Потенциально опасные объекты, расположенные на территории
Оценка 4.9

Потенциально опасные объекты, расположенные на территории

Оценка 4.9
Лекции
docx
другое
СCУЗ, ВУЗ
17.05.2023
Потенциально опасные объекты, расположенные на  территории
Потенциально опасные объекты, расположенные на территории Республики Та-тарстан. Организация лицензирования, декла-рирования и страхования потенциально опасных объектов
10 ПОО.docx

                                                             

Филиал учебно-методического центра по гражданской обороне

и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан

по г. Нижнекамску

 

 

УТВЕРЖДАЮ                                                                       Экз. № 1

Начальник филиала УМЦ по ГО и ЧС

Республики Татарстан

 

_____________ Н.Н. Замараева                                      

«____»____________  20__ г.

 

 

 

 

 

ЛЕКЦИЯ

 

 

 

Тема № 10 «Потенциально опасные объекты,

расположенные на территории Республики Татарстан. Организация лицензирования, декларирования и страхования потенциально опасных  объектов»

 

 

 

 

        Время: 1(2) час

           

Обсуждена на педагогическом совете Нижнекамского филиала

УМЦ по ГО и ЧС РТ

от " ___ " ___________ 20__ г.

 

Протокол № ___

 

 

 

 

 

 

 

г. Нижнекамск

 

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:

Ознакомить слушателей с

-                            потенциально опасными объектами, расположенные на территории Республики Татарстан;

-                            организацией лицензирования, декларирования и страхования потенциально опасных  объектов.

 

МЕСТО ЗАНЯТИЯ: Учебный  класс.

 

ВРЕМЯ: 1 час.

 

КАТЕГОРИИ СЛУШАТЕЛЕЙ: начальники, инструкторы (консультанты) УКП по ГО и ЧС, руководители НАСФ, НФГО, руководители органов местного самоуправления городских и сельских поселений, руководители ДОО, руководители и специалисты ДДС.

 

УЧЕБНЫЕ  ВОПРОСЫ И РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ

 

Учебные вопросы

Расчет времени (мин)

Введение

2 (5)

1-й уч. вопрос:

«Виды потенциально опасных объектов, расположенных на территории Республики Татарстан (муниципального образования, организации), и характер их опасных производств. Возможные причины и последствия возникновения аварий и катастроф».

 

10 (20)

 

2-й уч. вопрос:

«Основные мероприятия по предупреждению и ликвидации ЧС техногенного характера».

10 (20)

3-й уч. вопрос:

«Нормативное правовое регулирование промышленной безопасности опасных объектов».

10 (20)

4-й уч. вопрос:

«Типовой паспорт безопасности территории муниципального образования (организации)»

10 (20)

Заключение                                                                  

3 (5)

Итого:

45 (90)

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

 

1.   Федеральный закон РФ «О гражданской обороне»  от 12.02.1998 г. N 28-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

2.   Федеральный закон РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 г. N 68-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

3.     Федеральный закон РФ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 22.08.1995 г. N 151-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

4.     Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. N 195-ФЗ.  (с изменениями и дополнениями).

5.        Комментарий к Федеральному закону от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ "О гражданской обороне" (постатейный) (Смушкин А.Б.)

6.        Постановление Правительства РФ «О Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 30.12.2003 г. N 794 (с изменениями и дополнениями).

7.        Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» от 2 ноября 2000 г. N 841 (с изменениями и дополнениями).

8.        Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о гражданской обороне в РФ» от 26.11.2007 г. N 804  (с изменениями и дополнениями).

9.        Постановление Правительства РФ «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС» от 08.11.2013 г. N 1007 (с изменениями и дополнениями).

10.   Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 октября 2003 г. N 158 "О введении в действие Санитарных правил СП 2.6.1.45-03 "Обеспечение радиационной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации и выводе из эксплуатации атомных теплоэлектростанций малой мощности на базе плавучего энергетического блока СП АТЭС-2003" (с изменениями и дополнениями).

11.   Приказ МЧС РФ «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» от 14.11.2008 г. N 687 (с изменениями и дополнениями).

12.   Учебное пособие «Организация и ведение ГО и защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» под общей редакцией Г. Кириллова, Москва, 2002 г.

13.  Постановление Правительства РФ от 28.03.2001г. № 241 «О дополнительных мерах по обеспечению промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации».

14.    Приказ МЧС РФ от 28.02.2003.г. № 105 «Требования по предупреждению ЧС на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения».

15.  ФЗ от 04.05.2011г. № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности».

16.  ФЗ от 27.07.2010г. № 225 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».

 

 

 

УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1.   Ноутбук;

2.   Мультимедийный проектор;

3.   Мультимедийное приложение по теме.

 

 

ТЕКСТ ЛЕКЦИИ

 

В В Е Д Е Н И Е

 

Республика Татарстан является одним из крупнейших регионов Российской Федерации. Особенностью территории Республики  является разнообразие геологических, климатических и ландшафтных условий. Вследствие этого, наблюдаются всевозможные неблагоприятные и опасные природные явления и процессы.

Вместе с тем, развитие техногенной сферы привело к увеличению риска возникновения на объектах экономики различного рода техногенных аварий и катастроф, имеющих тяжелое последствие.

В связи с этим, возникла необходимость обеспечения нормативного и правового регулирования безопасности объектов экономики в условиях ЧС природного и техногенного характера. Оно заключается в определении правовых экономических и социальных основ обеспечения безопасной деятельности опасных объектов и направлено на предупреждение аварий на них, обеспечение готовности организации (владельцев объектов) к локализации и ликвидации последствий ЧС.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1-й УЧЕБНЫЙ ВОПРОС:

Виды потенциально опасных объектов, расположенных на территории Республики Татарстан, и характер их опасных производств

 

Республика Татарстан является регионом с высоким уровнем развития промышленности. Общее количество опасных производственных объектов, находящихся на территории Республики,  составляет 8993 и они эксплуатируются на 3329 предприятиях Республики. На территории Республики расположено 49 объектов экономики, квалифицированных по степени химической опасности, использующих в своей производственной деятельности аварийно химически опасные вещества.

Потенциально опасный объект (ПОО) – объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаро-взрыво-опасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника чрезвычайной ситуации.

 

 

 

К потенциально опасным объектам относятся:

 

- радиационно опасные

1

- химически опасные

57

- взрывоопасные

209

- пожароопасные

621

- биологически опасные

4

- взрывопожароопасные

1153

- гидротехнические сооружения (в т.ч. пруды с объемом

  более 1млн.м3)

91

 

На территории Республики Татарстан располагаются 68 критически важных объекта Федерального уровня, 192 критически важных объекта  республиканского уровня. По территории республики проходят 9454 км трубопроводов.

 

Аварии с выбросом (с угрозой выброса) радиоактивных веществ

 

Радиационно-опасный объект (РОО) – объект на котором хранят, перерабатывают, используют или транспортируют радиоактивные вещества, при аварии на котором или его разрушении может произойти облучение ионизирующим излучением или радиоактивное загрязнение людей, сельскохозяйственных животных и растений, объектов экономики, а также окружающей среды.

Радиационная авария (РА) – авария на РОО, приводящая к выходу или выбросу РВ и (или) ионизирующих излучений за предусмотренные проектом для нормальной эксплуатации данного объекта границы в количествах, превышающих установленные пределы безопасности его эксплуатации.

На территории республики находится Казанский специализированный комбинат «РАДОН», включенный в перечень радиационно-опасных объектов России и около 700 предприятий и организаций эксплуатирующих (хранящих)  источники ионизирующих излучений.

 

Аварии с выбросом (угрозой выброса) АХОВ

 

Химически опасный объект (ХОО)  - объект, на котором хранят, перерабатывают, используют или транспортируют аварийно химически опасные вещества, при аварии на котором или его разрушении может произойти гибель или химическое заражение людей, сельскохозяйственных животных и растений,  а также химическое заражение окружающей природной среды.

Химическая авария – авария на ХОО, сопровождающаяся проливом или выбросом АХОВ, способная привести к гибели или химическому заражению людей, пищевого сырья и кормов, сельскохозяйственных животных и растений, или к химическому заражению окружающей природной среды.

Административно-территориальные единицы (АТЕ) и объекты экономики классифицируются по категориям химической опасности согласно Постановлениям КМ РТ № 278 от 28 апреля 2009 г, № 338 от 27.04.2012г. «Об утверждении перечней муниципальных районов, городских округов и объектов экономики Республики Татарстан, классифицированных по степени  химической опасности». В этот перечень включены: г. Казань, Нижнекамский, Бугульминский, Менделеевский, Тукаевский муниципальные районы и  57 химически опасных объекта.

Наибольшую опасность из химически опасных объектов представляют объекты 1-й и 2-й степени опасности, такие, как ОАО «Казаньоргсинтез», «Водозабор», железнодорожные станции, склады жидкого хлора, в зоны возможного заражения от которых попадает свыше 200 тыс.человек.

 

Пожары, взрывысамые распространенные  техногенные ЧС. Наиболее часто и, как правило, с тяжелыми социальными и экономическими последствиями они происходят на пожаро- и взрывоопасных объектах. Это прежде всего промышленные предприятия, использующие в производственных процессах взрывчатые и легко возгораемые вещества, а также железнодорожный и трубопроводный транспорт, несущие наибольшую нагрузку по перемещению пожаро- и взрывоопасных грузов.

 

Существующая угроза биологического характера

 

На территории Республики 80 хозяйствующих субъектов:

- 4 коммунальных объекта;

- 9 промышленных объектов;

- 2 научно-исследовательских и образовательных учреждения;

- 33 предприятия пищевой промышленности;

- 22 ветеринарные лаборатории.

Семь филиалов юридических лиц используют в своей деятельности возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных.

Учреждения, в которых осуществляется хранение микроорганизмов, опасных для человека и животных, и проводятся работы с возбудителями инфекционных болезней IIIV групп патогенности, относятся к биологически опасным объектам.

На территории Республики осуществляет деятельность 4 опасных биологических объекта.

- федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный центр токсикологической, радиационной и биологической безопасности»;

- государственное бюджетное учреждение «Республиканская ветеринарная лаборатория»;

- федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии  в Республике Татарстан»;

- в лабораториях этих учреждений осуществляется диагностическое исследование с зараженным материалом (или с подозрением на зараженность) микроорганизмами  IIIV групп патогенности.

 

Гидродинамические аварии

Республика Татарстан насчитывает более трех тысяч рек и несколько тысяч крупных и мелких озер, более 500 прудов. Общая протяженность рек составляет 19601 км. Площадь водной поверхности 4,4 тыс. кв.км., что составляет 6,4 % всей территории республики. В пределах РТ располагаются четыре  водохранилища Куйбышевское, Нижнекамское, Заинское и Карабашское. Следовательно, определенную опасность  для жителей республики, представляют аварии на гидродинамически опасных объектах (ГОО) - сооружениях или естественных  образованиях, создающих разницу уровней до и после него. К ним относятся гидротехнические сооружения напорного типа и естественные плотины. Особенностью таких сооружений являются образование волны прорыва при их разрушении.

Прорыв может произойти из-за воздействия сил природы (при землетрясениях, ураганах, оползнях), конструктивных дефектов, нарушения правил эксплуатации, воздействия паводков, разрушения основания, а в военное время - в результате воздействия средств поражения.

При прорыве в плотине или другом сооружении образуется проран, от размеров которого зависит объем, скорость падения воды и параметры волны прорыва - основного поражающего фактора этого вида аварий.

Высота и скорость волны прорыва  зависят от гидродинамических и топографических условий реки. Для равнинных рек скорость волны прорыва колеблется от 3 до 25 км/час.

Катастрофическое затопление – гидрологическое явление, возникающее вследствие повреждения или прорыва крупного гидротехнического сооружения, сопровождаемое образованием  волны прорыва, значительным затоплением местности , повреждением и разрушением материальных ценностей, нанесением ущерба окружающей среде, а также возникновением реальной угрозы массовой гибели людей и сельскохозяйственных животных.

Зона катастрофического затопления – зона затопления, на которой произошла гибель людей, сельскохозяйственных животных и растений, повреждены или уничтожены материальные ценности, а также нанесен ущерб окружающей природной среде.

При прорыве плотин значительные участки местности через 15-30 минут обычно оказываются затопленными слоем воды толщиной от 0,5 до 10 метров и более.

Время, в течение которого территория может находиться под водой, колеблется от нескольких часов до нескольких суток.

Так, по прогнозам, прорыв плотины Нижнекамской ГЭС приведет к затоплению 91га, в том  числе 69 га сельхозугодий семи сельских районов.

Прорыв Воткинской ГЭС приведёт к катастрофическому затоплению  4-х районов Республики, а прорыв Чебоксарского гидроузла приведёт к затоплению земель Зеленодольского и Верхнеуслонского районов и частично г.Казани.

 

 

 

 

 

2-й УЧЕБНЫЙ ВОПРОС:

Основные мероприятия по предупреждению и ликвидации ЧС техногенного характера на них

 

Предупреждение ЧС  - это совокупность мероприятий, проводимых органами исполнительной власти РФ и ее субъектов, органами местного самоуправления и организационными структурами РСЧС направленных на предотвращение ЧС и уменьшение их масштабов в случае возникновения.

Предотвращение техногенной ЧС – это  комплекс мероприятий, включающий:

- наблюдение и контроль за состоянием потенциально опасных объектов;

- прогнозирование и профилактику возникновения источников ЧС;

- подготовку к ЧС.

Комплекс мероприятий по защите от техногенных ЧС включает

в себя:

- оповещение населения об опасности, информирование  его о порядке действий в сложившейся ЧС;

- эвакуацию и рассредоточение населения, инженерная защита населения и территорий;

- радиационную и химическую защиту;

- медицинскую защиту;

- обеспечение пожарной безопасности;

- подготовку населения к действиям в ЧС.

 

Ликвидация последствий техногенных ЧС – это совокупность мероприятий, направленных на прекращение или снижение действия поражающих факторов при авариях (разрушениях), восстановления трудоспособности людей, приведение в пригодное к использованию состояния технических и материальных средств и сооружений. Проводится силами  и средствами РСЧС.

 

Ликвидация последствий техногенных ЧС включает:

- разведку очагов поражения;

- проведение АСДНР;

- ремонтно-эвакуационные работы;

- лечебно- эвакуационные противоэпидемические и противоэпизоотические мероприятия;

- локализацию и тушение пожаров;

- расчистку и восстановление маршрутов движения и маневра аварийно-спасательных формирований;

- проведение радиационного и химического контроля;

- своевременный вывод жителей из зон радиоактивного и химического загрязнения, биологического заражения, районов разрушений, пожаров, затоплений;

- осуществление мероприятий моральной и психологической реабилитации выведенного населения;

- проведение экстренной профилактики и изоляционно- ограничительных мероприятий в очагах биологического заражения;

- проведение дезактивации участков местности, дорог и сооружений, спецобработку  людей.

Рассмотренный перечень мероприятий позволяет либо предотвратить техногенную ЧС, либо уменьшить масштабы её  воздействия на людей.

Более подробно мероприятия по предупреждению и ликвидации ЧС техногенного характера будут изучены на последующих занятиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

3-й УЧЕБНЫЙ ВОПРОС:

Нормативное правовое регулирование промышленной безопасности опасных объектов.

 

Правовое регулирование в области промышленной безопасности осуществляется Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области промышленной безопасности.

Федеральный закон Российской Федерации «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ:

Во-первых, определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов.

Во-вторых, направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

В-третьих, дает основные понятия:

§     промышленная безопасность опасных производственных объектов (далее — промышленная безопасность) — состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий;

§     авария — разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ;

§     инцидент — отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от режима технологического процесса, нарушение положений настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте.

В-четвертых, определяет федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности и возлагает на них осуществление соответствующего нормативного регулирования, а также специальных разрешительных, контрольных и надзорных функций в области промышленной безопасности.

В-пятых, перечисляет параметры, относящие предприятия или их цеха, участки, площадки, а также иные производственные объекты к опасным производственным объектам.

К категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых:

1) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются следующие опасные вещества:

а) воспламеняющиеся вещества — газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися, и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже;

б) окисляющие вещества — вещества, поддерживающие горение, вызывающие воспламенение и (или) способствующие воспламенению других веществ в результате окислительно-восстановительной экзотермической реакции;

в) горючие вещества — жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления;

г) взрывчатые вещества — вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и образованием газов;

д) токсичные вещества — вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики:

§     средняя смертельная доза при введении в желудок от 15 миллиграммов на килограмм до 200 миллиграммов на килограмм включительно;

§     средняя смертельная доза при нанесении на кожу от 50 миллиграммов на килограмм до 400 миллиграммов на килограмм включительно;

§     средняя смертельная концентрация в воздухе от 0,5 миллиграмма на литр до 2 миллиграммов на литр включительно;

е) высокотоксичные вещества — вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики:

§     средняя смертельная доза при введении в желудок не более 15 миллиграммов на килограмм;

§     средняя смертельная доза при нанесении на кожу не более 50 миллиграммов на килограмм;

§     средняя смертельная концентрация в воздухе не более 0,5 миллиграмма на литр;

ж) вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды, — вещества, характеризующиеся в водной среде следующими показателями острой токсичности:

§     средняя смертельная доза при ингаляционном воздействии на рыбу в течение 96 часов не более 10 миллиграммов на литр;

§     средняя концентрация яда, вызывающая определенный эффект при воздействии на дафнии в течение 48 часов, не более 10 миллиграммов на литр;

§     средняя ингибирующая концентрация при воздействии на водоросли в течение 72 часов не более 10 миллиграммов на литр;

2) используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия;

3) используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры;

4) получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;

5) ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.

Необходимо отметить, что опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

 

 

 

 

 

4-й УЧЕБНЫЙ ВОПРОС:

Типовой паспорт безопасности территории муниципального образования (организации).

 

Типовой паспорт безопасности территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования разработан в соответствии с указом президента РФ от 11 июля 2004 г. N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий" и решением заседания совбеза РФ и президиума госсовета РФ от 13 ноября 2003 г. "о мерах по обеспечению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения страны от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений"

 

Приложение изменено с 3 апреля 2022 г. - Приказ МЧС России от 28 сентября 2021 г. N 639

Приложение
к 
приказу МЧС РФ
от 25 октября 2004 г. N 484
(с изменениями от 11 сентября 2013 г.,
10 ноября 2016 г., 28 сентября 2021 г.)

 

                                                УТВЕРЖДАЮ

                                  Высшее должностное лицо субъекта

                              Российской Федерации (руководитель

                                 высшего исполнительного органа

                                   государственной власти субъекта

                                      Российской Федерации), глава

                                             местной администрации

 

                                      Подпись          инициалы, фамилия

 

                                      "___" _________ 20___ г.

 

                                      М.П.

 

                     Типовой паспорт безопасности

  территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

_________________________________________________________________________

(наименование субъекта Российской Федерации, муниципального образования)

 

                  Наименование населенного пункта, год

 

1. Типовой паспорт безопасности территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования разработан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" и решением совместного заседания Совета Безопасности Российской Федерации и президиума Государственного совета Российской Федерации от 13 ноября 2003 г. "О мерах по обеспечению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения страны от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений" (протокол N 4, подпункт 5а).

2. Типовой паспорт безопасности территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования используется при разработке паспортов безопасности территорий республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, городских поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов.

3. Паспорт безопасности территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования разрабатывается для решения следующих задач:

определение количественных показателей риска чрезвычайных ситуаций 1;

оценка возможных последствий чрезвычайных ситуаций;

оценка состояния работ территориальных органов по предупреждению чрезвычайных ситуаций;

разработка мероприятий по снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций на территории.

4. Разработка паспорта безопасности территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования организуется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или местной администрацией (исполнительно-распорядительным органом муниципального образования).

5. При заполнении форм паспорта безопасности территории разрешается включать дополнительную информацию с учетом особенности территории.

6. Паспорт безопасности территории субъекта Российской Федерации разрабатывается в трех экземплярах.

Первый экземпляр паспорта безопасности территории субъекта Российской Федерации остается в исполнительном органе государственной власти субъекта Российской Федерации. Второй экземпляр паспорта безопасности территории субъекта Российской Федерации направляется в Главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации. Третий экземпляр паспорта безопасности территории субъекта Российской Федерации направляется в МЧС России.

7. Паспорт безопасности территории муниципального образования разрабатывается в двух экземплярах.

Первый экземпляр паспорта безопасности территории муниципального образования остается в местной администрации (исполнительно-распорядительном органе муниципального образования). Второй экземпляр паспорта безопасности территории муниципального образования представляется в Главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации, в состав которого входит муниципальное образование.

8. Паспорт безопасности территории включает в себя:

титульный лист;

раздел I. Общая характеристика территории;

раздел II. Характеристика опасных объектов на территории;

раздел III. Показатели риска природных чрезвычайных ситуаций;

раздел IV. Показатели риска техногенных чрезвычайных ситуаций;

раздел V. Показатели риска биолого-социальных чрезвычайных ситуаций;

раздел VI. Характеристика организационно-технических мероприятий по защите населения, предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории;

раздел VII. Расчетно-пояснительная записка.

9. Расчеты по количественным показателям риска чрезвычайных ситуаций на территории представляются в расчетно-пояснительной записке, которая входит в состав паспорта безопасности территории.

10. К паспорту безопасности территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования прилагаются карты, планы с нанесенными на них зонами последствий возможных чрезвычайных ситуаций, а также зонами индивидуального (потенциального) риска.

Наименование показателя

Значение показателя

значение
показателя на
момент
разработки
паспорта

значение
показателя
через пять лет

Общие сведения о территории

 

 

1. Общая численность населения

 

 

2. Площадь территории, км2

 

 

3. Количество населенных пунктов, ед./в том числе городов

 

 

4. Численность населения, всего тыс. чел.,/в том числе городского

 

 

5. Количество населенных пунктов с объектами особой важности (ОВ)
и I категории, единиц

 

 

6. Численность населения, проживающего в населенных пунктах с
объектами ОВ и I категории, тыс. чел./% от общей численности
населения

 

 

7. Плотность населения, чел./км2

 

 

8. Количество потенциально опасных объектов, ед.

 

 

9. Количество критически важных объектов, ед.

 

 

10. Степень износа производственного фонда, %

 

 

11. Степень износа жилого фонда, %

 

 

12. Количество больничных учреждений, единиц, в том числе в
сельской местности

 

 

13. Количество инфекционных стационаров, единиц, в том числе в
сельской местности

 

 

14. Число больничных коек, ед., в том числе в сельской местности

 

 

15. Число больных коек в инфекционных стационарах, ед., в том
числе в сельской местности

 

 

16. Численность персонала всех медицинских специальностей
чел./10000 жителей, в том числе в сельской местности и в
инфекционных стационарах.

 

 

17. Численность среднего медицинского персонала, чел./10000
жителей, в том числе в сельской местности и в инфекционных
стационарах.

 

 

18. Количество мест массового скопления людей (образовательные
учреждения, медицинские учреждения, культурно-спортивные
учреждения, культовые и ритуальные учреждения, автостоянки,
остановки маршрутного городского общественного транспорта и
т.д.), ед.

 

 

19. Количество чрезвычайных ситуаций, ед., в том числе:
техногенного характера
природного характера

 

 

20. Размер ущерба при чрезвычайных ситуациях, тыс. руб., в том
числе:
техногенного характера
природного характера

 

 

21. Показатель комплексного риска для населения и территории от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,
год(-1)

 

 

22. Показатель приемлемого риска для персонала и населения,
год(-1)

 

 

Социально-демографическая характеристика территории

 

 

23. Средняя продолжительность жизни населения, лет, в том числе:
городского
сельского
мужчин
женщин

 

 

24. Рождаемость, чел./год

 

 

25. Естественный прирост, чел./год

 

 

26. Общая смертность населения, чел./год на 1000 жителей, в том
числе по различным причинам:
1)
2)

 

 

27. Количество погибших, чел., в том числе:
в транспортных авариях
при авариях на производстве
при пожарах
при чрезвычайных ситуациях природного характера

 

 

28. Численность трудоспособного населения, тыс. чел.

 

 

29. Численность занятых в общественном производстве, тыс. чел./%
от трудоспособности населения, в том числе:
в сфере производства
в сфере обслуживания

 

 

30. Общая численность пенсионеров, тыс. чел., в том числе:
по возрасту
инвалидов

 

 

31. Количество преступлений на 1000 чел., чел.

 

 

Характеристика природных условий территории

 

 

32. Среднегодовые:
направление ветра, румбы
скорость ветра, км/ч
относительная влажность, %

 

 

33. Максимальные значения (по сезонам)
скорость ветра, км/ч

 

 

34. Количество атмосферных осадков, мм
среднегодовое
максимальное (по сезонам)

 

 

35. Температура, °С
среднегодовая
максимальная (по сезонам)

 

 

Транспортная освоенность территории

 

 

36. Протяжность железнодорожных путей, всего, км, в том числе
общего пользования, км/% от общей протяженности из них
электрифицированных

 

 

37. Протяженность автомобильных дорог, всего, км, в том числе
общего пользования, км/% от общей протяженности из них с твердым
покрытием

 

 

38. Количество населенных пунктов, не обеспеченных подъездными
дорогами с твердым покрытием, ед./% от общего количества

 

 

39. Количество населенных пунктов, не обеспеченных телефонной
связью, ед./% от общего количества

 

 

40. Административные районы, в пределах которых расположены
участки железных дорог, подверженных размыву, затоплению,
лавиноопасные, оползневые и др.

 

 

41. Административные районы, в пределах которых расположены
участки автомагистралей, подверженных размыву, затоплению,
лавиноопасные, оползневые и др.

 

 

42. Количество автомобильных мостов по направлениям, единиц

 

 

43. Количество железнодорожных мостов по направлениям, ед.

 

 

44. Протяженность водных путей, км

 

 

45. Количество основных портов, пристаней и их перечень, ед.

 

 

46. Количество шлюзов и каналов, ед.

 

 

47. Количество аэропортов и посадочных площадок и их
местоположение, единиц

 

 

48. Протяженность магистральных трубопроводов, км, в том числе
нефтепроводов, нефтепродуктопроводов, газопроводов и др.

 

 

49. Протяженность линий электропередачи, км

 

 

Кроме того, на карту территории наносятся маршруты перевозок опасных грузов.

11. В расчетно-пояснительной записке к паспорту безопасности территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования приводятся диаграммы социального риска (F/N-диаграмма и F/G-диаграмма).

12. Паспорт безопасности территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования разрабатывается на основе количественных показателей риска чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах.

13. Отнесение к государственной тайне сведений, содержащихся в заполненном паспорте безопасности территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования, осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

 

I. Общая характеристика территории

 

II. Характеристика опасных объектов на территории

 

Наименование показателя

Значение показателя

значение
показателя на
момент
разработки
паспорта

значение
показателя
через пять лет

1. Ядерно и радиационно опасные объекты (ЯРОО)

1.1. Количество ядерно и радиационно-опасных объектов, всего
единиц в том числе:

объекты ядерного оружейного комплекса;

объекты ядерного топливного цикла;

АЭС;

из них с реакторами типа РБМК;

научно-исследовательские и другие реакторы (стенды);

объекты ФГУП "Спецкомбинаты "Радон".

1.2. Общая мощность АЭС, тыс. кВт

1.3. Суммарная активность радиоактивных веществ, находящихся на
хранении, Ки

1.4. Общая площадь санитарно-защитных зон ЯРОО, км

1.5. Количество населения, проживающего в санитарно-защитных
зонах, тыс. чел.:

опасного загрязнения

чрезвычайно опасного загрязнения

1.6. Количество происшествий (аварий) на радиационно-опасных
объектах в год, шт. (по годам за последние пять лет)

2. Химически опасные объекты

2.1. Количество химически опасных объектов (ХОО), всего единиц

2.2. Средний объем используемых, производимых, хранимых аварийных
химически опасных веществ (АХОВ), тонн, в т.ч.:

хлора;

аммиака;

сернистого ангидрида и др.*

2.3. Средний объем транспортируемых АХОВ

2.4. Общая площадь зон возможного химического заражения, км2

2.5. Количество аварий и пожаров на химически опасных объектах в
год, шт. (по годам за последние пять лет)

3. Пожаро- и взрывоопасные объекты

3.1. Количество взрывоопасных объектов, ед.;

3.2. Количество пожароопасных объектов, ед.;

3.3. Общий объем используемых, производимых и хранимых опасных
веществ, тыс. т.

взрывоопасных веществ;

легковоспламеняющихся веществ.

3.4. Количество аварий и пожаров на пожаро- и взрывоопасных
объектах в год, шт. (по годам за последние пять лет)

4. Биологически опасные объекты

4.1. Количество биологически опасных объектов, ед.;

4.2. Количество аварий и пожаров на биологически опасных объектах
в год, шт. (по годам за последние пять лет)

5. Гидротехнические сооружения

5.1. Количество гидротехнических сооружений, ед. (по видам
ведомственной принадлежности);

5.2. Количество безхозяйных гидротехнических сооружений, ед.;

5.3. Количество аварий на гидротехнических сооружениях в год, шт.
(по годам за последние пять лет)

6. Возможные аварийные выбросы, т/год:

химически опасных веществ;

биологически опасных веществ;

физически опасных веществ.

7. Количество мест размещения отходов, единиц:

мест захоронения промышленных и бытовых отходов;

мест хранения радиоактивных отходов;

могильников;

свалок (организованных и неорганизованных);

карьеров;

терриконов и др.

8. Количество отходов, тонн;

 

 

 

* Другие наименования определяются исходя из местных условий. 

III. Показатели риска природных чрезвычайных ситуаций
(при наиболее опасном сценарии развития чрезвычайных ситуаций/при наиболее вероятном сценарии развития чрезвычайных ситуаций)

 

Виды опасных природных явлений

Интенси-
вность
природ-
ного
явления

Частота
природно-
го
явления,
год*

Частота
наступления
чрезвычайных
ситуаций при
возникнове-
нии
природного
явления,
год*

Размеры
зон
вероятной
чрезвы-
чайной
ситуации,
км2

Возможное
количество
населенных
пунктов,
попадающих в
зону
чрезвычайной
ситуации,
тыс. чел.

Возможная
численность
населения в
зоне
чрезвычайной
ситуации с
нарушением
условий
жизнедеятель-
ности, тыс.
чел.

Социально-экономические
последствия

Возможное
число
погибших,
чел.

Возмож-
ное
число
постра-
давших,
чел.

Возмож-
ный
ущерб,
руб.

1. Землетрясения, балл





2. Извержения вулканов

3. Оползни, м

4. Селевые потоки

5. Снежные лавины, м

6. Ураганы, тайфуны, смерчи,
м/с

7. Бури, м/с

8. Штормы, м/с

9. Град, мм

10. Цунами, м

11. Наводнения, м

12. Подтопления, м

13. Пожары природные, га

7-8

8-9

>9









>32


>32

15-31

20-31

>5

>5

>5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Показатели риска техногенных чрезвычайных ситуаций
(при наиболее опасном сценарии развития чрезвычайных ситуаций/при наиболее вероятном сценарии развития чрезвычайных ситуаций)

Виды возможных техногенных
чрезвычайных ситуаций

Месторасполо-
жение и
наименование
объектов

Вид и
возможное
количество
опасного
вещества,
участвую-
щего в
реализации
чрезвычай-
ных
ситуаций
(тонн)

Возможная
частота
реализа-
ции
чрезвы-
чайных
ситуаций,
год

Показа-
тель
приемле-
мого
риска,
год

Размеры
зон
вероятной
чрезвы-
чайной
ситуации,
км2

Численность
населения, у
которого
могут быть
нарушены
условия
жизнедеяте-
льности,
тыс. чел.

Социально-экономические
последствия

Возможное
число
погибших,
чел.

Возможное
число
пострада-
вших,
чел.

Возможный
ущерб,
руб.

1. Чрезвычайные ситуации на
химически опасных объектах








2. Чрезвычайные ситуации на
радиационно-опасных объектах

3. Чрезвычайные ситуации на
биологически опасных объектах

4. Чрезвычайные ситуации на
пожаро- и взрывоопасных
объектах

5. Чрезвычайные ситуации на
электроэнергетических
системах и системах связи

6. Чрезвычайные ситуации на
коммунальных системах
жизнеобеспечения

7. Чрезвычайные ситуации на
гидротехнических сооружениях

8. Чрезвычайные ситуации на
транспорте

Город (район,
область) N 1
объект N 1
объект N 2

Город (район,
область) N 2
объект N 1
объект N 2

То же


То же


То же



То же



То же



То же


То же

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. Показатели риска биолого-социальных чрезвычайных ситуаций
(при наиболее опасном сценарии развития чрезвычайных ситуаций/при наиболее вероятном сценарии развития чрезвычайных ситуаций)

 

Виды
биолого-социаль-
ных чрезвычайных
ситуаций

Виды
особо
опасных
болез-
ней

Районы,
населен-
ные
пункты и
объекты,
на
которых
возможно
возникно-
вение
чрезвы-
чайных
ситуаций

Среднее
число
биолого-
социаль-
ных
чрезвы-
чайных
ситуаций
за
послед-
ние 10
лет

Дата
послед-
ней
биолого-
социаль-
ной
чрезвы-
чайной
ситуации

Заболевания особо опасными инфекциями

Ущерб,
руб.

эпидемий

эпизоотий

эпифитотий

Число
боль-
ных,
чел

Число
погиб-
ших,
чел.

Число
получа-
ющих
инвали-
дность,
чел.

Число
больных
с/х
живот-
ных (по
видам),
голов

Пало
(число
голов)

Вынуж-
денно
убито
(число
голов)

Площадь
поражае-
мых с/х
культур
(по
видам),
тыс. га

Площадь
обработ-
ки с/х
культур
(по
видам),
тыс. га

1. Эпидемия

2. Эпизоотии

3. Эпифитотии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VI. Характеристика организационно-технических мероприятий по защите населения, предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории

 

Наименование показателя

Значение показателя

значение
показателя на
момент
разработки
паспорта

значение
показателя
через пять лет

1. Количество мест массового скопления людей (образовательные
учреждения, медицинские учреждения, культурно-спортивные
учреждения, культовые и ритуальные учреждения, автостоянки,
остановки маршрутного городского общественного транспорта и
т.д.), оснащенных техническими средствами экстренного оповещения
правоохранительных органов, ед./% от потребности

 

 

2. Количество мест массового скопления людей, оснащенных
техническими средствами, исключающими несанкционированное
проникновение посторонних лиц на территорию, ед./% от потребности

 

 

3. Количество мест массового скопления людей, охраняемых
подразделениями вневедомственной охраны, ед./% от потребности

 

 

4. Количество мест массового скопления людей, оснащенных
техническими средствами, исключающими пронос (провоз) на
территорию взрывчатых и химически опасных веществ, ед./% от
потребности

 

 

5. Количество систем управления гражданской обороной, ед./% от
планового числа этих систем

 

 

6. Количество созданных локальных систем оповещения, ед./% от
планового числа этих систем

 

 

7. Численность населения, охваченного системами оповещения, тыс.
чел./% от общей численности населения территории

 

 

8. Вместимость существующих защитных сооружений гражданской
обороны (по видам сооружений и их назначению), в т.ч. в зонах
вероятных чрезвычайных ситуаций, чел./% от нормативной
потребности

 

 

9. Запасы средств индивидуальной защиты населения (по видам
средств защиты), в т.ч. в зонах вероятной ЧС, ед./% от
нормативной потребности

 

 

10. Количество подготовленных транспортных средств (по маршрутам
эвакуации), ед./% от расчетной потребности (поездов, автомобилей,
судов, самолетов и вертолетов)

 

 

11. Количество коек в подготовленных для перепрофилирования
стационарах, ед./% от потребности

 

 

12. Численность подготовленных врачей и среднего медицинского
персонала к работе в эпидемических очагах, чел.

 

 

13. Объем резервных финансовых средств для предупреждения и
ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, тыс. руб./% от
расчетной потребности

 

 

14. Защищенные запасы воды, м3/% от расчетной потребности

 

 

15. Объем подготовленных транспортных емкостей для доставки воды,
м3/% от их нормативных потребностей

 

 

16. Запасы продуктов питания (по номенклатуре), тонн/% от
расчетной потребности

 

 

17. Запасы предметов первой необходимости (по номенклатуре),
ед./% от расчетной потребности

 

 

18. Запасы палаток и т.п., в т.ч. в зонах вероятных чрезвычайных
ситуаций, ед./% от расчетной потребности

 

 

19. Запасы топлива, тонн/% от расчетной потребности

 

 

20. Запасы технических средств и материально-технических ресурсов
локализации и ликвидации ЧС (по видам ресурсов), ед./% от
расчетной потребности

 

 

21. Количество общественных зданий, в которых имеется
автоматическая система пожаротушения, ед./% от общего количества
зданий

 

 

22. Количество общественных зданий, в которых имеется
автоматическая пожарная сигнализация, ед./% от общего количества
зданий

 

 

23. Количество критически важных объектов, оснащенных
техническими системами, исключающими несанкционированное
проникновение посторонних лиц на территорию объекта, ед./% от
потребности

 

 

24. а) Количество критически важных объектов, охраняемых
специальными военизированными подразделениями или подразделениями
вневедомственной охраны, ед./% от потребности;
б) Количество особо важных пожароопасных объектов, охраняемых
объектовыми подразделениями Государственной противопожарной
службы, ед./% от потребности

 

 

25. Количество критически важных объектов, оснащенных
техническими системами, исключающими пронос (провоз) на
территорию объекта взрывчатых и химически опасных веществ, ед./%
от потребности

 

 

26. Количество химически опасных, пожаро- и взрывоопасных
объектов, на которых проведены мероприятия по замене опасных
технологий и опасных веществ на менее опасные, ед./% от их общего
числа

 

 

27. Количество предприятий с непрерывным технологическим циклом,
на которых внедрены системы безаварийной остановки, ед./% от их
общего числа

 

 

28. Количество ликвидированных свалок и мест захоронения,
содержащих опасные вещества, ед./% от их общего числа

 

 

29. Количество свалок и мест захоронения опасных веществ, на
которых выполнены мероприятия по локализации зон действия
поражающих факторов опасных веществ, ед./% от их общего числа

 

 

30. Количество предприятий, обеспеченных системами оборотного
водоснабжения и автономными водозаборами, ед./% от числа
предприятий, подлежащих обеспечению этими системами

 

 

31. Количество объектов, обеспеченных автономными источниками
электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, ед./% от числа
предприятий промышленности, подлежащих оснащению автономными
источниками

 

 

32. Количество резервных средств и оборудования на объектах
системы хозяйственно-питьевого водоснабжения, ед./% от расчетной
потребности:
средств для очистки воды;
оборудование для очистки воды

 

 

33. Количество созданных и поддерживаемых в готовности к работе
учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля, ед./% от
расчетной потребности:
гидрометеостанции;
санитарно-эпидемиологических станций;
ветеринарных лабораторий
агрохимических лабораторий

 

 

34. Количество абонентских пунктов ЕДДС "01" в городах (районах),
ед./% от планового количества

 

 

35. Количество промышленных объектов, для которых создан
страховой фонд документации (СФД), ед./% от расчетного числа
объектов, для которых планируется создание СФД

 

 

36. Численность сил гражданской обороны, подразделений
Государственной противопожарной службы МЧС России,
Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России,
пожарно-спасательных и поисково-спасательных формирований, чел./%
от расчетной потребности

 

 

37. Оснащенность сил гражданской обороны, подразделений
Государственной противопожарной службы МЧС России,
Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России,
пожарно-спасательных и поисково-спасательных формирований
техникой и специальными средствами, ед./% от расчетной
потребности

 

 

38. Численность аварийно-спасательных служб,
аварийно-спасательных формирований (по видам), ед./% от расчетной
потребности

 

 

39. Оснащенность аварийно-спасательных служб,
аварийно-спасательных формирований приборами и оборудованием,
ед./% от расчетной потребности (по видам)

 

 

40. Численность нештатных аварийно-спасательных формирований (по
видам), чел./% от расчетной потребности

 

 

41. Оснащенность нештатных аварийно-спасательных формирований
приборами и оборудованием, ед./% от расчетной потребности (по
видам)

 

 

42. Фактическое количество пожарных депо, ед./% от общего
количества пожарных депо, требующихся по нормам

 

 

43. Количество пожарных депо, требующих реконструкции и
капитального ремонта, ед./% от общего количества пожарных депо

 

 

44. Количество пожарных депо, не укомплектованных необходимой
техникой и оборудованием, ед./% от общего количества пожарных
депо

 

 

45. Количество пожарных депо, не укомплектованных личным составом
в соответствии со штатным расписанием, ед./% от общего
количества пожарных депо

 

 

46. Количество пожарных депо, у которых соблюдается норматив
радиуса выезда на тушение жилых зданий, ед./% от общего
количества пожарных депо

 

 

47. Количество пожарных депо, в которых соблюдается соответствие
технической оснащенности пожарных депо требованиям климатических
и дорожных условий, а также основным показателям назначения
пожарных автомобилей, ед./% от общего количества пожарных депо

 

 

48. Численность личного состава аварийно-спасательных служб,
аварийно-спасательных формирований, прошедших аттестацию, чел./%
от их общего числа

 

 

49. Численность руководящих работников предприятий, прошедших
подготовку по вопросам гражданской обороны, предупреждения и
ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в т.ч.
руководителей объектов, расположенных в зонах вероятных
чрезвычайных ситуаций, чел./% от их общего числа

 

 

50. Численность персонала предприятий и организаций, который
прошел обучение по вопросам гражданской обороны, предупреждения и
ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в т.ч. предприятий
и организаций, расположенных в зонах вероятных чрезвычайных
ситуаций, чел./% от общего числа персонала предприятий и
организаций, расположенных в зонах вероятных чрезвычайных
ситуаций

 

 

51. Численность населения, прошедшего обучение по вопросам
гражданской обороны и правилам поведения в чрезвычайных ситуациях
по месту жительства, в т.ч. населения, проживающего в зонах
вероятных чрезвычайных ситуаций, чел./% от общей численности
населения, проживающего в зонах возможных чрезвычайных ситуаций

 

 

52. Численность учащихся общеобразовательных учреждений,
прошедших обучение по вопросам гражданской обороны и правилам
поведения в чрезвычайных ситуациях, в т.ч. учреждений,
расположенных в зонах вероятных чрезвычайных ситуаций, чел./% от
общего числа учащихся

 

 

53. Количество организаций - исполнителей работ по восстановлению
территорий, пострадавших от чрезвычайных ситуаций и стихийных
бедствий

 

 

 

 

VII. Расчетно-пояснительная записка

          В расчетно-пояснительную записку включаются материалы, обосновывающие и подтверждающие количественные показатели риска чрезвычайных ситуаций для персонала и проживающего вблизи населения, представленные в паспорте безопасности территории. Расчетно-пояснительная записка должна иметь следующую структуру:

титульный лист;

список исполнителей с указанием должностей, научных званий, названием организации;

аннотацию;

содержание (оглавление);

задачи и цели оценки риска;

краткое описание основных опасностей на территории;

использованная методология оценки риска, исходные данные и ограничения для определения количественных показателей риска чрезвычайных ситуаций;

описание применяемых методов оценки риска и обоснование их применения;

результаты оценки риска чрезвычайных ситуаций, включая чрезвычайные ситуации, источниками которых могут явиться аварии или чрезвычайные ситуации на объектах, расположенных на территории, транспортные коммуникации, а также природные явления;

анализ результатов оценки риска;

выводы с количественными показателями риска чрезвычайных ситуаций для наиболее опасного и наиболее вероятного сценария развития чрезвычайных ситуаций;

рекомендации для разработки мероприятий по снижению риска на территории.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной теме были рассмотрены основы обеспечения промышленной безопасности, необходимость обеспечения её нормативного регулирования в условиях ЧС, с целью обеспечения безопасной деятельности опасных производственных объектов, а также решение вопросов предупреждения аварий на них, обеспечение  готовности объектов к локализации и ликвидации последствий ЧС.

 

 

Ст. преподаватель                                                     И.Р. Мифтахова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1

 

№пп

Наименование

опасного вещества

Характеристика опасного вещества

1.       

Воспламеняющиеся

- газы, которые при нормальном давлении  в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися, и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20оС

2.       

Окисляющиеся

- вещества, поддерживающие горение, вызывающие воспламенение, или способствующие воспламенению  других веществ в результате окислительно-восстановительной экзотермической реакции

3.       

Горючие

- жидкости, газы, пыль, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления

4.       

Взрывчатые

- вещества, которые при определённых видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и образованием газов

5.       

Токсичные

- вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики:

§  средняя смертельная доза при введении в желудок 15 мг/кг - 200 мг/кг

§  средняя смертельная доза при нанесении на кожу 50 мг/кг - 400 мг/кг

§  средняя смертельная концентрация в воздухе 0,5 мг/л - 2 мг/л

6.       

Высокотоксичные

- вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики:

§  средняя смертельная доза при введении в желудок - не более 15 мг/кг

§  средняя смертельная доза при нанесении на кожу - не более 50 мг/кг

§  средняя смертельная концентрация в воздухе -не более 0,5 мг/л

7.       

Вещества, представляющие опасность для окружающей среды

- вещества, характеризующиеся в водной среде следующими показателями острой токсичности:

§  средняя смертельная доза при ингаляции, ином воздействии на рыбу в течение 96 часов - не более 10 мг/л

§  средняя концентрация яда, вызывающая определённый эффект при воздействии на дафнии в течение 48 часов - не более 10 мг/л

§  средняя ингибирующая концентрация при воздействии на водоросли в течение 72 ч. - не б. 10 мг/л

                                                                                    

 Приложение № 2

Предельное количество опасных веществ, наличие которых на опасном  производственном  объекте  является основанием  для обязательной разработки декларации промышленной безопасности

 

                                                                                                          Таблица 1

 

№ п/п

Наименование опасного вещества

Предельное количество опасного

вещества, т.

1.

Аммиак

500

2.

Нитрат аммония (нитрат аммония и смеси аммония, в которых содержание азота из нитрата аммония составляет более 28% массы, а также водные растворы нитрата аммония, в которых концентрация нитратов аммония превышает 90% массы)

2500

3.

Нитрат аммония в форме удобрений (простые удобрения на основе нитрата аммония, а также сложные удобрения, в которых содержание азота нитрата аммония составляет более 28% массы (сложные удобрения содержат нитрат аммония вместе с фосфатом и (или) калием)

10000

4.

Акрилонитрил

200

5.

Хлор

25

6.

Оксид этилена

50

7.

Цианистый водород

20

8.

Фтористый водород

50

9.

Сернистый водород

50

10.

Диоксид серы

250

11.

Триоксид серы

75

12.

Алкилы

50

13.

Фосген

0,75

14.

Метилизоцианат

0,15

 


                                                                                                               Таблица 2

 

 

 п/п

Виды опасных веществ

Предельное количество опасного

вещества, т.

1.

Воспламеняющиеся газы

200

2.

Окисляющиеся вещества

200

3.

Горючие жидкости, находящиеся на складах

50000

4.

Горючие жидкости, находящиеся в технологическом процессе или трубопроводах

200

5.

Взрывчатые вещества

50

6.

Токсичные вещества

200

7.

Высокотоксичные вещества

20

8.

Вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды

200

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Филиал учебно-методического центра по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям

Филиал учебно-методического центра по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ: Ознакомить слушателей с - потенциально опасными объектами, расположенные на территории

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ: Ознакомить слушателей с - потенциально опасными объектами, расположенные на территории

ЛИТЕРАТУРА 1. Федеральный закон

ЛИТЕРАТУРА 1. Федеральный закон

ФЗ от 27.07.2010г. № 225 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте»

ФЗ от 27.07.2010г. № 225 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте»

УЧЕБНЫЙ ВОПРОС: Виды потенциально опасных объектов, расположенных на территории

УЧЕБНЫЙ ВОПРОС: Виды потенциально опасных объектов, расположенных на территории

На территории республики находится

На территории республики находится

Семь филиалов юридических лиц используют в своей деятельности возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных

Семь филиалов юридических лиц используют в своей деятельности возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных

Зона катастрофического затопления – зона затопления, на которой произошла гибель людей, сельскохозяйственных животных и растений, повреждены или уничтожены материальные ценности, а также нанесен ущерб окружающей…

Зона катастрофического затопления – зона затопления, на которой произошла гибель людей, сельскохозяйственных животных и растений, повреждены или уничтожены материальные ценности, а также нанесен ущерб окружающей…

Проводится силами и средствами

Проводится силами и средствами

Во-первых, определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов

Во-первых, определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов

Цельсия; 3) используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры; 4) получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов; 5)…

Цельсия; 3) используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры; 4) получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов; 5)…

УЧЕБНЫЙ ВОПРОС: Типовой паспорт безопасности территории муниципального образования (организации)

УЧЕБНЫЙ ВОПРОС: Типовой паспорт безопасности территории муниципального образования (организации)

Российской Федерации, муниципального образования)

Российской Федерации, муниципального образования)

Первый экземпляр паспорта безопасности территории субъекта

Первый экземпляр паспорта безопасности территории субъекта

Наименование показателя

Наименование показателя

Количество погибших, чел., в том числе: в транспортных авариях при авариях на производстве при пожарах при чрезвычайных ситуациях природного характера 28

Количество погибших, чел., в том числе: в транспортных авариях при авариях на производстве при пожарах при чрезвычайных ситуациях природного характера 28

В расчетно-пояснительной записке к паспорту безопасности территории субъекта

В расчетно-пояснительной записке к паспорту безопасности территории субъекта

Ки 1.4. Общая площадь санитарно-защитных зон

Ки 1.4. Общая площадь санитарно-защитных зон

Биологически опасные объекты 4

Биологически опасные объекты 4

Частота природно- го явления, год *

Частота природно- го явления, год *

Возможная частота реализа- ции чрезвы- чайных ситуаций, год

Возможная частота реализа- ции чрезвы- чайных ситуаций, год

Виды особо опасных болез- нейРайоны, населен- ные пункты и объекты, на которых возможно возникно- вение чрезвы- чайных ситуацийСреднее число биолого- социаль- ных чрезвы- чайных ситуаций…

Виды особо опасных болез- нейРайоны, населен- ные пункты и объекты, на которых возможно возникно- вение чрезвы- чайных ситуацийСреднее число биолого- социаль- ных чрезвы- чайных ситуаций…

Запасы средств индивидуальной защиты населения (по видам средств защиты), в т

Запасы средств индивидуальной защиты населения (по видам средств защиты), в т

Количество предприятий с непрерывным технологическим циклом, на которых внедрены системы безаварийной остановки, ед

Количество предприятий с непрерывным технологическим циклом, на которых внедрены системы безаварийной остановки, ед

Численность нештатных аварийно-спасательных формирований (по видам), чел

Численность нештатных аварийно-спасательных формирований (по видам), чел

VII. Расчетно-пояснительная записка

VII. Расчетно-пояснительная записка

ЗАКЛЮЧЕНИЕ В данной теме были рассмотрены основы обеспечения промышленной безопасности, необходимость обеспечения её нормативного регулирования в условиях

ЗАКЛЮЧЕНИЕ В данной теме были рассмотрены основы обеспечения промышленной безопасности, необходимость обеспечения её нормативного регулирования в условиях

Приложение № 1 №пп

Приложение № 1 №пп

Приложение № 2 Предельное количество опасных веществ, наличие которых на опасном производственном объекте является основанием для обязательной разработки декларации промышленной безопасности

Приложение № 2 Предельное количество опасных веществ, наличие которых на опасном производственном объекте является основанием для обязательной разработки декларации промышленной безопасности

Таблица 2 п/п

Таблица 2 п/п
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.05.2023