Тема: Слоги. Слогообразующая роль гласных.
Дата________________
Группа___________________
Класс___________________
Цель: формирование умения различать слово и слог, делить слова на слоги и для переноса.
Задачи:
расширить и уточнить знания учащихся о способах деления слов на слоги и правилах
переноса;
научить выделять слоги в словах;
активизировать и расширять словарный запас учащихся;
создать условия для развития коммуникативных навыков сотрудничества со взрослыми и
сверстниками
I. Организационный момент.
1.Какое сегодня число?
2.Какой по счёту месяц в году?
3.Какой день недели? Какой по счёту день недели? Время года?
Назовите признаки.
II. Чтение слоговой таблицы. (Приложение №1)
Внимательно слушайте мою инструкцию.
Прочитайте слоги:
в красном квадрате;
слева от красного квадрата;
слог, который находится в зелёном квадрате;
справа от жёлтого квадрата;
вторая строка сверху, второй квадрат справа и т.д.
Дети самостоятельно составляют слоговые загадки по слоговой таблице. (Приложение №2)
III.Составь слог по схеме (Приложение № 3).
IV.Сегодня мы будем раскрывать тайны слогов. Мы знаем секрет правильного деления
слов на слоги. Вспомним его. ( Сколько в слове гласных, столько и слогов)
Вывод: чтобы правильно делить слова на слоги, надо хорошо знать гласные.
Назовите их.
V.Прочитайте слова, назовите гласные и разделите слова хлопками на слоги.
Рысь, узор, капелька, дождь, заноза. (Дети по очереди читают слово, называют гласные,
затем делят слова на слоги хлопками)
VI. Расселяем слова в домики. (Приложение №4)
Слова: стул, шкаф, кровать, диван, тарелка, кастрюля, сковорода.
Подберите обобщающее слово к словам в первого и второго столбика? К словам третьего
столбика. Какое слово лишнее? Почему? К какой группе его можно отнести?
VII. Работа в тетрадях.
Запись под диктовку слов в три столбика: 1 столбик – слова, состоящие из одного слога, 2
столбик – из двух слогов,3 столбик – из трёх слогов.
Слова: стол, рыба, уронил, мяч, пружина, трава, школа, сухари, бант.
Проверка.
Самостоятельно запишите по одному слову в каждый столбик.
Проверка.
VIII. Упражнение в словообразовании. По образцу: бантбантик – бантики
ключ, гвоздь, шарф.
Вывод: слогэто часть слова.
IX. Запись слогов.
Я буду называть слово и цифру, которая обозначает номер слога. Вы записывайте этот
слог.
Например: конфета 3, записываем слог «та».
Слова: лимон – 2, картина – 3, крыша – 1, ели – 1, мячик – 2.
Проверка.
X. Упражнение «Разрушенные слова».
Слоги в словах перепутались: ка, бул; док,гу; зы,ка,му; буш, из, ка.
Расставьте слоги в правильном порядке и запишите слова.
Вывод: если из слова убрать слог или переставить слоги местами, то слово разрушится.
Тайна образования слов из слогов состоит в том, что каждый слог должен быть на своем
месте.
XI. Правило переноса слов с одной строки на другую.
На доске: коле ко
со лесо
Для чего нужно уметь правильно делить слова на слоги?
Вывод: чтобы правильно переносить слова с одной строки на другую.
XII. Работа у доски и в тетради.
Разделите слова для переноса: ав авто ра рабо стул ежи
тобус бус бота та
Почему слова «стул» и «ежи» записали на одной строке.
Вывод: эти слова не делятся для переноса.
Вывод: слова с одной строки на другую переносятся по слогам.
XIII. Игра «Найди лишнее слово»
Слова: чайка, ужи, лодка, бегемот (лишнее слово ужи, т.к.это слово не делится для
переноса)
Слова: кот, юла, сом, лось (лишнее слово юла, т.к. в слове юла два слога)
Что общего в этих словах? ( все слова не делятся для переноса)
XIV. Игра «Найди ошибку»
На доске: пальто, картина, майка, собака.
Дети хлопками делят слова на слоги и делают вывод о том, как переносятся слова с ь, и й.
Вывод: ь знак и «й» отрывать от буквы и переносить на другую строку нельзя.
XV. Самостоятельная работа.
Слова «мальчик» и «двойка» разделите для переноса.
Проверка.
XVI.Игра «Новые слова»
(Составь новое слово из слогов, обозначенных цифрами)
1) Вес (1) +ванна (2) = весна
2) Тарелка (1) + думает (3) = тает
3) Самовар (1) + воробей (2) + розы (2) = морозы
4) Дерево (2) + картина (2) = дети
5) Луна (1) + пружина (2) = лужи
Прочитайте полученные слова.
Из данных слов устно составьте предложения.
Примерные предложения:
Прошли морозы.
Тает снег. Наступила весна.
На дорогах лужи.
Дети рады весне.
XVII. Итог.
Сегодня мы раскрыли тайны слогов:
1 тайна: чтобы правильно делить слова на слоги надо знать гласные.
Вывод: сколько в слове гласных, столько и слогов.
2 тайна: переставлять слоги местами или пропускать слог нельзя – слово разрушится.
Вывод: слогэто часть слова.
3 тайна: слова с одной строки на другую переносятся по слогам.
4 тайна :букву Й и Ь при переносе отделять нельзя.
Приложение №1
ЛА
М
ДИ
П
СИ
Н
ВУ
Р
ШО
М
РУС КУ
Ц ЛЯ
Д
ЧО
Р
ТР
А
ХИ
Л
СЛ
Е
ФР
Е
ТЛ
Я
ЖА
КО
Н
С
ВИ
ШЛ
С
И
ДМ
ЦИ
Е
К
МА
ЖЕ
П
Р
ХР
АР
О
Т
ОТС ОР
Ш
ОЛ
П
ХИ
М
РЕ
С
КН
И
ЛЫ
Н
РО
Ш
ПТ
И
ВР
А
КС
И
МА
Ц
РЫ
С
ЛЯН ДИ
М
НЫ
М
СУ
Н
СИН ХВ
А
ОРХ ЛИ
Х
ТВО УК
С
ЯРП ХР
О
СУ
Н
БА
Ц
НЕ
С
ТР
Я
КИ
Ч
КР
Е
АС
Т ЯМ
К
ВЗ
Я
ЖМ
А
ПА
М
ИС
К
ЧИ
К
МУ
ЧЕС РО
Ф
Ш
ЕСТ ЛОС ЛИ
Х
ИХ
Т
КН
О
сто ми
Приложение №2пр
о
нас ус ван ист ав пят
Приложение № 3 Приложение № 4
Поурочное планирование к КТП легкая умственная отсталость
Поурочное планирование к КТП легкая умственная отсталость
Поурочное планирование к КТП легкая умственная отсталость
Поурочное планирование к КТП легкая умственная отсталость
Поурочное планирование к КТП легкая умственная отсталость
Поурочное планирование к КТП легкая умственная отсталость
Поурочное планирование к КТП легкая умственная отсталость
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.