Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Информатика» для 8 классов основной школы составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:
Главная цель изучения курса «Информатика» на ступени основного общего образования (8 класс) – Изучение информатики направлено на достижение следующих целей:
ü формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения новых знаний,
ü умений и способов деятельности в области информатики;
ü совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, навыков информационного моделирования, исследовательской деятельности и т.д.; развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников;
ü воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к созидательной деятельности и к продолжению образования с применением средств ИКТ.
Учебник:
1. Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. «Информатика» 8 класс – Москва, БИНОМ: Лаборатория знаний, 2015 г.
Учебное и учебно-методическое обеспечение курса Информатика и ИКТ для 8 класса:
Место предмета в курсе Информатика и ИКТ.
Информатика рассматривается авторами как наука об автоматической обработке данных с помощью компьютерных вычислительных систем. Такой подход сближает курс информатики с дисциплиной, называемой за рубежом computer science.
Программа ориентирована, прежде всего, на получение фундаментальных знаний, умений и навыков в области информатики, которые не зависят от операционной системы и другого программного обеспечения, применяемого на уроках.
Курс является одним из вариантов развития курса информатики, который изучается в основной школе (7–9 классы). Поэтому, согласно принципу спирали, материал некоторых разделов программы является развитием и продолжением соответствующих разделов курса основной школы.
Учебники, составляющие ядро УМК, содержат все необходимые фундаментальные сведения, относящиеся к школьному курсу информатики, и в этом смысле являются цельными и достаточными для углубленной подготовки по информатике в старшей школе, независимо от уровня подготовки учащихся, закончивших основную школу. Учитель может перераспределять часы, отведённые на изучение отдельных разделов учебного курса, в зависимости от фактического уровня подготовки учащихся.
Одна из важных задач учебников и программы – обеспечить возможность подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по информатике, по возможности в ходе обучения рассмотреть максимальное количество типов задач, включаемых в контрольно-измерительные материалы ЕГЭ.
· овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий, организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
· воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
· выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
Изучение информатики в 8 классе вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:
· формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов в современном мире;
· совершенствованию общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения, имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ; развитию навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т.д.);
· воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.
Календарно-тематическое планирование по курсу «Информатика и ИКТ» полностью соответствует указанной программе.
На курс по программе положено 34 часов в учебном году, по учебному плану школы – 34 часов в году (1 час в неделю), по данному плану – 34 часов в году (1 час в неделю).
Тематическое планирование
№ |
Название темы |
Количество часов |
||
общее |
теория |
практика |
||
|
Математические основы информатики |
13 |
10 |
3 |
|
Основы алгоритмизации |
10 |
6 |
4 |
|
Начала программирования |
11 |
2 |
9 |
|
Итого: |
34 |
18 |
16 |
Основное содержание рабочей программы по курсу.
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.
Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.
В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.
Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.
Планируемые результаты обучения и освоения содержания курса
Информатика и ИКТ.
Обучающиеся должны знать/понимать:
· наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
· понимание роли информационных процессов в современном мире;
· владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
· ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
· развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
· способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
· готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
· способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
· способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Обучающиеся должны уметь:
· владение общепредметными понятиями «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
· владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
· владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
· владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
· владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
· владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи.
· ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Обучающиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
· формирование представления об основных изучаемых понятиях: алгоритм и его свойствах;
· развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п |
Наименование разделов, тем (тема урока) |
Плановые сроки прохождения |
Скорректированные сроки прохождения |
1 |
Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места |
01.09.21 – 03.09.21 |
|
2 |
Общие сведения о системах счисления |
06.09.21 – 10.09.21 |
|
3 |
Двоичная система счисления. Двоичная арифметика |
13.09.21 – 17.09.21 |
|
4 |
Восьмеричная и шестнадцатеричная система счисления |
20.09.21 – 24.09.21 |
|
5 |
Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q |
27.09.21 – 01.10.21 |
|
6 |
Представление целых чисел |
04.10.21 – 08.10.21 |
|
7 |
Представление вещественных чисел |
11.10.21 – 15.10.21 |
|
8 |
Высказывание. Логические операции |
18.09.21 – 22.10.21 |
|
9 |
Построение таблиц истинности для логических выражений |
08.11.21 – 12.11.21 |
|
10 |
Свойства логических операций |
15.11.21 – 19.11.21 |
|
11 |
Решение логических задач |
22.11.21 – 26.11.21 |
|
12 |
Логические элементы |
29.11.21 – 03.12.21 |
|
13 |
Проверочная работа «Математические основы информатики» |
06.12.21 – 10.12.21 |
|
14 |
Алгоритмы и исполнители |
13.12.21 – 17.12.21 |
|
15 |
Способы записи алгоритмов |
20.12.21 – 24.12.21 |
|
16 |
Объекты алгоритмов |
10.01.22 – 14.01.22 |
|
17 |
Алгоритмическая конструкция «следование» |
17.01.22 – 21.01.22 |
|
18 |
Алгоритмическая конструкция «ветвление». Полная форма ветвления |
24.01.22 – 28.01.22 |
|
19 |
Сокращенная форма ветвления |
31.01.22 – 04.02.22 |
|
20 |
Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием продолжения работы |
07.02.22 – 11.02.22 |
|
21 |
Цикл с заданным условием окончания работы |
14.02.22 – 18.02.22 |
|
22 |
Цикл с заданным числом повторений |
21.02.22 – 25.02.22 |
|
23 |
Проверочная работа «Основы алгоритмизации» |
28.02.22 – 04.03.22 |
|
24 |
Общие сведения о языке программирования Паскаль |
07.03.22 – 11.03.22 |
|
25 |
Организация ввода и вывода данных |
14.03.22 – 18.04.22 |
|
26 |
Программирование линейных алгоритмов |
21.03.22 – 25.03.22 |
|
27 |
Программирование разветвляющихся алгоритмов |
04.04.22 – 08.04.22 |
|
28 |
Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений |
11.04.22 – 15.04.22 |
|
29 |
Программирование циклов с заданным условием продолжения работы |
18.04.22 – 22.04.22 |
|
30 |
Программирование циклов с заданным условием продолжения работы |
25.04.22 – 29.04.22 |
|
31 |
Программирование циклов с заданным числом повторений |
02.05.22 – 06.05.22 |
|
32 |
Различные варианты программирования циклического алгоритма |
09.05.22 – 13.05.22 |
|
33 |
Проверочная работа «Начала программирования» |
16.05.22 – 20.05.22 |
|
34 |
Итоговое тестирование |
16.05.22 – 20.05.22 |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.