Тема: Твердые и мягкие согласные перед гласными И – Ы в слогах.
Дата___________
Ф.О._______________
Класс______________
Цели и задачи: познакомить ребенка с гласными И Ы; учить Я
дифференцировать согласные звуки перед гласными! И Ы; развивать
фонематическое восприятие,
фонематического анализа,
словоизменения; учить работать со словамиомофонами; тренировать в
образовании существительных при помощи суффиксов с уменьшительно
ласкательным значением.
Оборудование: карточки для индивидуальной работы; предметные картинки;
карточки со словамипаронимами; пособие «Лепестки ромашек»; картинки
банты, усики,II ножки, зонты, ручки, кусты; модели слов.
навыки
Ход занятия
I. Оргмомент
Припоминание пар слов с парными согласными по твердости и
1 .
мягкости.
Логопед: Разложи картинки парами так, чтобы в каждой паре картинок были
парные согласные по твердости и Я мягкости. Назовите эти парные согласные.
Карточки: рад ряд, нос нёс, тук тюк, лук люк.
2.
Логопед: Послушай стихотворение и назови слова, которые отличаются
только одной гласной. Сделай вывод Я о теме занятия.
Знакомство с парой гласных через прослушивание стихотворения.
Что глядишь, корова, Строго и сурово?
Мишкалодырь! Через «а» Написал он: «Карова».
Напишите вы «Мишка» через «Ы».
Проучите Мишку Превратите в мышку.
Кошка мышку хвать! Будет лодырь знать!
3. Сформулировать и записать тему занятия.
II. Основная часть
I . e . 11).
Развитие слухового внимания и фонематического анализа.
1.
Сравнение звуков И Ы по акустическим признакам. Сравнение
гласных И Ы в печатном и рукописном шрифте. Соотнесение звуков и
букв занятия
с соответствующими символами (задание
2.
Логопед: Прослушай согласные и добавь поочередно к ним гласные ИЫ так,
чтобы получились слоги, запиши и отметь согласные перед изучаемыми
гласными.
Буквы: п, т, р, м, н, к, в.
Слоги: пи пы, ты ти, ры ри, ми мы, ни ны, ки кы, ви вы.
Логопед: Посмотри, где в слогах спрятались слова? (Мы, вы, ты.)
3.
Работа со словамипаронимами.Логопед: Прочти словапаронимы (запись на доске) и сравни их по
написанию, звучанию и значению.
Слова: мил мыл, вил выл, пил пыл, был бил (логопед обращает
внимание детей на малознакомые слова: пыл, мил, вил).
4.
Логопед: Впишите в пустые лепестки ромашки слова так, чтобы получились
пары слов по образцу. Образец: стол столы, конь кони... (слова вписаны в
лепестки ромашки).
Работа по словоизменению.
зонт ...
кисти ...
стена ...зубы ... нос ...
дома ...
Физминитка (на усмотрение логопеда).
Развитие словаря и тренировка в словообразовании существительных
5.
6.
при помощи уменьшительноласкательных суффиксов.
Логопед: Рассели слова в домики так, чтобы слова со значением большого
предмета жили в доме, а слова со значением маленького предмета в
маленьком домике. Образец: руки в большом доме, ручки в маленьком
домике...
Логопед прикрепляет на доску изображения двух домиков,
различающихся размером. Ребенок рисует в тетраих дома и записывает
слова в два столбика. Данное задание можно выполнять на картинках с
предметами разной величины и слов, записанных на карточках.
Слова: банты, усики, ножки, ручки, зонты, кусты.
7.
Логопед: Рассмотри загадочные модели слов и постарайся разгадать их.
Вставь необходимые буквы в слова и объясни значения получившихся слов.
Запиши пары слов и укажи различие в употреблении гласных в словах для
обозначения мягкости и твердости согласных.
Модели слов:
Развитие фонематического анализа и синтеза на уровне слова.Рад ряд нос нёс
тук тюк лук люк