УТВЕРЖДАЮ Экз. № 1
Начальник филиала УМЦ по ГО и ЧС
Республики Татарстан
_____________ Н.Н. Замараева
«____»____________ 20__ г.
ЛЕКЦИЯ
Тема № 10 «Потенциально опасные объекты,
расположенные на территории Республики Татарстан. Организация лицензирования, декларирования и страхования потенциально опасных объектов»
Обсуждена на педагогическом совете Нижнекамского филиала
УМЦ по ГО и ЧС РТ
от " ___ " ___________ 20__ г.
Протокол № ___
г. Нижнекамск
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:
Ознакомить слушателей с
- потенциально опасными объектами, расположенные на территории Республики Татарстан;
- организацией лицензирования, декларирования и страхования потенциально опасных объектов.
МЕСТО ЗАНЯТИЯ: Учебный класс.
ВРЕМЯ: 1 час.
КАТЕГОРИИ СЛУШАТЕЛЕЙ: начальники, инструкторы (консультанты) УКП по ГО и ЧС, руководители НАСФ, НФГО, руководители органов местного самоуправления городских и сельских поселений, руководители ДОО, руководители и специалисты ДДС.
Учебные вопросы |
Расчет времени (мин) |
Введение |
2 (5) |
1-й уч. вопрос: «Виды потенциально опасных объектов, расположенных на территории Республики Татарстан (муниципального образования, организации), и характер их опасных производств. Возможные причины и последствия возникновения аварий и катастроф». |
10 (20)
|
2-й уч. вопрос: «Основные мероприятия по предупреждению и ликвидации ЧС техногенного характера». |
10 (20) |
3-й уч. вопрос: «Нормативное правовое регулирование промышленной безопасности опасных объектов». |
10 (20) |
4-й уч. вопрос: «Типовой паспорт безопасности территории муниципального образования (организации)» |
10 (20) |
Заключение |
3 (5) |
Итого: |
45 (90) |
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон РФ «О гражданской обороне» от 12.02.1998 г. N 28-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
2. Федеральный закон РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 г. N 68-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
3. Федеральный закон РФ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 22.08.1995 г. N 151-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. N 195-ФЗ. (с изменениями и дополнениями).
5. Комментарий к Федеральному закону от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ "О гражданской обороне" (постатейный) (Смушкин А.Б.)
6. Постановление Правительства РФ «О Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 30.12.2003 г. N 794 (с изменениями и дополнениями).
7. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» от 2 ноября 2000 г. N 841 (с изменениями и дополнениями).
8. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о гражданской обороне в РФ» от 26.11.2007 г. N 804 (с изменениями и дополнениями).
9. Постановление Правительства РФ «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС» от 08.11.2013 г. N 1007 (с изменениями и дополнениями).
10. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 октября 2003 г. N 158 "О введении в действие Санитарных правил СП 2.6.1.45-03 "Обеспечение радиационной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации и выводе из эксплуатации атомных теплоэлектростанций малой мощности на базе плавучего энергетического блока СП АТЭС-2003" (с изменениями и дополнениями).
11. Приказ МЧС РФ «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» от 14.11.2008 г. N 687 (с изменениями и дополнениями).
12. Учебное пособие «Организация и ведение ГО и защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» под общей редакцией Г. Кириллова, Москва, 2002 г.
13. Постановление Правительства РФ от 28.03.2001г. № 241 «О дополнительных мерах по обеспечению промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации».
14. Приказ МЧС РФ от 28.02.2003.г. № 105 «Требования по предупреждению ЧС на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения».
15. ФЗ от 04.05.2011г. № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности».
16. ФЗ от 27.07.2010г. № 225 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».
УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Ноутбук;
2. Мультимедийный проектор;
3. Мультимедийное приложение по теме.
ТЕКСТ ЛЕКЦИИ
В В Е Д Е Н И Е
Республика Татарстан является одним из крупнейших регионов Российской Федерации. Особенностью территории Республики является разнообразие геологических, климатических и ландшафтных условий. Вследствие этого, наблюдаются всевозможные неблагоприятные и опасные природные явления и процессы.
Вместе с тем, развитие техногенной сферы привело к увеличению риска возникновения на объектах экономики различного рода техногенных аварий и катастроф, имеющих тяжелое последствие.
В связи с этим, возникла необходимость обеспечения нормативного и правового регулирования безопасности объектов экономики в условиях ЧС природного и техногенного характера. Оно заключается в определении правовых экономических и социальных основ обеспечения безопасной деятельности опасных объектов и направлено на предупреждение аварий на них, обеспечение готовности организации (владельцев объектов) к локализации и ликвидации последствий ЧС.
1-й УЧЕБНЫЙ ВОПРОС:
Виды потенциально опасных объектов, расположенных на территории Республики Татарстан, и характер их опасных производств
Республика Татарстан является регионом с высоким уровнем развития промышленности. Общее количество опасных производственных объектов, находящихся на территории Республики, составляет 8993 и они эксплуатируются на 3329 предприятиях Республики. На территории Республики расположено 49 объектов экономики, квалифицированных по степени химической опасности, использующих в своей производственной деятельности аварийно химически опасные вещества.
Потенциально опасный объект (ПОО) – объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаро-взрыво-опасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника чрезвычайной ситуации.
К потенциально опасным объектам относятся:
- радиационно опасные |
1 |
- химически опасные |
57 |
- взрывоопасные |
209 |
- пожароопасные |
621 |
- биологически опасные |
4 |
- взрывопожароопасные |
1153 |
- гидротехнические сооружения (в т.ч. пруды с объемом более 1млн.м3) |
91 |
На территории Республики Татарстан располагаются 68 критически важных объекта Федерального уровня, 192 критически важных объекта республиканского уровня. По территории республики проходят 9454 км трубопроводов.
Аварии с выбросом (с угрозой выброса) радиоактивных веществ
Радиационно-опасный объект (РОО) – объект на котором хранят, перерабатывают, используют или транспортируют радиоактивные вещества, при аварии на котором или его разрушении может произойти облучение ионизирующим излучением или радиоактивное загрязнение людей, сельскохозяйственных животных и растений, объектов экономики, а также окружающей среды.
Радиационная авария (РА) – авария на РОО, приводящая к выходу или выбросу РВ и (или) ионизирующих излучений за предусмотренные проектом для нормальной эксплуатации данного объекта границы в количествах, превышающих установленные пределы безопасности его эксплуатации.
На территории республики находится Казанский специализированный комбинат «РАДОН», включенный в перечень радиационно-опасных объектов России и около 700 предприятий и организаций эксплуатирующих (хранящих) источники ионизирующих излучений.
Аварии с выбросом (угрозой выброса) АХОВ
Химически опасный объект (ХОО) - объект, на котором хранят, перерабатывают, используют или транспортируют аварийно химически опасные вещества, при аварии на котором или его разрушении может произойти гибель или химическое заражение людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также химическое заражение окружающей природной среды.
Химическая авария – авария на ХОО, сопровождающаяся проливом или выбросом АХОВ, способная привести к гибели или химическому заражению людей, пищевого сырья и кормов, сельскохозяйственных животных и растений, или к химическому заражению окружающей природной среды.
Административно-территориальные единицы (АТЕ) и объекты экономики классифицируются по категориям химической опасности согласно Постановлениям КМ РТ № 278 от 28 апреля 2009 г, № 338 от 27.04.2012г. «Об утверждении перечней муниципальных районов, городских округов и объектов экономики Республики Татарстан, классифицированных по степени химической опасности». В этот перечень включены: г. Казань, Нижнекамский, Бугульминский, Менделеевский, Тукаевский муниципальные районы и 57 химически опасных объекта.
Наибольшую опасность из химически опасных объектов представляют объекты 1-й и 2-й степени опасности, такие, как ОАО «Казаньоргсинтез», «Водозабор», железнодорожные станции, склады жидкого хлора, в зоны возможного заражения от которых попадает свыше 200 тыс.человек.
Пожары, взрывы – самые распространенные техногенные ЧС. Наиболее часто и, как правило, с тяжелыми социальными и экономическими последствиями они происходят на пожаро- и взрывоопасных объектах. Это прежде всего промышленные предприятия, использующие в производственных процессах взрывчатые и легко возгораемые вещества, а также железнодорожный и трубопроводный транспорт, несущие наибольшую нагрузку по перемещению пожаро- и взрывоопасных грузов.
Существующая угроза биологического характера
На территории Республики 80 хозяйствующих субъектов:
- 4 коммунальных объекта;
- 9 промышленных объектов;
- 2 научно-исследовательских и образовательных учреждения;
- 33 предприятия пищевой промышленности;
- 22 ветеринарные лаборатории.
Семь филиалов юридических лиц используют в своей деятельности возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных.
Учреждения, в которых осуществляется хранение микроорганизмов, опасных для человека и животных, и проводятся работы с возбудителями инфекционных болезней II–IV групп патогенности, относятся к биологически опасным объектам.
На территории Республики осуществляет деятельность 4 опасных биологических объекта.
- федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный центр токсикологической, радиационной и биологической безопасности»;
- государственное бюджетное учреждение «Республиканская ветеринарная лаборатория»;
- федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан»;
- в лабораториях этих учреждений осуществляется диагностическое исследование с зараженным материалом (или с подозрением на зараженность) микроорганизмами II–IV групп патогенности.
Гидродинамические аварии
Республика Татарстан насчитывает более трех тысяч рек и несколько тысяч крупных и мелких озер, более 500 прудов. Общая протяженность рек составляет 19601 км. Площадь водной поверхности 4,4 тыс. кв.км., что составляет 6,4 % всей территории республики. В пределах РТ располагаются четыре водохранилища Куйбышевское, Нижнекамское, Заинское и Карабашское. Следовательно, определенную опасность для жителей республики, представляют аварии на гидродинамически опасных объектах (ГОО) - сооружениях или естественных образованиях, создающих разницу уровней до и после него. К ним относятся гидротехнические сооружения напорного типа и естественные плотины. Особенностью таких сооружений являются образование волны прорыва при их разрушении.
Прорыв может произойти из-за воздействия сил природы (при землетрясениях, ураганах, оползнях), конструктивных дефектов, нарушения правил эксплуатации, воздействия паводков, разрушения основания, а в военное время - в результате воздействия средств поражения.
При прорыве в плотине или другом сооружении образуется проран, от размеров которого зависит объем, скорость падения воды и параметры волны прорыва - основного поражающего фактора этого вида аварий.
Высота и скорость волны прорыва зависят от гидродинамических и топографических условий реки. Для равнинных рек скорость волны прорыва колеблется от 3 до 25 км/час.
Катастрофическое затопление – гидрологическое явление, возникающее вследствие повреждения или прорыва крупного гидротехнического сооружения, сопровождаемое образованием волны прорыва, значительным затоплением местности , повреждением и разрушением материальных ценностей, нанесением ущерба окружающей среде, а также возникновением реальной угрозы массовой гибели людей и сельскохозяйственных животных.
Зона катастрофического затопления – зона затопления, на которой произошла гибель людей, сельскохозяйственных животных и растений, повреждены или уничтожены материальные ценности, а также нанесен ущерб окружающей природной среде.
При прорыве плотин значительные участки местности через 15-30 минут обычно оказываются затопленными слоем воды толщиной от 0,5 до 10 метров и более.
Время, в течение которого территория может находиться под водой, колеблется от нескольких часов до нескольких суток.
Так, по прогнозам, прорыв плотины Нижнекамской ГЭС приведет к затоплению 91га, в том числе 69 га сельхозугодий семи сельских районов.
Прорыв Воткинской ГЭС приведёт к катастрофическому затоплению 4-х районов Республики, а прорыв Чебоксарского гидроузла приведёт к затоплению земель Зеленодольского и Верхнеуслонского районов и частично г.Казани.
2-й УЧЕБНЫЙ ВОПРОС:
Основные мероприятия по предупреждению и ликвидации ЧС техногенного характера на них
Предупреждение ЧС - это совокупность мероприятий, проводимых органами исполнительной власти РФ и ее субъектов, органами местного самоуправления и организационными структурами РСЧС направленных на предотвращение ЧС и уменьшение их масштабов в случае возникновения.
Предотвращение техногенной ЧС – это комплекс мероприятий, включающий:
- наблюдение и контроль за состоянием потенциально опасных объектов;
- прогнозирование и профилактику возникновения источников ЧС;
- подготовку к ЧС.
Комплекс мероприятий по защите от техногенных ЧС включает
в себя:
- оповещение населения об опасности, информирование его о порядке действий в сложившейся ЧС;
- эвакуацию и рассредоточение населения, инженерная защита населения и территорий;
- радиационную и химическую защиту;
- медицинскую защиту;
- обеспечение пожарной безопасности;
- подготовку населения к действиям в ЧС.
Ликвидация последствий техногенных ЧС – это совокупность мероприятий, направленных на прекращение или снижение действия поражающих факторов при авариях (разрушениях), восстановления трудоспособности людей, приведение в пригодное к использованию состояния технических и материальных средств и сооружений. Проводится силами и средствами РСЧС.
Ликвидация последствий техногенных ЧС включает:
- разведку очагов поражения;
- проведение АСДНР;
- ремонтно-эвакуационные работы;
- лечебно- эвакуационные противоэпидемические и противоэпизоотические мероприятия;
- локализацию и тушение пожаров;
- расчистку и восстановление маршрутов движения и маневра аварийно-спасательных формирований;
- проведение радиационного и химического контроля;
- своевременный вывод жителей из зон радиоактивного и химического загрязнения, биологического заражения, районов разрушений, пожаров, затоплений;
- осуществление мероприятий моральной и психологической реабилитации выведенного населения;
- проведение экстренной профилактики и изоляционно- ограничительных мероприятий в очагах биологического заражения;
- проведение дезактивации участков местности, дорог и сооружений, спецобработку людей.
Рассмотренный перечень мероприятий позволяет либо предотвратить техногенную ЧС, либо уменьшить масштабы её воздействия на людей.
Более подробно мероприятия по предупреждению и ликвидации ЧС техногенного характера будут изучены на последующих занятиях.
3-й УЧЕБНЫЙ ВОПРОС:
Нормативное правовое регулирование промышленной безопасности опасных объектов.
Правовое регулирование в области промышленной безопасности осуществляется Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области промышленной безопасности.
Федеральный закон Российской Федерации «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ:
Во-первых, определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов.
Во-вторых, направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
В-третьих, дает основные понятия:
§ промышленная безопасность опасных производственных объектов (далее — промышленная безопасность) — состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий;
§ авария — разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ;
§ инцидент — отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от режима технологического процесса, нарушение положений настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте.
В-четвертых, определяет федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности и возлагает на них осуществление соответствующего нормативного регулирования, а также специальных разрешительных, контрольных и надзорных функций в области промышленной безопасности.
В-пятых, перечисляет параметры, относящие предприятия или их цеха, участки, площадки, а также иные производственные объекты к опасным производственным объектам.
К категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых:
1) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются следующие опасные вещества:
а) воспламеняющиеся вещества — газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися, и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже;
б) окисляющие вещества — вещества, поддерживающие горение, вызывающие воспламенение и (или) способствующие воспламенению других веществ в результате окислительно-восстановительной экзотермической реакции;
в) горючие вещества — жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления;
г) взрывчатые вещества — вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и образованием газов;
д) токсичные вещества — вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики:
§ средняя смертельная доза при введении в желудок от 15 миллиграммов на килограмм до 200 миллиграммов на килограмм включительно;
§ средняя смертельная доза при нанесении на кожу от 50 миллиграммов на килограмм до 400 миллиграммов на килограмм включительно;
§ средняя смертельная концентрация в воздухе от 0,5 миллиграмма на литр до 2 миллиграммов на литр включительно;
е) высокотоксичные вещества — вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики:
§ средняя смертельная доза при введении в желудок не более 15 миллиграммов на килограмм;
§ средняя смертельная доза при нанесении на кожу не более 50 миллиграммов на килограмм;
§ средняя смертельная концентрация в воздухе не более 0,5 миллиграмма на литр;
ж) вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды, — вещества, характеризующиеся в водной среде следующими показателями острой токсичности:
§ средняя смертельная доза при ингаляционном воздействии на рыбу в течение 96 часов не более 10 миллиграммов на литр;
§ средняя концентрация яда, вызывающая определенный эффект при воздействии на дафнии в течение 48 часов, не более 10 миллиграммов на литр;
§ средняя ингибирующая концентрация при воздействии на водоросли в течение 72 часов не более 10 миллиграммов на литр;
2) используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия;
3) используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры;
4) получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;
5) ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.
Необходимо отметить, что опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
4-й УЧЕБНЫЙ ВОПРОС:
Типовой паспорт безопасности территории муниципального образования (организации).
Типовой паспорт безопасности территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования разработан в соответствии с указом президента РФ от 11 июля 2004 г. N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий" и решением заседания совбеза РФ и президиума госсовета РФ от 13 ноября 2003 г. "о мерах по обеспечению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения страны от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений"
Приложение изменено с 3 апреля 2022 г. - Приказ МЧС России от 28 сентября 2021 г. N 639
Приложение
к приказу МЧС РФ
от 25 октября 2004 г. N 484
(с изменениями от 11 сентября 2013 г.,
10 ноября 2016 г., 28 сентября 2021 г.)
УТВЕРЖДАЮ
Высшее должностное лицо субъекта
Российской Федерации (руководитель
высшего исполнительного органа
государственной власти субъекта
Российской Федерации), глава
местной администрации
Подпись инициалы, фамилия
"___" _________ 20___ г.
М.П.
Типовой паспорт безопасности
территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
_________________________________________________________________________
(наименование субъекта Российской Федерации, муниципального образования)
Наименование населенного пункта, год
1. Типовой паспорт безопасности территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования разработан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" и решением совместного заседания Совета Безопасности Российской Федерации и президиума Государственного совета Российской Федерации от 13 ноября 2003 г. "О мерах по обеспечению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения страны от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений" (протокол N 4, подпункт 5а).
2. Типовой паспорт безопасности территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования используется при разработке паспортов безопасности территорий республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, городских поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов.
3. Паспорт безопасности территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования разрабатывается для решения следующих задач:
определение количественных показателей риска чрезвычайных ситуаций 1;
оценка возможных последствий чрезвычайных ситуаций;
оценка состояния работ территориальных органов по предупреждению чрезвычайных ситуаций;
разработка мероприятий по снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций на территории.
4. Разработка паспорта безопасности территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования организуется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или местной администрацией (исполнительно-распорядительным органом муниципального образования).
5. При заполнении форм паспорта безопасности территории разрешается включать дополнительную информацию с учетом особенности территории.
6. Паспорт безопасности территории субъекта Российской Федерации разрабатывается в трех экземплярах.
Первый экземпляр паспорта безопасности территории субъекта Российской Федерации остается в исполнительном органе государственной власти субъекта Российской Федерации. Второй экземпляр паспорта безопасности территории субъекта Российской Федерации направляется в Главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации. Третий экземпляр паспорта безопасности территории субъекта Российской Федерации направляется в МЧС России.
7. Паспорт безопасности территории муниципального образования разрабатывается в двух экземплярах.
Первый экземпляр паспорта безопасности территории муниципального образования остается в местной администрации (исполнительно-распорядительном органе муниципального образования). Второй экземпляр паспорта безопасности территории муниципального образования представляется в Главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации, в состав которого входит муниципальное образование.
8. Паспорт безопасности территории включает в себя:
титульный лист;
раздел I. Общая характеристика территории;
раздел II. Характеристика опасных объектов на территории;
раздел III. Показатели риска природных чрезвычайных ситуаций;
раздел IV. Показатели риска техногенных чрезвычайных ситуаций;
раздел V. Показатели риска биолого-социальных чрезвычайных ситуаций;
раздел VI. Характеристика организационно-технических мероприятий по защите населения, предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории;
раздел VII. Расчетно-пояснительная записка.
9. Расчеты по количественным показателям риска чрезвычайных ситуаций на территории представляются в расчетно-пояснительной записке, которая входит в состав паспорта безопасности территории.
10. К паспорту безопасности территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования прилагаются карты, планы с нанесенными на них зонами последствий возможных чрезвычайных ситуаций, а также зонами индивидуального (потенциального) риска.
Наименование показателя |
Значение показателя |
|
значение |
значение |
|
Общие сведения о территории |
|
|
1. Общая численность населения |
|
|
2. Площадь территории, км2 |
|
|
3. Количество населенных пунктов, ед./в том числе городов |
|
|
4. Численность населения, всего тыс. чел.,/в том числе городского |
|
|
5. Количество населенных пунктов с объектами особой важности
(ОВ) |
|
|
6. Численность населения, проживающего в населенных
пунктах с |
|
|
7. Плотность населения, чел./км2 |
|
|
8. Количество потенциально опасных объектов, ед. |
|
|
9. Количество критически важных объектов, ед. |
|
|
10. Степень износа производственного фонда, % |
|
|
11. Степень износа жилого фонда, % |
|
|
12. Количество больничных учреждений, единиц, в том
числе в |
|
|
13. Количество инфекционных стационаров, единиц, в
том числе в |
|
|
14. Число больничных коек, ед., в том числе в сельской местности |
|
|
15. Число больных коек в инфекционных стационарах,
ед., в том |
|
|
16. Численность персонала всех медицинских
специальностей |
|
|
17. Численность среднего медицинского персонала,
чел./10000 |
|
|
18. Количество мест массового скопления людей
(образовательные |
|
|
19. Количество чрезвычайных ситуаций, ед., в том
числе: |
|
|
20. Размер ущерба при чрезвычайных ситуациях, тыс.
руб., в том |
|
|
21. Показатель комплексного риска для населения и
территории от |
|
|
22. Показатель приемлемого риска для персонала и
населения, |
|
|
Социально-демографическая характеристика территории |
|
|
23. Средняя продолжительность жизни населения, лет,
в том числе: |
|
|
24. Рождаемость, чел./год |
|
|
25. Естественный прирост, чел./год |
|
|
26. Общая смертность населения, чел./год на 1000
жителей, в том |
|
|
27. Количество погибших, чел., в том числе: |
|
|
28. Численность трудоспособного населения, тыс. чел. |
|
|
29. Численность занятых в общественном производстве,
тыс. чел./% |
|
|
30. Общая численность пенсионеров, тыс. чел., в том
числе: |
|
|
31. Количество преступлений на 1000 чел., чел. |
|
|
Характеристика природных условий территории |
|
|
32. Среднегодовые: |
|
|
33. Максимальные значения (по сезонам) |
|
|
34. Количество атмосферных осадков, мм |
|
|
35. Температура, °С |
|
|
Транспортная освоенность территории |
|
|
36. Протяжность железнодорожных путей, всего, км, в
том числе |
|
|
37. Протяженность автомобильных дорог, всего, км, в
том числе |
|
|
38. Количество населенных пунктов, не обеспеченных
подъездными |
|
|
39. Количество населенных пунктов, не обеспеченных
телефонной |
|
|
40. Административные районы, в пределах которых
расположены |
|
|
41. Административные районы, в пределах которых
расположены |
|
|
42. Количество автомобильных мостов по направлениям, единиц |
|
|
43. Количество железнодорожных мостов по направлениям, ед. |
|
|
44. Протяженность водных путей, км |
|
|
45. Количество основных портов, пристаней и их перечень, ед. |
|
|
46. Количество шлюзов и каналов, ед. |
|
|
47. Количество аэропортов и посадочных площадок и их |
|
|
48. Протяженность магистральных трубопроводов, км, в
том числе |
|
|
49. Протяженность линий электропередачи, км |
|
|
Кроме того, на карту территории наносятся маршруты перевозок опасных грузов.
11. В расчетно-пояснительной записке к паспорту безопасности территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования приводятся диаграммы социального риска (F/N-диаграмма и F/G-диаграмма).
12. Паспорт безопасности территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования разрабатывается на основе количественных показателей риска чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах.
13. Отнесение к государственной тайне сведений, содержащихся в заполненном паспорте безопасности территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования, осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
I. Общая характеристика территории
II. Характеристика опасных объектов на территории
Наименование показателя |
Значение показателя |
|
значение |
значение |
|
1. Ядерно и радиационно опасные объекты (ЯРОО) |
|
|
* Другие наименования определяются исходя из местных условий.
III. Показатели риска природных
чрезвычайных ситуаций
(при наиболее опасном сценарии развития чрезвычайных ситуаций/при наиболее
вероятном сценарии развития чрезвычайных ситуаций)
Виды опасных природных явлений |
Интенси- |
Частота |
Частота |
Размеры |
Возможное |
Возможная |
Социально-экономические |
||
Возможное |
Возмож- |
Возмож- |
|||||||
1. Землетрясения, балл |
7-8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
IV. Показатели риска техногенных
чрезвычайных ситуаций
(при наиболее опасном сценарии развития чрезвычайных ситуаций/при наиболее
вероятном сценарии развития чрезвычайных ситуаций)
Виды возможных
техногенных |
Месторасполо- |
Вид и |
Возможная |
Показа- |
Размеры |
Численность |
Социально-экономические |
||
Возможное |
Возможное |
Возможный |
|||||||
1. Чрезвычайные ситуации на |
Город (район, |
|
|
|
|
|
|
|
|
V. Показатели риска биолого-социальных
чрезвычайных ситуаций
(при наиболее опасном сценарии развития чрезвычайных ситуаций/при наиболее
вероятном сценарии развития чрезвычайных ситуаций)
Виды |
Виды |
Районы, |
Среднее |
Дата |
Заболевания особо опасными инфекциями |
Ущерб, |
|||||||
эпидемий |
эпизоотий |
эпифитотий |
|||||||||||
Число |
Число |
Число |
Число |
Пало |
Вынуж- |
Площадь |
Площадь |
||||||
1. Эпидемия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
VI. Характеристика организационно-технических мероприятий по защите населения, предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории
Наименование показателя |
Значение показателя |
|
значение |
значение |
|
1. Количество мест массового скопления людей
(образовательные |
|
|
2. Количество мест массового скопления людей, оснащенных |
|
|
3. Количество мест массового скопления людей, охраняемых |
|
|
4. Количество мест массового скопления людей, оснащенных |
|
|
5. Количество систем управления гражданской обороной, ед./%
от |
|
|
6. Количество созданных локальных систем оповещения, ед./%
от |
|
|
7. Численность населения, охваченного системами
оповещения, тыс. |
|
|
8. Вместимость существующих защитных сооружений
гражданской |
|
|
9. Запасы средств индивидуальной защиты населения (по
видам |
|
|
10. Количество подготовленных транспортных средств (по
маршрутам |
|
|
11. Количество коек в подготовленных для
перепрофилирования |
|
|
12. Численность подготовленных врачей и среднего
медицинского |
|
|
13. Объем резервных финансовых средств для предупреждения
и |
|
|
14. Защищенные запасы воды, м3/% от расчетной потребности |
|
|
15. Объем подготовленных транспортных емкостей для
доставки воды, |
|
|
16. Запасы продуктов питания (по номенклатуре), тонн/% от |
|
|
17. Запасы предметов первой необходимости (по
номенклатуре), |
|
|
18. Запасы палаток и т.п., в т.ч. в зонах вероятных чрезвычайных |
|
|
19. Запасы топлива, тонн/% от расчетной потребности |
|
|
20. Запасы технических средств и материально-технических
ресурсов |
|
|
21. Количество общественных зданий, в которых имеется |
|
|
22. Количество общественных зданий, в которых имеется |
|
|
23. Количество критически важных объектов, оснащенных |
|
|
24. а) Количество критически важных объектов, охраняемых |
|
|
25. Количество критически важных объектов, оснащенных |
|
|
26. Количество химически опасных, пожаро- и взрывоопасных |
|
|
27. Количество предприятий с непрерывным технологическим
циклом, |
|
|
28. Количество ликвидированных свалок и мест захоронения, |
|
|
29. Количество свалок и мест захоронения опасных веществ,
на |
|
|
30. Количество предприятий, обеспеченных системами
оборотного |
|
|
31. Количество объектов, обеспеченных автономными
источниками |
|
|
32. Количество резервных средств и оборудования на
объектах |
|
|
33. Количество созданных и поддерживаемых в готовности к
работе |
|
|
34. Количество абонентских пунктов ЕДДС "01" в
городах (районах), |
|
|
35. Количество промышленных объектов, для которых создан |
|
|
36. Численность сил гражданской обороны, подразделений |
|
|
37. Оснащенность сил гражданской обороны, подразделений |
|
|
38. Численность аварийно-спасательных служб, |
|
|
39. Оснащенность аварийно-спасательных служб, |
|
|
40. Численность нештатных аварийно-спасательных
формирований (по |
|
|
41. Оснащенность нештатных аварийно-спасательных
формирований |
|
|
42. Фактическое количество пожарных депо, ед./% от общего |
|
|
43. Количество пожарных депо, требующих реконструкции и |
|
|
44. Количество пожарных депо, не укомплектованных
необходимой |
|
|
45. Количество пожарных депо, не укомплектованных личным
составом |
|
|
46. Количество пожарных депо, у которых соблюдается
норматив |
|
|
47. Количество пожарных депо, в которых соблюдается
соответствие |
|
|
48. Численность личного состава аварийно-спасательных
служб, |
|
|
49. Численность руководящих работников предприятий,
прошедших |
|
|
50. Численность персонала предприятий и организаций,
который |
|
|
51. Численность населения, прошедшего обучение по вопросам |
|
|
52. Численность учащихся общеобразовательных учреждений, |
|
|
53. Количество организаций - исполнителей работ по
восстановлению |
|
|
VII. Расчетно-пояснительная записка
В расчетно-пояснительную записку включаются материалы, обосновывающие и подтверждающие количественные показатели риска чрезвычайных ситуаций для персонала и проживающего вблизи населения, представленные в паспорте безопасности территории. Расчетно-пояснительная записка должна иметь следующую структуру:
титульный лист;
список исполнителей с указанием должностей, научных званий, названием организации;
аннотацию;
содержание (оглавление);
задачи и цели оценки риска;
краткое описание основных опасностей на территории;
использованная методология оценки риска, исходные данные и ограничения для определения количественных показателей риска чрезвычайных ситуаций;
описание применяемых методов оценки риска и обоснование их применения;
результаты оценки риска чрезвычайных ситуаций, включая чрезвычайные ситуации, источниками которых могут явиться аварии или чрезвычайные ситуации на объектах, расположенных на территории, транспортные коммуникации, а также природные явления;
анализ результатов оценки риска;
выводы с количественными показателями риска чрезвычайных ситуаций для наиболее опасного и наиболее вероятного сценария развития чрезвычайных ситуаций;
рекомендации для разработки мероприятий по снижению риска на территории.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной теме были рассмотрены основы обеспечения промышленной безопасности, необходимость обеспечения её нормативного регулирования в условиях ЧС, с целью обеспечения безопасной деятельности опасных производственных объектов, а также решение вопросов предупреждения аварий на них, обеспечение готовности объектов к локализации и ликвидации последствий ЧС.
Ст. преподаватель И.Р. Мифтахова
Приложение № 1
№пп |
Наименование опасного вещества |
Характеристика опасного вещества |
1. |
Воспламеняющиеся |
- газы, которые при нормальном давлении в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися, и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20оС |
2. |
Окисляющиеся |
- вещества, поддерживающие горение, вызывающие воспламенение, или способствующие воспламенению других веществ в результате окислительно-восстановительной экзотермической реакции |
3. |
Горючие |
- жидкости, газы, пыль, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления |
4. |
Взрывчатые |
- вещества, которые при определённых видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и образованием газов |
5. |
Токсичные |
- вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики: § средняя смертельная доза при введении в желудок 15 мг/кг - 200 мг/кг § средняя смертельная доза при нанесении на кожу 50 мг/кг - 400 мг/кг § средняя смертельная концентрация в воздухе 0,5 мг/л - 2 мг/л |
6. |
Высокотоксичные |
- вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики: § средняя смертельная доза при введении в желудок - не более 15 мг/кг § средняя смертельная доза при нанесении на кожу - не более 50 мг/кг § средняя смертельная концентрация в воздухе -не более 0,5 мг/л |
7. |
Вещества, представляющие опасность для окружающей среды |
- вещества, характеризующиеся в водной среде следующими показателями острой токсичности: § средняя смертельная доза при ингаляции, ином воздействии на рыбу в течение 96 часов - не более 10 мг/л § средняя концентрация яда, вызывающая определённый эффект при воздействии на дафнии в течение 48 часов - не более 10 мг/л § средняя ингибирующая концентрация при воздействии на водоросли в течение 72 ч. - не б. 10 мг/л |
Приложение № 2
Предельное количество опасных веществ, наличие которых на опасном производственном объекте является основанием для обязательной разработки декларации промышленной безопасности
Таблица 1
№ п/п |
Наименование опасного вещества |
Предельное количество опасного вещества, т. |
1. |
Аммиак |
500 |
2. |
Нитрат аммония (нитрат аммония и смеси аммония, в которых содержание азота из нитрата аммония составляет более 28% массы, а также водные растворы нитрата аммония, в которых концентрация нитратов аммония превышает 90% массы) |
2500 |
3. |
Нитрат аммония в форме удобрений (простые удобрения на основе нитрата аммония, а также сложные удобрения, в которых содержание азота нитрата аммония составляет более 28% массы (сложные удобрения содержат нитрат аммония вместе с фосфатом и (или) калием) |
10000 |
4. |
Акрилонитрил |
200 |
5. |
Хлор |
25 |
6. |
Оксид этилена |
50 |
7. |
Цианистый водород |
20 |
8. |
Фтористый водород |
50 |
9. |
Сернистый водород |
50 |
10. |
Диоксид серы |
250 |
11. |
Триоксид серы |
75 |
12. |
Алкилы |
50 |
13. |
Фосген |
0,75 |
14. |
Метилизоцианат |
0,15 |
Таблица 2
п/п |
Виды опасных веществ |
Предельное количество опасного вещества, т. |
1. |
Воспламеняющиеся газы |
200 |
2. |
Окисляющиеся вещества |
200 |
3. |
Горючие жидкости, находящиеся на складах |
50000 |
4. |
Горючие жидкости, находящиеся в технологическом процессе или трубопроводах |
200 |
5. |
Взрывчатые вещества |
50 |
6. |
Токсичные вещества |
200 |
7. |
Высокотоксичные вещества |
20 |
8. |
Вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды |
200 |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.