Повторение по теме: «Многообразие живых организмов».
Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
биология
5 кл
13.05.2018
Повторение по теме: «Многообразие живых организмов».
Данная разработка урока по теме «Многообразие живых организмов» составлена для УМК Пономаревой И.Н. и соответствует требованиям ФГОС второго поколения. Урок биологии разработан для учащихся 5 класса.
Урок развивающего контроля.
Систематизировать знания о многообразие живых организмов.
- образовательные: знать многообразие живых организмов.
- развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; формировать навыки самодиагностирования и взаимоконтроля; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли; самостоятельно оценивать достигнутые результаты.
- воспитательные: осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду;
воспитывать толерантность и бережное отношение к природе.
Предметные
- научиться называть представителей и характеризовать царства растений, бактерий, грибов, животных;
- характеризовать лишайники как симбиотические организмы;
- участвовать в обсуждении проблемных вопросов темы;
- аргументировать свою точку зрения;
- оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала.
Метапредметные
Регулятивные:
- формулировать цель урока;
- ставить задачи, необходимые для её достижения;
- планировать свою деятельность и прогнозировать её результаты
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
- осуществлять рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные:
- строить речевые высказывания в устной форме;
- слушать товарища и аргументировать свою точку зрения;
- обсуждать в рабочей группе информацию;
- выражать свои мысли и идеи.
Познавательные:
- работать с различными источниками информации;
- строить логические рассуждения, включающие устанавливать причинно- следственные связи;
- объяснять значения слов;
- сравнивать и делать выводы.
Личностные
- формирование познавательного интереса к изучению биологии;
- понимание необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание возможности применения полученных знаний в практической деятельности;
- понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности;
-осознание необходимости повторения материала для закрепления знаний;
- оценивать собственный вклад в работу группы.
Многообразие живых организмов.doc
Тема урока
Тип урока
Цель
Задачи
Планируемые образовательные результаты
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Повторение по теме: «Многообразие живых организмов».
Данная разработка урока по теме «Многообразие живых организмов» составлена для УМК Пономаревой И.Н. и
соответствует требованиям ФГОС второго поколения. Урок биологии разработан для учащихся 5 класса.
Урок развивающего контроля.
Систематизировать знания о многообразие живых организмов.
образовательные: знать многообразие живых организмов.
развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинноследственные связи; формировать
навыки самодиагностирования и взаимоконтроля; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь
выражать свои мысли; самостоятельно оценивать достигнутые результаты.
воспитательные: осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду;
воспитывать толерантность и бережное отношение к природе.
Предметные
научиться называть представителей и характеризовать царства растений, бактерий, грибов, животных;
характеризовать лишайники как симбиотические организмы;
участвовать в обсуждении проблемных вопросов темы;
аргументировать свою точку зрения;
оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала.
Метапредметные
Регулятивные:
формулировать цель урока;
ставить задачи, необходимые для её достижения;
планировать свою деятельность и прогнозировать её результаты
участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
осуществлять рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные:
строить речевые высказывания в устной форме;
слушать товарища и аргументировать свою точку зрения;
обсуждать в рабочей группе информацию;
выражать свои мысли и идеи.
Познавательные:
работать с различными источниками информации;
строить логические рассуждения, включающие устанавливать причинно следственные связи;
объяснять значения слов;
сравнивать и делать выводы.
Личностные
формирование познавательного интереса к изучению биологии;
понимание необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание возможности применения полученных знаний в практической деятельности;
понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности; Ресурсы
Технологии
осознание необходимости повторения материала для закрепления знаний;
- оценивать собственный вклад в работу группы.
Мультимедийное оборудование, учебник, рабочая тетрадь.
На демонстрационном столе: молоко, квашеная капуста, дрожжевое тесто, трутовик, мукор, лакмус, клубень картофеля,
гербарный экземпляр бобовых растений и лишайника.
ИКТ технологии, здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения.
Этап урока,
дидактические
цели.
1 этап.
Организационный
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Содержание учебного материала.
Деятельность обучающихся.
Деятельность учителя.
Форма
Формирование УУД.
организации
учебной
деятельности
Приветствие обучающихся.
Мотивирование учащихся к учебной деятельности
посредством создания позитивной эмоциональной
обстановки.
Приветствуют учителя.
фронтальная
Настраиваются на урок, психологически
готовятся к общению.
Личностные: проявляют
интерес к изучаемому
предмету, понимают его
важность.
«Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.
На урок торопит нас,
Биология сейчас».
2 этап.
Актуализация
знаний
Мы закончили изучать тему « Многообразие живых
организмов» А сегодня еще раз убедимся, как
многообразен мир этих живых организмов, как велико
их значение в природе, и какую важную роль они играют
в жизни человека.
Учащиеся слушают информацию.
фронтальная
Коммуникативные:
умение сотрудничать,
высказывают свою точку
зрения, вступают в диалог,
обмениваются мнениями.
Познавательные:
ориентируются в своей
системе знаний.
Регулятивные: оценивают
правильность выполнения
заданий.
3 этап.
Какое значение имеют знания о строении, Вступают в диалог с учителем, отвечают
фронтальная
Личностные: Создание
проблемной
ситуации
жизнедеятельности и многообразии бактерий, растений,
животных, грибов и лишайников?
Почему в природе не бывают вредных организмов?
Почему важно охранять биологическое разнообразие?
Так какова же тема сегодняшнего урока? (версии детей)
на вопросы, проговаривают и осознают.
4 этап
Целеполагания
На данном уроке, мы обобщим и систематизируем
знания по теме: «Многообразие живых организмов».
Осознают и проговаривают тему урока:
«Многообразие живых организмов».
Работа будет проходить в группах, которые называются
«Животные», «Растения», «Бактерии», «Грибы» и
«Лишайники»
5 этап
«Зарядка для ума».
фронтальная
Учащиеся активно и самостоятельно
работают в соответствии со своими
обязанностями.
В ходе деятельности развивают
мыслительные процессы
Проявление познавательной инициативы.
Обсуждение в группах варианты
решения.
Осмысление.
.Обощение и
систематизация
знаний.
1. Сожительство двух организмов, полезное обоим.
(Симбиоз.)
2. Процесс образования органических веществ в зеленых
частях растения на свету. (Фотосинтез.)
3. Плесень, из которой впервые получили лекарство.
(Пеницилл.)
4. Организмы, которые питаются органическими
веществами других живых организмов. (Паразиты.)
5. Доядерные организмы. (Бактерии.)
6. Грибы – это растения или животные? (Эти
организмы образуют отдельное царство.)
7. Организмы, которые питаются органическими
веществами отмерших организмов. (Сапрофиты.)
8. Грибы, которые используют в хлебопечении.
(Дрожжи)
На столах перед каждой группой лежат карточки с
вопросами, карточки с ответами (среди которых есть и
неправильные) и карточка с алгоритмом действий. Если
на все вопросы даны правильные ответы, из букв на
карточках с ответами должно сложиться кодовое слово.
По завершении этапа каждая группа должна объяснить,
что означает получившееся у нее кодовое слово, какое
отношение оно имеет к изучаемой группе организмов.
Алгоритм действий.
1. Прочитайте вопросы на карточке.
формирование мотивационной
основы учебной деятельности.
Познавательные:
обобщение информации.
Регулятивные:
в сотрудничестве с учителем,
решают проблемы.
Личностные:
формирование мотивационной
основы учебной деятельности
Коммуникативные:
умение слушать и вступать в
диалог, участвовать в
коллективном обсуждении;
продуктивное взаимодействие
и сотрудничество при выборе
правильного ответа;
умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли;
взаимодействовать и
сотрудничать со
сверстниками.
Личностные:
создание условий к
саморазвитию и
самообразованию на основе
мотивации к обучению и
самопознанию;
осознавать неполноту знаний,
проявлять интерес к новому
содержанию;
устанавливать связь между
целью деятельности и ее
результатом;
оценивать собственный вклад 2. Прочитайте ответы на всех карточках.
3. Выберите шесть карточек с правильными ответами и
разложите их по порядку, согласно нумерации вопросов.
У вас должно получиться кодовое слово. 4.
Обоснуйте свой выбор ответов и найдите общие черты,
которые объединяют данные организмы. 5. На
демонстрационном столе выберите предметы, которые
отражают многообразие и роль организмов этой группы.
6. Дополните свой ответ о значении этих организмов в
природе, их многообразии и использовании человеком.
В
опросы для группы «Бактерии».
1. Бактерии, имеющие форму спирали.
2. Бактерии, имеющие форму шариков.
3. Острое инфекционное заболевание, для которого
характерно воспаление нёбных миндалин (боль в горле,
повышенная температура тела).
4. Бактериальное желудочнокишечное заболевание.
5. Как называется яд, вызывающий тяжёлое пищевое
отравление.
6. Сочный корм для сельскохозяйственных животных,
приготовленный из зеленой массы кукурузы,
подсолнечника; не подвергается гниению благодаря
деятельности молочнокислых бактерий.
Ответы.
Спириллы (А). Кокки (Н). Ангина (Г). Дизентерия (И).
Ботулин (Н). Силос (А). Сено (В). Споры (У).
Кодовое слово – АНГИНА.
Вопросы для группы «Грибы».
1. Ядовитый гриб с красной шляпкой и белыми пятнами
на ней.
2.Заболевание кожи, вызываемое различными
возбудителями, в том числе и грибамипаразитами.
3. Сизая плесень, вырабатывающая антибиотик, широко
используемый в медицине.
4. Плесень, которая поселяется на хлебе.
5. Грибпаразит, поселяющийся на стволах деревьев.
6. Ядовитый гриб, похожий на шампиньон. Ответы.
Мухомор (Д). Лишай (Р). Пеницилл (О). Myкор (Ж).
групповая
в работу группы.
Познавательные:
анализировать, воспринимать,
интерпретировать и обобщать
информацию.
Регулятивные:
продолжить формирование
умения самостоятельно
обнаруживать и
формулировать учебную
проблему, определять цель
учебной деятельности,
выдвигать версии;
продолжить формирование
умения участвовать в
коллективном обсуждении
проблемы, интересоваться
чужим мнением, высказывать
свое;
продолжить формирование
умения работать по плану,
сверять свои действия с
целью;
продолжить обучение основам
самоконтроля, самооценки и
взаимооценки. Трутовик (Ж). Бледная поганка (И). Боровик (В).
Подосиновик (Б).
Кодовое слово – ДРОЖЖИ.
Вопросы для группы «Лишайники».
1. Организм, который образуется при сожительстве
гриба и водоросли.
2. Иное название оленьего мха.
3. Лишайник золотистожелтого цвета, часто
встречается на коре осин.
4. Как называется тело лишайника?
5. Иное название исландского мха.
6. Лишайники, которые имеют форму тонкой или
толстой корочки.
Ответы.
Лишайник (С). Ягель (И). Ксантория настенная (М).
Слоевище (Б). Цетрария (И). Накипные (ОЗ). Кладония
(Б). Листовидные (В).
Кодовое слово – СИМБИОЗ.
-------------------------------------------------------------
-------- Физкульминутка
Руки в стороны поставим,
Правой, левую достанем.
А потом наоборот:
Будет вправо поворот,
Раз хлопок, два хлопок,
Повернись ещё разок!
Раз, два, три, четыре,
Руки выше, плечи шире!
Опускаем руки вниз,
И за парты вновь садись.
Вопросы для группы «Растения».
1.Голосеменное растение
2.Чем размножаются папоротники, хвощи, плауны?
3.Растения, которые растут в воде?
4.Как называются растения, которые размножаются
семенами?
Осуществляют профилактику
утомления.
Личностные:
установка на здоровый образ
жизни 5.Питание растений.
6.Орган растения, где происходит фотосинтез
Ответы.
Ель (Ц). Споры (В). Водоросли (Е). Цветковые (Т).
Автотрофное (О). Лист (К). Корень (А). Семена (Г).
Кодовое слово ЦВЕТОК
-------------------------------------------------------------
-------Вопросы для группы «Животные».
1. Самое крупное животное .
2.Домашнее животное.
3.Совокупность всех видов животных, обитающих на
нашей планете.
4.Оноклеточное простейшее животное, которое не имеет
определенную форму тела.
5.Питание животных.
6.Каких животных больше всего на Земле?
Ответы. Синий
кит (Х). Лошадь (И). Фауна (Щ). Амеба(Н).
Гетеротрофное (И). Насекомые (К). Флора (А).
Инфузория (О)
Кодовое слово ХИЩНИК
6 этап
Игра «Выбери меня»
Закрепление и
обобщение.
Перед вами – чудостол. На нем предметы, продукты,
изображения организмов, гербарии. Каждая группа по
очереди выбирает группу организмов (бактерии, грибы,
лишайники, растения, животные), а затем должна
объяснить свой выбор и пояснить, какое значение для
человека имеет этот организм.
Бактерии .
1.Простокваша, сметана или кефир. (Молочнокислые
бактерии, питаясь сахаром, образуют молочную
кислоту. Под ее действием молоко превращается в
простоквашу, а сливки – в сметану.)
2. Квашеная капуста. (Молочная кислота
предохраняет капусту от разложения, гниения)
3. Гербарий бобового растения с клубеньками.
(Клубеньковые бактерии, поселяясь на корнях бобовых
растений, усваивают азот из воздуха, после
Учащиеся от каждой группы по
очереди выбирают на столе, а затем
объясняют свой выбор и поясняют,
какое значение для человека имеет этот
организм.
индивидуальная,
Коммуникативные:
групповая
продуктивное взаимодействие
и сотрудничество при выборе
правильного ответа;
умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли.
Личностные:
Осознают свои возможности в
учении.
Познавательные:
Ориентируются в своей
системе знаний. отмирания корней обогащают почву азотом).
Грибы
1. Дрожжевое тесто. (Дрожжи разлагают сахар на
спирт и углекислый газ, который поднимает тесто)
2. Соленые грибы. (Грибы употребляют в пищу. Они
содержат до 40% белка, 15% углеводов, соли
фосфора, калия, железа, витамины. Но нужно
хорошо знать съедобные и ядовитые грибы)
3. Гриб трутовик. (Приносит вред лесному хозяйству,
разрушая древесину)
4. Гриб мукор. (Разлагает остатки организмов,
продукты до минеральных веществ, которые
усваивают растения)
Лишайники
1. Лишайники. (Индикаторы загрязнения воздуха)
2. Ягель. (Корм для оленей)
3. Лакмус. (Из некоторых видов лишайников получают
краску и лакмус для химической промышленности).
Растения
1. Клубень картофеля. (Используют в пищу, корм для
домашних животных).
Животные
1. Молоко (Питательный пищевой продукт, который
использует человек).
Учитель дополняет ответы учащихся.
Проверка уровня понимания учебного материала,
психологического состояния учащихся после урока по
вопросам:
Какая часть урока показалась самой интересной?
Какое у вас настроение после урока?
Подведение итогов с помощью стихотворения:
Нужны все подряд –
Кто делает мёд
И кто делает яд.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников –
Злых и свирепых.
Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
7 этап
Рефлексия (итог
урока).
Регулятивные:
Осуществляют контроль
учебных действий.
Происходит рефлексия результатов
деятельности
индивидуальная,
групповая
Познавательные:
ориентируются в своей
системе знаний, анализируют,
воспринимают,
интерпретируют и обобщают
информацию.
Регулятивные:
проводят рефлексию учебной
деятельности;
осуществляют контроль
учебных действий. Не лучше делишки.
Да если мы с кемто
Не очень дружны,
Мы всётаки ОЧЕНЬ
Друг другу нужны,
А если нам ктонибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется...
Всевсе, все
На свете
На свете нужны,
И это все дети
Запомнить должны! Б.В. Заходер
Для самооценки детьми своего внутреннего состояния и
самочувствия по отношению к выполняемым на уроке
заданиям используются «Говорящие рисунки».
Если ты доволен собой, у тебя все получалось, то рисуй
улыбающееся лицо.
Если тебе на уроке было временами непросто, не все
получалось, то рисуй такое лицо «СПОКОЙНОЕ».
Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось,
то рисуй грустное лицо.
8 этап
Домашнее задание.
1. Выполнить в рабочих тетрадях задания 57 по
разделу «Подведём итоги: что вы узнали о
многообразии живых организмов». 2. Составить синквейн по разделу «Многообразие
живых организмов».
Копия верна.
Заместитель по УВР ______________________ Белова В.А.
Результаты работы учащихся.
Синквейны.
Живые организмы
разнообразные, интересные
питаются, дышат, размножаются
без них «и не туды, и не сюды»
Просто чудо!
Бактерии Маленькие, невидимые.
Живут, двигаются, отличаются
Они нужные и ненужные.
Микроорганизмы.
Растения.
Красивые, благоухающие.
Цветут, растут, удивляют
Красота спасёт мир.
Великолепие рядом!
Животные
Разные, грациозные.
Летают, прыгают, ползают
Удивительно, везде и всюду!
Они нужны, и природе, и человеку!
Грибы
Съедобные, ядовитые.
Солят, сушат, маринуют Они,
не растения, ни животные Отдельное
царство.
Лишайники
Неприхотливые, разные.
Чувствуют, живут, гибнут
Дым и яд приводит к смерти организмов
Своеобразная группа в симбиозе.
Повторение по теме: «Многообразие живых организмов».
Повторение по теме: «Многообразие живых организмов».
Повторение по теме: «Многообразие живых организмов».
Повторение по теме: «Многообразие живых организмов».
Повторение по теме: «Многообразие живых организмов».
Повторение по теме: «Многообразие живых организмов».
Повторение по теме: «Многообразие живых организмов».
Повторение по теме: «Многообразие живых организмов».
Повторение по теме: «Многообразие живых организмов».
Повторение по теме: «Многообразие живых организмов».
Повторение по теме: «Многообразие живых организмов».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.