Повторительно-обобщающий урок по теме «Великая Отечественная война» (интеллектуальная викторина на тему «Победный марш советских войск: это важно живым»)
Оценка 4.9

Повторительно-обобщающий урок по теме «Великая Отечественная война» (интеллектуальная викторина на тему «Победный марш советских войск: это важно живым»)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
история
04.06.2024
Повторительно-обобщающий урок по теме «Великая Отечественная война» (интеллектуальная викторина на тему «Победный марш советских войск: это важно живым»)
Урок в 10 классе по теме: "Великая Отечественная война" в формате популярной телепередачи "Своя игра"
конспект Буганова.docx

Конкурс «Путь к Победе»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект урока истории в 10 классе

по теме «Великая Отечественная война»

 

 

 

автор: Буганова Марианна Анатольевна

наименование образовательной организации:

МБОУ СОШ №2 г.Абакан

должность: учитель истории и обществознания

контактная информация:

89020149120, bugmaran@mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Абакан 2024

Повторительно-обобщающий урок по теме «Великая Отечественная война»

(интеллектуальная викторина на тему «Победный марш советских войск: это важно живым»)

Погибшим –

Быть бессменно на посту,

Им жить в названьях улиц и в былинах.

Их подвигов святую красоту

Отобразят художники в картинах.

Живым –

Героев чтить, не забывать,

Их имена хранить в бессмертных списках,

Об их отваге всем напоминать

И класть цветы к подножьям обелисков!

В.Туров

(оформление доски)

Тип урока: повторительно-обобщающий урок в игровой форме

Цель: создание условий для обобщения знаний у обучающихся по истории Великой Отечественной войны

Дидактическая цель: обобщить, систематизировать знания учащихся по теме: «Великая   Отечественная война1941-1945г».

Задачи урока:

Образовательные: закрепить знания о битвах, датах, именах и подвигах людей Великой Отечественной войны; значении победы в Великой Отечественной войне.

Развивающие: развивать познавательные способности при обобщении исторического материала, мышление, память; дать учащимся возможность проявить находчивость, творческую активность.

Воспитательные: формировать у учащихся патриотические качества, гордость за подвиги своих предков, отстоявших свободу и независимость Родины в тяжелейших условиях; воспитывать любовь и интерес к познавательной деятельности, культуру поведения. Формирование умений защищать историческую правду, не допускать умаления подвига народа при защите Отечества, готовность давать отпор фальсификациям российской истории

Методы обучения:

•  Метод соревнования (способ стимулирования интереса и активизации деятельности при выполнении отдельных упражнений).

• Метод обмена информаций (это процесс, в ходе которого источник информации ее передает, а получатель - принимает. Если в передаваемых сообщениях обнаружены ошибки, то организуется повторная передача этой информации. В результате обмена информацией между источником и получателем устанавливается своеобразный «информационный баланс», при котором в идеальном случае получатель будет располагать той же информацией, что и источник).

• Игровой метод (эффективный воспитывающий метод обучения, он вызывает интерес к предмету, наблюдательность, заставляет вспомнить полученные знания, вызывает желание читать дополнительную литературу).

• «Мозговой штурм» (оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности).

• Метод анализа и синтеза (умение мысленно расчленять предмет или явление на образующие их части и соединять отдельные элементы, части и признаки в единое целое)

Технологическое сопровождение урока:

•  информационные технологии, ИКТ;

•  технология оценивания учебных успехов;

•  технология воспитания духовной культуры;

•  технология педагогического сотрудничества.

Участники: ученики 10 класса, ведущий.

Оборудование: ноутбук, проектор, интерактивная доска (экран), колонки.

Используемые электронные ресурсы: слайд-презентация (Microsoft PowerPoint)

Оформление класса: книжная выставка о Великой Отечественной войне, музыкальные записи, портреты героев акции «Бессмертный полк» (из фондов школьного музея).

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

·        понимание значимости России в мировых политических процессах по итогам Второй мировой войны;

·        знание достижений страны и ее народа в годы Великой отечественной войны;

·        знание имен героев Великой Отечественной войн, исторических личностей

·        умение характеризовать решающую роль СССР в победе над нацизмом.

Личностные:

Гражданского воспитания:

·        осмысление сложившихся в российской истории традиций гражданского служения Отечеству;

·        готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным, этническим признакам;

Патриотического воспитания:

·        сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свою страну, свой край, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;

·        ценностное отношение к государственным символам, историческому наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;

·        идейная убежденность, готовность к служению Отечеству и его защите, ответственность за его судьбу;

Духовно-нравственного воспитания:

·        личностное осмысление и принятие сущности и значения исторически сложившихся и развивавшихся духовно-нравственных ценностей российского народа;

·        ответственное отношение к своим родителям, представителям старших поколений, осознание значения создания семьи на основе принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России;

 Эстетического воспитания:

·        способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;

·        осознание значимости для личности и общества наследия отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;

Ценности научного познания:

·        сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития исторической науки и общественной практики;

·        осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества, о социальном и нравственном опыте предшествовавших поколений.

Метапредметные результаты:

Познавательные универсальные учебные действия

Базовые логические действия:

·        систематизировать и обобщать исторические факты (в форме таблиц, схем, диаграмм и других);

·        выявлять характерные признаки исторических явлений;

·        раскрывать причинно-следственные связи событий прошлого и настоящего;

·        сравнивать события, ситуации, определяя основания для сравнения, выявляя общие черты и различия;

·        формулировать и обосновывать выводы.

Работа с информацией:

·        осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебники, исторические источники, научно-популярная литература, Интернет-ресурсы и другие) – извлекать, сопоставлять, систематизировать и интерпретировать информацию;

·        сопоставлять оценки исторических событий и личностей, приводимые в научной литературе и публицистике, объяснять причины расхождения мнений;

·        использовать средства современных информационных и коммуникационных технологий с соблюдением правовых и этических норм, требований информационной безопасности.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Общение:

·        выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании;

·        владеть способами общения и конструктивного взаимодействия, в том числе межкультурного, в школе и социальном окружении.

Совместная деятельность (сотрудничество):

·        осознавать на основе исторических примеров значение совместной деятельности как эффективного средства достижения поставленных целей;

·        оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу.

 

Регулятивные универсальные учебные действия

Самоконтроль (рефлексия):

·        осуществлять самоконтроль, рефлексию и самооценку полученных результатов;

·        признавать свое право и право других на ошибки;

·        вносить конструктивные предложения для совместного решения учебных задач, проблем.

Методические рекомендации, правила игры

Игра состоит из двух раундов. В первом раунде капитаны соревнуются за право начать второй раунд (сумма баллов за ответы). В викторине участвуют две команды, которые должны из приведенной ниже схемы выбрать тему вопроса и его стоимость. Команда выбирает раздел и номер вопроса (см. табл.). Номер вопроса соответствует количеству баллов. В первом раунде капитаны соревнуются за право начать второй раунд. Начинает игру команда, капитан которой набрал наибольшее количество очков в первом раунде. В случае правильного ответа команде засчитывают то количество баллов, которое соответствует стоимости вопроса, и команда так же получает право выбора следующего вопроса. Если дается неправильный ответ-такая же сумма должна быть снята со счета команды и право ответить на этот вопрос переходит к другой команде. Соперники имеют право «выкупить» право ответа на вопрос если поставят на кон большее количество баллов. Право ответа на этот вопрос принадлежит выигравшей команде. Если одна из команд идет ва-банк и ставит на кон всю имеющуюся на их счету сумму баллов, другие участники могут перекупить вопрос только своим ва-банком, если сумма баллов у них больше. Таким образом, при неправильном ответе на счету команды останется ноль баллов, если же она отвечает на него верно – сумма баллов удваивается. В третьем раунде играют по 2 игрока от каждой команды. Вопрос ведущего задаётся устно и отвечает команда, которая первая успела поднять зелёную карточку.

По окончании игры объявляется победитель, им станет тот, кто наберет наибольшее количество баллов.

Необходимое время для проведения игры: два урока (80 минут).

Деятельность жюри:

1.      Подсчёт набранных баллов в соревновании каждой подгруппы.

2.      Контролирует правильность ответов на вопросы по темам.

3.      Оглашение результатов викторины.

Этапы урока:

1.Подготовительный

2.Основной

3.Заключительный

1.Подготовительный этап

Организационный момент

Вступительное слово учителя: История — это строгий учитель, который наказывает за невыученный урок. Обострение внешнеполитической ситуации и дискуссии в обществе о роли СССР во второй Мировой войне привели к необходимости вновь бороться с нацизмом как идеологией, применять ряд мер по денацификации территории Украины, активизировать работу по выявлению иностранных агентов, оказывающих влияние на формирование общественного сознания по данному вопросу. Для того чтобы оценивать события нужно их знать и опираться на исторические факты. Сегодня мы с Вами систематизируем и обобщим свои знания о ходе и итогах Великой Отечественной войны, вспомним имена героев. Раскрытие многих архивов, оцифровка документов Министерства обороны РФ (сайт «Память народа», «Бессмертный полк», «История РФ», Коллекция «Вторая мировая война в архивных документах» (комплекс оцифрованных архивных документов, кино- и фотоматериалов) Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина), позволили нам знать правду о тех Великих днях, какой бы она не была. Это наш долг перед теми, кто погиб, защищая нашу жизнь, наше будущее. Извлекая уроки из прошлого, мы продолжаем связь поколений и создаем своё мирное будущее.

Ведущий: Игра, которая начнётся через несколько минут, предоставит вам возможность блеснуть своими знаниями в различных областях. Игра эта -   интеллектуальная, предназначена для развития эрудиции, умственных способностей, тренировки памяти, внимания. Все эти действия необычайно полезны для человека.

Известно, что великий русский полководец А.В. Суворов любил загадывать загадки своим офицерам и оставался доволен, когда убеждался в их сообразительности. Насколько эрудированны и сообразительны вы, мы сейчас и проверим. Игра похожа на телевизионную и называется так же «Своя игра».

Объясняются правила игры: На экране поле с 5 различными темами.  Рядом с каждой темой окошечко с цифрами от 10 до 50. Как вы уже догадались, эти цифры определяют стоимость правильного ответа и количество баллов, которые вы можете положить в свою копилку, правильно ответив на вопрос, который скрывается с обратной стороны. Игроки команды могут выбирать любую тему, любое количество баллов. Отвечать два раза на один и тот же вопрос нельзя. После ответа на вопрос, цифры изменяют свой цвет. Если команда выбравшая вопрос не дает ответа по истечении 30 секунд или ошибается, право ответить получает другой игрок. Игрок, давший правильный ответ получает баллы, соответствующие «цене» вопроса. Побеждает игрок, набравший большее количество баллов по окончанию игры.

Необходимое время для проведения игры: два урока (80 минут).

2. Основной этап

1 раунд. Игра капитанов (актуализация опорных знаний)

Итак, право начать игру получает команда, набравшая большее количество очков в этом раунде. Каждый правильный ответ оценивается в 10 баллов.

1. Назовите литературные произведения о Великой Отечественной войне. Побеждает команда, которая назвала большее количество произведений.

 (Симонов К. «Дни и ночи», «Жди меня»,  Твардовский А. «Василий Теркин»,  Бергольц О.   «Ленинградская поэма» )

2.Назовите автора стихотворных строк:

                    Я убит под Ржевом

                    В безымянном болоте,

                    В пятой роте, на левом

                    При жестком налете.

                                             (А.Т.Твардовский)

                   Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,

                   Как шли бесконечные, злые дожди,

                   Как кринки несли  нам усталые женщины,

                   Прижав, как детей, от дождя их к груди?

                                                     (К.Симонов)               

3.Назовите произведение и его автора:

-Ну, что вы, в самом деле? У меня мама - медицинский работник….

-Нету мамы. Война есть, немцы есть, я есть, старшина Васьков. А мамы нету.    Мамы у тех будут, кто войну переживет. Ясно говорю?

                                                                         (Б.Васильев. А зори здесь тихие. )

Поначалу, когда что-то толкнуло Сашку и вдруг ничего не тало видно,             кроме неба, он  ничего не понял. Только потом когда вырвавшийся из рук котелок со  звоном поскакал вдоль ручья, а левую руку в двух местах ожгло болью, до него дошло-ранило.                        

                                                                        (В.Кондратьев. Сашка.)

4. Звучат отрывки из песен в исполнении К.Шульженко, Л.Руслановой, Л.Утесова, М.Бернеса побеждает команда, капитан которой правильно назвал наибольшее количество песен военных лет. Используются экспонаты школьного музея (проигрыватель и виниловые пластинки).

Жюри оглашает счет и команду, которая первой вступает во второй раунд.

Схема для проведения игры

Сражения

Герои

Культура

Политика

Оружие

10

20

30

40

50

10

20

30

40

50

10

20

30

40

50

10

20

30

40

50

10

20

30

40

50

                                        

Проводится игра.

Итак, мы начинаем. На экране представлены темы: «Сражения Великой Отечественной войны», «Герои Великой Отечественной войне», «Культура в годы Великой Отечественной войне», «Политика» и «Оружие в годы Великой Отечественной войны». (презентация в приложении 1). В этом раунде вы можете заработать баллы от 10 до 50 в зависимости от сложности вопроса. Команды выбирают категорию, стоимость вопроса и отвечаем.

- Игра началась!

Категория «Сражения Великой Отечественной войны»:

10 баллов: Победа советских войск в этом сражении похоронила блицкриг и стала первым крупным поражением вермахта во Второй мировой войне (После войны в  ходе суда над главными нацистскими преступниками в  Нюрнберге одного из подсудимых, начальника штаба вермахта В. Кейтеля, спросили, когда он начал понимать, что планы Гитлера победить Советский Союз терпят крах. В ответ он произнёс только слово: «Москва»)

20 баллов: Это сражение началось с операции «Цитадель» и закончилось освобождением Харькова (Курско-Орловская операция началась с немецкой попытки «срезать» Курский выступ. Затем советские войска перешли в контрнаступление, освободив Орел, Белгород и Харьков. Начиналось освобождение Левобережной Украины и Битва за Днепр)

30 баллов: Как называлось советское наступление в Белоруссии летом 1944 года? (Операция «Багратион» - один из «Десяти сталинских ударов» - советское наступление в Белоруссии, в результате которого советские войска освободили территорию БССР, часть территории Польши и вышли к Варшаве)

40 баллов: Этот город был освобожден советскими войсками 9 мая 1944 года в результате трехдневного штурма. До этого сами немцы взяли его в результате 250-дневной осады. (Освобождением Севастополя и разгромом войск немецкой 17-й армии завершилась Крымская наступательная операция. На диораме «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года» отражено взятие одной из ключевых высот возле города, которую немцы превратили в настоящую крепость)

50 баллов: Оборонительный рубеж по какой реке немцы называли Восточным валом или «Линией Пантера-Вотан»? («Восточным валом» немцы называли оборонительный рубеж, проходящий главным образом по Днепру. Опираясь на крупную реку, немцы рассчитывали остановить и измотать советские войска и сохранить за собой Украину)

 

 

Категория «Герои Великой Отечественной войны»:

10 баллов: 22 июня 1941 года он был начальником советского генерального штаба. А в мае 1945-го принимал капитуляцию Германии. Руководил советскими войсками под Москвой, Берлином. Принимал Парад Победы 24 июня 1945 года (Георгий Жуков (1896-1974) в годы войны возглавлял Генеральный штаб, Ленинградский, Западный, 1-й Белорусский фронты, был представителем Ставки и Заместителем Верховного главнокомандующего)

20 баллов: Этот советский снайпер прославился в ходе Сталинградской битвы, уничтожив 225 солдат противника включая немецкого снайпера, специально посланного для охоты за ним. (Василий Зайцев (1915-1991) хоть и не был самым результативным советским снайпером, но стал одним из самых знаменитых. Автор слов «За Волгой для нас земли нет» и один из инициаторов массовой подготовки снайперов в Сталинграде. А в 2001 году на Западе про него сняли совершенно не достоверный, но довольно известный фильм «Враг у ворот»)

30 баллов: Подпольная группа, существовавшая в городе Краснодоне в 1942-1943 годах. После войны Александр Фадеев напишет о ней книгу (Молодая гвардия. Одноименный роман стал вторым по издаваемости произведением детской литературы в СССР и изучался в школах, благодаря чему имена Олега Кошевого, Сергея Тюленина, Любы Шевцовой были известны каждому советскому человеку)

40 баллов: Этот советский летчик в августе 1941 года одним из первых произвел ночной воздушный таран, защищая небо Москвы, за что получил звание Героя Советского Союза (Виктор Талалихин протаранил немецкий бомбардировщик, благодаря чему стал известен на всю страну. Осенью 1941 года младший лейтенант Талалихин погиб в воздушном бою.

В 2014 году поисковики нашли в лесу тот самый И-16, на котором Талалихин совершил свой ночной таран.)

50 баллов: Этот родившийся в Хакасии летчик участвовал в налетах на Берлин на начальном этапе войны и командовал дивизией дальней бомбардировочной авиации. Герой Советского Союза, именем которого назван аэропорт в Абакане. (Василий Тихонов (1909-1976) участвовал в трех успешных налетах на Берлин в 1941 году, за что получил звание Героя Советского Союза. Командовал эскадрильей, полком, авиадивизией. В соответствии с завещанием похоронен в Абакане.)

 

Категория «Культура в годы Великой Отечественной войны»:

10 баллов: Самая высокая статуя в России, установленная в память о Сталинградской битве на Мамаевом кургане. (Родина-мать. На момент постройки в 1967 году была самой высокой статуей в мире. Эту скульптуру связывают со скульптурой «Тыл - фронту» в Магнитогорске и монументом «Воин-освободитель» в Берлине: меч выкован на Урале, поднят в Сталинграде и опущен в Берлине)

20 баллов: Эта песня В.И. Лебедева-Кумача и А.В. Александрова была написана 24 июня 1941 года и стала одним из символов Великой Отечественной войны («Священная война». Увидев в газете слова, Александров сразу же сел за написание к ним музыки)

30 баллов: Как называлась «Книга про бойца» А.Т. Твардовского? (Поэма «Василий Теркин» писалась и публиковалась с 1942 по 1945 год по частям и сразу же обрела всенародную известность.  А сама идея такого произведения появилась еще во время Зимней войны (более того, есть версия, что глава про переправу описывает реальный боевой эпизод Финской кампании)

40 баллов: Назовите музыкальную комедию о летчицах ночной бомбардировочной авиации, вышедшую в 1945 году и подарившую нам песни «Первым делом - самолеты» и «Пора в путь-дорогу» («Небесный тихоход». Фильм о трех друзьях-летчиках снимался еще во время войны и вышел вскоре после ее окончания. Изначально черно-белый, но существует неплохая его колоризация)

50 баллов: С 1944 г. это созданное А.В. Александровым, С.В. Михалковым и Г.А. Эль-Регистаном произведение заменило собой «Интернационал». Текст его правил лично Сталин, а музыка используется в этой роли до сих пор. (Государственный гимн СССР. За период своего существования текст этого произведения менялся С. Михалковым (а в случае с гимном России - текст был написан им почти заново). В изначальном - сталинском варианте - последний куплет посвящен Великой Отечественной войне.

«Мы армию нашу растили в сраженьях,

Захватчиков подлых с дороги сметём!

Мы в битвах решаем судьбу поколений,

Мы к славе Отчизну свою поведём!»)

 

Категория «Политика»:

10 баллов: Кого называли «Большой тройкой»? (Лидеров трех стран Антигитлеровской коалиции - Сталина, президента США Рузвельта и премьер-министра Великобритании Черчилля. На последней - Потсдамской конференции - из всех лидеров неизменным остался лишь Сталин. Рузвельт умер в апреле 1945 года, а Черчилль ко всеобщему удивлению проиграл в Великобритании выборы)

20 баллов: Эта конференция «Большой тройки» проходила на территории страны, оккупированной советскими и британскими войсками. (Тегеранская конференция. Иран в 1941 году был оккупирован советскими и британскими войсками, поскольку существовала угроза его вступления в войну на стороне Германии. Именно в столице Ирана прошла конференция лидеров трех великих держав)

30 баллов: Как называлась программа помощи, по которой США передавали союзникам по Антигитлеровской коалиции оружие, технику и военные припасы? (Ленд-лиз. Закон о ленд-лизе был подписан президентом США Рузвельтом в марте 1941 года и был рассчитан в первую очередь на Великобританию. Затем к нему подключались СССР и другие страны)

40 баллов: Как назывался авиаполк, состоявший из французских летчиков, воевавших в составе Красной армии? (Эскадрилья «Нормандия» (затем - полк «Нормандия-Неман») создана в 1942 году. За время войны летчики одержали 273 победы, а четверо из них стали Героями Советского Союза. Свои потери составили 42 пилота. После войны советское правительство подарило Франции самолеты полка, на которых пилоты и вернулись домой.

Подразделение «Нормандия-Неман» существует во французской армии до сих пор.)

50 баллов: Этот человек, будучи монархом, совершил в 1944 году после Ясско-Кишиневской операции государственный переворот и вывел свою страну-союзницу Германии из войны, а затем вступил в нее уже на стороне Антигитлеровской коалиции, был награжден советским орденом «Победа» и получил прозвище «король-комсомолец». (Король Румынии Михай I (1921-2017). В 1944 году арестовал военного диктатора и премьер-министра Румынии Иона Антонеску, после чего вывел Румынию из войны. Впоследствии Румыния была провозглашена республикой, а Михай отрекся от престола).

 

Категория «Оружие в годы Великой Отечественной войны»:

10 баллов: Самый массовый танк Второй мировой войны и главный танк Красной армии. (Т-34. За годы войны выпущено более 35 тысяч Т-34-76 и почти 26 тысяч Т-34-85. В России официально последние танки сняты с вооружения только в 1993 году, в ряде стран находятся на вооружении до сих пор)

20 баллов: Советская реактивная система залпового огня. За зловещий вой снарядов, навсегда оставшийся в памяти у пережших ее обстрел солдат вермахта, получила у немцев прозвище «Сталинский орган». (БМ-13  «Катюша». По одной из версий, название произошло от индекса «К», поскольку установки выпускались заводом имени Коминтерна, и лишь потом возникла ассоциация с песней. Шестнадцать 132-миллиметровых снарядов за секунды накрывали большую площадь, одновременно поджигая все вокруг. Это оружие было настолько секретным, что каждая машина была заминирована. Установку можно было взорвать в любой момент, чтобы не допустить ее захвата противником. Помимо грузовиков, устанавливалась на шасси легких танков, катера и бронепоезда.)

30 баллов: Новые немецкие танки, ставка на применение которых была сделана во время Курской битвы. ()Средние танки Panzerkampfwagen V - «Пантера». Тяжелые танки Panzerkampfwagen VI - «Тигр». Если «Тигры» успели немного повоевать еще в 1942 году (и один «Тигр» даже был захвачен и изучен советскими войсками), то для «Пантеры» Курская битва стала не вполне удачным дебютом.)

40 баллов: Основной пистолет-пулемет немецкой армии, разработанный Г. Фольмером и ошибочно называемый в честь другого известного немецкого конструктора-оружейника. (MP-40. В народе ошибочно прозван «Шмайсером» в честь Хуго Шмайсера, который действительно разработал много образцов немецкого автоматического оружия. Но не МР-40)

50 баллов: Этот самолет стал самым массовым боевым самолетом в истории авиации. Имел прозвища «Летающий танк», «Чума», «Бетонный самолет». (Ил-2. Уникальная конструкция самолета с бронированным корпусом обеспечивала ему невероятную живучесть, машина продолжала лететь даже с критическими повреждениями, а сам штурмовик обладал неплохим вооружением, благодаря чему стал ужасом немецкой пехоты и получил свои прозвища. Выпущено более 36 тысяч единиц.)

Заключительный этап

Пока жюри подводит итоги игры , ведущий проводит игру со зрителями

 ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ.

При необходимости ведущий после каждого вопроса дополняет ответ зрителя.

1.Когда был дан первый салют в годы Великой Отечественной войны?                     

Ответ: 5  августа 1943г., в честь освобождения Орла и Белгорода.

Из приказа от 5 августа 1943 года, № 2 Верховного Главнокомандующего: «Сегодня, 5 августа, войска Брянского фронта при содействии с флангов войск Западного и Центрального фронтов в результате ожесточенных боев овладели городом Орел.

Сегодня же войска Степного и Воронежского фронтов сломили сопротивление противника и овладели городом Белгород. Месяц тому назад, 5 июля, немцы начали свое летнее наступление из районов Орла и Белгорода, чтобы окружить и уничтожить наши войска, находящиеся в Курском выступе, и занять Курск. Отразив все попытки противника прорваться к Курску со стороны Орла и Белгорода, наши войска сами перешли в наступление и 5 августа, ровно через месяц после начала июльского наступления немцев, заняли Орел и Белгород. Тем самым разоблачена легенда немцев о том, что будто бы советские войска не в состоянии вести летом успешное наступление. Сегодня, 5 августа, в 24 часа столица нашей Родины Москва будет салютовать нашим доблестным войскам, освободившим Орел и Белгород, двенадцатью артиллерийскими залпами из 120 орудий. За отличные наступательные действия объявляю благодарность всем руководимым Вами войскам, участвовавшим в операциях по освобождению Орла и Белгорода.

Вечная слава героям, павшим в борьбе за свободу нашей Родины!

Смерть немецким оккупантам!»

2. Стратегическая наступательная операция Великой Отечественной войны, проводившаяся 23 июня - 29 августа 1944 года. Названа в честь полководца, получившего известность в ходе Отечественной войны 1812 года, П. И. Багратиона. Ответ: Белорусская операция

3. Одно из важнейших генеральных сражений Второй мировой и Великой Отечественной войн между Красной армией и вермахтом при поддержке армий стран «оси», закончившееся победой Вооружённых сил СССР.  Эта битва началась на правобережье Дона, была отмечена самыми кровавыми уличными боями в разрушенном городе и невероятным героизмом советских солдат трех фронтов, который потряс немцев, уничтожил группу армий «В» и подорвал их боевой дух, уничтожив крупнейшую группировку вермахта и его союзников.

Ответ: Сталинградская битва.

4. Назовите высший воинский орден СССР

Ответ: 8 ноября 1943 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР одновременно были учреждены Орден Победы и Орден Славы.

Орден Победы являлся высшим военным орденом и предназначался для награждения высшего командного состава Советской Армии за успешное проведение силами одного или нескольких фронтов масштабных боевых операций, в результате которых обстановка коренным образом менялась в пользу Советской Армии. Кроме того, имена кавалеров ордена, в знак особого отличия, заносились на специально учреждённую мемориальную доску. Награждение орденом Победы производилось только на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР. Орден № 1 получил Маршал Советского Союза Г. К. Жуков, № 2 — Маршал Советского Союза А. М. Василевский.

Всего кавалерами ордена Победы стали 11 советских военачальников (Г. К. Жуков, А. М. Василевский и И. В. Сталин — дважды) и 5 иностранных граждан, проявивших себя в ходе Второй мировой войны. 20 февраля 1978 г. в число награждённых попал Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев, носивший звание маршала Советского Союза, но после его смерти это награждение было аннулировано как неправомерное.

5.Назовите крупнейших советских военачальников Великой Отечественной  

войны.

Ответ: Г. К. Жуков А.М. Василевский К. К. Рокоссовский И. С. Конев Р. Я. Малиновский С. К. Тимошенко В. И. Чуйков К. А. Мерецков. В успешных боях, переломивших ход войны и приведших к победе, важную роль сыграли талантливые военачальники – командующие армиями и фронтами. Их блестящие операции сейчас изучаются во всех военных академиях мира. Среди знаменитых советских полководцев особое место занимает Георгий Жуков.

6. Перечислите города-герои.

Ответ: Почетного звания «город-герой» в СССР были удостоены 12 городов, которые прославились своей героической обороной во время Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. Главным критерием для получения данного статуса являлась историческая оценка вклада защитников города в победу над врагом. Это были города, оборона которых определила победу Красной Армии на основных стратегических направлениях фронта. Кроме того, такой статус получали города, жители которых продолжали сражаться с врагом в оккупации. Городам-героям вручали орден Ленина, медаль «Золотая Звезда» и грамоту Президиума ВС СССР. В городах устанавливались обелиски с текстом указа. В настоящее время два города из героического списка находятся на территории Украины: это Одесса и Киев; Минск и Брестская крепость – на территории Белоруссии, остальные – в России.

Город

Дата Указа Президиума ВС СССР о присвоении звани

За что присвоено

Ленинград (ныне Санкт-Петербург)  

8 мая 1965 года

За героическую оборону города в условиях блокады

Одесса

8 мая 1965 года

За героическую оборону города

Севастополь

8 мая 1965 года

За героическую оборону города

Волгоград (бывший Сталинград)

8 мая 1965 года

За героическую оборону города и победу в Сталинградской битве, ознаменовавшей коренной перелом всей войны

Киев

8 мая 1965 года

За проявление массового героизма и мужества в защите Родины

Брестская крепость          

8 мая 1965 года

За оборону крепости, мужество и стойкость советского народа в борьбе за свободу и независимость Родины

Москва

8 мая 1965 года

За Московскую битву 1941–1942 годов

Керчь

14 сентября 1973 года

За выдающиеся заслуги и массовый героизм

 

7. Сколько госпиталей было в Абакане во время Великой Отечественной войны?

Ответ: Госпитали Абакана: госпиталь № 1398, госпиталь № 1782, госпиталь №2510, госпиталь №3482, госпиталь № 3493. В тот период особенно велика была роль медицинского персонала эвакогоспиталей. Они не только спасали от гибели раненых бойцов и командиров, но и старались вернуть их к полноценной жизни, чтобы пострадавшие от огня противника вновь были способны и на бой, и на труд, и на все человеческие радости.

8. Какая дивизия была сформирована в нашем городе? Какое название она получила и почему?

Ответ: Во время Великой Отечественной войны приказом Сибирского военного округа №0093 от 3 декабря 1941 г. на территории Хакасской автономной области была сформирована 309-я стрелковая дивизия. 959-й стрелковый полк, штаб дивизии и другие подразделения находились в г. Абакане. Всего же за годы войны дивизией были освобождены около полутора тысяч населенных пунктов и 22 города, в том числе город Пирятин. За успешно проведенные бои по освобождению этого города Приказом Верховного главнокомандующего от 19 сентября 1943 года нашей дивизии было присвоено почетное наименование «Пирятинская».

За отличные боевые действия при форсировании реки Одер 309-я Пирятинская Сибирская стрелковая дивизия получила благодарность Верховного Главнокомандующего, а Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 апреля 1945 года награждена орденом Боевого Красного Знамени. За умелые и решительные действия во время боев за город Бреслау 309-я Пирятинская Краснознаменная Сибирская стрелковая дивизия получила благодарность Верховного Главнокомандующего. 4 июня 1945 года Президиум Верховного Совета СССР наградил Пирятинскую дивизию орденом Кутузова второй степени. Она воспитала в своих рядах 55 Героев Советского Союза. Только за форсирование Днепра 47 наших земляков получили высшую степень отличия СССР. 

9. Назовите улицы города, названные в честь героев Великой Отечественной войны.

Ответ: В городе Абакане 15 улиц названы именами героев Великой Отечественной войны и 9 из них, наши земляки.

1. Перекрещенко Екатерина Федоровна (24.12.1920 г. – 17.01.1944 г.). Катя родилась в г. Минусинске в 1920 году. После смерти отца семья переехала в Абакан. С 1937 года, после окончания краевой школы пионервожатых, Катя работала старшей пионервожатой в абаканской школе № 10. Дети ее очень любили, они ходили вместе с ней в походы по партизанским местам, совершали различные экскурсии. В июле 1941 года Катя закончила медицинские курсы медсестер и ушла на фронт. Сержант медицинской службы Екатерина Перекрещенко быстро привыкла к тяжелым фронтовым условиям, сдружилась с бойцами, завоевала их доверие. «Наш непробиваемый атаман», - в шутку называли Катю бойцы. Три года Екатерина спасала жизни солдат, находясь в самой гуще событий. Шесть раз была ранена и каждый раз возвращалась в строй. На ее счету более пятисот спасенных человеческих жизней. 17 января 1944 года Катя Перекрещенко вместе с бойцами своей части ушла в разведку, где была тяжело ранена и скончалась от потери крови на руках своих боевых товарищей. Похоронили ее в Калининской области, в деревне Скураты. А в 1957-м перезахоронили в братской могиле в Псковской области, в селе Алушково.

За участие в боевых действиях Екатерина Федоровна Перекрещенко награждена орденами Красной Звезды и Красного Знамени, медалью «За отвагу».

2. Улица Индустриальная, в микрорайоне «Гавань», в честь нашего земляка Чебодаева Михаила Ивановича переименована в улицу Чебодаева. Михаил родился 18 июля 1922 года в улусе Усть-Кандырла Аскизского района. Окончил Аскизскую среднюю школу и учительские курсы. Преподавал в начальных классах школ Аскизского района В 1941 году был призван в ряды советской армии. С начала войны юный Михаил стал бойцом 955 полка 309 стрелковой Пирятинской дивизии. Уже с самых первых сражений, а затем в битвах под Воронежем, Харьковом, Киевом проявил себя как храбрый и достойный боец. Он участвовал в освобождении Белоруссии, Литвы, дважды был ранен. Вместе с русскими и украинскими солдатами Михаил в течение ночи отвоевывал у немцев метр за метром днепровской земли. Но храброму солдату было не суждено вернуться домой, на последних месяцах войны, 25 февраля 1945 г., старший сержант Михаил Чебодаев погиб смертью храбрых при выполнении боевого задания под литовским городом Скуодасом, где и был похоронен на воинском кладбище, здесь же ему был воздвигнут памятник, на его родине тоже установлен памятник. М. И. Чебодаеву присвоено звание Героя Советского Союза. Отважный боец награжден орденом Красной Звезды, медалью «За отвагу». Именем героя названа улица в селе Аскиз, Аскизская средняя школа носит его имя.

3. Павел Фомич Попов родился 23 декабря 1906 года в селе Шалаболино Минусинского уезда Енисейской губернии (современный Курагинский район Красноярского края) в зажиточной крестьянской семье. Окончив семилетку, уехал в Минусинск. После окончания Минусинского педтехникума работал преподавателем физики и математики в Ермаковском, Аскизе, Сарале. В 1930 году семья Поповых была раскулачена. Павел вслед за матерью и младшими братьями вынужден был переехать в Абакан. Работал учителем в железнодорожной школе № 30. В 1935 году поступил в Красноярский педагогический институт, который с отличием окончил незадолго до начала Великой Отечественной войны. До призыва на военную службу работал в красноярской школе № 11. В Советской Армии с февраля 1942 года.

В сентябре 1943 года взвод младшего лейтенанта Павла Фомича Попова ворвался в неприятельские траншеи, фашисты пытались вернуть позиции. Одна за другой следовали восемь атак, и взвод выполнил задачу- бойцы захватили высоту, удержали ее и обеспечили успех советскому соединению. Павел Попов прошел немало фронтовых дорог, участвовал в освобождении Киева, Житомира, Винницы, Воронежа, Проскурова. Умер от тяжелых ран 19 марта 1944 года и похоронен в городе Шепетовке на Украине. За отвагу, мужество, героизм в боях с немецкими захватчиками Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 ноября 1943 года П. Ф. Попову присвоено звание Героя Советского Союза.

Абакан сохранил память об учителе. В связи с 20-летием Великой Победы улица Красная в микрорайоне «Гавань» г. Абакана была переименована в улицу Попова П. Ф. с прилегающим сквером, а на здании школы № 30 (ул. Пушкина, 72) установлена мемориальная доска и сама школа носит имя П. Ф. Попова. Бюст героя установлен в селе Аскиз Республики Хакасия. Именем Героя Попова также названы улицы в Красноярске, Минусинске и Шалаболино.

В память о Героях Советского Союза П. Ф. Попове и М. И. Чебодаеве в Аскизе проводится региональный турнир по вольной борьбе.

4. Кильчичаков Михаил Еремеевич родился 27 ноября 1919 года в хакасском аале Верх – Тёя Аскизского района. Семья была большая и дружная. Детство и юность прошли в общении с хайджи, сказочниками, в атмосфере волшебных звуков народной музыки. С 11 лет он участвовал в самодеятельности. В 1939 году будущий литератор Хакасии ушел в армию, откуда сразу попал на русско-финскую войну, а затем стал участником Великой Отечественной Войны. В роли стрелка-горнолыжника и разведчика Михаил прошел немало сражений, решающим из которых для него стала битва на окраине Ржева в 1942 году, в которой хакасский боец получил тяжелое ранение в грудь. Когда раненого разведчика выносили с поля битвы, минометным огнем ему перебило часть руки. С фронта Михаил Еремеевич вернулся награжденный орденами и медалями, но без руки. В послевоенные годы он активно занимался самообразованием. Окончив Абаканский учительский институт стал студентом отделения поэзии Литературного института им. М.Горького в Москве.

Тема войны проходит красной нитью через все творчество М.Е. Кильчичакова. Он рассказывает о солдатской дружбе, скрепленной огнем и кровью, пролитой на полях боя, о взаимопомощи. М. Е. Кильчичаковым написано 10 сборников стихов. Наиболее значительные из них: «Следы на сердце», «В тайге», «Живая кровь». Стихи Михаила Еремеевича переведены на многие языки мира. Так же, Михаил Еремеевич Кильчичаков был известен как автор и исполнитель хакасских сказаний, народный певец. Много лет руководил Хакасской писательской организацией, активно занимался общественной деятельностью. В мирное время к его боевым наградам прибавились ордена «Знак Почета», «Дружбы народов» и почетное звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР». М.Е.Кильчичаков – Почетный гражданин города Абакана. Одна из улиц в 9-м жилом районе города носит его имя На доме, где жил и работал Михаил Еремеевич (ул. Щетинкина 22), установлена мемориальная доска.

5. Угужаков Василий Архипович родился 7 января 1925 года в селе Ораки Шарыповского района Хакасской автономной области. С августа 1943 года Василий Архипович воевал на II-ом Украинском фронте в должности помощника командира пулеметно-минометного взвода. В декабре 1943 года получил ранение, лечился в Баку, по излечении был демобилизован по инвалидности. С сентября 1944 года работал учителем в Оракской неполной средней школе, преподавал химию и физкультуру. В марте 1967 года В.А. Угужаков был избран председателем облисполкома, где работал до ухода на пенсию. Будучи на пенсии, возглавлял Хакасский областной совет ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов. За отвагу и героизм, проявленные в боях, Василий Архипович Угужаков был награжден орденом Отечественной войны I и II степени, а за самоотверженный труд в развитии экономики и культуры Хакасской автономной области - орденами Трудового Красного Знамени, Дружбы народов и тремя орденами «Знак Почета», удостоен званий «Отличник народного просвещения», «Отличник здравоохранения», «Отличник погранвойск II степени». О Василии Архиповиче всегда будут напоминать построенные в Хакасии гиганты промышленности, шоссейные дороги и мосты, обновленный курорт «Озеро Шира», новые школы, больницы, учебные корпуса вузов, техникумов. На доме по улице Хакасская 75 «а», где жил В. А. Угужаков, 7 января 2000 г. установлена мемориальная доска.

6. Улица Георгия Суворова. Георгий Кузьмич Суворов родился 19 апреля 1919 года в селе Краснотуранское Красноярского края. Окончил Абаканское педагогическое училище. Увлекался фольклором, писал стихи, пьесы. В 1939 году поступил в Красноярский педагогический институт, начал заниматься в литературном объединении при газете «Красноярский рабочий». Со второго курса был призван на срочную военную службу в г. Омск. Фронтовая биография Суворова началась с конца сентября 1941 года в Панфиловской дивизии. Он был стрелком, кавалеристом, химинструктором, а потом командиром взвода бронебойщиков-истребителей танков. Воевал Георгий Кузьмич как настоящий герой, а во время редких привалов писал стихи. В бою под Ельней он сам себе вытащил застрявший между ребрами осколок, но не вышел из атаки. После госпиталя Георгий Суворов оказался на Ленинградском фронте. Работал в дивизионной газете «За Родину» в 1943 году, тогда же появились подборки его стихов в журналах «Звезда» и «Ленинград». Главная тема творчества Г. К. Суворова – тема служения Родине, тема героизма. В годы блокады бойцам Ленинградского фронта было хорошо известно имя Георгия Суворова. Бойцы переписывали и передавали друг другу его стихи, искренние, светлые, глубоко патриотичные. 13 февраля 1944 года при переправе через реку Нарву он был смертельно ранен осколком снаряда. Его похоронили в небольшом городе Сланцы. «Свой добрый век мы прожили как люди и для людей» - эти слова на могиле Георгия Суворова заканчивают одно из последних стихотворений поэта и подводят черту сделанного им за недолгую, но яркую жизнь. Г.К.Суворов посмертно принят в члены Союза писателей СССР. В 1968 году за книгу стихов «Слово солдата» Г.Суворов был награжден мемориальной медалью конкурса Н.Островского. В г. Абакане 22 мая 1965 года улица Заводская, в районе «Гавань», была переименована и теперь носит имя Георгия Суворова. В 1980 году в честь Георгия Суворова на здании Абаканского педагогического колледжа Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова (ул. Щетинкина, 13«а»), установлена мемориальная доска.

7. Одна из улиц в 9-м жилом районе города носит имя Михаила Егоровича Доможакова. На фронтах Отечественной войны воевал с сентября 1941 года. В одну из ночей 1943 года рядовой Доможаков с группой бойцов первыми переправились через Днепр в районе села Балыко-Щучинка Киевской области. Сам Михаил в эту ночь бесстрашно бросился в окоп и одолел немца, который был в два раза больше его: " — Как ты его одолел, такого борова? — спросил его начальник — Очень просто, — ответил Доможаков. — Курес — наша хакасская борьба. За мужество и отвагу, за умелое действие в бою, хакасский разведчик был удостоен звания Героя Советского Союза.

8. В микрорайоне «Южный» одна из улиц носит имя Героя Советского Союза Николая Николаевича Макаренко. В Советской Армии с 1940 года, призывался Хакасским облвоенкоматом. В боях под Ленинградом младший сержант Макаренко был ранен дважды. Но оба раза он оставался в строю у своего орудия и продолжал вести борьбу с врагом. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1944 года за образцовое выполнение заданий командований на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство Н.Н. Макаренко присвоено звание Героя Советского Союза. В Ленинградском артиллерийском историческом музее стоит пушка, командиром которой был наш земляк. Памятная табличка рассказывает о ее боевом пути, уничтоженных танках, огневых точках, вражеских солдатах и офицерах. После войны Н. Макаренко долгое время возглавлял автотранспортные предприятия в Кызыле.

9. В микрорайоне Гавань, есть улица Марии Цукановой . Мария родилась 14 сентября 1924 года в деревне Смоленка Крутинского района Омской области (ныне - Абатский район Тюменской области) в семье сельского учителя. Детство и юность Марии прошли в Красноярском крае: она окончила Таштыпскую начальную школу и неполную среднюю школу в посёлке Орджоникидзевский Саралинского района Красноярского края. Зимой 1942 года уехала в Иркутск, где трудилась на одном из заводов. Без отрыва от производства окончила курсы медицинских сестер. Добровольно ушла в Советскую Армию. Служила на Тихоокеанском флоте. 14 августа 1945 года в районе города Сейсина батальон морской пехоты вел бой с превосходящими силами противника. В этом бою вместе с бойцами находилась и санитарка Мария Цуканова, которая под непрерывным вражеским огнем оказывала медицинскую помощь своим раненым бойцам и за короткое время вынесла с поля боя 52 раненых солдата. Будучи сама раненой, Цуканова, превозмогая боль, продолжила оказывать посильную помощь раненым бойцам и офицерам, но потеряв много крови, в бессознательном состоянии попала в плен к японцам, где погибла смертью храбрых после зверских пыток. Похоронена в братской могиле советских воинов в г. Чхонджине. 14 сентября 1945 года «за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с японскими милитаристами» старшему матросу Цукановой Марии Никитичне посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Ее имя золотыми буквами начертано на Доске славы советского флота, установленной в Центральном военно-морском музее г. Санкт-Петербурга. В городе Владивостоке Герою Советского Союза М. Н. Цукановой воздвигнут обелиск.

Еще есть улица Маршала Жукова, улица 309 Пирятинской дивизии и другие.

10. Специалистов каких военных специальностей обучали в Хакасии? Где располагались эти школы?

Ответ: Во время войны в Хакасском областном аэроклубе готовили военных летчиков. А позже, с 1942 года, их учили в Бирмской школе, расположенной в Черногорске. Известно, что до конца войны было выпущено 1502 летчика-истребителя, большинство из которых потом воевали на фронте.

11. Назовите фамилию знаменитого политрука, автора слов: «Велика Россия, а отступать некуда- позади Москва!»

Ответ: 16 ноября 1941 года, перед боем у разъезда Дубосеково, то есть там, где и был совершен сам подвиг, пламенную речь перед бойцами произнес политрук, лейтенант Василий Клочков. Если вы смотрели современный фильм «28 Панфиловцев», то наверняка видели этот момент. Именно там он и произносит "велика Россия, а отступать некуда - позади Москва". В годы войны данная фраза была впервые упомянута в газете «Красная звезда» в конце 1941 года. Многие годы именно его и считали автором бессмертной фразы. Клочков, кстати, тогда погиб. Выжившие бойцы затем вспоминали, насколько это был преданный Родине человек. Никогда не унывал сам и всегда подбадривал бойцов.

Ведущий: по мнению нашего авторитета жюри и объективного подсчета голосов победителем игры стала командаа…!  В личном первенстве среди зрителей победу одержал ……! Награждение победителей

Рефлексия.

·        Что понравилось на сегодняшнем занятии?

·        Как оцениваете свою команду?

·        Как оцениваете свой вклад в сплоченную работу команды?

·        Что удалось продемонстрировать в игре?

·        Над чем ещё предстоит поработать?

·        Что нового узнали? (Отвечают на вопросы)

Учитель: как набат звучат сегодня строки солдата Николая Майорова, который погиб в бою в 1943 года у деревни Баранцево Смоленской области:

Нам не дано спокойно сгнить в могиле —

Лежать навытяжку и приоткрыв гробы, —

Мы слышим гром предутренней пальбы,

Призыв охрипшей полковой трубы

С больших дорог, которыми ходили.

Мы все уставы знаем наизусть.

Что гибель нам? Мы даже смерти выше.

В могилах мы построились в отряд

И ждем приказа нового. И пусть

Не думают, что мертвые не слышат,

Когда о них потомки говорят.

Учитель: И в 21 веке 9 мая во всех городах России нескончаемый поток людей несет эту память, сохраняя то, что делает нас людьми. Как называется эта акция? Кто из Вас принимал в ней участие? Ответы учеников. (Бессмертный полк)

Спасибо вам за урок, спасибо за верность заветам прадедов и за живую память потомков. Урок окончен.


 

Скачано с www.znanio.ru

Конкурс «Путь к Победе»

Конкурс «Путь к Победе»

Повторительно-обобщающий урок по теме «Великая

Повторительно-обобщающий урок по теме «Великая

Метод обмена информаций (это процесс, в ходе которого источник информации ее передает, а получатель - принимает

Метод обмена информаций (это процесс, в ходе которого источник информации ее передает, а получатель - принимает

Личностные: Гражданского воспитания: · осмысление сложившихся в российской истории традиций гражданского служения

Личностные: Гражданского воспитания: · осмысление сложившихся в российской истории традиций гражданского служения

Метапредметные результаты: Познавательные универсальные учебные действия

Метапредметные результаты: Познавательные универсальные учебные действия

Регулятивные универсальные учебные действия

Регулятивные универсальные учебные действия

По окончании игры объявляется победитель, им станет тот, кто наберет наибольшее количество баллов

По окончании игры объявляется победитель, им станет тот, кто наберет наибольшее количество баллов

Все эти действия необычайно полезны для человека

Все эти действия необычайно полезны для человека

Как шли бесконечные, злые дожди,

Как шли бесконечные, злые дожди,

Команды выбирают категорию, стоимость вопроса и отвечаем

Команды выбирают категорию, стоимость вопроса и отвечаем

Категория «Герои Великой Отечественной войны»: 10 баллов: 22 июня 1941 года он был начальником советского генерального штаба

Категория «Герои Великой Отечественной войны»: 10 баллов: 22 июня 1941 года он был начальником советского генерального штаба

Категория «Культура в годы Великой

Категория «Культура в годы Великой

Категория «Политика»: 10 баллов:

Категория «Политика»: 10 баллов:

Категория «Оружие в годы Великой

Категория «Оружие в годы Великой

Выпущено более 36 тысяч единиц

Выпущено более 36 тысяч единиц

Вооружённых сил СССР. Эта битва началась на правобережье

Вооружённых сил СССР. Эта битва началась на правобережье

Перечислите города-герои. Ответ:

Перечислите города-герои. Ответ:

Брестская крепость 8 мая 1965 года

Брестская крепость 8 мая 1965 года

Краснознаменная Сибирская стрелковая дивизия получила благодарность

Краснознаменная Сибирская стрелковая дивизия получила благодарность

Уже с самых первых сражений, а затем в битвах под

Уже с самых первых сражений, а затем в битвах под

Абакан сохранил память об учителе

Абакан сохранил память об учителе

Абакана. Одна из улиц в 9-м жилом районе города носит его имя

Абакана. Одна из улиц в 9-м жилом районе города носит его имя

В бою под Ельней он сам себе вытащил застрявший между ребрами осколок, но не вышел из атаки

В бою под Ельней он сам себе вытащил застрявший между ребрами осколок, но не вышел из атаки

Указом Президиума Верховного Совета

Указом Президиума Верховного Совета

Специалистов каких военных специальностей обучали в

Специалистов каких военных специальностей обучали в

Мы слышим гром предутренней пальбы,

Мы слышим гром предутренней пальбы,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.06.2024