Поурочное планирование по истории 5 класс на тему: Контрольно обобщающий урок

  • doc
  • 24.12.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок 16.doc

Урок 16. Контрольно-обобщающий урок

Цели: систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме «Древний Египет».

Информация для учителя

Данный урок можно провести в виде игры, либо подготовить тест для учащихся. Оба варианта урока помещены ниже. Для прове­дения урока в форме игры «Историческая эстафета» учителю нужно заранее (например, на перемене) объявить детям, что «эстафета» буде проходить по следующим этапам: составление рассказа, реше­ние творческой задачи, разгадывание кроссворда, работа с картой, знание терминов и дат. Каждый ряд - это команда, а кто из членов команды будет работать на этих этапах - должны решить сами дети. Как только они распределились (или их распределил учитель), сели в нужном порядке, можно начинать игру.

Ход урока

ВАРИАНТ 1

I.  Организационный момент

Сообщение детям условий игры: проверяется правильность вы­полнения заданий каждой группой, обращается внимание на дисци­плину во время урока и скорость выполнения всех этапов каждой командой (рядом) учеников.

II.  Проведение игры «Историческая эстафета»

1-      й          этап. «Знаешь ли ты где находится...»

-      Египет.

-      Нил.

-      Первая столица Древнего Египта.

-      Дельта.

-      Территории, куда совершали свои походы фараоны Египта. Все указанное нужно отметить на контурной карте.

2-       й          этап. «Расскажи о жизни...»

 

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы 1-го ряда

Расскажи о том, как жили в

Древнем Египте ремесленники и зем­ледельцы.

 

image5


 

3-       й          этап. Реши задачу.

В одном из папирусов есть такие задачи:

1.  В семи домах было по семь кошек, каждая кошка съела семь мышек, каждая мышка съела семь колосков, из каждого колоска могло получиться семь мер зерна. Надо сосчитать, сколько полу­чится, если все сложить вместе.

2.  Фигура - прямоугольный треугольник. Высота 10, основа­ние 4. Узнай его площадь.

- О развитии каких научных знаний свидетельствуют эти за­дачи? Можно ли по этим задачам судить об уровне развития образования в Египте?

4-       й          этап.

1. Разгадай чайнворд:

1. Материал для письма. 2. Вырезанная из камня фигура льва с головой человека. 3. Злой бог суховей. 4. Один из египетских фа­раонов. 5. Мастер, который вырезает из дерева, высекает из мрамора художественные изображения. 6. Подневольный человек. 7. Сплав меди и олова. 8. Ученый, который изучает звездное небо. 9. Столица Египта. 10. Египетская гробница. 11. Греческий историк, который описал историю Египта. 12. Стенобитный снаряд. 13. Сборы в поль­зу государства.

 

 

 

2

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

13

 

 

 

 

 

3

12

 

 

 

4

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

7

5

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

Ответы: 1. Папирус. 2. Сфинкс. 3. Сет. 4. Тутмос. 5. Скульптор. 6. Раб. 7. Бронза. 8. Астроном. 9. Мемфис. 10. Саркофаг. 11. Геродот. 12. Таран. 13. Налоги.

2. Реши кроссворд: рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 43 (с. 37).

Если вы правильно решите кроссворд, то в обведенных рамкой клетках по горизонтали прочтете имя французского ученого, разга­давшего в начале прошлого века тайну иероглифов.

5-       й        этап.

а) Рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 44 (с. 38).

б) Ответь на вопросы:

-      Какую пользу египтянам приносила кошка? (Египтяне ис­пользовали ручных кошек прежде всего при охоте на птиц в зарослях тростника. Кроме того, кошка уничтожает мы­шей и крыс - переносчиков многих болезней, например чумы. Египтяне жили очень скученно, без «помощи» кошек у них часто вспыхивали бы эпидемии. Можно сказать, что кошки «защищали» Древний Египет от эпидемий.)

-      Почему первые фараоны не строили пирамид, потом их стали строить, а еще позднее - вновь перестали? (Первые фараоны были заняты созданием государства, подавлением мятежей. После укрепления царской власти началось строительство пирамид, которые были храмами богов-фараонов и утвер­ждали их власть в борьбе со жрецами. После экономического краха в конце Древнего царства строить пирамиды стали реже и размеры их уменьшились. В период Нового царства из-за многочисленных ограблений возведение пирамид вообще прекратилось.)

6-      й        этап. «Знаешь ли ты термины и даты...»

Дай определение понятиям:

-      Религия - ...

-      Налоги - ...

-      Культура - ...

-      Государство - ...

-      Когда объединились Северное и Южное царства?

III. Подведение итогов урока

Та команда, которая в ходе игры дала больше правильных отве­тов, - победительница. Но оценки поставить лучше персонально ка­ждому ребенку, который показал хорошие знания на своем этапе.

ВАРИАНТ 2

Проведение теста[1] по вариантам.


Скачано с www.znanio.ru