Поурочное планирование по истории 5 класс на тему: Природа и люди древней Индии

  • doc
  • 24.12.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок 23.doc

Урок № __ «Природа и люди Древней Индии»

5 класс                                                                                                                 Дата___________

Цели: ознакомить учащихся с природой, занятиями, религи­озными верованиями жителей Древней Индии; продолжить фор­мирование умений работать с исторической картой, сравнивать природные условия разных стран, составлять рассказ.

Оборудование: современная политическая карта мира, карта «Древний Восток. Индия и Китай. 3 тыс. до н. э. - III в. н. э.».

Ход урока

I.Организационный момент

II.                                           Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Персидская держава "Царя царей"»

1. Подготовка устного ответа по карточке № 20.

КАРТОЧКА № 20

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Как правил Персидской

державой Дарий I?»

Для этого вспомни:

-        Какие государства, нами изученные, вошли в состав Персидской

державы при Дарии I и его предшественниках?

-        Для чего Дарий I разделил свою державу на 20 округов,

а во главе их поставил наместников?

-        Чем платили налоги покоренные народы Дарию I?

-        Для чего Дарий начал чеканить золотые монеты?

-        Почему Дарий заботился о своей армии?

-        Как выглядела «царская дорога»?

-        Как была налажена связь во времена правления Дария I?

Сделай вывод.___________________________________

Примерный ответ учащегося

Персидская держава поглотила почти все государства, историю которых мы изучали на наших уроках. Это - Междуречье, Лидия, Мидия, Палестина, Египет. Для того чтобы ему было легче управлять такой большой державой, он разделил ее на 20 округов, поставил во главе их своих наместников. Он заставил покоренные народы платить налоги золотом и серебром. Их не платили только персы. Для того чтобы облегчить торговлю на своей территории, он на­чал чеканить золотые монеты. Армию свою всегда проверял лично, держал в боевой готовности, так как боялся восстания покоренных народов. Для быстрого передвижения создает «царскую дорогу» из Суз в Сарды. Дороги содержали в порядке для облегчения связи между округами.

2. Индивидуальная работа с учащимися письменно на листочках (5-7 человек).

Решение задачи.

В результате завоевания образовалось огромное Персидское царство. Наибольшего могущества оно достигло при царе Дарии I. Многие народы Дарий держал в повиновении и выколачивал из них богатую дань. Во все концы государства он посылал шпионов, которых называли «глаза и уши царя».

- Какими средствами Дарий I держал в повиновении покорен­ные народы? Охарактеризуйте положение завоеванных стран. (Действительно, Дарий I содержал огромную армию шпио­нов, но кроме них в каждом округе (а их было 20) находилась часть его армии. Каждый год он лично устраивал смотр своих вооруженных сил, держал армию в боевой готовно­сти. Жители покоренных стран должны были платить ему налоги золотом или серебром.)

3.  Работа с классом (задания на выбор учителя).

а) Рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 79 (с. 66).

б) Решение задачи.

Вот как описывается строительство дворца Дария I в его надпи­си: «Я - Дарий. Царь великий, царь царей, царь стран, царь этой зем­ли. Этот дворец... я построил в Сузах. Все работы по рытью земли, по засыпке гравия, по ломке кирпича выполнял народ вавилонский. Кедр был доставлен с горы, называемой Ливанской. Золото, здесь употребленное, доставлялось из Сард и из Бактрии. Самоцветы, лазурит и сердолик доставлены из Согдианы. Темно-синий самоцвет доставлен из Хорезма. Серебро и бронза - из Египта... слоновая кость доставлена из Эфиопии и Индии. Рабочие, которые тесали камень, были панийцы и мидяне. Золотых дел мастера, которые работали над золотом, были мидяне и египтяне...»

-      Какие выводы можно сделать на основе этого документа? (Географические объекты, названные в документе, перечис­ление народов разных стран, позволяют судить о громадных масштабах державы Дария /. Перечисление драгоценных камней, металлов, других отделочных и строительных ма­териалов позволяет судить о масштабах строительства дворцов для Дария I.)

в) Работа с историческим документом.

В надписи персидского царя Дария I говорится: «По воле Аура- мазды, я - царь. Аурамазда дал мне царство. Следующие провинции достались мне по воле Аурамазды, я стал над ними царем: Пер­сия, Элам, Вавилония, Ассирия, Каппадония, Парфия, Дрангиана Ареста, Хорезм, Бакрия, Согдиана, Гайдара, Скифия, Саттагидия, Арахозия, Мака, всего 23 провинции».

-      Какие выводы можно сделать из этой надписи?

4.   Устный ответ ученика по карточке № 20 и отзыв на него одноклассников (план отзыва см. урок № 10).

III. Переход к новой теме

Мы познакомились с историей стран Западной Азии. Узнали, что здесь было много красивых городов, жители которых умели создавать прекрасные вещи, многие из которых сохранились и до нашего времени. Неоценимый вклад в развитие культуры народов мира внесли древние евреи, которые собрали мифы и предания сво­его народа и создали Библию... А как жили древние люди на юге Азии? Изучением истории народов Индии и Китая мы займемся на следующих уроках.

-      Ознакомимся с географическими условиями и занятиями жителей Древней Индии.

IV. Изучение новой темы

План

1)  Географическое положение и природные условия Индии.

2)  Занятия жителей Индии.

3)  Религиозные верования индийцев.

На доске: тема урока.

1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

Прочитать пп. 1, 2 § 20 на с. 93-94 Вигасина или п. 1, 2 § 19

на с. 110 Михайловского.

2.  Беседа по прочитанному и работа по карте (с. 94 Вигасина).

-      Где находится Индия? (Индия расположена на юге Азии.)

-      Какие моря омывают Индию с запада, востока и юга? (Ин­дийский океан.)

-      Какие горы защищают Индию с севера? (Гималаи, самые высокие горы в мире.)

-      Какие крупные реки текут по территории Индии? (Инд и Ганг.)

-      Где берут начало эти реки? (Они берут начало в Гималаях.)

-      Как ведут себя реки в июле и в августе каждого года? (От сильных дождей они выходят из берегов.)

-      В каких странах Африки и Западной Азии мы встречали это явление?(В Египте и Междуречье.)

-      Что такое джунгли? (Густые труднопроходимые места.)

-      Какими фруктами мог питаться человек, который оставался ночевать в джунглях? (Бананами, плодами манго, кокосовыми орехами.)

-      Чем опасны были джунгли? (Ядовитыми насекомыми, змея­ми, разными хищными зверями).

3.  Решение задач.

Задача 1. Археологи обнаружили в долине Инда развалины древнейших индийских городов. Они были застроены по специ­альному плану кирпичными домами с канализацией. Здесь же были найдены сосуды, гири, игрушки из глины. Но во II тыс. до н. э. жизнь в этих городах замерла по неизвестным причинам.

-      Какие выводы можно сделать на основе археологических раскопок? (Люди в Древней Индии строили города, в которых были кирпичные дома и даже канализация. Города строились по специальному плану, значит люди обладали математи­ческим знаниями. По перечисленным вещам можно судить о развитии разных видов ремесел. Наличие гирь позволяет судить о развитии торговли.)

Задача 2. В начале I тыс. до н. э. наиболее быстро стало разви­ваться хозяйство в долине Ганга. Преодолевая огромные трудно­сти, люди отвоевали у джунглей землю для посева: копали каналы, насыпали плотины, рыхлили землю.

-      Подумайте, какими успехами в развитии хозяйства это было вызвано? В каких странах были сходные природные условия? (Все вышеперечисленные работы можно было производить только железными орудиями труда, поэтому с освоением железа связаны, очевидно. Успехи в развитии хозяйства ин­дийцев, живущих в долине реки Ганг. Сходные природные условия были в Египте, Междуречье.)

4. Комментированное чтение п. 4 § 20 на с. 95-96 Вигасина.

Беседа по вопросам.

-      Какие религиозные верования существовали у древних ин­дийцев?

-      Что сходно в представлениях индийцев и египтян о посмерт­ном существовании, что различно? (Египтяне верили, что после смерти человек переселяется в царство мертвых, но не всех туда пускают. Это решает суд Осириса. Индийцы считали, что и после смерти человек не перестает жить, а меняет свой внешний облик, превращается в другое суще­ство.)

V. Закрепление изученного материала

1.  Впишите недостающие слова.

-      Индия расположена на юге материка...

-      Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире. Их название...

-      Берега Индии с запада, востока и юга омывает... океан.

-      Самые многоводные реки Индии - это...

-      В ... в. до н. э. почти все индийские царства объединились под властью царя...

-      Индийский мудрец... учил, что главное - личные достоинства человека, а не его происхождение.

2.  Рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 84 (с. 71).

3.  Объясните значение слов:

Брахман - ...

Шудра-...

Каста - ...

Бамбук - ...

Будда

Отшельник - ...

V. Подведение итогов урока

Домашнее задание: прочитать § 20 Вигасина или § 19 Михайлов­ского; подготовить развернутый ответ на вопрос: «Какие заня­тия и верования существовали у древних индийцев?»; рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 83; для любознательных: «Маль­чику, выросшему среди людей, никогда бы не пришло в голо­ву одному свежевать десятифутового тигра, но Маугли лучше всякого знал, как приложена шкура животного и как ее надо снимать. Однако работа была трудная, и Маугли старался целый час, отдирая и полосуя шкуру ножом, а волки смотрели, высунув языки, или подходили и тянули шкуру, когда он приказывал им. Вдруг чья-то рука легла на плечо Маугли...» Выясни, что про­изошло с Маугли, прочитав книгу Р.Д. Киплинга «Маугли».


Скачано с www.znanio.ru