Урок 20. Библейские сказания
5 класс Дата _________
Цели: ознакомить учащихся с библейскими сказаниями, показать особый вклад древних евреев в мировую культуру - создание первой монотеистической религии; обеспечить усвоение понятий «миф», «предание», «единобожие»; продолжить формирование умений давать развернутый ответ и отзыв на него, работать с разными источниками информации.
Оборудование: карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме
«Финикийские мореплаватели»
1. Подготовка устного ответа по карточке № 16.
КАРТОЧКА № 16 Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Какие открытия были сделаны финикийцами?» Для этого вспомни: - Где находилась Финикия? - Какой рельеф на территории этого государства? - Какие крупные города находились на территории этого государства? - Какое главное занятие было у финикийцев? Что называется колонией? - Что умели изготовлять ремесленники? - В чем преимущество финикийского алфавита? Сделай вывод.__________________________________ |
Примерный ответ учащегося
На восточном побережье Средиземного моря находилось древнейшее государство Финикия. Рельеф этого государства представлял собой горы и возвышенности. Крупных рек, как в Египте и Междуречье, не было. Три крупных портовых города Тир, Библ и Сидон встречали торговые караваны с разных частей света. Поскольку Финикия - это государство, расположенное на побережье моря, его жители были прекрасными мореплавателями. Они обогнули Африку, побывали в Греции, Испании, Италии, на о. Крит, Кипр, Сицилия. На некоторых территориях они бывали часто, поэтому обосновывали там свои поселения или колонии, например Карфаген в северной части Африки. Ремесленники изготовляли цветное стекло, пурпурную краску, делали быстроходные суда. Финикийцы придумали алфавит, от которого затем появится греческий алфавит, а позднее и все алфавиты мира.
2. Индивидуальная работа с учащимися.
а) Рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 61 (с. 50).
б) Решите задачу.
- Каким образом народы Двуречья переняли от финикийцев их алфавит, не отказываясь от клинописи? (Новые народы Двуречья (арамеи) выбрали для каждой финикийской буквы одно свое слово, начинающееся с этой буквы. Группы клиньев, изображающих эти слова, стали играть роль букв в новой алфавитной записи.)
1. Устный ответ ученика по карточке № 16 и отзыв на него одноклассников (план отзыва см. урок № 10).
2. Проверку домашнего задания можно провести с помощью теста[1].
III. Переход к изучению новой темы
В степных и холмистых районах между Египтом, Вавилонией и Финикийским побережьем Средиземного моря издавна пасли свои стада еврейские племена. Их старейшины бережно хранили в памяти предания о своем прошлом, которые впоследствии вошли в Библию. Само слово «Библия» на древнегреческом языке значит «книга».
- Ознакомимся с библейскими сказаниями.
Информация для учителя
Поскольку тема является для учащихся достаточно сложной, то целесообразнее использовать на уроке только тот материал, который есть в учебнике (в том числе и мифы, выделенные специальным шрифтом). Объяснив, что такое мифы и предания, нужно подвести учащихся к пониманию необходимости использования их как исторических источников. Отдельно и более подробно можно остановиться на заповедях, которые есть в Библии (текст заповедей см. ниже).
IV. Изучение новой темы
План
1) Ветхий Завет.
2) Мифы и сказания древних евреев.
На доске: тема урока, новые слова: Ветхий Завет, миф, предание, заповеди, завет.
ч
1. Комментированное чтение (п. 1 § 16 на с. 75 Вигасина).
2. Объяснение новых понятий.
Ветхий Завет - первая часть Библии.
Миф - древнее народное сказание о героях, богах, о явлениях природы или недостоверный рассказ, выдумка.
Предание - переходящий из уст в уста рассказ о былом, легенда.
Заповеди - правила, по которым должны жить люди.
Завет - договор между Богом и людьми.
3. Работа с древними библейскими сказаниями.
Библейское сказание о сотворении мира (Бытие)
1.
1. В начале сотворил Бог небо и землю.
2. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.
3. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.
4. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.
5. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.
6. И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды.
7. И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.
8. И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день второй.
9. И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так.
10. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что [это] хорошо.
11. И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.
12. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что [это] хорошо.
13. И был вечер, и было утро: день третий.
14. И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов;
15. и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так.
16. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды;
17. и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю,
18. и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что [это] хорошо.
19. И был вечер, и было утро: день четвертый.
20. И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной.
21. И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что [это] хорошо.
22. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле.
23. И был вечер, и было утро: день пятый.
24. И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так.
25. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что [это] хорошо.
26. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
27. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
28. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.
29. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; -вам [сие] будет в пищу;
30. а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, [дал] Я всю зелень травную в пищу. И стало так.
31. И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.
2.
1. Так совершены небо и земля и все воинство их.
2. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал.
3. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал.
Беседа по вопросам.
- Кто создал мир? (Бог.)
- Что еще создал Бог? (Землю, небо, день, ночь.)
- Какие два светила придумал Бог? (Солнце, чтобы светить днем, Луну, чтобы светить ночью.)
- Какие живые существа создаются им? (Рыбы, пресмыкающиеся, птицы, различные звери, также и человек.)
- Сколько дней в неделю все это создавал Бог? (Шесть.)
- Какой день был выходным? (Седьмой день.)
Библейское сказание о первых людях (текст на с. 76 Вигасина)
Беседа по вопросам.
- Как звали первых людей, которых сотворил Бог? (Адам и Ева.)
- За что Бог изгнал Адама и Еву из рая? (За непослушание. Они попробовали запретный плод с древа познаний.)
Библейское сказание о Всемирном потопе (текст на с. 77 Вигасина)
Беседа по вопросам.
- Что делали люди для того, чтобы выжить? (Много трудились.)
- За что наказал Бог людей? (Люди стали совершать дурные поступки и преступления.)
- Как наказал Бог людей? (Он устроил потоп.)
- За какие качества пожалел Бог Ноя и помог построить ему ковчег? (Ной был богобоязненным и добрым человеком.)
Библейское сказание о Вавилонском столпотворении (Бытие)
11.
1. На всей земле был один язык и одно наречие.
2. Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там.
3. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести.
4. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли.
5. И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие.
6. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать;
7. сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого.
8. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город [и башню].
9. Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле.
Беседа по вопросам.
- Что стремились объяснить древние евреи этим сказанием? (Появление разных национальностей у людей.)
V. Закрепление изученного материала
- Что можно сказать о жизни древних евреев по сказаниям - чем они занимались, где жили, что ценили?
VI. Подведение итогов урока
Домашнее задание: прочитать § 16 Вигасина или § 16 Михайловского; подготовить развернутые ответы на вопросы: «Какие сказания вошли в древнюю часть Библии Ветхий Завет?», «Какие заповеди дал Бог Моисею?»
Скачано с www.znanio.ru
[1] См. приложение, тест 6.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.