Урок 35. Зарождение демократии в Афинах
5 класс Дата________________
Цели: подвести учащихся к пониманию причин и значению проведения реформ Солона; обеспечить усвоение понятий «демократия», «реформы»; продолжить формирование умений на основе документальных источников и текста документа давать характеристику событиям и их участникам.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме
«Земледельцы Аттики теряют землю и свободу»
1. Подготовка устного ответа по карточке № 28.
КАРТОЧКА № 28 Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Как жили древние греки в своих полисах?» Для этого вспомни: - Что такое полис? - Какие черты отличают его? - Какие полисы тебе известны? - Какие занятия существовали у жителей полиса? - Кто управлял им? - Чем был недоволен демос? Сделай вывод._____________________________________ |
Примерный ответ учащегося
Древнегреческий полис - это город-государство. Кроме города, это государство включало окрестные деревни, усадьбы богачей. Жители всех греческих полисов говорили на одном языке, у них была общая культура и религия. Самыми крупными полисами были Афины, Спарта, Милет. Жители полисов выращивали оливковые деревья, из плодов которого делали масло, виноград, занимались ремеслом. Полисом управлял совет знати - ареопаг. Простой народ - демос к управлению не допускался, постоянно испытывал нужду. Поэтому демос стремился добиться права самим управлять государством и отменить долговое рабство.
2. Работа с классом. Тест[1].
3. Устный ответ ученика по карточке № 28 и отзыв на него одноклассников (план отзыва см. урок № 10).
III. Переход к изучению новой темы
Итак, мы познакомились с жизнью людей в древнегреческих полисах. Знаем, что демос добивался права участвовать в управлении Афинами и требовал отменить долговое рабство и переделить землю. Для того чтобы изменить эту опасную обстановку в стране, знать и демос в 594 г. до н. э. сообща избрали архонтом Солона. Он начал осуществлять преобразования в стране реформы.
- Какие реформы осуществил Солон в Древних Афинах?
IV. Изучение новой темы
ВАРИАНТ 1
План
1) Содержание реформ Солона.
2) Значение реформ.
На доске: тема урока, новые слова: Солон, граждане, реформы,
Народное собрание, демократия.
1. Рассказ учителя.
Солон принадлежал к знатному роду Медонтидов, из которого вышли афинские цари. Этот государственный деятель богатством не обладал, принадлежал к слою граждан со средним достатком (разные источники по-разному трактуют этот факт). Возможно, не пренебрегал торговой деятельностью. Среди человеческих качеств, отмеченных у Солона, главным было - любознательность. Он был не только видным политическим деятелем, но и мудрецом и поэтом. Он говорил о себе так: «Стар становлюсь, но всегда многому всюду учусь». Кроме того, он был убежден, что честное имя дороже денег, и так писал в одном стихотворении:
Также стремлюсь я богатство иметь, но владеть им нечестно
Я не хочу: наконец, Правда ведь все же придет.
Особенно прославился Солон во время борьбы афинян с соседним городом Мегарами за остров Саламин. Вначале афиняне потерпели поражение, и на Саламине расположился военный отряд мегарцев. Саламин закрывал вход кораблям в афинскую гавань, но аристократам не нужна была морская торговля. Желая, чтобы о неудаче поскорее забыли, правители запретили под страхом смерти даже упоминать название острова.
Тогда Солон прикинулся сумасшедшим и прочел толпе народа свое новое стихотворение, в котором много раз повторялось запрещенное название острова.
Впоследствии Солон сам лично возглавил борьбу добровольцев за этот остров и добился победы.
2. Работа с историческим документом.
Аристотель. Афинская полития
6. Взяв дела в свои руки, Солон освободил народ и в текущий момент, и на будущее время... Затем он издал законы и произвел отмену долгов, как частных, так и государственных.
7. Государственный строй, который установил Солон, и законы, которые он издал, были новые; законы же Дракона перестали применять, за исключением законов об убийствах.
Солон установил эти законы на сто лет и дал государству следующее устройство. На основании оценки имущества он ввел разделение на четыре класса... на пентакосиомедимнов, всадников, зевгитов и фетов. (Все классы были гражданами, имеющими собственность)... Каждому классу он представил должность сообразно с величиной имущественной оценки...
8. Высшие должности Солон сделал избирательными по жребию.
Далее, он учредил Совет четырехсот... а совету ареопагитов назначил охранять законы...
9... .Вот какие три пункта в солоновском государственном устройстве являются наиболее демократичными: первое и самое важное - отмена личной кабалы... далее - предоставление всякому желающему выступать истцом за потерпевших обиду; третье - апелляция к народному суду. И действительно, раз народ участвует в голосовании, он становится властелином государства.
10. ...Но раньше законодательства он произвел отмену долгов, а после всего этого увеличение мер, весов и монеты.
Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира.
М., 1987. С. 130-132.
3. Беседа по вопросам к документу.
- Чьи законы отменил Солон? (Законы Дракона, за исключением законов об убийствах.)
- Как в законах Солона решали вопрос о долгах населения? (Он отменил как частные, так и государственные долги.)
- На какие четыре группы разделил население Солон? (Он разделил население на четыре класса по имущественному признаку.)
- Какие права Солон дал каждой группе? (Предоставленные права были для всех групп населения, но права были разного объема. Кроме того, народ мог обращаться в суд в том случае, если происходило нарушение прав.)
- Какое значение это имело? (Раньше права имели только богатые, а сейчас все. Это было очень важно для демоса.)
- Какой новый орган власти создал Солон? (Совет четырехсот.)
- Чем занимался совет ареопагитов? (Он должен был следить за выполнением его законов.)
- Почему в документе народ назван властелином государства? (Потому, что он теперь мог участвовать в голосовании.)
4. Самостоятельная работа учащихся с текстом Вигасина п. 3 на с. 141-142 (со второго абзаца).
Задание: выяснить, как изменился суд при Солоне.
Ответы:
а) Судьями могли быть выбраны любые граждане государства независимо от их состояния, не моложе 30 лет и не замеченные в дурных поступках.
б) На судебном заседании мог присутствовать любой афинянин.
в) Решение суда определялось большинством голосов судей.
5. Работа с новыми терминами.
Граждане - все свободные жители Афин. «
Народное собрание - орган, который решал важные государственные дела, в его работе участвовали все граждане Афин.
Демократия - власть демоса или народовластие.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.