Повесть о Шемякином суде

  • ppt
  • 04.03.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Повесть о Шемякином суде.ppt

«Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века

Цели:

познакомить учащихся с текстом повести;
раскрыть тематику и идейное содержание произведения через своеобразие сюжета и композиции;
развивать критическое мышление с помощью стратегии «Чтение с остановками» и написание эссе, работу в парах, группах;
способствовать воспитанию высоконравственной личности.

Демократическая сатира

Одним из самых примечательных явлений литературы второй половины XVII в. является оформление и развитие сатиры как само­стоятельного литературного жанра, что обусловлено спецификой жиз­ни того времени.

Демократическая сатира

Образование «единого всероссийского рынка» во второй половине XVII в. привело к усилению роли торгово-ремесленного населения городов в экономической и культурной жизни страны. Однако в политическом отношении эта часть населения оставалась бесправной и подвергалась беззастенчивой эксплуатации, гнету. На усиление гнета посад отвечал многочисленными городскими восстаниями, способст­вовавшими росту классового самосознания. Появление демократиче­ской сатиры явилось следствием активного участия посадского населения в классовой борьбе.

Таким образом, русская действительность «бунташного» XVII сто­летия и была той почвой, на которой возникла сатира. Социальная острота, антифеодальная направленность литературной сатиры сбли­жали се с народной устно-поэтической сатирой, которая служила тем неиссякаемым источником, откуда черпала она свои художественно-изобразительные средства.

Сатирическому обличению подвергались существенные стороны жизни феодального общества: несправедливый и продажный суд; социальное неравенство; безнравственная жизнь монашества и духо­венства, их лицемерие, ханжество и корыстолюбие; «государственная система» спаивания народа через «царев кабак».
Обличению системы судопроизводства, опиравшейся на Соборное уложение царя Алексея Михайловича 1649 г., посвящены повести о Шемякином суде и о Ерше Ершовиче.

«ПОВЕСТЬ О ШЕМЯКИНОМ СУДЕ» –
произведение демократической литературы XVII в., представляющее собой русскую сатирическую переработку сказочного сюжета о мудрых решениях праведного судьи, широко распространенного как в фольклорных записях, так и в литературных переработках

В некоих местах жили два брата земледельца: один богатый, другой бедный. Богатый же ссужал много лет бедного, но не мог поправить скудости Бедность, убожество, недостаточность чего-нибудь. его.
По некоторому времени пришел бедный к богатому просить лошадь, чтобы было на чем ему себе дров привезти. Брат же не хотел дать ему лошади, говорит: «Много тебя я ссужал, а поправить не мог». И когда дал ему лошадь, а тот, взяв её, начал просить хомута, обиделся на него брат, стал поносить убожество его, говоря:

«И того-то, и хомута у тебя нет своего». И не дал ему хомута.
Пошел бедный от богатого, взял свои дровни, привязал за хвост лошади и привез к своему двору. И забыл он выставить подворотню. Ударил лошадь кнутом, лошадь же изо всей мочи рванула с возом через подворотню и оторвала себе хвост.
И вот бедный привел к брату своему лошадь без хвоста.


Почему богатый не дал бедному хомут?

Каковы ваши впечатления о бедном?

О чем заставили вас задуматься его поступки?

Какая, по-вашему, будет реакция богатого?

Чтение до первой остановки

И увидел брат его, что у лошади его хвоста нет, начал брата своего поносить, что, выпросив у него лошадь, испортил её. И, не взяв назад лошади, пошел на него бить челом в город, к Шемяке - судье.
А бедный брат, видя, что брат его пошел бить на него челом, пошел и сам за братом, зная, что будут всё равно за ним из города посылать, а не пойти, так
придётся еще и приставам проездные
платить.

И остановились они оба в одном селе, не доходя до города. Богатый пошел ночевать к попу того села, затем что был тот ему знакомый. И бедный пришел к тому попу, а придя, лёг у него на полатях. И стал богатый рассказывать попу про погибель своей лошади, ради чего в город идет. И потом стал поп с богатым ужинать, бедного же не зовут с собою есть. Бедный стал с полатей смотреть, что едят поп с братом его, сорвался с полатей на зыбку и задавил попова сына насмерть.

Какая же будет реакция попа?
Что он предпримет?
Какие возникли вопросы?
Что взволновало?
Предположите, как решил выйти из такого безвыходного положения бедный?

Чтение до второй остановки

И тот также поехал с богатым братом в город бить челом на бедного за смерть сына своего. И пришли они к городу, где жил судья; а бедный за ними следом идет.
Шли они через мост у города. А из жителей города некто вёз рвом в баню отца своего мыть. Бедный же, зная, что будет ему погибель от брата и от попа, задумал себя смерти предать. А бросившись, упал на старика и задавил отца на смерть. Схватили его, привели к судье.

Он же раз размышлял, как бы напасти избыть и что бы дать судье. И, ничего у себя не найдя, надумал так: взял камень, завернул в платок, положил в шапку и стал перед судьею.
И вот принес брат его челобитную, иск на него за лошадь, стал бить судье Шемяке челом. Шемяка же, выслушав челобитную, говорит бедному: «Ответствуй!». Бедный, не зная, что говорить, вынул из шапки завёрнутый камень, показал судье и поклонился.

Какие чувства вызывает у вас бедный?
Какие вопросы возникли?
Можете предположить, какие приговоры получит бедный за эти преступления?
Для чего достал бедный завернутый камень?
Что мог подумать судья?

Чтение до третьей остановки

 
А судья, чая, что бедный ему мзду посулил, сказал брату его: «Коли он лошади твоей оторвал хвост, не бери у него лошади своей до тех пор, пока у лошади не вырастет хвост. А как вырастет хвост, в то время и возьми у него свою лошадь».
И потом начался другой суд. Поп стал искать за смерть сына своего, за то, что он сына у него задавил. Бедный же опять вынул из шапки тот же узел и показал судье. Судья увидел и думает, что по другому делу другой узел золота сулит, говорит попу:

  «Коли он у тебя сына зашиб, отдай ему свою жену – попадью до тех пор, покамест от попадьи твоей не добудет он ребенка тебе; в то время возьми себе попадью с ребенком».
И после начался третий суд за то, что, бросаясь с моста, зашиб он отца – старика у сына. Бедный же, вынув из шапки камень, в платке завёрнутый, показал в третий раз судье.
Судья, чая, что за третий суд он третий ему узел сулит, говорит тому, у кого убит отец: «Взойди на мост, а убивший отца твоего пусть станет под мостом. А ты сверзись сам на него и убей его так же, как он отца твоего».

Как теперь поведут себя истцы, после приговора Шемяки?
Какие вопросы у вас возникли? Запишите их и выберите от группы наиболее важный.

Чтение до четвертой остановки