Поурочный план
Оценка 5

Поурочный план

Оценка 5
Разработки уроков
docx
физика
10 кл
21.04.2017
Поурочный план
Урок № 3 10 класс Дата_________ Тема урока. Механическое движение и его виды. Способы описания движения тел. Цель: ввести понятие механического движения, ознакомить учеников с основными поняти-ями, которые характеризуют механическое движение, дать представление об относительно-сти механического движения. Тип урока: комбинированный урок. Оборудование и наглядные пособия: тележка, маятник, фотографии траектории движения самолета, следов на снегу и т. п. Демонстрации: демонстрации движения разных тел, исследования относительности движе-ния, компьютерное моделирование (движение материальной точки), фотографии траектории движения самолета, следов на снеге и т. п. ХОД УРОКА I. Организационный этап II. Актуализация опорных знаний и умений • Приведите примеры тел, которые двигаются, и неподвижных тел. • Чем тела, которые двигаются, отличаются от тел неподвижных? III. Изучение нового материала План изучения новой темы • Определение механики. • Механическое движение. • Виды движения. • Основная задача механики. • Относительность механического движения. • Тело отсчета. • Системы координат. • Система отсчета. • Векторные и скалярные величины. • Траектория. • Путь. • Перемещение. • Материальная точка. Механика — часть физики, которая изучает закономерности механического движения и причины, вызывающие или изменяющие это движение. Механическое движение — это изменение в пространстве с течением времени взаимного расположения тел или их частей.Урок № 3 10 класс Дата_________ Тема урока. Механическое движение и его виды. Способы описания движения тел. Цель: ввести понятие механического движения, ознакомить учеников с основными поняти-ями, которые характеризуют механическое движение, дать представление об относительно-сти механического движения. Тип урока: комбинированный урок. Оборудование и наглядные пособия: тележка, маятник, фотографии траектории движения самолета, следов на снегу и т. п. Демонстрации: демонстрации движения разных тел, исследования относительности движе-ния, компьютерное моделирование (движение материальной точки), фотографии траектории движения самолета, следов на снеге и т. п. ХОД УРОКА I. Организационный этап II. Актуализация опорных знаний и умений • Приведите примеры тел, которые двигаются, и неподвижных тел. • Чем тела, которые двигаются, отличаются от тел неподвижных? III. Изучение нового материала План изучения новой темы • Определение механики. • Механическое движение. • Виды движения. • Основная задача механики. • Относительность механического движения. • Тело отсчета. • Системы координат. • Система отсчета. • Векторные и скалярные величины. • Траектория. • Путь. • Перемещение. • Материальная точка. Механика — часть физики, которая изучает закономерности механического движения и причины, вызывающие или изменяющие это движение. Механическое движение — это изменение в пространстве с течением времени взаимного расположения тел или их частей.
урок№3.docx

Урок № 3                                  10 класс                              Дата_________

Тема урока. Механическое движение и его виды. Способы описания движения тел.

Цель: ввести понятие механического движения, ознакомить учеников с основными понятиями, которые характеризуют механическое движение, дать представление об относительности механического движения.

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование и наглядные пособия: тележка, маятник, фотографии траектории движения самолета, следов на снегу и т. п.

Демонстрации: демонстрации движения разных тел, исследования относительности движения, компьютерное моделирование (движение материальной точки), фотографии траектории движения самолета, следов на снеге и т. п.

 

ХОД УРОКА

 

I.    Организационный этап

II.    Актуализация опорных знаний и умений

    Приведите примеры тел, которые двигаются, и неподвижных тел.

    Чем тела, которые двигаются, отличаются от тел неподвижных?

III.  Изучение нового материала

План изучения новой темы

    Определение механики.

    Механическое движение.

    Виды движения.

    Основная задача механики.

    Относительность механического движения.

    Тело отсчета.

    Системы координат.

    Система отсчета.

    Векторные и скалярные величины.

    Траектория.

    Путь.

    Перемещение.

    Материальная точка.

Механика — часть физики, которая изучает закономерности механического движения и причины, вызывающие или изменяющие это движение.

Механическое движение — это изменение в пространстве с течением времени взаимного расположения тел или их частей.

gif_1.gif

 Основная задача механики – определить положение тела в любой момент времени.

Механическое движение относительно. Движение одного и того же тела относительно разных тел оказывается различным. Для описания движения тела нужно указать, по отношению к какому телу рассматривается движение. Это тело называют телом отсчёта. Оно считается неподвижным (для данной задачи).

Положение тела в пространстве описывается с помощью системы координат. Реальное пространство трёхмерно, и положение материальной точки в любой момент времени полностью определяется тремя числами — её координатами в выбранной системе отсчета.

Как правило, используют прямоугольную, или декартову, систему координат. Для описания движения точки, кроме тела отсчёта и системы координат, необходимо ещё иметь часы – устройство, с помощью которого можно измерять различные отрезки времени.

Положение материальной точки в пространстве в произвольный момент времени можно определить, если ввести систему отсчета.

Тело отсчёта, система координат и связанные с ней часы образуют систему отсчета.

Рис. 1

Рисунок 1

OX — ось абсцисс, OY — ось ординат, OZ — ось аппликат.

 

Механика для описания движения тел в зависимости от условий конкретных задач использует разные физические модели. Простейшей моделью является матери­альная точка — тело, обладающее массой, размерами которого в данной задаче мож­но пренебречь. Понятие материальной точ­ки — абстрактное, но его введение облег­чает решение практических задач. Напри­мер, изучая движение планет по орбитам вокруг Солнца, можно принять их за мате­риальные точки.

Физическая величина – это характеристика, которая является общей для нескольких материальных объектов или явлений в качественном отношении, но может принимать индивидуальные значения для каждого из них.

Измерить физическую величину – значит сравнить её с однородной величиной, принятой за единицу.

Примеры физических величин – путь, время, масса, плотность, сила, температура, давление, напряжение, освещённость и т.п.

Физические величины бывают скалярные и векторные. Скалярные физические величины характеризуются только численным значением, тогда как векторные определяются и числом (модулем), и направлением. Скалярными физическими величинами являются время, температура, масса, векторны­ми - скорость, ускорение, сила.

 

Для описания движения тела нужно указать, как меняется положение точек с течением времени. При движении тела каждая его точка описывает некоторую линию –траекторию  движения.

Перемещаясь с течением времени из одной точки в другую, тело (материальная точка) описывает некоторую линию, которую называют траекторией движения тела.

Пройденный путь l  равен длине дуги траектории, пройденной телом за некоторое время t. Путь – скалярная величина.

Совокупность координат х(t) и у(t)  в момент времени t  определяет закон движения материальной точки в координатной форме, тогда положение математической точки можно задать вектором t.

Радиус –вектор – вектор, соединяющий начало отсчета с положением точки в произвольный момент времени.

Закон (или уравнение) движения в векторной форме – зависимость радиуса-вектора от времени: r(t).

Радиус-вектор точки М – направленный отрезок прямой, соединяющий начало отсчёта О с точкой М. (Рис.3)

Перемещением тела   называют направленный отрезок прямой, соединяющий начальное положение тела с его последующим положением. Перемещение есть векторная величина.

http://physics.ru/courses/op25part1/content/javagifs/63229980741344-4.gif

http://physics.ru/courses/op25part1/content/chapter1/section/paragraph1/images/1-1-1.gif

Рисунок 2

Определение положения точки с помощью координат x = x (t), y = y (t) и z = z (t) и радиус-вектора .  – радиус-вектор положения точки в начальный момент времени.

http://physics.ru/courses/op25part1/content/chapter1/section/paragraph1/images/1-1-2.gif

Пройденный путь и вектор перемещения  при криволинейном движении тела. a и b – начальная и конечная точки пути

IV.   Закрепления новых знаний и умений

     Человек едет в трамвае. Назовите тела, относительно которых человек находится в состоянии покоя, а относительно которых — двигается.

     Зависит ли форма траектории от выбора тела отсчета? Проиллюстрируйте ответ примерами.

     Приведите примеры ситуаций, в которых тело можно считать материаль­ной точкой.

Упражнение1. Какую систему координат следует выбрать ( одномерную, двухмерную или трехмерную) для определения положения следующих тел:

    Трактор в поле.

    Вертолет.

    Поезд.

    Люстра в комнате.

    Лифт.

    Подводная лодка.

    Шахматная доска.

    Самолет на взлетной полосе.

Упражнение 2.

Задание 1.  На рисунке показана дорога (повторите рисунок в тетради.)

Проведите в тетради координатную ось параллельно дороге. Примите дерево за тело отсчета.

Выберите масштаб (1 деление -100м).

Определите координаты моста, дерева и светофора.

Определите начальные координаты пешехода, велосипедиста и автомобиля.

Покажите вектор перемещения для каждого из этих тел, его проекцию на ось У и найдите модуль вектора перемещения, а также пройденный путь в следующих случаях:

1)                      автомобиль доехал до светофора;

2)                      пешеход дошел до дерева;

3)                      велосипедист доехал до светофора и вернулся к дереву.

  Задание 2. Выполните те же упражнения, что и в задании 1, но за тело отсчета выберите мост.

  Сравните пути и перемещения каждого из тел ( полученные при выполнении заданий 1 и 2 ).

Решение задач

     Спортсмен проплывает водную дорожку в бассейне 2 раза. Найдите путь и перемещение спортсмена, если длина дорожки в бассейне равна 50 м.

     Эскалатор поднимает неподвижного пассажира за 1 минуту. Если эска­латор неподвижный, то пассажир поднимается за 3 минуты. За какое время пассажир поднимается по эскалатору, который двигается вверх?

V.        Подведение итогов урока

VI.    Домашнее задание

     Задание по учебнику. Выучить §1,2

     Дополнительное задание. Начертите траекторию движения точки обода колеса автомобиля относительно водителя и относительно человека, который стоит около дороги.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Урок № 3 10 класс

Урок № 3 10 класс

Это тело называют телом отсчёта

Это тело называют телом отсчёта

Совокупность координат х( t ) и у( t ) в момент времени t определяет закон движения материальной точки в координатной форме, тогда положение математической точки…

Совокупность координат х( t ) и у( t ) в момент времени t определяет закон движения материальной точки в координатной форме, тогда положение математической точки…

Человек едет в трамвае. Назовите тела, относительно которых человек находится в состоянии покоя, а относительно которых — двигается

Человек едет в трамвае. Назовите тела, относительно которых человек находится в состоянии покоя, а относительно которых — двигается
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2017