Цель: помочь учащимся понять, что изменения в духовной и экономической жизни общества порождают новые явления в повседневной жизни.
Методы обучения: репродуктивный метод с постановкой познавательного задания. Познавательное задание: подумайте, какие изменения произошли в повседневной жизни европейцев в XVI-XVIII вв. в сравнении с повседневной жизнью человека в XIV-XV вв. Чем эти изменения были вызваны?
Форма урока: комбинированный урок.
Приемы деятельности учителя: рассказ, картинное описание (описание бедствий – голода, болезней, войн, питания; описание моды и пр.), беседа, сравнительная характеристика (сравниваются одежда, питание в обществе в XVI-XVIII вв., средневековый город и город в Новое время и пр.).
Развитие умений учащихся: уметь слушать рассказ учителя и по ходу рассказа выделять главное, сравнивать, анализировать, делать выводы, пользоваться иллюстративным материалом как источником содержания; предъявлять результаты своей работы.
Основные понятия и термины: повседневность, канон.
Оборудование: учебник, доска
Повседневная жизнь..doc
290917г.
История – 7 класс
Повседневная жизнь европейцев
Арби Дундаевич Шамаев
Цель: помочь учащимся понять, что изменения в духовной и экономической жизни
общества порождают новые явления в повседневной жизни.
Методы обучения: репродуктивный метод с постановкой познавательного задания.
Познавательное задание: подумайте, какие изменения произошли в повседневной жизни
европейцев в XVIXVIII вв. в сравнении с повседневной жизнью человека в XIVXV вв. Чем
эти изменения были вызваны?
Форма урока: комбинированный урок.
Приемы деятельности учителя: рассказ, картинное описание (описание бедствий –
голода, болезней, войн, питания; описание моды и пр.), беседа, сравнительная
характеристика (сравниваются одежда, питание в обществе в XVIXVIII вв.,
средневековый город и город в Новое время и пр.).
Развитие умений учащихся: уметь слушать рассказ учителя и по ходу рассказа выделять
главное, сравнивать, анализировать, делать выводы, пользоваться иллюстративным
материалом как источником содержания; предъявлять результаты своей работы.
Основные понятия и термины: повседневность, канон.
Оборудование: учебник, доска
ХОД УРОКА
1. Оргмомент: приветствие, настрой на успешную работу, пожелание удачи
2. Актуализация опорных знаний
а) словарная работа (по выбору): тестирование или фронтальный опрос – 35 мин
Термины: революция, абсолютизм, этикет, меркантилизм, монополия, биржа, капитал,
мануфактура, буржуазия, индульгенция, откупщик, батрак, реформация.
б) беседа по вопросам:
Какие изменения произошли в обществе в XVIXVII вв.?
(Рост предпринимательской деятельности, развитие внутренней и международной
торговли, развитие рыночного хозяйства, развитие мануфактур, зарождение
капитализма, возникновение в обществе новых ценностей)
Как изменились состав и занятия европейского населения?
(Буржуазия нового времени, крестьяне, новое дворянство, «люди с дорожной
обочины»)
Как вы думаете, какие новые ценности больше всего влияют на изменение структуры
европейского общества?
( Дух предпринимательства, стремление к обогащению, частная собственность,
потребность в наемном труде)
в) Подведение итогов знаний учащихся:
В начале нового времени зарождается капитализм – общество, основанное на
частной собственности и рыночной экономике. Изменяются положение и занятия
различных слоев населения: растет и богатеет буржуазия, втягивается в
предпринимательскую деятельность дворянство, постепенно освобождается от
личной зависимости крестьянство, растет число наемных работников. Главная ценность – деньги, все продается, все покупается.
3. Знакомство учащихся с темой урока, целью, планом урока и познавательным
заданием.
Тема сегодняшнего урока «Повседневная жизнь европейцев». Запишите ее в тетрадь.
Какие ассоциации возникают в связи с названием темы? Выполнить индивидуально,
обменяться мнениями в группе, выбрать спикера группы, вынести свои ассоциации на
обсуждение классу. (Учитель записывает ассоциации на доске. Спикеры групп делятся с
классом своими ассоциациями. Каждый последующий спикер называет только не
совпавшие ассоциации). В результате работы формируется план урока, который
вывешивается на доске. Затем учитель знакомит учащихся с познавательным заданием,
целью урока и тоже помещает их на доску.
5. Формирование новых знаний (краткие записи в тетрадях по ходу).
1.
«Избави нас, Господи, от чумы, голода и войны» (рассказ учителя)
По окончании рассказа вы должны сформулировать его основную мысльи
сделать вывод.
Из истории средневековья вы знаете, что крестьяне не раз поднимали восстания против
сеньоров, вели настоящие войны. Боролись за свои вольности и города. Но это бывало не
так уж и часто. Свою личную несвободу и многочисленные повинности крестьяне
воспринимали как должное: ведь так было при отцах и дедах. Сеньоры тоже понимали, что
худой мир лучше доброй ссоры.
Повседневными же врагами человека в это время были чума, голод и война.
«Избави нас, Господи, от чумы, голода и войны» этими словами начиналась молитва
французских крестьян в XVII в.
Чувство неуверенности и страха рождали у населения постоянные войны.
Другой причиной неуверенности и страха людей был голод или его угроза.
И, наконец, страх вызывали эпидемии, прежде всего чумы и оспы. В Париже, например,
произошло шесть эпидемий чумы только за одно столетие XVII века. Не умели в то время
лечить и такие болезни, как оспа и сыпной тиф. Страшные цифры статистики
свидетельствуют: в XVI в. население Западной Европы в результате «черной смерти»
(чумы) сократилось на 1/5 часть. Эпидемии тифа, проказы, малярии, холеры, чумы
поражали целые поколения европейцев.
Население погибало не только от эпидемий, но и от пожаров, опустошений, приносимых
войнами, повышения цен на продукты первой необходимости. Чувство страха и
неуверенности поддерживалось чередой этих бедствий. Не успеет население оправиться от
эпидемии, как начинается холодная зима, затем следует неурожай, и так бесконечно.
Только в XVIII в. европейцы смогли вырваться из этого страшного круга.
Вывод (в тетрадь): Повседневные враги человека – чума, голод и война.
2) «Столетия редкого человека» (рассказ учителя + самост. работа учся)
а) В таких условиях европейское население росло медленно, а то и не росло совсем.
Особенно высока была смертность среди новорожденных: только половина из них
достигала десятилетнего возраста. Сказывалось отсутствие медицинской помощи. Больниц
в современном смысле не было, они существовали только как благотворительные
учреждения. В те времена сорокалетние считались стариками, и мало кому удавалось
дожить до 70 лет. Средняя продолжительность жизни была 30 лет. Особенно коротка была жизнь женщин. Чаще всего они умирали между двадцатью и сорока
годами. Как вы думаете – почему? Сказывался тяжкий, непосильный труд в поле и дома,
отсутствие медицинской помощи при родах, вечные заботы. В XVI в. две трети населения
европейских стран составляли мужчины и только одну треть – женщины.
А как обстоит дело сейчас? Как вы думаете, с чем это связано? Только к концу XVII в. в
связи с окончанием религиозных войн в Европе, улучшением питания и ростом личной
гигиены население начинает расти. «Столетия редкого человека» уходят в прошлое.
(Демонстрируется и комментируется таблица «Численность населения»)
Проанализируйте данные таблицы и сделайте вывод, как менялась численность
населения с XVII века.
б) – Другие причины размаха эпидемий и медленного роста населения вы сможете назвать,
прочитав текст на стр. 52 в режиме «INSERT».
(Отводится 3 минуты на сам. чтение, затем беседа по позициям режима).
Вывод (в тетрадь): Рост численности населения начинается с XVIII в.
3) Физминутка «Ветер перемен» (23перемены)
4) «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты есть!..»
как вы понимаете эту фразу? Что можно определить по еде?
а) От чего зависело питание европейцев? (от времени года и от климата, от региона). Какие
события внесли изменения в питание европейцев?
В доиндустриальную эпоху подавляющая часть европейцев более половины того, что
производила или зарабатывала, потребляла или тратила на приобретение продуктов
питания. Исследователи приводят следующие данные: в Антверпене, где в XVI в. был
самый высокий уровень жизни в Европе, семья каменщиков из пяти человек тратила на
питание 79 % дохода, из них 49 % на хлеб; 11 % на оплату жилья, отопление и
освещение; на одежду и прочее – 10 % .
(Графикдиаграмма)
б) лабораторная работа с документами: чтение, обмен впечатлениями, ответ на вопрос:
какие еще факторы влияли на питание европейцев?
Вывод (в тетрадь): Питание европейцев зависело от времени года, климата, региона,
имущественного и социального положения личности.
5) Домашнее задание: составить меню для домашних трапез в бедной городской семье, в
зажиточной семье, в аристократической семье для XVIII в.
* два варианта меню: первый – для XVIXVII вв., второй – для XVIII в.
6) О чем может рассказать мода.
А сейчас мы побываем на дефиле. Что это такое? (Показ мод).
Изменения происходили и в моде. Чем вы можете объяснить бесконечные изменения в
моде 1617 вв.
Сообщения и показ картин одежды королей и придворных Испании и Италии.
Ваши впечатления (ответы детей).
Вывод: Одежда отражает историческую эпоху, ее порядки, взгляды на жизнь, представления о красоте.
6) Ответ на познавательное задание.
7) Итог урока (личная заинтересованность), оценки за работу на уроке
8) Дополнительный материал о Лондоне (в учебнике) – с.5759
Повседневная жизнь
Повседневная жизнь
Повседневная жизнь
Повседневная жизнь
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.