Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс
Оценка 4.9

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
изобразительное искусство
2 кл
05.02.2019
Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с правилами работы с гуашью, обучения смешиванию трех основных красок на листе бумаги; способствовать развитию умений видеть красоту вокруг себя, анализировать свой рисунок и рисунок товарища; содействовать воспитанию интереса к предмету, трудолюбия, внимательного отношения к окружающим, желания оказывать помощь. Оборудование: • для учителя: учебник, картины с изображением цветов; • для учащихся: рабочая тетрадь, гуашь, кисти. Условные сокращения: Б – белый, Ж – желтый, К – красный, З – зеленый, С – синий, Ч – черный.
ИЗО.docx
ТРИ ОСНОВНЫЕ КРАСКИ СОЗДАЮТ МНОГОЦВЕТИЕ МИРА.  ЦВЕТОЧНАЯ ПОЛЯНА У р о к  1  П е д а г о г и ч е с к и е   з а д а ч и :  создать условия для ознакомления с правилами работы с   гуашью,   обучения   смешиванию   трех   основных   красок   на   листе   бумаги;   способствовать развитию   умений   видеть   красоту   вокруг   себя,   анализировать   свой   рисунок   и   рисунок товарища;   содействовать   воспитанию   интереса   к   предмету,   трудолюбия,   внимательного отношения к окружающим, желания оказывать помощь. О б о р у д о в а н и е : •  для учителя: учебник, картины с изображением цветов; •  для учащихся: рабочая тетрадь, гуашь, кисти. У с л о в н ы е   с о к р а щ е н и я :   Б – белый, Ж – желтый, К – красный, З – зеленый, С – синий, Ч – черный. С ц е н а р и й   у р о к а I. Организация начала урока. – Посмотрите на доску. Что видите? Что может получиться из этого? (Цветок.) – Соберите лепестки в цветок и опишите свое настроение, чувства, которые возникают у вас,   когда   смотрите   на   выбранный   вами   цвет.   Каким   цветом   вы   изобразили   бы   свое настроение?  – Какой красивый цветок получился! Как его назовем? II. Постановка учебной задачи.  –   Вот   и   закончилось   лето.   Самое   теплое,   красивое,   восхитительное…  (учащиеся помогают  учителю закончить  фразу:  чудесное,  незабываемое,  душевное)  время  года.  У каждого из вас осталось много впечатлений. Вы выезжали с родителями на дачу, в деревню, в лес и наблюдали за природой. Что вас восхитило, поразило, удивило больше всего, когда вы любовались природой? – Как вы думаете, что делает художник летом? Чем рисует художник? – На уроках мы будем узнавать, чем и как работают художники, и пробовать работать с этими материалами как настоящие художники.  – Сегодня на уроке будем работать с гуашью. Что бы могла о себе рассказать гуашь? (Я непрозрачная   краска,   с   матовой   бархатной   поверхностью.   Бумага   сквозь   меня   не просвечивает. Если нужно исправить то, что не получилось, пишут поверх красочного слоя. Когда я высыхаю, то рисунок светлеет.) III. Изучение нового материала. – Вспомните, какие из цветов, которые составляют лепестки цветка, основные. (Красный, желтый, синий.) –  Представьте,   что  мы  волшебники.  Посмотрим   через   волшебные  стекла.  (В   качестве волшебных стекол можно использовать вырезанные лепестки, из папок­уголков красного, желтого и синего цветов.) – Соединим красное и желтое стеклышко. Что получилось? (Оранжевый цвет.) – Соединим красное и синее стеклышко Что получилось? (Фиолетовый цвет.) – Соединим желтое и синее стеклышко Что получилось? (Зеленый цвет.) Каждый должен помнить это: В мире есть три главных цвета. Время даром не теряй, Ты их правильно смешай! И увидишь, что за это Ты получишь море цвета: – Рассмотрим картины и узнаем, как художникам удается смешивать краски и получать интересные сочетания и яркие образы  (учитель демонстрирует картины с изображением цветов). Цвет оранжевый, зеленый, Фиолетовый, бордовый, Голубой и изумрудный, Цвет лиловый и пурпурный… Все оттенки и окраски Самой лучшей в мире сказки! – Какой инструмент помогает художникам смешивать краски и создавать чудеса на своих полотнах? Загадка поможет вам дать правильный ответ на этот вопрос.  Свою косичку без опаски Она обмакивает в краски. Потом окрашенной косичкой В альбоме водит по страничке.  (Кисточка.) IV. Практическая работа «Проба мазков». Работа по учебнику. П р а в и л а  «Как работать кистью» (с. 22–23): 1. Смочите кисть в воде. 2. Приложите кисть к тряпочке, чтобы убрать лишнюю воду. 3. Опустите кисть в краску и нарисуйте на листе цветовое пятно. 4. Промойте кисть в воде и уберите лишнюю воду тряпочкой и т. д. – Из чего делают кисти? (Кисточки делают их волоса животных. Если нужна мягкая гибкая кисть, то для нее берут волос белки или колонка. Если требуется жесткая кисть, то берут жесткий волос коров или щетину. Чтобы получилась кисточка, волос собирают в пучок. А еще кисточки изготавливают из синтетических материалов.) –  Художник,   работая   над   картиной,   использует   разные   кисточки:   мягкие   и   жесткие, толстые и тонкие, круглые и плоские. Каждая кисточка оставляет свой след. Художники называют его «мазок». –   Представим,   что   кисточки   оказались   на   балу.   Танцуя,   они   оставили   следы­мазки. Понаблюдаем за ними. –   Какой   мазок   оставила   толстая   кисточка?   Что   можно   изобразить   такими   мазками? (Широкий мазок; можно рисовать пятна, фон, крупные элементы рисунка.) –   Какой   мазок   оставила   тонкая   кисточка?   Что   можно   изобразить   такими   мазками? (Легкие,   плавные,   воздушные   мазки,   кисточка   может   украшать   ими   рисунки, прорисовывать мелкие детали.) – Какой мазок оставила жесткая кисточка? Что можно изобразить такими мазками? Выполнить ходьбу на месте с высоким подниманием коленей. Наклониться, сделать несколько вдохов носом. Выпрямиться, повороты головы вправо­влево. Развести руки. В поле я гуляю, ноги поднимаю. Наклонюсь к цветам поближе, Красоту их всю увижу. Нежный чудный аромат Ощутить я тоже рад!  Рвать не буду я цветы –  Много будет красоты! V. Творческая практическая деятельность учащихся. – Окружающий мир  полон цветового богатства. Закройте  глаза и  представьте,  что мы оказались на лугу, где на сочной зелени растут яркие, небывалой красоты волшебные цветы. Яркость и аромат цветов привлекает пестрых бабочек. Понаблюдайте за природой. –   Откройте   глаза.   Удалось   представить?   Это   упражнение   поможет   вам   выполнить практическую работу. – Нарисуйте в рабочей тетради бабочку или цветы  (по выбору), смешивая на листе три основные   краски   –   желтую,   красную,   синюю.   Чтобы   работа   получилась   интересной, используйте различные кисти и мазки. VI. Итог урока. 1. Выставка и анализ работ. – Выйдите к доске те, кто рисовал цветы. Почему выбрали именно цветы? – Получились очень яркие, красивые цветы. Как хороша эта цветущая поляна! У меня складывается ощущение, что я попала в сказку. – Найдите рисунки с красивыми цветосочетаниями. – Несмотря на то, что все использовали три одинаковых цвета, настроение каждая работа выражает разное. Попробуйте определить настроения эти рисунков. Аналогичная работа ведется с теми рисунками, на которых изображены бабочки. 2. Обобщение темы. – Что нового узнали на уроке? – Чему научились? – Каким бы цветом вы раскрасили свое настроение в конце урока? 3. Уборка рабочего места. У р о к  2  ГУАШЬ. ДОБАВЛЕНИЕ БЕЛОЙ И ЧЕРНОЙ КРАСКИ.  ПРИРОДНАЯ СТИХИЯ П е д а г о г и ч е с к и е   з а д а ч и :   создать   условия   для   ознакомления   со   средствами художественной   выразительности   с   целью   передачи   состояния   природы;   содействовать формированию   навыков   работы   с   гуашью,   воспитанию   бережного   отношения   к   природе, трудолюбия,   внимательного   отношения   к   окружающим,   желания   оказывать   помощь; способствовать развитию наблюдательности, умению анализировать свой рисунок и рисунок товарища. О б о р у д о в а н и е : •    для   учителя:  гуашь,   листы   бумаги,   А.   Вивальди   «Лето.   Гроза»,   репродукции:   И. Левитан «Перед грозой» (1890), В. Путинцев «Лето в зените», И. Айвазовский «Буря на море» (1850), «Радуга» (1873), «Море» (1864); •  для учащихся: рабочая тетрадь, гуашь, кисти, палитра. I. Организация начала урока. С ц е н а р и й   у р о к а – Сегодня на уроке у нас есть два помощника:   и   краски. Они нам расскажут о себе и помогут при создании образов. – Подумайте, что символизирует   цвет? (Чистоту, верность, добро.) – Что символизирует  – Я желаю, чтобы у вашего настроения сегодня были нотки белого цвета, вам все удастся,  цвет? (Войну, страх, горе, тревогу, печаль.) и у вас все получится. II. Постановка учебной задачи. –   Мир,   который   нас   окружает,   хранит   много   тайн.   Сегодня   постараемся   открыть некоторые из них. Мы поговорим о том, как можно передать средствами художественной выразительности различные состояния природы.  III. Изучение нового материала. – Послушайте стихотворение Ф. И. Тютчева и определите, какое природное явление он описал в своем стихотворении. (Непогоду, грозу, бурю.) Под дыханьем непогоды, Вздувшись, потемнели воды И подернулись свинцом – И сквозь глянец их суровый Вечер пасмурно­багровый Светит радужным лучом, Сыплет искры золотые, Сеет розы огневые, И – уносит их поток... Над волной темно­лазурной Вечер пламенный и бурный Обрывает свой венок... – При помощи чего поэт создает картину непогоды? (При помощи слов.) – Я предлагаю вам прослушать музыкальное произведение А. Вивальди «Лето. Гроза». Как непогоду передает музыкант? – Какие ноты использовал Вивальди?  (Через музыку передана непогода, использованы тревожные ноты, громкие звуки.) – Посмотрите на репродукции картин  И. Левитана «Перед грозой» и И. Айвазовского «Буря   на   море»   («Радуга»,   «Море»)  (Приложение   1).  При   помощи   чего   художники изобразили грозу, шторм? (При помощи цвета.) –   Какие   краски   добавляли   художники,   чтобы   точнее   передать   непогоду?  (Черную   и белую.) – Художник не сможет написать правдивые образы природы в различных состояниях без белой и черной красок. С помощью этих красок получаются сложные цветовые сочетания – от просветленно­нежных до сумрачно­тревожных. Заглянем в волшебный мир цвета с помощью сказки. Жили­были   в   Стране   Красок   две   краски­сестрички:   черная   и   белая.   Белая   была нежная и приветливая, а черная – угрюмая, печальная. В гости друг к другу они ходили редко. А вот прогулки на природе любили обе. Там, где появлялась белая краска, сразу изменялся цвет травы, неба, цветов, листьев, становясь… – Помогайте мне! (Светлым, веселым, нежным.) Там, где проходила черная краска, все вокруг приобретало… – Ваше продолжение. (Темные, тревожные, мрачные оттенки.) Вот однажды в Страну Красок зашел странствующий художник. Посмотрел он на работу белой краски и сказал: «Сколько света, нежности и легкости!», а к черной краске обратился со словами: «Хоть ты печальна и сумрачна, но всё же по­своему прекрасна и очень нужна  людям. Вы  совершенно разные, но вам  не прожить друг  без друга. Если будете вместе, то очень сильно поможете художникам. Сила ваша – в дружбе со всеми красками». С тех пор черная и белая краски всегда вместе.  – Для художников это очень важные краски, с помощью которых они делают чудеса в искусстве. –   Какие   краски   добавили   художники   И.   Левитан   и   И.   Айвазовский   для   передачи непогоды? Какую роль сыграла белая краска? черная краска? Какое настроение выразили художники в картине? – Посмотрите на картину Виктора Путинцева «Лето в зените» (Приложение 1). Что на ней изобразил художник? (Солнечный, ясный день.) –   Какую   краску   добавлял   художник?  (Белую.)  Как   белая   краска   выразила   состояние природы?  (Яркое   солнце   залило   своим   светом   поляну,   легкий   день,   нежная   травка, воздушные облака.) Какое настроение выразил художник в картине? Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише. Деревцо всё выше, выше. Учащиеся имитируют дуновение ветра, качая туловищем и помогая руками. На словах «тише, тише» – присесть. На словах «выше, выше» – встать и вытянуть руки вверх. IV. Творческая практическая деятельность учащихся. – Сегодня на уроке вы создадите два образа. Первый образ – ясный, солнечный   день. Второй образ – буря, гроза. – Без какой краски вам не обойтись, когда будете работать над первым образом? (Белой.) Что может быть изображено на вашей картине?  (Голубое небо с белыми, кудрявыми, как барашки, облаками, светло­зеленая лужайка с ромашками, дерево, отсутствие ветра, озеро с лебедями…) – Без какой краски вам не обойтись, когда будете рисовать бурю? (Белой и черной.) Какой сюжет может быть на вашем рисунке?  (Сильный ветер раскачивает деревья, серое небо с тяжелыми пунцовыми облаками…) – У каждого из вас получится свой образ. Помните, что черный цвет – это мощная и сильная краска, способная поглотить любой цвет, если ее много взять на кисть. А белая, напротив,   легкая,   слабая,   нежная.   Когда   пользуетесь   белой   краской,   кисть   должна   быть чистой. V. Итог урока. 1. Выставка и анализ работ. –   Я   очень   рада,   что   вам   удалось   умело   использовать   белую   и   черную   краски.   У   вас получились образы, соответствующие заданию. Выскажите свое впечатление от выполнения работы. Дайте оценку работам товарищей. А л г о р и т м   с а м о о ц е н к и : – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить работу? – Ты справился с работой или есть недочеты? – Ты выполнил все сам или с чьей­то помощью? – Как бы ты оценил свою работу? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Кто желает оценить свою работу по образцу? 2. Обобщение по теме. – Как изменится цвет, если добавить в него черный? – Что произойдет, если смешать любой цвет с белым? – С помощью какого цвета вы выразили бы свое настроение в конце урока? 3. Уборка рабочего места. ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ВОСКОВЫХ МЕЛКОВ.  БУКЕТ ОСЕНИ У р о к  3 П е д а г о г и ч е с к и е   з а д а ч и :   создать условия для ознакомления с выразительными возможностями   восковых   мелков;   способствовать   развитию   навыков   работы   с   восковыми мелками, формированию умений видеть красоту в окружающем мире, оценивать выполненные работы   других   учащихся;   содействовать   воспитанию   любви   к   природе,   трудолюбия, внимательного отношения к окружающим, желания оказывать помощь. О б о р у д о в а н и е : •    для   учителя:  учебник,   пастель,   восковые   мелки,   детские   работы   с   изображением осеннего натюрморта; •  для учащихся: альбомный лист, восковые мелки, акварель, кисти. С ц е н а р и й   у р о к а I. Организация начала урока. – Составим палитру успешного урока. Какие качества, по­вашему, необходимы на уроке изобразительного искусства? II. Постановка учебной задачи. – Какое время года прославляет И. Бунин в своем стихотворении? (Осень.) Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой пестрою стеной Стоит над светлою поляной. – Какие цвета осени встречаются в этом стихотворении? – Сегодня на уроке мы будем рисовать осенний букет. Из чего можно составить такой букет? (Из листьев, осенних цветов, веток рябины и т. д.) III. Изучение нового материала. –   Рассмотрите   рисунки   детей  (учитель   демонстрирует   детские   работы   с изображением осеннего натюрморта). Как называются картины с похожим содержанием? (Натюрморт.) – Докажите,  что это  осенний  натюрморт.  (Красные,  желтые  листья,  ветки  рябины, высохшие колоски, астры, дубки, фрукты, которые поспевают к осени.) – Во что можно поставить букет? (В вазу, корзину, кувшин, глиняную посуду, банку.) Учитель рассказывает и показывает на доске, как можно изобразить вазу. – Вазу можно изобразить разной формы: вытянутую, пузатую и т. д. – Ваза может быть стеклянной и глиняной. Если ваша ваза будет стеклянной, значит, она прозрачная. В этом случае мы прорисовываем в вазе стебельки растений. – Посмотрите на иллюстрации. Почему один художник изобразил свой букет в маленькой вазе, а другой в высокой? Что и почему художники изобразили у самой вазы, а что вверху, в центре? – В любой композиции растения размещаются таким образом, чтобы их достоинства были представлены зрителю с самой лучшей стороны. Цветы должны смотреть на зрителя, будто разговаривая с ним. При составлении композиции нужно стремиться к гармонии: крупные цветы и листья размещать ближе к основе (вазе), маленькие – вверху, более темные и яркие – ниже,   а   светлые   –   выше.   Это   придает   композиции   устойчивость.   Пустоты   в   букете заполняются   тонкими,   нежными   веточками,   колосками.   Дополнить   композицию   можно фруктами, грибами. – Яркость и бархатистость осенних листьев, цветов нам помогут передать восковые мелки. К нам в гости пришел Мелок, он хочет рассказать о себе и научить вас работать с мелками: «У меня есть несколько секретов. Я приготовлен на основе воска, поэтому я мягкий. Чтобы я не поломался, держите меня близко к заостренному концу. Я на бумаге оставляю широкий и рыхлый   след.   Меня   нельзя   стереть   ластиком.   Но   самый   удивительный   секрет   –   это способность отталкивать воду. Мой рисунок нельзя закрасить никакой краской». Можно провести практическую работу  с восковыми мелками. З а д а н и я : 1. Кончиком мелка провести по альбомному листу. 2. Всей поверхностью мелка (плашмя) провести по альбомному листу. 3. Создать штрихи и пятна. 4. Смешать (перекрыть один цвет другим), получая цветовое пятно. Меж еловых мягких лап Дождик тихо кап, кап, кап! Где сучок давно засох, Вырос серый мох, мох, мох! Где листок к листку прилип, Появился гриб, гриб, гриб! Кто нашел его, друзья? Это я, это я, это я! ОСЕНЬ Дети поочередно то поднимают, то  опускают руки перед собой ладошками  вверх. Дети медленно приседают с опущенными,  прижатыми к корпусу руками. Кисти рук  слегка отведены, ладошки «смотрят» вниз. Дети медленно поднимаются, держась за  голову руками, как за шляпку. Стоят прямо, пожимая плечами. Дети прижимают руки к груди,  утвердительно кивая головой. IV. Творческая практическая деятельность учащихся. – Сначала вы сделаете набросок простым карандашом. – С чего начнете? (С вазы.) – Вы можете придумать свой букет, а можете воспользоваться рисунками, которые мы анализировали   сегодня   на   уроке.   Обратите   внимание   на   правильное   размещение   каждого предмета на бумаге. Когда рисунок будет готов, приступайте к работе восковыми мелками. V. Итог урока. 1. Выставка и анализ работ. – Разместите свои работы на выставочную доску. Найдите самые выразительные.  А л г о р и т м   с а м о о ц е н к и : – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе сделать работу? – Ты справился с работой или есть недочеты? – Ты выполнил все сам или с чьей­то помощью? – Как бы ты оценил свою работу? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Кто желает оценить свою работу по образцу? 2. Обобщение по теме. – Как правильно работать восковыми мелками? – Какие правила нужно соблюдать при составлении букета? 3. Уборка рабочего места. ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ВОСКОВЫХ МЕЛКОВ.  ЗОЛОТАЯ РЫБКА У р о к  4  П е д а г о г и ч е с к и е   з а д а ч и :   создать условия для ознакомления с выразительными возможностями наждачной бумаги; способствовать развитию навыков работы с восковыми мелками,   формированию   умения   оценивать   готовое   изделие   и   работу   других   учащихся; содействовать   воспитанию   любви   к   природе,   трудолюбия,   внимательного   отношения   к окружающим, желания оказывать помощь. О б о р у д о в а н и е : •   для учителя:  фотографии (иллюстрации) с изображением золотой рыбки; варианты детских работ с изображением золотой рыбки (Приложение 2); •  для учащихся: наждачная бумага № 0, альбомный лист, восковые мелки. С ц е н а р и й   у р о к а I. Организация начала урока. – На столах лежат восковые мелки, альбомный лист. Разделите альбомный лист на две части. С помощью мелков изобразите свое настроение в данный момент. Возьмите мелок того цвета, который отражает ваше настроение, и изобразите то, что приходит вам в голову, в первой части листа (на работу отводится 3 минуты). II. Постановка учебной задачи. – Отгадайте загадку: Плещет в речке чистой  Спинкой серебристой.  Вильнет хвостом туда­сюда –  И нет ее, и нет следа.     (Рыбка.) – Сегодня на уроке мы будем рисовать рыбку, но не простую, а золотую, сказочную. –   Рисовать   мы   будем   тоже   не   на   простом   листе,   а   на   наждачной   бумаге   восковыми мелками. III. Закрепление пройденного материала. – Золотые рыбки – это декоративные аквариумные рыбки. Посмотрите на фотографии этих рыбок (учитель демонстрирует фотографии / иллюстрации с изображением золотой рыбки).  Как   вы   думаете,   почему   их   так   назвали?  (Очень   красивые,   золотого   цвета, блестящие, хвост и плавники необычной формы.) – Обратите внимание на форму тела  (учитель демонстрирует, как можно нарисовать тело), на хвост (на что похож хвост?), на плавники. – Какие цвета будете использовать в работе? (Желтый, оранжевый, красный, белый.) – Посмотрите на сказочных золотых рыбок. – Обратите внимание на форму хвоста, плавников, как по­разному можно их изобразить.  – Что бы вы еще нарисовали золотой рыбке? (Корону, волосы, губы.) Выполняется под музыкальное сопровождение. – Сейчас мы отдохнем и пофантазируем. Попробуйте представить и выполнить то, что я буду говорить. –   Закройте   глаза.   Представьте,   что   находитесь   на   берегу   моря.   Вы   сидите   на   пляже, вытянули руки вверх и греете ладони под теплым солнышком (дети поднимают руки вверх и вращают ладошками). Опустите руки и представьте, что вы играете с песком: зарываетесь в него, набираете песок в руки и высыпаете его. Вам попадаются камушки, вы берете их и бросаете   в   воду  (имитируют   названные   движения).  Вот   подул   легкий   ветерок,   и   вы вдыхаете его свежий морской аромат  (выполняют глубокий вдох). Вы смотрите на море и любуетесь волнами, слушаете плеск воды. Вдруг одна волна принесла на берег золотую рыбку. Она лежит на берегу и просит о помощи. Вы берете рыбку и отпускаете в море (имитируют действия).   Рыбка   вас   благодарит   и   приглашает   посетить   свое   волшебное   царство.   Рыбка махнула   хвостом,   вы   превратились   в   маленькую   рыбку   и   отправились   путешествовать   по подводному миру. Представьте этот мир. Что и кого вы там видите? Вы плаваете с золотой рыбкой  по подводному миру, какой он? Встречаете его  обитателей. Что они делают, как выглядят? Путешествие подходит к концу. Рыбка махнула хвостом, и вы вновь стоите на пляже. Открывайте глаза. –   Каким   вы   представили   себе   подводный   мир?   Какими   были   его   обитатели?   Что необычного вам представилось? IV. Творческая практическая деятельность учащихся. – Зачем мы сейчас совершили мысленное путешествие в царство золотой рыбки? (Чтобы представить то, что будем рисовать. Помочь своей фантазии: помечтать, представить. Продумать образы, которые будут в рисунке.) –   Вы   будете   изображать   золотую   рыбку   в   подводном   царстве   восковыми   мелками   на наждачной бумаге.  V. Итог урока. 1. Выставка и анализ работ. – Посмотрите, что у вас получилось.  – Давайте вместе дадим оценку (конкретно указывается)… работе. •  Какие формы использовал художник, когда изображал рыбку? •  Какие цветовые решения нашел наш художник? •  Какая получилась рыбка по характеру? Как цвет и форма помогли изобразить характер? •  Что необычного в рисунке? •  Ваша оценка.  – Какое настроение на рисунке и у вас, когда вы смотрите на работу? – Выберите любую работу и дайте ей оценку.  – Вернемся к той работе, которую мы делали в начале урока. Во второй части листа изобразите свое настроение в конце урока. 2. Обобщение по теме. – Что такое восковой мелок?  – Как правильно работать восковыми мелками? 3. Уборка рабочего места. У р о к  5  ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ АППЛИКАЦИИ.  АППЛИКАЦИЯ ИЗ ОСЕННИХ ЛИСТЬЕВ (по замыслу ученика) П е д а г о г и ч е с к и е   з а д а ч и :   создать   условия   для   ознакомления   с   флористикой, оформления   сюжетных   композиций   из   листьев;   способствовать   развитию   чувства   цвета   и композиции, формированию умения оценивать готовое изделие и работу других учащихся; содействовать   воспитанию   интереса   и   бережного   отношения   к   природе,   трудолюбия, внимательного отношения к окружающим, желания оказывать помощь. О б о р у д о в а н и е : •   для учителя: конверты с засушенными листьями, варианты композиций из природного материала, варианты детских аппликационных работ из  осенних листьев  (Приложение 3), технологическая карта; •    для   учащихся:  природный   материал   (листья,   цветы),   цветной   картон,   клей   ПВА, кисточка для клея, тряпочка. С ц е н а р и й   у р о к а I. Организация начала урока. – Посмотрите на те материалы, которые лежат на столе, они вам помогут определить, какие качества будут сегодня нужны на уроке.  На доске ваза с надписью: «Работа», а по классу развешаны листочки из цветной бумаги с надписями: «Аккуратность», «Творчество», «Внимательность», «Старание», «Взаимопомощь» и т. п.  Листья золотые падают, летят, Листья золотые залетели в класс. Мы букет хороший сделаем сейчас. Мы букет поставим посреди стола, Осень золотая в гости к нам пришла. – Давайте составим букет – символ хорошего урока. Какие листочки мы поставим в вазу? – Я желаю, чтобы у вас все получилось.  II. Постановка учебной задачи. Опавшей листвы разговор еле слышен: – Мы с кленов… – Мы с яблонь… – Мы с вишен… – С осинки… – С черемухи… – С дуба… – С березы… Везде листопад: На пороге морозы!     Ю. Капотов – О чем могли шептать эти листочки? – Я приготовила небольшое испытание. У вас на столах лежат конверты, в них листочки. В паре с  соседом  надо  отгадать, с какого дерева упали  эти листочки и что они  шепчут  на прощание. – Листья деревьев сейчас соревнуются друг с другом в красоте и яркости. Каждый день хочется любоваться ими. Как же сохранить такую красоту? (Засушить, составить гербарий, сделать картину…)  – Готовясь к уроку, вы собирали, сушили красивые, разноцветные, разнообразные по форме листья, цветы. Сегодня на уроке мы из этой природной красоты будем создавать картины, чтобы всю зиму, глядя на свои работы, помнить и ждать весну, лето, осень. III. Изучение нового материала. –   Мы   будем   делать   аппликации   из   осенних   листьев.   Давайте   вспомним,   что   такое аппликация? Аппликация – изготовление изделия путем наклеивания или нашивания на бумагу, ткань разноцветных   кусочков   бумаги,   ткани,   кожи,   природных   материалов.   Искусство   создавать художественные   произведения   из   цветов,   трав,   листьев   называется  флористикой. Посмотрите, какие работы получаются у профессионалов (учитель демонстрирует работы мастеров по флористике). Из  растений можно сделать объемные и  плоские композиции. Такими вещами можно украсить дом, залы для торжественных мероприятий и т. д. – Природа дает нам неповторимое многообразие красок и совершенство готовых форм. Надо иметь богатую фантазию, чтобы из листьев липы сделать яблоки, из листьев осины – грибы, из листьев тополя – репу, а из зелени моркови – деревья. На   доску   крепятся   варианты   детских   работ   из   осенних   листьев   с   простыми сюжетами (Приложение 3). – Посмотрите на образцы картин из листьев. Какие образы на них запечатлены?  Мы листики осенние,  На ветках мы сидим.  Дунул ветер – полетели,  Мы летели, мы летели  И на землю тихо сели. Ветер снова набежал  И листочки все поднял. Закружились, полетели И на землю тихо сели. Присесть. Выполнить легкий бег по кругу. Присесть.  Выполнить легкий бег по кругу. Присесть. IV. Творческая практическая деятельность учащихся. –   Посмотрите   внимательно   на   листья,   которые   вы   принесли   на   урок.   Разложите   их, придумайте свою необычную картину. – Обсудим этапы работы, составим технологическую карту (этапы работы дублируются на доске): 1.   Подобрать   картон   нужного   цвета   для   фона.   Фон   может   быть   одноцветным   или многоцветным – небо и земля (горы, луг, поляна). 2. Разложить композицию. Поэкспериментировать, прикладывая листочки разного цвета к выбранному фону. Светлые листья лучше видно на темном фоне, а темные – на светлом. Можно ножницами отрезать часть листа или вырезать нужную деталь. 3. Приклеить полученную композицию, начиная с заднего плана и постепенно переходя к переднему.   Клей   ПВА   нужно   наносить   кисточкой   маленькими   точками   по   краю   листа, тряпочкой аккуратно прижать и удержать, излишки клея вытереть тряпочкой. – Желаю вам успешно выполнить работу, следуя составленному нами алгоритму. V. Итог урока. 1. Выставка и анализ работ. – Я приглашаю вас в музей необычных картин. Какие сюжеты вам больше понравились?  А л г о р и т м   с а м о о ц е н к и : – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе сделать работу? – Ты справился с работой или есть недочеты? – Ты выполнил все сам или с чьей­то помощью? – Как бы ты оценил свою работу? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Кто желает оценить свою работу по образцу? 2. Обобщение по теме. – Что такое аппликация, флористика? – В чем красота осенней природы? – Какие особенности работы с природным материалом вы узнали? – Давайте вернемся к букету – символу урока. Какие из этих качеств, без которых работа не удалась бы, вам были необходимы на уроке?  3. Уборка рабочего места. У р о к  6  ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ГРАФИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ. ЛИНИЯ­ВЫДУМЩИЦА П е д а г о г и ч е с к и е   з а д а ч и :   создать   условия   для   ознакомления   с   графикой, графическими   художественными   материалами,   их   выразительными   возможностями; способствовать   развитию   творческой   фантазии,   умений   изображать   линией,   анализировать свой   рисунок   и   рисунок   товарища;   содействовать   воспитанию   доброты   и   отзывчивости, трудолюбия, внимательного отношения к окружающим, желания оказывать помощь. О б о р у д о в а н и е : •  для учителя: учебник, образцы картин художников­графиков, перо, палочка, тушь; •  для учащихся: рабочая тетрадь, альбом, тушь, палочка, перо, кисти. С ц е н а р и й   у р о к а I. Организация начала урока. Проверка готовности рабочего места. Кто шагает с сумкой книг Утром в школу? (Ученик.) Долгожданный дан звонок? (Да.) Начинаем наш … (урок). II. Постановка учебной задачи. На   доске   висят   несколько   рисунков,   выполненных   в   разных   техниках:   восковыми мелками, акварелью, карандашом, тушью. – Посмотрите на эти рисунки. Какие материалы были использованы при их изображении? Есть ли затруднения? – Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним видом изобразительного искусства – графикой. III. Изучение нового материала. Графика (греч. γραφικος – письменный, от греч. γραφω – пишу) – искусство создавать художественные   произведения,   используя   в   качестве   основных   изобразительных   средств линии, штрихи, пятна и точки. (Цвет также может применяться, но, в отличие от живописи, здесь он играет вспомогательную роль.) Это рисунок, выполненный художником на бумаге или картоне с помощью пера и туши, угля, карандаша, кисти, а также рисунок, воспроизведенный с помощью специальных приспособлений и машин. – Линии, которые используются в работе, могут быть разными по характеру: колючие и острые, плавные и нежные, сказочные и загадочные. Можно изображать линии черной тушью с помощью   обыкновенной   палочки,   а   также   пером   и   кистью.   Если   нажать   сильно,   линия получится яркой, но не длинной, если слегка – линия станет тоненькой. Но самое интересное, когда нажимаешь по­разному, ведя одну линию, не отрывая руки от листа, – линия получается словно живая. (Рассказ учителя сопровождается показом.) Работая в графике, художники используют   линии   разной   толщины.   Это   создает   контраст   светлого   и   темного,   нежного   и грубого. IV. Практическая работа. – У вас на столах лежат предметы: палочка, зубочистка, перо и кисточка. Попробуйте их в работе. Проведите:  1) прямую линию каждым материалом, пробуя разный нажим; 2) волнистую линию; 3) отрывистую линию – штрихи; 4) ломаную линию. – Рассмотрите линии, которые у вас получились. Какие они по характеру? Что бы вы могли нарисовать этими линиями? –   У   многих   художников   есть   графические   картины.   Наш   современник   С.   Акулиничев работал   в   графике.   Рассмотрим   его   картины  (Приложение   4).  Какие   линии   использовал художник, создавая свои картины? Какой характер они придали изображению? ПОДНИМИ ЛАДОШКИ Подними ладошки выше И сложи над головой. Что же вышло? Вышла крыша,  Дети складывают руки над головой. А под крышей – мы с тобой. Подними ладошки выше, А потом сложи дугой. Кто же вышел? Вышли гуси –  Вот один, а вот другой. Подними ладошки выше И сложи перед собой. Что же вышло? Вышел мостик. Мостик крепкий и прямой. Дети сгибают руки в локтях перед собой,  поочередно опуская кисти рук. Дети складывают руки перед собой одна  на другую «полоской». V. Творческая практическая деятельность учащихся. – Откройте рабочую тетрадь на странице 10. Перед вами линии. Рассмотрите их. Какие линии вы видите? На что они похожи? –   Хотите   побыть   волшебниками?   Пером   и   тушью   вы   сейчас   превратите   эти   линии   в забавных зверюшек.  –   Посмотрите   на   страницу   11.   Что   видите?   На   что   они   похожи?   При   помощи   туши превратите эти пятна в птиц, зверей или волшебные существа. VI. Итог урока. 1. Выставка и анализ работ. –   В   школе   волшебства   проводится   выставка,   представьте   свои   работы   на   выставку. Скажите, кто изображен на этих рисунках? Какие работы вам понравились и почему? Какие линии были использованы художником? Как эти линии повлияли на характер изображения? А л г о р и т м   с а м о о ц е н к и : – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе сделать работу? – Ты справился с работой или есть недочеты? – Ты выполнил все сам или с чьей­то помощью? – Как бы ты оценил свою работу? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Кто желает оценить свою работу по образцу? 2. Обобщение по теме. – Назовите выразительные средства графики. Какие материалы используются в графике? Как получить яркие, светлые, тонкие линии? Какие по характеру могут быть линии? –   Используя   знания,   полученные   на   уроке,   изобразите   свое   настроение.   Какое   оно? Объясните. Почему?  3. Уборка рабочего места. У р о к  7  ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ГРАФИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ. ВОЛШЕБНЫЙ ЛЕС П е д а г о г и ч е с к и е   з а д а ч и :   создать   условия   для   ознакомления   с   графикой, графическими   художественными   материалами,   их   выразительными   возможностями; способствовать развитию умений изображать линией, анализировать свой рисунок и рисунок товарища,   воображения;   содействовать   воспитанию   бережного   отношения   к   природе, трудолюбия, внимательного отношения к окружающим, желания оказывать помощь. О б о р у д о в а н и е : •  для учителя: учебник, образцы картин художников­графиков (Приложение 5), образцы картин художников­акварелистов (Приложение 5), перо, палочка, тушь, акварель; •  для учащихся: альбом, тушь, акварель, палочка, перо, кисти. С ц е н а р и й   у р о к а I. Организация начала урока. Учитель   проводит   с   учащимися   подготовительную   работу,   направленную   на формирование позитивного настроя на урок. – В волшебных сказках обязательно есть волшебные помощники. Наш урок тоже будет связан с волшебством. Мы будем изображать волшебный лес.  Приглашает нас в волшебный лес это веселое солнышко.  Оно поможет нам: зарядит нас положительными эмоциями и укажет нам путь в волшебный лес. Будем солнце рисовать, И не надо горевать. Точка, точечка, кружок,  Много лучиков, дружок. Стало в комнате светлей,  Сразу стало веселей. Я скажу вам, не тая, – Жить без солнышка нельзя! прило Изобразить в воздухе солнце. Руки широко раскинуть в сторону, глубокий вдох. Улыбнуться, глядя на соседей. Взять в ладошки воображаемое жить их к груди. солнце и – Я желаю вам, чтобы солнечное настроение, которым мы сейчас зарядились, не покидало вас до конца урока. Проверка готовности рабочего места. II. Изучение нового материала. – Тема урока – «Волшебный лес». С какими материалами мы будем сегодня работать? (Акварель, тушь.) – Какими выразительными возможностями обладают эти материалы? – Как называется вид искусства, в котором материалом для изображения служит тушь?  –   Какие   изобразительные   средства   используются   в   графике?  (Линия,   штрих,   пятно, точка.)  –   Какие   по   характеру   могут   быть   линии?  (Колючие,   острые,   плавные,   нежные, волнующие, загадочные и т. д.)  –   Поразмышляйте,   какую   роль   сыграет   акварель   в   нашей   работе?   Какие   цвета   вы предложите для волшебного леса? (Фон.) – Что мы будем изображать при помощи туши? (Образы.) – Какие инструменты нам понадобятся для работы? (Кисточка, перо.) – Акварель необходима для фона. Какую кисть вы выберете для работы? (Толстую.) –   Сейчас   мы   совершим   мысленное   путешествие,   а   поможет   нам   в   этом   солнышко. Закрывайте глаза. Солнышко своими лучиками дотронулось до каждого, и вы перенеслись в сказочный,   волшебный   лес.   Перед   вами   залитый   солнечным   светом   лес,   деревья   в   нем небывалой   красоты.   Вы   остановились   и   разглядываете   их.   Вот   дерево   с   широкой   кроной, листья необычной формы, а по веткам скачут чудные зверюшки. А вот изящное стройное дерево свесило свои ветви­косы и приветствует нас. Вы идете дальше и видите дерево, его листья переливаются, сверкают, блестят, будто звезды, приглашая в волшебный мир. А вот самое старое дерево этого леса. У него толстый мощный стебель, яркие, загадочные плоды. Вот вы вышли на поляну, вас встречают прекрасные цветы, они машут вам своими пестрыми головками, приветствуя в волшебном лесу. Вот на поляну выбежали звери – жители этого леса. Целый день вы любовались красотами волшебного мира. Пришла пора возвращаться. Открывайте глаза. – Какие деревья, цветы вы представили? Поделитесь. – Какие цвета вы увидели в лесу? (Яркие, золотые, оранжевые, голубые, зеленые.) –  Зачем   мы   это   делали?  (Помочь   себе,   призвать   на  помощь   фантазию,   вообразить, представить, как выглядит волшебный мир.)  – Чтобы помочь вашему воображению раскрыться в полном объеме, давайте рассмотрим и проанализируем картины художников, выполненные акварелью и тушью (Приложение 5). П л а н  анализа: 1. Опишите, что видите на картине. 2.   Как   художник   использовал   акварель?   Какие   интересные   сочетания   нашел?   Почему именно такие тона использованы в рисунке? 3. Что изображено тушью? Какие средства использовал художник? Какой характер носят линии, штрихи, точки? 4. Ваше впечатление. Раз, два, три, четыре, пять – В лес отправимся гулять.  По извилистым тропинкам  Потихоньку мы пойдем.  Может быть, и под листочком Сладку ягоду найдем. На носочки дети встали,  По дорожкам побежали.  И на каблучках пойдем, Через лужи перейдем.  Отдохнули, вот и славно. Поговорим теперь о главном.  Обычная ходьба. Ходьба «змейкой».      Бег на носках. Ходьба на пятках. III. Творческая практическая деятельность учащихся. – Обсудим этапы работы. С чего начнете свою работу? 1. Затонируем лист. Продумаем цветовые сочетания. Подождем, когда высохнет лист.  – Я предлагаю создать фон, используя технику «рисуем по сырому». Для этого надо смело, используя толстую кисточку, смочить лист водой и скорее нанести краску, пока он не высох.   –  Вспомните   про   нашего   помощника   солнышко,   может,  оно   тоже   будет   участвовать   в вашей работе.  – Фон готов. Каков следующий шаг? 2.   Пока   сохнет   лист,   ищем   интересные   загадочные   волшебные   образы   для   деревьев   и цветов. 3. Используя перо и тушь, изображаем волшебный лес.  4. Если требуется, акварелью добавляем детали. – Работу спланировали, образы обсудили, пора начинать работу. – Не забывайте об использовании линий разной толщины, контрасте светлого и темного. Графика требует от художника точности и внимания, тогда получится аккуратный и красивый рисунок. Желаю вам удачи и полета фантазии.  Индивидуальная работа с учениками: оказание помощи в создании работы. IV. Итог урока. 1. Выставка и анализ работ. – Мы с вами попали в галерею. Какие замечательные картины выставлены в зале! Давайте их рассмотрим, обсудим, дадим оценку. А л г о р и т м   с а м о о ц е н к и : – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе сделать работу? – Ты справился с работой или есть недочеты?

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс

Поурочные разработки по ИЗО Школа России 2 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2019