Поурочное планирование учебного предмета «Литература», 7 класс

  • Образовательные программы
  • docx
  • 11.10.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Поурочное планирование учебного предмета «Литература», 7 класс
Иконка файла материала ЛИТЕРАТУРА 7 класс.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия  №175»  Советского района г. Казани

 

 

«Рассмотрено»

Руководитель МО учителей _____________/Якупова Г.А./

Протокол №____

от «____»________2023г.

 

 

«Утверждено»

ИО директора МБОУ «Гимназия № 175»

 

__________\Г.М.Багавиева\

Приказ №308

 от «28» августа 2023г

 

 

 

 

 

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(ID  1747325 )

учебного предмета «Литература».

Базовый уровень»

для обучающихся 7 «А», 7 «Б», 7 «В», 7 «Г»    

                                                                   классов       

на 2023/2024 учебный год

 

 

 

 

 

 

                      Составитель: Шарафиева Ляйля Гаскаровна,

                                                                               учитель русского языка и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№ п/п

 

Тема урока

 

Количество часов

Дата изучения

 

Электронные цифровые образовательные ресурсы

 

Всего

 

Контрольные работы

 

Практические работы

 

1

Резервный урок. Вводный урок. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы

 1

 

 

 

 

2

Древнерусские повести. (одна повесть по выбору), например, «Поучение» Владимира Мономаха (в сокращении). Темы и проблемы произведения

 1

 

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc338b6

3

А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее четырех) «Во глубине сибирских руд…», «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «И. И. Пущину», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» и др. Тематика и проблематика лирических произведений

 1

 

 

 

 

4

А. С. Пушкин. Стихотворения «Во глубине сибирских руд…», «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «И. И. Пущину», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» и др. Особенности мировоззрерия поэта и их отражение в творчестве, средства выразительности

 1

 

 

 

 

5

А. С. Пушкин. «Повести Белкина» («Станционный смотритель» и др.). Тематика, проблематика, особенности повествования в «Повестях Белкина»

 1

 

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc340ae

6

А. С. Пушкин. «Повести Белкина» («Станционный смотритель» и др.). Особенности конфликта и композиции повести. Система персонажей. Образ «маленького человека» в повести. Мотив "блудного сына" в повести «Станционный смотритель»

 1

 

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc3420c

7

А. С. Пушкин. Поэма «Полтава» (фрагмент). Историческая основа поэмы. Сюжет, проблематика произведения.

 1

 

 

 

 

8

А. С. Пушкин. Поэма «Полтава» (фрагмент). Сопоставление образов Петра I и Карла IX. Способы выражения авторской позиции в поэме

 1

 

 

 

 

9

Развитие речи. А. С. Пушкин. Поэма «Полтава» (фрагмент). Подготовка к домашнему сочинению по поэме «Полтава»(фрагмент)

 1

 

 

А 30.09

Б 30.09

В 30.09

Г29.09

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc33fa0

10

М. Ю. Лермонтов. Стихотворения «Узник», «Парус», «Тучи», «Желанье» («Отворите мне темницу…»), «Когда волнуется желтеющая нива…», Ангел», «Молитва» («В минуту жизни трудную…») и др. Тема одиночества в лирике поэта

 1

 

 

А3.10

Б4.10

В2.10

Г3.10

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc34310

11

М. Ю. Лермонтов. Стихотворения. Проблема гармонии человека и природы. Средства выразительности в художественном произведении

 1

 

 

А7.10

Б7.10

В7.10

Г6.10

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc34428

12

М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Историческая основа произведения. Тема, идея, сюжет, композиция

 1

 

 

А10.10

Б 11.10

В9.10

Г10.10

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc3464e

13

М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Система образов. Художественные особенности языка произведения и фольклорная традиция

 1

 

 

А14.10

Б14.10

В14.10

Г13.10

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc3475c

14

Развитие речи. М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Подготовка к домашнему сочинению по произведению

 1

 

 

А17.10

Б18.10

В16.10

Г17.10

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc34860

15

Н. В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Тематика и проблематика произведения

 1

 

 

А21.10

Б21.10

В21.10

Г20.10

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc34d60

16

Н. В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Сюжет и композиция повести. Роль пейзажных зарисовок в повествовании

 1

 

 

А24.10

Б25.10

В23.10

Г24.10

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc34e6e

17

Н. В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Система персонажей. Сопоставление Остапа и Андрия

 1

 

 

А 7.11

Б8.11

В11.11

Г27.10

 

18

Резервный урок. Н. В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Образ Тараса Бульбы в повести

 1

 

 

А11.11

Б11.11

В13.11

Г7.11

 

19

Резервный урок. Н. В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Авторская позиция и способы ее выражения в повести. Художественное мастерство Н. В. Гоголя в изображении героев и природы

 1

 

 

А 14.11

Б 15.11

В18.11

Г10.11

 

20

Развитие речи. Развернутый ответ на проблемный вопрос по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

 1

 

 

А18.11

Б18.11

В20.11

Г14.11

 

21

И. С. Тургенев. Цикл «Записки охотника» в историческом контексте. Рассказ «Бирюк». Образы повествователя и героев произведения

 1

 

 

А21.11

Б22.11

В25.11

Г17.11

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc350a8

22

И. С. Тургенев. Рассказ «Хорь и Калиныч». Сопоставление героев. Авторская позиция в рассказе

 1

 

 

А25.11

Б25.11

В27.11

Г21.11

 

23

И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе например, «Русский язык», «Воробей» и др. Особенности жанра, тематика и проблематика произведений, средства выразительности

 1

 

 

А28.11

Б29.11

В2.12

Г24.11

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc352ba

24

Л. Н. Толстой. Рассказ «После бала»: тематика, проблематика произведения

 1

 

 

А2.12

Б2.12

В4.12

Г28.11

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc3542c

25

Л. Н. Толстой. Рассказ «После бала»: сюжет и композиция

 1

 

 

А5.12

Б6.12

В9.12

Г1.12

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc35544

26

Л. Н. Толстой. Рассказ «После бала»: система образов

 1

 

 

А9.12

Б9.12

В11.12

Г5.12

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc3565c

27

Н. А. Некрасов. Стихотворение «Размышления у парадного подъезда» Идейно-художествннное своеобразие

 1

 

 

А12.12

Б13.12

В16.12

Г8.12

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc35774

28

Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Идейно-художественное своеобразие

 1

 

 

А16.12

Б16.12

В18.12

Г12.12

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc35878

29

Поэзия второй половины XIX века. Ф. И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной…», «Весенние воды» . А. А. Фет. «Ещё майская ночь», «Это утро, радость эта...»

 1

 

 

А19.12

Б20.12

В23.12

Г15.12

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc35990

30

М. Е. Салтыков-Щедрин. Идейно-художественное своеобразие сказок писателя. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик»

 1

 

 

А23.12

Б23.12

В25.12

Г19.12

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc35c06

31

М. Е. Салтыков-Щедрин. «Премудрый пискарь»: тематика, проблематика, сюжет. Особенности сатиры М. Е. Салтыкова-Щедрина

 1

 

 

А26.12

Б27.12

В

Г22.12

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc35e2c

32

Произведения отечественных и зарубежных писателей на историческую тему. Идейно-художственное своеобразие произведений А. К. Толстого о русской старине

 1

 

 

А

Б

В

Г29.12

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc35a94

33

Историческая основа произведений Р. Сабатини, романтика морских приключений в эпоху географических открытий

 1

 

 

А

Б

В

Г

 

34

Резервный урок. История Америки в произведениях Ф. Купера

 1

 

 

 

 

35

Итоговая контрольная работа по литературе XIX века. Литература и история: изображение в литературе исторических событий

 1

 1

 

 

 

36

А. П. Чехов. Рассказы (один по выбору). Например, «Тоска», «Злоумышленник». Тематика, проблематика произведений. Художественное мастерство писателя

 1

 

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc35f3a

37

М. Горький. Ранние рассказы (одно произведение по выбору). Например, «Старуха Изергиль» (легенда о Данко), «Челкаш» и др. Идейно-художственное своеобразие ранних рассказов писателя

 1

 

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc36520

38

М. Горький. Сюжет, система персонажей одного из ранних рассказов писателя

 1

 

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc36656

39

Объекты сатиры в произведениях писателей конца XIX — начала XX века. (не менее двух). Например, М. М. Зощенко, А. Т. Аверченко, Н. Тэффи, О. Генри, Я. Гашека. Понятие сатиры.

 1

 

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc36f52

40

Тематика, проблематика сатирических произведений, средства выразительности в них

 1

 

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc3706a

41

Развитие речи. Сочинение-рассуждение "Нужны ли сатирические прозведения?" (по изученным сатирическим произведениям отечественной и зарубежной литературы)

 1

 

 

 

 

42

А. С. Грин. Особенности мировоззрения писателя. Повести и рассказы (одно произведение по выбору). Например, «Алые паруса», «Зелёная лампа»

 1

 

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc3678c

43

А. С. Грин. Идейно-художественное своеобразие произведений. Система образов

 1

 

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc368ae

44

Отечественная поэзия первой половины XX века. Стихотворения на тему мечты и реальности (два-три по выбору). Например, стихотворения А. А. Блока, Н. С. Гумилёва, М. И. Цветаевой и др. Художественное своебразие произведений, средства выразительности

 1

 

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc3626e

45

В. В. Маяковский. Стихотворения. (одно по выбору). Например, «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Хорошее отношение к лошадям» и др.Тематика, проблематика, композиция стихотворения

 1

 

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc369ee

46

В. В. Маяковский. Стихотворения. (одно по выбору). Например, «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Хорошее отношение к лошадям» и др. Система образов стихотворения. Лирический герой. Средства выразительности

 1

 

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc36b60

47

М.А. Шолохов. «Донские рассказы» (один по выбору). Например, «Родинка», «Чужая кровь» и др. Тематика, проблематика, сюжет, система персонажей, гуманистический пафос произведения

 1

 

 

 

 

48

А. П. Платонов. Рассказы (один по выбору). Например, «Юшка», «Неизвестный цветок» и др. Идейно-художественное своеобразие произведения. Особенности языка произведений А. П. Платонова

 1

 

 

 

 

49

В. М. Шукшин. Рассказы (один по выбору). Например, «Чудик», «Стенька Разин», «Критики» и др. Тематика, проблематика, сюжет, система образов произведения

 1

 

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc37bdc

50

Резервный урок. В. М. Шукшин. Рассказы (один по выбору). Например, «Чудик», «Стенька Разин», «Критики». Авторская позиция в произведении. Художественное мастерство автора

 1

 

 

 

 

51

Стихотворения отечественных поэтов XXXXI веков (не менее четырёх стихотворений двух поэтов): например, стихотворения М. И. Цветаевой, Е. А. Евтушенко, Б. А. Ахмадулиной, Ю. Д. Левитанского и др.Тематика, проблематика стихотворений

 1

 

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc373f8

52

Стихотворения отечественных поэтов XXXXI веков. Лирический герой стихотворений. Средства выразительности в художественных произведениях

 1

 

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc375a6

53

Развитие речи. Интерпретация стихотворения отечественных поэтов XXXXI веков

 1

 

 

 

 

54

Произведения отечественных прозаиков второй половины XX — начала XXI века. (не менее двух). Например, произведения Ф. А. Абрамова, В. П. Астафьева, В. И. Белова, Ф. А. Искандера и др. Тематика, проблематика, сюжет, система образов одного из рассказов

 1

 

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc3798e

55

Произведения отечественных прозаиков второй половины XX — начала XXI века. Идейно-художественное своеобразие одного из рассказов

 1

 

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc37a9c

56

Внеклассное чтение по произведениям отечественных прозаиков второй половины XX — начала XXI века

 1

 

 

 

 

57

Тема взаимоотношения поколений, становления человека, выбора им жизненного пути (не менее двух произведений современных отечественных и зарубежных писателей). Например, Л. Л. Волкова «Всем выйти из кадра», Т. В. Михеева. «Лёгкие горы», У. Старк «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?» и др. Тема, идея, сюжет, система образов одного из произведений.

 1

 

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc37e0c

58

Тема взаимоотношения поколений, становления человека, выбора им жизненного пути. Идейно-художественное своеобразие одного из произведений. Отношение автора к героям произведения, их поступкам

 1

 

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc37f24

59

Внеклассное чтение. Тема взаимоотношения поколений, становления человека, выбора им жизненного пути

 1

 

 

 

 

60

Итоговая контрольная работа по литературе XX - началу XXI веков. Тема взаимоотношения поколений, становления человека, выбора им жизненного пути в художественной литературе

 1

 1

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc383d4

61

М. де Сервантес Сааведра. Роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» (главы). Жанр, тематика, проблематика, сюжет романа

 1

 

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc3851e

62

М. де Сервантес Сааведра. Роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»(главы). Система образов. Дон Кихот как один из «вечных» образов в мировой литературе

 1

 

 

 

Библиотека ЦОКhttps://m.edsoo.ru/8bc38672

63

Зарубежная новеллистика. Жанр новеллы в литературе, его особенности. П. Мериме. Идейно-художественное своеобразие новеллы «Маттео Фальконе»

 1

 

 

 

Библиотека ЦОКhttps://m.edsoo.ru/8bc38a64

64

Зарубежная новеллистика. О. Генри. «Дары волхвов», «Последний лист» (одно из произведений по выбору). Жанр, тема, идея, проблематика, сюжет новеллы. Система персонажей. Роль художественной детали в произведении

 1

 

 

 

 

65

А. де Сент Экзюпери. Повесть-сказка «Маленький принц». Жанр, тематика, проблематика, сюжет произведения

 1

 

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc3808c

66

А. де Сент Экзюпери. Повесть-сказка «Маленький принц». Система образов. Образ Маленького принца. Взаимоотношения главного героя с другими персонажами

 1

 

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc3819a

67

А. де Сент Экзюпери. Повесть-сказка «Маленький принц». Образ рассказчика. Нравственные уроки «Маленького принца»

 1

 

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc382bc

68

Резервный урок. Итоговый урок. Результаты и планы на следующий год. Список рекомендуемой литературы

 1

 

 

 

 

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

 68

 2

 0

 

 

 

                                                                                       Контрольно-измерительные материалы

Контрольная работа по теме «Итоговая контрольная работа по литературе XIX века. Литература и история: изображение в литературе исторических событий».

 

Вариант 1

 

1. Лирика – это

а) повествование о событиях, предполагаемых в прошлом;

б) род литературы, в котором действительность отражается путем передачи глубоких душевных переживаний, мыслей и чувств автора;

в) стихотворение из двух строк.

2. Какая тема раскрывается в повести Пушкина «Станционный смотритель»:

1-    Тема маленького человека

2-    Тема лишнего человека

3-    Тема богатого человека

4-    Тема интеллигентного человека.

3. Что такое сатира:

1-    Это художественное произведение, в котором гневно осуждаются пороки общества и человека

2-    Это произведения, в которых отражается комическое, смешное в жизни.

3-    Это  художественное произведение, в котором изображается судьба человека

4. Из какого произведения Горького взят этот отрывок?
«Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещённый этим факелом великой любви к людям, а  тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, впала в гнилой зев болота. Люди же, изумлённые, стали как камни».

5. Из какого произведения взят данный отрывок?
«Собака выла - ровно, настойчиво и безнадёжно. И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвётся к свету сама беспросветно тёмная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему женскому сердцу».

а) Леонид Андреев «Кусака».

б) Андрей Платонов «Юшка». 

в) Фёдор Абрамов «О чём плачут лошади».

6. Что больше всего возмущает Акимыча, главного героя рассказа Носова «Кукла»:

1-    Человеческое безразличие

2-    Неуважение к чужому труду

3-    Хулиганское поведение подростков

4-    Хамское отношение между людьми.

7Что составляло смысл жизни цветка из рассказа Платоно­ва «Неизвестный цветок»?

а) Один раз в день радоваться лучам восходящего солнца.

б) Во что бы то ни стало спрятаться от ветра.

в) Жить, расти, бороться за счастье жить.

8. Какие чувства вызывает у автора Юшка из рассказа А. Платонова «Юшка»?

а) Любопытство, б) Уважение, в) Сострадание.

9.Темой рассказа Е. Носова «Кукла» является:

а) Описание жизни простого деревенского человека.

б) Изображение нравственных истоков жизни, отношение к земле и природе.

в) История брошенной куклы.

10. К какому типу народных сказок близки сказки М. Е. Сал­тыкова-Щедрина?

а) Волшебные б) О животных в) Бытовые.

11. Каково авторское отношение к мужику в сказке М. Е. Сал­тыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генера­лов прокормил»?

а) Восхищение, любование.

б) Презрение, пренебрежение.

в) Сожаление, горечь.

г) Безразличие.

12. Определите жанр произведения И. С. Тургенева «Бирюк».

а) Повесть.

б) Очерк.

в) Притча.

г) Рассказ.

13.Почему Бирюк всё же отпустил крестьянина?

а) Постеснялся своей жестокости перед барином.

б) Испугался мести крестьянина.

в)  Пожалел мужика.

г) Понял, что крестьянин доведён до крайней степени нищеты.

14.    Из какого произведения взят этот отрывок?
«Деревня, будто большим пуховым одеялом, была покрыта

туманом. Ближние дома были еще видны, дальние едва прогля­дывали темными пятнами, а еще дальше, к реке, уже ничего не было видно...»

 

Вариант 2

1.Повесть - это...

а) Средняя форма эпической прозы, литературное произве­дение, описывающее не одно, а целый ряд событий, лиц, про­блем.

б) Короткий рассказ с острым сюжетом и неожиданным фи­налом.

в) Стихотворное повествовательное произведение с развёр­нутым сюжетом и ярко выраженной лирической оценкой того, о чём повествуется.

2. Почему память народная сохранила образ Калашникова:

1-    Совершил героический поступок

2-    Не побоялся вступиться за честь семьи

3-    Спас себя от позора

4-    Оставил богатое наследство потомкам.

3.Эпиграф - это...

а) стихотворная строка, в которой заключена основная ха­рактеристика героя;

б) изречение, отрывок из произведений различных писате­лей, которые автор помещает после названия произведения или перед отдельными его главами;

в) краткое описание развития сюжета.

4.      Кто такие казаки ( Гоголь «Тарас Бульба»):

1-    Регулярные войска

2-    Охрана царя

3-    Выполняли функции пограничных войск

4-     Свободные от военной службы люди.

5.     Из какого произведения взят этот отрывок?

«Затем дети снова бросали в него предметы с земли, подбе­гали к нему, трогали его, толкали, не понимая, почему он не по­ругает их, не возьмёт хворостину и не погонится за ними, как делают это большие люди. Дети не знали другого такого чело­века».

6.Что нового открыл в себе главный герой рассказа Казакова «Тихое утро»:

1-    Умение сострадать

2-    Умение плавать

3-    Умение преодолевать собственный страх

4-    Умение вести себя правильно на воде.

7. Каково авторское отношение к Бирюку из одноимённого рассказа?

а) Уважение.

б) Сочувствие.

в) Пренебрежение.

г) Осуждение.

8.Какова, с вашей точки зрения, основная черта характера Бирюка?

а) Честность, ответственность.

б) Жестокость.

в) Доброта.

г) Любовь к детям.

9. Определите идею сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

а) Обличение чиновничества.

б) Восхваление трудолюбия простого народа.

в) Проблема рабского положения и бесправия покорного на­рода в условиях крепостничества.

г) Преодоление сложностей, возникших у генералов на ост­рове.

10. Какой приём использует автор в следующем отрывке:
«...Вдруг оба генерала взглянули друг на друга: в глазах их све­тился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетело глухое рычание. Они начали медленно подползать друг к другу и в од­но мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздался
визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, от­кусил у своего товарища орден и немедленно проглотил...»

а) Гипербола, б) Гротеск, в) Иносказание, г) Сатира.

11. Определите жанр произведения А. П. Чехова «Хаме­леон».

а) Повесть, б) Очерк, в) Эпиграмма, г) Рассказ.

12.Кого в произведении А. П. Чехова можно назвать «хаме­леоном»?

а) Очумелова. б) Хрюкина. в) Елдырина. г) Повара, д) Толпу зевак.

13.Почему «без Юшки жить людям стало хуже»?

а) Им не на ком стало вымещать злость и обиду.

б) Он был незаменим в кузнице.

в) Он был сельским праведником.

14. Вспомните рассказ Абрамова «О чём плачут лошади».
Почему рассказчик считает, что у него с Рыжухой уже не будет
той искренности и того доверия, которые были до сих пор?

а)  Он не понял душевных переживаний лошади и обманул её.

б) Он считает себя виноватым в том, что прошли «счастли­вые времена» для лошадей.

в) Он не накормил Рыжуху.

 

Ключ. Вариант 1

1. Б

2. 1

 3. 1

 4. «Старуха Изергиль»

 5. А

 6. 1

 7.  В

 8.  Б

9. Б

10. Б

11. В

12. Г

13. Г

14. Ю. Казаков «Тихое утро»

 

Ключ. Вариант 2

1. А

2. 2

3. Б

4. 4

5. «Юшка»

6. 3

7. Б

8. В

9.В

10.Б

11.Г

12.А

13.В

14.Б

За каждый верный ответ –1балл. Максимальное количество баллов- 14.

Критерии оценивания:

14б – 13б

5

12б - 10б

4

9б – 7б

3

6б-0б

2

 

Итоговый тест по литературе

7 класс

 

Вариант № 1.

 

1.      Какой из жанров не относится к устному народному творчеству:

а)  басня,    б) загадка, в) пословица, г) поговорка.

 

2.      Былина – это…

                      а) произведение устного народного творчества о русских богатырях и    

                          народных героях;

                      б) поэтическая биография народа;

                      в) краткое изречение;

                      г) рассказ об исторических деталях.

 

3.      Почему память народная сохранила образ купца Калашникова:

а) совершил героический поступок;   б) спас себя от позора;   в) оставил богатое наследство потомкам;

г) не побоялся вступиться за честь семьи.

 

4.      Какое произведение не входит в сборник А. С. Пушкина «Повести Белкина»:

а) «Барышня-крестьянка», б) «Выстрел», в) «Станционный смотритель», г) «Бирюк».

 

5.      Как звали сыновей Тараса Бульбы из одноименной повести Н. В. Гоголя:

а) Макар, Остап,   б) Остап, Иван,   в)  Андрий, Семён,    г) Остап, Андрий.

 

6.      Каково авторское отношение к Бирюку из одноименного рассказа:

а) уважение и сочувствие,           б) пренебрежение и осуждение.

 

7.      Определите идею сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»:

а) обличение чиновничества;      б) восхваление трудолюбия простого народа;

в) проблема рабского положения и бесправия покорного народа в условиях крепостничества;

г) преодоление сложностей, возникших у генералов на острове.

8.      Определите жанр произведения А. П. Чехова «Хамелеон»:

а) повесть,   б) очерк,    в) эпиграмма,   г) рассказ.

 

9.      Как звали главного героя повести М. Горького «Детство»:

а) Максим Горький,   б) Алеша Пешков,   в) Алеша Каширин,   г) Саша Каширин.

 

10.   Главную мысль какого произведения раскрывает фраза: «Мы в ответе за тех, кого приручили»:

а)  «Хамелеон»,    б)  «Кусака»,     в) «Злоумышленник»,    г) «Юшка».

 

11.   Соотнесите автора и его произведение:

а) А. С. Пушкин,   б) А. К. Толстой,   в) И. С. Тургенев,    г) А. П. Чехов.

А) «Злоумышленник», Б) «Василий Шибанов», В) «Русский язык», Г) «Станционный смотритель».

 

12.  Почему «без Юшки жить людям стало хуже»:

а) им не на ком стало вымещать злость и обиду;            б) он был незаменим в кузнице;

в) он был сельским праведником;                                     г) их мучила совесть.

 

13.   Какие художественные приёмы использует автор в данном отрывке:

В глаза бревенчатым лачугам глядит алеющая мгла.

а) эпитет, метафора,   б) метафора, гипербола,   в) эпитет, олицетворение,   г) эпитет, сравнение.

Запишите их.

 

14.   Автором какого произведения является А. Платонов:

а) «В прекрасном и яростном мире»,   б) «Гриша»,   в) «Бежин луг»,  г) «Кукла».

 

15.   Рассказ – это…

а) крупное стихотворное произведение;   б) крупное эпическое произведение о важных исторических событиях;

в) небольшое прозаическое произведение;    г) автобиографическое произведение.

 

 

 

                         Итоговый тест по литературе

7 класс

 

Вариант № 2.

 

1.      Лирика – это…

а) повествование о событиях, предполагаемых в прошлом;

б) стихотворение их двух строк;

в) род литературы, в котором действительность отражается путем передачи глубоких душевных переживаний, мыслей и чувств автора.

 

2.      Что не относится к устному народному творчеству:

а) былины;   б) поэмы;   в) песни;   г) пословицы.

 

3.      Кто не является героем произведения М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова»…

а) Алёна Дмитриевна;   б) Кирибеевич;   в) Царь Иван Грозный;   г) Петр Первый.

 

4.      Какая тема раскрывается в повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»:

а) тема «маленького человека»,   б) тема «лишнего человека»

в) тема богатого человека,            г) тема интеллигентного человека.

 

5.      В повести Н. В. Гоголя Запорожская Сечь – это…

а) место битвы казаков и поляков;    б) место, где жили и учились военному искусству вольные казаки;

в) место, где молились казаки;           г) место, где отдыхали казаки.

 

6.      К какому типу народных сказок близки сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина:

а) волшебные;    б) о животных;     в) бытовые.

 

7.      Определите жанр произведения И. С. Тургенева «Русский язык»:

а) притча,            б) очерк,               в) рассказ,                 г) стихотворение в прозе.

 

 

 

8.      Из какого произведения данный отрывок?

«Собака выла – ровно, настойчиво и безнадежно. И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвётся к свету сама беспросветно темная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему женскому сердцу» .

а) Леонид Андреев «Кусака»;    б) Андрей Платонов «Юшка»;   в) Антон Чехов «Хамелеон».

 

9.      Кто не является персонажем повести М. Горького «Детство»:

а) Василий Каширин;  б) Алеша Пешков,   в) Цыганок,  г) Самсон Вырин.

 

10.   Какое чувство вызывает у автора Юшка из рассказа А. Платонова:

а) любопытство;   б) уважение;   в) сострадание;   г) отвращение.

 

11.   Соотнесите автора и его произведение:

а) А. Платонов,   б) В. Маяковский,   в) М. Е. Салтыков-Щедрин,   г) А. С. Пушкин;

а) «Метель», б) «Дикий помещик», в) «В прекрасном и яростном мире», г) «Необычайное приключение»…

 

12.   Какие художественные приёмы использует автор в данном отрывке:

Тонкий туман над стемневшей рекой лег серебристою нежной фатой.

а) эпитет и метафора; б) эпитет и сравнение;  в) олицетворение и сравнение;  г) сравнение и метафора.

Запишите их.

 

13.  Определите жанр произведения Леонида Андреева «Кусака»:

а) повесть;   б) притча;   в) очерк;   г) рассказ.

 

14.   Что не относится к произведениям художественной литературы:

А) поэмы;   б) словарные статьи;   в) устное народное творчество;   г) рассказы.

 

15.   Повесть – это:

а) средняя форма эпической прозы, литературное произведение, описывающее не одно, а целый ряд событий, лиц, проблем;

б) короткий рассказ с острым сюжетом и неожиданным финалом;

в) стихотворное повествовательное произведение.

 

 

 

 

 

 

Ответы

 

I вариант

II вариант

1-      а

2-      а

3-      г

4-      г

5-      г

6-      а

7-      в

8-      г

9-      б

10-б

11 – а-Г, б-Б, в-В, г-А

      12- а

      13- в (эпитет- алеющая мгла,

           олицетворение – глядит мгла)

      14- а

      15- в

 

1-      в

2-      б

3-      г

4-      а

5-      б

6-      в

7-      г

8-      а

9-      г

10-в

11 – а-В, б- Г, в-Б, г-А

12- а (эпитеты – тонкий туман,  нежной фатой,

          метафора – лёг фатой)

13- г

14- б

15- а

 

 

Оценивание

«5» - 14,15 баллов;

«4» - 11-13 баллов;

«3» - 8-10 баллов;

«2» - 0-7 баллов.



 

Скачано с www.znanio.ru