«ПОСТРОЕНИЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ».
Бакушкина Наталья Александровна,
старший воспитатель
МАДОУ г. Мурманска № 26
Предметно-пространственная среда в условиях дошкольного образовательного учреждения – неотъемлемая часть целостной образовательной среды. Развитие ребёнка-дошкольника зависит от предметной среды в такой же мере, как и от воспитывающих его взрослых.
Создание развивающего образовательного пространства приобретает особое значение как средство формирования высших психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения. Общение со сверстниками и педагогами при игровом, свободном взаимодействии в такой развивающей среде положительно влияет на формирование речи ребёнка и его интеллектуальное развитие в целом.
В МАДОУ имеются все условия для формирования творческих способностей детей, их интеллектуального развития и укрепления здоровья: музыкальный зал, гримёрная и костюмерная комнаты, комната творчества, физкультурный и тренажёрный залы, кабинет психологической разгрузки, кабинет английского языка, музей железнодорожного транспорта, физио-терапевтический и массажный кабинеты. Для работы с детьми, имеющими нарушения речи, оборудованы два логопедических кабинета.
Среда, которая окружает детей в нашем дошкольном учреждении, развивает и воспитывает ребёнка, служит фоном и посредником в личностно-развивающем взаимодействии со взрослыми и другими детьми. При этом взрослый в общении с детьми придерживается позиции: «Вместе! На равных!», исходит из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества.
Ведущая цель педагогического коллектива –
Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства.
При создании развивающего образовательного пространства мы придерживались основных принципов построения развивающей среды в дошкольных учреждениях:
1. принцип дистанции, позиции при взаимодействии;
2. принцип активности, самостоятельности, творчества;
3. принцип стабильности-динамичности;
4. принцип гибкого зонирования;
5. принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка;
6. принцип эстетической организации среды;
7. принцип открытости-закрытости;
8. принцип учёта половых и возрастных различий детей.
При построении образовательного пространства мы исходили из возможностей всего детского сада и особенностей детей каждой возрастной группы. Необходимость переоборудовать помещения дошкольного учреждения потребовала пересмотреть традиционный порядок расстановки мебели и реализовать принципиально новый подход к её размещению в пространстве групп. Но при этом встал вопрос: где взять мебель для комплектования групп и помещений дошкольного учреждения, которая соответствовала бы особенностям развития и возрасту ребёнка? Имеющаяся мебель устарела и не соответствовала тем целям развития ребёнка, которые мы ставили перед собой. Возникшая проблема вдохновила нас на проектирование индивидуальной корпусной мебели для каждой возрастной группы с учётом их строения, расположения, с учётом дидактических и методических пособий, имеющихся у педагога.
Воспитатели стали реальными проектировщиками и дизайнерами, функционально используя каждый уголок групповой комнаты, каждый метр свободной площади. В результате такой деятельности было создано многофункциональное, развивающее пространство, отвечающее всем методическим и гигиеническим требованиям.
Помещения и группы дошкольного учреждения стали красивыми, уютными, привлекательными для детей и взрослых. Организованное пространство групп стимулирует у детей развитие самостоятельности, общительности, доброжелательности, положительно влияет на нервную систему ребёнка, что проявляется в спокойном поведении и содержательной деятельности.
Разнообразие игрового и дидактического оборудования, возможность свободного доступа к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников. Домашняя обстановка, присутствие дорогих ребёнку вещей и игрушек снимает стрессообразующий фактор, помогает легче адаптироваться к образовательному учреждению.
Развивающее пространство во всех возрастных группах детского сада построено таким образом, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая при этом друг другу: физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, рассматриванием книг и иллюстраций, математическими играми, наблюдениями за объектами природы.
Для реализации задач сохранения и укрепления здоровья детей, формирования у них привычки к здоровому образу жизни проводятся следующие мероприятия: организация физкультурно-спортивной деятельности; проведение спортивных праздников, досугов, развлечений; использование различных видов закаливания; общеукрепляющий массаж; фитотерапия; ароматерапия; точечный массаж; профилактика сколиоза и плоскостопия. Этому способствует создание предметно-развивающего пространства и создание благоприятного психологического климата. Во всех группах детского сада оборудованы «Уголки здоровья» (спортивные), в которых имеется разнообразный спортивный инвентарь для развития основных видов движения и физических качеств детей. Руками педагогов и родителей создана серия нестандартного физкультурного оборудования: массажные дорожки с нашитыми пуговицами, верёвками, бусинками; гантели из пластиковых бутылок, наполненные галькой; тренажёры: «Кто быстрее» для развития кистей рук, «Попади в цель» для развития глазомера, «Классики на клеёнке» для координации движений; различные массажёры для профилактика сколиоза и плоскостопия.
С целью формирования нравственно-патриотических чувств детей в дошкольных группах детского сада созданы уголки патриотического воспитания.
Любой край, город, даже небольшая деревня неповторимы в своей природе, людях и их труде, замечательном народном творчестве. Отбор соответствующего материала позволяет нам формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. В уголках «Край мой севером зовётся» подобрана художественная и познавательная литература, предметные и сюжетные картинки, фотоальбомы, календари, наборы открыток, дидактические игры и пособия. С помощью карты Кольского полуострова и глобуса малыши совершают увлекательные путешествия по своему краю, стране, миру. Ширмы «Родной свой край люби и знай», «Мурманск – город рыбаков», «Малышам о Родине», «Флаги разных стран» знакомят детей с историей родного города, страны, государственной символикой.
Макеты «Морские обитатели», «Животные Арктики», «Грибы и ягоды», изготовленные руками педагогов, чрезвычайно эффективны для закрепления знаний детей об экологических системах. Созданный в одной из групп «Музей камня» позволяет познакомить детей со многими минералами Кольского полуострова.
Для повышения познавательной активности детей, каждая тема подкрепляется различными играми: «Географическое лото», «О севере и юге», «Родной край» и продуктивными видами деятельности: изготовление коллажей, альбомов, тематическое рисование: «Мурманск – город рыбаков», «Мой мачтовый город».
Посещения краеведческого музея и музея художественных ремёсел расширяют кругозор детей, приобщают их к истокам русской народной культуры, знакомят с историей быта родного края.
И как итог большой и важной работы – организация общих праздников, семейных развлечений: «С праздником, любимый город», «Если ты узнаешь Север – не забудешь никогда».
В детском саду накоплен интересный опыт по созданию условий для организации опытно-экспериментальной деятельности детей. Педагоги провели большую и планомерную работу по оснащению центров науки и экспериментирования интересными пособиями и материалами. Всевозможные ёмкости и мерные стаканчики, пищевые красители, весы, гири, микроскопы, рулетки, песочные часы, модели, схемы побуждают ребенка к поиску способов достижения той или иной цели, возможности получить информацию и проверить ее опытным путем.
Оригинальные дидактические игры, используемые в практике работы с воспитанниками, порождают инициативу и самостоятельность детей, активизируют имеющиеся знания:
· «Найди по компасу» - ориентировка в пространстве;
· «Путешествие по планетам» - формирование элементарных знаний по астрономии;
· «Под микроскопом» - формирование элементарных представлений о строении организмов.
Созданные условия для развития опытно-экспериментальной деятельности помогают ребёнку быть свободным в выборе действий, дают возможность самостоятельно анализировать, делать выводы и умозаключения, что способствует формированию у детей активной позиции в познании и преобразовании окружающего мира.
В детском саду созданы реальные условия для воссоздания ребёнком «взрослых форм деятельности» и ознакомления с трудом взрослых. Ярко выраженная склонность детей к определённым ролям, играм, видам труда проявляется в сюжетно-ролевых играх. Яркие игровые модули: «Парикмахерская», «Магазин», «Больница», «Строители» позволяют познакомить детей с последовательностью трудовых действий людей различных профессий в ненавязчивой игровой форме.
Большую роль в формировании представлений дошкольников о профессиях играют дидактические и сюжетно-ролевые игры профессионально ориентированной направленности. Узнать о назначении профессий, используемых инструментах и технике, дети могут из дидактических игр: «Железнодорожное путешествие», «Подбери и назови», «Угадай профессию», «Кому что нужно», «Железнодорожное лото», пазлы «Поезд». Полученные в процессе экскурсий, бесед, чтения художественной литературы знания о профессиях, ребята успешно применяют в сюжетно-ролевых играх. Разнообразие игрового оборудования, пособия и атрибуты, одежда и головные уборы позволяют детям реализовать свои замыслы в игре.
В играх дети подражают взрослым и воспроизводят их действия, что свидетельствует о первых проявлениях «профессиональной направленности» в развитии личности ребёнка.
Во всех раздевалках оформлены выставки детского творчества: «Посмотрите мамы, посмотрите папы», «Наши таланты», «Первые шедевры», «Юные художники». Тематика детских рисунков разнообразна: природа, животные, транспорт, труд людей. Воспитанники могут самостоятельно прикреплять готовые работы на стену, тем самым, подчеркивая собственную индивидуальность и значимость. Уважая результаты детского труда, мы формируем у ребёнка уважение к труду окружающих людей.
Мы стараемся рационально использовать все помещения детского сада и познавательный потенциал окружающих предметов для ознакомления дошкольников с трудовой деятельностью взрослых.
В детском саду уже пятнадцать лет успешно функционирует музей железнодорожного транспорта. Сотрудники, родители и работники различных структурных подразделений предоставили в музей много интересных и раритетных экспонатов. Поделки и рисунки детей, отражающие труд людей на железнодорожном транспорте, украсили стены музея. В центре расположен подиум, на котором высится здание Мурманского вокзала, проложена железная дорога и «мчится» поезд, изготовленный руками педагогов и детей. Изготовленные по индивидуальному проекту железнодорожная касса, газетный киоск, витрина и полки для экспонатов, завершили общий облик музея.
Именно в музее мы нашли партнёра по решению задач, связанных с ознакомлением детей с трудовой деятельностью взрослых. Правильно организованное образовательное пространство музея на подлинном материале помогает расширить знания и представления детей о социальной значимости труда людей, о необходимости инструментов и технического оборудования. Всё это становится живым и настоящим, а значит, близким и понятным ребёнку. Большим преимуществом нашего музея является то, что все экспонаты не лежат под стеклом, не прибиты к стендам, а находятся в непосредственной близости от детей. Малыши могут взять их в руки, примерить на себя, развернуть сюжетно-ролевую игру. Ведь главный лозунг музейной педагогики: в сознании, душе, памяти навсегда остаётся только то, что пропущено через сердце и руки.
Согласно принципам музейной педагогики, малышам противопоказаны традиционные формы работы музеев – монологические экскурсии. В нашем случае, их заменяют музейные занятия с элементами игры, творческими заданиями, в которых требуется найти «спрятавшийся» предмет, расшифровать слово, дорисовать отсутствующую деталь, помочь герою. Только тогда, когда ребёнок находится в творческом поиске, в процессе игры, встреча с музеем становится радостным открытием, незабываемым фактом в его ещё такой короткой жизни.
Кольский край – благодатный регион для развития представлений детей об истории и традициях, природных особенностях и профессиональной деятельности взрослых.
Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями взрослых – одна из важнейших задач социализации ребёнка. Знакомство детей с миром профессий расширяет кругозор детей, общую осведомленность об окружающей действительности, о значении профессионального труда для развития родного края, формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней профессиональной ориентации.
Ведь для того, чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий. Именно поэтому педагоги знакомят наших воспитанников с разнообразием профессий градообразующих предприятий родного края (горняки, металлурги, энергетики, рыбаки, военнослужащие).
В музыкальном зале есть возможность познакомить дошкольников с историей, культурой, традициями жителей Кольского края, с разнообразными профессиями людей, работающих в условиях Кольского Заполярья посредством музыки и песен.
Совместные со взрослыми досуги и музыкально-спортивные развлечения: День города, День защитника Отечества, День защиты детей, День железнодорожника, День рыбака, День Военно-Морского Флота и др. способствуют не только оздоровлению и эмоциональному настроению, но и несут познавательную направленность.
Зная о том, что развитие речи напрямую связано с развитием пальцевой моторики, развивающее пространство коррекционных групп оснащено достаточным количеством игр и пособий для развития мелкой моторики: мозаики, вкладыши, шнуровки, различные мелкие фигурки и нетрадиционный материал (крупа, бусинки, шишки, жёлуди, камушки). На стенах крепятся ковролин, магнитные доски, маленькие наборные полотна на уровне роста детей. Наборы предметных и сюжетных картинок, маски и другие атрибуты служат дополнением для развёртывания игр-драматизаций и театрализованных игр, что способствует развитию речевых и коммуникативных навыков детей.
Для того чтобы приучить детей к занятиям у зеркала и сделать эти занятия привлекательными, мы приобрели интересные заводные и озвученные игрушки. Дети с удовольствием копируют звуки, издаваемые музыкальным паровозиком, заводным петушком или говорящей куклой.
В кабинете психологической разгрузки педагог-психолог проводит индивидуальную и групповую работу с детьми. Большое внимание она уделяет созданию условий, способствующих сохранению и укреплению психологического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия в дошкольном учреждении, особенно в период адаптации. Рабочая программа по адаптации детей раннего возраста «Здравствуй, детский сад!» способствует безболезненному привыканию ребёнка к новым условиям, помогает формированию положительного отношения к детскому саду. Программа «Дружба начинается с улыбки» развивает эмоциональную, волевую и личностную сферу ребёнка, способствует развитию основ социализации ребёнка, культуре поведения и эмоционально-коммуникативному развитию. Рабочая программа «Ступеньки к школе» развивает у ребёнка предпосылки к учебной деятельности, способствует формированию психологической готовности к обучению в школе.
Правильно созданная предметно-развивающая среда помогает в реализации поставленных задач. Использование игр и игровых упражнений: «Комплименты», «Волшебные очки», «Клубок желаний» помогают формированию доброжелательных отношений между сверстниками; фигурки животных способствуют снятию агрессии; сухой бассейн, наполненный цветными шариками, пластилин, карандаши, фломастеры предназначены для снятия напряжения детей.
В комнате творчества имеются все необходимые изобразительные средства для реализации творческих способностей детей. Ребята совместно с педагогами и родителями из ниток, бумаги, пробки, природного материала сделали массу удивительных поделок, которые сейчас украшают интерьер нашего детского сада.
Лестничные пролёты украшает экспозиция «Город северный родной, чаек крик, морской прибой…». Коридор выполняет функцию Галереи детского творчества, куда малыши помещают свои изобразительные шедевры.
Создавая условия для гармоничного всестороннего развития детей, мы не забывали и об эстетической направленности в организации образовательного пространства. Выбор цвета обоев, мебели, аксессуаров оказывает непосредственное влияние на эмоциональное состояние, а следовательно, и на интеллектуальное развитие воспитанников.
Построение развивающего образовательного пространства в условиях дошкольного образовательного учреждения не только расширяет общую осведомлённость об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определённый элементарный опыт профессиональных действий.
Мы считаем, что созданное в ДОУ развивающее пространство поможет ребёнку войти в современный мир и приобщиться к его ценностям, научит быть самостоятельным, активным, любознательным, войти в реальные профессиональные отношения, понять социальную значимость труда взрослых.
Используемая литература:
1. Н.И. Марецкая «Организация развивающего пространства в дошкольных образовательных учреждениях» Дошкольная педагогика, май-июнь 2005 г.
2. В.А. Петровский, Л.М. Кларина «Построение развивающей среды в дошкольном учреждении», Москва, 1993 г.
3. Л.В. Свирская «Создание развивающей среды в дошкольных учреждениях, Новгород, 1995 г.
4. Р. Туфкрео, М. Кудейко «Коллекция идей», Москва, 2004 г.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.