Поурочное планирование по физике 7 класс

  • Документация
  • docx
  • 01.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 7 класс урок 1.docx

                                               План урока

1.Класс: 7

2.Тип урока: урок освоения новых знаний

3.Тема урока: Физика — наука о природе. Явления природы. Физические явления

 4.Планируемые результаты:

Личностные: подвести учащихся к пониманию точки зрения собеседника и признанию права на иное мнение; формирование положительных мотивов обучения; экологическое воспитание.

Предметные: познакомить учащихся с новым предметом школьного курса

ввести физические термины: физическое тело, вещество, материя, физические явления, физическая величина, физический прибор

Метапредметные: развитие логического мышления при сравнении энергетического выхода реакций в результате решения задач; развитие монологической и диалогической речи; развитие у учащихся мыслительных операций: анализа, сравнения, обучения.

Ключевые слова: физика

Краткое описание: Урок по предмету  физика  для 7 класса по теме7777. Комбинированный урок. На уроке предусмотрено использование следующих типов электронных образовательных материалов: «Диагностическая работа», «Изображение или фото», «Самостоятельная работа».

                                Блочно-модульное описание урока

БЛОК1. Вхождение  в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.

1.Мотивирование на учебную деятельность

А сейчас внимание на доску. Открываем рабочие тетради, записываем число и тему урока: «Физика – наука о природе. Физические тела. Физические явления»

2. Актуализация опорных знаний

Что же такое физика? Чтобы ответить на этот вопрос нужно знать греческий язык. Термин "физика" ввел в науку древнегреческий ученый Аристотель,  назвав эту науку " фюзис", что в переводе с греческого означает - природа.

- Занимается ли физика изучением роста растений? (ожидаемый ответ: нет)

- Можете привести пример чего-нибудь, чем занимается физика? (ожидаемый ответ: измерение размеров каких-либо тел и т.д.)

- Чем отличается стакан от цветка? (ожидаемый ответ: стакан неживой, а цветок живой)

3. Целеполагание

Ознакомить учащихся с предметом «физика», сформировать представление о физике как науке. Ввести термины «Физические явления. Физические термины. Понятие, виды понятий. Абстрактные и конкретные понятия. Материя, вещество, физическое тело», уметь различать эти понятия в процессе изучения нового материала.

БЛОК 2. Освоение нового материала

1.Осуществление учебных действий по освоению нового материала площадь составной фигуры

Физика занимается изучением неживой природы. Наука о неживой природе.

- Что в неживой природе изучает физика? (ожидаемый ответ: Явления (изменения) в неживой природе)

- Где эти явления происходят? (ожидаемый ответ: в природе)

- А что такое природа? (ожидаемый ответ: Это то, что вокруг нас)

- Как можно назвать одним словом, все то, что нас окружает, кроме слова “природа” ? (ожидаемый ответ: Вселенная)

- А чем наполненна Вселенная? (ожидаемый ответ: материей)

Вселенная

 

Материя

 

                                                           Вещество                Поле

Вещество- Как мы назовем область пространства, которая заполнена веществом? (ожидаемый ответ: тело)

 

 

Например, мел – область пространства заполненная углекислым кальцием, веществом – это тело.

Область пространства занятая веществом называется телом.

Физические явления – это явления происходящие в неживой природе.

Необходимо различать два понятия, явление в неживой природе и физическое явление.

Например, наблюдаем такое явление как молния. Молния (видим вспышку; слышим гром; в молнии высокая температура; электроника может выйти из строя). У такого явления природы как молния, множество различных проявлений.

Чем же хороша физика? Физики сумели сложное явление, как молния разложить по полочкам. И эти полочки на которые раскладывается явление, называются физические явления.

Молния (явление природы)

видим вспышку  

(световое явление)

 

 

оптика

слышим гром  

(звуковое явление)

 

 

акустика

в молнии высокая температура  

(тепловое явление)

 

     термодинамика

электроника может выйти из строя

(электрические и магнитные явления) или (электромагнитное)

 

    электродинамика

Например, молния возникает тогда когда туча находит на холм, на котором растет высокое дерево и ударяет в него. Движение тучи – это механическое явление        механика.

Сложное явление природы, физики, научились раскладывать по полочкам, то есть представлять как совокупность множество параллельно происходящих физических явлений.

И каждый вид этих явлений изучает свой раздел физики.

Когда люди проникли в глубь вещества, и выяснили, что все состоит из молекул, а молекулы состоят из атомов, а у атомов сложная структура, то появились другие разделы физики. А именно, физика атома или атомная физика, ядерная физика, физика элементарных частиц.

Выводы:

Физика - это наука о явлениях неживой природы.

Изменения, происходящие с телами и веществами в окружающем мире, называют явлениями природы.

Любые превращения или проявления свойств вещества, которые происходят без изменения его состава, называют физическими явлениями.

Материя – это всё то, что имеется во Вселенной независимо от нашего сознания (небесные тела, растения, животные и др.)

Вещество - это один из видов материи, который определяет природу тела и характеризует его отличительные свойства..(стол – дерево, гвоздь - железо).

2.Проверка первичного закрепления

Задание №1

Демонстрационный эксперимент “Изучение физических явлений”.

1.       Материал: алюминиевая пластинка, слюда, лодочка из металла, сухое горючие, пинцет, горелка.

Берем плоский кусочек алюминия, сверху положим листик слюды (минерал, который очень плохо проводит тепло), сверху положим металлическую лодочку, она колеблется, но через некоторое время успокоится, возьмем кусочек сухого горючего, подожжём его с помощью горелки, и положим во внутрь лодочки. Ждем несколько секунд. Лодочка разогревается, и сама начинает раскачиваться. Если бы мы не нагревали лодочку, то не наблюдали таких колебаний, нагревание приводит к данным колебаниям – мы, наблюдаем, явление природы, состоящее из нескольких физических явлений. Нагревание горючем, явление теплопередачи оно относиться к термодинамике. Колебание – это разновидность механического движения. Все, вместе это явление природы, причем неживое, то есть физическое явление. Лодочка разогревшись, разогревает слюду, поскольку слюда плохо проводит тепло, верхняя часть слюды нагревается, а нижняя часть слюды остается холодной. А что происходит с телами при их нагревании? Они расширяются. В результате слюдяная пластинка изгибается, и образуется бугорок, и с этого бугорка лодочка просто скатывается.

2.       Материал: стеклянная трубка, сетка, горелка. Нагреваем сеточку внутри стеклянной трубки до красна, убираем горелку, слышим звук. Наблюдаем физическое тепловое, световое, звуковое явление. Это явление называется термоакустический эффект.

БЛОК 3.  Применение изученного  материала

1.Применение знаний,  в том числе в новых ситуациях

Задание №2

Задание 1. Проверяем, как усвоили учащиеся основные физические термины: тело, вещество ( 1- ряд называют - "тело", 2- ряд определяют "вещество" ).

2.Выполнение межпредметных заданий из реальной жизни.

5.Систематизация знаний и умений

·         Что означает слово природа?

·         Какие явления называются природными, физическими?

·         Какова цель физики?

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков.

1.Диагностика или самодиагностика.

Самостоятельная работа.

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание.

1. Рефлексия  (достигнуто или не достигнуто по образовательным результатам)

Обсуждаем итоги урока, выставляем оценки в журнал.

1.Что на уроке больше всего понравилось (запомнилось)?

2.Что было трудным?

3.Что так и осталось непонятным?

2. Домашнее задание.

Выучить основные понятия