Повесть «Станционный смотритель». Художественное совершенство и человечность повести.
Оценка 4.7

Повесть «Станционный смотритель». Художественное совершенство и человечность повести.

Оценка 4.7
doc
14.05.2020
Повесть «Станционный смотритель».  Художественное совершенство и человечность повести.
худож.соверш. в повести станционный смотритель.doc

Литература        7кл.                   19.10.18г

 

Тема: Повесть «Станционный смотритель».  Художественное совершенство и человечность повести.

Цели урока: выявить нравственные проблемы повести; осмыслить понятие «нравственность», познакомить с понятием «маленький человек в литературе; развивать способность эмоционального восприятия произведения, развитие умения высказывать свою мысль образно, ярко и кратко; воспитывать уважительное отношение к человеку, а также любознательность, умение работать в коллективе.

УУД:

Познавательные: Воспринимают материал, узнают новое, расширяют словарный запас.

Коммуникативные: Слушают учителя, задают вопросы, если что-то непонятно или интересно.

Регулятивные: Самостоятельно формулируют цель, планируют свою деятельность

Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе                                                   Ход урока.

1.Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний

- Опрос учащихся

3. Изучение новой темы

1) Слово учителя.

- Дорогие ребята, нами прочитана повесть «Станционный смотритель».  В повести Пушкина написано об отношении богатых путешественников к станционным смотрителям. Защитить этих людей некому, к унижениям и издевательствам они привыкли.Через взаимоотношения Вырина и Минского Пушкин показал социальное неравенство, судьбу «маленького человека». «Маленький человек» - так в литературе называют героев, написанных с людей прошлого века, которые «не вышли в  чины» и терпели унижения от вышестоящих чиновников. Пушкин первым вывел образ этого человека в своей повести. Забытый и терпеливый станционный смотритель – это «маленький человек», образ огромной значимости.

2) Беседа по вопросам

 - Сколько повестей написал Пушкин, объединив их названием «Повести И.П.Белкина»? Перечислите их.

Цикл создан за очень короткое время: с 9 сентября по 20 октября были закончены все пять повестей: «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка».

 «Повести Белкина» - первое законченное прозаическое произведение Пушкина. Он так сформулировал основной закон своего повествования: «Точность и краткость – вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей  – без них блестящие выражения ни к чему не служат». На вопрос знакомого: « Кто такой Белкин?» - Пушкин ответил: «Кто бы он там ни был, а писать повести надо вот этак: просто, коротко и ясно». Надо сказать, что и критики по-разному отзывались о «Повестях Белкина».  «Ни в одной из «Повестей Белкина» нет идеи. Читаешь – мило, гладко, плавно: прочитаешь – все забыто, в памяти нет ничего, кроме приключений. «Повести Белкина» читаются легко, ибо они не заставляют думать».

- Кто назовет эпиграф повести?- На протяжении всей повести Пушкин только один раз упоминает имя и фамилию своего героя. Как же звали станционного смотрителя?

- По табелю рангов 18 века должность станционного смотрителя относилась к какому рангу?

- Кто воспользовался услугами станционного смотрителя и при этом не сказал «спасибо»?

- Сколько лет было Вырину? Сколько медалей было у Вырина?

- В каком году происходили события? В каком месяце?

- Как звали дочь Вырина? Как ее будут звать в Петербурге? Т.е. как это имя звучит у взрослой женщины?

- Какой цветок выращивала Дуня? - Какого цвета были глаза у Дуни?

- Чем была занята Дуня в тот момент, когда Минский ворвался в комнату, требуя немедленно лошадей?

- Из какого города ехал Минский в Петербург?

- Сколько лет было Дуне, когда мы впервые встречаемся с ней на страницах повести?

- Дуня обвязала голову Минского, притворившегося больным тряпкой, замоченной в чем?

- На какое время взял отпуск Вырин для поиска своей дочери?

- Кто поселился в доме Вырина после смерти хозяина? Кем по профессии был новый хозяин дома?    Чему научил Вырин детей пивовара?     - Сколько детей стало у Авдотьи Самсоновны?

3) Характеристика героев.  Мы говорили о трёх героях повести. Попробуйте с помощью 3-4 прилагательных дать каждому характеристику.  (Пишу на доске имена главных героев, ученики дают х-ку)

           Вырин                            Дуня                                  Минский

         Бедный                         Красивая                          Беспечный                                                    

      Несчастный                 Прелестная                       Легкомысленный

      Добрый                         Приветливая                         Удалой

    Любящий                      Хозяйственная                    Счастливый

      Забытый                          Печальная                         Богатый

 «Маленький человек»         С камнем на сердце       Жестокий

Нравственность- 1.Совокупность норм, определяющих поведение человека.2. Моральные качества, т. е. это качества, определяющие поведение человека, его поступки, добрые или злые.

4. Итоги урока. Рефлексия.

Через взаимоотн. Вырина и Минского Пушкин показал социальное неравенство, судьбу «маленького человека».

Кто такой «маленький человек»?  «Маленький человек» - так в литературе называют героев, которые «не вышли в чины» и терпели унижения от вышестоящих чиновников. Они не одарены выдающимися способностями, но отличаются силой характера, без целей, испытывают страх перед жизнью, но при этом добрые, никому не делающие зла, безобидные.

История повести «Станционный смотритель» окрашена грустью и состраданием. Но Пушкин не отдается печали полностью. Он всегда иронизирует над героями и над обстоятельствами, и над собой.  Герой Пушкина – ничем не примечательный чиновник низшего класса. Люди, подобные ему, занимали в обществе одну из самых низких ступеней, были почти бесправными и беззащитными. По существу, с Пушкина началась разработка одной из любимых тем русской литературы – тема «маленького человека».

- О судьбе Вырина повествователь узнает от мальчика. Когда он только ехал к смотрителю, какие чувства его одолевали?

- Меняются ли его чувства после того, как он посетил станцию? Говорит ли это о том, что к дочери пришло осознание совершенного поступка, и она хотела попросить прощения у отца, но опоздала?

- О каких нравственных проблемах повести мы говорили на уроке?

- Что вы извлекли полезного для себя?

- Понравился вам урок?

5. Домашнее задание: ответить на вопросы


Литература 7кл. 19

Литература 7кл. 19

Забытый

Забытый
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2020