Поурочное планирование по истории 5 класс на тему: Зарождение демократии в Афинах

  • doc
  • 24.12.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок 35.doc

Урок 35. Зарождение демократии в Афинах            

5 класс                                                                                                 Дата________________

Цели: подвести учащихся к пониманию причин и значению проведения реформ Солона; обеспечить усвоение понятий «демо­кратия», «реформы»; продолжить формирование умений на основе документальных источников и текста документа давать характери­стику событиям и их участникам.

Ход урока

I.  Организационный момент

II.  Актуализация опорных знаний учащихся по теме

«Земледельцы Аттики теряют землю и свободу»

1. Подготовка устного ответа по карточке № 28.

КАРТОЧКА № 28

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Как жили древние греки

в своих полисах?»

Для этого вспомни:

-              Что такое полис?

-               Какие черты отличают его?

-               Какие полисы тебе известны?

-               Какие занятия существовали у жителей полиса?

-               Кто управлял им?

-               Чем был недоволен демос?

Сделай вывод._____________________________________

Примерный ответ учащегося

Древнегреческий полис - это город-государство. Кроме города, это государство включало окрестные деревни, усадьбы богачей. Жители всех греческих полисов говорили на одном языке, у них была общая культура и религия. Самыми крупными полисами были Афины, Спар­та, Милет. Жители полисов выращивали оливковые деревья, из пло­дов которого делали масло, виноград, занимались ремеслом. Полисом управлял совет знати - ареопаг. Простой народ - демос к управлению не допускался, постоянно испытывал нужду. Поэтому демос стремился добиться права самим управлять государством и отменить долговое рабство.

2.  Работа с классом. Тест[1].

3.       Устный ответ ученика по карточке № 28 и отзыв на него одноклассников (план отзыва см. урок № 10).

III.  Переход к изучению новой темы

Итак, мы познакомились с жизнью людей в древнегреческих полисах. Знаем, что демос добивался права участвовать в управле­нии Афинами и требовал отменить долговое рабство и переделить землю. Для того чтобы изменить эту опасную обстановку в стране, знать и демос в 594 г. до н. э. сообща избрали архонтом Солона. Он начал осуществлять преобразования в стране реформы.

- Какие реформы осуществил Солон в Древних Афинах?

IV.  Изучение новой темы

ВАРИАНТ 1

План

1)  Содержание реформ Солона.

2)   Значение реформ.

На доске: тема урока, новые слова: Солон, граждане, реформы,

Народное собрание, демократия.

1. Рассказ учителя.

Солон принадлежал к знатному роду Медонтидов, из которого вышли афинские цари. Этот государственный деятель богатством не обладал, принадлежал к слою граждан со средним достатком (разные источники по-разному трактуют этот факт). Возможно, не пренебрегал торговой деятельностью. Среди человеческих ка­честв, отмеченных у Солона, главным было - любознательность. Он был не только видным политическим деятелем, но и мудрецом и поэтом. Он говорил о себе так: «Стар становлюсь, но всегда мно­гому всюду учусь». Кроме того, он был убежден, что честное имя дороже денег, и так писал в одном стихотворении:

Также стремлюсь я богатство иметь, но владеть им нечестно

Я не хочу: наконец, Правда ведь все же придет.

Особенно прославился Солон во время борьбы афинян с со­седним городом Мегарами за остров Саламин. Вначале афиняне потерпели поражение, и на Саламине расположился военный отряд мегарцев. Саламин закрывал вход кораблям в афинскую гавань, но аристократам не нужна была морская торговля. Желая, чтобы о не­удаче поскорее забыли, правители запретили под страхом смерти даже упоминать название острова.

Тогда Солон прикинулся сумасшедшим и прочел толпе народа свое новое стихотворение, в котором много раз повторялось запре­щенное название острова.

Впоследствии Солон сам лично возглавил борьбу добровольцев за этот остров и добился победы.

2.  Работа с историческим документом.

Аристотель. Афинская полития

6.  Взяв дела в свои руки, Солон освободил народ и в текущий мо­мент, и на будущее время... Затем он издал законы и произвел отмену долгов, как частных, так и государственных.

7.  Государственный строй, который установил Солон, и законы, которые он издал, были новые; законы же Дракона перестали приме­нять, за исключением законов об убийствах.

Солон установил эти законы на сто лет и дал государству следующее устройство. На основании оценки имущества он ввел разделение на четыре класса... на пентакосиомедимнов, всадников, зевгитов и фетов. (Все клас­сы были гражданами, имеющими собственность)... Каждому классу он представил должность сообразно с величиной имущественной оценки...

8.  Высшие должности Солон сделал избирательными по жребию.

Далее, он учредил Совет четырехсот... а совету ареопагитов на­значил охранять законы...

9... .Вот какие три пункта в солоновском государственном устрой­стве являются наиболее демократичными: первое и самое важное - от­мена личной кабалы... далее - предоставление всякому желающему выступать истцом за потерпевших обиду; третье - апелляция к народ­ному суду. И действительно, раз народ участвует в голосовании, он становится властелином государства.

10. ...Но раньше законодательства он произвел отмену долгов, а после всего этого увеличение мер, весов и монеты.

Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира.

М., 1987. С. 130-132.

3.  Беседа по вопросам к документу.

-      Чьи законы отменил Солон? (Законы Дракона, за исключе­нием законов об убийствах.)

-      Как в законах Солона решали вопрос о долгах населения? (Он отменил как частные, так и государственные долги.)

-      На какие четыре группы разделил население Солон? (Он разделил население на четыре класса по имущественному признаку.)

-      Какие права Солон дал каждой группе? (Предоставленные права были для всех групп населения, но права были разного объема. Кроме того, народ мог обращаться в суд в том слу­чае, если происходило нарушение прав.)

-      Какое значение это имело? (Раньше права имели только бо­гатые, а сейчас все. Это было очень важно для демоса.)

-      Какой новый орган власти создал Солон? (Совет четырехсот.)

-      Чем занимался совет ареопагитов? (Он должен был следить за выполнением его законов.)

-      Почему в документе народ назван властелином государства? (Потому, что он теперь мог участвовать в голосовании.)

4.  Самостоятельная работа учащихся с текстом Вигасина п. 3 на с. 141-142 (со второго абзаца).

Задание: выяснить, как изменился суд при Солоне.

Ответы:

а)  Судьями могли быть выбраны любые граждане государства независимо от их состояния, не моложе 30 лет и не замеченные в дурных поступках.

б) На судебном заседании мог присутствовать любой афинянин.

в) Решение суда определялось большинством голосов судей.

5.  Работа с новыми терминами.

Граждане - все свободные жители Афин.           «

Народное собрание - орган, который решал важные государ­ственные дела, в его работе участвовали все граждане Афин.

Демократия - власть демоса или народовластие.


Скачано с www.znanio.ru