Поурочное планирование по истории 5 класс на тему Появление неравенства и знати

  • doc
  • 24.12.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок 6.doc

Урок 6. Появление неравенства и знати

5 класс                                                                                  Дата __________________

Цели: подвести учащихся к пониманию причин появления не­равенства между людьми; обеспечить усвоение понятия «неравен­ство», «соседская община», «знать»; продолжить формирование умений пересказывать содержание текста учебника, сравнивать и описывать орудия труда, выделять на элементарном уровне при­чины исторических событий.

Ход урока

ВАРИАНТ 1

I.  Организационный момент

II.  Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Возникновение земледелия и скотоводства»

1. Подготовка устных ответов по карточкам № 5 и 6.

КАРТОЧКА № 5

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Как появилось земледе­лие и скотоводство?» Для этого вспомни:

-     На какое свойство растений обратили внимание женщины, зани­маясь собирательством?

-     Какие первые культуры начал выращивать человек?

-     Как первобытные люди обрабатывали землю?

-     Какие орудия труда они использовали при обработке земли?

-     Как поступали с детенышами убитых животных?

-     Каких животных первобытные люди стали разводить?

Сделай вывод, что дали человеку скотоводство и земледелие?      

Примерный ответ учащегося

Женщины заметили, что упавшие зерна дают всходы. Они начали сеять их. Первыми культурами, которые освоил человек, были дикие ячмень и пшеница. Землю обрабатывали мотыгой (деревянная палка с ост­рым сучком). Приходя с охоты, мужчины иногда приносили детенышей убитых животных. Они оставляли их в своем жилище. Так у человека появилась собака. Позднее - овцы, козы, свиньи, коровы. Появление ско­товодства и земледелия дали человеку постоянные продукты питания.

 

 

 

КАРТОЧКА № 6

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Какие новые занятия появились у древних людей?» Для этого вспомни:

-         Из чего люди делали посуду?

-         Из чего изготавливали ткань?

Сделай вывод, какое значение имело появление этих новых заня­тий для людей.

Примерный ответ учащегося

Люди научились плести из веток корзины, стали их обмазывать гли­ной. Но при дожде глина намокала. Тогда они начали емкости из глины сушить и обжигать. Для прочности в глиняное тесто добавляли опилки и толченую ракушку. Ткань изготавливали из волокон льна и конопли. Пряли шерсть. Появление этих занятий дало человеку одежду и посуду.

2.  Работа с классом.

а) Рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 15 (с. 15) или задание № 16 (с. 16).

б) Впиши недостающие слова:

-      Первые земледельцы вскапывали землю деревянной... (мо­тыгой).

-      Колосья срезали... (серпом).

-      Растирали зерна на... (зернотерках).

-      Рубили деревья... (деревянным топором).

-      Земледелие и скотоводство возникли в Западной... (Азии).

-      Из глины научились делать... (посуду).

-      Женщины научились... (ткать) и... (прясть).

3.  Развернутые ответы учащихся по карточкам № 5 и 6.

III. Переход к изучению новой темы

Итак, земледелие и скотоводство дали дополнительные про­дукты питания дЛя человека. Получение их в большей степени за- иисело теперь от него самого. Поэтому человек совершенствует свои умения в этих занятиях. Появляются среди людей отдельные мастера, которые лучше чем другие что-то делают. Их называют ремесленниками, а чем они занимаются, - ремеслом. Появление ремесленников (профессионалов своего дела) вызовет изменения в орудиях труда человека, а это приведет к появлению неравенства среди людей.

-      Что такое неравенство?

IV.  Изучение новой темы

План

1)  Обработка металлов.

2)  Изобретение плуга.

3)   Распад родовых общин.

4)   Появление неравенства и знати.          *

На доске: тема урока, новые слова: мотыга, плуг, неравенство,

классы, государство.

1. Рассказ учителя.

Очень давно люди заметили, что некоторые камни не раска­пываются от удара. Попадая в огонь, они размягчаются и застывая приобретают новую форму.

-      Догадались ли вы, что это за камни? (Самородки меди. Их можно было плавить и изготовлять орудия труда, которые были прочнее, чем деревянные.)

Так и поступил древний человек. Он научился из камня делать форму, заливать ее расплавленной медью и изготовлять металли­ческие орудия труда. Это произошло около девяти тысяч лет назад в Западной Азии. Так началось освоение металлов человеком.

2.  Работа с иллюстрацией учебника (с. 23 Вигасина).

-      Как происходила отливка медного топора?

-      Какое значение имело для человека освоение меди? (Орудия труда и оружие из меди были прочнее, чем деревянные. Значит, ими можно было качественнее обрабатывать землю).

3.  Самостоятельная работа.

-      Прочитать текст Вигасина на с. 23. п. 2. или п. 4 на с. 29-30 Михайловского.

-      Выяснить, как появился плуг.

-      Какое значение имело появление плуга? (Урожаи стали лучше, обрабатывать землю стало легче. Теперь одни люди могли работать в поле, а другие заниматься ремеслом. По­этому они могли обмениваться своей продукцией.)

4.  Решение творческой задачи.

Во время археологических раскопок археологами были найдены два захоронения. В одном из них на груди покойного сохранились бусы из драгоценных камней, на лбу его - остатки золотой короны. Рядом с телом лежали медные топоры и кинжал. У стены могилы стояли золотые и серебряные сосуды с изображениями барса, льва, коня, антилопы. В другом - только медный топор.

Какие выводы о жизни людей можно сделать на основе этих данных? (Появление богатых и бедных.)

5.  Работа с новыми понятиями. На доске и в тетради.

Неравенство - появление богатых и бедных людей.

6.  Рассказ учителя.

Почему же появилось неравенство?

Мы выяснили, что человек научился обрабатывать металл, при­думал плуг. Теперь каждая семья могла самостоятельно обрабаты­вать землю. Родовая община распадается на отдельные семьи. По отношению друг к другу родичи становятся соседями. На смену родовой общине приходит соседская община. Но как же разделить землю между родичами? Вероятно, этот вопрос решает старейшина, который лучшие участки земли оставляет за собой и близкими ему родственниками. Так появляются богатые и бедные, т. е. неравен­ство.

Теперь соплеменники делятся на более сильных, могуществен­ных и более слабых, зависимых. Иными словами, возникает иерар­хия. Племенное общество становится значительно более сложно организованным. Оно нуждается в особых инструментах управле­ния - военной силе, чиновничестве. Таким образом, зарождается государство.

Государство - это такая организация общества, в которой су­ществуют границы, власть, законы и сбор налогов.


Скачано с www.znanio.ru