«Построение в дошкольном учреждении развивающего и здоровьесберегающего образовательного пространства, способствующего сохранению и укреплению здоровья воспитанников»

  • docx
  • 09.07.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Статья Построение в дошкольном учреждении .....docx

«Построение в дошкольном учреждении  развивающего и здоровьесберегающего образовательного пространства, способствующего сохранению и укреплению здоровья воспитанников»

Бакушкина Наталья Александровна

старший воспитатель

МАДОУ  г. Мурманска  № 26

 

В соответствии с Законом «Об образовании» здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики. Поэтому здоровье воспитанников в нашем дошкольном учреждении является предметом пристального внимания всего коллектива. Для работы в этом направлении мы чётко определили цель, задачи разработали мероприятия, направленные на развитие физической подготовленности, охрану и укрепление здоровья воспитанников, комплекс оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий во всех возрастных группах.

Цель:

создание благоприятных условий для полноценного физического и психического развития детей дошкольного возраста.

Задачи:

1.        Создать необходимые условия для индивидуализации физкультурно-оздоровительной работы с детьми.

2.        Разработать систему комплексных мероприятий, направленных на снижение заболеваемости.

Осознавая значимость среды в становлении и оздоровлении личности ребёнка, мы определили требования к её организации. На наш взгляд, она должна предоставлять детям свободу, оказывать влияние на мироощущение, самочувствие, здоровье. Выполнение этих требований позволит нам:

- способствовать познанию ребёнком ценности своего «я» (физического, эмоционального, интеллектуального, коммуникативного);

- заниматься физической культурой и сохранять здоровье ребёнка;

- создавать условия для социально-эмоционального благополучия и адаптации ребёнка в социуме взрослых и сверстников;

- воспитывать потребность и готовность войти в мир людей, культуры, знаний;

- содействовать творческим проявлениям ребёнка;

- развивать личность ребёнка через познание ценностей жизни;

- организовать экологически чистое, безопасное пространство.

     В построении среды в дошкольном учреждении мы руководствовались принципами В.А. Петровского.

№ п/п

Принцип

Функции

1.

Дистанции, позиции при взаимодействии

Создание условий для доверительного общения взрослый-ребёнок, ребёнок-взрослый.

Возможность выбора дистанции взаимодействия с учётом своих представлений.

2.

Активности, самостоятельности, творчества

Включение всех помещений в действующую среду.

Предоставление возможности свободно и самостоятельно моделировать среду, действовать в ней.

Использование активного фона в горизонтальных и вертикальных плоскостях.

Интенсивное насыщение проблемными и незавершёнными образами, стимулами движений.

3.

Стабильности и динамичности

 

Использование в пространстве с постоянными габаритами переменных и заменяемых элементов.

4.

Гибкого зонирования

 

Использование трансформирующего оборудования для обеспечения непересекания сфер активности (или пересекания).

5.

Индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка

Предоставление «личного» пространства.

Предоставление ребёнку возможности уединиться, заняться любимым делом.

использование стимулов личностного развития, факторов психического и физического оздоровления.

6.

Эстетической организации среды

Включение в дизайн интерьера разнообразных нестандартных игрушек, предметов, линий, образов, красок.

Включение эффектных зрелищ: световых, цветовых, музыкальных (бра, светильники, занавески и т.п.)

7.

Открытости-закрытости

 

Предоставление возможности родителям принимать участие в организации среды.

Предоставление возможности ребёнку выражать своё «я».

Исключение всего, что ведёт к нарушению безопасности и Прав ребёнка.

8.

Учета половых и возрастных различий

 

Обеспечение мальчиков и девочек равноценными по значению игрушками, пособиями, сведениями, информацией.

 

При построении здоровьесберегающей и развивающей среды мы исходили из возможностей всего детского сада и особенностей детей каждой возрастной группы. Необходимость переоборудовать помещения дошкольного учреждения потребовала пересмотреть традиционный порядок расстановки мебели и реализовать принципиально новый подход к её размещению в пространстве групп. Но при этом встал вопрос: где взять мебель для комплектования групп и оборудование для помещений дошкольного учреждения, которые соответствовали бы особенностям развития и возрасту ребёнка? Имеющаяся мебель устарела и не соответствовала тем целям развития ребёнка, которые мы ставили перед собой. Возникшая проблема вдохновила нас на проектирование индивидуальной корпусной мебели для каждой возрастной группы с учётом их строения, расположения, с учётом дидактических, методических и физкультурных пособий, имеющихся у педагога.

Мы стали реальными проектировщиками и дизайнерами, функционально используя каждый уголок групповой комнаты, каждый метр свободной площади. В результате такой деятельности было создано многофункциональное, развивающее и здоровьесберегающее пространство, которое способствует полной реализации поставленных задач сохранения и укрепления здоровья  детей и удовлетворения их потребностей в движении.

В детском саду имеется музыкальный, физкультурный и тренажёрный  залы, позволяющие  организовать дифференцированную физкультурно-оздоровительную работу с детьми. Наличие физкультурного и тренажёрного залов с традиционным и нетрадиционным оборудованием, современным спортивным комплексом «Малыш», тренажёрами (министепперы, велотренажёры),  сухим бассейном, батутом, мячами-фитболами и  модульным комплектом «Радуга» позволяет разнообразить общеразвивающие упражнения, обеспечить эмоциональный комфорт воспитанников.

Комплекс оздоровительных услуг, массажный кабинет и кабинет физиотерапии создают дополнительные  условия для реализации задач физического развития и здоровья детей.

Укреплять мышцы тела, осанку, развивать восприятие музыки, мимику, творческое воображение, терпение и выдержку, внимание и память помогают занятия в кружке «Ритмопластика».

В кабинете психологической разгрузки педагог-психолог проводит индивидуальную и подгрупповую работу с детьми. Правильно созданная предметно-развивающая среда помогает в реализации поставленных задач. Использование игр и игровых упражнений: «Комплименты», «Волшебные очки», «Клубок желаний» помогают формированию доброжелательных отношений между сверстниками; крокодил, кукла Бобо, фигурки диких животных способствуют снятию агрессии; сухой бассейн, наполненный цветными крышками разного размера, пластилин, карандаши, фломастеры предназначены для снятия напряжения детей.

Зная о том, что развитие речи напрямую связано с развитием пальцевой моторики, развивающее пространство коррекционных групп оснащено достаточным  количеством игр и пособий для развития мелкой моторики пальцев рук: мозаики, вкладыши, шнуровки, различные мелкие фигурки и нетрадиционный материал (крупа, бусинки, шишки, жёлуди, камушки).

         Во всех группах детского сада оборудованы «Уголки здоровья» (спортивные), в которых имеется разнообразный спортивный инвентарь для развития основных видов движения и физических качеств детей. Руками педагогов и родителей создана серия нестандартного физкультурного оборудования: массажные дорожки с нашитыми пуговицами, верёвками, бусинками; гантели из пластиковых бутылок, наполненные галькой; тренажёры: «Кто быстрее» для развития кистей рук, «Попади в цель» для развития глазомера, «Классики на клеёнке» для координации движений; различные массажёры для профилактики сколиоза и плоскостопия, зрительные тренажёры, подобранные с учётом возраста детей. Малыши с удовольствием используют это оборудование и тем самым получают дополнительную физическую нагрузку в течение дня. Разнообразие игрового, дидактического и физкультурного оборудования, возможность свободного доступа к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному и физическому развитию воспитанников. Домашняя обстановка, присутствие дорогих ребёнку вещей и игрушек снимает стрессообразующий фактор, помогает легче адаптироваться к образовательному учреждению.

         Развивающее пространство во всех возрастных группах детского сада построено таким образом, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая при этом друг другу: физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, рассматриванием книг и иллюстраций, математическими играми, наблюдениями за объектами природы.

На территории дошкольного учреждения имеется: спортивная площадка, горки, дуги для подлезания, лестницы для лазания, стойки для метания в цель. Для проведения спортивных и подвижных игр приспособлены тротуары вокруг учреждения. Для повышения выносливости проводятся «оздоровительные пробежки» - продолжительный бег в медленном темпе. На асфальтовом покрытии обозначены линии «старт» и «финиш», нарисованы разнообразные «классики», «следы», «круги», «волны», которые способствуют отрабатывать основные виды движений. С учётом времени года и двигательной активности подбирается выносной материал для физкультуры, игровой и трудовой деятельности.

Гармоничному физическому и психическому развитию ребёнка в нашем саду способствует соблюдение динамичного режима дня.

         В нашем дошкольном учреждении создана комплексная служба сопровождения детей, в которую включены все службы и специалисты.

Для осуществления индивидуального подхода специалистами ДОУ разработаны карты индивидуальных нагрузок, которые позволяют провести дифференцированный подход как в проведении оздоравливающих мероприятий, так и в коррекции отставания общей физподготовленности. Карту заполняют воспитатели групп совместно с медицинскими работниками и специалистами. В неё включаются данные физической подготовленности ребёнка, полученные в результате диагностики. На основании медицинских карт детей врачом педиатром даются рекомендации по включению каждого ребёнка в физкультурно-оздоровительную работу с учётом диагноза, группы здоровья, уровня физического развития. Информация, отражённая в картах индивидуальных нагрузок, рассматривается на педагогических часах для выработки индивидуальных планов работы с учётом особенностей воспитанников.

Лечебно-профилактическая работа в ДОУ строится на анализе заболеваемости прошедшего учебного года. Она осуществляется врачом педиатром, медицинской сестрой, педагогами. По итогам анализа заболеваемости медицинскими работниками разрабатывается комплексный план улучшения здоровья детей.

         Для укрепления иммунитета, кроме традиционных мероприятий, проводится курсовое применение эффективных иммуномодулирующих препаратов,  общий массаж, самомассаж, фитотерапия, ароматерапия, с согласия родителей и с учётом состояния здоровья детей. По назначению врача педиатра  воспитанники получают физиопроцедуры. Для укрепления здоровья детей, учитывая медицинские рекомендации, в детском саду проводится работа по профилактике плоскостопия и нарушения осанки.

Особое внимание в ДОУ отводится индивидуализации при адаптации детей к детскому саду. На каждого ребёнка заводится лист адаптации, разрабатывается план мероприятий. Система работы по адаптации детей позволяет достигнуть хороших результатов: у 66% принятых детей степень адаптации лёгкая, у 34% детей – средняя, тяжёлой степени адаптации не выявлено.

Коррекционную направленность деятельности учреждения регулирует психолого-медико-педагогический консилиум, определяющий особенности развития каждого ребёнка, необходимость в психологическом, логопедическом, физкультурно-оздоровительном сопровождении. В состав консилиума входят: врач педиатр, педагог-психолог, учитель-логопед, старший воспитатель, воспитатели. Специалисты и педагоги, входящие в состав консилиума разработали модель образовательного процесса, обеспечивающего внедрение индивидуальных маршрутов обучения:

1 этап - выявление особо проблемных детей, требующих коррекционной работы;

2 этап - заполнение карт психолого-медико-педагогической диагностики;

3 этап – составление индивидуальных образовательных маршрутов развития ребёнка;

4 этап – системная и индивидуальная коррекционно-развивающая работа с детьми.

Общепризнано, что фундамент здоровья ребёнка закладывается в семье, поэтому мы активно вовлекаем родителей в воспитательно-образовательный процесс.

         Мы регулярно планируем семинары-практикумы, анкетирование и консультации для повышения педагогической культуры родителей. Одной из эффективных форм работы  стало проведение родительских собраний в форме семейных встреч «Ступеньки здоровья», на которых взрослые рассказывают о лучшем опыте семейного воспитания по приобщению детей к здоровому образу жизни, о семейных традициях, демонстрируют физические качества: быстроту, ловкость, выносливость. Такие мероприятия помогают родителям и детям ощутить радость от встречи друг с другом, получить удовольствие от совместной двигательно-игровой деятельности. К каждому собранию оформляются семейные фотогазеты: «Мы – здоровая семья», «Расти здоровым, малыш!».

На протяжении многих лет в детском саду проходят семейные спортивные праздники и развлечения: «Мама, папа, я – спортивная семья»,  «Вся семья вместе, так и душа на месте», «Всей семьёй на старт». Загадки на спортивную тему, стихи, песни, спортивные игры и эстафеты придают праздникам высокий эмоциональный настрой. Какую ловкость, сноровку, быстроту и волю к победе показывают дети и взрослые в различных конкурсах. При этом важно, что совместный досуг выполняет не просто развлекательную функцию, но и способствует духовному сближению детей и родителей. А самое главное – они получают положительный заряд бодрости и здоровья.

С целью  повышения педагогического просвещения родителей в детском саду широко используются наглядно-информационные формы: размещение в интернете электронного сайта, рекламирующего работу дошкольного учреждения, использование информационных стендов, корзин, буклетов, проведение выставок, вернисажей, библиотеки для родителей.

Для обеспечения целенаправленной деятельности в области оздоровления детей важен актуальный и творческий подход к данной проблеме всего коллектива. Большое внимание мы уделяем подбору и расстановке педагогических кадров на группы с учётом их профессионального опыта, деловых качеств и психологической совместимости. Учитывая, что положительный результат намеченной работы зависит от профессиональной подготовки кадров, продумываем методическую работу по совершенствованию мастерства педагогов, планируем курсовую переподготовку педагогов и специалистов.

Наш коллектив не стоит на месте в вопросах физического воспитания и оздоровления детей. Мы продолжаем искать инновационные формы и методы в работе с детьми дошкольного возраста. Ведь физическое состояние детей сегодня – это здоровье и престиж страны завтра.

Исходя из вышеизложенного, среда, организованная в нашем дошкольном учреждении, обеспечивает психологический комфорт ребёнка, предупреждает развитие негативных проявлений, обуславливает его двигательную и творческую активность и способствует оздоровлению.

 

 

 

Список литературы:

1.     Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления. – М., 2000.

2.     Лагутина Н.Ф. Культурологическая модель здоровьесберегающей деятельности в дошкольном учреждении // Детский сад: теория и практика. – 2011. - № 10.

3.     Сорокина С.В. Формирование здоровьесберегающей среды в детском саду // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2011. - № 3.