Урок 11. Жизнь египетского вельможи
5 класс Дата______________
Цели: ознакомить учащихся с жизнью египетских вельмож; продолжить формирование умений анализировать исторические факты: распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп.
Оборудование: карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия», план-памятка для оценки устного ответа на уроках истории в 5-м классе.
Ход урока
ВАРИАНТ 1
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Как жили земледельцы и ремесленники в Египте»
1. Подготовка устного ответа по карточке № 10.
КАРТОЧКА № 10 Внимательно прочитай и подготовь развернутый ответ на вопрос: «Как жили ремесленники Древнего Египта?» Для этого вспомни: - Где находится Египет? - Какие виды ремесел были развиты в Древнем Египте (или что умели делать жители Египта)? - Расскажи о некоторых из них. - Легким ли был труд ремесленников? - В каких условиях жили ремесленники? - Что такое налог? Сделай вывод._____________________________________ |
Примерный ответ учащегося
Древние египтяне не только умели обрабатывать землю, но и заниматься разными ремеслами. Среди них были прекрасные скульпторы, ювелиры, медники (металлурги), резцы по дереву, каменотесы и т. д. Труд их был крайне тяжелым, так как почти всю работу приходилось делать вручную и при этом платить фараону налоги, т. е. продукты своего труда. Таким образом, древние ремесленники Египта давали разнообразную, нужную продукцию, но жили в очень тяжелых условиях.
2. Пока ученик готовится, можно попросить зачитать рассказ от имени египетского земледельца.
3. Индивидуальная работа. Выполнение теста[1] (выборочно проверить нескольких учеников).
4. Заслушивание устного ответа по карточке № 10. Отзыв учащихся по плану-памятке (см. урок № 10).
III. Переход к новой теме
Итак, мы познакомились с жизнью простых египтян: земледельцев и ремесленников. Но кроме них в государстве жили фараоны и вельможи.
- Как жили египетские вельможи?
IV. Изучение новой темы План
1) В усадьбе вельможи.
2) Служебные обязанности вельможи.'
На доске: тема урока.
1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Прочитать пп. 1 и 2 § 8 на с. 40 Вигасина или п. 3 § 12 на с. 72 Михайловского.
2. Беседа по прочитанному.
- Где берут информацию ученые-египтологи о жизни вельмож? (На стенах гробниц сохранились надписи, рельефы, рисунки о жизни вельмож.)
- В каких условиях жил вельможа? (В богатом доме, носил дорогие украшения, питался разными яствами и развлекался под игру музыкантов и танцовщиц.)
- О чем свидетельствуют найденные в гробнице маленькие фигурки работников? (О существовании у древних египтян религиозных верований, в данном случае - о вере в загробную жизнь.)
Информация для учителя
Организация управления государством хорошо прослеживается по автобиографиям вельмож. Эти документы свидетельствуют об оформлении в Древнем Египте прочного аппарата государственной власти, деспотии, отличительными признаками которой являлись централизация управления его верховной власти. В автобиографиях вельмож указывается на щедрость царя по отношению к ним, сообщается о том, как они достигли высоких должностей при дворе.
3. Работа по историческому документу.
Жизнеописание вельможи Уны
(Начало служебной деятельности.)
(Я был юноша), опоясавшийся поясом (зрелости) при величестве Тети (первый фараон VI династии, середина XXV в. до н. э.), причем должность моя была начальник дома шена (мастерская). Я был смотрителем дворцовых хентиу-ше (арендаторы царских земель.)
(Назначение судей).
... его (величество назначил меня) судьей и устами Нехена (судейская должность), так как он полагался на меня больше, чем на любого другого своего слугу. Я вел допрос наедине с главным судьей - верховным сановником в случае любого тайного дела...
(Назначение начальником дворцовых хентиу-ше.)
В бытность мою судьей и устами Нехена его величество назначил меня единственным другом и начальником дворцовых хентиу- ше. Я действовал так, что вызвало одобрение его величества, организуя охрану, уготовляя путь царя и организуя стоянку. Я делал все так, что его величество хвалил меня за то чрезвычайно.
(Приготовление к войне с бедуинами.)
Его величество посылал меня пятикратно водить (это) войско и усмирять страну бедуинов каждый раз, как они восставали, с помощью (?) этих отрядов я действовал так, что (его) величество хвалил меня.
(Назначение начальником Верхнего Египта.)
Когда я был агет (чин или должность при дворе) и носителем сандалий (фараона), его величество хвалил меня за бдительность и за охрану, организованную мною на месте стоянки, больше, чем любого другого своего сановника, больше, чем любого другого вельможу, больше, чем любого другого своего слугу.
4. Беседа по тексту документа.
- Кто такой вельможа? (Это знатный и богатый египтянин.)
- Чем занимался вельможа по поручению царя Египта? (Смотрел за работой арендаторов царских земель, был судьей, организовывал охрану фараона, подавлял восстания бедуинов, носил сандалии фараона.)
- Как выполнял свои обязанности этот вельможа? (Выполнял так, что царь его хвалил.)
- Как относится к своему царю этот вельможа? (Он его боготворит, пытается выслужиться.)
V. Закрепление изученного материала
Решение творческой задачи.
Вельможа Уна фараона Древнего царства, рассказывая о своих деяниях во славу фараона, писал, что «мощь царя, который да живет вечно, велика и внушительна в большей степени, чем мощь всех богов, так как все осуществляется согласно приказу, отданному им».Определите по этому отрывку различие между взглядами на управление людей Древнего царства и первобытной общины.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.