Составление поурочно-тематического планирования является важной частью методической работы учителя. Учебно- методический материал очень содержателен по своей структуре: в пояснительную записку внесены сведения об основных нормативных документах, на основании которых составлена рабочая программа по русскому языку и планирование по классам, а также обозначены цели и задачи, предметные результаты, контрольные точки
Поурочнотематическое планирование
по русскому языку
6 класс
учителя Ильиной Натальи Павловны
20182019 учебный год
204 часа в годПрограмма по русскому языку в 6 классе составлена на основании следующих
документов:
Пояснительная записка
1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования,
утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17
декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего
образования»;
2. Примерная программа основного общего образования по русскому языку
МАОУ «Итатская СОШ» Томского района
3. «Программа по русскому языку для 59 классов общеобразовательных
учреждений» / М.М. Разумовская и П.А. Лекант, Программно
методические материалы. Русский язык. 59 классы / Сост. М.М.
Разумовская, М.: Дрофа, 2012;
Программа ориентирована на учебник «Русский язык. 6 класс»/ под редакцией
М.М.Разумовской, П.А.Леканта. М.: Дрофа. – 2013 г.
Цель и задачи обучения.
Курс русского языка в 6 классе направлен на достижение следующих целей,
когнитивно
обеспечивающих реализацию личностно ориентированного,
коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к
языку как явлению культуры, основному средству общения и получения
знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения
моральноэтических норм, принятых в обществе, осознание эстетической
ценности родного языка; воспитание интереса и любви к русскому языку;
овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и
учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому
взаимодействию и взаимопониманию,
потребности в речевом
самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и
универсальными учебными действиями (умение формулировать цели
деятельности, планировать её, осуществлять речевой самоконтроль и
самокоррекцию; проводить библиографический поиск,
извлекать и
преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей
различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет;
осуществлять информационную переработку текста и др.);
овладение видами речевой деятельности, практическими умениями
нормативного использования языка в разных ситуациях общения, нормами
речевого этикета; освоение знаний об устройстве языковой системы изакономерностях её функционирования; развитие способности опознавать,
классифицировать и оценивать языковые факты; обогащение активного и
потенциального словарного запаса; расширение объёма используемых в речи
грамматических средств;
совершенствование орфографической и
пунктуационной грамотности; развитие умения стилистически корректного
использования лексики и фразеологии русского языка; воспитание устремления
к речевому самосовершенствованию.
Важной особенностью предлагаемой программы является принципиальная
новизна подходов к реализации преподавания русского языка в 6 классе. На
первый план выдвигается компетентностный подход, на основе которого
структурировано содержание данной рабочей программы, направленное на
развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической
(языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой
деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и
навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения,
соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям
учащихся. Коммуникативная компетентность проявляется в умении
определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать
коммуникативные намерения партнёра, выбирать адекватные стратегии
коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного
речевого поведения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции –
систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении,
его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике
как науке; овладение основными нормами русского литературного языка,
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и
фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы
выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа,
национальнокультурной специфики русского языка, владение нормами
русского речевого этикета,
культурой межнационального общения,
способность объяснять значение слов с национальнокультурным
компонентом.
Основные задачи курса русского языка в 6 классе:
Формирование и развития коммуникативной, языковой и лингвистической
(языковедческой), культуроведческой компетенций;
Развитие логического мышления учащихся, обучение школьников умению
самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
Формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной
литературой, совершенствование навыков чтения.
Совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения
знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в
разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского
литературного языка, речевого этикета.
Предметные результаты освоения русского языка:
1) Представление об основных функциях языка; о роли русского языка как
национального языка русского народа, как государственного языка
Российской Федерации и языка межнационального общения; о связи языка и
культуры народа;
2) Освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы:
язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; диалог, монолог,
стили речи, типы речи, типы текста, основные единицы языка, их признаки и
особенности употребления в речи;
3) Опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий
языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого
общения;
4) Проведение различных видов анализа (слова, словосочетания, предложения,
текста);
5) Понимание коммуникативноэстетических возможностей и грамматической
синонимии и использование их в собственной речевой практике;
6) Осознание эстетической функции языка.
п о
о р ф о э п и и : правильно произносить
Результаты обучения по разделам:
употребительные
сложносокращенные слова; употребительные слова изученных частей речи;
свободно пользоваться орфоэпическим словарем;
п о л е к с и к е
и ф р а з е о л о г и и : употреблять слова (термины,
профессиональные, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим
значением, с учетом условий и задач общения; избегать засорения речи
иноязычными словами; толковать лексическое значение общеупотребительных
слов и фразеологизмов; пользоваться различными видами словарей
(синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологизмов);
по морфемике и с л о в о о б р а з о в а нию: выделять морфемы на
основе словообразовательного анализа (в словах сложной структуры);
составлять словообразовательную цепочку слов,включающую 3—5 звеньев;
различать морфологические способы образования изученных частей речи;
п о м о р ф о л о г и и : квалифицировать слово как часть речи; образовывать и
употреблять формы изученных в б классе частей речи в соответствии снормами литературного языка; определять грамматические признаки
изученных частей речи (например, при решении орфографических задач);
по о р ф о г р а ф и и : характеризовать изученные орфограммы и объяснять
написание слов; правильно писать слова, написание которых подчиняется
правилам, изученным в 6 классе, а также слова с непроверяемыми
орфограммами,
написание
которых отрабатывается в словарном порядке, свободно пользоваться
орфографическим словарем;
по с и н т а к с и с у : определять синтаксическую роль частей речи,
изученных в 6 классе; правильно строить и произносить предложения с при
частными и деепричастными оборотами,
стилистически оправданно
употреблять их в речи.
Основное содержание учебного курса
О языке (2 ч)
Слово как основная единица языка.
Речь (38 ч)
Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи; расширение
представления о языковых средствах, характерных для изученных стилей речи.
Текст : способы и средства связи предложений; нормативный повтор и повтор
недочет; сложный план.
С т и л и речи: научный стиль (сфера употребления, задача речи, характерные
языковые средства).
Т и п ы речи: описание места, описание состояния природы, рассуждение
объяснение.
К о м п о з и ц и о н н ы е формы: аннотация,
определения понятая.
Основные требования к выборочному изложению.
Закрепление и углубление изученного в 5 классе
отзыв, структура научного
Грамматика (12 ч)
Морфология и синтаксис как разделы грамматики.
Имя существительное, имя прилагательное и глагол; их общее грамматическое
значение, морфологические и синтаксические признаки.
Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Главные и
зависимые части словосочетания; главные и второстепенные члены предложения.
Понятие простого и сложного предложения. Предложение с однородными
членами, обращением и прямой речью.
П р а в о п и с а н и е ( 2 0 ч )О р ф о г р а ф и я : употребление прописных букв; буквы ъ и ь; орфограммы
корня; правописание окончаний слов; слитное и раздельное написание не с
глаголами, существительными, прилагательными.
П у н к т у а ц и я : знаки препинания в конце предложения; запятая при
однородных членах, между частями сложного предложения, при обращении;
пунктуационное оформление прямой речи перед и после слов автора; тире и
двоеточие в предложениях с однородными членами и обобщающим словом; тире
между подлежащим и сказуемым.
Словообразование,
существительных, прилагательных и глаголов (45 ч)
правописание и употребление в речи имен
Словообразование имен существительных, прилагательных, глаголов.
Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный,
приставочносуффиксальный, сложение. Сложносокращенные слова; верное
определение их родовой принадлежности. Словообразовательные цепочки
однокоренных слов.
Типичные словообразовательные модели имён
существительных, прилагательных и глаголов. Правописание сложных имен
существительных и прилагательных; употребление н, нн в именах при
лагательных, образованных от имен существительных; правописание
приставок при и пре, букв ы—и в корне после приставок.
Употребление в речи имен существительных, прилагательных и глаголов.
Особенности правописания некоторых форм имен существительных,
прилагательных и глаголов
Морфология и орфография
Причастие и деепричастие (46 ч)
Причастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение,
морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы причастий.
Действительные и страдательные причастия. Образование действительных и
страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.
Краткие и полные страдательные причастия; их синтаксическая роль в
предложении.
Причастный оборот и знаки препинания в предложениях с причастным оборотом.
Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий. Не с
причастиями.
Склонение причастий. Правописание окончаний причастий.
Употребление причастий в текстах разных стилей.Деепричастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение,
морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы деепричастий.
Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида.
деепричастиями.
Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным
оборотом.
Употребление деепричастий в текстах разных стилей.
Культура речи. Особенности произношения деепричастий в некоторых форм
причастий.
Правильное построение предложений с причастными и
деепричастными оборотами.
Не с
Имя числительное (14ч)
Имя числительное как часть речи: общее грамматическое значение,
морфологические признаки, роль в предложении.
Числительные простые, сложные и составные; их правописание.
Числительные количественные, порядковые, собирательные, дробные; их
значение, особенности склонения и правописания.
Нормы употребления числительных в устной речи.
Правильное чтение (с точки зрения грамматических норм) текстов с именами
числительными.
Культура речи. Правильное употребление в речи числительных (в частности,
составных) в косвенных падежах. Верное согласование собирательных числи
тельных (оба, обе; двое, трое) с именами существительными.
Местоимение (19ч)
Местоимение как часть речи: особенности значения, морфологических и
синтаксических признаков.
Разряды местоимений: значение, изменение, правописание, роль в
предложении.
Употребление местоимений для связи предложений в тексте в роли
синонимической замены.
Культура речи. Правильное, не нарушающее смысловой точности
употребление местоимений в тексте. Верное образование и произношение
местоимений: их (не «ихний»), о нём (не «о ем») и т. д.
Резервные часы (2 ч)Учебнотематический план.
Содержание
Колво
часов
Колво
контрольных
работ,
диктантов
Развитие
речи
Русский язык – один из развитых
языков мира.
Повторение изученного в 5 классе.
Лексика и фразеология. Культура
речи.
Словообразование. Орфография.
Культура речи.
Имя существительное.
Имя прилагательное.
Имя числительное.
Местоимение.
Глагол.
Повторение и систематизация
пройденного в 6 классе.
Резервные уроки.
Итого:
Из них:
1
17
16
24
22
31
20
29
27
14
4
204
1
1
1
1
1
1
1
1
2
4
9
5
5
4
2
8
4
2
10
43
Календарнотематическое планированиеПримечания
(контрольные
работы,
проектные
работы,
практические
работы, ИКТ,
экскурсии)
Дата
№
п/п
Тема урока
Раздел 1. О языке
1
03.09.18 Слово – основная единица языка
Раздел 2. Речь
04.09
Что мы знаем о речи, её стилях и типах.
05.09
Что мы знаем о речи, её стилях и типах.
Раздел 3. Орфография
06.09
Орфография и пунктуация.
06.09
Орфография и пунктуация.
07.09
Употребление прописных букв
10.09
Буквы Ъ и Ь
11.09
Орфограммы корня.
12.09 Орфограммы корня.
Орфограммы корня.
13.09
13.09
Правописание окончаний слов.
14.09
Правописание окончаний слов.
17.09
Правописание окончаний слов.
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
1314
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
18.09
19.09
20.09
Слитное и раздельное написание не с
существительными, глаголами и прилагательными.
Слитное и раздельное написание не с
существительными, глаголами и прилагательными
Слитное и раздельное написание не с
существительными, глаголами и прилагательными
20.09
Что мы знаем о тексте.
21.09
Подготовка к сочинению.
24.09
25.09
26.09
Сочинение.
Входная контрольная работа №1
Анализ и коррекция.
Контрольная
работа
Раздел 4. Словообразование, правописание и употребление в речи имён
существительных, прилагательных и глаголов
27.09
Части речи и члены предложения.
27.09
Части речи и члены предложения.
28.09
Части речи и члены предложения.
Раздел 5. Имя существительное
25
01.10 Морфологические признаки имени
существительного.
26
27
28
Существительные общего рода.
02.10
03.10
Род иноязычных имён существительных.
Словообразование имён существительных.
03.1029
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
04.10
08.10
09.10
10.10
11.10
11.10
.15.10
16.10
17.10
18.10
18.10
19.10
22.10
23.10
24.10
25.10
25.10
26.10
Контрольная
работа
Словообразование имён существительных.
Словообразование имён существительных.
Подготовка к контрольной работе.
Контрольная работа №2 по теме: «Имя
существительное»
Анализ и коррекция.
Правописание сложных имён существительных.
Правописание сложных имён существительных
Употребление имён существительных в речи.
Употребление имён существительных в речи.
Употребление имён существительных в речи.
Произношение имён существительных.
Речь. Стили речи. Разграничение деловой и научной
речи.
Характеристика научного стиля.
Определение научного понятия.
Рассуждениеобъяснение.
Изложение с творческим заданием.
изложение
Изложение с творческим заданием.
Характеристика делового стиля.
Раздел 6. Имя прилагательное
47
05.11
Морфологические
прилагательного.
признаки
имени48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
06.11
07.11
08.11
08.11
09.11
12.11
13.11
14.11
15.11
15.11
16.11
19.11
20.11
21.11
22.11
22.11
23.11
26.11
27.11
28.11
29.11
29.11
Морфологические признаки имени
прилагательного.
Морфологические признаки имени
прилагательного.
Словообразование имён прилагательных.
Словообразование имён прилагательных
Словообразование имён прилагательных
Правописание сложных имён прилагательных.
Правописание сложных имён прилагательных.
Правописание сложных имён прилагательных.
Буквы Н и НН в отыменных именах
прилагательных.
Буквы Н и НН в отыменных именах
прилагательных.
Буквы Н и НН в отыменных именах
прилагательных.
Употребление имён прилагательных в речи.
Употребление имён прилагательных в речи.
Употребление имён прилагательных в речи.
Произношение имён прилагательных.
Контрольный диктант.
Анализ и коррекция.
диктант
Текст. Способы связи предложений в тексте.
Текст. Способы связи предложений в тексте.
Средства связи предложений в тексте.
Употребление параллельной связи с повтором.
Подробное изложение текста «Тоска по Москве»Подробное изложение текста «Тоска по Москве»
изложение
Анализ и коррекция
Как исправить текст с неудачным повтором.
Раздел 7. Глагол
Морфологические признаки глагола.
Правописание безударных личных окончаний
глаголов.
Правописание безударных личных окончаний
глаголов.
Словообразование глаголов.
Словообразование глаголов.
30.11
03.12
04.12
05.12
06.12
06.12
07.12
10.12
11.12
Правописание приставок при и пре.
12.12
Правописание приставок при и пре.
12.12
Правописание приставок при и пре.
13.12
Буквы Ы и И после приставок.
14.12
Буквы Ы и И после приставок
17.12
Употребление глаголов в речи.
18.12
Повторим орфографию (с. 146150).
19.12
Повторим орфографию (с. 146150).
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
8586
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
19.12
Контрольная работа №3 по теме: «Орфография и
словообразование».
Контрольная
работа
20.12
Анализ и коррекция.
21.12
Повторим орфографию
24.12
25.12
26.12
27.12
27.12
28.12
Произношение глаголов.
Раздел 8. Причастие
Что такое причастие.
Что такое причастие
Что такое причастие
Что такое причастие.
Причастный оборот.
11.01.20
Причастный оборот.
19
11.01
14.01
15.01
16.01
Причастный оборот.
Образование причастий. Действительные и
страдательные причастия.
Образование причастий. Действительные и
страдательные причастия.
Образование причастий. Действительные и
страдательные причастия.
100
17.01
Образование причастий. Действительные и
страдательные причастия.
101
102
103
104
17.01
18.01
21.01
Полные и краткие причастия.
Полные и краткие причастия.
Полные и краткие причастия.
22.01 Морфологический разбор причастий.105
23.01
Буквы Н и НН в причастиях.
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
24.01
24.01
25.01
28.01
29.01
30.01
31.01
31.01
01.02
04.02
05.02
06.02
118
07.02
07.02
Буквы Н и НН в причастиях.
Буквы Н и НН в причастиях.
Правописание гласной перед Н и НН в
страдательных причастиях прошедшего времени.
Правописание гласной перед Н и НН в
страдательных причастиях прошедшего времени.
Слитное и раздельное написание НЕ с
причастиями.
Слитное и раздельное написание НЕ с
причастиями.
Слитное и раздельное написание НЕ с
причастиями.
Повторение и обобщение изученного в разделе
«Причастие»
Повторение и обобщение изученного в разделе
«Причастие»
Контрольная работа №4 по теме: «Орфография и
морфология».
Анализ и коррекция.
Типы речи. Повествование.
Повествование художественного стиля и
разговорного стилей.
Типы речи. Повествование.
Повествование разговорного стиля.
Изложение
Контрольная
работа
изложение
119
120
08.02
Изложение.
121
11.02
122
12.02
123
13.02
124
14.02
Анализ и коррекция.
Повествование в рассказе.
Повествование в рассказе.
Анализ и коррекция.125
14.02
126
15.02
127
18.02
128
19.02
129
20.02
130
21.02
131
21.02
132
22.02
133
25.02
134
26.02
135
27.02
136
28.02
137
28.02
136
01.03
Подготовка к сочинению.
Сочинение по картине.
сочинение
Сочинение по картине.
Анализ и коррекция
Повествование делового стиля.
Повествование научного стиля.
Раздел 9. Деепричастие
Что такое деепричастие.
Что такое деепричастие.
Что такое деепричастие.
Деепричастный оборот.
Деепричастный оборот
Деепричастный оборот
Правописание НЕ с деепричастиями.
Правописание НЕ с деепричастиями.
137
04.03
Образование деепричастий. Деепричастия
несовершенного и совершенного вида.138
05.03
Образование деепричастий. Деепричастия
несовершенного и совершенного вида.
06.03
Употребление причастий и деепричастий в речи.
07.03
Повторим орфографию.
07.03
Повторим орфографию.
11.03
Подготовка к контрольной работе.
139
140
141
142
143
12.03
144
13.03
145
14.03
146
14.03
Контрольная работа №5 по теме: «Деепричастие»
Контрольная
работа
Анализ и коррекция
Употребление причастий и деепричастий в речи.
Употребление причастий и деепричастий в речи
147
15.03
Произношение глаголов, причастий и
деепричастий.
148
18.03
Произношение глаголов, причастий и
деепричастий.
149
19.03
Произношение глаголов, причастий и
деепричастий.
150
20.03
151
21.03
152
21.03
153
22.03
Повторим орфографию.
Повторим орфографию.
Описание места. Художественное описание места
Описание места. Художественное описание места.154
01.04
155
02.04
156
03.04
157
158
159
160
161
162
163
04.04
04.04
05.04
08.04
09.04
10.04
11.04
164
11.04
165
12.04
166
15.04
167
16.04
168
17.04
Подготовка к сочинению.
Сочинение с включением описания местности.
сочинение
Резервный урок.
Раздел 10. Имя числительное.
Что обозначает имя числительное.
Простые, сложные и составные числительные. Их
правописание.
Простые, сложные и составные числительные. Их
правописание.
Количественные числительные. Их разряды,
склонение, правописание.
Количественные числительные. Их разряды,
склонение, правописание.
Количественные числительные. Их разряды,
склонение, правописание.
Изменение порядковых числительных.
Изменение порядковых числительных
Морфологический разбор числительного.
Употребление числительных в речи.
Произношение числительных.
Подготовка к контрольной работе
169
18.04
Контрольная работа №6 по теме «Имя
числительное» .
Контрольная
работа170
18.04
171
19.04
172
22.04
173
23.04
174
24.04
175
25.04
176
25.04
177
26.04
178
29.04
179
30.04
180
03.05
181
03.05
182
06.05
183
07.05
184
08.05
Анализ и коррекция.
Описание состояния окружающей среды.
Раздел 11. Местоимение.
Какие слова называются местоимениями.
Разряды местоимений по значению.
Личные местоимения.
Возвратное местоимение.
Притяжательные местоимения.
Указательные местоимения.
Определительные местоимения.
Определительные местоимения.
Вопросительноотносительные местоимения.
Вопросительноотносительные местоимения
Отрицательные местоимения.
Отрицательные местоимения
Неопределённые местоимения.185
10.05
Неопределённые местоимения.
186
10.05
Употребление местоимений в речи. Произношение
местоимений.
187
13.05
Морфологический разбор местоимений.
Обобщение по теме.
188
14.05
Морфологический разбор местоимений.
Обобщение по теме.
189
15.05
Промежуточная аттестация в форме комплексной
контрольной работы.
190
16.05
Анализ и коррекция
191
16.05
Соединение в тексте разных типовых фрагментов.
Изложение текста «Речкино имя».
изложение
192
17.05
193
20.05
Изложение текста «Речкино имя».
Анализ и коррекция.
194
21.05
Подготовка к сочинению по картине И.И. Левитана
«Лесной берег».
195
22.05
Сочинение по картине И.И. Левитана «Лесной
берег».
196
23.05
197
23.05
198
24.05
199
27.05
200
28.05
Анализ и коррекция
Имя существительное. Повторение.
Имя прилагательное. Повторение.
Глагол. Повторение.
Причастие. Повторение.Деепричастие. Повторение.
Резервные уроки.
201
29.05
202
204
29.05
Контроль усвоения знаний
№
Тема работы
Дата
проведе
ния
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Входная контрольная работа №1.
Контрольная работа №2 по теме: «Имя существительное»
Контрольная работа №3 по теме: «Орфография и
словообразование».
Контрольная работа №4 по теме: «Орфография и морфология».
Контрольная работа №5 по теме: «Деепричастие»
Контрольная работа №6 по теме «Имя числительное» .
7. Изложение текста «Речкино имя».
8. Сочинение по картине И.И. Левитана «Лесной берег».
9. Контрольный диктант.10. Промежуточная аттестация в форме комплексной контрольной
15.05
работы.