Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс
Оценка 5

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Оценка 5
Разработки уроков
doc
искусство
2 кл
07.04.2017
Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс
Темы года группируются по видам деятельности и изучаемым темам - с целью систематизировать, закрепить знания и навыки в течение нескольких уроков подряд. Искусство как предмет, преподаваемый в общеобразователь¬ной школе, должен стать стимулом для творчества и развития ум¬ственных способностей учащихся независимо от того, станут ли они в дальнейшем художниками, учеными, домохозяйками или рабочими.
ИЗО.doc
Желательно давать задания с возможностью выбора (вариативные), активно привлекать учащихся к  подбору иллюстративного материала (в виде домашнего задания). Кроме иллюстративного материала в виде предметов, наглядных пособий, таблиц, репродукций хорошо  показать на уроке авторские художественные работы в разных техниках, чтобы дети могли увидеть  особенности живописной поверхности (фактуры) картины, рисунка, художественного изделия, ощутить  произведение искусства. Темы года группируются по видам деятельности и изучаемым темам ­ с целью систематизировать,  закрепить знания и навыки в течение нескольких уроков подряд. Искусство как предмет, преподаваемый в общеобразовательной школе, должен стать стимулом для  творчества и развития умственных способностей учащихся независимо от того, станут ли они в  дальнейшем художниками, учеными, домохозяйками или рабочими. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ■ • Номер  урока Тема Вид изобразительной деятельности 2 1 I четверть. «ЧЕМ И КАК РАБОТАЮТ ХУДОЖНИКИ» 3 1 2 3 4 5 6­7 8 «Цветочная поляна». Три основных цвета Рисование по памяти и впечатлению «Радуга на грозовом небе». Пять красок ­ богатство цвета и тона: гуашь «Осенний лес». Выразительные возможности  других материалов (графические: пастель, мелки) «Осенний листопад» ­ коврик аппликаций.  Выразительные возможности аппликации Рисование по памяти и представлению Рисование  пастелью  и  мелками Декоративно­прикладное творчество «Графика зимнего леса». Выразительные  возможности графических материалов Рисование   тушью,   карандашом,  углем «Звери в лесу». Выразительные возможности  материалов для работы в объеме Лепка птиц и животных (работа в  объеме) «Игровая площадка» для вылепленных зверей.  Выразительные возможности бумаги Выполнение  макета игровой площадки II четверть. «РЕАЛЬНОСТЬ И ФАНТАЗИЯ» (для школы 1­11 кл.) «ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ,  УКРАШАЕШЬ, СТРОИШЬ» (для школы 1­10 кл.) 9 10 11 12 13 14 «Наши друзья: птицы». Рисунок птицы (ворона,  журавль, голубь, петух и др.) с живой натуры,  чучела или таблицы. Изображение и реальность Рисование с натуры и по памяти «Сказочная птица». Изображение и фантазия Рисование по памяти и представлению «Узоры паутины». Украшение и реальность,  украшения в природе Рисование узора паутинки «Обитатели подводного мира». Украшение и  реальность «Кружевные узоры». Украшения и фантазия «Подводный мир». Постройка и реальность Рисование но памяти и представлению; работа по готовому трафарету, в  технике аппликации Работа в технике «граттаж»  (процарапывание) Конструктивное строение: объемное  изображение фигур морской фауны и  флоры 15 Постройка и фантазия Конструктивное строение из бумаги III четверть. «О ЧЕМ ГОВОРИТ ИСКУССТВО» «Четвероногий герой». Выражение характера  изображаемых животных. Живопись Рисование по памяти и представлению Сказочный мужской образ. Выражение характера  человека в изображении («Веселый и грустный  клоуны») Рисование по представлению  сказочных героев (мужчин),  контрастных по характеру Женский образ русских сказок. Выражение  характера человека в изображении Рисование по представлению образов  сказочных персонажей (женщин),  контрастных по характеру Образ сказочного героя. Художественное  изображение в объеме Изображение в объеме сказочных  героев (лепка) «С чего начинается Родина?». Природа в разных  состояниях «Человек и его украшения». Выражение характера  человека через украшения Рисование природы по памяти Декоративное конструирование Вырезание из бумаги элементов  морозных узоров Украшение цветом, символами с  выражением намерений ­ добрых или  злых Смешанная техника (фон ­пейзаж,  аппликация; макетирование,  конструирование) Живописные упражнения, рисование  по памяти и представлению  (впечатлению) Рисование по памяти и впечатлению 16 17 18 19 20 21 22 23 26 27 28 29 30 31 32 33 «Морозные узоры». Украшение и реальность «Морской бой Салтана и пиратов». Выражение  намерений через украшение 24­25 «Замок Снежной Королевы». Дом для сказочных  героев IV четверть. «КАК ГОВОРИТ ИСКУССТВО» «Огонь в ночи» («Перо жар­птицы»). Цвет как  средство выражения: «теплые» и «холодные» цвета «Мозаика». Цвет как средство выражения: «тихие»  (глухие) и «звонкие» цвета («Весенняя земля») Графические упражнения. Линия как средство  выражения. Характер линий Графическое изображение весеннего  лесного пейзажа «Дерево». Линия, как средство выражения.  Характер линий Рисование по памяти и с натуры  (деревья в окне, растения комнатные) «Птицы». Ритм пятен как средство выражения «Поле цветов». Ритм цвета, пятен как средство  выражения. Живопись (или оригами, цветная  аппликация) «Птицы». Пропорция как средство художественной выразительности. Пропорции и характер (бумажная пластика или лепка) Рисование по памяти; декоративно­ прикладное творчество Рисование по памяти, с натуры;  вырезание из бумаги Конструирование из бумаги или лепка «Весна идет». Ритм пятен, линий, пропорций как  средство художественной выразительности Живопись с элементами аппликации 34 35 Музеи искусств «Экзамен художника Тюбика».  Искусствоведческая викторина Беседа, просмотр слайдов,  диафильмов, иллюстраций,  репродукций, видеофильмов Игровые формы, чтение докладов,  сообщений, конкурсы, соревнования,  творческие задания I четверть ЧЕМ И КАК РАБОТАЮТ ХУДОЖНИКИ Урок  1 Тема: «ЦВЕТОЧНАЯ ПОЛЯНА». ТРИ ОСНОВНЫХ ЦВЕТА Тема коллективной композиции «Цветы». Форма организации коллективной деятельности: совместно­индивидуальная, свободное размещение  на общей плоскости. Вид занятий: рисование по памяти и впечатлению. Цели и задачи: изобразить цветы, заполняя крупными изображениями весь лист бумаги (без  предварительного рисунка); воспитание любви и интереса к предмету. Оборудование урока: для учителя ­ гуашь, акварель, кисти и пр.; для учащихся ­ гуашь (3 цвета ­  желтая, красная, синяя краски), кисти, белая бумага, ножницы, клей, акварель (при отсутствии гуаши). Зрительный ряд: живые цветы; слайды цветов, цветущего луга; наглядные пособия, демонстрирующие 3  основных цвета и их смешение (составные цвета); методические таблицы, показывающие смешение  цветов на палитре и перенос нового цвета на бумагу; репродукции с картин: Ф. Толстой «Букет цветов,  бабочек и птичек», И. Хруцкий «Цветы и плоды» и др. Литературный р я д: загадки по теме. Ход урока I. Организация класса. Проверка отсутствующих, готовности к уроку. Напомнить порядок работы и поведения на уроке: приветствовать друг друга (учитель и ученики) стоя.  Выкрики с места ответом не считаются, учитель спрашивает тех, кто спокойно поднимает руку. Техника безопасности на уроке (карандаши, кисти, краски, ножницы и пр.). II. Беседа по теме урока. Первый урок вводный, поэтому учитель в самом начале проводит короткую беседу с детьми. Он  спрашивает детей, что они рисовали дома, чем и по чему рисовали, что им особенно нравится рисовать  и т. д. В общих чертах необходимо ознакомить с содержанием уроков изобразительного искусства, выявить  уровень знаний, умений и навыков в этой области. Учитель. В течение всего года мы будем познавать образный строй языка искусства, развивать познание  красоты жизни. Помогать нам в этом будет игра и 3 «мастера­брата» (куклы) ­ Мастер Постройки,  Мастер Изображения и Мастер Украшения. 1) Многоцветие мира ­ радость. Это первое, что на этом уроке нужно усвоить и прочувствовать детям. 2) Многоцветие мира порождено тремя основными цветами. И это для детей ­ основное открытие  первого урока, ведь все обилие цвета осенних букетов, цветов, принесенных в класс (да и остального в  окружающем мире) может быть воссоздано на бумаге смесями   этих  трех   красок.   Чтобы  добиться    многообразия   цвета, «учимся быть живописцами», пользуясь палитрой, а не механически раскрашивая  готовыми красками. 3) И, наконец, на данном уроке также важно следующее: весь лист бумаги занимается изображением,  создается живописная фактура на всей поверхности листа. Дети сразу должны уйти от «полоски снизу»  (якобы земли) и пустоты сверху. Именно поэтому лучше всего изображать «луг сверху». Дети учатся уже второй год, значит, некоторые знания и навыки у них уже есть, поэтому изученное  ранее надо напомнить, систематизировать. Проверить, что ученики приготовили к уроку. Готовность к  уроку ­ это обязательное требование, которое должен выполнять каждый ученик. Учитель. Когда человек работает, он часто использует какие­нибудь инструменты (ПК, молоток, иглу и  др.). Когда работает художник, он также использует инструменты. Давайте назовем некоторые  инструменты, которые будете использовать и вы. Я загадываю загадку, а ваш ответ подскажет, что это: Черный Ивашка ­ Деревянная рубашка, Где носом поведет, Там заметку кладет. (Карандаш.) Разноцветные сестрицы  Заскучали без водицы.  Дядя длинный и худой  Носит воду бородой, И сестрицы вместе с ним Нарисуют дом и дым. {Кисточка и краски.) Если ей работу дашь ­ Зря трудился карандаш. (Резинка.) Белый камушек растаял, На доске следы оставил. (Мел.) Свою косичку без опаски Она обмакивает в краски, Потом окрашенной косичкой В альбоме водит по страничке. (Кисточка.) Жмутся в узеньком домишке Разноцветные детишки. Только выпустишь на волю ­ Где была пустота, Там, глядишь, ­ красота. (Краски, цветные карандаши.) А также есть другие инструменты художника: • Бумага ­ она бывает разного размера, цвета и фактуры (на ощупь). Чаще всего покупают белую  бумагу в альбомах или в папках для рисования. • Линейка ­ преимущественно берем около 25 см, нескользкую, прозрачную, с хорошо видимыми  делениями. Лекала ­ криволинейные линейки. • Циркуль ­ лучше пластмассовый, с регулируемой толщиной карандаша. • Палитра ­ небольшой кусок доски у художников, а у нас ­из пластика,  керамической плитки,   оргстекла, блюдца, бумаги. Предназначена для получения новых цветов. •  Фломастеры, маркёры ­ используют как вспомогательный материал для контуров, мелких деталей,  обводки. Необходимы художнику и тряпочки ­ для промокания кистей и уборки рабочего места, а также  фартуки. Что еще надо знать? Краски бывают разные, но для юного художника достаточно иметь акварель и гуашь. Кисти должны  быть из натурального волоса животных, они (кисти) подразделяются на круглые и плоские, по номерам.  (Показать кисти ученикам в качестве примера.) Резинка должна быть мягкая, упругая, белого цвета, без  вкраплений ­ крупинок. Мелки бывают, кроме цветных, восковые, пастельные. ­ Какие из этих «инструментов» есть у вас? ­  Ребята, вам некоторые из этих предметов тоже понадобятся, поэтому приготовьте их к следующему  уроку (или в течение сентября), если вы хотите стать настоящими художниками. Акварель с палитрой,  альбом, кисти, карандаш, резинка ­ наши основные материалы. Некоторые правила работы: •  аккуратно смачивать кисточки в воде, не затирая волос; •  смочить краски водой (слегка), каждый раз промывая кисть; • никогда нельзя пачкать краски грязной кисточкой (т. е. в другой краске), для получения другого  оттенка или цвета используют палитру; • нельзя кисточку тереть о бумагу и портить ей «прическу», а также долго держать опущенной в воде  (искривится волос); • карандаши должны быть хорошо заточены, линия должна быть легкой и без сильного нажима. III. Работа над заданием. Самостоятельная работа учащихся. Детям предлагается изобразить тремя основными цветами и их смесями крупные и мелкие цветы во  весь лист. Цветы желательно не срисовывать, а придумывать на основе натуры. Нарисовать цветы, заполняя крупными изображениями весь лист (без предварительного рисунка).  Цветок в раскрытом состоянии. Учитель обращает внимание на созвучие слов «цветы» и «цвета», на схожесть названий некоторых  цветов и цветовых оттенков: роза и розовый, сирень ­ сиреневый, василек ­ васильковый и т. п. ­ Можете ли вы привести еще примеры, ребята? Рассматривая живые цветы, дети называют, какого цвета их лепестки, определяют оттенки сплошного  цвета (сине­зеленый, желто­оранжевый, красно­коричневый). Литературные образы. Загадка: Разноцветные ворота На лугу построил кто­то, Но пройти в них нелегко, Те ворота высоко. Постарался мастер тот, Взял он красок для ворот Не одну, не две, не три ­ Целых семь, ты посмотри. Как ворота эти звать? Можно их нарисовать? (Радуга.) А вот маленькие стихотворные сказки: Не во сне, а наяву – Что же здесь такого? – Я на радуге живу  В домике лиловом.  Выбегаю поутру  В бежевых сапожках,  Ем в сиреневом бору  Алую морошку.  С листьев падает роса  В тёмно­синей чаще,  Филин жёлтые глаза  На меня таращит.  Там, где свищут соловьи  В закоулках бора,  Пробираются ручьи  К розовым озёрам,  Машет белка за кустом  Фиолетовым хвостом,  Белорыбицы плывут  Под вишнёвый мостик.  Я на радуге живу,  Приходите в гости. Т. Белозёрова БУКЕТ Побежала Таня за цветами,  Свой букет она подарит маме.  Вот ромашка с золотым сердечком,  У нее высокий стебелёк,  Рядом с нею синий, будто речка,  Солнышком нагретый василёк.  Колокольчик в шапочке лиловой  Весело кивает головой.  Одуванчик, улететь готовый,  Шепчется с гвоздикой полевой.  Всех цветов не сосчитать в букете!  Жарко в поле, солнце ярко светит.  Девочки зовут купаться Таню, ­ Ей на речку хочется самой,  Но ромашка с васильками вянет.  Надо их скорей нести домой.  Надо ей бежать без остановки – Солнышко пригрело горячо,  И ромашки светлые головки Положили Тане на плечо.  Добежала до дому Танюшка,  Бабочка за ней влетела вслед.  И теперь стоит в зелёной кружке  Первый Таней собранный букет. 3. Александрова РОМАШКИ Рыжие макушки, Белые рубашки. По лесной опушке Разбрелись ромашки. ФИАЛКА У фиалки нежный аромат.  И над лесом, может быть,  от этого Нежный фиолетовый закат,  Ароматный воздух фиолетовый. В. Орлов IV. Составление коллективной композиции. В школах, где есть возможность провести два и более уроков в неделю, а также при хорошей подготовке детей, можно усложнить задание: за 10­20 минут до конца урока изображения цветов вырезать и  приклеить на общем листе формата А4, фон зеленый (цветная бумага, загрунтованная). Нарисовать  бабочек (развернутых), обращая внимание не на симметрию, а яркость узора. Вырезать, приклеить. Целесообразно показать ученикам схемы, отражающие основные принципы составления коллективных  композиций. Дети, выполняя задание индивидуально, могут до конца урока не догадываться об участии  в коллективной работе. Коллективная композиция, выставленная учителем в конце урока на доске,  становится для них приятной неожиданностью. Большая и красивая, она приносит учащимся чувство  радости и гордости, так как дети осознают сопричастность к настоящему «произведению искусства»,  которым можно украсить интерьер школы. V. Итоги урока. При подведении итогов урока учитель подчеркивает, как дети смогли передать красоту цветов,  используя 3 основные цвета, как проявили свою наблюдательность и графические навыки. Анализируя выполненную детьми коллективную композицию, учитель отмечает разнообразие оттенков  цветов, которое получается от смешения одних и тех же красок, обращает внимание детей на красоту  большой совместной работы ­ композиции, которая будет украшать стены школы и дарить всем хорошее настроение.  Домашнее задание: понаблюдать в жизни красоту цветовых оттенков и запомнить, где можно увидеть  смешение трех основных цветов (листья, овощи и фрукты). Урок  2 Тема: «РАДУГА НА ГРОЗОВОМ НЕБЕ». ПЯТЬ КРАСОК ­ БОГАТСТВО ЦВЕТА И ТОНА:  ГУАШЬ Тема коллективной композиции «Природные стихии». Форма организации коллективной  деятельности: совместно­индивидуальная, свободное размещение в пространстве. Вид занятий:  рисование по памяти и представлению. Цели и задачи: дать представление об использовании трех основных хроматических цветов и двух  ахроматических (черный и белый); научить изображать природные стихии без предварительного  рисунка. Оборудование урока: гуашь (5 красок ­ желтая, синяя, красная, белая, черная), крупная кисть, большие  листы любой бумаги (оберточная, обои; формат АЗ­А4 или по 2­3 склейки). Зрительный ряд: слайды природы в резко выраженных состояниях ­ гроза, буря и т. д.; репродукции: И.  Левитан «Буря ­дождь», Ф. Васильев «Перед грозой», «Кучевое облако», А. Ку­инджи «Облака»,  «Стадо в степи», «Эльбрус», «Ночь на Днепре», «Эффект заката», «Море. Крым», И. Шишкин  «Последние лучи. Этюд», К. Моне «Скалы в Бель­Иле», П. Синьяк «Гавань в Марселе», И.  Айвазовский «Девятый вал», «Закат на море», «Черное море», К. Юон «Русская зима. Лигаево», И.  Грабарь «Февральская лазурь» и др.; методическая таблица «Полный цветовой круг» и др. Литературный ряд: стихотворения по теме. Ход урока I. Организация класса. Проверка отсутствующих, готовности к уроку. П. Беседа по теме урока. Объяснение задания. Учитель рассказывает о многообразии цвета и тона. Дети должны изобразить природный пейзаж в ярком, бурном характерном состоянии, учитывая время  года, время суток, освещение. Смешивая три основных цвета с черной и белой красками (в разном количестве), дети должны  почувствовать огромное богатство красочных сочетаний, живописные возможности гуаши, способность  красок смешиваться, перекрывая друг друга, их сочность, активность. Работа может вестись и с  палитрой, и без палитры (в зависимости от уровня подготовленности учеников) ­ все смешения красок  прямо по работе (не допуская полного смешения; прожилки ­ участки одной краски остаются в другой,  это дает живую живописную поверхность). Перед работой необходимо рассмотреть таблицу «Полный цветовой круг». Учитель объясняет, как он  образован. Целесообразно заинтересовать детей, настроить, показав им слайды и репродукции работ  художников, изображающих выразительные состояния природы. III. Выполнение упражнения (на большом листе любой бумаги). 1)  Лист располагаем вертикально. Отступив сверху 3 см, снизу 4 см, проводим   справа­налево   2  + черная 3 + белая кр. 1 син. жел. др. 4   линии. Расстояние между ними делим на 3­4   полосы  с  промежутками   между ними в 1—1,5 см. 2)  Середину полос закрашиваем тремя основными цветами и одним по  выбору. 3)  Затем, добавив понемногу белой краски к трем основным и четвертому  цвету (менее 1/2), закрашиваем справа часть полос. 4)  Добавив белой (более 1/2 общей массы) к цветам, закрашиваем остаток  полос справа. 5) То же самое (менее 1/2) с черной краской слева часть полос. 6) То же самое (более 1/2) с черной краской остаток полос. Получится  цветовая растяжка. Она должна быть плавной, с нерезкими переходами  оттенков друг в друга. IV. Работа над заданием. Коллективная композиция. Самостоятельная работа учащихся. Задание: изобразить природные стихии на больших листах бумаги крупными кистями без  предварительного рисунка (гроза, буря, извержение вулкана, дождь, туман, солнечный день и т. п.,  осенний лес). ЧЕТЫРЕ ХУДОЖНИКА Четверо художников, Столько же картин. Белой краской выкрасил Все подряд один. Лес и поле — белые, Белые луга. У осин заснеженных Ветки, как рога. У второго ­ синие Небо и ручьи. В синих лужах плещутся Стайкой воробьи. На снегу прозрачные Льдинки­кружева. Первые проталинки, Первая трава. На картине третьего Красок и не счесть: Желтая, зелёная, Голубая есть... Лес и поле в зелени, Синяя река, Белые пушистые В небе облака. А четвёртый золотом Расписал сады, Нивы урожайные, Спелые плоды... Всюду бусы ­ ягоды Зреют по лесам. Кто же те художники? Догадайся сам! (Зима, весна, лето, осень.) Е. Трутнева Учитель рисует на доске расположение элементов композиции, записывает термины, объясняет  действия: 1) Делим лист горизонтально расположенной линией примерно пополам. Это линия горизонта. Она  может быть прямой, а может быть волнистой (изображает холмы). 2)  Сначала выполняется в цвете небо, земля, затем на готовом фоне (подмалёвок) ­ деревья и прочие  элементы композиции. Живопись выполняется в технике мазков (в одну сторону: слева­вниз или справа­ вверх). Можно задать движение живописи (мазки по кругу точки, по спирали), придать рисунку  воздушность, легкость. Требования к работам: ­ компоновка в листе, пропорциональность, соразмерность, соответствие; ­  колорит, живописность, умение «закрыть» плоскость листа краской; ­ проработка, завершенность, общая выразительность, обобщение работы, обработка деталей; ­ можно дать работе название (на обороте листа карандашом). V. Итоги урока. Экспресс­выставка. Уборка рабочих мест. Домашнее задание: просмотреть детские книги и журналы и обратить внимание, что и как изображено  красками, которыми ребята работали на уроке. Если возможно, сходить в художественный музей,  галерею, на выставку. Урок 3 Тема: «ОСЕННИЙ ЛЕС». ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДРУГИХ МАТЕРИАЛОВ (ГРАФИЧЕСКИЕ:  ПАСТЕЛЬ, МЕЛКИ) Вид занятий: рисование пастелью и мелками. Цели и задачи: знакомство и освоение графических художественных материалов, их выразительных  возможностей; знакомство с конструкцией дерева, кустарника; воспитание бережного отношения к  природе и экологического мышления; укрепление межпредметных связей (чтение, природоведение,  окружающий мир). Оборудование урока: пастель, мелки (восковые, акварельные), цветные карандаши, бумага суровая  (оберточная). Зрительный ряд: слайды осеннего леса и репродукции работ художников на эту тему: И. Шишкин  «Осень», «Перед грозой», «Дождь в дубовом лесу», И. Левитан «Золотая осень», В. Поляков «Осень в  Абрамцево», «Золотая осень», И. Бродский «Опавшие листья»; наглядное пособие по работе с разными  красками и материалами; практический показ техники графического рисунка. Литературный ряд: стихотворения А. Пушкина, С. Есенина. Музыкальный ряд: П. Чайковский «Осень» (из цикла «Времена года»). Ход урока I. Организация класса. Проверка отсутствующих, готовности к уроку. II. Беседа по теме. Графические материалы: пастель, восковые и акварельные, цветные карандаши. (Объяснить их  отличия от акварели, гуаши и других художественных материалов.) Красочные материалы бывают разными: акварель дает прозрачные, нежные работы; пастель ­ бархатные, «пушистые», мягкие; масло ­ глубокие, густые и «объемные». Один и тот же мотив, например «Осень»,  исполненный в разных материалах, будет звучать по­разному. Учитель показывает детям особенности работы пастелью (мелками). Останавливается на исполнении  разных оттенков одного цвета, возможностях перекрытия, смешения, работы штрихом и плашмя. Пастель ­ очень мягкий мелок. На него нажимают слегка. Изображение получается мягким, нежным,  неярким и пушистым. Пастель ­ мелок мягкий, бархатистый. Рисовать можно по­разному: плашмя или  остро заточенным мелком. Иногда цветные пятна слегка растирают пальцем. Цветовые переходы  получаются воздушными и прозрачными. Рисовать пастелью любили многие художники, например,  французский художник Э. Дега. Посмотри, какие разные оттенки у синего цвета на его картине  «Голубые танцовщицы»! Изображения, сделанные пастелью, иногда кажутся погруженными в дымку. А это восковые мелки. Они твердые. Когда рисуете, нажимаете на них сильно. Восковые мелки ­ более  жесткие по сравнению с пастелью. Каким бы мелком или краской ты ни рисовал, цветовое пятно должно состоять из многих цветов. Например, рисуя крону дерева, мы будем использовать не только зеленый,  но и желтый, синий цвета. ­  А какими мелками можно рисовать небо? Из каких цветов можно составить цвет воды? (Ответы  детей и обобщение учителя.) III. Работа над заданием. ­ Изобразите осенний лес пастелью мелками. Не забудьте, что деревья можно рисовать по­разному  ­ только верхушки или только основания, а можно изобразить  всех случаях надо учитывать строение и конструкцию дерева, кустарника, и для этого нужно  наблюдать, анализировать и рассуждать, запоминать. Требования к работам: ­ удачная компоновка в листе; ­ отдельные штрихи­мазки должны составлять живописную, плотную красочную фактуру; их в полный рост. Но во ­ учитывать   строение  изображаемого объекта; ­ аккуратность, завершенность, выразительность; ­ дать работе название. IV. Итоги урока. Анализ общих ошибок. Домашнее задание: просмотреть детские книги, журналы и отобрать иллюстрации, выполненные  пастелью, акварелью, гуашью, принести на урок. Урок 4 Тема: «ОСЕННИЙ ЛИСТОПАД» ­ КОВРИК АППЛИКАЦИЙ. ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ АППЛИКАЦИИ Вид занятий: декоративно­прикладное творчество. Цели и задачи: расширение представлений детей о художественных материалах; развитие чувства  цветовой гармонии, фантазии; овладение навыками работы с различными материалами, инструментами  (ножницы, кисти, цветная бумага, обрезки тканей, нитки); дать понятие об аппликации; научить  использовать приемы композиции (ритм, равновесие, цветовой колорит, сюжет) в данном виде работы;  развитие зрительной памяти детей и умения изображать природу по памяти и впечатлению. Оборудование урока: цветная бумага, куски ткани, нитки, ножницы, клей (лучше ПВА, так как он в  отличие от канцелярского не желтеет со временем), серая, коричневая бумага или холст, мешковина  (для фона). Зрительный ряд: живые листья, собранные в саду, на улице; слайды осеннего леса, земли, асфальта с  опавшими листьями; репродукции: И. Левитан «Золотая осень», И. Бродский «Опавшие листья», И.  Хруцкий «Цветы и плоды», Ф. Толстой «Букет цветов, бабочек и птичек», В. Ван Гог «Подсолнухи». Литературный ряд: Ф. Тютчев «Листья», А. Балонский «Кружат листья...», стихотворения и загадки по  теме урока. Музыкальный ряд: ноктюрны Ф. Шопена; П. Чайковский «Сентябрь» (из цикла «Времена года»). Ход урока I. Организация класса. Проверка отсутствующих, готовности к уроку. II. Беседа по теме урока. Объяснение задания. ­ Что такое аппликация? Учитель. Когда разноцветные кусочки бумаги, ткани, кожи, замши художник наклеивает или  нашивает на бумагу, ткань (основу), получается аппликация. Можно использовать яркие цветные  фотографии из старых журналов. Тогда каждый кусочек будет иметь множество оттенков. Когда вы  будете делать аппликацию, то каждую форму нужно будет вырезать ножницами. Но можно и обрывать  бумагу по форме изображения (и вклеивать в контур, намеченный карандашом) ­ см. на рисунке. Попробуем сделать коврик «Осенний листопад». Как красиво в осеннем лесу! Ветер срывает с деревьев  листья, и они кружат свои танцы, ведут хороводы. Можно вырезать сразу много листиков, если сложить  цветную бумагу в несколько раз. Можно и обрывать бумагу по форме листочка. Давайте сделаем несколько ковриков аппликаций на тему «Осенний листопад». ■■'«! Листья на траве. Детские работы. Аппликации Стихотворения: Кружат листья над дорожкой,  Лес прозрачен и багрян.  Хорошо бродить с лукошком  Вдоль опушек и полян!  Мы идём и под ногами  Слышим шорох золотой. Пахнет влажными грибами,  Пахнет свежестью лесной. А. Балонский Лес, точно терем расписной – Лиловый, золотой, багряный,  Весёлой, пёстрою стеной  Стоит над светлою поляной.  Берёзы жёлтою резьбой  Блестят в лазури голубой...  Лес, словно терем расписной,  Лиловый, золотой, багряный,  Стоит над солнечной поляной,  Заворожённый тишиной. И. Бунин Осень на опушке краски разводила, По листве тихонько кистью проводила. Пожелтел орешник, и зарделись клёны, В пурпуре осинки, только дуб зелёный. Утешает осень: ­ Не жалейте лета! Посмотрите ­ роща золотом одета! Э. Федоровская Меж редеющих верхушек  Показалась синева.  Зашумела у опушек  Ярко­жёлтая листва.  Птиц не слышно.  Треснет мелкий,  Обломившийся сучок,  И, хвостом мелькая, белка  Лёгкий делает прыжок.  Стала ель в лесу заметней,  Бережёт густую тень.  Подосиновик последний  Сдвинул шапку набекрень. А. Твардовский Вьётся в воздухе листва, в жёлтых листьях вся Москва. У окошка мы сидим и глядим наружу,  Шепчут листья: «Улетим!»  И ныряют в лужу. Ю. Корипец Загадки: Алый платок упал за лесок, Лёг на луг ­ Потемнело вокруг. (Закат.) Крашеное коромысло над рекой повисло. (Радуга.) Пушистая вата плывёт куда­то, Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облако.) Поглядите, поглядите ­ потянулись с неба нити! Что за тоненькая нить землю с небом хочет слить? (Дождь.) Виден край, да не дойдёшь. (Горизонт.) Что за потолок? То он низок, то высок, То он сер, то беловат, то ­ чуть­чуть голубоват, А порой такой красивый, кружевной и синий­синий. (Небо.) Жёлтый фонарик на ветке повис, Рожки его опрокинулись вниз. (Месяц.) Падают с ветки золотые монетки. (Листья осенью.) III. Работа над заданием. Самостоятельная работа учащихся. Анализ и разъяснение общих ошибок. IV. Итоги урока. На классной доске учитель закрепляет выполненные (лучшие) работы; можно организовать экспресс­ выставку «Наш осенний сад». Отмечает, какие оттенки палитры осени удалось отобразить детям, где  лучше передано движение листьев, ветра, у кого аккуратнее работа. Оценивает работы.  Домашнее задание: найти репродукции работ, созданных художниками в материалах, похожих на  аппликацию (мозаика, коллаж), посмотреть мозаики в общественных зданиях, инкрустацию на мебели,  лоскутную мозаику. Урок 5 Тема: «ГРАФИКА ЗИМНЕГО ЛЕСА». ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ГРАФИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ Вид занятий: рисование тушью, карандашом, углем. Цели и задачи: знакомство с графикой ­ видом изобразительного искусства; овладение новыми  инструментами (пером, палочкой, кистью, черным карандашом, углем), выразительными средствами  (линией, штрихом), техникой (растушевкой); развитие наблюдательности и внимания к природе;  укрепление межпредметных связей (чтение, природоведение, окружающий мир). Оборудование урока: черная тушь, чернила, перо, палочка, тонкая кисть или уголь, тряпочка, резинка. Зрительный ряд: материалы экскурсий или слайды, фотографии деревьев зимнего леса; репродукции  графических произведений: М. Мибурич «Зима», Г. Верейский «В саду», И. Билибин «Русский север»,  А. Дейнека «Девочка у окна», В. Фаворский ­ иллюстрации к рассказу А. Н. Толстого: «Русак»,  «Пролетающие птицы», Г. Кроллис «Дерево солнца»; таблица «Как дерево растет». Литературный ряд:М. Пришвин «Рассказы о природе»; стихотворения, загадки по теме. Музыкальный ряд: П. Чайковский «Декабрь» (из цикла «Времена года»). Ход урока I. Организация класса. Проверка отсутствующих, готовности к уроку. II. Беседа по теме урока. Учитель знакомит детей с графикой (от grapho ­ «пишу») ­ видом изобразительного искусства, с новыми инструментами и материалами (перо, палочка, кисть, черный карандаш, уголь), выразительными  средствами (линия, штрих, пятно), техникой (растушевка) графики. На этом уроке дети работают тушью, черными чернилами, пером, палочкой или тонкой кистью (можно  угольной палочкой, черным карандашом) и выполняют рисунки линией. Линия, штрих ­основной  способ работы этими материалами (см. рис. 1­12, с. 29­31). Выразительность линий создается разным характером: прямые, ломаные, волнообразные,  пересекающиеся, тонкие, толстые линии. Можно рисовать обыкновенной палочкой, опуская ее заостренный конец в жидкую черную тушь, а  также пером кистью. С целью развития внимания к природе и наблюдательности учитель предлагает детям представить лес  без листьев и увидеть в графичности линий красоту обнаженных веток, богатство их форм, поворотов,  движений. Самое важное ­ почувствовать это, увидеть и отобразить в рисунке разнообразие линий. Учитель. Посмотрите вокруг. Назовите предметы белого и черного цвета. Чаще всего белым цветом  обозначают все светлое, доброе, ясное, а черным ­ печальное, тревожное, жуткое. Эти цвета по  отношению друг другу контрастны, резко противоположны. Но эти же цвета, как и противоположные  предметы в жизни, могут уживаться вместе, и тогда мир предстает более многообразным. ­ Чем отличаются цветные краски от черной и белой? ­  Есть две   группы   цветов ­ хроматические и  ахроматические. Названия их образованы от греч. слова «хроматос» ­ «цвет». Следовательно,  хроматические ­ все цветные краски, ахроматические ­ не содержащие цвет (черный, белый, серый). А вот что о черном и белом цветах можно узнать из  загадок: В чёрном поле заяц белый Прыгал, бегал, петли делал. (Мел.) Через поле напрямик, Скачет белый воротник. (Заяц­беляк.) Белый на белом написал, где бегал, Рыжая пройдет, белого найдёт. (Заяц и лиса.) Что за коняшки? На всех тельняшки. (Зебра.) Сероват, зубоват, по полю рыщет, Телят, ягнят ищет. (Волк.) Белые мухи на поле сели. (Снег, снежинки.) Скатерть бела ­ всю землю одела. (Снег.) На деревья, на кусты с неба падают цветы, Белые пушистые, только не душистые. (Снег.) А вот веселое, забавное стихотворение: Чёрной ночью чёрный кот  Прыгнул в чёрный дымоход,  В дымоходе чернота,  Отыщи­ка там кота! Давайте рассмотрим произведения графиков и ответим на вопросы: ­  С помощью каких выразительных средств художник изображает красоту леса, деревьев? (Линия,  пятно, силуэт, свет и тень, ритм.) Рисунки тушью, карандашом или углем называются графикой. Изображая зиму черной тушью, можно  рисовать не только кистью, но и пером (металлическим и птичьим) и обыкновенной, остро заточенной  палочкой (с острым или расщепленным концом). Если нажмешь сильно, линия получится яркой, но не длинной, если слегка ­ линия станет тоненькой. Но  самое интересное, когда нажимаешь по­разному, ведя одну линию, а руку от листа не отрываешь, ­  линия получается словно живая. Линии бывают колючими, острыми, плавными. Линии и способы штриховки Рис 1. Наклон в одну сторону Рис 2. Волнообразный штрих­зигзаг Рис 3. Штрих в несколько рядов  Рис 4. Штрих, двигающийся по кругу Рис 5. Штрих, идущий от центра круга Рис 6. Штрих, чуть касаясь бумаги Рис 7. Постепенно усиливая нажим Рис 9. Меняющиеся паузы­просветы между штрихами Рис 10. Штрих­зигзаг с постепенным удлинением и укорачиванием  Рис 11. Меняющийся наклон штриха Рис 12. Постепенно укорачивающийся штрих и изменяющиеся паузы­просветы — Придумайте свой лес, сочините его. В искусстве сочинение на какую­нибудь тему называется  композицией. Нарисуйте несколько маленьких эскизов­композиций на тему «Графика зимнего леса».  Постарайтесь, чтобы деревья были разной формы и по­разному располагались на листе. Д. Рожкали. Соколик ржи ­ А как вы думаете, можно ли зиму назвать временем черно­белой графики? ­ Когда в лесу остается меньше цвета? (Зимой. Деревья почти черные на фоне белого снега?) III. Работа над заданием. Самостоятельная работа учащихся. По таблице «Как дерево растет» дети объясняют зависимость расположения ветвей и характера силуэта от породы дерева. Напомнить учащимся, что, выполняя определенную роль, каждая часть дерева (кор­ ни, ствол, ветви, листья, цветы, плоды) имеет и определенную форму. Выбор того или иного приема в  рисунке и живописи диктуется формой и строением дерева и его частей, а также художественным за­ мыслом. ­ Какие деревья бывают по характеру? (Елка ­ пушистая, густая; березка ­ стройная, гибкая, белая с черными полосами; дуб ­корявый, ветвистый, толстый и мощный; ива ­ поникшая, гибкая,  «длинноволосая», струящаяся.) Работу можно выполнить на тонированной бумаге. Далее несложный пейзаж, состоящий из 1­2 деревьев, дороги и леса, можно изобразить по­разному. Например, нарисовать деревья и дорогу фронтально,  вытянув слева направо. А можно найти такую точку зрения, так скомпоновать пейзаж, что дорога будет  уходить от зрителя в глубину и помогать передаче пространства. Деревья можно поместить на переднем плане. Стихотворение и загадки: ЕЛИ Ели на опушке – До небес макушки – Слушают, молчат,  Смотрят на внучат.  А внучата ­ ёлочки,  Тонкие иголочки  У лесных ворот  Водят хоровод. И. Токмакова Вроде сосен, вроде ёлок, А зимой без иголок. (Лиственница.) Никто не пугает, А вся дрожит. (Осина.)  Кудри в речку опустила  И о чём­то загрустила. А о чём она грустит,  Никому не говорит. (Ива.) Что же это за девица? Не швея, не мастерица. Ничего сама не шьёт, А в иголках круглый год. (Ёлка, сосна.)  Когда человек бывает деревом? (Со сна.)  IV. Итоги урока. При подведении итогов урока по возможности организовать выставку работ учащихся всего класса.  Уборка рабочих мест. Домашнее задание: принести в класс книги, журналы, иллюстрированные черно­белыми линейными  (графическими) рисунками. Уроки  6­7 Тема: «ЗВЕРИ В ЛЕСУ». ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ РАБОТЫ В ОБЪЕМЕ Вид занятий: лепка птиц и животных (работа в объеме). Цели и задачи: знакомство со скульптурными материалами, освоение работы с пластилином; понять  отличие работы в плоскости от работы в объеме; показ произведений из разных материалов с разными  выразительными возможностями (камень, глина, дерево пластилин, стекло, фарфор, металл, бетон);  дать представление о работе художника­скульптора; знакомство с анималистическим жанром;  укрепление межпредметных связей (чтение, биология); развитие внимания к природе и  наблюдательности, воспитание заботливого отношения к ней; развитие творческих способностей,  художественной и общей культуры. Оборудование урока: для учителя ­ пластилин; для учеников ­ дощечка­подставка (ДВП, картон),  пластилин (нежирный), стеки, тряпка, банка с водой, тальк, газеты (накрыть парты и столы), проволока  (для каркаса дерева). Зрительный ряд: методические таблицы («Последовательность рисования, лепки птиц и животных»);  фотографии сувениров, скульптур (птица счастья Архангельской области); выполненные учителем и  детьми модели; иллюстрации работ художников­анималистов (Е. Чарушин, В. Ватагин, Ю. Васнецов, Е.  Рачев, П. Рубенс «Этюд оседланной лошади», В. Серов «Стригуны на водопое. Домотканово», А. Дюрер «Кролик», Леонардо да Винчи «Наброски коня» и другие), фотографии скульптуры египетской богини  Бастет, конных скульптур П. Клодта. Литературный ряд: Ф. Тютчев «Листья, А. Балонский и др. Музыкальный ряд: ноктюрны Ф. Шопена, П. Чайковский «Сентябрь» (из цикла «Времена года»), Ход  урока  6 I. Организация класса. Проверка отсутствующих, готовности к уроку. II. Беседы по теме урока. Объяснение задания. Природа, которая нас окружает, прекрасна и неповторима. Как нарядны цветы, пластичны звери и  птицы! Художники любят изображать животных. Их рисуют не только красками, мелками, тушью, но и  лепят из пластилина, глины. ­ А чем рисунок на бумаге отличается от фигурки из пластилина? Рисунок на листе бумаги как бы лежит на плоскости, а изображение из пластилина «живет» в  пространстве. Его можно обойти и рассмотреть со всех сторон. Такое изображение называется  скульптурой (лат. sculptura от sculpo ­ «вырезаю», «высекаю»). Скульптура ­ это ваяние, пластика, вид  изобразительного искусства. То, что изображает скульптор, имеет объем, его произведение можно  рассмотреть со всех сторон (в отличие от картины, иллюстрации), даже ощупать. Оно имеет форму,  рельеф. Скульптур вырезает, высекает, отпиливает свое произведение из твердого материала или ваяет  из более мягкого или податливого. Произведение скульптора создается путем удаления лишней массы  или, наоборот, путем прибавления, наращивания массы либо способом отливки (металл). Скульптура  иногда бывает окрашенная (из гипса, дерева, металла), тонированная. Скульптурный станок позволяет  скульптору вертеть свою работу, видеть ее с разных сторон. ­  Приведите, ребята, примеры материалов, которые может использовать скульптор? {Камень, дерево,  металл,  бетон, стекло, гипс, глина, пластмасса, пластилин и пр.) ­  Мы с вами сегодня лепим зверей из пластилина. Можно ли отнести лепку из пластилина к скульптуре  ­ одному из видов изобразительного искусства? (Да.) Изображение животных ­ тема в искусстве едва ли не самая древняя. Еще первобытные люди  изображали на скалах и стенах пещер бизонов, коней, сцены охоты (показать). Художники всех времен  рисовали, лепили, писали красками животных, братьев наших меньших, которые так же, как и мы, живут на планете Земля. Так родился анималистический жанр в изобразительном искусстве. Этот жанр  есть и в живописи, и в графике, и в скульптуре. Анималисты рисуют картины о жизни животных, птиц,  насекомых, иллюстрируют книги о природе. Они хорошо знают повадки, образ жизни и внешний вид  животных, которых изображают. ­  Давайте  рассмотрим   фотографии   и  репродукции   картин.  (Анализ зрительного ряда и обобщение учителя.) Т. Агафоненко.                                         Такого белого медведя Златогривый конь. Соломка                     высек из камня В. Ватагин III. Работа над заданием. Задание: изобразить животных родного края (или привычных домашних) по впечатлению и памяти  (лепка). Учитель показывает, как разминается «палочка» пластилина, как нужно лепить форму пальцами, как  работать стекой. Парты (столы) должны быть предварительно накрыты газетами. Следует посмотреть (на таблицах, фотографиях), как лепят животных художники, каковы формы,  пропорции, движения выбранных для работы животных (использовать слайды, иллюстрации детских  книжек и журналов). Одновременная работа учителя и учащихся. Делаем объемное изображение (скульптуру) животных родного края (заяц, лиса, кот, собака, медведь).  В нашем случае ­ лиса и лошадка. Из небольших игрушек, принесенных детьми, отобрать для лепки  наиболее выразительные и подходящие по форме и цвету. ­ У кого из вас есть домашние животные? ­  Что общего у разных животных, птиц? (Наличие определенных частей тела: головы, туловища,  конечностей, шеи; тело покрыто шерстью, перьями, чешуей и т. д.) ­ Как передвигаются звери? Где живут? Чем питаются? Лепим лошадку: 1) Скатать «колбаску» из цельного куска пластилина (коричневого, черного). 2) Разделить на 3 части: ­ из первой лепим голову и шею способом скатывания, вытягивания, придавливания; ­ из второй ­ туловище, вытягиваем и прогибаем посередине; ­ из третьей ­ делаем ноги и хвост (тоже разделив на три части), вытягиваем гриву. 3) Можно украсить лошадку (упряжка, шерсть, «яблоки»), процарапать ноздри, рот, глаза. 4) Закрепить на дощечке. Лепим лису: 1) Так же скатываем и делим «колбаску» на 3 части (из коричневого, желтого, оранжевого пластилина). 2) Голову и шею вытягиваем так же, но мордочка острее; нос ­можно добавить шарик. 3) Туловище расположить вертикально (лиса стоит или сидит). 4) Верхние лапы крепим с боков, задние ­ сбоку, горизонтально вытягиваем их ступни. 5) Хвост заострить на кончике и у основания; можно отделать белым хвостик, лапы, уши. 6) Закрепить на дощечке. Способы работы похожи, но разница в деталях. Этапы работы художника­анималиста над изображением животного, птицы: 1) Анализ основных форм, частей тела. 2) Уточнение характера движений. 3) Ознакомление с поведением и способами передвижения. 4) Особенности внешнего вида (кожа, мех, перья). 5) Изучение среды. Напомнить о привязанности домашних животных и птиц к хозяину­человеку, о трудностях жизни диких  и бездомных животных, о сохранении мира природы на Земле. IV. Итоги урока. Экспресс­выставка (по возможности) из лучших работ. Оценка выполненных учащимися работ.  Требования к работам:

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс

Поурочные разработки уроков ИЗО 2 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2017