Урок № 3 10 класс Дата_________
Тема урока. Механическое движение и его виды. Способы описания движения тел.
Цель: ввести понятие механического движения, ознакомить учеников с основными понятиями, которые характеризуют механическое движение, дать представление об относительности механического движения.
Тип урока: комбинированный урок.
Оборудование и наглядные пособия: тележка, маятник, фотографии траектории движения самолета, следов на снегу и т. п.
Демонстрации: демонстрации движения разных тел, исследования относительности движения, компьютерное моделирование (движение материальной точки), фотографии траектории движения самолета, следов на снеге и т. п.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний и умений
• Приведите примеры тел, которые двигаются, и неподвижных тел.
• Чем тела, которые двигаются, отличаются от тел неподвижных?
III. Изучение нового материала
План изучения новой темы
• Определение механики.
• Механическое движение.
• Виды движения.
• Основная задача механики.
• Относительность механического движения.
• Тело отсчета.
• Системы координат.
• Система отсчета.
• Векторные и скалярные величины.
• Траектория.
• Путь.
• Перемещение.
• Материальная точка.
Механика — часть физики, которая изучает закономерности механического движения и причины, вызывающие или изменяющие это движение.
Механическое движение — это изменение в пространстве с течением времени взаимного расположения тел или их частей.
Основная задача механики – определить положение тела в любой момент времени.
Механическое движение относительно. Движение одного и того же тела относительно разных тел оказывается различным. Для описания движения тела нужно указать, по отношению к какому телу рассматривается движение. Это тело называют телом отсчёта. Оно считается неподвижным (для данной задачи).
Положение тела в пространстве описывается с помощью системы координат. Реальное пространство трёхмерно, и положение материальной точки в любой момент времени полностью определяется тремя числами — её координатами в выбранной системе отсчета.
Как правило, используют прямоугольную, или декартову, систему координат. Для описания движения точки, кроме тела отсчёта и системы координат, необходимо ещё иметь часы – устройство, с помощью которого можно измерять различные отрезки времени.
Положение материальной точки в пространстве в произвольный момент времени можно определить, если ввести систему отсчета.
Тело отсчёта, система координат и связанные с ней часы образуют систему отсчета.
Рисунок 1
OX — ось абсцисс, OY — ось ординат, OZ — ось аппликат.
Механика для описания движения тел в зависимости от условий конкретных задач использует разные физические модели. Простейшей моделью является материальная точка — тело, обладающее массой, размерами которого в данной задаче можно пренебречь. Понятие материальной точки — абстрактное, но его введение облегчает решение практических задач. Например, изучая движение планет по орбитам вокруг Солнца, можно принять их за материальные точки.
Физическая величина – это характеристика, которая является общей для нескольких материальных объектов или явлений в качественном отношении, но может принимать индивидуальные значения для каждого из них.
Измерить физическую величину – значит сравнить её с однородной величиной, принятой за единицу.
Примеры физических величин – путь, время, масса, плотность, сила, температура, давление, напряжение, освещённость и т.п.
Физические величины бывают скалярные и векторные. Скалярные физические величины характеризуются только численным значением, тогда как векторные определяются и числом (модулем), и направлением. Скалярными физическими величинами являются время, температура, масса, векторными - скорость, ускорение, сила.
Для описания движения тела нужно указать, как меняется положение точек с течением времени. При движении тела каждая его точка описывает некоторую линию –траекторию движения.
Перемещаясь с течением времени из одной точки в другую, тело (материальная точка) описывает некоторую линию, которую называют траекторией движения тела.
Пройденный путь l равен длине дуги траектории, пройденной телом за некоторое время t. Путь – скалярная величина.
Совокупность координат х(t) и у(t) в момент времени t определяет закон движения материальной точки в координатной форме, тогда положение математической точки можно задать вектором t.
Радиус –вектор – вектор, соединяющий начало отсчета с положением точки в произвольный момент времени.
Закон (или уравнение) движения в векторной форме – зависимость радиуса-вектора от времени: r(t).
Радиус-вектор точки М – направленный отрезок прямой, соединяющий начало отсчёта О с точкой М. (Рис.3)
Перемещением тела называют направленный отрезок прямой, соединяющий начальное положение тела с его последующим положением. Перемещение есть векторная величина.
Рисунок 2
Определение положения точки с помощью координат x = x (t), y = y (t) и z = z (t) и радиус-вектора . – радиус-вектор положения точки в начальный момент времени.
Пройденный путь и вектор перемещения при криволинейном движении тела. a и b – начальная и конечная точки пути
IV. Закрепления новых знаний и умений
• Человек едет в трамвае. Назовите тела, относительно которых человек находится в состоянии покоя, а относительно которых — двигается.
• Зависит ли форма траектории от выбора тела отсчета? Проиллюстрируйте ответ примерами.
• Приведите примеры ситуаций, в которых тело можно считать материальной точкой.
Упражнение1. Какую систему координат следует выбрать ( одномерную, двухмерную или трехмерную) для определения положения следующих тел:
• Трактор в поле.
• Вертолет.
• Поезд.
• Люстра в комнате.
• Лифт.
• Подводная лодка.
• Шахматная доска.
• Самолет на взлетной полосе.
Упражнение 2.
Задание 1. На рисунке показана дорога (повторите рисунок в тетради.)
Проведите в тетради координатную ось параллельно дороге. Примите дерево за тело отсчета.
Выберите масштаб (1 деление -100м).
Определите координаты моста, дерева и светофора.
Определите начальные координаты пешехода, велосипедиста и автомобиля.
Покажите вектор перемещения для каждого из этих тел, его проекцию на ось У и найдите модуль вектора перемещения, а также пройденный путь в следующих случаях:
1) автомобиль доехал до светофора;
2) пешеход дошел до дерева;
3) велосипедист доехал до светофора и вернулся к дереву.
Задание 2. Выполните те же упражнения, что и в задании 1, но за тело отсчета выберите мост.
Сравните пути и перемещения каждого из тел ( полученные при выполнении заданий 1 и 2 ).
Решение задач
• Спортсмен проплывает водную дорожку в бассейне 2 раза. Найдите путь и перемещение спортсмена, если длина дорожки в бассейне равна 50 м.
• Эскалатор поднимает неподвижного пассажира за 1 минуту. Если эскалатор неподвижный, то пассажир поднимается за 3 минуты. За какое время пассажир поднимается по эскалатору, который двигается вверх?
V. Подведение итогов урока
VI. Домашнее задание
• Задание по учебнику. Выучить §1,2
• Дополнительное задание. Начертите траекторию движения точки обода колеса автомобиля относительно водителя и относительно человека, который стоит около дороги.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.