Тема: Предложение и слово.
Дата_________________
Ф.И.________________
Класс_______________________
Цель: Дать понятия текста и предложения, закрепить на практическом материале.
Задачи:
Учить определять границы предложения.
Уточнить правило написания предложения.
Развивать слуховое и зрительное восприятие.
Развивать артикуляционный аппарат для повышения чёткости произношения.
Развивать внимание, память.
Воспитывать языковую наблюдательность, любовь к родному языку.
Оборудование: презентация «Текст. Предложение.»
Ход занятия:
I.
Орг. момент
Повтори:
САсаса вот летит оса.
Сососо – у Сони колесо.
Ососос – у Сани пёс.
Сусусу –в лесу увидели лесу.
2. Артикуляционная гимнастика и дыхательная гимнастика.
" Вкусное варенье.", "Чашечка", Заборчик", "Трубочка", "Моляр", "Иголка", Кошка пьет
молоко", "Лошадка".
.
Объяснение нового материала. (слайд 3)
Помогать нам учиться читать и писать будет Вовочка. Вовочка делал уроки, но он не знал,
что такое текст и предложение.
Текст… Предложение… бормотал Вовочка
Что это ты такое говоришь? – спросил Кот.
Сейчас я тебе всё объясню. Послушай, какие красивые слова: текст… предложение…
Посмотри на картинку и ответь на вопросы. (слайд 4)
Ученик рассматривает картинку
Кот: Какое время года изображено на картинке?
Какой был день?
Куда пришёл волк?
Кого он увидел в домике?
Что волк стал делать?
Что мы составили? Рассказ.
Рассказ подругому можно назвать текстом, текст – это и рассказ, и сказка, и
стихотворение.
Давай хором повторим это слово:
Текст.
Что ты произносил, отвечая на вопросы? …
Можно ли твои ответы на один вопрос назвать рассказомтекстом?
…
На каждый вопрос ты произнес лишь часть текста, которая называется предложением.
(слайд 5)
Чтобы ты лучше запомнил эти слова, на помощь мне придёт старинная знакомая.
Догадайся, кто?
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна подружка.
(матрёшка) (щелчок мышью)
Матрёшка похожа с текстом тем, что она состоит из других матрёшек, спрятанных
внутри неё. И текст тоже содержит внутри себя другие составляющие, части. (Появляется
матрёшка текст и предложение) (слайд 6)
Физминутка.
Игра словопредложение (слайд 7)
Если я скажу слово» широко разводи руки в стороны, если скажу «предложение» –
хлопни в ладоши.
Как же нам узнать, сколько частей –
слов в предложении
…
Это можно узнать по маленьким остановкам – паузам. Они делаются там, где
заканчивается одно предложение и начинается другое.
Чтобы ты мог рассказать историю про волка и семеро козлят своим родителям, давай её
запишем, но не буквами, а каждое предложение ты будете обозначать уголком с точкой
вместо паузы. (Правило написания предложения: Заглавная буква в начале, точка в конце.)
Открываем рабочую тетрадь. А теперь вместе со мной начинаем работать. Давай выучи
правило. Текст это несколько предложений, связанных между собой по смыслу. Я
повторяю текст, а ты считаете, сколько паузостановок услышишь… (слайд 8)
Теперь нарисуйте столько уголков, сколько предложений ты насчитала.
Работа ведётся параллельно учителем на доске и ребенком в рабочей тетради.
Итог. (слайд 9)
Из чего состоит текст?
Как определить, что предложение закончилось в устной, разговорной речи?
Как на письме определить, что предложение закончилось?
А как определить, что началось новое предложение?
Молодец! За то что ты хорошо работал я подарю тебе смайлик.