Поурочное планирование по истории 5 класс на тему: Царство Давида и Соломона

  • doc
  • 24.12.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок 21.doc

Урок 21. Царство Давида и Соломона

5 класс                                                                                                         Дата __________

Цели: ознакомить учащихся с библейскими сказаниями о ге­роях, показать их положительные качества; продолжить формиро­вание умений составлять рассказ на основе текста учебника и ис­торических документов.

Оборудование: карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия».

Ход урока

ВАРИАНТ 1

I.  Организационный момент

II.  Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Библейские сказания»

1. Подготовка устного ответа по карточке № 17.

 

 

 

КАРТОЧКА № 17

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Какие мифы вошли

в древнюю часть Библии Ветхий Завет?»

Для этого вспомни:

-          Где жили еврейские племена в 2000 г. до н. э.?

-          В какую книгу вошли предания этого народа?

-          Что называется Ветхим Заветом?

-          Что обозначает понятие «единобожие»?

-          Что рассказывается в мифе о сотворении мира?

-           Как появились первые люди по библейским сказаниям?

-          За что Бог наказал людей, устроив потоп на земле?

Сделай вывод, почему мы сегодня изучаем мифы, которые вошли

в Библию.________________________________________

Примерный ответ учащегося

В 2000 г. до н. э. еврейские племена жили в степных районах между Египтом, Вавилонией и Финикией, предания этого народа вошли в Биб­лию. Первая часть этой книги называется Ветхий Завет. Когда-то евреи, как и египтяне, пришли к единобожию, то есть к вере в одного Бога - Яхве. Они верили, что он дал людям заповеди, правила, по которым людям надо жить. Евреи верили, что мир и первых людей создал этот Бог. Он же и наказал людей за непослушание, устроив потоп. Мифы мы изучаем потому, что они отражают представления людей о мире, о добре и зле, то есть являются своеобразным источником жизни.

2.  Индивидуальная работа с учащимися.

а) Рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 72 (с. 61).

б) Замените одним словом следующие выражения:

-      Знак на теле раба - ... (клеймо).

-      Древняя часть Библии - ... (Ветхий Завет).

-      Правила, данные богом Яхве, по которым должны были жить евреи - ... (заповеди).

-      Враги израильтян - ... (филистимляне).

-      Каменные доски, на которых были написаны заповеди - ... (скрижали).

3.             Работа с классом. Беседа по содержанию библейских запо­ведей.

-      Какие заповеди содержит Библия? (Веруйте в Бога, не делай­те себе кумира, не произноси напрасно имя Божие, почитай отца своего и мать, не убивай, не кради, не лги...)

-      Как вы думаете, можно ли нам сегодня жить по этим запо­ведям?

4.              Устный ответ ученика по карточке № 17 и отзыв на него одноклассников (план отзыва см. урок № 10).

III.   Переход к изучению новой темы

Итак, мы продолжаем знакомство с Библией. Сегодня мы по­знакомимся с библейскими преданиями о героях.

-      Какие качества ценили древние евреи в своих героях?

IV.   Изучение новой темы План

1) Библейские предания о героях.

2)  Правления царя Давида и Соломона.

На доске: тема урока, новое слово праща.

1. Комментированное чтение по абзацам п. 1 § 17 на с. 79 Ви­гасина.

2.  Работа по карте (с. 80 Вигасина).

-      В долине какой реки поселились евреи в XIII в. до н. э.? (В до­лине реки Иордан.)

-      Где берет свое начало река? Ливанских горах.)

-      Каким цветом обозначены на карте границы Израильского царства? (Зеленой полоской.)

3.  Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

-      Прочитать пп. 2, 3 § 17 на с. 80 Вигасина или пп. 3, 4 § 16 на с. 95-96 Михайловского.

4.  Объяснение значений новых слов.

Праща - древнее ручное боевое оружие для метания камней.

5.  Беседа по прочитанному.

-      Кто был первым правителем Израильского царства? (Саул.)

-      Кого поразил в смертельной схватке пастух Давид? (Фили- стимлянского воина Голиафа.)

-      Какой город в X в. до н. э. стал столицей Израильского цар­ства? (Город Иерусалим.)

6. Работа с историческим документом.

 Легенда о суде Соломона (с. 82 Вигасина или с. 97 Михайловского)

ВАРИАНТ 2. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Учитель предлагает написать сочинение «Чем религия древних евреев отличалась от религии Древнего Египта?». (Предполагает­ся, что ученики акцентируют внимание на монотеизме у евреев.) (Работа рассчитана на 25 минут, учебниками и записями ученикам разрешено пользоваться.)

V.   Закрепление изученного материала

-      Какие качества ценили древние евреи в своих героях? (Древ­ние евреи ценили силу, как у Самсона и Давида, мудрость и справедливость, заботу о людях, как у Соломона.)

- Как вы думаете, нужны ли эти качества людям сегодня? VI. Подведение итогов урока

Домашнее задание: прочитать § 17 Вигасина или § 16 Михайлов­ского; подготовить развернутый ответ на вопрос: «Какие ка­чества ценили древние евреи в своих героях?»; выяснить и выпи­сать в тетрадь, что обозначает выражение «труба иерихонская», используйте для этого лингвистический словарь.

Урок № __ «Ассирийская держава»

5 класс                                                                                                                       Дата____________

Цели: подвести учащихся к пониманию причин возникновения и гибели Ассирии; показать грабительский характер ассирийских завоеваний; продолжить формирование умений работать с истори­ческой картой, историческими документами.

Оборудование: современная политическая карта мира, карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия», картина «Возвращение ассирийского войска из похода».

Ход урока

I.  Организационный момент

II.  Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Царство Давида и Соломона»

1. Подготовка устного ответа по карточке № 18.

КАРТОЧКА № 18

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Какие качества ценили в своих героях древние евреи?» Для этого вспомни:

-               Где находится Палестина - страна, в которой поселились евреи в XIII в. до н. э.?

-    Какой подвиг совершил Самсон?

-    Благодаря чему смог победить Давид огромного воина Голиафа?

-    За что царя Соломона признали мудрым?

-    Как он разрешил спор двух женщин?

Сделай вывод._______________________________ *

Примерный ответ учащегося

На восточном побережье Средиземного моря, в долине реки Иор­дан, в XIII в. до н. э. после долгих странствий поселились древние евреи. За право жить на этих землях им пришлось долго бороться с филистимлянами. По преданию, с ними боролся и богатырь Самсон. Он приподнял столбы, на которых крепилась крыша дома, и обрушил огромный дом. Погиб сам, но и многих врагов погубил. Благодаря сме-

4 О. В. Арасланова, К. А. Соловьев, 5 кл.

лости и ловкости смог Давид расправиться с Голиафом. После смерти Давида правил государством царь Соломон, который прославился своей мудростью. Примером этому может служить его решение в споре двух женщин за право владеть живым ребенком. Таким образом, библейские сказания рассказывают о героях еврейского народа. Кого же считали они своими героями? Людей, которые заботились о других, были муд­рыми, сильными, ловкими в борьбе с общими врагами.

2.  Индивидуальная работа с учащимися.

а) Задача.

-      Чем религия древних евреев отличалась от религии египтян или вавилонян? Что между ними общего? (Религия древних евреев отличалась от религии египтян и вавилонян тем, что они преклонялись одному богу, а не многим богам. Однако у тех и других существовали религиозные обряды, жилища богов - храмы, служители богов - жрецы, изображения богов.)

б) Заполни пропуски:

-      Река в Палестине - ... (Иордан).

-      С филистимлянами сражался могучий... (Самсон).

-      Предмет, которым герой библейских сказаний сокрушил вра­жеское войско - ... (ослиная челюсть).

-      Юный израильский пастух, с которым сразился Голиаф - ... (Давид).

-      Столица царства при Давиде - ... (Иерусалим).

3.  Работа с классом.

а) Рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 71 (с. 60).

б) Вставьте пропущенные буквы:

-      В XIII в. до н. э. евреи пришли вП____________ у.

-      После Давида на престол вступил С_______ н.

-      Оружие Давида в битве с Голиафом - п_____ х или п_________ а.

-      Девушка, которую полюбил Самсон - Д_______ а.

4. Устный ответ ученика по карточке № 18 и отзыв на него одноклассников (план отзыва см. урок № 10).

III. Переход к новой теме

Итак, мы познакомились с мифами и преданиями еврейского народа, которые вошли в Библию. Узнали о взглядах древних евреев на мир, на появление человека, на то, кем они представляли своих героев, познакомились с библейскими заповедями, по которым мож­но жить и сегодня... На территории восточного Средиземноморья кроме древних евреев проживали и древние ассирийцы, жители Ассирии. Они смогли создать сильное и мощное государство.

-      Благодаря чему ассирийцы смогли создать сильную державу?

IV. Изучение новой темы

План

1)  Преимущества освоения железа.

2)   Ассирийское войско.

3)  Завоевания ассирийских царей.

4)   Причины гибели Ассирийской державы.

На доске: тема урока.

1.  Решение задачи.

В гробнице египетского фараона Тутанхамона, жившего при­мерно 3 тыс. лет назад, найдены вещи, которыми царь пользовался при жизни. Очень много предметов из золота и всего три вещи из железа: кинжал, браслет, священный жук.

-      Предположите, почему железных изделий было так мало. (Железо было редким металлом и ценилось на вес золота.)

2.  Рассказ учителя.

Обрабатывать железо люди начали около X в. до н. э. Еще рань- . ше они научились обрабатывать медь и бронзу. Но в отличие от этих металлов железо было прочнее.

3.  Беседа с учащимися.

-      Как это открытие могло повлиять на жизнь людей? (Это при­вело к изменению орудий труда человека. С помощью же­лезных орудий труда можно было рубить лес, распахивать твердые почвы, копать глубокие колодцы. Со временем каж­дая семья могла изготовить себе топор, лопату, наконечник для плуга. Из железа можно было изготовлять и оружие для армии.)

4.   Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

-      Прочитать п. 2 § 18 на с. 84 Вигасина или п. 1 § 17 на с. 97 Михайловского. Выяснить, как была вооружена ассирийская армия?

5.  Беседа по прочитанному.

-      Чем была вооружена армия Ассирии? (Железными мечами, боевыми топорами, круглыми щитами, обитыми метал­лическими бляхами, остроконечными шлемами, панцирями и тугими луками.)

-      Почему армия ассирийцев была маневренной, быстро пере­двигающейся? (Ассирийцы широко использовали конницу.)

-      Какие новые технические средства они использовали во вре­мя боя? (Они использовали таран, и при форсировании реки воины надували специальные кожаные мешки, на которых можно было перебраться вплавь.)

6.  Работа по карте, с. 84 Вигасина.

-      Где находится государство Ассирия? (Севернее Вавилонии, в верхнем течении реки Тигр.)

-      Каким знаком на карте обозначены направления военных походов древних ассирийцев? (Черной стрелочкой.)

-      На территорию каких государств совершали военные похо­ды древние правители Ассирии? (На территорию Вавилона, Урарту, Финикии, Палестины, Израиля, Египта.)

7.  Работа с историческим документом.

Из анналов Салманасара III (859 -824 гг. до н. э.)

Салманасар III - царь Ассирии, вел борьбу с государством Урарту.

К Арзашку, царскому городу Араму урартского, я приблизился. Араму урартский испугался горечи моего сильного оружия и сильной битвы и оставил свой город. В горы Аддури он поднялся; за ним под­нялся и я, сильную битву устроил я в горах, 3400 воинов поверг своим оружием, как Адад, туч над нами пролил я дождем, и кровью окрасил я горы, как шерсть, его лагерь я захватил, его колесницы, всадников, коней, мулов, телят, имущество и богатую добычу привел я с гор. Ара­му, свою жизнь спасая, убежал на недоступную гору. В моей могучей силе, как тур, раздавил я его страну, поселения превратил в развалины и сжег огнем.

Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира.

М, 1987. С. 75.

Вопросы к документу:

-      С какой целью ассирийские цари совершали свои военные походы в соседние страны? (С целью обогащения.)

-      Что забирали с собой ассирийские воины в качестве добычи? (Воинов, оружие, коней, домашний скот...)

-      Какой характер носили войны, которые вели цари Ассирии? (Захватнический, грабительский, несправедливый.)

-      Цари какой известнейшей страны также активно вели воен­ные походы? (Фараоны Египта.)

8. Работа по картине «Возвращение ассирийского войска из похода».

-      Кто изображен в центре картины?

-      Как вооружены воины?

-      Как обращались с пленными победители?

9.  Рассказ учителя.

Одним из последних царей Ассирии был Ашшурбанапал. Он был человеком образованным. Об этом свидетельствуют много­численные исторические документы, которые были найдены в его библиотеке. Однако сохранились документы, которые раскрывают его с другой стороны (зачитать).

Вариант урока 22. Ассирийская держава (урок-игра)                 101

Надпись Ашшурбанапала

Царь Египта, которому царь Ассирии, отец, мой родитель, нанес поражение и страной которого он овладел, забыл мощь Ашшура и ве­ликих богов, моих владык, доверился собственным силам, пошел на наместников, которых отец, мой родитель, поставил в Египте... Гонец ирибыл в Ниневию и сделал мне об этом сообщение. Из-за этих собы­тий разгневалось мое сердце и разожглось мое нутро. Я... двинул мои величавые боевые силы... и направил поход на Египет. Чтобы помочь царям, наместникам в Египте, рабам, смотрящим на мое лицо, я спешно передвигался... я нанес в битве на широкой равнине поражение его войску... Он оставил Мемфис и бежал в Фивы, чтобы спасти свою жизнь... Царей-правителей, наместников, которых поставил в Египте отец... я вернул и снова поставил их на место их должности. Египтом я снова завладел... С обильным награбленным добром и с тяжелой добычей я благополучно вернулся в Ниневию...

Михайловский Ф.А. История Древнего мира.

М., 2000. С. 49-50.

Вопросы к документу.

-      Каким мы видим Ашшурбанапала при подавлении восстания в Египте? (Жестоким завоевателем.)

V.  Закрепление изученного материала

-      Благодаря чему ассирийцы смогли создать сильную держа­ву? (Они научились обрабатывать железо, изготовлять из железа грозное оружие, создали сильную армию, широко начали применять конницу, жестоко подавляли восста­ния, на захваченных территориях им помогали править наместники, которые подчинялись только ассирийским царям.)

-      Почему такая мощная и сильная держава в 612 г. до н. э. рас­палось? (Силу ее подточили восстания народов покоренных территорий.)

VI.   Подведение итогов урока


Скачано с www.znanio.ru