапали? Вспомним стихотворение:  Капля раз, капля два,  Капли медленно сперва —  Кап, кап, кап, кап. (Дети сопровождают эти слова медленными хлопками.)Стали  капли поспевать.  Капля каплю подгонять —   Кап, кап, кап, кап. (Хлопки учащаются.)   Зонтик поскорей раскроем,   От дождя себя укроем. (Дети поднимают руки над головой, имитируя зонтик.)  Методические указания. Следить за правильным произношением детьми звука к, за  сменой темпа и соответствием хлопков каждому слогу в словах.  Для закрепления произношения звука к используем стихи и рассказы. Постановка звука К', артикуляция звука К'  При артикуляции звука [ к' ] Губы немного растягиваются и открывают зубы. Зубы разомкнуты до 5 мм. Кончик языка опущен и касается нижних резцов. Передняя часть языка опущена,  средняя часть спинки языка приближается к твердому нёбу, язык несколько  продвигается вперед и производит смычку со средней частью твердого нёба. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в носовую полость. Голосовые складки разомкнуты. Выдыхаемая струя взрывает смычку между языком  и нёбом, в результате образуется характерный шум. Для формирования правильного произношения звука [к’] предлагаю выполнять  следующие упражнения: 5 «Прятки». Цель: укреплять мышцы боковых краев языка, учить втягивать и выдвигать язык,  поднимать спинку языка и удерживать в этом положении. Педагог говорит: «Наш Весёлый Язычок играет с нами в прятки. Посмотрите, как он  прячется в домик, и сделайте так несколько раз». Рот открыт. (Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.) Язык  спокойно лежит, его кончик у нижних резцов. Затем язык оттягивается назад, при  этом кончик языка отодвигается от нижних резцов, но находится внизу. Необходимо следить, чтобы дети сидели спокойно, голову держали прямо, не  закрывали рот, когда отодвигают язык назад. Кончик языка при этом все время  находится внизу. Если у кого­ либо не получается это упражнение, надо деревянным  шпателем или чистым пальцем самого ребенка отодвинуть язык назад, слегка  нажимая на кончик языка.    Самая актуальная информация Юнилос у нас.  «Змейка». Цель: укреплять мышцы языка, учить втягивать и выдвигать язык, движения  выполнять ритмично.  Педагог предлагает: «Наш Язычок покажет нам змейку. Посмотрите, как он  двигается вперед, назад. Сделайте это упражнение несколько раз». Рот широко открыт. Сделать упражнение «Иголочка». Узкий язык, похожий на жало,  максимально выдвигать вперед и убирать в глубь рта. Упражнение выполняется в  заданном темпе. Показала змейка жало,  Убрала и хвост поджала­  Жало вынула опять,  Хочет всех вас испугать! Сядь перед зеркалом. Вместе со взрослым выполняй упражнение «Змейка».  Делай четко, плавно, не торопясь.  Повтори 8­10 раз.  Проверь правильность выполнения упражнения по картинке и по описанию. «Горка». 6 Цель: учить поднимать спинку языка, кончик языка удерживать за нижними резцами.  Педагог показывает: «Наш Язычок построил горку. Посмотрите, какая крутая  получилась горка. Сделайте и вы горку». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. В  таком положении язык удерживается до 5 секунд.  Выше, горка, поднимись,  Мы помчимся с горки вниз! «Пароход». Цель: учить непроизвольно оттягивать язык кзади.  Педагог говорит: «Сейчас мы поплывем на пароходе. Наш пароход дает сигнал: ы­ы­ ы... Как пароход дает сигнал?» Дети по подражанию произносят: ы­ы­ы...  Рот приоткрыт. Не надо открывать его широко и растягивать губы в улыбку. Язык  оттягивается назад и удерживается в этом положении. Педагог следит за правильным выполнением упражнения, звук ы­ы­ы... произносится  протяжно на одном выдохе. Все эти упражнения дети выполняют перед зеркалом. Постановка звука С, артикуляция звука С При артикуляции звука [ с ] Кончик языка упирается в нижние передние зубы. Губы растянуты, как при улыбке, и не закрывают зубов. Зубы сближены или сомкнуты Воздух выдыхаем с силой посередине языка, по «желобку»; на ладони, поднесённой  ко рту, ощущается резкая холодная струя. Голосовые складки разомкнуты. Звук с глухой. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Упражнения для развития напора воздуха. 1) Набираем в лёгкие воздух, с силой начинаем дуть (а не просто выдыхать) его через вытянутые вперёд «трубочкой» губы. Контролируем ладонью руки, бумажкой или  ваткой. Ощущаем резко бьющуюся холодную струю, бумажка или ватка отклоняется  в сторону. Повторяем упражнение. 7 2) Высовываем язык, чтобы он спокойно, не напрягая лежал на нижней губе. Вдоль  языка до его середины положить круглую тонкую палочку (спичку) и слегка  нажимаем для образования канавки. Губы округляем, но не напрягаем. Зубы  разомкнуты. Вдохнув, с силой выдуваем воздух, раздувая щёки. Контролируем  ладонью руки, бумажкой или ваткой. Повторяем упражнение. 3) Проделываем предыдущее упражнение без использования палочки.  Упражнение для губ. Растягиваем губы в улыбку до предела и удерживаем их в  напряжённом положении какое­то время. Зубы смыкаем. Повторять упражнение. Упражнение. Произнесение длительного звука с. 1) Открыть рот. Распластать язык и напряжённым кончиком упереться в нижние  зубы. Вдоль языка на его кончик положить круглую тонкую палочку (или спичку)  так, чтобы она прижимала только переднюю часть языка. Губы растянуты в улыбку.  Сомкнуть зубы, насколько позволяет палочка. С силой равномерно выдуваем воздух,  контролируя ладонью руки, бумажкой или ваткой. Слышится длительный звук с—.  Повторяем упражнение. Примечание. Если палочка лежит не посередине языка или напор воздуха  недостаточен, звук с получается неясным, несвистящим. 2) Проделать это же упражнение с медленным выниманием палочки изо рта к зубам и наружу.  Проделываем несколько раз упражнение без использования палочки.   Данный этап работы проводится как часть занятия.  Тема: Уточнение произношения имеющего звука с или вызывание его по  подражанию, развитие длительного ротового выдоха. Цель: Добивать правильного изолированного, длительного произношения звука с,  умения определять положение органов артикуляционного аппарата при произнесении звука с. Чтобы дети правильно произносили звук с, необходимо следить за положением губ,  языка, наличием воздушной струи, идущей посередине языка. Следует обратить  внимание детей на то, что «сердитый» свист воздуха, выходящего из насоса,  напоминает звук с. Когда мы произносим с, то губы в улыбке, зубы видны и тыльной  стороной руки, поднесенной ко рту, можно ощутить холодную струйку воздуха.  Чтобы помочь тем, кто произносит звук нечетко, нужно видеть, что именно не  получается у каждого ребенка. 8 Постановка мягкого звука Сь При артикуляции мягкого звука [ с’ ] губы слегка растянуты в улыбку, зубы видны; зубы раскрыты на 1­2 мм; широкий кончик языка упирается в нижние резцы; передняя часть спинки языка образует щель с верхними зубами или альвеолами;  средняя часть спинки языка поднята к твердому небу; боковые края спинки языка плотно прижаты к боковым зубам, вдоль языка по  средней линии образуется желобок; посередине языка идет холодная струя воздуха, которая хорошо ощущается тыльной  стороной руки, поднесенной ко рту; мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую  полость, воздушная струя идет через рот; голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется. Целью проводимых на данном этапе упражнений является формирование умений  одновременно выполнять и контролировать правильность выполнения всех указанных позиций. После отработки статистики переходим к динамике звука. Предлагаются символы  для контроля качества действий: наличие холодной струи, направленной вниз,  совпадение полученного и нормированного звука. Зрительно контролируется положение языка у нижних зубов. Тактильно – ощущение холодной струи, направленной вниз. Аудиально – совпадение полученного и нормированного звука.  II этап работы (проводится как часть занятия) Тема. Уточнение произношения имеющегося звука с' или вызывание его по  подражанию. Развитие фонематического слуха. Цель. Добиваться умения правильно произносить звук с' и различать на слух звуки с и с'. Предшествующая работа. Детей учили правильно произносить звук с и различать  звуки ф — в, т — д. 9 Подготовительная работа. Подготовить по количеству детей картинки с  изображением тонкой струйки воздуха, выходящей из насоса, и тонкой струйки воды, льющейся из крана (количество тех и других картинок должно на 2 превышать  количество детей). Игра «Угадай, что свистит» Краткое описание  Воспитатель или логопед показывает картинку, на которой изображен насос, и  просит детей сказать, как свистит воздух, когда выходит из насоса. («С­с...»)  «Правильно, выходящий из насоса воздух свистит «сердито»: «с­с...» Как он свистит? («Сердито»: с­с».) А теперь послушайте, как свистит тоненькая струйка воды, когда льется из крана  (показывает картинку). Она свистит нежно, мягко: «сьсьсь...» Все вместе посвистим,  как тоненькая струйка воды... А теперь возьмите со стола картинки. Поднимите картинку, на которой нарисован  насос. Как свистит воздух, когда выходит из насоса? («С­с».) Опустите. Поднимите  картинку, на которой нарисована струйка воды, льющаяся из крана. Как свистит  струйка воды? («Сьсьсь».) Сейчас я проверю, кто из вас внимательный. Если я буду говорить с сердито, вы  поднимете картинку с насосом. Если я буду говорить с нежно, мягко — «сьсьсь», вы  поднимете картинку со струйкой воды». (Сначала можно вызвать двух детей, которые хорошо умеют различать на слух эти  звуки, потом провести игру со всеми детьми или по подгруппам.) Методические  указания. Когда воспитатель произносит звук с', ему надо больше улыбаться, т. е.  оттягивать углы рта, тогда звук будет более мягким.   III этап работы (проводится как часть занятия) Тема. Воспитание четкого, правильного произношения звука с' в словах. Цель. Добиваться правильного произношения звука с' в словах. Предшествующая работа. Уточнено изолированное произношение звука с'. 10 Подготовительная работа. Выяснить, кто из детей недостаточно четко произносит  звук с', чтобы обратить на них особое внимание. Приготовить красивую коробку и  картинки, в названии которых звук с' присутствует в разных частях слова, например:  сирень, письмо, сосиски, велосипед, беседка, васильки, гусь, лось, листья, рысь,  такси и т. п. При подборе материала надо помнить, что звук с перед мягкими т', л', н'  произносится мягко, например: стена, костюм, слива, ослик, брусника, градусник. Игра «Чудесная коробочка» Краткое описание  Воспитатель приносит красивую коробочку. Показывает ее детям и говорит: «В этой чудесной коробочке у нас лежат картинки. А какие, вы сейчас узнаете. Я буду  вызывать вас по очереди. Вы достанете картинку, покажете ее детям и громко, четко  назовете, что на ней нарисовано». Методические указания. Обратить внимание детей на то, что, когда накачивали  насосом шину, воздух свистел сердито, и на предыдущих занятиях они  познакомились с сердитым звуком с. А сегодня они будут произносить звук с по­ другому — мягко. Постановка звука З, артикуляция звука З При артикуляции твёрдого звука [ з ] 1. Губы в улыбке, зубы видны; 2. Зубы сближены, но не сомкнуты; 3. Широкий кончик языка находится за нижними резцами; 4. Боковые края спинки языка плотно прижаты к боковым зубам, и только  посередине остается узкая щель в форме желобка; 5. Посередине языка идет воздушная струя, которая ощущается тыльной стороной  руки, поднесенной ко рту; 6. Мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в  носовую полость, воздушная струя идет через рот; 7. Голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего  образуется голос. 11 Звук з ставится аналогично звуку «с», характеризуется дополнительной фонацией  голосовых связок.  II этап работы (проводится как часть занятия) Тема. Уточнение произношения имеющегося звука з или вызывание его по  подражанию, развитие силы голоса и фонематического слуха. Цель. Добиваться от каждого ребенка правильного, звонкого произношения звука з,  умения различать на слух звуки с — з.  Предшествующая работа. Дети учились правильно произносить звук с; различать  звуки ф — в, т — д. Подготовительная работа. Уточнить, как произносят дети звук з, чтобы вовремя  помочь каждому ребенку. Игра «Комары» Краткое описание  Воспитатель проводит беседу с детьми, вспоминая поездку на дачу. «Помните, дети, как большие комары сердито звенели по вечерам и надоедали нам? Сейчас мы  поиграем в «комаров». Дети делятся на 2 группы: одни изображают комаров, другие — гуляющих детей.  Комары, произнося звук з — «ззз...», бегут за ребятами, которые стараются  спрятаться от них в домики (отгороженные углы комнаты). Потом участники игры  меняются ролями. Затем дети рассаживаются по местам. Воспитатель показывает картинку, на которой  изображен большой комар, и спрашивает: «Как сердито звенит этот комар?» Воспитатель обращает внимание детей на то, что сердитый звон комаров напоминает  звук з, что когда накачивали шину насосом, то воздух, выходящий из насоса, свистел  тихо, голоса не было слышно, а комары звенят звонко, слышен голос. Он предлагает  детям приложить тыльную сторону руки к шее спереди, чтобы ощутить, как дрожит  горло, и рассказывает, что горло — домик голоска; голосок так звонко поет песни,  что даже стенки домика дрожат. Чтобы услышать, как произносит звук каждый ребенок, а затем дать ему правильные  указания, педагог по подгруппам проверяет, как каждый ребенок подражает звону  сердитых, больших комаров. 12 Затем воспитатель раздает всем по 2 картинки с изображением насоса и комара. Он  длительно произносит то звук с, то звук з, а дети показывают соответствующие  картинки.  Методические указания. Чтобы дети хорошо произносили звукз, необходимо  следить за правильным положением губ, языка, наличием воздушной струи и голоса.   III этап работы (проводится как целое занятие) Тема. Воспитание правильного произношения звука з в словах. Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука з в словах. Предшествующая работа. Проведено уточнение произношения изолированного звука  з. Подготовительная работа. Воспитатель подбирает пары одинаковых картинок по  количеству детей. Подбирать картинки надо так, чтобы звук з в них встречался в  начале и середине слова, например: зайка, замок, завод, забор, зонт, звонок, ваза,  коза, звезда, гнездо, Незнайка, роза, мозаика, береза и др. (берется только твердый  звук). Не следует брать слова, в которых звук з стоит перед глухими согласными или  в конце слева, так как в таких случаях согласно орфоэпическим нормам  произношения он оглушается и произносится как с: блузка, глаз. Игра «Назови картинку» Краткое описание  Дети сидят за своими столами. На столе у воспитателя стопка картинок (рисунками  вниз). Такие же картинки он раздает детям. Педагог вызывает ребенка, который снимает из его стопки верхнюю картинку и,  показывая всем, говорит: «Я взял зайку». Тот, у кого есть пара к этой картинке,  встает, показывает свою картинку и говорит: «И у меня зайка». Дети кладут обе  картинки на стол. Игра продолжается до тех пор, пока к каждой картинке не будет  найдена* пара. Методические указания. Воспитатель следит, чтобы дети называли картинки четко,  звонко произнося звук з (первую картинку он называет сам). Постановка звука Ц, артикуляция звука Ц При артикуляции звука [ ц ] Постановку звука ц начинаем только при условии хорошего произношения звуков с и  т.  При произнесении звука. 13 Кончик языка, как при произнесении звука с, упирается в передние нижние зубы.  Язык приподнимаем и выгибаем «горка». Передняя часть спинки языка должна  сомкнуться с нёбом (у альвеол). Язык широко распластан, боковые края напряжены.  В момент выдоха переднюю часть спинки мгновенно размыкаем с нёбом. Кончик  языка слегка отдёргиваем от нижних зубов, этим самым усиливаем толчок воздушной струи. Губы растягиваем в улыбке. Зубы при произнесении звука смыкаем или сближаем. При произнесении гласного  звука в прямых слогах зубы размыкаются. Воздух выдыхаем толчком в момент размыкания языка с нёбом. На тыльной стороне  ладони, поднесённой ко рту, ощущается холодный поток воздуха. Голосовые складки разомкнуты и не вибрируют, поэтому образуется глухой звук ц. Звук ц твёрдый. Звук ц образуется при слиянии звуков т и с.  При произнесении звука ц выдыхаемая струя воздуха является сильной с взрывным  характером, как при произнесении звука т, а произнесение звука с придаёт  аффрикате ц свистящий оттенок.  Хорошее произнесение звуков т и с в отдельности ещё не гарантирует быструю  постановку звука ц по подражанию. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Упражнение для развития напора выдыхаемого воздуха. Для этого просовываем  между зубами кончик языка. Прижимаем кончик зубами. Быстро разжимаем зубы и с  силой отдёргиваем кончик языка внутрь (не слишком далеко) одновременно с  выдохом воздуха толчком. Слышим межгубный твёрдый звук т.   Упражнения для языка. 1) Открываем рот. Кончиком языка упираемся в нижние передние зубы, а язык  приподнимаем и выгибаем так, чтобы передняя часть прижималась к нёбу. Язык  касается верхних зубов спинкой. Без включения голоса произносить звук,  имитирующий звук т. (При произнесении изолированного нормального звука т кончик языка упирается в передние верхние зубы.) Произнесение звука происходит в момент размыкания, когда кончик языка отскакивает от нижних передних зубов под напором сильной струи выдыхаемого воздуха. Губы напрягаем, растягиваем в улыбке.  Контроль тыльной стороны ладони. 14 Упражнение полезно тем, что приучаем язык к тому положению, которое необходимо при произнесении звука ц. Примечание. При произнесении звука, имитирующего звук  т, кончик языка упирается в верхние передние зубы (как при произнесении твёрдого  звука т), и цель упражнения не достигается. 2) Открываем рот. Кончиком языка напряжённо упираемся в нижние передние зубы.  Спинка языка выгнута и касается верхних передних зубов. Постановка звука Ш При артикуляции звука Ш губы в полуулыбке (характерное для нормированной артикуляции положение губ  рупором на этапе постановки не используется для предотвращения участия щек в  образовании звука); рот приоткрыт, зубы разомкнуты на 3­5 мм; широкий язык поднят к альвеолам или к переднему краю твердого неба, но не  прижат; средняя часть спинки языка опускается, но края языка прижаты к боковым  зубам; задняя часть спинки языка поднимается и оттягивается назад; посередине языка идет теплая воздушная струя, которая легко ощущается ладонью  руки, поднесенной ко рту; мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую  полость так, что воздушная струя идет через рот; голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется. Зрительно контролируется положение широкого языка, поднятого за верхние зубы. Тактильно – наличие теплой воздушной струи, направленной по средней линии. Аудиально – совпадение полученного и нормированного звука.  После каждой попытки произнести звук с ребенком обсуждается качество звука  (сначала после сравнения с нормированным звучанием, предъявленным взрослым, а  затем с опорой на слуховую память).  Наиболее распространенные ошибки неправильная работа губ; сжимание зубов; плотное смыкание языка с альвеолами и пропускание воздушной струи через  провисающий боковой край; сужение языка; 15 слишком слабый выдох или направление воздушной струи в нос; II этап работы (проводится как часть занятия) Тема. Уточнение произношения имеющегося звука ш или вызывание его по  подражанию. Развитие речевого дыхании. Цель. Добиваться (по возможности) от каждого ребенка правильного длительного  произношения изолированного звука ш. Учить определять положение губ, языка при  произнесении звука ш. Предшествующая работа. Подъем языка вверх отрабатывался на звуках т, д, н.  Умение делать язык широким отрабатывалось на звуках и, с, з. Воздушная струя,  направленная посередине языка, отрабатывалась на звуках ф, в. Подготовительная работа. Уточнить, как произносят звук ш дети, чтобы знать, кому  и как помочь на занятии. Игра «Лес шумит» Краткое описание  Воспитатель вспоминает с детьми, как они ходили летом в лес и видели там высокие деревья. У них зеленые верхушки, веточек и листьев много. Набежит ветерок и  колышет верхушки деревьев, а они качаются и шумят: «шшш...» Воспитатель  предлагает детям поднять руки вверх, как веточки у деревьев, и пошуметь, как  деревья, когда на них дует ветерок: «шшш...»  Игра «Шар лопнул» Краткое описание  Дети становятся в круг, берутся за руки и, расширяя круг, как бы надувают шар. По  хлопку воспитателя шар лопается, дети приседают, опуская руки, произнося звук ш. После двух­трехкратного повторения игры дети садятся. Воспитатель спрашивает:  «Дети, как шумят верхушки деревьев, когда их качает ветерок?.. А как шипел  воздух, когда выходил из лопнувшего шара?.. Правильно, ветер шумел: «шш», воздух  выходил из лопнувшего шара и шипел: «шшш». Произнесем все вместе звук ш... Что  делали наши губы, когда мы произносили звук ш? («Губы выдвигались вперед».) Они  были похожи на бублик или на трубочку? («Они были круглые, как бублик».) Что  делал язык, когда мы произносили звук ш?» («Язык поднимался к нёбу, за верхние  зубы».) 16 Откройте рот, покажите, где у вас находится язык, когда мы произносим шшш. (Дети выполняют упражнение подгруппами, воспитатель проверяет качество выполнения  — широкий язык должен быть поднят вверх к бугоркам за верхними зубами.) А какой воздух — теплый или холодный — выходит, изо рта, когда мы произносим  шшш? Поднесем ладонь ко рту и скажем все шшш. («Воздух теплый».) Правильно,  когда мы говорим ш, губы округлены, слегка выдвинуты вперед, широкий язык  поднимается к бугоркам за верхние зубы, струя воздуха выходит теплая. А что делает голос, когда мы произносим ш: спит или песни поет? Приложим все  руку (тыльной стороной) к шее, скажем шшш... В домике было тихо или голос пел  песни и стенки домика дрожали?» («В домике было тихо, голос спал, и стенки  домика не дрожали».) Методические указания. Чтобы дети правильно произносили звук ш, необходимо  следить за положением губ, языка, наличием воздушной струи, идущей посередине. Если дети не могут определить положение органов артикуляционного аппарата, надо  еще раз вместе с ними длительно произнести этот звук и обратить в это время  внимание на положение губ или на положение языка. Можно вызвать ребенка,  который хорошо артикулирует этот звук, и предложить всем посмотреть на его губы  или попросить, чтобы он показал, куда поднимается широкий язык при произнесении  звука ш.    На www.grossen.ru насосная станция hydro multi e.  III этап работы (проводится как целое занятие) Тема. Воспитание правильного, четкого произношения звука ш в словах. Воспитание  фонематического слуха. Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука ш в словах. (Дети должны  произносить звук ш более длительно, чем остальные звуки в слове.) Предшествующая работа. Проведено занятие на уточнение произношения  изолированного звука ш. Подготовительная работа. Подобрать предметы, игрушки, в названии которых звук ш находится в разных частях слова, например: машина, мишка, петушок, матрешка,  лошадь, шарик, кошка, шапка, карандаш и т.п. Часть предметов, игрушек заранее  17 разложить на видных местах в групповой комнате. Подготовить к занятиям  плюшевого медведя, одетого в штаны, рубашку с бантом из шелковой ленты, шапку. Игра «Угадай, что в руке»  Краткое описание  Воспитатель расставляет на столе предметы. Дети рассматривают и называют их.  Убрав предметы, воспитатель по очереди вызывает детей к столу. Сзади в руку  ребенку дают один из убранных предметов, а он должен на ощупь определить и  назвать предмет (шапка, мишка, карандаш, камешки, шнурок, шарик и др.). После окончания игры педагог предлагает детям внимательно посмотреть вокруг  себя и назвать предметы, в названии которых есть звук ш. После ответов детей воспитатель ставит на стол мишку и предлагает рассмотреть его внимательно. Задает вопросы: «Какой мишка? («Большой, плюшевый».) Что на  мишке надето?» («Штанишки, рубашка, шапка».) Обращает внимание на ленту,  завязанную в бант: «Какая лента»? («Шелковая, широкая».) Потом предлагает детям  подобрать и назвать слова со звуком ш. Методические указания. Выделять звук ш в словах, произнося его чуть длительнее  других звуков. Постановка звука Ж При артикуляции звука Ж  губы округлены и слегка выдвинуты вперед; зубы сближены; широкий кончик языка приподнят к альвеолам или к переднему краю твердого неба и образует с ним щель; средняя часть спинки языка опускается, но края языка прижаты к боковым зубам; задняя часть спинки языка поднимается и оттягивается назад; посередине языка идет теплая воздушная струя, которая легко ощущается ладонью  руки, поднесенной ко рту; мягкое небо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую  полость; воздушная струя идет через рот; голосовые складки напряжены, колеблются и дают голос. После попытки произнести звук ж, логопед или воспитатель обсуждают качество  звука. Если имеется расхождение с нормированным звучанием, с ребенком  обсуждается, в каком именно звене была допущена ошибка, и находят на схеме  проблемную операцию. 18 II этап работы (проводится как часть занятия) Тема. Уточнение произношения имеющегося звука ж или вызывание его по  подражанию. Развитие речевого дыхания, силы голоса. Цель. Добиваться по возможности от каждого ребенка правильного, длительного,  громкого произношения звука ж. Предшествующая работа. Отработан звук ш, одинаковый по артикуляции со звуком  ж.  Подготовительная работа. Уточнить, как произносят звук ж дети группы.  Приготовить картинку с изображением жука. Упражнение «Жук жужжит» Краткое описание  Воспитатель или логопед показывает детям картинку с изображением жука и  предлагает вспомнить, как летом на даче летали и жужжали жуки (длительно  произносят звук ж: «жжж»). Воспитатель обращает внимание детей на положение губ (округлены и немного выдвинуты вперед), языка (широкий язык поднят к бугоркам за верхние зубы), на наличие теплой воздушной струи, выходящей изо рта.  Потом воспитатель говорит: «Вспомним, как шипел воздух, когда выходил из  лопнувшего шара... Что делал голос, когда мы говорили звук ш? («Голос спал, в  домике было тихо»). Приложим руку к шее, скажем долго: «жжж...» Что делает  голосок: спит или песни поет? («Голосок песни поет».) Громко он песни поет или  тихо?» («Голос поет песни так громко, что стенки домика дрожат».)  Затем воспитатель говорит, что кроме жуков умеют жужжать пчелы и мухи, и  предлагает детям поиграть в пчел. Игра «Пчелки собирают мед»  Краткое описание  Часть детей изображают цветы. Воспитатель надевает каждому ребенку на голову  веночек из тех цветов, которые тот изображает (одному ­ ромашки, другому —  васильки и т. п.). Остальные дети изображают пчел, которые собирают с цветов мед.  Пчелки летают вокруг цветов и жужжат: «жжж..» По сигналу воспитателя они летят  в улей (отгороженное место). Затем дети меняются ролями. Игра «Мухи в паутине» Краткое описание  Часть детей изображают паутину. Они образуют круг. Другие дети, изображающие  мух, жужжат: «жжж...», вбегая в круг и выбегая из него. По сигналам воспитателя  19 дети, изображающие паутину, берутся за руки, а дети, оказавшиеся в кругу, встают в  него, паутина увеличивается. Игра продолжается до тех пор, пока все мухи не будут  пойманы. Методические указания. Игру лучше проводить с подгруппами из четырех­пяти человек.  Чтобы дети правильно произносили звук ж, необходимо следить за правильным  положением губ, языка, наличием прямо идущей выдыхаемой струи воздуха.  Напомнить, что когда шумел ветер в деревьях, то он шумел тихо; а мухи, пчелы,  жуки жужжат громко: при произнесении звука ж голос «песни поет». Примечание. Эти игры можно проводить и вне занятий, для того чтобы закрепить  произношение изолированного звука ж.   III этап работы (проводится как часть занятия) Тема. Воспитание правильного произношения, звука ж в словах и фразах. Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука ж в словах и фразах. Предшествующая работа. Проведено уточнение произношения изолированного звука  ж. Подготовительная работа. Воспитатель подбирает пары картинок, состоящие из  одной предметной картинки, в названии которой есть звук ж, другой сюжетной, на  которой не хватает этого предмета. Например, на предметной картинке изображены  ножницы, а на сюжетной — девочка с бумагой; на предметной картинке изображены  лыжи, на сюжетной — мальчик в лыжном костюме; на предметной — пожарник, на  сюжетной — горящий дом и т. д. (При подборе картинок надо помнить, что звук ж на конце слов и перед глухими  согласными оглушается и произносится как ш, например: нож, морж, ложка и т. п.  Картинки с такими словами использовать нельзя.) Игра «Кому что нужно?» Краткое описание  Воспитатель вывешивает несколько сюжетных картинок и предлагает детям  внимательно посмотреть на них и решить, чего не хватает. Потом он показывает  предметную картинку и спрашивает: «Что это?» Дети называют предмет, например  20 ножницы. Воспитатель задает новый вопрос: «Кому нужны ножницы?» Дети  отвечают: «Ножницы нужны девочке, чтобы разрезать бумагу». Воспитатель меняет  постепенно сюжетные картинки и показывает предметные, в названии которых  имеется звук ж, а дети определяют, кому нужен этот предмет. Методические указания. В словах со звуком ж дети должны выделять этот звук  голосом, произнося чуть длительнее других звуков. Постановка звука Щ, артикуляция звука Щ При артикуляции звука [ щ ] 1. Кончик языка поднимаем к передней части нёба (к альвеолам). Боковые края  языка более плотно прижимаем к верхним коренным зубам, чем при постановке звука ш . В момент выдыхания распластанный язык всей массой и кончиком давим на нёбо.  Мышцы языка напрягаем. 2. Губы слегка выдвигаем вперёд и округляем. 3. Зубы смыкаем либо сближаем. 4. Выдыхаемый воздух проходит посредине языка в образующуюся узкую щель; на  ладони, поднесённой ко рту, ощущается тёплая длительная струя воздуха,  выходящая с некоторым напряжением. 5. Звук щ глухой, мягкий.Голосовые складки разомкнуты, поэтому не вибрируют. К постановке звука щ приступаем лишь после постановки звука ш. Вначале  необходимо опробовать постановку звука по подражанию. Если упражнения по  подражанию не дают эффекта, переходим к выполнению приводимых ниже  упражнений. В случае плохого произношения звука щ необходимо добиться его  постановки. Звук щ произносим так же, как звук ш, только более удлинённо и  напряжённо вследствие сильного давления языка на нёбо. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Упражнение. Открываем рот. Необходимо присосать весь язык к нёбу так, чтобы  натянулась «уздечка». Кончик языка поднимаем к передней части нёба (к альвеолам). Это упражнение ребёнок выполняет с помощью логопеда, который подкладывает ему под язык свой палец в горизонтальном положении. Палец прижимает язык к нёбу в  средней части. Набрав воздух, с силой его выдыхаем, стараемся произносить длительный звук ш.  Будет слышать звук щ. При этом язык должен пружинить. Упругость языка и щель  регулирует логопед за счёт давления пальцем. Добиваемся долгого звучания. Для  наглядности при произнесении звука щ логопед произносит вместе с ребёнком.   21 II этап работы (проводится как часть занятия) Тема. Уточнение произношения имеющегося звука щ или вызывание его по  подражанию. Цель. Добиваться от детей правильного произношения звука щ. Учить определять  положение языка при произнесении звука щ. Предшествующая работа. Умение удерживать губы в улыбке и делать язык широким  формировалось при отработке звуков и, э, с. Подъем языка вверх вырабатывался в  процессе ознакомления со звуками т, д, н, ш, ж; направленная воздушная струя — со  звуками ф, в, с, з, ш, ж. Подготовительная работа. Уточнить, как дети произносят звук щ.  Игра «Кто наблюдательный?» Краткое описание   Дети сидят полукругом или за столами.  Логопед спрашивает: «Дети, вы видели, как мама жарит картошку? Когда она кладет масло на горячую сковородку, оно шипит:  «щщ...» Как оно шипит?.. А кто видел в зоопарке змей? Знаете, как они шипят?  Послушайте: «щщщ...»  Повторим теперь все вместе, как шипят змеи... Дети выполняют задание сначала все  вместе, потом индивидуально. «Когда мы говорим звук щ, где находится кончик языка?» — спрашивает  воспитатель. («Кончик языка находится за верхними зубами»;) «Покажите, куда,  поднимается кончик языка». Во время показа логопед проверяет, как выполняет  упражнение каждый ребенок. Методические указания. Чтобы дети хорошо произносили звук щ, необходимо  следить за правильным положением органов артикуляционного аппарата. Если у  ребенка звук щ не получается, надо предложить ему при открытом рте поднять  широкий кончик языка к верхним альвеолам и, не опуская, слитно произносить  сочетание звуков шьтыиь, тогда получится звук щ. Или при том же положении  органов артикуляции слитно произносить шч. Следует обратить внимание детей на  то, что при произнесении звука щ губы улыбаются, зубы видны, язык поднят за  верхние зубы. III этап работы (проводится как часть занятия и вне занятия) 22 Тема. Воспитание правильного произношения звука щ  в словах.  Цель. Упражнять детей в правильном произношении  звука щ в словах. Предшествующая работа. Проведено уточнение произношения изолированного звука  щ. Подготовительная работа. Подобрать предметы и игрушки, в названии которых  имеется звук щ, например: щетка, щенок, щепка, ящик, плащ, клещи и др. Игра «Разведчики» Краткое описание Воспитатель прячет предметы в разных местах комнаты. Пригласив детей и усадив  их полукругом, педагог говорит, что они будут играть в «разведчиков». Детям надо  найти спрятанные предметы. (Называет какие.) Для поисков выделяют группу  разведчиков: каждый должен принести найденный предмет и назвать его. Тот, кто  отыскал и назвал предмет, получает «значок разведчика». Методические указания. Следить, чтобы при назывании предмета дети выделяли звук щ, произнося его чуть длительнее других звуков. Когда ребенок принесет предмет  и  назовет его, можно предложить детям повторить название предмета всем вместе, а  потом попросить повторить тех детей, которым надо закрепить этот звук в словах.    Готовый каркасный дом под ключ цена www.славстрой.рф.  IV этап работы (проводится как целое занятие) Тема. Воспитание правильного произношения звука щ в речи. Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука щ при ответах на вопросы  по рассказу «Товарищи». Предшествующая работа. Проведено уточнение произношения звука щ  изолированного и в словах. Подготовительная работа. Подобрать вопросы по содержанию рассказа. Рассказ «Товарищи» Два товарища пошли гулять в рощу. Они взяли с собой щенка. Шли товарищи через  цветущий луг. Там они собирали щавель. Щенок гонялся за летающими бабочками.  Пришли они в рощу. Хорошо в роще! Щебечут птицы, поют щеглы, пищат птенчики.  Около пня товарищи увидели убегающую ящерицу. Побегали дети в роще, поиграли  со щенком. Хотели они пойти еще в лес, в чащу. Один из товарищей говорит: «Не  пойдем туда, там волки рыщут, пищу ищут». Засмеялись товарищи шутке и решили,  что пора возвращаться. Довольные, шли они домой. Мальчики несли щавель, а щенок  23 тащил щепку. Домой они вернулись к обеду и с аппетитом ели щи, жареную щуку и  овощи.   Методические указания. Следить за правильным произношением звука щ. Стихи, потешки, загадки, скороговорки для закрепления произношения звука щ ***   Щенок такой тщедушный был!  Его я щами все кормил,   От злющей стужи защищал.  Щенок от радости пищал,  Еще бы! Он счастливый рос!   Теперь мой щен не щен, а пес —  Настоящий!  ***  Два щенка щека к  щеке  Щиплют щетку в уголке.  А у щетки половой  Палка есть над головой.   Палка — щелк щенков с плеча,  Два щенка ушли пища.  ***  Плавниками трепеща  И зубаста, да тоща,  Пищи на обед ища,   Ходит щука вкруг леща!   Вот так штука!  ***  Глазищи, усищи,  Хвостище, когтищи,   А моется всех чище.  Кто это? Кот­котище!  ***  Ты нас, мама, не ищи —  Щиплем мы щавель на щи.  В роще, травы шевеля,   Мы нащиплем щавеля.  ***  Щеткой чищу я щенка,   Щекочу ему бока. 24 ***  Щука в речке жила,   Щеткой воду мела,   Щи варила для гостей,   Угощала пескарей. Постановка звука Ч, артикуляция звука Ч При артикуляции звука [ ч ] При артикуляции звука ч Губы округлены и слегка выдвинуты вперед; Зубы не смыкаются; Кончик языка вместе со спинкой образует смычку с верхними зубами или  альвеолами. Эта смычка незаметно переходит в щель между ними; Посередине языка идет короткая воздушная струя, которая ощущается ладонью  руки, поднесенной ко рту, как толчок воздуха; Мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую  полость, воздушная струя идет через рот; Голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется. Звук «ч» ­ аффрикат, состоящий из звуков «ть» и «щ». Если доступна нормированная артикуляция указанных звуков, то постановка, как правило, не вызывает  затруднений. Ребенку предлагается усиленно произносить звук «ть», несколько  оттянув язык на зад, от верхних резцов к альвеолам, а затем протянуть язык. Основная трудность – моментальная смена положений передней части языка и  удержание смычки между коренными зубами и боковыми краями языка. В  осмыслении этой позиции ребенку может помочь артикуляционный профиль, на  котором подчеркивается мгновенная смена взрывного элемента африкативным. На начальном этапе постановки звука можно прижать края языка к коренным зубам  средним и указательными пальцами. II этап работы (проводится как часть занятия) Тема. Уточнение произношения имеющегося звука ч или вызывание его по  подражанию. 25 Цель. Вырабатывать у каждого ребенка умение правильно произносить звук ч и  определять положение языка при произнесении звука ч. Предшествующая работа. Подъем языка вверх отрабатывался на занятиях по звукам  т, д, н, ш, ж. Подготовительная работа. Выяснить, как дети произносят звук ч, чтобы, используя  специальные приемы, добиться правильного произношении звука. Подобрать  картинки с изображением кузнечика. Игра «Поезд». Краткое описание  Дети садятся в вагоны (на стулья, поставленные друг за другом). Выбирается  машинист, который садится на первый стул. Он дает сигнал к отправлению: «ууу...»  Поезд едет. Дети, делая движения согнутыми руками, произносят: «ч­ч­ч...» По  сигналу воспитателя «остановка» поезд останавливается, и дети замолкают. Потом  выбирают нового машиниста, и игра продолжается. Упражнение «Кузнечики» Краткое описание  Воспитатель показывает детям картинку с изображением кузнечика и говорит:  «Когда летом мы были на даче, то слышали, как в траве стрекотали кузнечики: «ч­ч­ ч». Как стрекочут кузнечики?.. Когда вы произносите ч, что делает кончик вашего  языка? («Кончик языка стучит в нёбо за верхними зубами».) Методические указания. Следить, чтобы дети произносили звук ч коротко, четко, без призвука ш. Обратить внимание детей на то, что кончик языка стучит в нёбо за  верхними зубами. Если у ребенка звук не получается, надо предложить ему  произносить слитно тш (при описанном выше положении органов артикуляции), все  убыстряя темп, пока не получится звук ч.   III этап работы (проводится как часть занятия) Тема. Воспитание правильного произношения звука ч в словах. Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука ч в словах. Предшествующая работа. Проведено уточнение произношения изолированного звука  ч. Подготовительная работа. Приготовить чудесный сундучок — красиво оформленную в виде сундучка коробку, открывающуюся сбоку. Подобрать картинки, в названии  26 которых звук ч находится в разных частях слова, например: чемодан, очки, чулки,  точка, бочка, мальчик, девочка, пчела, качели, мяч, ключ и др. Игра «Чудесный сундучок» Краткое описание  Воспитатель показывает детям сундучок и говорит, что этот сундучок чудесный,  потому что в нем лежит много интересного. Каждый сможет узнать, что там лежит;  только надо сказать такие слова: «Сундучок, сундучок, приоткрой свой бочок». Дети по очереди вынимают из сундучка картинки, показывают всем и четко называют их.  Методические указания. Следить, чтобы дети говорили слова достаточно громко,  звук ч произносили четко. Постановка звука Л При артикуляции твердого звука Л губы в полуулыбке; зубы сближены; кончик языка поднимается и образует смычку с альвеолами; передняя и средняя  части спинки языка вместе с его краями опускаются; задняя часть спинки языка  приподнимается к мягкому небу; воздушная струя идет по бокам языка, между языком и щекой, отчего звук л и  называется боковым; мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую  полость, воздушная струя идет через рот; голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос. Наиболее распространенные ошибки 1. язык оттягивается в глубь рта, слышится звук, близкий к «ы». Внимание ребенка  акцентируется на положении языка между зубами;  2. отсутствие плотной смычки. На схеме стрелкой обозначается направление усилия  (вперед), предлагается не только удерживать язык на зубах, но и упереться в зубы;  3. неправильное положение губ, когда зубно­язычная артикуляция заменяется губно­ губной или губно­зубной. Схема фиксирует внимание на положение губ. Возможно  временное удержание губ в правильной позиции пальцами или зондом. Удержание  губ в улыбке необходимо на этапе постановке звука. В дальнейшем губы нейтральны  и принимают положение следующего гласного; 27 4. неправильный выдох ­ форсированный (слышится звук, близкий к «ф»,  образованный при участии щек) или носовой (слышится звук близкий к «н».  Внимание ребенка обращается на участие мягкого неба, ротовой выдох и плавную  воздушную струю с участием голоса.    Воздушная струя очень слабая, устойчивая, чуть теплая. II этап работы (проводится как часть занятия) Тема. Уточнение произношения имеющегося звука л или вызывание его по  подражанию. Цель. Добиваться от каждого ребенка правильного произношения звука л,  воспитывать умение определять положение языка при произнесении звука л. Предшествующая работа. Подъем кончика языка вверх отрабатывался на звуках т, д,  н; подъем задней части языка — на звуке у; отработан звук ы. Подготовительная работа. Уточнить, как дети произносят звук л. Упражнение «Самолет гудит» Краткое описание  Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Улетел самолет высоко за облака, не  видно его, только слышно, как он гудит: «ллл...» Дети, изображая летящие самолеты,  гудят, длительно произнося звук л низким тоном. Воспитатель обращает внимание  детей на то, что «сердитое» гудение высоко летящего самолета напоминает звук л.  Спрашивает: «Что делает кончик языка, когда мы говорим звук л? («Кончик языка  поднимается вверх».) Куда прижимается кончик языка, когда мы говорим ллл?  («Кончик языка прижимается к верхним зубам».) Покажите, куда прижимается ваш  язык, когда вы говорите лллл...» Дети выполняют задание по подгруппам.  Воспитатель проверяет, как получается упражнение, и следит, чтобы у всех кончик  языка прижимался к внутренней стороне верхних резцов. Если у ребенка кончик  языка находится между зубами, надо попросить поднять его выше, к нёбу. Методические указания. Для выработки хорошего произношения звука л необходимо следить за правильным положением органов артикуляционного аппарата. Обратить  28 внимание детей на то, что при произнесении звука л губы находятся в спокойном  положении, кончик языка прижат за верхними зубами. Примечание. Если у ребенка не получается звук л при описанном выше положении  органов артикуляционного аппарата, надо вызвать у него л межзубный, при этом  меняется лишь положение языка — широкий кончик языка зажимается зубами.   Упражнение «Пароход» Краткое описание.  Игра проводится с теми детьми, которые неправильно произносят или пропускают  звук л. Воспитатель говорит: «Сейчас, дети, мы поедем кататься на пароходе. Вы  знаете, как пароход гудит? Послушайте: «ыы». Повторим все вместе, как гудит  пароход...» А теперь положите широкий язык между зубами, закусите его слегка и погудите, как  пароход: «ыы». Дети гудят. Получается межзубный звук л. Воспитатель продолжает:  «Пароход может давать несколько гудков». (Произносит звук ы, держа широкий  кончик языка между зубами, то закусывая его, то отпуская, но не снимая кончика  языка с зубов. Получается многократное повторение слога лы.) Когда у ребенка будет хорошо получатьсял межзубный, надо предложить ему в  процессе произнесения звука перевести язык за верхние зубы (с этим дети обычно  легко справляются). III этап работы (проводится как часть занятия) Тема. Воспитание правильного произношения звука л в словах. Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука л в словах. Предшествующая работа. Проведено уточнение произношения изолированного звука  л. Подготовительная работа. Подобрать игрушки, предметы, в названии которых звук л  будет находиться в начале, середине, конце слова. Игра «Что я видел?» Краткое описание  На числовую лесенку воспитатель ставит 4 — 5 игрушек (лошадка, белка, кукла,  клоун). Вызванный ребенок смотрит, в каком порядке они стоят, поворачивается  лицом к детям и говорит: «Я видел лошадь, белку, куклу, клоун». Дети проверяют, в  29 правильном ли порядке он назвал игрушки. Потом педагог вызывает другого ребенка  и меняет порядок игрушек. Можно постепенно заменять одни игрушки другими. Методические указания. Следить, чтобы дети, называя предметы, выделяли звук л,  т.е. произносили его несколько длительнее, чем другие звуки. Постановка мягкого звука Ль При артикуляции мягкого звука Ль губы в полуулыбке; зубы сближены; кончик языка поднимается и образует смычку с альвеолами; средняя и передняя  часть спинки языка поднимается по направлению к твердому небу и некоторым  продвижением вперед всей массы языка. воздушная струя идет по бокам языка, между языком и щекой, отчего звук л и  называется боковым; мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую  полость, воздушная струя идет через рот; голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос. II этап работы (проводится как часть занятия) Тема. Уточнение произношения имеющегося звука л' или вызывание его по  подражанию. Воспитание фонематического слуха. Цель. Добиваться умения правильно произносить звук л' в слогах. Учить соотносить  звукосочетания ли, ля, лё, лю с соответствующими рисунками. Предшествующая работа. Дети учились правильно произносить звук л. Подготовительная работа. Подобрать 4 картинки с изображением балалаек разного  размера и разного оформления. Игра «Угадай, на какой балалайке играем» Краткое описание  Воспитатель вспоминает с детьми, как «сердито» гудел самолет, когда летел высоко за облаками, затем говорит: «А теперь вы послушайте, как играют балалайки. Вот эта самая маленькая (ставит картинку на доску), и играет она нежно: «ли­ли­ли...» Как  играет эта балалайка?.. 30 Эта балалайка побольше (показывает картинку и ставит ее на доску), и звучит она  тоже нежно: «ля­ля­ля». Как звучит эта балалайка?.. Поиграем на другой балалайке (показывает третью картинку и ставит ее). Она хоть и  побольше, но песенка у нее тоже мягкая, нежная: «лё­лё­лё». Какая у нее песенка?.. А эта самая большая (ставит на доску последнюю картинку), но и она играет нежно,  мягко: «лю­лю­лю». Как она играет?.. Сейчас я посмотрю, как вы запомнили звучание балалаек». Воспитатель показывает  на балалайки, а дети воспроизводят соответствующие звуки. Затем педагог  предлагает: «А теперь я проверю, какие вы внимательные. Я буду подражать  звучанию этих балалаек, а вы должны угадать и показать, на какой балалайке я  играла». Методические указания. Воспитатель должен давать четкий образец звукосочетаний  ли, ля, лё, лю; фиксировать внимание детей на том, что балалайки звучат мягко,  нежно. Следить, чтобы у детей при произнесении звукосочетаний ли, ля, лё, лю  кончик языка прижимался к бугоркам за верхними зубами.    Рождественские базары в Берлине: чем заняться на рождество в Берлине "Urban  Inside".  III этап работы (проводится как часть занятия) Тема. Воспитание четкого, правильного произношения звука л' в словах. Цель. Упражнять детей в произношении звука л' в словах. Предшествующая работа. Уточнено произношение звука л' в слогах. Подготовительная работа. Воспитатель подбирает картинки, в названии которых  имеется звук л'. Потом он разрезает их на две половины. Примерный перечень  картинок для игры: пальто, лев, лиса, лейка, апельсин, цыплёнок, шляпа, телефон,  телёнок, лента, лебедь, лестница, лимон и др. Игра «У кого другая половина?» Краткое описание  Воспитатель говорит детям, что у него есть картинки, но они разрезаны пополам. «Я  вам раздам половинки, а вы посмотрите внимательно и решите, половина какой  картинки у вас». Вызванный ребенок показывает половину своей картинки и говорит,  что у него изображено. Тот, у кого вторая половина картинки, встает рядом с ним,  прикладывает свою половину и говорит, что изображено на картинке. 31 Методические указания. При назывании картинок дети должны произносить звук л'  более четко, чем остальные звуки. Обратить внимание детей на то, что на  предыдущих занятиях говорили «сердитый» звук л. А сегодня звук л произносится в  словах «мягко», ласково. Постановка твердого звука Р При артикуляции твердого звука Р губы находятся в положении следующего гласного; зубы на расстоянии нескольких миллиметров; кончик языка поднят к альвеолам, напряжен и вибрирует; края языка прижаты к  боковым зубам; посередине языка идет воздушная струя, которую можно ощутить ладонью руки,  поднесенной ко рту; под воздействием сильной воздушной струи кончик языка начинает вибрировать; мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую  полость, воздушная струя идет через рот; голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос. Зрительно контролируются положение языка за верхними зубами и вибрация кончика языка. Тактильно­ теплая прерывистая струя. Аудиально­ наличие рокочущего звука. Наиболее распространенные ошибки.  1. при выдохе язык сужается. Внимание ребенка необходимо зафиксировать на  обязательном удержании смычки боковых краев языка и коренных зубов.  2. при выдохе язык опускается, воздушная струя проходит свободно, не вызывая  вибраций. Ребенку предлагается «привязать» язык к альвеолам или поддержать язык  снизу пальцем или зондом.   3. слишком слабая воздушная струя. Необходимо отработать силу выдоха  специальными упражнениями и осуществлять контроль усилий.  II этап работы (проводится как часть занятия) Тема: Уточнение произношения имеющегося звука р или вызывание его по  подражанию в детском саду. 32 Цель: Добиваться правильного произношения звука р, воспитывать умение  определить правильное положение языка. Предшествующая работа. Подъем языка за верхние зубы отрабатывался на звуках т,  д, н, ш, ж, л; целенаправленная воздушная струя, идущая посередине языка, — на  звуках ф, в, с, з; умение делать язык широким — на звуках ц, с, э, ш, ж. Подготовительная работа. Уточнить, как дети произносят звук р. Приготовить  картинку с изображением тигра.   Игра «Лошадки» Краткое описание  Дети делятся на 3 группы. Одна группа изображает наездников, две другие —  лошадок. Дети, изображающие лошадок, берутся попарно за руки и с цоканьем ездят, управляемые наездником. По сигналу воспитателя наездник останавливает лошадок,  сердито говоря: «тррр...» Потом дети меняются ролями. Упражнение «Тигр рычит»  Краткое описание  Воспитатель показывает детям картинку, на которой изображен тигр, и говорит, что  тигр рычит громко, сердито. Дети длительно произносят звук р, подражая рычанию  тигра. Воспитатель спрашивает: «Где был язык, когда мы произносили звук р? («Язык был у бугорков, за верхними зубами».). Что делает язык, когда мы произносим звук p («Язык пляшет ­дрожит».) А как рычит тигр? («Тигр рычит сердито».) Правильно,  когда мы произносим звук р, широкий язык поднимается к бугоркам за верхние зубы  и там дрожит». Методические указания. Обратить внимание детей на то, что при произнесении звука  р язык поднят за верхние зубы, но не прижат, а дрожит. Если у детей на занятии не  будет вызван звук р или он будет произноситься недостаточно четко, то на занятиях  подгруппами и на индивидуальных занятиях надо вырабатывать звук р проторный  (звук, который произносится при том же положении органов артикуляционного  аппарата, что и звук р, но без вибрации кончика языка) и вибрацию кончика языка. Выработка вибрации кончика языка. Для вибрации необходимы следующие упражнения:   1. ребенок произносит р проторный, а в это время логопед шпателем, подложенным  под переднюю часть спинки языка, или прямым указательным пальцем  (предварительно вымытым) самого ребенка производит частые колебательные  движения от одного угла рта к другому. В результате механической помощи  33 начинает вибрировать кончика языка и появляется рокот, необходимый для  хорошего произношения звука р.  2. ребенок произносит звуки (д­д­д­д…), при этом прямым указательным пальцем  (предварительно вымытым) проводим под языком влево, вправо. В результате  помощи начинает вибрировать кончика языка. Постановка мягкого звука Рь При артикуляции мягкого звука Рь губы находятся в положении следующего гласного; зубы на расстоянии нескольких миллиметров; кончик языка поднят к альвеолам, напряжен и вибрирует; края языка прижаты к  боковым зубам; средняя часть спинки языка поднимается к небу; посередине языка идет воздушная струя, которую можно ощутить ладонью руки,  поднесенной ко рту; мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую  полость, воздушная струя идет через рот; голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.  II этап работы (проводится как часть занятия) Тема. Уточнение произношения звука р' или вызывание его по подражанию.  Воспитание фонематического слуха. Цель. Добиваться умения правильно произносить звук р' в слогах; учить соотносить  звукосочетания ри, ря, рё, рю с соответствующими рисунками. Предшествующая работа. Дети учились произносить звук р. Подготовительная работа. Подобрать 5 картинок с изображением разных труб  (музыкальных инструментов), от большой до маленькой. Игра «Угадай, на какой трубе играем» Краткое описание Воспитатель говорит детям, что в военном оркестре играет много разных труб и все  они звучат по­разному. Потом он последовательно выставляет на доске картинки (по  одной) с изображением труб и воспроизводит их звучание: 34 «ра­ра­ра»; «ри­ри­ри»; «ря­ря­ря»; «рё­рё­рё»; «рю­рю­рю».  Дети повторяют за ним, как играет каждая труба. Потом воспитатель произносит  звукосочетания ра, ри, ря, рё, рю, а дети показывают соответствующие картинки. Методические указания. Обратить внимание детей на то, что большая труба звучит  сурово, твердо, а трубы поменьше играют нежно, мягко.   III этап работы (проводится как часть занятия) Тема. Воспитание правильного, четкого произношения звука р' в словах. Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука р' в словах. Предшествующая работа. Отработан звук р' в слогах. Подготовительная работа. Для игры подбирают следующие предметы: фонарик,  матрешку, пузырек, веревку, резинку, пряжку, гриб, варежку и др. Игра «Соблюдай порядок» Краткое описание Дети сидят полукругом. В центре стоит стол воспитателя, на котором разложены в  ряд 3 — 4 предмета, в названии которых имеется звук р'. Вызванный ребенок  показывает их детям, называет и ставит на место. Потом он поворачивается спиной к  столу и на память называет стоящие на нем предметы по порядку. Если он ошибся,  нужно еще раз дать ему посмотреть на стол. Потом воспитатель вызывает других  детей и меняет порядок предметов (при повторении игры они по одному  заменяются). Повторяя игру, можно давать для запоминания 5 — 6 предметов. Методические указания. Слова надо называть громко, четко; звук р' выделять,  произнося его четко, протяжно, но не длительно. 35

Постановка звуков. Практический материал.

Постановка звуков. Практический материал.

Постановка звуков. Практический материал.

Постановка звуков. Практический материал.

Постановка звуков. Практический материал.

Постановка звуков. Практический материал.

Постановка звуков. Практический материал.

Постановка звуков. Практический материал.

Постановка звуков. Практический материал.

Постановка звуков. Практический материал.

Постановка звуков. Практический материал.

Постановка звуков. Практический материал.

Постановка звуков. Практический материал.

Постановка звуков. Практический материал.

Постановка звуков. Практический материал.

Постановка звуков. Практический материал.

Постановка звуков. Практический материал.

Постановка звуков. Практический материал.

Постановка звуков. Практический материал.

Постановка звуков. Практический материал.

Постановка звуков. Практический материал.

Постановка звуков. Практический материал.

Постановка звуков. Практический материал.

Постановка звуков. Практический материал.

Постановка звуков. Практический материал.

Постановка звуков. Практический материал.

Постановка звуков. Практический материал.

Постановка звуков. Практический материал.

Постановка звуков. Практический материал.

Постановка звуков. Практический материал.

Постановка звуков. Практический материал.

Постановка звуков. Практический материал.

Постановка звуков. Практический материал.

Постановка звуков. Практический материал.

Постановка звуков. Практический материал.

Постановка звуков. Практический материал.

Постановка звуков. Практический материал.

Постановка звуков. Практический материал.

Постановка звуков. Практический материал.

Постановка звуков. Практический материал.

Постановка звуков. Практический материал.

Постановка звуков. Практический материал.

Постановка звуков. Практический материал.

Постановка звуков. Практический материал.

Постановка звуков. Практический материал.

Постановка звуков. Практический материал.

Постановка звуков. Практический материал.

Постановка звуков. Практический материал.

Постановка звуков. Практический материал.

Постановка звуков. Практический материал.

Постановка звуков. Практический материал.

Постановка звуков. Практический материал.

Постановка звуков. Практический материал.

Постановка звуков. Практический материал.

Постановка звуков. Практический материал.

Постановка звуков. Практический материал.

Постановка звуков. Практический материал.

Постановка звуков. Практический материал.

Постановка звуков. Практический материал.

Постановка звуков. Практический материал.

Постановка звуков. Практический материал.

Постановка звуков. Практический материал.

Постановка звуков. Практический материал.

Постановка звуков. Практический материал.

Постановка звуков. Практический материал.

Постановка звуков. Практический материал.

Постановка звуков. Практический материал.

Постановка звуков. Практический материал.

Постановка звуков. Практический материал.

Постановка звуков. Практический материал.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.03.2018