Поурочки по русскому языку.
Оценка 4.8

Поурочки по русскому языку.

Оценка 4.8
docx
23.08.2024
Поурочки по русскому языку.
хеди план.docx

Урок 1. Знакомство с учебником. Какая бывает речь?

Цель: познакомить с новым учебником и правилами работы но нему.

Планируемые результаты; учащиеся научатся делать выводы о значении речи в жизни человека; работать по учебнику, поль­зуясь условными обозначениями; договариваться и приходить к общему решению; оценивать свои результаты.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Работа по теме урока Знакомство с учебником

— Перед вами новый учебник русского языка. Посмотрите на обложку и скажите, чем он похож на учебник 1 класса. Чем отличается?

— Откройте учебник на с. 3. Прочитайте высказывание писа­теля-натуралиста К. Паустовского. Как вы его понимаете? (Ответы детей.)

— Прочитайте обращение авторов учебника. (Текст читает ученик с хорошим навыком чтения.)

— Как вы думаете, почему авторы называют русский язык одним из самых красивых, богатых и благозвучных языков в мире? (Богатый — много слов, которые могут передать от­тенки смысла. Благозвучный — 'звучит красиво.)

—~ Какие открытия поможет сделать учебник?

— Для чего нужно знать законы культуры речи?

 

— Сделайте вывод: чему мы будем учиться на уроках русского языка? (Грамотно писать, изучать законы культуры речи, учиться пользоваться языком.)

Посмотрите на условные обозначения. Прочитайте ше­потом статью и скажите, для чего они нужны. (Помогут сориентироваться и обратить внимание на некоторые типы заданий.} . \

Прочитайте: какие виды заданий мы будем выполнять? (Высказывать свое мнение, развивать речь, сочинять текст, работать со словарем, работать в парах.)

III. Физкультминутка

Раз — подняться, потянуться,

Два — нагнуться, разогнуться,

Три — в ладоши три хлопка, )

Головою три кивка.

На четыре — руки шире,

Пять — руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть. '

IV. Работа по теме урока

— Откройте учебник на с. 6 и прочитайте название темы урока.

— На какой вопрос мы должны сегодня ответить? (Какая бы­вает речь Г) Упр. 1 (с. 6).

Рассмотрите схему, вспомните, что мы изучали в 1 классе,

и расскажите о видах речи. (Ответы детей по таблице.) Упр. 2 (с. 6).

Прочитайте текст и оцените свой ответ. Правильно ли вь рассказали о видах речи? »

— Как думаете, какая речь возникла раньше — устная или

письменная? Упр. 3 (с. 7).

Прочитайте задание и скажите, что нужно сделать в упраж-' нении.

— Назовите основную мысль предложения. Докажите ее, ис­пользуя рисунки.

— Спишите предложение. Что вам поможет правильно ег( списать? (Памятка на с. 132.)

— Откройте и прочитайте памятку.

— Объясните значение выражения «до глубокой старости» ч (Очень старый.) >

— Объясните значение слова «неразрывно». (Очень прочно крепко.) с

— Какие знакомые орфограммы встретились в предложении':ц

 

— Прочитайте предложение в учебнике. На что нужно обра-и, тить внимание? (На выделенные буквы в словах.)

Какие буквы выделены в этом предложении? *-       — Спишите, диктуя себе по слогам. т      — Проверьте написанное. Оцените себя, !ь       (Уч итель рисует на доске условные обозначения и расшифро-

в],|наст их.)

э?       «!» — выполнил все правильно и аккуратно. п,      «+» — есть незначительные ошибки или исправления. «—» — допустил больше 2 ошибок, много исправлений.

— Какими видами речи мы сейчас пользовались? (Письмен­ной — записывали предложение, устной — отвечали на во­просы, речью про себя — размышляли.)

V. Рефлексия

— Я называю ситуации, а вы ставите букву П, если это пример письменной речи, букву У, если это пример устной речи, букву С, если это речь про себя.

— Слушаем ответ ученика.

— Мама читает сказку малышу.

з         • Обдумываем решение задачи.

>/•        • Пишем диктант.

— Читаем про себя.

— Поем песню.

е       (Проверка. На доске запись: У, П, С, П, С, У.)

— Оцените себя.

«+» - понял тему и не сделал ни одной ошибки. ,ь       «—» — еще немного ошибаюсь, нужно закреплять.

VI. Подведение итогов урока

Е1;      — Какие виды речи существуют?

— Какой речью чаще пользуетесь вы?

Домашнее задание

Прочитать текст из упр. 2 (с. 6). Повторить виды речи.

*-'

Урок 2. Что можно узнать о человеке с по его речи?

Цели: с помощью наглядных примеров показать учащимся, » что речь является источником информации о человеке; развивать умение употреблять в речи «вежливые» слова.

о       Планируемые результаты: учащиеся научатся делать выводы

о значении речи в жизни человека; обнаруживать и формулиро-

1:иать учебную проблему; анализировать и делать выво:,ы; оцени-вать поступки с точки зрения общепринятых правил «доброго», «безопасного», «красивого», «правильного» поведения.

Ходурока .

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний Орфографическая минутка

— Отгадайте загадки. Запишите отгадки.   .,(-(... Сидят на палочке В красных рубашках, • Брюшко светло, Камешками набито. (Шиповник.)

Мы живем под землей в темной норке. Шубка серая, крошечный рост, Глазки, черные бусинки, зорки, И веревочкой тоненький хвост. (Мыши.)

Травка та растет на склонах

И на холмиках зеленых.

Запах крепок и душист,

А ее душистый лист

Нам идет на чай.

Что за травка, отгадай! (Душица.)

Кувшинчики и блюдца

Не тонут и не бьются. (Кувшинка.)

Чем похожи слова? (В них есть буквосочетание ШИ.)

Какое буквосочетание пишется по такому же правилу? (ЖИ пиши с буквой И.)

Назовите слова, в которых есть сочетание ЖИ. (Ответы детей.)

— Запишите два любых слова с этими буквосочетаниями. Под­черкните сочетания ЖИ и ШИ.

III. Самоопределение к деятельности

(На доске запись.)

Снежьшки весной превращаются в лужы.

— Прочитайте очень странное предложение на доске.

— Какой это вид речи? (Письменная речь.)

Что можете сказать о предложении? (Б нем допущены ошибки в написании сочетаний ЖИ, ЩЛ.)

Какие слова записаны неправильно? (Снежинки, превраща­ются, лужи.)

Что можете сказать о человеке, который написал это пред­ложение? (Он неграмотный, не знает правил русского языка.)

Оказывается, по речи, устной и письменной, можно много узнать о человеке.

IV. Работа по новой теме

1. Работа по учебнику Упр. 4 (с. 8).

Прочитайте задание и скажите, что вы будете делать. (Про­читаем стихи В.В. Маяковского.) (Стихи читает ученик с хорошим навыком чтения.)

— Что можно узнать по речи еобеседника? (По речи можно узнать профессию человека.)

2. Словарная работа

— Что обозначает знак, который стоит у слова «здравствуйте»? («Запомнить правописание слова».)

Что обозначает слово «здравствуйте»? (Это слово-привет­ствие. Когда говорят «здравствуйте», .желают здоровья. По-другому можно сказать «будьте здоровы».)

Здравствуйте, я говорю вам, здравствуйте!

Доброго здоровья люди вам.

Каждый день и час желато — здравствуйте!

Я для вас тетю души отдам.

Солнца луч пусть дарит вам здоровье,

Летний дождик силой напоит.

Матушка-Земля пусть хлебом-солью

За труды вас щедро наградит.

Здравствуйте, я говорю вам, здравствуйте!

Всем родным, знакомым и друзьям.

Будьте счастливы, и просто, здравствуйте,

Мира, радости и процветанья вам!

Т. Лаврова

Почему в слове выделена буква В? (Она пишется, но не про­износится.)

Как можно запомнить эту букву? (Пишется как в слове «здо­ровье», военные говорят «Здравия желаю».)

Запишите слово, подчеркните орфограмму.

V. Физкультминутка

Раз — нагнуться, разогнуться. Два — нагнуться, потянуться. Три — в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять, шесть - тихо сесть, Семь, восемь —лень отбросим.

VI. Закрепление изученного материала

Упр. 5 (с. 8-9).

Прочитайте шепотом задание и скажите, что нужно сде­лать в этом упражнении. (Прочитать выразительно отрывки из сказок.)

 

(Самостоятельное чтение. Выразительное чтение вслух.)

— Прочитайте вопросы, ответьте на них.

— Прочитайте, на что нужно обратить внимание.

— Какие слова употребляете вы, чтобы ваша речь была веж­ливой? (Ответы детей.)

— Спишите слова с доски, чаще употребляйте их в письмен­ной и устной речи. (Запись на доске.) До свидания, пожалуйста, добрый день, будьте добры, спокойной ночи.

— Спишите отрывок из сказки А.С. Пушкина. Пользуйтесь памяткой нас. 132.

VII, Рефлексия

— Сейчас мы проверим, хорошо ли вы знаете «вежливые» сло­ва. Я начинаю стихи, а вы заканчиваете. Растает даже ледяная глыба От слова теплого... («спасибо»). Зазеленеет старый пень, Когда услышит... («добрый день»). Если больше есть не в силах, Скажем маме мы... («спасибо»). Мальчик, вежливый и развитый, Говорит при встрече... («здравствуйте»). Когда нас бранят за шалости. Говорим... («прости, пожалуйста»). И во Франции, и в Дании На прощанье говорят... («до свидания»).

VIII. Подведение итогов урока

— Что можно узнать по речи человека? (Его профессию, воспи­танный он или нет, грамотный или не очень.)

С какими людьми вам приятнее общаться?

— Какие слова нужно употреблять, чтобы с вами было прият­но общаться?

Домашнее задание

Вспомнить слова приветствия и записать их.

Урок 3. Как отличить диалог от монолога?

Цели: познакомить с терминами диалог и монолог', формиро­вать умение оформлять диалог.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать диа­лог и монолог; сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи; аргументировать свою позицию; оценивать по-ступки с точки зрения общепринятых правил «доброго», «безопас­ного», «красивого», «правильного» поведения.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний Орфографическая минутка

(На доске запись.) Волки рыщут, пищу ищут.

— Прочитайте. Скажите, перед вами предложение или группа слов? (Предложение, так как есть смысл. Мы понимаем, что в нем говорится о волках. Предложение написано с большой буквы, в конце стоит точка.)

Спишите предложение. Подчеркните орфограммы в пред­ложении.

— Какое правило нужно помнить, чтобы правильно написать слова с орфограммами? (ЩУ'пиши с буквой У.)

— Какое похожее правило вы знаете? (ЧУ пиши с буквой У.)

Назовите еще слова, в которых есть эта орфограмма. Запи­шите три слова. Подчеркните орфограмму.

III. Самоопределение к деятельности

— Сравните два вида речи.

1) -Ты чего такой хмурый?

— Кафтан прожег.

— А велика ли дыра?

— Один ворот остался.

2) Я прожег кафтан так, что один ворот остался.

— Чем они похожи? Чем отличаются? (Они похожи тем, что говорится об одном и том лее. Отличаются тем, что в пер­вом варианте один человек спрашивает, а другой отвечает. Во втором варианте один человек рассказывает.)

IV. Работа по теме урока 1. Работа по учебнику

— Откройте учебник на с. 10 и прочитайте, как называется разговор двух лиц и как называется речь одного человека.

— На какой вопрос мы должны ответить в конце урока? (Как

отличить диалог от монолога ?) Упр. 6 (с. 10-11).

— Прочитайте задание.

— Как называется сказка? («Терем-теремок»^)

Докажите, что это диалог. (Говорят два действующих лица.)

— Кто спрашивает? (Блоха-попрыгуха.)

— Кто отвечает? (Муха-горюха.) (Чтение в парах.)

— Кто догадался, для чего используется знак «—»? (Отделяет слова каждого разговаривающего.)

Прочитайте, на что нужно обратить внимание.

— Спишите диалог. Найдите слова с орфограммой «Сочетания ЖИ и ШИ». Обозначьте орфограмму.

— В каких словах подчеркнули орфограмму? (Живет, жить.) Упр. 7 (с. 11).

(Работа в парах: вариант I — Колобок, вариант II — Лиса. Затем инсценировка сказки «Колобок».)

— Прочитайте информацию на «Страничке для любознатель­ных» самостоятельно.

— Из какого языка пришли к нам слова «диалог» и «монолог»?

— Из каких частей они состоят и что обозначают? Упр. 8 (с. 12).

Прочитайте отрывок из сказки.

— Это диалог или монолог? (Монолог, так как говорит один человек.)

— К кому обращен монолог? (Кптичке.)

Спишите первое предложение с проговариванием.

2. Словарная работа

— Какое «вежливое» слово говорит Дюймовочка? (Прощай.)

Почему выделена буква О? (Слышим звук [А], пишем бук-вуО.)

Какое близкое по значению слово мы говорим при проща­нии? («До свидания».)

Запишите это слово.

— Запишите слова, родственные слову прощай. Подчеркните букву О. (Прощание, попрощался, прощальный.)

V. Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо,

(Помахать руками на себя.)

Закачалось деревцо.

(Покачаться вправо и влево.)

Ветер тише, тише, тише,

(Присесть.)

Деревцо все выше, выше.

(Встать на носочки, потянуться вверх.)

VI. Закрепление изученного материала

Упр. 9 (с. 12).

Прочитайте задание и скажите, что нужно сделать в упраж­нении.

— Прочитайте текст.

(Текст читает ученик с хорошим навыком чтения.)

— Что это — диалог или монолог? (Это диалог, говорят трое действующих лиц.)

— Как понимаете последнюю реплику? (Нельзя укорять, не надо жадничать и обижать человека.)

Спишите ее. ••---- .

VII. Рефлексия Упр. 10 (с. 13).

По какому рисунку можно составить монолог? (По второму рисунку: один заяц хвастается, другие слушают.)

По какому рисунку можно составить диалог? (По первому рисунку, так как разговаривают двое: Колобок и Волк.)

(Первый ряд составляет диалог к первому рисунку, второй ряд составляет монолог ко второму рисунку, третий ряд готовит ответ на вопрос: в каких случаях мы используем в речи диалог, а в каких — монолог? Дети зачитывают по 2—3 ответа от каждого ряда. Учитель оценивает ответы.)

VIII. Подведение итогов урока

— Как отличить диалог от монолога? (В устной речи: если гово­рят два или больше действующих лиц — это диалог. В письмен -ной речи диалог можно отличить по тире, которое отделяет слова каждого говорящего.)

Домашнее задание

Выполнить упр. 11 (с. 14).

Урок 4. Проверка знаний

Цель: проверить и систематизировать знания по теме «Наша речь».

Планируемые результаты: учащиеся научатся использовать знания по теме в новых условиях; аргументирование отвечать, доказывать свое мнение; обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний Орфографическая минутка

(На доске запись.)

 

 

Пишут не пером, а умом.

— Как понимаете пословицу? (Если написано плохо, виновата не ручка, а ученик.)

Спишите, поставьте ударение. Сколько ударных гласных звуков может быть в слове? (Один.)

Подчеркните безударные гласные. Сколько безударных зву­ков может быть в слове? (Один, два и более. Может вообще не быть}

(Сверка с образцом на доске.)

Почему безударные гласные — опасное место? (Слышатся и пишутся не всегда одинаково.)

— Кто может сказать, почему в слове «пером» пишется бук­ва Е? (Подбираем проверочное слово; перья.)

III. Работа по теме урока

(«Проверь себя» (с. 14). Фронтальная работа.)

— Для чего нужна речь? (Речь нужна для общения, передачи ин­формации.)

— Какие виды речи вы знаете? (Письменная, устная и речь про себя.)

— Прочитайте текст. Определите, это монолог или диалог. (Это диалог, можно определить по форме записи. Слова каждого говорящего начинаются с тире. Говорят два чело­века.)

Объясните значение слов Тит и брюхо. (Тит — мужское имя.

брюхо — живот (просторечное, разговорное).) (Дети высказывают мнение о Тите.)

IV. Физкультминутка

Покачайтесь, покружитесь, Потянитесь, распрямитесь, Приседайте, приседайте, Пошагайте, пошагайте. Встаньте на носок, на пятку, Поскачите-ка вприсядку, Глубоко теперь вдохните, Сядьте тихо, отдохните. Все в порядок приведите И писать, друзья, начните.

V. Продолжение работы по теме урока Тест по теме «Наша речь»

1, Ребята собрались во дворе, им нужно договориться об игре в футбол. Какой речью будут пользоваться дети? а) устной  б) письменной

в) речью про себя

г) определить нельзя

2. Какая пословица о письменной речи?

а) Слово не воробей, вылетит — не поймаешь.

б) Что написано пером, не вырубишь топором.

в) Умную речь и слушать хорошо,

г) Сначала подумай, потом скажи.

3. В какой строке записаны только слова приветствия?

а) здравствуй, добрый день, благодарю

б) доброе утро, привет, спокойной ночи

в) добрый вечер, приветствую вас, здравствуй

г) до встречи, добрый день, добрый вечер

4. «Не плачь, дед. Не плачь, баба. Я вам еще снесу яичко, толь­ко не золотое, а простое».

а) это диалог

б) это монолог

в) это речь про себя

5. В каком слове допущена ошибка?

а) здравствуй

б)здравствуйте

в) прощай

г) прощялъный

Ответы: 1 — а, 2 — б, 3 — в, 4 — б, 5 — г. (Самопроверка. Сверка с образцом на доске. Также можно использовать КИМы (тест 3, с. 13—19).)

VI, Рефлексия

(Учитель предлагает детям оценить свои результаты.)

«!» — мне все понятно, все выполнил верно.

«+» — еще сомневаюсь, допускаю ошибки.

«—» — я большую часть заданий не понял, мне нужна помощь.

VII. Подведение итогов урока

— Откройте учебник (ч. I) на с. 5. Прочитайте, что мы должны были узнать при изучении темы.

— Чему вы научились хорошо?

— Какой вопрос для вас еще труден?

— Какой вопрос темы вам показался особенно интересным?

Домашнее задание

Приготовить монолог на тему «Для чего нужно грамотно и ак­куратно писать?».

 

ТЕКСТ

Урок 5. Что такое текст?

Цели: повторить признаки текста; научить детей определять тему текста.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать пред­ложение и группу предложений; аргументирован но отвечать, до­казывать свое мнение; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.

Оборудование: рисунки с изображением птиц (сорока, ворона,

воробей, синица).

Ход урока

I. Организационный момент

II Актуализация знаний Орфографическая минутка

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Молчанка». (Учитель молча показывает рисунки с изображением птии, дети записывают слова: воробей, сорока, ворона, синица.)

Поставьте ударение, подчеркните букву, которую мы запо­минали.

— А теперь новое задание. Соедините названия птиц и звуки,

которые эти птицы издают. (На доске запись.) Воробей свистит. Сорока каркает. Ворона стрекочет. Синица чирикает.

— Запишите полученные пары. Прочитайте, что у вас получи­лось. (Воробей чирикает. Сорока стрекочет. Ворона каркает. Синица свистит.)

Что вы записали? (Предложения.)

Докажите. (Можно сказать, о ком говорится в предложении и что говорится о нем.)

\\\, Самоопределение к деятельности

— Расскажите о любой из этих птиц. (Отвечают 2—3 учащихся.)

— Что вы составили? (Рассказ.)

Каким словом можно заменить слово рассказ, вы узнаете, если из цепочки мысленно уберете все буквы, обозначаю­щие звонкие согласные буквы.

ЗВТРЕЛКМСЖТЗ

Итак, тема нашего урока — текст.

IV. Работа по теме урока

— Откройте учебник на с. 15.

— Прочитайте, что мы должны вспомнить, узнать при изуче­нии этой темы, чему научиться.

— Откройте учебник на с. 16 и прочитайте вопрос, на который

мы должны дать сегодня ответ. (Что такое текст ?} Упр. 12 (с. 16).

— Прочитайте.

— Под каким пунктом записаны слова? предложение? текст? Обоснуйте свое мнение. (7 — слова, так как записаны через запятую и не связаны между собой; 2 — предложения, так как слова в них связаны между собой по смыслу, можно сказать, о К.ОЛГ 'мм о чем говорится, но предложения нельзя объединить общей темой; 3 — текст, так как записаны предложения, которые связаны общим смыслом.}

— Прочитайте текст и назовите его т?му. (Как выглядят сви­ристели.} ~ Озаглавьте текст. («Свиристели». «Стайка на ветвях рябины»-}

— Прочитайте первое предложение текста. В каком слове буквы выделены? Какие буквы нужно запомнить в слове свиристели?

~ Откройте памятку на с. 132. Спишите первое предложение текста.

(Проверка — обмен тетрадями.)

«!» — молодец, внимательно и аккуратно списал.

«+» — нужно еще постараться, есть ошибка или работа не­брежная.

«—» — у тебя не получилось списать без ошибок.

— Сделайте вывод: что такое текст? (Ответы детей.)

V. Физкультминутка

(При чтении стихотворения учащиеся показывают руками лево и право.)

Это — правая рука, Это — левая рука. Справа — шумная дубрава, Слева — быстрая река. Справа — роща протянулась, Слева — чей-то огород... А когда я обернулась, '' (Повернуться.)

Стало все наоборот.

Слепа стала вдруг дубрава, Справа — быстрая река... Неужели стала правой Моя левая рука?

С. Должепко

VI. Закрепление изученного материала

— Прочитайте правило на с. 17 и скажите: все ли признаки текста мы назвали? (Дети самостоятельно читают правило, отвечают на вопрос.)

— Что такое текст? (Это высказывание из нескольких предло­жений, объединенных общей темой и связанных по смыслу.)

Что такое тема текста? Ответим на вопрос, выполнив

упр. 13. Упр. 13 (с. 17).

— Прочитайте.

(Читает ученик с хорошим навыком чтения.)

— Что прочитали? (Текст.)

Докажите свое мнение. (Состоит из предложений, которые связаны по смыслу.}

О ком говорится в тексте? (О петушках.) Это тема текста.

— Объясните значение выделенных словосочетаний. (Во все горло — очень громко. Откуда ни возьмись — появился неожи­данно, внезапно.)

Придумайте заголовок к тексту. («Два петушка».)

Прочитайте предложение, которое отвечает на вопрос: что сделал ястреб? (Дети списывают последнее предложение.)

(Самопроверка. Дети читают предложение до двоеточия орфо­графически, потом так же читают эту часть в тетради. Аналогично читают вторую часть предложения.)

— Как вы поняли, что такое тема текста? (Ответы детей.)

— Проверьте свое предположение, прочитайте правило нас. 18.

VII. Рефлексия Упр. 14 (с. 18).

Прочитайте задание. Скажите, как будете выполнять упраж­нение. (Прочитаем текст, выберем только те предложения, которые могут составлять текст.)

Что такое текст? (Несколько предложений, связанных по смыс­лу и имеющих общую тему.)

Поднимите руку те, кто сам может выполнить задание. При­ступайте к выполнению задания.

(Остальным детям учитель дает карточку-под сказку: «Тема текста — ласточки и стриж».)

— Кто теперь сможет выполнить задание? Приступайте к вы -полнению задания.

— Кто не может выполнить задание? (Учитель помогает ин­дивидуально.)

(Фронтальная проверка. Дети читают получившийся текст.) (Дополнительное задание для учеников, которые составили текст раньше других: придумать заголовок к тексту.)

— Оцените свою работу. «!» — молодец, выполнил все верно. «+» — хорошо, ошибся совсем немного. «—» — с заданием не справился.

VIII. Подведение итогов урока

— Чем отличается группа предложений от текста? (В тексте предложения связаны по смыслу и объединены общей темой.)

Что такое тема текста? (То, о чем или о ком говорится в тексте.)

Домашнее задание

Необходимый уровень. Списать оставшиеся предложения из упр. 14 (с. 18).

Программный уровень. Списать первое предложение из упр. 14 (с. 18). Написать еще 2 предложения, чтобы получился текст.

Урок 6. Что такое тема и главная мысль текста?

Цель: научить определять тему и главную мысль текста.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять тему, главную мысль текста; озаглавливать текст; аргументирование отвечать, доказывать свое мнение.

Ход урока

Е. Организационный момент

II. Актуализация знаний Орфографическая минутка

(На доске запись.)

Кот, у, Тишка, жил, Миши. Душистая, лугу, на, трава. Груши, малыши, сочные, ели.

— Из слов каждой строки составьте предложение.

— Можно сказать, что у вас получился текст? (Нет, предложе­ния не связаны по смыслу.)

Подчеркните орфограммы в словах. (Дети подчеркивают сочетания ЖИ, ШИ, ЧН, имена собственные.) — Найдите слово, в котором гласных букв больше, чем соглас­ных. (Ели.)

В каких словах все согласные глухие? (Кот-, Тишка.}

III. Самоопределение к деятельности

(Текст на карточках.)

Слоны - умные животные. Их учат, и они всякую работу делают: и бревна таскают, и землю копают, и воду таскают. Они даже гулять с детьми ходят и смотрят, чтобы детей никто не обидел.

(По Б. Житкову)

Перед вами лежат карточки. Прочитайте и скажите, можно ли утверждать, что здесь написан текст? (Это текст. Он состоит из трех предложений. Они связаны по смыслу. Тема текста — слоны.}

Для чего Б. Житков написал этот текст? Что хотел сказать автор этим текстом? (Ответы детей.)

— Озаглавьте текст. («Умные животные», «Умные слоны».)

В каждом тексте есть главная мысль. Как вы думаете, что это такое? (Ответы детей.)

IV. Работа по теме урока Упр. 15 (с. 13).

Прочитайте текст.

— Найдите предложение, в котором говорится самое главное, что хотел сказать автор. («Хорошее знакомство — в прибыль нам»,)

Как понимаете эти слова? {Человек много получает от хоро­шего знакомства.)

— Докажите, что заголовок отражает главную мысль. (Пове­дешься с хорошим человеком, сам хорошему научишься.)

— Спишите предложение, в котором выражена основная мысль. (Дети списывают последнее предложение.)

— Прочитайте, что такое главная мысль текста. (Это то глав­ное, о чем хотел сказать автор.)

V. Физкультминутка

Влево наклонись, вправо наклонись, Вниз опустись, вверх поднимись. А теперь чуть-чуть попрыгай, Влево, вправо наклонись И тихонечко садись.

VI. Закрепление изученного материала 1. Работа по учебнику

Упр. 16 (с. 19).

(Дети читают текст самостоятельно.)

— Определите тему текста. (Муравей попал под дождь.) ~ Назовите главную мысль текста. (Благодаря своей находчи­вости муравей спасся от дождя и попал домой.}

— В каком предложении говорится о том, как муравей укрылся от дождя? («Залез муравей...»}

Спишите это предложение.

(Проверка. Самопроверка, сверка с текстом учебника.)

Упр. 17 (с. 19).

Прочитайте задание.

— Какое задание вы будете выполнять письменно? (Списать предложение.}

Спишите и проверьте написанное.

— На написание каких орфограмм нужно обратить особое внимание? Проверьте, правильно ли вы их написали.

— Прочитайте задания для устной работы.

— Почему говорят, что сентябрь без плодов не бывает? (В сен­тябре созревают овощи и фрукты.)

— Докажите, что это не текст, а предложение. (Текст состоит из нескольких предложений, а здесь только одно предложение.}

Составьте устно текст, включив в него данное предложение. (Отвечают 2— 3 учащихся. Дети определяют основную мысль текста.)

2. Словарная работа

— Написание какого слова мы должны запомнить? (Сентябрь.)

— Спишите слово, поставьте ударение, подчеркните букву, которую нужно запомнить.

— Дайте определение: что такое сентябрь? (Это первый осенний месяц.)

VII. Рефлексия

— Перед вами на листочках текст. Прочитайте его и спишите предложение, в котором заключена главная мысль текста.

От ночного дождя разлилась голубая лужа. В ней купались скворны. Для них лужа - как озеро.

Забрались они бесстрашно в середину, грудью падают на поду, крыль­ями взбивают ее, привзлетывают... Брызги над лужей — фонтаном.

Скворцы так отчаянно пищат, что сразу можно понять: утреннее ку­пание для них — удовольствие.

(Дети списывают последнее предложение.)

VIII. Подведение итогов урока

— Что узнали о тексте? (В каждом тексте есть главная мысль.)

Что такое главная мысль? (Это то главное, о чемхотел ска­зать автор.}

 

— Может ли быть текст без главной мысли? (Нет. Получится бессмыслица.}

Домашнее задание

Нарисовать рисунок на тему «Сентябрь». Программный уровень. Написать текст из трех-четырех пред­ложений по теме «Сентябрь».

Урок 7, Части текста

Цель: научить выделять в тексте начало, основную часть и кон­цовку.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выделять части в тексте; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение; обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

Оборудование: карточки с гласными буквами, лента «светофор».

Ход уро ка

I, Организационный момент

П. Актуализация знаний Орфографическая минутка

(На доске записаны слова.)

Сентябрь, з..ма, пр..щай, д..ревья, в..робей, л..са.

Учитель показывает слово, дети — букву, которую нужно по­ставить.

— На какие две группы можно разделить слова по орфограм­мам? (Безударные гласные, которые можно проверить, и без­ударные гласные, которые нужно запомнить.)

Какие слова мы запоминали? (Сентябрь, прощай, воробей.)

Вспомните, какие еще словарные слова вы знаете. (Дети называют слова, которыеучшги в 1 классе.)

Какими словами проверяли остальные слова? (Зима зимы, деревья — дерево, лиса — лисы.)

— Составьте рассказ, используя эти слова. (Свои рассказы читают 2—3 учащихся.)

III. Самоопределение к деятельности

(Работа в парах. На парте перед учениками 3 карточки с ча­стями текста.)

— Текст рассыпался. Прочитайте и поставьте части так, чтобы получился текст.

Славная птаха!

Не птица, а птичка, конечно, но мне она и тогда показалась птицей. Она очень внимательно посмотрела на меня. Глаза у нее карие, грудка серая — снизу светлее, сверху чуть темнее, а клюв с крючком. Лапы чер­ные. И пестринки по бокам.

Однажды у меня на окне появилась птица.

— Какую часть поставите первой? (Однажды у меня на окне появилась птица.)

Почему? (Рассказывает, с чего история началась.)

Какая часть вторая? (Второй абзац.)

— Почему? (Рассказывается сама история.)

Почему оставшуюся часть поставили последней? (Подводит итог, заканчивает рассказ.)

— Итак, у каждой части свое назначение.

IV. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

— Откройте учебник на с. 20, прочитайте тему урока. {Части текста.)

На какой вопрос мы должны ответить? (Какие части можно

выделить в тексте?) Упр. 18 (с. 20).

Прочитайте задания. Какие задания нужно выполнить устно?

— Почему собака осталась ни с чем? (Пожадничала, хотела отобрать кусок мяса у другой собаки.)

Назовите тему текста. (Собака увидела в воде свое отра­жение.)

— Назовите главную мысль текста. (Не жадничай. Погонишься за чужим, свое потеряешь.)

Что отражает заголовок? (Тему текста.)

Прочитайте начало, основную часть, концовку. (Дети чи­тают части текста.)

— Прочитайте правило. (Самостоятельное чтение.)

— Для чего нужно начало? (Чтобы подготовить читателя к чтению.)

Что пишут в основной части? (То главное, о чем хотел ска­зать автор.)

Для чего нужна концовка? (Завершает текст.)

Как отделить части на письме? (Писать каждую часть с красной строки.)

2. Работа с текстом

(Текст записан на карточках.)

— Прочитайте текст.

 

Пришла поздняя осень. Не шелестит листна деревьев. Птицы улетают в теплые страны. Звери прячутся в норы. Скоро станет тихо и пусто.

— Разделите его на части.

— Прочитайте начало. (Пришла поздняя осень.)

Сколько предложений в основной части? Прочитайте их. (Не шелестит листва деревьев. Птицы улетают в теплые страны. Звери прячутся в норы.)

Какое предложение завершает рассказ? (Скоро станет тихо и пусто.)

Как отделить одну часть от другой? (Написать с красной строки.)

V. Физкультминутка

Шел козел по лесу, по лесу,

Нашел себе принцессу, принцессу.

Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,

Ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,

Ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,

Ножками потопаем, потопаем, потопаем,

Головкой покачаем, занятье продолжаем..

VI. Продолжение работы по теме урока

(«Проверь себя» (с. 22). Пользуясь учебником, дети отвечают на вопросы в группах.)

— Оцените работу каждого члена группы. (Проверка — один человек из каждой группы дает ответ на один вопрос.)

VII. Рефлексия

— Оцените себя.

Зеленый цвет — все понял, могу идти дальше.

Желтый цвет — еще ошибаюсь.

Красный цвет — стоп! Мне нужна помощь.

VIII. Подведение итогов урока

— На сколько частей можно разделить каждый текст? (На три: начало, основная часть и концовка.)

Вкакой части заключена главная мысль текста? (Восновной частив)

Какие темы повторили? (Текст, тема текста, главная мысль текста.)

1. Выучить правило на с. 20.

2. Выполнить задание на карточке.

Карточка

. Подчеркни зеленым карандашом начало. Красным каранда­шом подчеркни основную часть. Синим карандашом подчеркни концовку.

Мне очень нравится отдыхать в деревне у бабушки. Мы с бабушкой ходим в лес за земляникой и грибами. Целыми днями купаемся в речке с ребятами, ловим рыбу и играем в разные игры. По вечерам мы с ба­бушкой читаем интересные книги. На будущее лето я обязательно поеду к бабушке в деревню.

Урок 8.Диктант

Цель: проверить умения самостоятельно работать, оформлять предложение, писать слова с сочетаниями ЖИ—ШИ, ЧА—ЩА, ЧУ-ЩУ.

Планируемые результаты; учащиеся научатся самостоятельно анализировать слово и выбирать нужный вариант его написания.

Ход урока

I. Организационный момент

П. Диктант

На даче

' Н астало лето. Дети едут на дачу. Возле дачи есть роща и пруд. В пруду водятся щуки, ерши и караси. Дети там рыбачат. Хороша будет уха.

(На доске выписаны слова из диктанта: есть, водятся.)

Грамматические задания

1. В третьем предложении подчеркните гласные буквы.

2. Выпишите 3 слова с сочетаниями ЧА—ЩА, ЧУ-ЩУ.

III. Физкультминутка

Вот мы руки развели, Словно удивились. И друг другу до земли В пояс поклонились. Наклонились, выпрямились, Наклонились, выпрямились. Ниже, ниже, не ленись, Поклонись и улыбнись.

IV. Развитие речи

Упр. 19 (с. 21).

Прочитайте текст.

— Найдите начало. (Это первый абзац.)

 

— Прочитайте второй абзац. Используя слова для справок, дополните эту часть. (Они поливали растения, выдергивали сорняки.)

Прочитайте концовку. Как можно ее дополнить? (Первого сентября дети собрали букет и подарили учительнице.)

~ Расскажите получившуюся историю. (Отвечают 2—3 чело­века.)

Запишите только концовку.

V. Рефлексия

— Что на уроке вам понравилось?

— Какая работа показалась сложной?

— Оцените свою работу на уроке.

VI. Подведение итогов урока

— Какие темы вспомнили сегодня на уроке? (Части текста, написание сочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-1ЦА, ЧУ-ЩУ.)

Урок 9. Работа над ошибками

Цели: научить исправлять ошибки; развивать орфографиче­скую зоркость.

Планируемые результаты: учащиеся научатся самостоятельно анализировать слово и выбирать нужный вариант его написания; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

III. Работа по теме урока

— Посмотрите на выполненную работу. Какие ошибки вы допустили? (Дети называют ошибки.)

— Какое правило вы забыли при написании этих слов? (ЖИ— ШИпишисИ, ЧА— ЩА пиши с А и т. д.)

Выпишите слова, в которых вы допустили ошибки, в таб­лицу.

ЖИ-ШИ

 

ЧА-ЩА

 

ЧУ-ЩУ

 

Оформление предложения

 

Пропуск к замена букв

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— Запишите еще три слова в каждый столбик. (После выполнения работы над ошибками учащиеся берут контрольную карточку.)

IV. Физкультминутка

Руки кверху поднимаем, А потом их опускаем, А потом их разведем И к себе скорей прижмем. А потом быстрей, быстрей, Хлопай,хлопай веселей.

V. Продолжение работы по теме урока Индивидуальные задания Карточка 1

Найди в тексте ошибки и исправь их.

Жывет в реке щука. Там плавают лещи и ершы. Прячются рыбы от щюки. Но Щука хитра. Она караулит свою добычю.

Карточка 2

Составь предложения, чтобы получился текст. Используй сло­ва для справок.

Мы жили у рощи. Там было хорошо.

Слова для справок: чижи, ландыши, кусты шиповника, души­стые цветы, грызут шишки.

Карточка 3

Определи, сколько предложений в тексте. Спиши, правильно обозначая начало и конец предложений.

' Высокие сосны развесили иглистые вершины зеленые елочки выги­бают колючие ветки красуется кудрявая березка дрожит серая осина дуб раскинул шатром резные листья.

VI. Рефлексия

— Возьмите контрольный лист. Проверьте работу. Оцените

себя.

«!» — все верно выполнил. «+» — есть 1—2 ошибки.

«—» — границы предложений нахожу плохо, нужно трениро­ваться.

VII. Подведение итогов урока

— Для чего нужно выполнять работу над ошибками?

— Кто понял, где он допустил ошибки и почему?

— Кому еще трудно выполнять работу над ошибками само­стоятельно?

Домашнее задание

Найти в л юбой книге и выписать 10 слов на орфограммы ЖИ— ШИ,ЧА-ЩА,ЧУ-ЩУ.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Урок 10. Что такое предложение?

Цель: повторить признаки предложения, правила постановки знаков препинания в конце предложения.

Планируемые результаты: учащиеся научатся, различать пред­ложения и группу слов, оформлять предложение на письме; аргу-ментированно отвечать, доказывать свое мнение.

Оборудование: карточки с гласными буквами, лента «светофор».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1, Орфографическая минутка

— Посмотрите на шифр и ключ к нему.

— Расшифруйте слова и узнаете, какую орфограмму мы сего­дня повторим.

 

 

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

1

 

л

 

и

 

3

 

к

 

ж

 

н

 

2

 

с

 

Ф

 

о

 

Р

 

У

 

ь

 

Ключ:

1)1-1,2-3,2-1,2-6;

2)1-5,1-2,1-3,1-6,2-6.

— Кто догадался, что обозначают числа? (Первая показывает номер строки, а вторая — номер столбца.)

Какие слова зашифрованы? (Лось, жизнь.) ~ Какая орфограмма встречается в обоих словах? (Мягкий знак на конце слова.)

— Запишите слова в тетрадь. Назовите еще слова на эту орфо­грамму. (Дети называют слова с мягким знаком на конце слова.)

— Запишите пять любых слов с этой орфограммой в тетрадь. Мягкий знак, мягкий знак — Без него нельзя никак! Без него не написать Тридцать, десять, Девять, пять.

Вместо шесть получим шест, Вместо есть напишем ест, Станут пенками пеньки, Уголками угольки. Банька в банку превратится. Вот что может получиться, Если будем забывать Мягкий знак в словах писать.

2. Игра «Топай — хлопай»

(Учитель читает слова. Если в слове есть мягкий знак, дети хлопают, если нет — топают.)

Дань, динь, сон, тень,

Сыр, сок, лось, лень,

Нос, внес, рыть, ныть,      , ,.      •.••-.-.-,... .    •'"•

Кон, конь, шум, шить.

III. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте слова в тетради. Составьте предложение с од­ним из слов. (Заслушивается несколько ответов.)

— Правильно ли ребята выполнили задание? (Да. Слова свя­заны по смыслу, можно сказать, о ком или о чем говорится в предложении.)

IV. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

— Откройте учебник. Прочитайте тему урока.

— На какой вопрос мы должны дать ответ? (Что такое пред­ложение ?) •    Упр. 20 (с. 24).

Прочитайте. Что записано в первой строке? (Слова.)

Почему вы так считаете? (Записаны через запятую, не объ­единены общим смыслом.)

~ Во второй строке запись с большой буквы, в конце стоит точка. Можно ли сказать, что это предложение? (Нет. Слова не связаны по смыслу.)

Можно ли сказать про запись в следующей строке, что это предложение? (Да. Слова объединены общим смыслом. Запись начинается с большой буквы, в конце стоит точка.)

Спишите предложение. Как вы понимаете смысл предложе­ния? (Укаждого человека естъместо, где онродился, живет.)

2. Словарная работа

(На доске запись.)

Р1 А

— Разгадайте ребус. Написание какого слова мы должны за­помнить сегодня на уроке? (Родина^)

— Запишите его в тетрадь. Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.

 

— Объясните значение слова. (Отечество, место, где родился человек, а также страна, в которой он родился и граждани­ном которой считается.)

Какие пословицы о родине вы знаете? (Ответы детей.)

— Прочитайте пословицу. Как вы ее понимаете? Кто за Родину горой — Тот истинный герой.

— Спишите. Подчеркните знакомые орфограммы. (Безударная гласная в словах горой, герой, Родину.)

Какую орфограмму можно проверить, а какую нужно за­помнить? (Написание буквы в словах герой, Родина нужно запомнить, проверяем орфограмму горой — горы.)

Можно ли сказать, что мы записали предложение? (Да. Сло­ва связаны. Есть смысл.)

Как вы поняли, что такое предложение? (Дети отвечают своими словами.)

— Прочитайте правило. (Предложение — это слово или несколь­ко слов, которые выражают законченную мысль.)

Чтобы вы дополнили к этому правилу? (...и связаны между собой.)

V. Физкультминутка

А сейчас мы с вами, дети, Улетаем на ракете. На носки поднимись, А потом руки вниз. Раз, два, три, четыре — Вот летит ракета ввысь.

VI. Закрепление изученного материала 1. Повторение

— Как на письме оформляется предложение? (Первое слово пи­шем с большой буквы, в конце ставим точку, вопросительный или восклицательный знак.)

Когда ставим точку в конце предложения? (Когда спокойно сообщаем о чем-либо.)

Я маковой крупинкой Упала на тропинку, Остановила пас, Закончила рассказ.

— О чем говорит вопросительный знак в конце предложения? (В предложении о чем-то спрашивается.) На странице я стою. Всем вопросы задаю. Согнут я всегда в дугу -Разогнуться не могу.

— Как читаем предложения, в конце которых стоит восклица­тельный знак? (Ссильным чувством (срадостъю, огорчением, страхом и т. д.).)

Никогда он не молчит,

Оглушительно кричит:

-Ура!

— Долой!

— Караул!

- Разбой!

2. Работа по учебнику Упр. 22 (с. 25).

Прочитайте текст и скажите, все ли правильно мы сказали о знаках? (Да.)

— Спишите выделенные предложения. Упр. 24 (с. 26).

Какой знак стоит около упражнения? (Вопросительный.}

Что он обозначает?

— Найдите первое предложение. (Как быстро пролетело лето!}

О чем говорится в этом предложении? (Олете.}

О чем второе предложение? (06 осени.}

Прочитайте второе предложение. (Уже наступила осень.)

Прочитайте следующее предложение. (Желтеют листья на деревьях.)

О чем это предложение? (О деревьях.)

Доделайте упражнение самостоятельно. (Дети находят еще два предложения.)

— Прочитайте текст, голосом выделяя каждое предложение.

— Оцените себя. «!» — я молодец. «+» — еще путаюсь.

VII. Рефлексия

(Учитель читает текст, дети цифрой записывают количество предложений в тексте.)

Мы с папой были на рыбалке. Папа поймал щуку. Я поймал малень­кого леща. Мы будем варить уху. Я чищу рыбу.

— Озаглавьте текст. («Нарыбалке». «Рыбаки».) (Проверка. Самооценка.)

VIII. Подведение итогов урока

— Что такое предложение? (Слова, связанные между собой и вы­ражающие законченную мысль.)

Какие знаки могут стоять в конце предложения?

— Какую «работу» выполняет каждый знак?

— Кто считает, что хорошо находит границы предложений, поднимите руку.

— Кто еще не очень хорошо видит, где начинается и заканчи­вается предложение?

Домашнее задание

Выполнить упр. 23 (с. 25).

Программный уровень. Задание 3 — подготовить ответ из 2—3 пред­ложений.

Урок 11. Как составить из слов предложение?

Цель: научить составлять из слов предложение, находить глав­ное по смыслу слово в предложении.

Планируемые результаты: учащиеся научатся составлять пред­ложения, читать предложения, делать логическое ударение; ана­лизировать, делать выводы, сравнивать.

Оборудование: лента «светофор».

Ход урока

I, Организационный момент

П. Актуализация знаний

1. Орфографическая минутка

— Какие слова мы начинаем писать всегда с большой буквы? (Ответы детей.)

— Вставьте пропущенные буквы.

(На доске запись.)

Вот с(е,и)ло (В,в)ысокое, место тут (В,в)ысокос.

Вот м(а,о)я подру(ш,ж)ка (Р,р)оза, в ее руках б(а,о)льшая (Р,р)оза.

— Какие слова написали с большой буквы? (Вот начало пред­ложения, село Высокое название села, подружка Роза имя.}

Назовите проверочные слова для безударных гласных, про­веряемых ударением. (Село села, моя — мой, большая — больше.)

2. Выборочный диктант

(Учитель читает предложения, дети выписывают только те слова, которые всегда пишутся с большой буквы.)

У Коли собака Жучка. Город Киев стоит на реке Днепр. Мы живем в России.

(Сверка с образцом: Коля, Жучка, Киев, Днепр, Россия.)

— Оцените себя с помощью «светофора».

III. Самоопределение к деятельности

(На доске запись.)

Дождь улица идти кот нас Сильный дождь улице на идет

— Составьте предложение из слов первой строки. (Не получа­ется.)

Составьте предложение из слов второй строки. (На улице

идет сильный дождь.) ~ Почему из слов первой строки предложение не получилось,

а из слов второй строки получилось? (Ответы детей.) На уроке мы найдем ответ на этот вопрос.

IV. Работа по теме урока

— Откройте учебник на с. 26.

— Что мы сегодня узнаем на уроке? (Как составить из слов

предложение.) Упр. 25 (с. 26).

Из каких слов можно составить предложение? (Из слов пер­вой группы.)

Как это сделать? (Изменить порядок слов.)

Составьте предложение. (Осенний ветерок весело играет с листьями деревьев.)

О чем это предложение? (О ветерке.)

Чем отличаются слова ветер и ветерок! (Ветерок — умень­шительное, ласковое слово.)

— Запишите предложение.

— Почему нельзя составить предложение из слов второй груп­пы? (Они не связаны между собой.)

Придумайте предложение со словом ветер. (Учащиеся на­зывают свои варианты предложений, одно из предложений записывают в тетрадь.)

— Прочитайте правило на с. 27.

— Почему мы не смогли составить предложение из слов пер­вой строки? (Они не связаны по смыслу.)

V. Физкультминутка

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

(Приставить кисти рук к голове — изобразить ушки.)

Вот так, вот так

Он ушами шевелит!

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

(Потереть предплечья.)

Вот так, вот так

Надо лапочки погреть! Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать. (Прыжки на месте.) Вот так, вот так Надо зайке поскакать. Зайку волк испугал, Зайка тут же убежал. (Сесть за парту.)

VI. Закрепление изученного материала Упр. 26 (с. 27).

Можно ли составить из этих слов предложение, не изменяя слова? (Нет, нельзя. Слова нужно связать между собой.)

Прочитайте, на что нужно обратить внимание. (Дети само­стоятельно читают.)

— Составьте предложение. (Рассматриваются все возмож­ные варианты: Женя пригласил Сашу в театр на спектакль. Женя пригласила Сашу в театр на спектакль. Саша пригла­сил Женю в театр на спектакль. Саша пригласила Женю в театр на спектакль.)

— Запишите предложение в тетрадь.

Упр. 27(с. 27).

(Фронтальный разбор по вопросам.)

— Прочитайте правило на с. 28 самостоятельно.

— Какое важное по смыслу слово в первом предложении? во втором предложении?

— Прочитайте, выделив главное слово голосом.

VII. Рефлексия

(На доске записаны слова.)

Необходимый уровень

Ельнике, грузди, частом, душистые, в, растут.

Прячутся, тролинки, боровики, у.

Программный уровень

Белка, зима, шубка, переменила, на.

Лисичка, норы, искать, мышиные.

— Составьте предложения из слов каждой строки. (Сверка с образцом на доске, самооценка с помощью «све­тофора».)

VIII. Подведение итогов урока

— Чему мы учились на уроке?

— Кто может сказать о себе: «Я умею составлять предложения

из слов»?

— Кому еще трудно составить предложение?

 

Домашнее задание

Выполнить упр. 28.

Программный уровень. Ответить на вопросы письменно.

Урок 12. Контрольное списывание

Цель: проверить умение грамотно списывать, навык грамот­ного каллиграфического письма.

Планируемые результаты: учащиеся научатся списывать текст, проговаривая его по слогам; анализировать, делать выводы, срав­нивать.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний Орфографическая минутка

(Учитель показывает карточки со словами, дети показывают букву, которую нужно вставить.)

Пр..щай, вет..р, быстр.., сентябрь, скор.,, род..на.

— Оцените себя.

— Кто молодец, ни разу не ошибся?

— Кому нужно подучить слова?

III. Контрольное списывание

(КИМы (текст «Волга», с. 44).)

IV. Рефлексия

Кто считает, что он сегодня постарался и написал отлично?

— Кто недоволен своей работой?

V. Подведение итогов урока

— Чему вы сегодня учились? (Писать словарные слова, списы­вать текст.}

Урок 1 3. Что такое главные члены предложения?

Цели: познакомить с терминами равные члены, основа предло­жения; научить находить главные члены предложения и его основу.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить основу и второстепенные члены предложения; аргументированно отве­чать, доказывать свое мнение.

Оборудование: лента «светофор».

 

Ход урока I. Организационный момент

И. Актуализация знаний

1. Орфографическая минутка

(На доске записаны слова.)

1) Ветер, сорока,....

2) Ружье, ульи,....

3) Петя, Бородин,....

— Продолжите начатые ряды 3-4 словами. Признак подбора определите сами.

— Выделите орфограмму. (/ — безударная гласная в корне, не проверяемая ударением, — словарные слова; 2 — раздели­тельный мягкий знак; 3 — собственные имена.}

~- Какие еще орфограммы вы знаете? Устно подберите слова к этой орфограмме.

2. Письмо по памяти

(КИМы (с. 42).)

III. Самоопределение кдеятельности

Упр. 29 (с. 29).

Прочитайте слова. Составьте предложение.

— Сколько слов в предложении? (Четыре.)

Можно сказать, что здесь четыре члена предложения.

— Сколько человек в вашей семье?

Говорят: в семье четыре члена, пять членов и т. д. Предло­жение как семья, все слова в нем связаны и помогают друг другу лучше передать мысль.

IV. Работа по теме урока

— Прочитайте правило на с. 29 самостоятельно.

— Что называют членами предложения? (Все слова в предло­жении.)

Прочитайте тему урока. О каких членах предложения мы будем говорить на уроке? (О главных членах предложения.) Упр. 30 (с. 29). (Фронтальная работа. Ответы на вопросы по учебнику.)

— Прочитайте правило на с. 30.

— Что такое главные члены предложения? (Это основа предло­жения. В равных членах заключен смысл предложения,}

V. Физкультминутка

На зарядку, на зарядку, На зарядку становись! Начинаем бег на месте, Финиш метров через двести. Раз, два, раз, два! Раз, два, раз, два! Хватит-хватит! Прибежали, Потянулись, подышали.

VI. Закрепление изученного материала Упр. 31 (с. 30).

(Фронтальная работа по заданиям.)

— Может ли быть предложение без основы? Почему? (Нет. В основе заключен главный смысл предложения, предложения без смысла не бывает.)

VII. Рефлексия

(На доске записаны слова.)

Земля, голая, промерзла.

Закружились, крупные, воздухе, снежинки, в.

Снег, повалил, хлопьями, крупными.

— Составьте предложение из слов каждой строки.

— Подчеркните одной чертой, о чем говорится в каждом пред­ложении.

(Взаимопроверка, сверка с образцом на доске.) «!» — молодец, все выполнил верно.

«+» — хорошо, но есть неграмотно составленные предложения. «—» — ошибок много, нужно обратиться к учителю за помощью.

VIII. Подведение итогов урока

— Что нового узнали о предложении? (В предложении всегда есть основа.)

Что такое основа? (Слова, в которых заключен смысл пред­ложения.)

Сможете ли вы помочь товарищу и объяснить, что такое предложение и основа предложения?

Домашнее задание

Выполнить упр. 32 (с. 30).

Программный уровень. Продолжить текст, написав 2—3 пред­ложения.


 

Урок 1. Знакомство с учебником

Урок 1. Знакомство с учебником

Назовите основную мысль предложения

Назовите основную мысль предложения

Травка та растет на склонах И на холмиках зеленых

Травка та растет на склонах И на холмиках зеленых

Раз — нагнуться, разогнуться.

Раз — нагнуться, разогнуться.

Кафтан прожег. — А велика ли дыра? —

Кафтан прожег. — А велика ли дыра? —

Текст читает ученик с хорошим навыком чтения

Текст читает ученик с хорошим навыком чтения

IV. Физкультминутка Покачайтесь, покружитесь,

IV. Физкультминутка Покачайтесь, покружитесь,

Ход урока I. Организационный момент

Ход урока I. Организационный момент

VI. Закрепление изученного материала —

VI. Закрепление изученного материала —

Из слов каждой строки составьте предложение

Из слов каждой строки составьте предложение

Докажите, что это не текст, а предложение

Докажите, что это не текст, а предложение

Не птица, а птичка, конечно, но мне она и тогда показалась птицей

Не птица, а птичка, конечно, но мне она и тогда показалась птицей

Оцените работу каждого члена группы

Оцените работу каждого члена группы

Что на уроке вам понравилось? —

Что на уроке вам понравилось? —

Кто понял, где он допустил ошибки и почему? —

Кто понял, где он допустил ошибки и почему? —

Прочитайте. Что записано в первой строке? (Слова

Прочитайте. Что записано в первой строке? (Слова

Что он обозначает? — Найдите первое предложение

Что он обозначает? — Найдите первое предложение

Дождь улица идти кот нас Сильный дождь улице на идет —

Дождь улица идти кот нас Сильный дождь улице на идет —

Ельнике, грузди, частом, душистые, в, растут

Ельнике, грузди, частом, душистые, в, растут

Выделите орфограмму. (/ — безударная гласная в корне, не проверяемая ударением, — словарные слова; 2 — раздели­тельный мягкий знак; 3 — собственные имена

Выделите орфограмму. (/ — безударная гласная в корне, не проверяемая ударением, — словарные слова; 2 — раздели­тельный мягкий знак; 3 — собственные имена
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.08.2024