Урок
28
ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ
Цель: обобщить знания учащихся о поведении животных.
Оборудование: иллюстрации с изображением взрослых животных и их детенышей.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение пройденного и проверка знаний.
Игра «Семья».
Задание. Найдите каждому взрослому животному его детенышей и расскажите, как оно заботится о своем потомстве.
III. Знакомство с новым материалом.
1. Вступительное слово учителя.
– С незапамятных времен человек накапливал знания о поведении животных. Это помогало ему выжить в трудных условиях, успешно охотиться и спасаться от хищников. Люди не только получали непосредственную выгоду, изучая повадки животных, но и делали наблюдения, которые легли в основу будущих научных знаний. Так, собирая мед диких пчел, человек знакомился с их сложными постройками и сопоставлял с не менее совершенными постройками муравьев и термитов. Охотясь на бобров, наблюдал, как они строят плотины и хатки, и научился применять опыт этих животных в своей хозяйственной деятельности.
Знания о повадках и образе жизни животных пополнялись благодаря развитию скотоводства.
Постепенно выяснилось, что некоторые животные чутко реагируют на изменения погоды, а иногда их предчувствуют. Люди заметили, что ласточки летают низко над землей перед дождем. Ученые установили, что животные наделены особой чувствительностью, которая гораздо выше человеческой: это тонкое обоняние хищников, острое зрение птиц, хороший слух кошек. У многих животных обнаружились особые, недоступные человеку виды чувствительности: у ящериц – способность воспринимать слабые подземные толчки, признаки близкого землетрясения.
Главное в поведении животных – разнообразные действия, с помощью которых животные реагируют на внешние обстоятельства.
2. Работа по учебнику.
1) Чтение и анализ текста «Поведение животных».
– Что означает слово «поведение»?
2) Комментирование рубрики «Выскажи предположение», с. 100.
3) Сценки-пантомимы: изобразить, как крадется кошка, вышагивают пингвины.
4) Чтение текста в рубрике «Этот удивительный мир».
3. Сообщения учащихся «Мои наблюдения за поведением животных».
– А вы знаете, что птенцы и детеныши млекопитающих запоминают образ матери в строго определенном возрасте, уже в течение первых часов жизни. Если в этот период утята не увидят утки, а цыплята – курицы, то впоследствии будут их бояться. Матерью могут стать человек или даже заводная игрушка, оказавшиеся рядом в первые часы жизни.
4. Работа по рисунку учебника на с. 91.
– Рассмотрите рисунки и назовите, какие органы чувств помогают данным животным приспосабливаться к окружающей среде.
5. Выполнение задания в рабочей тетради № 1.
– Объясните правильные высказывания.
IV. Итог урока.
– Что нового из жизни животных вы сегодня узнали?
Домашнее задание: подготовить сообщения на темы (по выбору): «Как животные запасают корм», «Как птицы и звери общаются», «Как птицы и звери защищают потомство».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.