«Построение образовательного пространства ДОУ с учётом инклюзивного образования»
Оценка 4.6

«Построение образовательного пространства ДОУ с учётом инклюзивного образования»

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
дефектология
Детсад
26.05.2017
«Построение образовательного пространства ДОУ с учётом инклюзивного образования»
Дети с ограниченными возможностями здоровья — традиционно оказывались изолированы и, соответственно, лишены шагов по интеграции в образовательную среду. Оказавшись в специальном учреждении ребенок чаще всего оставался отрезанным от общества, от общения с другими детьми .Инклюзивное образование предлагает путь объединённости. Обучать каждого ребенка взаимодействию, помогать преодолевать сложности в развитии — признак гуманного общества, которое уважает всех своих участников. А потому важно позаботиться, чтобы такое образование стало всюду используемой практикой. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) как раз и работает над тем, чтобы создать надёжный фундамент для погружения детей с ОВЗ в социальное пространство.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА.doc
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение  детский сад комбинированного вида № 8 «Сказка»  г. Минеральные Воды Ставропольского края ПАСПОРТ ПРОЕКТА Наименование   проекта  Основания для  разработки проекта Автор –  разработчик   Исполнители   «Построение образовательного пространства ДОУ с учётом инклюзивного образования» Закон РФ от 21.12.2012 "Об образовании"; Рекомендации Министерства образования и науки РФ «О создании  условий для получения образования детьми с ограниченными  возможностями здоровья и детьми­инвалидами» от 18.04.2009, №  АФ­150/06Закон  Российской Федерации « Об образовании» (в  редакции Федерального закона от 13 января 1996 года N 12­ФЗ с  изменениями на 24 апреля 2008 года) Национальная Образовательная инициатива "Наша новая школа" Федеральный закон от 24.11.1995 № 181­ФЗ  «О социальной защите  инвалидов в Российской Федерации» Конвенция ООН о правах инвалидов Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального   государственного   образовательного   стандарта дошкольного образования»  Шугаева Диана Олеговна, учитель­логопед,  Учитель­логопед, педагог­психолог, музыкальный руководитель,  воспитатель по ИЗО,  воспитатели группы, мед.работник Сроки реализации 1 год Цель  проекта Задачи: Способствовать   повышению   эффективности   работы   по   созданию образовательного   пространства   ДОУ   с   учётом   инклюзивного образования, с целью всестороннего развития ребенка в соответствии с   возрастными,   индивидуальными   особенностями   и   ФГОС дошкольного образования. Образовательные: ­   Организация   системы   эффективного   психолого­педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования. ­ Обоснование педагогических,  психологических и другие условий, обеспечивающих   эффективность   качественного   и   доступного Основные  мероприятия  проекта образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов   (разработка   образовательной   программы   с   учётом коррекционной группы для детей с нарушением речи и детей с ОВЗ) Коррекционно­развивающие ­   Создание   специальной   коррекционно­развивающей   среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности   для   получения   образования   в   пределах   специальных образовательных   стандартов,   воспитание   и   обучение,   коррекцию нарушений   развития,   социальную   адаптацию   для   детей,   имеющих различающиеся стартовые возможности. ­ Создание системы развития толерантности в окружающем социуме. Воспитательные: ­ Расширить во блага ребенка грани родительско ­ педагогического взаимодействия,   основанного   на   положениях   ФГОС   ДОО, активизировать воспитательные возможности родителей для детей с ОВЗ.   познавательную, ­ создание «безбарьерной» среды: В   соответствии   со   стандартом   развивающая   предметно­ пространственная   среда   является   содержательно­насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной, т.е.: ­  Насыщенность   среды   соответствует   возрастным   возможностям детей   и   содержанию   Программы.   Образовательное   пространство групп   и   всего   учреждения   оснащено   средствами   обучения   и воспитания,   соответствующими   материалами,   и   обеспечивает: игровую,   исследовательскую   и   творческую активность всех воспитанников. Особое место отводится игровому материалу   для   развития   восприятия   и   ощущений:   яркого   цвета, разной формы, разной фактуры, с разнообразными наполнителями. ­ Пространство трансформируется в зависимости от образовательной ситуации и возможностей детей. ­ Материалы полифункциональны, используются разнообразно; ­   Вариативность   среды   предполагает:   наличие   в   учреждении   и группах   различных   пространств   для   игры,   конструирования, уединения и пр. ­ Доступность среды предполагает: доступность для воспитанников, в том  числе   для   детей   с   ОВЗ,   всех   помещений,   где   осуществляется образовательная,   познавательная,   игровая,   исследовательская   и творческая деятельность; свободный доступ, на доступном для детей (синкинезий) уровне, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; ­   Безопасность   предметно­пространственной   среды   предполагает соответствие   всех   её   элементов   требованиям   по   обеспечению надёжности и безопасности их использования. Коррекционно ­ развивающая работа. ­   выбор   оптимальных   для   развития   ребенка   с   ограниченными возможностями   здоровья   и   речевыми   нарушениями   коррекционных методов,   приёмов   и   средств   обучения   в   соответствии   с   уровнем развития и особых образовательных потребностей ребенка; ­ уделяется внимание развитию подвижности органов артикуляции, способности   к   быстрому   и   четкому   переключению   движений, устранению   сопутствующих   движений     при произношении   звуков,   нормализации   просодической   стороны   речи. Специальное   внимание   уделяется   формированию   кинестетических ощущений.   В   связи   с   этим   проводится   комплекс   пассивной   и активной гимнастики органов артикуляции. ­ организацию и проведение логопедических занятий, необходимых для   преодоления   нарушений   развития   с   учетом   образовательных потребностей ребенка; ­ развитие просодической стороны речи: дыхания, голоса, темпа речи, ­ мелодико­интонационной окраски; ­ коррекцию и развитие общей и мелкой моторики; ­ коррекцию и развитие артикуляционного аппарата; ­ коррекцию звукопроизношения; ­   коррекцию   и   развитие   фонематического   слуха,   восприятия, представлений,  формирование и развитие фонетико­фонематических и   лексико­грамматических   компонентов   языка,   навыков словообразования и словоизменения, элементарный звуковой анализ и   обогащение   словарного   запаса   лексическими   и синтез; грамматическими   средствами   языка,   развитие   навыков самостоятельной связной речи; ­ развивать психические процессы, коммуникативные навыки (занятия с психологом) В   коррекционно­развивающей   работе   с   детьми   используются современные технологии: •        коммуникативные игры, психогимнастика, •        пальчиковые упражнения с элементами массажа, •        театрализованная и проектная деятельность, •        педагогические здоровьесберегающие технологии, •        элементы исследовательской деятельности, Адаптация   содержания   образовательной   программы   в различных предметных областях; ­ обеспечение разностороннего развития детей дошкольного  возраста с ОВЗ, в частности с нарушением опорно­двигательного аппарата и речевыми нарушениями, с учетом их возрастных и  индивидуальных особенностей по основным  направлениям «Социально­коммуникативное развитие»  «Познавательное развитие»  «Речевое развитие»  «Художественно­эстетическое развитие»  «Физическое развитие»      посещение   индивидуальных   коррекционно­развивающих логопедических занятий, занятий с психологом; строгое соблюдение режимных моментов; соблюдение дозированности нагрузки, чередование занятий и отдыха; индивидуальный подход;   щадящий режим, исключающий переутомление ребёнка;  развитие   коммуникативных   навыков   на   занятиях   и   вне занятий; организация взаимодействия в работе всех специалистов ДОУ, тесное сотрудничество с родителями. Социальная адаптация. Дети   с   ОВЗ   наравне   со   сверстниками   привлекаются   к   участию   в различных   конкурсах,   культурно­массовых   и   спортивных мероприятиях, проводимых в МБДОУ, включаются в поисковую и исследовательскую деятельность.  Краевой бюджет, муниципальное финансирование Объемы и  источники  финансирования  проекта Система контроля Координацию   работ   и   контроль   за   исполнением   Проекта осуществляет администрация Информационное обеспечение МБДОУ и владение педагогами ИКТ позволяет   в   электронной   форме:   осуществлять   взаимодействие между   участниками   образовательного   процесса:   педагогами, родителями, социальными партнерами. (Сайт ДОУ) Пояснительная записка Введение  В последние годы растет число детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе   с   нарушениями   опорно­двигательного   аппарата.   Самую   многочисленную   группу среди них составляют дети с детским церебральным параличом (ДЦП). Образование таких детей предусматривает создание для них специальной коррекционно­развивающей среды, обеспечивающей   адекватные   условия   и   равные   с   обычными   детьми   возможности   для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление,   воспитание   и   обучение,   коррекцию   нарушений   развития,   социальную адаптацию. Признание права любого ребенка на получения образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности развития, обусловило возможные инициативы   и   ориентиры   новой   образовательной   политики.   Такое   право   детей   с ограниченными   возможностями   здоровья   возможно   при  инклюзивном   образовании.  На современном этапе концепция интегрированного и инклюзивного обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями в дошкольных учреждениях является ведущим   направлением   в   развитии   специального   образования   в   нашей   стране,   и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с «Законом об образовании»   Российской   Федерации.   Инклюзивное   обучение   реализует   обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми детьми. Речевое   развитие   детей   с   ДЦП   характеризуется   количественными   и   качественными особенностями, значительным своеобразием. Понятно, что они затрудняют общение этих детей с окружающими и отрицательно сказываются на всем их развитии. Частота речевых нарушений при ДЦП, по разным данным, составляет от 70 до 80%.   У 60 —70% детей с ДЦП   отмечается   дизартрия,   т.е.   нарушение   звукопроизносительной   стороны   речи, обусловленное   органической   недостаточностью   иннервации   речевого   аппарата.   Кроме этого,   современные   условия   жизни   общества   сопряжены   со   значительной   миграцией населения,   в   связи,   с   чем   развитие   речи   детей   протекает   в   условиях   билингвизма   – владения  родным и овладевания русским  (неродным) языком. Фактор билингвизма для детей   с     ДЦП   является   отягощающим,   что   сказывается   на   развитии   речевой, познавательной сферы; препятствует социальной адаптации ребёнка. Нарушения речевого развития   у   детей   с   церебральным   параличом   связаны   также   с   недостаточностью   их практического опыта и социальных контактов.  Это обусловливает необходимость менять методы   и   приемы   коррекционной   работы   с   такими   детьми   и   оказывать   специальную педагогическую поддержку их родителям, т.к. совместная  деятельность взрослого и детей является   одной   из   составляющих   модели   организации    образовательного   процесса   в условиях внедрения ФГОС. Важнейшим   условием   инклюзии   является   наличие   грамотной   системы   комплексного психолого­медико­педагогического помимо систематического наблюдения, индивидуальных программ обучения и коррекции, такую важную   составляющую,   как   работа   со   средой   (социальным   окружением),   в   которую интегрируется ребенок. Построение образовательного пространства обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья позволит решать проблемы внутри   образовательной   среды   учреждения,   избежать   необоснованной   переадресации проблем ребенка внешним службам, сократить число детей, направляемых в специальные образовательные   учреждения.   Данный   проект   направлен   на   создание   образовательного пространства, в котором развивается инклюзивное образование, где дети с ограниченными возможностями здоровья и дети­инвалиды растут, развиваются, играют и обучаются вместе с обычными детьми.  сопровождения,     включающей, Цель и задачи проекта Цель:  Способствовать повышению эффективности работы по созданию образовательного пространства ДОУ с учётом инклюзивного образования, с целью всестороннего развития ребенка   в   соответствии   с   возрастными,   индивидуальными   особенностями   и   ФГОС дошкольного образования. Задачи:  Образовательные: ­ Организация системы эффективного психолого­педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования. ­   Обоснование   педагогических,   психологических   и   другие   условий,   обеспечивающих эффективность   качественного   и   доступного   образования   детей   с   ограниченными возможностями   здоровья   и   детей   инвалидов   (разработка   образовательной   программы   с учётом коррекционной группы для детей с нарушением речи и детей с ОВЗ) Коррекционно­развивающие ­ Создание  специальной  коррекционно­развивающей  среды,   обеспечивающей   адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития,   социальную   адаптацию   для   детей,   имеющих   различающиеся   стартовые возможности. ­ Создание системы развития толерантности в окружающем социуме. Воспитательные: ­ Расширить во блага ребенка грани родительско ­ педагогического взаимодействия,  основанного на положениях ФГОС ДОО, активизировать воспитательные возможности  родителей для детей с ОВЗ. Этапы реализации проекта   этапы Задачи сроки Подготовительный     программы,     информативного   разработка Изучение   методической   литературы, комплексной и дидактического материала,   системы поиска и поддержки детей   с   ОВЗ,   в   частности   с   нарушением   опорно­ двигательного   аппарата   и   нарушением   речи,   создание педагогической копилки. Создание постоянно действующей системы переподготовки психолого­педагогических для изучения потребностей   социума   в   организации   инклюзивного образовательного пространства.  кадров С  01.06.2016  по  01.08.2016 Этап запуска  проекта  Основной этап  развертывания   проекта Завершающий этап  проекта Изучение   возможностей   ДОУ   для   организации инклюзивного   образования   детей   с   разными возможностями;  Разработка нормативно­правовой базы ДОУ в соответствии с Законодательством РФ об инклюзивном образовании;  На   этом   этапе   планируется   организация   и   проведение семинаров,   консилиумов,   педсоветов.   Предусматривается психологическая, педагогическая и социальная поддержка детей с ОВЗ и детей­инвалидов.  1.   Мониторинг   индивидуальных   особенностей   развития детей коррекционной группы, включая детей с ОВЗ.  2. Составление Индивидуальных образовательных  маршрутов и Индивидуальных образовательных планов, на  основе мониторинга  3.   Планирование   образовательного   процесса   с   учетом индивидуальных образовательных потребностей детей 4.   Организация   совместной   жизнедеятельности   детей   в условиях инклюзивной группы. 5.  Проведение     интегрированных   занятий,   развлечений, встреч.  Участие   в   конкурсах,   выставках,   методических объединениях. 5. Оценка эффективности инклюзивного образовательного процесса. 6. Обобщение и распространение опыта работы 1. Контроль и анализ  реализации Проекта и достигнутых результатов,  2. Определение проблем, возникших в ходе реализации  Проекта, путей их решения  3. Показ открытых мероприятий с участием обучающихся,  педагогов, родителей и социума 4. Выпуск методического материала из опыта работы по  данной теме, создание  презентации проекта. 5. Обмен   опытом   на   уровне   города,   края,   Российской Федерации и Международном уровне. 6. Составление перспективного плана дальнейшей работы в этом направлении  С  01.08.2016 С  01.09.2016  по  01.06.2017 01.06.2017  по  01.08.2017   Ожидаемые результаты: После реализации данного Проекта мы ожидаем получить следующие результаты: 1   Наличие   психологически   комфортного   образовательного   пространства   для   детей, имеющих разные стартовые возможности; 2. Выход детей с ОВЗ из состояния изолированности от общества; 3. Реализация конституционных прав детей с ОВЗ на образование в соответствии с их  возможностями;  4. Получение ими образования в соответствии с индивидуальными возможностями;  5. Оказание доступной, качественной комплексной психолого­педагогической и медико­ социальной помощи детям с ОВЗ в образовательном учреждении. Критерии  оценки реализации проекта: Критерий Показатели Реализация   индивидуального   подхода   к детям. Важным условием успешности дошкольного образования   детей   с   ОВЗ   является обеспечение   условий   для   самостоятельной активности ребенка.  Методические рекомендации по психолого­ педагогическому сопровождению детей с  разными образовательными потребностями. Партнерское взаимодействие с семьей. Составление индивидуального образовательного   маршрута   с   учетом данных мониторинга   Организация развивающей среды, наличие в режиме   дня   времени   и   форм   для самостоятельной   активности   ребенка, обеспеченной   наблюдающей   позицией взрослого. Активное   включение   в   образовательный процесс всех его участников.   Организация партнерских   форм взаимодействия   с   семьей,   создание родительского   клуба   «Лучики   Надежды», участие   родителей   в   жизни   ДОУ, консультации  родителей  по волнующим их вопросам   №   Мероприятия по реализации проекта Наименование мероприятий Срок Исполнители исполнения 1.    Нормативно – правовое и организационное обеспечение 1.1. Формирование нормативно­правовой базы. Издание  С 01.06.2016 по распорядительных документов  01.08.2016 Администрация  ДОУ 1.2. Финансово­экономическое   обеспечение   процесса инклюзии системы стимулирования   деятельности   воспитателей   и (совершенствование     С 01.06.2016 по 01.08.2016 Администрация  ДОУ узких специалистов, работающих с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ, внесение дополнений в положение об оплате труда) С 01.06.2016 по 01.08.2016 Администрация  ДОУ    1.3. Кадровое обеспечение:    системного ­наличие в штате специалистов сопровождения,  ­организация повышения профессиональных   компетенций   педагогических работников   (тема   самообразования,   обобщение   и распространение   опыта:   научно­практические конференции, семинары, вебинары, педагогические мастерские, мастер­классы, тренинги, консилиумы, городское   методическое   объединения,   курсы повышения квалификации) 1.4. Методическое   обеспечение   (разработка   и реализация   адаптированной   образовательной программы по обучению и воспитанию детей с ОВЗ, детей­инвалидов) . С 01.06.2016 по  01.09.2016 Специалисты ДОУ Заместитель заведующей   по УВР   обеспечение Информационное реализации инклюзивного   образования   (информация   на   сайте ДОУ, проведение семинаров, открытых занятий,  т. д.,)   укрепление   социального   партнерства   с общественными организациями   В течение всего  периода Заместитель заведующей   по УВР условиям, Создание и контроль за надлежащим материально­ техническим   обеспечивающих возможность   для   беспрепятственного   доступа детей с нарушением опорно­двигательного аппарата (ОВЗ) в здании и помещении ДОУ и организация их пребывания и обучения в данном учреждении   В течении всего  периода Администрация  ДОУ 1.5. 1.6. 2.1 2. Работа с родителями Анкетирование и опросы, консультации 2.2. Организация работы родительского клуба «Лучики  Надежды» В течении всего периода по мере необходимости педагог­ психолог, учитель­логопед В течение всего  периода Учитель­ логопед,  специалисты 2.3 Обучение   родителей   совместным   формам деятельности с ребенком, приемам коррекционной В течении всего  периода по мере Педагог­ психолог, работы. необходимости учитель­логопед 2.4 Подробное обсуждение результатов мониторинга и  хода коррекционно­развивающего,  образовательного  процесса В течении всего  периода по мере необходимости Специалисты ДОУ 3. Организация образовательного процесса Обучающиеся 3.1. Проведение непосредственной образовательной  деятельности в виде индивидуальных, групповых  коррекционно­развивающих занятий 01.09.2016 по 31.05.2017 Специалисты  ДОУ  3.2 Проведение «Урока доброты» в коррекционной   01.09.2016 Учитель­логопед подготовительной к школе группе 3.3 Участие и проведение детских мероприятий: акция  милосердия, конкурсы творческих работ  1.09.16­31.05.17 Специалисты  ДОУ 3.4 Включение   детей   с   ОВЗ   в   проведение воспитательных, культурно­развлекательных, спортивных мероприятий.   1.09.16­31.05.17 Специалисты  ДОУ Специалисты ДОУ(учитель­логопед, педагог­психолог, муз. руководитель,  воспитатель по ИЗО)   3. 5. диагностика   индивидуальных   особенностей развития каждого ребенка  3.6 комплексная оценка ресурсов и дефицитов ребенка  для составления индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной  программы на ребенка с ОВЗ, в частности с  нарушением опорно­двигательного аппарата,  имеющего речевые нарушения 3.7 планирование образовательного процесса с учетом  индивидуальных образовательных потребностей  детей группы С 01.08.2016 по  15.08.2016 С 15.08.2016 по  20.08.2016 С 21.08.2016 по  31.08.2016 3.8 организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы В течении всего  периода 3.9 мониторинг процесса   инклюзивного   образовательного 3 раза в год Специалисты  ДОУ Специалисты  ДОУ, Зам.  Заведующей по  УВР Специалисты  ДОУ, Зам.  Заведующей по  УВР Специалисты  ДОУ Специалисты  ДОУ, зам.  Заведующей по УВР 1. Алексеева Е.Е. Что делать, если ребенок... Психологическая помощь семье с детьми БИБЛИОГРАФИЯ от 1 до 7 лет. ­ СПб.: Речь, 2008.  2. Арсеневская О. Н.  Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения. ­ Волгоград: Учитель,2011г. 3. Архипова Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. – М., 1999. 4. Архипова Е.Ф Логопедический массаж при дизартрии»., Владимир 2008 5. Бочарова Н. И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста. ­ М.: АРКТИ,2002 6. Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика  нарушений речи   у   детей   и   организация   логопедической   работы   в   условиях   дошкольного образовательного учреждения. – СПб.: Детство­пресс, 2001 7. Бачина   О.В.,   Самородова  Л.Н.    Взаимодействие   логопеда   и   семьи   ребенка   с недостатками речи. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 64 с.  8. Боровцова Л.А. Документация учителя­логопеда ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008.  9. Веракса   Н.Е.,   Комарова   Т.С.,   Васильева   Т.А.   «От   рождения   до   школы» Общеобразовательная   программа   дошкольного   учреждения   под   редакцией   Москва МОЗАИКА­СИНТЕЗ, 2014 10.Глинка Г.А. «Буду говорить, читать, писать правильно» С­П, 1996 11.Данилова   Л.А.   Методы   коррекции   речевого   и   психического   развития   у   детей   с церебральным параличом ­ Хрестоматия по логопедии.  М.: ВЛАДОС,1997 12.Емцева   Т.   А.   Психолого   –   медико   –   педагогическая  работа   в   детском   саду: планирование, рекомендации, диагностические материалы. ­ Волгоград: Учитель,2011 13.Ипполитова   М.   В.,   Бабенкова   Р.   Д.,   Мастюкова   Е.   М   Воспитание   детей   с церебральным параличом в семье. — М., 1980. 14.Как учить и развивать детей с нарушениями развития: Курс лекций и практических занятий   для   персонала   мед.   учреждений;   Сост.   К.Грюневальд   и   др.   /   Пер.   С   англ. Е.М.Видре; Ред. Е.В.Кожевникова и др. ­ 2 изд. ­ СПб.: СПб. ин­т ранего вмешательства, 2000. 15.В.В.Коноваленко,   С.В.Коноваленко   Домашняя   тетрадь   для   закрепления   звука   Р». Пособие для логопедов, родителей, детей. Москва, « Гном и Д», 2003  16.В.В.Коноваленко,   С.В.Коноваленко   Домашняя   тетрадь   для   закрепления   звука   Рь». Пособие для логопедов, родителей, детей. Москва, « Гном и Д», 2003  17.  В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко Домашняя тетрадь для закрепления звука Л». Пособие для логопедов, родителей, детей. Москва, « Гном и Д», 2003  18.  В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко Домашняя тетрадь для закрепления звука Ль». Пособие для логопедов, родителей, детей. Москва, « Гном и Д», 2003  19.В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко Домашняя тетрадь для закрепления звука С, З, Ц». Пособие для логопедов, родителей, детей. Москва, « Гном и Д», 2003  20.В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко Домашняя тетрадь для закрепления звука Сь, Зь». Пособие для логопедов, родителей, детей. Москва, « Гном и Д», 2003  21.В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко Домашняя тетрадь для закрепления звука Ш, Ж». Пособие для логопедов, родителей, детей. Москва, « Гном и Д», 2003  22.В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко Домашняя тетрадь для закрепления звука Ч, Щ». Пособие для логопедов, родителей, детей. Москва, « Гном и Д», 2003 23.Коноваленко   В.В.,     Коноваленко   С.В.     Индивидуально­   подгрупповая   работа   по коррекции звукопроизношения– М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. 24.Коноваленко   В.В.   «Коррекционная   работа   воспитателя   в   подготовительной логопедической группе». М.,1998г. 25.Коноваленко   В.В.,   Коноваленко   С.В.   «Фронтальные   логопедические   занятия   в подготовительной группе с ФФНР (I, II, III периоды)». М., 1999г. 26.В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко «Экспресс­обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста». Москва, « Гном и Д», 2000.  27.Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе / О.С. Гомзяк.. —— М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. 28. В.Н.Костыгина «Тру­ля­ля» Артикуляционная гимнастика. Москва, « Карапуз», 1999 29.Е.Н.Краузе «Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика». Пратическое пособие. С.­П., « Корона­Век», 2007  30.Кузнецова   Е.В.,   Тихонова   И.А.   «Ступеньки   к   школе.   Обучение   грамоте   детей   с нарушениями речи». М.,1999г. пособие. ­ СПб.: Речь, 2004. 31.Ларечина Е.В. Развитие эмоциональных отношений матери и ребенка. Методическое 32.Мастюкова Е.Н « Речевые нарушения у детей с ДЦП»,  Москва Просвещение, 1996  33.Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. ­ М.: Изд­во Института Психотерапии, 2003. 34.Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ/колл. авт. – М.: ТЦ Сфера, 2006­ (Приложение к журналу «Управление ДОУ»). 35.Поваляева М.А. «Справочник логопеда». Ростов­на­Дону, 2002. 36.Полозова Н.В. Основные требования к охране труда и санитарному обеспечению в дошкольном учреждении. Сборник документов и  образовательном учреждении. – М.: ТЦ Сфера, 2003. 37.Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков и слов». М.,1999г. 38.Симонова   Н.В.   Программа   воспитания   и   обучения   детей   с   нарушениями   опорно­ двигательного аппарата (дошкольный возраст). Москва Просвещение 1987 39.Смирнова И. А. «Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП». Автор СПб.,2004 40.Сергей Степанов. Стратегии семейного воспитания // Школьный психолог, 2000/05/08 41.Сековец   Л.   С.   Коррекционно­педагогическая  работа  по   физическому   воспитанию детей с нарушениями опорно­двигательного аппарата. – М.: Школьная Пресса, 2008. 42.Сысоева И. М. Обучение и социализация детей с  ограниченными возможностями  в инклюзивном образовательном пространстве ОУ. ­ Новосибирск: Интернет – ресурсы. 43.Ткачева   В.В.   Психокоррекционная   работа   с   матерями,   воспитывающими   детей   с отклонениями   в   развитии.   Практикум   по   формированию   адекватных   отношений.   ­   М.: Издательство «Гном­Пресс», 1999. 44.Чиркина   Г. В. ,   А. В. Лагутина  Программа   логопедической   работы   с   детьми, овладевающими русским (неродным) языком Москва Просвещение 2008 45.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Коррекция нарушений речи. Программа ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – «Просвещение», 2008 46.Эйдемиллер   Э.   Г,   Юстицкис  В.В.  Психология   и   психотерапия   семьи  СПб.: Питер, 2009

«Построение образовательного пространства ДОУ с учётом инклюзивного образования»

«Построение образовательного пространства ДОУ с учётом инклюзивного образования»

«Построение образовательного пространства ДОУ с учётом инклюзивного образования»

«Построение образовательного пространства ДОУ с учётом инклюзивного образования»

«Построение образовательного пространства ДОУ с учётом инклюзивного образования»

«Построение образовательного пространства ДОУ с учётом инклюзивного образования»

«Построение образовательного пространства ДОУ с учётом инклюзивного образования»

«Построение образовательного пространства ДОУ с учётом инклюзивного образования»

«Построение образовательного пространства ДОУ с учётом инклюзивного образования»

«Построение образовательного пространства ДОУ с учётом инклюзивного образования»

«Построение образовательного пространства ДОУ с учётом инклюзивного образования»

«Построение образовательного пространства ДОУ с учётом инклюзивного образования»

«Построение образовательного пространства ДОУ с учётом инклюзивного образования»

«Построение образовательного пространства ДОУ с учётом инклюзивного образования»

«Построение образовательного пространства ДОУ с учётом инклюзивного образования»

«Построение образовательного пространства ДОУ с учётом инклюзивного образования»

«Построение образовательного пространства ДОУ с учётом инклюзивного образования»

«Построение образовательного пространства ДОУ с учётом инклюзивного образования»

«Построение образовательного пространства ДОУ с учётом инклюзивного образования»

«Построение образовательного пространства ДОУ с учётом инклюзивного образования»

«Построение образовательного пространства ДОУ с учётом инклюзивного образования»

«Построение образовательного пространства ДОУ с учётом инклюзивного образования»

«Построение образовательного пространства ДОУ с учётом инклюзивного образования»

«Построение образовательного пространства ДОУ с учётом инклюзивного образования»

«Построение образовательного пространства ДОУ с учётом инклюзивного образования»

«Построение образовательного пространства ДОУ с учётом инклюзивного образования»

«Построение образовательного пространства ДОУ с учётом инклюзивного образования»

«Построение образовательного пространства ДОУ с учётом инклюзивного образования»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.05.2017