Поурочный план

  • Разработки уроков
  • docx
  • 21.01.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок биологии 5 класс в рамках ФГОС «Строение клетки». Тема урока: Строение клетки. Тип урока: Урок открытия новых знаний. Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии. Цель: изучить строение клетки, выявить роль органоидов клетки. Задачи: - образовательные: знать о строении клетки, а так же о роли органоидов клетки. - развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; определять органоиды в клетках растений с помощью опытов; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли. - воспитательные: осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.
Иконка файла материала пар.5.docx
Урок биологии 5 класс в рамках ФГОС «Строение клетки» Учитель: Гусалова Т.С. Тема урока: Строение клетки. Тип урока: Урок открытия новых знаний.   Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии. Цель:  изучить  строение клетки, выявить роль органоидов клетки.  Задачи:  ­ образовательные: знать о строении  клетки, а так же о роли органоидов  клетки. ­ развивающие:  анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать  причинно­следственные связи; определять органоиды  в клетках растений с  помощью опытов; уметь организовать совместную деятельность на конечный  результат; уметь выражать свои мысли. ­ воспитательные:  осознанно достигать поставленной цели; воспитывать  положительное отношение к совместному труду. Планируемые  результаты учебного занятия:  Предметные:   ­ знать  строение клетки; ­ рассмотреть клеточные органоиды и их роль в клетке; ­ уметь отличать клетки бактерий от растений, грибов и животных.  Метапредметные: ­ регулятивные: ­ самостоятельно  определять цель учебной деятельности,  искать пути решения проблемы и средства достижения цели; ­ участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим  мнением, высказывать свое;  ­ коммуникативные: ­ обсуждать в рабочей группе  информацию;  ­ слушать товарища и обосновывать свое мнение; ­ выражать свои мысли и идеи. ­ познавательные: ­ работать  с учебником; ­ находить отличия; ­ составлять схемы­опоры; ­ работать с информационными текстами; ­ объяснять значения новых слов; ­ сравнивать и выделять признаки; ­ уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для  структурирования информации. Личностные:   ­ осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;­ устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; ­ оценивать собственный вклад в работу группы. Формирование УУД: Познавательные УУД 1 Продолжить формирование умения работать  с учебником.  2 Продолжить формирование умения находить  отличия, составлять  схемы­опоры,  работать с информационными текстами,    объяснять  значения новых слов,  сравнивать и выделять признаки.   3 Продолжить формирование  навыков  использовать графические  организаторы, символы, схемы для структурирования информации.         Коммуникативные УУД 1 Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать  учебное взаимодействие при работе в группе (паре). 2 Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать  свое мнение. 3 Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи. Регулятивные УУД 1 Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и  формулировать учебную проблему, определять цель учебной  деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии. 2 Продолжить формирование умения участвовать в коллективном  обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать  свое. 3 Продолжить формирование умения определять критерии изучения  строения клетки. 4 Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем  совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. 5 Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои  действия с целью и при необходимости исправлять ошибки  самостоятельно. 6 Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и  взаимооценки. Личностные УУД 1 Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе  мотивации к обучению и самопознанию. 2 Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию 3  Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом 4 Оценивать собственный вклад в работу группы. Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая. Методы: частично­поисковый.Информационно­технологические ресурсы:  учебник, рабочая тетрадь, ПК, лук ­ репка,  микролаборатория. Основные термины и понятия: Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро,  хромосомы, пластиды, хлоропласты, вакуоли. Ход урока I. Мотивация Ребята, добрый день!  Добрый день, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это  поцелуй души».  Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее  настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно  поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса  биологии. Какую? Вы позже назовете сами. Итак, сейчас я хочу показать Вам несколько слайдов. Внимание! Слайд № 1 Теперь прослушайте отрывок из стихотворения. О чем говорится в нем?   Загляните на часок  В нашу клетку­теремок,  В цитоплазме там и тут  Органоиды живут.  Там такое происходит ­  Цитоплазма кругом ходит,  Помогает то движенье  В клетке чудным превращеньям.  Их не видел Левенгук,  Удивился б Роберт Гук.  Слайд № 2 Из чего состоят все живые организмы  из … (клеток). Правильно. Так какова же тема сегодняшнего урока? (версии детей) Учитель записывает проговоренную тему на доске, а дети в тетрадях. Тема урока «Строение клетки».II. Актуализация пройденного материала. Мы с вами говорили о том, что все живое на Земле имеет клеточное   строение, и что их клетки  имеют  сходное  строение.  Заполните схему по составу вещества в клетке.                                  вещества клетки неорганические вещества                       органические вещества вода       минеральные соли               белки         жиры     углеводы  III. Актуализация нового материала. Мы уже изучили строение клетки. Рассмотрели, чем отличается  растительная клетка от животной. Давайте вспомним и проверим наши  знания.  1. Один ученик работает у доски  с кроссвордом. Из выделенных букв  необходимо составить ключевое слово урока. Отвечает на дополнительные  вопросы учащихся. х Л о р о п л а с т ы 1.Какие структуры придают зеленый цвет клеткам растения?  г у К 2.Ученый открывший клетку. м и К р о с к о п 1 С помощью чего можно рассмотреть клетки живых организмов? к л Е т а 2 Защищает клетку от влияния окружающей среды. я м е м б о ч н а р а н в А к у о л ь 3 Полость с клеточным соком, содержащим сахара, другие  органические вещества и соли. ц и Т о п л а з м а 6.Полужидкое содержимое клетки. 2.Несколько человек работают по индивидуальным карточкам. Учащиеся  самостоятельно проверяют ответы, анализируют их.Тестовые задания с выбором одного правильного ответа Карточка 1.  Выбери правильный ответ 1. Растительная клетка отличается от животной наличием органоида: а) рибосома;  б)  митохондрия;  в) хлоропласт;  г) лизосома 2. Клеточная стенка имеется у клетки: а) растительной;  б) бактериальной;  в) животной 3. Органоид, который содержит клеточный сок: а) вакуоль;  б) хлоропласт;  в) ядро; Карточка 2.   Выбери правильный ответ 1.Клеточная оболочка не характерна для:  а) растений, б) животных, в) грибов. 2.Растительная клетка отличается от животной наличием:  а) рибосом, б) хлоропластов, в) митохондрий. 3. Как называется среда клетки внутри которой происходят обменные  процессы: а) ядро;  б) цитоплазма;  в) вода;     IV. Лабораторная работа. а) «Изготовление препарата клеток кожицы чешуи луковицы лука» 1 – Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей. 2 – Пипеткой нанесите 1–2 капли воды на предметное стекло. 3 – При помощи препаровальной иглы осторожно снимите маленький кусочек  прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте его. 4 – Покройте кожицу покровным стеклом. 5 – Рассмотрите приготовленный микропрепарат под микроскопом. Отметьте, какие части клетки вы видите. 6 – Сравните с рисунком «Строение клетки кожицы чешуи лука» в тексте  учебника. 7 – Зарисуйте в тетради 2–3 клетки кожицы лука. Обозначьте оболочку, поры, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком. б) Работа с компьютером.Выполняем задание по контролю после изучения темы «Строения клетки»,  проверяем свои умения. V. Рефлексия.  Проверка уровня понимания учебного материала, психологического  состояния учащихся после урока по вопросам:    До урока:   • Не знал… • Не понимал… • Не мог представить… • Не мог выразить… • Не мог выполнить… Сейчас: • Выяснил… • Выучил… • Познакомился… • Запомнил… ­Все ли вам было понятно в течение урока? ­Какая часть урока показалась самой интересной?  ­Какая часть урока  вызвала затруднение?  ­Какое у вас настроение после урока?  Подведение итогов с помощью стихотворения: Стихотворение «Клетки» Автор­ Русаков Дмитрий, уч­ся 5А класса Клетка ­ жизни всей основа! Повторять мы будем снова! Только есть одна беда: Не удастся никогда Нам увидеть клетку глазом. А хотелось бы всё сразу Рассмотреть и разобрать, Клетку перерисовать! Ведь из клетки состоят: Морж, медведь, петух и кит. Дуб, сосна, собака, кошка,Да и гриб на тонкой ножке! Многоклеточные мы: И поэтому должны Клетки мышц мы упражнять, Клетки мозга развивать. Обеспечат эти клетки Нам хорошие отметки! VI. Домашнее задание.   Всем: Параграф   §8, вопросы на странице  31.       Творческий уровень    :  вылепить на картоне из пластилина клетку с ее органоидами,       сочинить сказку о  клетке.