6 класс № дата
Тема: Русская
летопись. «Повесть временных лет». «Сказание о
белгородском киселе».
Цель урока: развивать понятие летописи, народные
идеалы. Закрепление понятия летопись, знакомство с летописью о киселе,
отработка выразительного чтения летописи, пересказа текста, развитие речи -
устное рисование.
Ожидаемые результаты:
Метапредметные:
Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель.
Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперацию
Предметные: ученик научится владеть: изученной терминологией по изученной теме, навыками монологической речи, составлять пересказы эпизодов, характеризовать героев.
Личностные: воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, осознание своей истории, чувство уважения и любви к Родине, бережное отношение к книге, как к источнику знаний.
Тип урока: комбинированный урок
Оборудование: учебник, презентация, аудиозапись.
Ход урока
1.Организационный этап.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Эпиграфы к уроку записаны на доске:
«Исполнен долг, завещанный от Бога...»; «Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу».
Слово учителя.
- Что представляли собой первые книги?
- Как читали книги люди Древней Руси?
- Как повлияло устное народное творчество на язык древнерусской литературы?
- Что характерно для древнерусской литературы? Назовите эти свойства.
- Какие события описывались в древнерусской литературе (вымышленные или исторические)?
3. Актуализация знаний.
. В древнерусской литературе центральное место занимали летописи. Летописание развивалось в течение восьми веков (с XI по XVIII век). Давайте вспомним, что такое летопись? (Термины записываем в тетрадь.)
· Летопись - погодная запись исторических событий, производимая современником.
· Летописание – составление летописи.
· Летописец – составитель летописи.
Слово учителя. В основе всего древнерусского летописания лежит “Повесть временных лет”. Это древний летописный свод, составленный Нестором в Киево-Печерском монастыре около 1113 года. Свод был дважды переработан и дополнен. На форзаце учебника – репродукция картины В.М.Васнецова «Нестор-летописец».
- Что мы видим на картине?
- Как изображен летописец?
- Какова главная мысль этой миниатюры? (Миниатюра свидетельствует о том, какое большое значение придавали в Древней Руси летописанию. Летописец не просто записывает жизненные факты, а исполняет Божью волю, передает людям Высшую правду.)
- Прочитайте отрывок из «Повести временных лет». Как вы понимаете слова о пользе «учения книжного»?
Слово учителя. «Повесть временных лет» была основным источником сведений о прошлом Русской земли. Летопись была не только интересным чтением, но и важным историко-политическим документом. “Повесть…” включает в себя разные литературные жанры той эпохи: поучения, притчи, жития, предания, повести, записи устных рассказов, договоры, сказания. Сегодня на уроке мы познакомимся со “Сказанием о белгородском киселе».
- Что такое сказание? (Рассказ исторического или легендарного содержания.
Устное
описание картины.
Рассматриваем репродукцию картины
В. М. Васнецова «Нестор-летописец» на первом форзаце учебника.
Русское летописание возникло в первой
половине XI века. Недалеко от Киева располагался Киево-Печерский монастырь. В
нем жил ученый монах Нестор. Считается, что Нестор составил первую на Руси
летопись. Он трудился в своей келье — днем при свете солнца, ночью при
свете свечи. Горела лампада у иконы. Летописец писал на листах, сделанных из
телячьей кожи. Такой материал был очень дорогим и назывался пергаментом. Сейчас
мы пишем ручками, а на картине Васнецова летописец пишет гусиным пером,
обмакивая его в чернила. На самом деле писали специальной острой
палочкой — стилом.
На картине В. М. Васнецова Нестор
одет в монашескую одежду. У него седые волосы и белая борода. Он аккуратно
переворачивает уже исписанную страницу книги. Сзади него на столике лежит
толстая большая книга, застегнутая на замок. Из окна видны крепостные стены с
башней и церковь на холме. Здания и келья на картине Васнецова изображены
правдоподобно.
— Почему картина Васнецова производит
на нас, людей XXI века, глубокое, сильное впечатление?
Читая
летопись, мы слышим живой голос далеких предков. Произведения прошлого
разрушают преграды времени, и мы силой воображения можем представить себя
участниками тех далеких событий, увидеть, что и как происходило, ощутить аромат
времени. В этом нам и помогают наши заботливые предки-летописцы.
Летописание началось на Руси в ХI веке. Первым летописцем был монах Киево-Печерской
Лавры Никон, которого называли Великим. В начале ХII века монах того же
монастыря, Нестор, пишет «Повесть временных лет» — одно из замечательных
произведений русской литературы. Эта «Повесть...» — плод творчества нескольких
поколений летописцев книгопечатания в те времена не было, книги переписывались
от руки, доверялся этот труд избранным, ученым-книжникам. При переписывании
летописей последователи неизбежно вносили какие-то добавления, поправки, а то и
ошибались иногда. Кроме того, добавляли новые сведения, поскольку летописи
велись строго по годам, и все важное, что случилось за год, вносилось в
летопись.
— Почему так
важно было для наших предков записать, что «в лето» (то есть «в год») такое-то
произошли такие-то события?
(Потому что жизнь таким образом представлялась единым потоком, приобретала
общечеловеческое значение, каждый человек мог ощущать себя причастным миру,
истории родной страны, всего человечества.) Ведь начинается «Повесть временных
лет» от Всемирного потопа,
(вспомним, что это важнейшее событие описано в Ветхом Завете).
Первичная проверка понимания
Работа с
учебником.
Чтение учителем «Сказания о Белгородском киселе» и беседа по тексту сказания.
— Когда происходило действие этого сказания?
(В 997 г. Описанные события происходили более чем за сто лет до составления летописи
Нестора. То есть автор записывал то, что сохранила народная память.)
— Что значит «Осада затянулась», и почему «был в городе голод сильный»?
(Город, представлявший из себя крепость, был окружен печенегами, выйти из него,
чтобы добыть пищу, было невозможно.)
— Что такое вече?
(Собрание горожан для решения общественных дел, важных вопросов.)
— Почему горожане сначала решили сдаться печенегам?
(Чтобы сохранить жизнь хоть кому-нибудь, иначе все умрут от голода.)
— Почему жители с радостью послушались мудрого старца?
(Сдаться врагу унизительно, поэтому жители рады возможности спасти свою честь,
честь города.)
— В чем заключался план спасения города мудрым старцем? Догадывались ли жители города
о том, какое значение имеют действия старца?
(Горожане полностью доверились старцу и делали то, что он велел, не догадываясь
о его хитроумном замысле. Военная хитрость: показать, что осажденный город не
гибнет от голода — удалась.)
Первичное закрепление
— Какой смысл
заложен во фразе горожан: «Ибо мы имеем пищу от земли»?
(Кроме прямого смысла — хитрости, с помощью которой удалось обмануть печенегов,
эта фраза имеет смысл более глубокий: это наша родная земля, она нас кормит,
она защитит нас.)
— Что прославляет летописец?
(Ум, находчивость, патриотизм. И в этом сказании герой — простой человек.)
Фонохрестоматия. Слушаем актерское мастерство.
Отвечаем на вопросы учебника, страница 25.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Закрепить понятия о ДРЛ, прочитав статью учебника «Древнерусская литература».
Рефлексия
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.