Построение профориентационной работы с учащимися с ОВЗ
Оценка 5
Работа в классе
docx
психологическая работа +1
10 кл—11 кл
03.10.2017
Социально-экономические условия жизни общества диктуют свои требования к профессиональной подготовке молодых людей. Мир стал более подвижным, а значит, более неустойчивым. Человек должен обладать гибкостью, выносливостью, чтобы не только выжить, но и достойно жить, принося при этом пользу обществу.
Выбор профессии весьма сложный и порой долгий мотивационный процесс. Особенно трудно он дается людям с ограниченными возможностями. Причем, выбор профессии является достаточно сложным и напряженным этапом не только для самих молодых людей, но и для их родных и близких, в частности родителей.Социально-экономические условия жизни общества диктуют свои требования к профессиональной подготовке молодых людей. Мир стал более подвижным, а значит, более неустойчивым. Человек должен обладать гибкостью, выносливостью, чтобы не только выжить, но и достойно жить, принося при этом пользу обществу.
Организация индивидуальной профессиональной ориентации учащихся с ОВЗ.docx
Организация индивидуальной
профессиональной ориентации учащихся с
ОВЗ
Социальноэкономические условия жизни общества диктуют свои
требования к профессиональной подготовке молодых людей. Мир стал более
подвижным, а значит, более неустойчивым. Человек должен обладать гибкостью,
выносливостью, чтобы не только выжить, но и достойно жить, принося при этом
пользу обществу.
Выбор профессии весьма сложный и порой долгий мотивационный процесс.
Особенно трудно он дается людям с ограниченными возможностями. Причем,
выбор профессии является достаточно сложным и напряженным этапом не
только для самих молодых людей, но и для их родных и близких, в частности
родителей.
Современный подход к профориентации подразумевает согласованную
работу многих социальных институтов: школа, различные психологические
центры (медикосоциальнопсихологические,
центры
профориентации молодежи и др.), клубы и дома технического творчества,
профессиональные учебные
общественные организации,
правоохранительные органы (работающие с молодежью), средства массовой
информации и т.п. Учитывая большую включенность различных организаций,
необходима грамотная координация этой работы. В настоящее время в качестве
такого координатора чаще всего выступает школа, а в ней психологи и
социальные педагоги, кураторы и тьюторы.
центры занятости,
заведения,
В профессиональном консультировании
детей с ОВЗ должен
реализовываться строгий индивидуальный и личностно ориентированный
подходы, преобладание индивидуальных форм работы над групповыми.
Профориентационной работе должно предшествовать ознакомление с
результатами психодиагностики и медицинской диагностики, имеющимися в
личном деле подростка, а также учитываться специфика его основного
нарушения.
Основными
общеобразовательной школы с ОВЗ являются:
направлениями
профориентации
учащихся
профессиональная информация — ознакомление учащихся с
миром профессий и современными видами производства, состоянием
рынка труда, содержанием и перспективами развития рынка
профессий, формами и условиями их освоения, возможностями
профессиональноквалификационного
процессе
профессиональной деятельности.
роста
в
профессиональная консультация — оказание помощи учащемуся в
профессиональном самоопределении; предоставление рекомендаций
о возможных направлениях профессиональной деятельности,
наиболее
психологическим,
психофизиологическим и физическим возможностям и особенностям;
определение степени пригодности к конкретной профессии в
соответствии с нормативными требованиями и учетом медицинских
ограничений.
соответствующей
его
Профориентация учащихся с ОВЗ включает в себя следующие
элементы:
ознакомление с профессиональными квалификационными
характеристиками;
познание
своих
психофизиологических
особенностей,
возможностей и ограничений;
получение рекомендаций специалистов по выбору будущей
профессии.
Исходя из этого всю профориентационную работу в школе можно
подразделить на этапы.
Первый этап работы — определение готовности школьника с ОВЗ к
профессиональному самоопределению.
В качестве показателей готовности школьника к самостоятельному
выбору будущей профессии выделяются:
информированность учащегося. Знание состояния рынка труда,
видов профессионального образования, содержания и условий труда
по избранной профессии, учебных заведений, где можно получить
избранную профессию (специальность);
сформированность общественно значимых мотивов выбора
(сближение профессиональных намерений с
профессии
потребностями рынка труда);
выраженность профессиональных интересов. Наличие устойчивых
профессиональных интересов (проявляющихся в течение ряда лет) к
определенной области деятельности или к конкретной профессии;
наличие определенных способностей к определенному виду
профессиональной деятельности или области знаний (математике,
физике, педагогике и т.д.);
сформированность профессиональных намерений (намерения
основаны на достаточном знании содержания
устойчивы,
профессиональной деятельности, условий труда, путей получения
профессионального образования);
адекватный уровень профессиональных притязаний (интересы,
способности, самооценка, профессиональные намерения, физические
возможности, состояние здоровья согласуются между собой и
степень их развития позволяет предполагать успешность будущей
профессиональной деятельности).
Рассмотрим некоторые иентернетресурсы для выполнения этоггоо
этапа.
Результатом проделанной работы может быть написание
«Индивидуального профессионального плана»
Второй этап работы — определение содержания работы с учащимися в
зависимости от их возраста, степени информированности о мире
профессий и готовности к профессиональному самоопределению.
Данный этап может происходить по двум сценариям:
1.Предварительный выбор профессии не сделан.
Цель работы — оказать помощь в предварительном выборе наиболее
подходящих профессий.
Задачи:
ознакомление с запросами рынка труда;
формирование мотивов выбора профессии; ознакомление с профессиограммами профессий, содержанием и
условиями труда по предпочитаемым профессиям;
определение формулы предпочитаемой профессии, выдача
рекомендаций о наиболее подходящих профессиях (с учетом наличия
ОВЗ);
проведение предварительной профдиагностики, оказание помощи в
определении профессиональных возможностей с учетом наличия
ОВЗ.
Ведущие формы работы: профинформация, профконсультация, формирование
адекватного уровня самооценки и жизненных притязаний, развитие специальных
способностей, творческие проекты.
Показатель эффективности: предварительный выбор определенных профессий.
2. Предварительный выбор конкретной профессии уже сделан.
Цель работы: поддержать или скорректировать предварительное
профнамерение.
Задачи:
определение профессиональных возможностей с учетом наличия ОВЗ;
ознакомление с возможными путями приобретения профессии;
развитие профессионально важных качеств.
Ведущие формы работы: профдиагностика, индивидуальные и групповые
консультации, предоставление информации о профессиональных учебных
заведениях, встречи с представителями различных профессий, посещение дней
открытых дверей профессиональных учебных заведений.
Показатель
эффективности:
сформированность
адекватного
предварительного профнамерения (учитывающего наличие ОВЗ).
Ведущие формы работы: проба сил в различных профессиональных
направлениях, профориентационные игры, рефераты на тему «Моя будущая
профессия», творческие конкурсы и проекты. Показатель эффективности:
предварительный выбор профессии (учитывающий наличие ОВЗ). Для эффективной профориентационной работы с учащимися ОВЗ, следует
выделять:
индивидуальный характер (учет индивидуальных особенностей школьника,
характера семейных взаимоотношений, опыта трудовых действий, развития
профессионально важных качеств);
направленность профориентационных воздействий, прежде всего на
всестороннее развитие личности (создание возможности для пробы сил в
различных областях профессиональной деятельности, пробуждение активности в
самостоятельном выборе сферы профессиональной деятельности и определении
профессионального плана).
Подводя итоги можно сделать следующие выводы:
Профессиональное ориентирование детей с ОВЗ необходимо осуществлять
1.
комплексно, вовлекая в этот процесс различных специалистов и родителей.
Методический инструментарий для определения типологических
2.
особенностей личности, выбирающей профессию, должен быть адаптирован к
возможностям подростка с ОВЗ.
Необходимо на протяжении всего периода профориентации
3.
корректировать профессиональные планы подростков с ОВЗ в соответствии с их
возможностями.
В рамках корректировки профессиональных планов целесообразно
4.
проводить психологопедагогическую работу по воспитанию качеств,
необходимых для овладения той или иной профессией.
Построение профориентационной работы с учащимися с ОВЗ
Построение профориентационной работы с учащимися с ОВЗ
Построение профориентационной работы с учащимися с ОВЗ
Построение профориентационной работы с учащимися с ОВЗ
Построение профориентационной работы с учащимися с ОВЗ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.