Урок 21. Царство Давида и Соломона
5 класс Дата __________
Цели: ознакомить учащихся с библейскими сказаниями о героях, показать их положительные качества; продолжить формирование умений составлять рассказ на основе текста учебника и исторических документов.
Оборудование: карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия».
Ход урока
ВАРИАНТ 1
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Библейские сказания»
1. Подготовка устного ответа по карточке № 17.
КАРТОЧКА № 17 Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Какие мифы вошли в древнюю часть Библии Ветхий Завет?» Для этого вспомни: - Где жили еврейские племена в 2000 г. до н. э.? - В какую книгу вошли предания этого народа? - Что называется Ветхим Заветом? - Что обозначает понятие «единобожие»? - Что рассказывается в мифе о сотворении мира? - Как появились первые люди по библейским сказаниям? - За что Бог наказал людей, устроив потоп на земле? Сделай вывод, почему мы сегодня изучаем мифы, которые вошли в Библию.________________________________________ |
Примерный ответ учащегося
В 2000 г. до н. э. еврейские племена жили в степных районах между Египтом, Вавилонией и Финикией, предания этого народа вошли в Библию. Первая часть этой книги называется Ветхий Завет. Когда-то евреи, как и египтяне, пришли к единобожию, то есть к вере в одного Бога - Яхве. Они верили, что он дал людям заповеди, правила, по которым людям надо жить. Евреи верили, что мир и первых людей создал этот Бог. Он же и наказал людей за непослушание, устроив потоп. Мифы мы изучаем потому, что они отражают представления людей о мире, о добре и зле, то есть являются своеобразным источником жизни.
2. Индивидуальная работа с учащимися.
а) Рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 72 (с. 61).
б) Замените одним словом следующие выражения:
- Знак на теле раба - ... (клеймо).
- Древняя часть Библии - ... (Ветхий Завет).
- Правила, данные богом Яхве, по которым должны были жить евреи - ... (заповеди).
- Враги израильтян - ... (филистимляне).
- Каменные доски, на которых были написаны заповеди - ... (скрижали).
3. Работа с классом. Беседа по содержанию библейских заповедей.
- Какие заповеди содержит Библия? (Веруйте в Бога, не делайте себе кумира, не произноси напрасно имя Божие, почитай отца своего и мать, не убивай, не кради, не лги...)
- Как вы думаете, можно ли нам сегодня жить по этим заповедям?
4. Устный ответ ученика по карточке № 17 и отзыв на него одноклассников (план отзыва см. урок № 10).
III. Переход к изучению новой темы
Итак, мы продолжаем знакомство с Библией. Сегодня мы познакомимся с библейскими преданиями о героях.
- Какие качества ценили древние евреи в своих героях?
IV. Изучение новой темы План
1) Библейские предания о героях.
2) Правления царя Давида и Соломона.
На доске: тема урока, новое слово праща.
1. Комментированное чтение по абзацам п. 1 § 17 на с. 79 Вигасина.
2. Работа по карте (с. 80 Вигасина).
- В долине какой реки поселились евреи в XIII в. до н. э.? (В долине реки Иордан.)
- Где берет свое начало река? (В Ливанских горах.)
- Каким цветом обозначены на карте границы Израильского царства? (Зеленой полоской.)
3. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.
- Прочитать пп. 2, 3 § 17 на с. 80 Вигасина или пп. 3, 4 § 16 на с. 95-96 Михайловского.
4. Объяснение значений новых слов.
Праща - древнее ручное боевое оружие для метания камней.
5. Беседа по прочитанному.
- Кто был первым правителем Израильского царства? (Саул.)
- Кого поразил в смертельной схватке пастух Давид? (Фили- стимлянского воина Голиафа.)
- Какой город в X в. до н. э. стал столицей Израильского царства? (Город Иерусалим.)
6. Работа с историческим документом.
Легенда о суде Соломона (с. 82 Вигасина или с. 97 Михайловского)
ВАРИАНТ 2. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Учитель предлагает написать сочинение «Чем религия древних евреев отличалась от религии Древнего Египта?». (Предполагается, что ученики акцентируют внимание на монотеизме у евреев.) (Работа рассчитана на 25 минут, учебниками и записями ученикам разрешено пользоваться.)
V. Закрепление изученного материала
- Какие качества ценили древние евреи в своих героях? (Древние евреи ценили силу, как у Самсона и Давида, мудрость и справедливость, заботу о людях, как у Соломона.)
- Как вы думаете, нужны ли эти качества людям сегодня? VI. Подведение итогов урока
Домашнее задание: прочитать § 17 Вигасина или § 16 Михайловского; подготовить развернутый ответ на вопрос: «Какие качества ценили древние евреи в своих героях?»; выяснить и выписать в тетрадь, что обозначает выражение «труба иерихонская», используйте для этого лингвистический словарь.
Урок № __ «Ассирийская держава»
5 класс Дата____________
Цели: подвести учащихся к пониманию причин возникновения и гибели Ассирии; показать грабительский характер ассирийских завоеваний; продолжить формирование умений работать с исторической картой, историческими документами.
Оборудование: современная политическая карта мира, карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия», картина «Возвращение ассирийского войска из похода».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Царство Давида и Соломона»
1. Подготовка устного ответа по карточке № 18.
КАРТОЧКА № 18 Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Какие качества ценили в своих героях древние евреи?» Для этого вспомни: - Где находится Палестина - страна, в которой поселились евреи в XIII в. до н. э.? - Какой подвиг совершил Самсон? - Благодаря чему смог победить Давид огромного воина Голиафа? - За что царя Соломона признали мудрым? - Как он разрешил спор двух женщин? Сделай вывод._______________________________ * |
Примерный ответ учащегося
На восточном побережье Средиземного моря, в долине реки Иордан, в XIII в. до н. э. после долгих странствий поселились древние евреи. За право жить на этих землях им пришлось долго бороться с филистимлянами. По преданию, с ними боролся и богатырь Самсон. Он приподнял столбы, на которых крепилась крыша дома, и обрушил огромный дом. Погиб сам, но и многих врагов погубил. Благодаря сме-
4 О. В. Арасланова, К. А. Соловьев, 5 кл.
лости и ловкости смог Давид расправиться с Голиафом. После смерти Давида правил государством царь Соломон, который прославился своей мудростью. Примером этому может служить его решение в споре двух женщин за право владеть живым ребенком. Таким образом, библейские сказания рассказывают о героях еврейского народа. Кого же считали они своими героями? Людей, которые заботились о других, были мудрыми, сильными, ловкими в борьбе с общими врагами.
2. Индивидуальная работа с учащимися.
а) Задача.
- Чем религия древних евреев отличалась от религии египтян или вавилонян? Что между ними общего? (Религия древних евреев отличалась от религии египтян и вавилонян тем, что они преклонялись одному богу, а не многим богам. Однако у тех и других существовали религиозные обряды, жилища богов - храмы, служители богов - жрецы, изображения богов.)
б) Заполни пропуски:
- Река в Палестине - ... (Иордан).
- С филистимлянами сражался могучий... (Самсон).
- Предмет, которым герой библейских сказаний сокрушил вражеское войско - ... (ослиная челюсть).
- Юный израильский пастух, с которым сразился Голиаф - ... (Давид).
- Столица царства при Давиде - ... (Иерусалим).
3. Работа с классом.
а) Рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 71 (с. 60).
б) Вставьте пропущенные буквы:
- В XIII в. до н. э. евреи пришли вП____________ у.
- После Давида на престол вступил С_______ н.
- Оружие Давида в битве с Голиафом - п_____ х или п_________ а.
- Девушка, которую полюбил Самсон - Д_______ а.
4. Устный ответ ученика по карточке № 18 и отзыв на него одноклассников (план отзыва см. урок № 10).
III. Переход к новой теме
Итак, мы познакомились с мифами и преданиями еврейского народа, которые вошли в Библию. Узнали о взглядах древних евреев на мир, на появление человека, на то, кем они представляли своих героев, познакомились с библейскими заповедями, по которым можно жить и сегодня... На территории восточного Средиземноморья кроме древних евреев проживали и древние ассирийцы, жители Ассирии. Они смогли создать сильное и мощное государство.
- Благодаря чему ассирийцы смогли создать сильную державу?
IV. Изучение новой темы
План
1) Преимущества освоения железа.
2) Ассирийское войско.
3) Завоевания ассирийских царей.
4) Причины гибели Ассирийской державы.
На доске: тема урока.
1. Решение задачи.
В гробнице египетского фараона Тутанхамона, жившего примерно 3 тыс. лет назад, найдены вещи, которыми царь пользовался при жизни. Очень много предметов из золота и всего три вещи из железа: кинжал, браслет, священный жук.
- Предположите, почему железных изделий было так мало. (Железо было редким металлом и ценилось на вес золота.)
2. Рассказ учителя.
Обрабатывать железо люди начали около X в. до н. э. Еще рань- . ше они научились обрабатывать медь и бронзу. Но в отличие от этих металлов железо было прочнее.
3. Беседа с учащимися.
- Как это открытие могло повлиять на жизнь людей? (Это привело к изменению орудий труда человека. С помощью железных орудий труда можно было рубить лес, распахивать твердые почвы, копать глубокие колодцы. Со временем каждая семья могла изготовить себе топор, лопату, наконечник для плуга. Из железа можно было изготовлять и оружие для армии.)
4. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.
- Прочитать п. 2 § 18 на с. 84 Вигасина или п. 1 § 17 на с. 97 Михайловского. Выяснить, как была вооружена ассирийская армия?
5. Беседа по прочитанному.
- Чем была вооружена армия Ассирии? (Железными мечами, боевыми топорами, круглыми щитами, обитыми металлическими бляхами, остроконечными шлемами, панцирями и тугими луками.)
- Почему армия ассирийцев была маневренной, быстро передвигающейся? (Ассирийцы широко использовали конницу.)
- Какие новые технические средства они использовали во время боя? (Они использовали таран, и при форсировании реки воины надували специальные кожаные мешки, на которых можно было перебраться вплавь.)
6. Работа по карте, с. 84 Вигасина.
- Где находится государство Ассирия? (Севернее Вавилонии, в верхнем течении реки Тигр.)
- Каким знаком на карте обозначены направления военных походов древних ассирийцев? (Черной стрелочкой.)
- На территорию каких государств совершали военные походы древние правители Ассирии? (На территорию Вавилона, Урарту, Финикии, Палестины, Израиля, Египта.)
7. Работа с историческим документом.
Из анналов Салманасара III (859 -824 гг. до н. э.)
Салманасар III - царь Ассирии, вел борьбу с государством Урарту.
К Арзашку, царскому городу Араму урартского, я приблизился. Араму урартский испугался горечи моего сильного оружия и сильной битвы и оставил свой город. В горы Аддури он поднялся; за ним поднялся и я, сильную битву устроил я в горах, 3400 воинов поверг своим оружием, как Адад, туч над нами пролил я дождем, и кровью окрасил я горы, как шерсть, его лагерь я захватил, его колесницы, всадников, коней, мулов, телят, имущество и богатую добычу привел я с гор. Араму, свою жизнь спасая, убежал на недоступную гору. В моей могучей силе, как тур, раздавил я его страну, поселения превратил в развалины и сжег огнем.
Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира.
М, 1987. С. 75.
Вопросы к документу:
- С какой целью ассирийские цари совершали свои военные походы в соседние страны? (С целью обогащения.)
- Что забирали с собой ассирийские воины в качестве добычи? (Воинов, оружие, коней, домашний скот...)
- Какой характер носили войны, которые вели цари Ассирии? (Захватнический, грабительский, несправедливый.)
- Цари какой известнейшей страны также активно вели военные походы? (Фараоны Египта.)
8. Работа по картине «Возвращение ассирийского войска из похода».
- Кто изображен в центре картины?
- Как вооружены воины?
- Как обращались с пленными победители?
9. Рассказ учителя.
Одним из последних царей Ассирии был Ашшурбанапал. Он был человеком образованным. Об этом свидетельствуют многочисленные исторические документы, которые были найдены в его библиотеке. Однако сохранились документы, которые раскрывают его с другой стороны (зачитать).
Вариант урока 22. Ассирийская держава (урок-игра) 101
Надпись Ашшурбанапала
Царь Египта, которому царь Ассирии, отец, мой родитель, нанес поражение и страной которого он овладел, забыл мощь Ашшура и великих богов, моих владык, доверился собственным силам, пошел на наместников, которых отец, мой родитель, поставил в Египте... Гонец ирибыл в Ниневию и сделал мне об этом сообщение. Из-за этих событий разгневалось мое сердце и разожглось мое нутро. Я... двинул мои величавые боевые силы... и направил поход на Египет. Чтобы помочь царям, наместникам в Египте, рабам, смотрящим на мое лицо, я спешно передвигался... я нанес в битве на широкой равнине поражение его войску... Он оставил Мемфис и бежал в Фивы, чтобы спасти свою жизнь... Царей-правителей, наместников, которых поставил в Египте отец... я вернул и снова поставил их на место их должности. Египтом я снова завладел... С обильным награбленным добром и с тяжелой добычей я благополучно вернулся в Ниневию...
Михайловский Ф.А. История Древнего мира.
М., 2000. С. 49-50.
Вопросы к документу.
- Каким мы видим Ашшурбанапала при подавлении восстания в Египте? (Жестоким завоевателем.)
V. Закрепление изученного материала
- Благодаря чему ассирийцы смогли создать сильную державу? (Они научились обрабатывать железо, изготовлять из железа грозное оружие, создали сильную армию, широко начали применять конницу, жестоко подавляли восстания, на захваченных территориях им помогали править наместники, которые подчинялись только ассирийским царям.)
- Почему такая мощная и сильная держава в 612 г. до н. э. распалось? (Силу ее подточили восстания народов покоренных территорий.)
VI. Подведение итогов урока
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.