«Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями»
Цель: способствовать преодолению трудностей начинающих педагогов в общении и взаимодействии с родителями.
Задачи:
1. Актуализировать существующие проблемы во взаимодействии с родителями;
2. Содействовать повышению уверенности в себе;
3. Упражнять начинающих педагогов в построении эффективного общения с родителями.
Ход мероприятия
Теоретическая часть:
Мы, педагоги часто задумываемся над многими вопросами о взаимодействии с родителями:
· «Как найти подход к молодым современным родителям наших воспитанников»?
· «Как привлечь их внимание к проблемам, которые возникают в процессе работы с детьми»?
·«Как сделать мам и пап активными участниками всего того, что происходит в детском саду»?
·«Как помочь родителям подготовить детей к дальнейшему периоду их жизни - школе»?
·«Как увлекательно провести совместную досуговую деятельность»?
В системе дошкольного образования взаимодействие с родителями осуществляется посредством:
·приобщение родителей к воспитательно-образовательному процессу;
·неограниченное (по времени) пребывание родителей в группе в период адаптации ребенка;
·информационно-педагогические материалы, выставки детских работ.
Эта работа позволяет родителям ближе познакомиться со спецификой дошкольного учреждения, его предметно-развивающей средой.
Объединение усилий педагога и родителей в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка следует рассматривать как возможность диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка.
Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в общеобразовательном учреждении важно представить коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей и родителей. Формы взаимодействия педагогов и родителей – это многообразна их совместная деятельность в общении. Родительские собрания – одна из основных форм взаимодействия. На собрании обсуждаются проблемы жизни детского сада и родительского коллектива. Мы постоянно стремятся в своей работе к сотрудничеству с родителями:
- убеждать родителей, что воспитание детей это общее дело;
- формировать чувство ответственности у родителей по отношению к проблемам обучения и развития;
- добиваться взаимного информирования о фактах, ситуациях, трудностях в развитии и т.д. и совместного принятия конкретного решения после обсуждения и последующий контроль за выполнением совместного принятого решения .Помощь в выполнении домашнего задания, приобщения к труду, рекомендации по организации режима дня, досуга ребенка, развивать интерес ребенка к определенному виду деятельности, поощрять знания, отмечать успехи.
Главной задачей взаимодействия педагогов с родителями является установление партнерских отношений, создание атмосферы общности интересов и воспитательных усилий. Решение этой задачи требует от обеих сторон высокого уровня доверия и информированности. Наиболее эффективной формой доведения до сведения родителей информации о жизни ребенка в ДОУ является беседа в конце дня. Регулярно сообщая родителям даже о незначительных достижениях ребенка, показывая его поделки, рисунки, обращая внимание на их достоинства, воспитатель приучает родителей следить за успехами ребенка, правильно реагировать на них.
Практическая часть
Игра на знакомство и сплочение «Часы»
1. Цель: знакомство членов группы, развитие коммуникативных навыков, преодоление застенчивости, разогрев группы.
2. Планируемое время: 20 минут.
3. Оборудование и материалы: картонные циферблаты по числу участников, авторучки, рабочие тетради.
4. Тренер раздает заранее подготовленные картонные циферблаты (формат А-4). Он предлагает на каждый час записать себе встречу с тремя (или с двумя, если команда меньше 20 человек) членами группы, обязательно предварительно с ними договорившись. Однако каждый член группы не может попасть на свидание более чем три раза в один и тот же час. На то, чтобы договориться о свиданиях, тренер выделяет участникам три минуты.
5. Если на какой-то час кто-то из участников не успел назначить свидание, троим (или даже одному) членам Т-группы - это не так важно. Важно, чтобы по возможности каждый участник с каждым хоть раз побывал на свидании.
6. Тренер, называет любое время, например, час дня. Встретиться попарно должны те, кто назначил друг другу свидание на это время. Тема для разговора «Обед, пища, блюда, кухня». На все три свидания по одной теме в совокупности отводится 3 минуты.
7. 7 часов вечера, все идут в театр. Встретиться теперь должны только те, кто назначил друг другу свидание на это время. Тема разговора «Театр» и все, что связано с ним.
8. 12 часов ночи. Пора спать. На свидание идут полуночники. Тема разговора «Сны».
9. 6 часов утра, светает. Встречаются «жаворонки». Тема разговора «Рассвет, утро».
10. 2 часа ночи. Разбудил телефонный звонок. Подружке не спится, решила вам позвонить и рассказать смешной анекдот. Тема разговора «Друзья, подруги, дружба».
11. 3 часа ночи. Пьяный сосед разбудил грохотом сверху. Тема беседы «Соседи».
12. 10 часов ночи. Все смотрят телевизор. Тема разговора «Телепередачи, фильмы».
13. 4 часа вечера. К концу подходит рабочий день. Тема разговора «Работа, профессия».
14. 9 часов вечера, суббота. Собираемся на свидание. Тема разговора «Любовь, поцелуи и все такое».
15. 8 часов утра. Едем на работу (на учебу). Тема разговора «Учеба, работа, профессионализм, области знаний, карьера».
16. 5 часов вечера. Отдыхаем после работы. Тема разговора «Отдых, хобби, развлечения».
17. 11 часов ночи. Смотрим на луну. Тема разговора «Луна, звезды, космос».
18. Упражнение выполняется активно, в темпе.
Для того, чтобы понимать другого человека, необходимо хорошо знать самого себя: свои сильные и слабые стороны.
Упражнение диагностика «Я в лучах солнца»
На листе бумаги нарисовать круг, т от него лучи, над каждым лучом записывается качество.
Игра «Башни»
Игра: «Тренировка интонации»
Произнести фразы: «Мне не безразличны успехи Вашего ребенка», «Мне бы хотелось больше откровенности в нашем разговоре»
Произнести эти фразы с оттенками упрёка, безразличия, требовательности, доброжелательности.
Цель: это упражнение на построение команды, в котором делается попытка показать конфликт, возникший из-за коммуникационных барьеров между участниками. Такие барьеры возникают в связи с тем, что люди, расценивая свое восприятие мира как единственно верное, зачастую отказываются принимать иные точки зрения. В "башнях" эта концепция взята на вооружение и используется для побуждения игроков задуматься о факторах, как способствующих, так и препятствующих построению единой команды,
Размер группы: инструкции, представленные ниже, рассчитаны на группу хотя бы из 12 человек (то есть две команды, но 6 человек в каждой). Если по каким-то причинам вы захотите иметь команды большей или меньшей численности, вы можете изменить количество карточек с инструкциями. При наличии достаточного места играть может любое количество человек.
Этапы работы:
1. Разбейте группу на команды по 6 человек.
2. Дайте каждой команде побольше деталей из "Лего" или какого-нибудь другого похожего конструктора. Объясните, что им будет нужно построить башню.
3. Всем участникам каждой из команд вручите карточку, на которой будут записаны данные, касающиеся какой-то одной части задания. Подчеркните, что этой информацией ни с кем нельзя делиться.
4. Объявите, что игра будет проходить в полном молчании, и разрешите игрокам приступить к делу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.