Поурочные разработк по биологии 8 класс
Оценка 5

Поурочные разработк по биологии 8 класс

Оценка 5
Разработки уроков
doc
биология
8 кл
11.02.2017
Поурочные разработк по биологии 8 класс
Урок № 13. Тема: Работа скелетных мышц и их регуляция Задачи: дать понятие о двигательной единице, о механизмах, регулирующих силу мышечного сокращения, об изменении мышц при тренировках; разъяснить суть тренировочного эффекта и энергетику мышечного сокращения, вред гиподинамии, особенность работы мышц-антагонистов при динамической и статической работе; познакомить с методами проведения исследования утомления и с его симптомами.
91___13.doc
Урок № 13. Тема: Работа скелетных мышц и их регуляция Задачи:   дать   понятие   о   двигательной   единице,   о   механизмах,   регулирующих   силу мышечного сокращения, об изменении  мышц при тренировках; разъяснить суть тренировочного эффекта   и   энергетику   мышечного   сокращения,   вред   гиподинамии,   особенность   работы   мышц­ антагонистов   при   динамической   и   статической   работе;   познакомить   с   методами   проведения исследования утомления и с его симптомами. Оборудование: таблица «мышцы человека», груз массой 4 кг. I. II. Организационный момент. Проверка знаний, умений, навыков. Ход урока Устный терминологический диктант:  рефлекторная дуга, рефлекс, безусловные рефлексы, условные рефлексы, сустав, шов, головка мышцы, хвост мышцы, фасция, антагонисты, синергисты,  Рассказать о микро и макроскопическом строении мышц. III. Изучение нового материала. Двигательная единица. Мышечное волокно скелетной мышцы способно сократиться лишь после того, как получит нервные сигналы от исполнительного нейрона из ЦНС. Один моторный нейрон и связанные с ним мышечные волокна называются двигательной единицей. Если в действие включается   небольшое   количество   двигательных   единиц,   сокращение   слабое,   если   количество двигательных единиц увеличено, сокращение мышц становится более сильным. Однако при самом сильном   сокращении   хорошо   тренированного   человека   единомоментно   работает   небольшой процент двигательных единиц. При длительном сокращении они работают, поочередно сменяя друг друга: сначала одна группа, потом другая, потом третья. Опыт:  Закройте   ладонями   уши   и   слегка   надавите   на   них.   После   этого   напрягите мышцы рук и послушайте гул работающих мышц. Чем сильнее напряжение, тем гул выше, поскольку единовременно работает больше нейронов и чаще происходит их смена. Энергетика мышечного сокращения. Нервная система лишь дает импульс для начала и прекращения работы данной мышечной группы волокон. Энергия, за счет которой сокращается мышечное волокно, выделяется в результате биологического окисления органического вещества, содержащегося в самом волокне. Основным энергетическим веществом для работы мышц является глюкоза,   но   при   интенсивной   нагрузке   окисляются   и   вещества,   содержащиеся   в   клеточных мембранах.   Однако   при   этом   в   клетке   образуется   много   веществ,   способных   компенсировать потери. Поэтому после работы во время отдыха восстанавливается много больше того, что было израсходовано. Возникает тренировочный эффект, при котором синтез обгоняет распад. Но это происходит лишь в том случае, если физическое напряжение близко к предельному, а отдых и рациональное питание достаточны. Изнуряющий труд без необходимого отдыха и питания к успеху не приводит, так же как и бездействие.   Изменение мышцы при тренировках. В начале тренировок успех нарастает довольно быстро за счет увеличения числа двигательных единиц, включающихся в действие одномоментно. Затем  результаты  нарастают  медленнее,  потому  что  начинают  перестраиваться  сами  мышечные волокна.  В них увеличивается число сократительных нитей и митохондрий, при этом число самих волокон и их ядер не меняется. Это явление называют тренировочным эффектом. Он возможен при напряжении, близком к максимальному, достаточном отдыхе и рациональном питании. Недостаток   подвижности   –   гиподинамия.   Малая   подвижность   снижает   активность биологического   окисления,   перестают   в   достаточном   количестве   вырабатываться   вещества, богатые   энергией,   за   счет   которых   образуются   клеточные   структуры:   митохондрии, сократительные нити, мембраны клетки. Мышцы становятся дряблыми, теряют былую силу. Из костей   уходят   соли   кальция.   Они   поступают   в   кровь,   связываются   с   содержащимся   там органическим   веществом   холестерином   и   образуют   наросты   на   внутренних   стенках   сосудов, нарушающие   кровообращение.   Это   называется   атеросклерозом.   Человек   становится   слабым   и вялым. Регуляция работы мышц­антагонистов. Чтобы лучше представить себе работу нервной системы, регулирующей мышечные сокращения, рассмотрим, как взаимодействуют нервные центры при сгибании и разгибании руки в локтевом суставе, а также при фиксации костей предплечья для удержания груза. Если     к   двуглавой   мышце   приходят   из   нервного   центра   возбуждающие   сигналы,   и   она сокращается, то трехглавая мышца расслабляется – не мешает действию двуглавой мышцы. Если сокращается трехглавая мышца, то расслабляется двуглавая и не мешает разгибать руку. Такая координация   движений   происходит   не   в   самих   мышцах,   а   в   нервных   центрах,   управляющих мышцами. Но   сто   произойдет,   если   требуется   зафиксировать     руку   в   нужном   положении?   Тогда возбудятся   нервные   центры   всех   мышц,   участвующих   в   движении   костей   данного   сустава. Двуглавая   и   трехглавая   мышцы   в   этом   случае   сократятся   одновременно.   Кости   предплечья прижмутся к плечевой кости, и движение в суставе прекратиться. Кости станут неподвижными относительно друг друга. Бывшие мышцы­антагонисты станут работать как синергисты. Динамическая и статическая работа. В разных жизненных ситуациях одни и те же мышцы человека   могут   совершать   разную   работу.   Работа,   связанная   с   перемещением   тела   или   груза, называется  динамической.  Работа,   связанная   с   удержанием   определенной   позы   или   груза, называется  статической.  Наиболее   утомительна   статическая   работа,   требующая   сохранения однообразной   позы   или   длительного   удержания   груза.   Поэтому   в   конструкциях   машин предусматриваются удобные кресла, снимающие хотя бы часть статических нагрузок. Наличие на сиденье спинки позволяет разгрузить мышцы спины, подлокотники снимают напряжение мышц рук и туловища. Лабораторная работа № 4 «Утомление при статической работе» Оборудование:  секундомер, груз 4 ­5 кг. Ход работы: Испытуемый становится лицом к классу, вытягивает руку в сторону строго горизонтально. Мелом на доске отмечается тот уровень, на котором находится рука. После приготовлений по команде включается секундомер, и испытуемый начинает удерживать груз на уровне отметки. Начальное время   указывается   в   первой   строчке   таблицы.   Затем   определяются   фазы   утомления,   и   также проставляется   время.   Выясняется,   за   какое   время   наступает   предельное   утомление,   этот показатель записывается. Статическая работа Признаки утомления Время Отсутствие  утомления Первая фаза  утомления Вторая фаза  утомления Предельное  утомление Рука с грузом не подвижна Рука опускается, затем рывком поднимается на  прежнее место Дрожание рук, потеря координации, пошатывание  корпуса, покраснение лица потоотделение Рука с грузом опускается, опыт прекращается III. Задание на дом Изучить § 14 повторить  §11 и §12 подготовить сообщение об осанке, плоскостопии.

Поурочные разработк по биологии 8 класс

Поурочные разработк по биологии 8 класс

Поурочные разработк по биологии 8 класс

Поурочные разработк по биологии 8 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2017