Повесть о Шемякином суде
Оценка 5

Повесть о Шемякином суде

Оценка 5
ppt
04.03.2021
Повесть о Шемякином суде
Повесть о Шемякином суде.ppt

Шемякин суд» как сатирическое произведение

Шемякин суд» как сатирическое произведение

«Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века

Цели: познакомить учащихся с текстом повести; раскрыть тематику и идейное содержание произведения через своеобразие сюжета и композиции; развивать критическое мышление с помощью стратегии «Чтение с…

Цели: познакомить учащихся с текстом повести; раскрыть тематику и идейное содержание произведения через своеобразие сюжета и композиции; развивать критическое мышление с помощью стратегии «Чтение с…

Цели:

познакомить учащихся с текстом повести;
раскрыть тематику и идейное содержание произведения через своеобразие сюжета и композиции;
развивать критическое мышление с помощью стратегии «Чтение с остановками» и написание эссе, работу в парах, группах;
способствовать воспитанию высоконравственной личности.

Демократическая сатира Одним из самых примечательных явлений литературы второй половины

Демократическая сатира Одним из самых примечательных явлений литературы второй половины

Демократическая сатира

Одним из самых примечательных явлений литературы второй половины XVII в. является оформление и развитие сатиры как само­стоятельного литературного жанра, что обусловлено спецификой жиз­ни того времени.

Демократическая сатира Образование «единого всероссийского рынка» во второй половине

Демократическая сатира Образование «единого всероссийского рынка» во второй половине

Демократическая сатира

Образование «единого всероссийского рынка» во второй половине XVII в. привело к усилению роли торгово-ремесленного населения городов в экономической и культурной жизни страны. Однако в политическом отношении эта часть населения оставалась бесправной и подвергалась беззастенчивой эксплуатации, гнету. На усиление гнета посад отвечал многочисленными городскими восстаниями, способст­вовавшими росту классового самосознания. Появление демократиче­ской сатиры явилось следствием активного участия посадского населения в классовой борьбе.

Таким образом, русская действительность «бунташного»

Таким образом, русская действительность «бунташного»

Таким образом, русская действительность «бунташного» XVII сто­летия и была той почвой, на которой возникла сатира. Социальная острота, антифеодальная направленность литературной сатиры сбли­жали се с народной устно-поэтической сатирой, которая служила тем неиссякаемым источником, откуда черпала она свои художественно-изобразительные средства.

Сатирическому обличению подвергались существенные стороны жизни феодального общества: несправедливый и продажный суд; социальное неравенство; безнравственная жизнь монашества и духо­венства, их лицемерие, ханжество и корыстолюбие; «государственная…

Сатирическому обличению подвергались существенные стороны жизни феодального общества: несправедливый и продажный суд; социальное неравенство; безнравственная жизнь монашества и духо­венства, их лицемерие, ханжество и корыстолюбие; «государственная…

Сатирическому обличению подвергались существенные стороны жизни феодального общества: несправедливый и продажный суд; социальное неравенство; безнравственная жизнь монашества и духо­венства, их лицемерие, ханжество и корыстолюбие; «государственная система» спаивания народа через «царев кабак».
Обличению системы судопроизводства, опиравшейся на Соборное уложение царя Алексея Михайловича 1649 г., посвящены повести о Шемякином суде и о Ерше Ершовиче.

ПОВЕСТЬ О ШЕМЯКИНОМ СУДЕ» – произведение демократической литературы

ПОВЕСТЬ О ШЕМЯКИНОМ СУДЕ» – произведение демократической литературы

«ПОВЕСТЬ О ШЕМЯКИНОМ СУДЕ» –
произведение демократической литературы XVII в., представляющее собой русскую сатирическую переработку сказочного сюжета о мудрых решениях праведного судьи, широко распространенного как в фольклорных записях, так и в литературных переработках

В некоих местах жили два брата земледельца: один богатый, другой бедный

В некоих местах жили два брата земледельца: один богатый, другой бедный

В некоих местах жили два брата земледельца: один богатый, другой бедный. Богатый же ссужал много лет бедного, но не мог поправить скудости Бедность, убожество, недостаточность чего-нибудь. его.
По некоторому времени пришел бедный к богатому просить лошадь, чтобы было на чем ему себе дров привезти. Брат же не хотел дать ему лошади, говорит: «Много тебя я ссужал, а поправить не мог». И когда дал ему лошадь, а тот, взяв её, начал просить хомута, обиделся на него брат, стал поносить убожество его, говоря:

И того-то, и хомута у тебя нет своего»

И того-то, и хомута у тебя нет своего»

«И того-то, и хомута у тебя нет своего». И не дал ему хомута.
Пошел бедный от богатого, взял свои дровни, привязал за хвост лошади и привез к своему двору. И забыл он выставить подворотню. Ударил лошадь кнутом, лошадь же изо всей мочи рванула с возом через подворотню и оторвала себе хвост.
И вот бедный привел к брату своему лошадь без хвоста.

Почему богатый не дал бедному хомут?

Почему богатый не дал бедному хомут?


Почему богатый не дал бедному хомут?

Каковы ваши впечатления о бедном?

О чем заставили вас задуматься его поступки?

Какая, по-вашему, будет реакция богатого?

Чтение до первой остановки

И увидел брат его, что у лошади его хвоста нет, начал брата своего поносить, что, выпросив у него лошадь, испортил её

И увидел брат его, что у лошади его хвоста нет, начал брата своего поносить, что, выпросив у него лошадь, испортил её

И увидел брат его, что у лошади его хвоста нет, начал брата своего поносить, что, выпросив у него лошадь, испортил её. И, не взяв назад лошади, пошел на него бить челом в город, к Шемяке - судье.
А бедный брат, видя, что брат его пошел бить на него челом, пошел и сам за братом, зная, что будут всё равно за ним из города посылать, а не пойти, так
придётся еще и приставам проездные
платить.

И остановились они оба в одном селе, не доходя до города

И остановились они оба в одном селе, не доходя до города

И остановились они оба в одном селе, не доходя до города. Богатый пошел ночевать к попу того села, затем что был тот ему знакомый. И бедный пришел к тому попу, а придя, лёг у него на полатях. И стал богатый рассказывать попу про погибель своей лошади, ради чего в город идет. И потом стал поп с богатым ужинать, бедного же не зовут с собою есть. Бедный стал с полатей смотреть, что едят поп с братом его, сорвался с полатей на зыбку и задавил попова сына насмерть.

Какая же будет реакция попа? Что он предпримет?

Какая же будет реакция попа? Что он предпримет?

Какая же будет реакция попа?
Что он предпримет?
Какие возникли вопросы?
Что взволновало?
Предположите, как решил выйти из такого безвыходного положения бедный?

Чтение до второй остановки

И тот также поехал с богатым братом в город бить челом на бедного за смерть сына своего

И тот также поехал с богатым братом в город бить челом на бедного за смерть сына своего

И тот также поехал с богатым братом в город бить челом на бедного за смерть сына своего. И пришли они к городу, где жил судья; а бедный за ними следом идет.
Шли они через мост у города. А из жителей города некто вёз рвом в баню отца своего мыть. Бедный же, зная, что будет ему погибель от брата и от попа, задумал себя смерти предать. А бросившись, упал на старика и задавил отца на смерть. Схватили его, привели к судье.

Он же раз размышлял, как бы напасти избыть и что бы дать судье

Он же раз размышлял, как бы напасти избыть и что бы дать судье

Он же раз размышлял, как бы напасти избыть и что бы дать судье. И, ничего у себя не найдя, надумал так: взял камень, завернул в платок, положил в шапку и стал перед судьею.
И вот принес брат его челобитную, иск на него за лошадь, стал бить судье Шемяке челом. Шемяка же, выслушав челобитную, говорит бедному: «Ответствуй!». Бедный, не зная, что говорить, вынул из шапки завёрнутый камень, показал судье и поклонился.

Какие чувства вызывает у вас бедный?

Какие чувства вызывает у вас бедный?

Какие чувства вызывает у вас бедный?
Какие вопросы возникли?
Можете предположить, какие приговоры получит бедный за эти преступления?
Для чего достал бедный завернутый камень?
Что мог подумать судья?

Чтение до третьей остановки

А судья, чая, что бедный ему мзду посулил, сказал брату его: «Коли он лошади твоей оторвал хвост, не бери у него лошади своей до тех…

А судья, чая, что бедный ему мзду посулил, сказал брату его: «Коли он лошади твоей оторвал хвост, не бери у него лошади своей до тех…

 
А судья, чая, что бедный ему мзду посулил, сказал брату его: «Коли он лошади твоей оторвал хвост, не бери у него лошади своей до тех пор, пока у лошади не вырастет хвост. А как вырастет хвост, в то время и возьми у него свою лошадь».
И потом начался другой суд. Поп стал искать за смерть сына своего, за то, что он сына у него задавил. Бедный же опять вынул из шапки тот же узел и показал судье. Судья увидел и думает, что по другому делу другой узел золота сулит, говорит попу:

Коли он у тебя сына зашиб, отдай ему свою жену – попадью до тех пор, покамест от попадьи твоей не добудет он ребенка тебе; в…

Коли он у тебя сына зашиб, отдай ему свою жену – попадью до тех пор, покамест от попадьи твоей не добудет он ребенка тебе; в…

  «Коли он у тебя сына зашиб, отдай ему свою жену – попадью до тех пор, покамест от попадьи твоей не добудет он ребенка тебе; в то время возьми себе попадью с ребенком».
И после начался третий суд за то, что, бросаясь с моста, зашиб он отца – старика у сына. Бедный же, вынув из шапки камень, в платке завёрнутый, показал в третий раз судье.
Судья, чая, что за третий суд он третий ему узел сулит, говорит тому, у кого убит отец: «Взойди на мост, а убивший отца твоего пусть станет под мостом. А ты сверзись сам на него и убей его так же, как он отца твоего».

Как теперь поведут себя истцы, после приговора

Как теперь поведут себя истцы, после приговора

Как теперь поведут себя истцы, после приговора Шемяки?
Какие вопросы у вас возникли? Запишите их и выберите от группы наиболее важный.

Чтение до четвертой остановки

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2021