«Повесть временных лет». «Расселение славян»

  • Разработки уроков
  • doc
  • 21.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему); • видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения; • самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу; • по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили; • соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
Иконка файла материала konsp_lit_4kl_ur11-korr.doc
Литературное чтение Урок 11. Тема раздела: У истоков русской детской литературы. Тема: «Повесть временных лет». «Расселение славян» Цели: • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему); • видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения; • самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу; • по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили; • соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.   Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация знаний. 2  3  Проверка домашнего задания. 1) Беседа по материалу прошлого урока. – Когда и как начиналась русская детская литература? – Назовите первые книги, которые читали дети. – Объясните смысл слова «летопись». – Расскажите, кто и как их создавал. 2)  Вспомним,   как   писали   о   летописцах   А.С.   Пушкин   и   Н.   Кончаловская © ООО «Баласс», 2014 Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Преобразовывать  информацию из одной  формы в другую: подробно  пересказывать небольшие  тексты. 2. Делать выводы в  результате совместной  работы класса и учителя. 1II. Развитие  умений. (чтение текста наизусть с обоснованием выбора). 2  4  2  2  3  4  1. Чтение и работа с текстом. 1. Работа с текстом до чтения. – Вызвали ли у вас стихи А.С. Пушкина и Н. Кончаловской желание прочитать летописи? – Чего вы ждёте от чтения летописей? – Вспомните, как называлась «Начальная русская летопись», созданная в XI–XII веках   («Повесть   временных   лет»).   Прокомментируйте   каждое   слово   в   её названии. –  Кто  перевёл   древний   текст  на   современный  русский   язык,  обработал  его? (Учёный Дмитрий Сергеевич Лихачёв.) –   В   «Борисе   Годунове»   А.С.   Пушкин   перечислил,   что   описывал   летописец Пимен: «Войну и мир, управу государей, Угодников святые чудеса…» – А о чём могут повествовать первые летописи, ведь в X–XII веках на Руси ещё не было государей, история только начиналась?  Учащиеся высказывают предположения. 2. Работа с текстом во время чтения. 1) Чтение учителем начала «Повести»: «Се повести временных лет, откуду есть   пошла   русская   земля,   кто   в   Киеве   нача   первее   княжить,   и   откуду русская земля стала есть. Так начнём повесть сию». – Ответьте словами летописи, о чём мы сейчас читали («откуду есть пошла русская земля»). – Какой вы услышали летопись? Такой ли вы её представляли? 3. Ориентироваться на  развороте учебника. 4. Находить ответы на  вопросы в тексте,  иллюстрациях. Личностные результаты 1. Развиваем умения  выказывать своё отношение  к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с  определённой ситуацией.  3. Формируем мотивацию к  обучению и  целенаправленной  познавательной  деятельности. Регулятивные УУД 1. Определять и  формулировать цель  деятельности на уроке с  © ООО «Баласс», 2014 2– Интересна ли летопись современному читателю, спустя 1000 лет? – Легко ли, по­вашему, читать летопись? Почему?  Далее   учитель   читает   текст   «Расселение   славян»   (с.   37). 2) Комментированное чтение. –   Что   значит   «сели   по   Дунаю»?   Замените   слово   «сели»   другими   словами, объясняющими его смысл. – Обратите внимание на ряд однокоренных слов в летописи: «сели», «селитесь». Дополните   его   другими   словами   с   этим   же   корнем   (селиться,   население, расселение и др.). – Объясняет ли летопись происхождение слов «чехи», «хорваты», «сербы»? Сделайте   вывод,   всегда   ли   название   народа   связано   с   тем   местом,   где   он селится? (Названия славянских племён были связаны и с занятиями людей, и с особенностями их жизни, быта, мест, которые они обживали.) – Где поселились поляне? –   В   какой   местности   обосновались   дреговичи,   если   известно,   что   слово «дреговичи» родственно словам «дёргаться, дрягаться»? (Болотистая местность с зыбкой почвой.) – О чём говорит название Новгород? 3) Обобщающая беседа. – Как «Повесть временных лет» объясняет происхождение славянских народов? – А как рождались названия славянских народов? – Что объединяло всех славян? (Грамота, язык – это тема будущего урока.) 3. Работа с текстом после чтения. 1) Рассказ учащихся о славянских народах и их соседях (вопрос 5, с. 37). 2) Вопросы и задания. –   Какие   современные   славянские   народы   вам   известны?   Если   возможно, помощью учителя. 2. Проговаривать  последовательность  действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение на основе  работы с иллюстрацией  учебника. 4. Учиться работать по  предложенному учителем  плану. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение  слушать и понимать речь  других. 2. Выразительно читать и  пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в  устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и  в группах. © ООО «Баласс», 2014 3объясните происхождение их названия (белорусы, украинцы, поляки). – Расскажите о расселении современных восточных славян (русские, украинцы, белорусы), подражая языку «Повести временных лет». 2. Выполнение задания в тетради (урок 11, III.1). (Т) Задание III.1. Белозерск – белый, озеро. Волхов – волк. Торжок – торговля. Смоленск – смола. Звенигород – звенеть, город. Липецк – липа. Воронеж – ворон. Орёл – орёл. Борисоглебск – Борис и Глеб (князья). Елец – ель. Владимир – владеть, мир. Юрьев – Юрий. –  Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? ΙΙΙ . Итог. Ι V. Домашнее  задание. – Что вам показалось на уроке самым интересным? – Как бы вы оценили свою работу на уроке? 1) Выразительное чтение текста «Расселение славян». 2) Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. © ООО «Баласс», 2014 4– Расспросите своих родителей, бабушек, дедушек, знакомых о происхождении названий   той   местности,   где   вы   живёте.   Может   быть,   об   этом   существуют предания, рассказы? Запишите их. © ООО «Баласс», 2014 5

Посмотрите также