Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №175» Советского района г. Казани
«Рассмотрено» Руководитель МО учителей _____________/Якупова Г.А./ Протокол №____ от «____»________2023г.
|
«Утверждено» ИО директора МБОУ «Гимназия № 175»
__________\Г.М.Багавиева\ Приказ №308 от «28» августа 2023г |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(ID 1747325 )
учебного предмета «Литература». Базовый уровень» |
для обучающихся 7 «А», 7 «Б», 7 «В», 7 «Г» классов |
на 2023/2024 учебный год |
|
Составитель: Шарафиева Ляйля Гаскаровна,
учитель русского языка и литературы
№ п/п
|
Тема урока
|
Количество часов |
Дата изучения
|
Электронные цифровые образовательные ресурсы
|
||
Всего
|
Контрольные работы
|
Практические работы
|
||||
1 |
Резервный урок. Вводный урок. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы |
1 |
|
|
|
|
2 |
Древнерусские повести. (одна повесть по выбору), например, «Поучение» Владимира Мономаха (в сокращении). Темы и проблемы произведения |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc338b6 |
3 |
А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее четырех) «Во глубине сибирских руд…», «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «И. И. Пущину», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» и др. Тематика и проблематика лирических произведений |
1 |
|
|
|
|
4 |
А. С. Пушкин. Стихотворения «Во глубине сибирских руд…», «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «И. И. Пущину», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» и др. Особенности мировоззрерия поэта и их отражение в творчестве, средства выразительности |
1 |
|
|
|
|
5 |
А. С. Пушкин. «Повести Белкина» («Станционный смотритель» и др.). Тематика, проблематика, особенности повествования в «Повестях Белкина» |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc340ae |
6 |
А. С. Пушкин. «Повести Белкина» («Станционный смотритель» и др.). Особенности конфликта и композиции повести. Система персонажей. Образ «маленького человека» в повести. Мотив "блудного сына" в повести «Станционный смотритель» |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc3420c |
7 |
А. С. Пушкин. Поэма «Полтава» (фрагмент). Историческая основа поэмы. Сюжет, проблематика произведения. |
1 |
|
|
|
|
8 |
А. С. Пушкин. Поэма «Полтава» (фрагмент). Сопоставление образов Петра I и Карла IX. Способы выражения авторской позиции в поэме |
1 |
|
|
|
|
9 |
Развитие речи. А. С. Пушкин. Поэма «Полтава» (фрагмент). Подготовка к домашнему сочинению по поэме «Полтава»(фрагмент) |
1 |
|
|
А 30.09 Б 30.09 В 30.09 Г29.09 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc33fa0 |
10 |
М. Ю. Лермонтов. Стихотворения «Узник», «Парус», «Тучи», «Желанье» («Отворите мне темницу…»), «Когда волнуется желтеющая нива…», Ангел», «Молитва» («В минуту жизни трудную…») и др. Тема одиночества в лирике поэта |
1 |
|
|
А3.10 Б4.10 В2.10 Г3.10 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc34310 |
11 |
М. Ю. Лермонтов. Стихотворения. Проблема гармонии человека и природы. Средства выразительности в художественном произведении |
1 |
|
|
А7.10 Б7.10 В7.10 Г6.10 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc34428 |
12 |
М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Историческая основа произведения. Тема, идея, сюжет, композиция |
1 |
|
|
А10.10 Б 11.10 В9.10 Г10.10 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc3464e |
13 |
М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Система образов. Художественные особенности языка произведения и фольклорная традиция |
1 |
|
|
А14.10 Б14.10 В14.10 Г13.10 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc3475c |
14 |
Развитие речи. М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Подготовка к домашнему сочинению по произведению |
1 |
|
|
А17.10 Б18.10 В16.10 Г17.10 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc34860 |
15 |
Н. В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Тематика и проблематика произведения |
1 |
|
|
А21.10 Б21.10 В21.10 Г20.10 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc34d60 |
16 |
Н. В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Сюжет и композиция повести. Роль пейзажных зарисовок в повествовании |
1 |
|
|
А24.10 Б25.10 В23.10 Г24.10 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc34e6e |
17 |
Н. В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Система персонажей. Сопоставление Остапа и Андрия |
1 |
|
|
А 7.11 Б8.11 В11.11 Г27.10 |
|
18 |
Резервный урок. Н. В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Образ Тараса Бульбы в повести |
1 |
|
|
А11.11 Б11.11 В13.11 Г7.11 |
|
19 |
Резервный урок. Н. В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Авторская позиция и способы ее выражения в повести. Художественное мастерство Н. В. Гоголя в изображении героев и природы |
1 |
|
|
А 14.11 Б 15.11 В18.11 Г10.11 |
|
20 |
Развитие речи. Развернутый ответ на проблемный вопрос по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» |
1 |
|
|
А18.11 Б18.11 В20.11 Г14.11 |
|
21 |
И. С. Тургенев. Цикл «Записки охотника» в историческом контексте. Рассказ «Бирюк». Образы повествователя и героев произведения |
1 |
|
|
А21.11 Б22.11 В25.11 Г17.11 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc350a8 |
22 |
И. С. Тургенев. Рассказ «Хорь и Калиныч». Сопоставление героев. Авторская позиция в рассказе |
1 |
|
|
А25.11 Б25.11 В27.11 Г21.11 |
|
23 |
И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе например, «Русский язык», «Воробей» и др. Особенности жанра, тематика и проблематика произведений, средства выразительности |
1 |
|
|
А28.11 Б29.11 В2.12 Г24.11 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc352ba |
24 |
Л. Н. Толстой. Рассказ «После бала»: тематика, проблематика произведения |
1 |
|
|
А2.12 Б2.12 В4.12 Г28.11 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc3542c |
25 |
Л. Н. Толстой. Рассказ «После бала»: сюжет и композиция |
1 |
|
|
А5.12 Б6.12 В9.12 Г1.12 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc35544 |
26 |
Л. Н. Толстой. Рассказ «После бала»: система образов |
1 |
|
|
А9.12 Б9.12 В11.12 Г5.12 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc3565c |
27 |
Н. А. Некрасов. Стихотворение «Размышления у парадного подъезда» Идейно-художествннное своеобразие |
1 |
|
|
А12.12 Б13.12 В16.12 Г8.12 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc35774 |
28 |
Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Идейно-художественное своеобразие |
1 |
|
|
А16.12 Б16.12 В18.12 Г12.12 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc35878 |
29 |
Поэзия второй половины XIX века. Ф. И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной…», «Весенние воды» . А. А. Фет. «Ещё майская ночь», «Это утро, радость эта...» |
1 |
|
|
А19.12 Б20.12 В23.12 Г15.12 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc35990 |
30 |
М. Е. Салтыков-Щедрин. Идейно-художественное своеобразие сказок писателя. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик» |
1 |
|
|
А23.12 Б23.12 В25.12 Г19.12 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc35c06 |
31 |
М. Е. Салтыков-Щедрин. «Премудрый пискарь»: тематика, проблематика, сюжет. Особенности сатиры М. Е. Салтыкова-Щедрина |
1 |
|
|
А26.12 Б27.12 В Г22.12 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc35e2c |
32 |
Произведения отечественных и зарубежных писателей на историческую тему. Идейно-художственное своеобразие произведений А. К. Толстого о русской старине |
1 |
|
|
А Б В Г29.12 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc35a94 |
33 |
Историческая основа произведений Р. Сабатини, романтика морских приключений в эпоху географических открытий |
1 |
|
|
А Б В Г |
|
34 |
Резервный урок. История Америки в произведениях Ф. Купера |
1 |
|
|
|
|
35 |
Итоговая контрольная работа по литературе XIX века. Литература и история: изображение в литературе исторических событий |
1 |
1 |
|
|
|
36 |
А. П. Чехов. Рассказы (один по выбору). Например, «Тоска», «Злоумышленник». Тематика, проблематика произведений. Художественное мастерство писателя |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc35f3a |
37 |
М. Горький. Ранние рассказы (одно произведение по выбору). Например, «Старуха Изергиль» (легенда о Данко), «Челкаш» и др. Идейно-художственное своеобразие ранних рассказов писателя |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc36520 |
38 |
М. Горький. Сюжет, система персонажей одного из ранних рассказов писателя |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc36656 |
39 |
Объекты сатиры в произведениях писателей конца XIX — начала XX века. (не менее двух). Например, М. М. Зощенко, А. Т. Аверченко, Н. Тэффи, О. Генри, Я. Гашека. Понятие сатиры. |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc36f52 |
40 |
Тематика, проблематика сатирических произведений, средства выразительности в них |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc3706a |
41 |
Развитие речи. Сочинение-рассуждение "Нужны ли сатирические прозведения?" (по изученным сатирическим произведениям отечественной и зарубежной литературы) |
1 |
|
|
|
|
42 |
А. С. Грин. Особенности мировоззрения писателя. Повести и рассказы (одно произведение по выбору). Например, «Алые паруса», «Зелёная лампа» |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc3678c |
43 |
А. С. Грин. Идейно-художественное своеобразие произведений. Система образов |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc368ae |
44 |
Отечественная поэзия первой половины XX века. Стихотворения на тему мечты и реальности (два-три по выбору). Например, стихотворения А. А. Блока, Н. С. Гумилёва, М. И. Цветаевой и др. Художественное своебразие произведений, средства выразительности |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc3626e |
45 |
В. В. Маяковский. Стихотворения. (одно по выбору). Например, «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Хорошее отношение к лошадям» и др.Тематика, проблематика, композиция стихотворения |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc369ee |
46 |
В. В. Маяковский. Стихотворения. (одно по выбору). Например, «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Хорошее отношение к лошадям» и др. Система образов стихотворения. Лирический герой. Средства выразительности |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc36b60 |
47 |
М.А. Шолохов. «Донские рассказы» (один по выбору). Например, «Родинка», «Чужая кровь» и др. Тематика, проблематика, сюжет, система персонажей, гуманистический пафос произведения |
1 |
|
|
|
|
48 |
А. П. Платонов. Рассказы (один по выбору). Например, «Юшка», «Неизвестный цветок» и др. Идейно-художественное своеобразие произведения. Особенности языка произведений А. П. Платонова |
1 |
|
|
|
|
49 |
В. М. Шукшин. Рассказы (один по выбору). Например, «Чудик», «Стенька Разин», «Критики» и др. Тематика, проблематика, сюжет, система образов произведения |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc37bdc |
50 |
Резервный урок. В. М. Шукшин. Рассказы (один по выбору). Например, «Чудик», «Стенька Разин», «Критики». Авторская позиция в произведении. Художественное мастерство автора |
1 |
|
|
|
|
51 |
Стихотворения отечественных поэтов XX—XXI веков (не менее четырёх стихотворений двух поэтов): например, стихотворения М. И. Цветаевой, Е. А. Евтушенко, Б. А. Ахмадулиной, Ю. Д. Левитанского и др.Тематика, проблематика стихотворений |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc373f8 |
52 |
Стихотворения отечественных поэтов XX—XXI веков. Лирический герой стихотворений. Средства выразительности в художественных произведениях |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc375a6 |
53 |
Развитие речи. Интерпретация стихотворения отечественных поэтов XX—XXI веков |
1 |
|
|
|
|
54 |
Произведения отечественных прозаиков второй половины XX — начала XXI века. (не менее двух). Например, произведения Ф. А. Абрамова, В. П. Астафьева, В. И. Белова, Ф. А. Искандера и др. Тематика, проблематика, сюжет, система образов одного из рассказов |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc3798e |
55 |
Произведения отечественных прозаиков второй половины XX — начала XXI века. Идейно-художественное своеобразие одного из рассказов |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc37a9c |
56 |
Внеклассное чтение по произведениям отечественных прозаиков второй половины XX — начала XXI века |
1 |
|
|
|
|
57 |
Тема взаимоотношения поколений, становления человека, выбора им жизненного пути (не менее двух произведений современных отечественных и зарубежных писателей). Например, Л. Л. Волкова «Всем выйти из кадра», Т. В. Михеева. «Лёгкие горы», У. Старк «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?» и др. Тема, идея, сюжет, система образов одного из произведений. |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc37e0c |
58 |
Тема взаимоотношения поколений, становления человека, выбора им жизненного пути. Идейно-художественное своеобразие одного из произведений. Отношение автора к героям произведения, их поступкам |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc37f24 |
59 |
Внеклассное чтение. Тема взаимоотношения поколений, становления человека, выбора им жизненного пути |
1 |
|
|
|
|
60 |
Итоговая контрольная работа по литературе XX - началу XXI веков. Тема взаимоотношения поколений, становления человека, выбора им жизненного пути в художественной литературе |
1 |
1 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc383d4 |
61 |
М. де Сервантес Сааведра. Роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» (главы). Жанр, тематика, проблематика, сюжет романа |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc3851e |
62 |
М. де Сервантес Сааведра. Роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»(главы). Система образов. Дон Кихот как один из «вечных» образов в мировой литературе |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОКhttps://m.edsoo.ru/8bc38672 |
63 |
Зарубежная новеллистика. Жанр новеллы в литературе, его особенности. П. Мериме. Идейно-художественное своеобразие новеллы «Маттео Фальконе» |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОКhttps://m.edsoo.ru/8bc38a64 |
64 |
Зарубежная новеллистика. О. Генри. «Дары волхвов», «Последний лист» (одно из произведений по выбору). Жанр, тема, идея, проблематика, сюжет новеллы. Система персонажей. Роль художественной детали в произведении |
1 |
|
|
|
|
65 |
А. де Сент Экзюпери. Повесть-сказка «Маленький принц». Жанр, тематика, проблематика, сюжет произведения |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc3808c |
66 |
А. де Сент Экзюпери. Повесть-сказка «Маленький принц». Система образов. Образ Маленького принца. Взаимоотношения главного героя с другими персонажами |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc3819a |
67 |
А. де Сент Экзюпери. Повесть-сказка «Маленький принц». Образ рассказчика. Нравственные уроки «Маленького принца» |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc382bc |
68 |
Резервный урок. Итоговый урок. Результаты и планы на следующий год. Список рекомендуемой литературы |
1 |
|
|
|
|
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
68 |
2 |
0 |
|
Контрольно-измерительные материалы
Контрольная работа по теме «Итоговая контрольная работа по литературе XIX века. Литература и история: изображение в литературе исторических событий».
Вариант 1
1. Лирика – это
а) повествование о событиях, предполагаемых в прошлом;
б) род литературы, в котором действительность отражается путем передачи глубоких душевных переживаний, мыслей и чувств автора;
в) стихотворение из двух строк.
2. Какая тема раскрывается в повести Пушкина «Станционный смотритель»:
1- Тема маленького человека
2- Тема лишнего человека
3- Тема богатого человека
4- Тема интеллигентного человека.
3. Что такое сатира:
1- Это художественное произведение, в котором гневно осуждаются пороки общества и человека
2- Это произведения, в которых отражается комическое, смешное в жизни.
3- Это художественное произведение, в котором изображается судьба человека
4. Из какого
произведения Горького взят этот отрывок?
«Оно
пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал,
освещённый этим факелом великой любви к людям, а тьма
разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, впала в гнилой
зев болота. Люди же, изумлённые, стали как камни».
5. Из какого
произведения взят данный отрывок?
«Собака
выла - ровно, настойчиво и безнадёжно. И тому, кто слышал этот вой,
казалось, что это стонет и рвётся к свету сама беспросветно тёмная ночь, и
хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему женскому сердцу».
а) Леонид Андреев «Кусака».
б) Андрей Платонов «Юшка».
в) Фёдор Абрамов «О чём плачут лошади».
6. Что больше всего возмущает Акимыча, главного героя рассказа Носова «Кукла»:
1- Человеческое безразличие
2- Неуважение к чужому труду
3- Хулиганское поведение подростков
4- Хамское отношение между людьми.
7. Что составляло смысл жизни цветка из рассказа Платонова «Неизвестный цветок»?
а) Один раз в день радоваться лучам восходящего солнца.
б) Во что бы то ни стало спрятаться от ветра.
в) Жить, расти, бороться за счастье жить.
8. Какие чувства вызывает у автора Юшка из рассказа А. Платонова «Юшка»?
а) Любопытство, б) Уважение, в) Сострадание.
9.Темой рассказа Е. Носова «Кукла» является:
а) Описание жизни простого деревенского человека.
б) Изображение нравственных истоков жизни, отношение к земле и природе.
в) История брошенной куклы.
10. К какому типу народных сказок близки сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина?
а) Волшебные б) О животных в) Бытовые.
11. Каково авторское отношение к мужику в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»?
а) Восхищение, любование.
б) Презрение, пренебрежение.
в) Сожаление, горечь.
г) Безразличие.
12. Определите жанр произведения И. С. Тургенева «Бирюк».
а) Повесть.
б) Очерк.
в) Притча.
г) Рассказ.
13.Почему Бирюк всё же отпустил крестьянина?
а) Постеснялся своей жестокости перед барином.
б) Испугался мести крестьянина.
в) Пожалел мужика.
г) Понял, что крестьянин доведён до крайней степени нищеты.
14. Из
какого произведения взят этот отрывок?
«Деревня,
будто большим пуховым одеялом, была покрыта
туманом. Ближние дома были еще видны, дальние едва проглядывали темными пятнами, а еще дальше, к реке, уже ничего не было видно...»
Вариант 2
1.Повесть - это...
а) Средняя форма эпической прозы, литературное произведение, описывающее не одно, а целый ряд событий, лиц, проблем.
б) Короткий рассказ с острым сюжетом и неожиданным финалом.
в) Стихотворное повествовательное произведение с развёрнутым сюжетом и ярко выраженной лирической оценкой того, о чём повествуется.
2. Почему память народная сохранила образ Калашникова:
1- Совершил героический поступок
2- Не побоялся вступиться за честь семьи
3- Спас себя от позора
4- Оставил богатое наследство потомкам.
3.Эпиграф - это...
а) стихотворная строка, в которой заключена основная характеристика героя;
б) изречение, отрывок из произведений различных писателей, которые автор помещает после названия произведения или перед отдельными его главами;
в) краткое описание развития сюжета.
4. Кто такие казаки ( Гоголь «Тарас Бульба»):
1- Регулярные войска
2- Охрана царя
3- Выполняли функции пограничных войск
4- Свободные от военной службы люди.
5. Из какого произведения взят этот отрывок?
«Затем дети снова бросали в него предметы с земли, подбегали к нему, трогали его, толкали, не понимая, почему он не поругает их, не возьмёт хворостину и не погонится за ними, как делают это большие люди. Дети не знали другого такого человека».
6.Что нового открыл в себе главный герой рассказа Казакова «Тихое утро»:
1- Умение сострадать
2- Умение плавать
3- Умение преодолевать собственный страх
4- Умение вести себя правильно на воде.
7. Каково авторское отношение к Бирюку из одноимённого рассказа?
а) Уважение.
б) Сочувствие.
в) Пренебрежение.
г) Осуждение.
8.Какова, с вашей точки зрения, основная черта характера Бирюка?
а) Честность, ответственность.
б) Жестокость.
в) Доброта.
г) Любовь к детям.
9. Определите идею сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
а) Обличение чиновничества.
б) Восхваление трудолюбия простого народа.
в) Проблема рабского положения и бесправия покорного народа в условиях крепостничества.
г) Преодоление сложностей, возникших у генералов на острове.
10. Какой
приём использует автор в следующем отрывке:
«...Вдруг
оба генерала взглянули друг на друга: в глазах их светился зловещий огонь,
зубы стучали, из груди вылетело глухое рычание. Они начали медленно подползать
друг к другу и в одно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздался
визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего
товарища орден и немедленно проглотил...»
а) Гипербола, б) Гротеск, в) Иносказание, г) Сатира.
11. Определите жанр произведения А. П. Чехова «Хамелеон».
а) Повесть, б) Очерк, в) Эпиграмма, г) Рассказ.
12.Кого в произведении А. П. Чехова можно назвать «хамелеоном»?
а) Очумелова. б) Хрюкина. в) Елдырина. г) Повара, д) Толпу зевак.
13.Почему «без Юшки жить людям стало хуже»?
а) Им не на ком стало вымещать злость и обиду.
б) Он был незаменим в кузнице.
в) Он был сельским праведником.
14. Вспомните
рассказ Абрамова «О чём плачут лошади».
Почему
рассказчик считает, что у него с Рыжухой уже не будет
той искренности и того доверия, которые были до сих пор?
а) Он не понял душевных переживаний лошади и обманул её.
б) Он считает себя виноватым в том, что прошли «счастливые времена» для лошадей.
в) Он не накормил Рыжуху.
Ключ. Вариант 1
1. Б
2. 1
3. 1
4. «Старуха Изергиль»
5. А
6. 1
7. В
8. Б
9. Б
10. Б
11. В
12. Г
13. Г
14. Ю. Казаков «Тихое утро»
Ключ. Вариант 2
1. А
2. 2
3. Б
4. 4
5. «Юшка»
6. 3
7. Б
8. В
9.В
10.Б
11.Г
12.А
13.В
14.Б
За каждый верный ответ –1балл. Максимальное количество баллов- 14.
Критерии оценивания:
14б – 13б |
5 |
12б - 10б |
4 |
9б – 7б |
3 |
6б-0б |
2 |
Итоговый тест по литературе
7 класс
Вариант № 1.
1. Какой из жанров не относится к устному народному творчеству:
а) басня, б) загадка, в) пословица, г) поговорка.
2. Былина – это…
а) произведение устного народного творчества о русских богатырях и
народных героях;
б) поэтическая биография народа;
в) краткое изречение;
г) рассказ об исторических деталях.
3. Почему память народная сохранила образ купца Калашникова:
а) совершил героический поступок; б) спас себя от позора; в) оставил богатое наследство потомкам;
г) не побоялся вступиться за честь семьи.
4. Какое произведение не входит в сборник А. С. Пушкина «Повести Белкина»:
а) «Барышня-крестьянка», б) «Выстрел», в) «Станционный смотритель», г) «Бирюк».
5. Как звали сыновей Тараса Бульбы из одноименной повести Н. В. Гоголя:
а) Макар, Остап, б) Остап, Иван, в) Андрий, Семён, г) Остап, Андрий.
6. Каково авторское отношение к Бирюку из одноименного рассказа:
а) уважение и сочувствие, б) пренебрежение и осуждение.
7. Определите идею сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»:
а) обличение чиновничества; б) восхваление трудолюбия простого народа;
в) проблема рабского положения и бесправия покорного народа в условиях крепостничества;
г) преодоление сложностей, возникших у генералов на острове.
8. Определите жанр произведения А. П. Чехова «Хамелеон»:
а) повесть, б) очерк, в) эпиграмма, г) рассказ.
9. Как звали главного героя повести М. Горького «Детство»:
а) Максим Горький, б) Алеша Пешков, в) Алеша Каширин, г) Саша Каширин.
10. Главную мысль какого произведения раскрывает фраза: «Мы в ответе за тех, кого приручили»:
а) «Хамелеон», б) «Кусака», в) «Злоумышленник», г) «Юшка».
11. Соотнесите автора и его произведение:
а) А. С. Пушкин, б) А. К. Толстой, в) И. С. Тургенев, г) А. П. Чехов.
А) «Злоумышленник», Б) «Василий Шибанов», В) «Русский язык», Г) «Станционный смотритель».
12. Почему «без Юшки жить людям стало хуже»:
а) им не на ком стало вымещать злость и обиду; б) он был незаменим в кузнице;
в) он был сельским праведником; г) их мучила совесть.
13. Какие художественные приёмы использует автор в данном отрывке:
В глаза бревенчатым лачугам глядит алеющая мгла.
а) эпитет, метафора, б) метафора, гипербола, в) эпитет, олицетворение, г) эпитет, сравнение.
Запишите их.
14. Автором какого произведения является А. Платонов:
а) «В прекрасном и яростном мире», б) «Гриша», в) «Бежин луг», г) «Кукла».
15. Рассказ – это…
а) крупное стихотворное произведение; б) крупное эпическое произведение о важных исторических событиях;
в) небольшое прозаическое произведение; г) автобиографическое произведение.
Итоговый тест по литературе
7 класс
Вариант № 2.
1. Лирика – это…
а) повествование о событиях, предполагаемых в прошлом;
б) стихотворение их двух строк;
в) род литературы, в котором действительность отражается путем передачи глубоких душевных переживаний, мыслей и чувств автора.
2. Что не относится к устному народному творчеству:
а) былины; б) поэмы; в) песни; г) пословицы.
3. Кто не является героем произведения М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова»…
а) Алёна Дмитриевна; б) Кирибеевич; в) Царь Иван Грозный; г) Петр Первый.
4. Какая тема раскрывается в повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»:
а) тема «маленького человека», б) тема «лишнего человека»
в) тема богатого человека, г) тема интеллигентного человека.
5. В повести Н. В. Гоголя Запорожская Сечь – это…
а) место битвы казаков и поляков; б) место, где жили и учились военному искусству вольные казаки;
в) место, где молились казаки; г) место, где отдыхали казаки.
6. К какому типу народных сказок близки сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина:
а) волшебные; б) о животных; в) бытовые.
7. Определите жанр произведения И. С. Тургенева «Русский язык»:
а) притча, б) очерк, в) рассказ, г) стихотворение в прозе.
8. Из какого произведения данный отрывок?
«Собака выла – ровно, настойчиво и безнадежно. И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвётся к свету сама беспросветно темная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему женскому сердцу» .
а) Леонид Андреев «Кусака»; б) Андрей Платонов «Юшка»; в) Антон Чехов «Хамелеон».
9. Кто не является персонажем повести М. Горького «Детство»:
а) Василий Каширин; б) Алеша Пешков, в) Цыганок, г) Самсон Вырин.
10. Какое чувство вызывает у автора Юшка из рассказа А. Платонова:
а) любопытство; б) уважение; в) сострадание; г) отвращение.
11. Соотнесите автора и его произведение:
а) А. Платонов, б) В. Маяковский, в) М. Е. Салтыков-Щедрин, г) А. С. Пушкин;
а) «Метель», б) «Дикий помещик», в) «В прекрасном и яростном мире», г) «Необычайное приключение»…
12. Какие художественные приёмы использует автор в данном отрывке:
Тонкий туман над стемневшей рекой лег серебристою нежной фатой.
а) эпитет и метафора; б) эпитет и сравнение; в) олицетворение и сравнение; г) сравнение и метафора.
Запишите их.
13. Определите жанр произведения Леонида Андреева «Кусака»:
а) повесть; б) притча; в) очерк; г) рассказ.
14. Что не относится к произведениям художественной литературы:
А) поэмы; б) словарные статьи; в) устное народное творчество; г) рассказы.
15. Повесть – это:
а) средняя форма эпической прозы, литературное произведение, описывающее не одно, а целый ряд событий, лиц, проблем;
б) короткий рассказ с острым сюжетом и неожиданным финалом;
в) стихотворное повествовательное произведение.
Ответы
I вариант |
II вариант |
1- а 2- а 3- г 4- г 5- г 6- а 7- в 8- г 9- б 10-б 11 – а-Г, б-Б, в-В, г-А 12- а 13- в (эпитет- алеющая мгла, олицетворение – глядит мгла) 14- а 15- в
|
1- в 2- б 3- г 4- а 5- б 6- в 7- г 8- а 9- г 10-в 11 – а-В, б- Г, в-Б, г-А 12- а (эпитеты – тонкий туман, нежной фатой, метафора – лёг фатой) 13- г 14- б 15- а |
Оценивание
«5» - 14,15 баллов;
«4» - 11-13 баллов;
«3» - 8-10 баллов;
«2» - 0-7 баллов.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.