Потенциальная и кинетическая энергия. 10 класс. (технологическая карта к уроку)
Оценка 5

Потенциальная и кинетическая энергия. 10 класс. (технологическая карта к уроку)

Оценка 5
Разработки уроков
docx
физика
10 кл—11 кл
26.05.2023
Потенциальная и кинетическая энергия. 10 класс. (технологическая карта к уроку)
на уроке можно показать, как физическая теория дает возможность объяснить известные явления природы, учить раскрывать смысл физических законов, учить соотносить понятия с теми свойствами процессов, для характеристики которых эти понятия вводятся, показать связь между рассмотренными ранее понятиями: работа силы, потенциальная и кинетическая энергия.
потенциальная и кинитическая энергия.docx

Технологическая карта урока

Учитель: Лавринович Я.В.

Класс: 10

Предмет: физика

Тема урока: Потенциальная и кинетическая  энергия

Место и роль урока в изучаемой теме:  на уроке можно показать, как физическая теория дает возможность объяснить известные явления природы, учить раскрывать смысл физических законов, учить соотносить понятия с теми свойствами процессов, для характеристики которых эти понятия вводятся, показать связь между рассмотренными ранее понятиями: работа силы, потенциальная и кинетическая энергия.

Цели урока:

Образовательные: Раскрытие учащимися, в ходе урока, смысла потенциальной энергии; получение сведений о границах его применимости, приобретение умения описывать преобразования потенциальной и кинетической энергии при движении тел.

Развивающая: Способствовать развитию умений самостоятельно выделять главное, обобщать и систематизировать имеющиеся знания. Развивать умение грамотно выражать свои мысли, строить логически выдержанный рассказ.

Воспитательная: формировать интерес к познаниям законов природы, продолжать работать над совершенствованием качеств, отражающих отношение к другому человеку: дисциплинированность, вежливость, добросовестность, товарищество.

Дидактические средства:

для учителя: иллюстрационный материал, карточки с выражениями;

для обучающегося: тетрадь, учебник, карточки с заданиями.

Этап урока, цель этапа

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма

работы

Результат

1.Организационный момент

Приветствие.

 Проверка отсутствующих.

   Давайте сегодня будем активно работать, чтобы...

Проверяют готовность к уроку.

Приветствуют учителя.

Фронтальная

Регулятивные: волевая саморегуляция

 

 

 

2.Целеполагание

Беседа.

 

 

Объявление темы, постановка цели урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прослушайте предложение и скажите, о чем говорится в нем: эта физическая величина связана с работой электростанций и мощных машин, на заводах и фабриках работают станки и машины расходуя ее. Это понятие связывает механические явления с тепловыми, электрическими, а также с явлениями, которые происходят внутри молекул. Что это такое?

Каких двух видов бывает механическая энергия?

Какую энергию мы изучали с вами на прошлом уроке?

Значит, у нас осталась неизученной потенциальная энергия тела. Запишите тему урока в тетрадь.

Какая будет стоять цель перед нами?

(Определение целей урока посредством таблицы записанной ранее)

I Тема урока

II Что хотим узнать

III Выяснить, изучить, определить, вывести, записать, дать характеристику, проанализировать и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Энергия.

 

Кинетическая и потенциальная.

Кинетическую энергию.

 

Записывают тему урока в тетрадь:

Потенциальная  и кинетическая энергия тела.

 

 

 

Фронтальная

Регулятивные: Самостоятельное выделение и формулирование целей

Познавательные: умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

 

3. Изучение новых знаний и способов деятельности

 

Работа у доски с комментированием по образцу.

 

 

 

 

Демонстрация падения шарика с небольшой высоты, сжатая пружина

Сила тяжести может совершить работу, если шарик опустить и дать ему упасть на Землю.

Про тела, которые могут совершить работу, говорят, что они обладают энергией.

Давайте вспомним, что же называют энергией?

От чего же зависит энергия поднятого мяча? Как вы думаете ребята.

Очевидно, что от высоты, на которой находится мяч, и от его массы. То есть можно сказать, что энергия зависит от взаимного расположения тел – мяча и Земли.

От чего же зависит энергия сжатой пружины?

Давайте запишем определение потенциальной энергии в тетрадь.

С прошлых уроков мы знаем, что энергия это есть работа определенных сил, например силы тяжести или упругости. Работа силы тяжести тела поднятого над землей как мы знаем равна

Aтяж= mgh1 – mgh2

Ep=mgh, значит

Атяж= - ∆Ер

Работа силы тяжести всегда равна изменению потенциальной энергии, взятой с противоположным знаком.

Если тело падает что происходит с потенциальной энергией?

Когда тело поднимается?

А если тело движется горизонтально?

Как мы знаем работа силы упругости деформированного тела

Аупр= -

Ep=, значит

 

 

 

 

 

Энергия – это физическая величина, характеризующая способность тела совершить работу.

Отвечают.

 

От деформации пружины, то есть от взаимного расположения ее витков, а витки пружины  - это часть одного тела.

Записывают определение:

Энергия, которая определяется взаимным положением взаимодействующих тел или частей одного и того же тела называется потенциальной.

 

 

 

Уменьшается Е, Атяж>0

Увеличивается Е, Aтяж<0

Постоянна Е, Aтяж=0

Фронтальная, индивидуальная

 Регулятивные:проговаривание последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы.

Познавательные: умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их; выбор критериев для обоснования своего суждения.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

Аупр= - ∆Ер

Если тело не деформировано чему равна потенциальная энергия?

Если тело деформируется?

Как вы думаете от чего зависит потенциальная энергия от деформации?

Давайте запишем определение потенциальнойэнергии системы: называется зависящая от положения тел величина, изменение которой при переходе системы из начального положения в конечное равно работе внутренних консервативных сил системы, взятой с противоположным знаком.

А= - ∆Ер,

Но только для консервативных сил.

Давайте напомним, какие силы называются консервативными?

 

 

 

 

Свяжите это понятие с энергией?

Ер=0

Ер>0

-чем больше деформация тем Ер выше

- если тело не деформированно Ер=0

 

Записывают определение

 

Консервативные силы - это силы, работа которых не зависит от вида траектории, точки приложения этих сил и закона их движения, и определяется только начальным и конечным положением этой точки

 

Равносильным определением является и следующее: консервативные силы — это такие силы, работа которых по любой замкнутой траектории равна 0

Фронтальная, индивидуальная

4. Закрепление нового материала

Работа у доски

1.      Определите энергию, которую получает пружина при сжатии ее на 5 см, если известно, что для сжатия пружины на 1 см нужно приложить силу 30 кН.

2.      Начальная скорость пули 600 м/с, ее масса 10 г. Под каким углом к горизонту она вылетела из дула ружья, если ее кинетическая энергия в высшей точке траектории равна 450 Дж?

Один ученик решает задачи у доски, остальные пишут в тетраде.

1.            K= F/l=300/0.01=3*10 (в  6 степени) E=k*x(квадрат)/2=3*10( в 6)*0.05(квадрат)/2=3750 Дж

fiz10-11p4-136.jpg

 

Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений; планирование учебного сотрудничества 

5.Рефлексия 

Чем мы сегодня занимались на уроке?

Что для себя открыли нового?

 Отвечают

 

 Фронтальная

Познавательные:рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Коммуникативные:выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений; планирование учебного сотрудничества

6. Домашнее задание

Параграф 51,52  упражнение 9 № 6,7,8

Задача 2

fiz10-11p4-136.jpg

fiz10-11p4-137.jpg


 

Скачано с www.znanio.ru

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Целеполагание Беседа.

Целеполагание Беседа.

Изучение новых знаний и способов деятельности

Изучение новых знаний и способов деятельности

Аупр= - ∆Ер Если тело не деформировано чему равна потенциальная энергия?

Аупр= - ∆Ер Если тело не деформировано чему равна потенциальная энергия?

Закрепление нового материала Работа у доски

Закрепление нового материала Работа у доски

Рефлексия Чем мы сегодня занимались на уроке?

Рефлексия Чем мы сегодня занимались на уроке?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.05.2023