Повторительно-обобщающий урок по разделу "Времена Московского государства" (3 класс, окружающий мир)
Оценка 4.6

Повторительно-обобщающий урок по разделу "Времена Московского государства" (3 класс, окружающий мир)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
окружающий мир
3 кл
03.04.2017
Повторительно-обобщающий урок по разделу "Времена Московского государства" (3 класс, окружающий мир)
Урок повторения по разделу предусматривает систематизацию и обобщение большого объёма довольно сложного материала для третьеклассников. При использовании технологии АМО повышается активность работы обучающихся, вследствие чего усваивается большой объём материала. Урок-игра помогает создать такую среду,в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребёнка найти своё место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности. Самое сложное в истории-это запомнить даты, работа в группе является оптимальной для решения задач, связанных с исторической информацией. Совместная работа детей в группах вовлекает в учебную деятельность каждого ребёнка.
Окружающий мир.docx на конкурс.docx

Окружающий мир.

Тема: повторительно-обобщающий урок по разделу «Времена Московского государства»

 Цель : систематизация,  обобщение и повторение  знаний учащихся по теме   «Времена Московского государства».

Задачи:

-Образовательные: повторить, закрепить и углубить знания о Московском государстве; проконтролировать знания основных событий, исторических личностей, дат; расширить кругозор детей, обобщить материал как систему знаний.

-Развивающие: развивать познавательную активность и творческие способности учащихся; развивать умение работать сообща и дружно с одноклассниками; формировать коммуникативные способности и умение вести диалог, следовать заданному алгоритму действий, соблюдая вербальные инструкции учителя; совершенствовать мыслительные операции: анализа,  аналогии, обобщения, сопоставления; развивать психические процессы: память, мышление, воображение, восприятие, внимание, эмоции; наблюдательность; развивать в детях чувство уверенности в своих возможностях, помогать ребенку  осознать его значимость в достижении общей цели.

 Воспитательные: воспитывать у детей интерес к изучению истории своей страны; воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою Родину; бережное, трепетное отношение к историческому наследию России; чувство взаимопомощи.

Ход урока

Дан звонок, и все мы смело

Принимаемся за дело.

Путь нелёгкий предстоит

Вдаль дорога побежит.

Мы промчимся чрез века,

Через многие года.

Пронесёмся над лесами

И окажемся мы с вами …

Далеко за много лет…

В том истории секрет…

Итак, мы с вами вновь на уроке истории.

-  Сегодня нас ждёт увлекательное путешествие на корабле по реке времени Российской истории. Работаем в группах.

Вспомним правила работы.

В каждой группе свой руководитель.

У каждого из вас есть карта успеха. На ней вы оцениваете свою работу в течение всего урока.

Для того, чтобы узнать куда мы сегодня отправимся, расшифруйте ребусы и узнайте ключевые слова сегодняшней темы урока.

Мос(т)+ква(ртира), государ(ь)+ ство(л).

На доске слайд с ключевыми словами и изображением реки времени.

«Москва», «Государство»

- Предположите тему урока.

-Посмотрите на реку времени. Найдите отрезок, соответствующий Московскому государству.

-Как вы думаете, почему мы вновь отправляемся в эти времена?( Мы закончили изучать эту тему, поэтому нужно вспомнить всё, что мы узнали на предыдущих уроках.)

-Прочитайте точную тему урока. (Повторение и обобщение  изученного материала  по разделу «Московское государство».) Слайд

-Назовите века времени Московского государства. Какой город стал столицей?

- Какие задачи мы сегодня  можем перед собой поставить? ( Повторить    основные   понятия.  Вспомнить исторические события, яркие личности, памятники культуры связанные с изученным временем)

Что у нас получилось?   (План урока)

Итак, путешествие начинается. Чтобы наш корабль успешно доплыл до времени Московского государства ,  необходимо знать фарватер, то есть путь-это основные понятия.

Сделаем остановку. Она называется «Словарь терминов»

У каждой группы карточки с терминами и определениями основных понятий.

Прочитайте задание. Озвучьте его.

(Задание: прочитать словарную статью терминов и найти нужное определение.)

-Какую цель вы поставите перед собой? (Найти определение словам)

Приступайте к работе.

Проверяем. Слайды .

1 группа: Родина, стрельцы, власть, боярин.

2 группа: Дворянин, история, век, шапка Мономаха.

3 группа: Культура,  законы, крестьяне, государство.

Достигли ли вы поставленной цели? Все справились? Просигнальте. Для чего вы должны знать эти определения?

Оцените свою работу. Итак, основные понятия мы повторили. Отмечаем в плане.

Наш корабль продолжает своё путешествие. Мы пришвартовались во времена Московского государства. Наша остановка называется «Летопись».

-Что означает это слово? Кто такие летописцы?

День за днём, из года в год

Цепь событий он ведёт,

Чтоб историю мы знали,

Ничего не забывали.

Слайд

-Сейчас вы побываете в роли летописцев. Какая работа предстоит?  (Мы будем составлять летопись)

Определите цель предстоящей работы. (Вспомнить, повторить и записать всё, что мы знаем о времени Московского государства ).

Работать будете на свитках.

-Что мы можем рассказать о времени Московского государства? Посмотрите на карточки с  заданиями.

(У каждой группы карточки с заданиями и свитки). Прочитайте задания вслух.

1 группа

Пользуясь текстом- помощником   вспомнить основные события времени Московского государства. Выбрать карточки с основными датами и расположить их на свитке в хронологическом порядке.

Подготовить рассказ о событиях в эти годы.

Исправить исторические ошибки в тесте.

2 группа

Пользуясь текстом- помощником  и карточками вспомнить  исторические личности времени Московского государства.

По картинкам  определить «Кто это?», подписать имена, подготовить рассказ.

 

 

3 группа

Пользуясь текстом-помощником и карточками написать названия основных исторических памятников культуры времени Московского государства . Собрать картину из  пазлов. Рассказать о получившемся памятнике культуры.

 

-Какую цель  вы поставите перед собой, работая в группе?

1 группа: вспомнить события и даты  времени Московского государства.

2 группа: обобщить знания об исторических личностях Московского государства.

3 группа: рассказать об исторических памятниках культуры Московского государства.

Итак, работаем.     

(Самостоятельная работа детей в группах)

Слово 1 группе.

Выступление 1 группы.

-Какие даты вы записали? (Свиток вывешивается на доску.)

1380,  1480, 1547, 1564, 1611, 1612, 1613г.

-Прочитай  эти даты. Согласны? Просигнальте.

-Рядом с  каждой датой нужно указать  век. ( Один ученик работает у доски)

-Пока….выполняет эту работу, проверим, какие  исторические ошибки вы нашли в тексте? Слайд

На слайде текст с историческими ошибками.

Текст.

Возле Москвы, в лесу появился Троицкий монастырь. Его основал монах Нестор (Сергий Радонежский). Со всей Руси к Нестору(Сергию Радонежскому) за советом шли люди. По легенде, пришёл к Нестору (Сергию) за советом князь Александр Ярославович (Дмитрий Иванович). Он решил поднять Русь против  Золотой Орды. В 1240(1380) году за рекой Дон на Куликовом  поле встретились ордынское войско и русские полки.

-Молодцы, справились. Ребята, вы согласны с ними? Просигнальте.

-Проверим работу….(ученик у доски читает год и соответствующий век)

-Ребята ,вы согласны? Просигнальте. (Молодец, отлично.)

-А теперь коротко расскажите о событиях, соответствующих каждой  дате.

Рассказ детей.

( После 1380 года учитель задаёт вопрос)

-Освободилась ли Русь от ордынской зависимости после Куликовской битвы?

 (Нет, прошло ещё сто лет. )

-Почему же Русь не смогла вовремя собрать все силы и дать отпор захватчикам –монголам по всей территории?

(Мешала раздробленность Руси, разобщённость князей, не было единого государства).

Расскажите о дальнейших событиях.

Рассказ детей.

Достигли ли вы поставленной цели? Оцените свою работу.

Ребята, а вы согласны с ними? Просигнальте. Эту работу мы выполнили . Отмечаем на плане.

Устали? Давайте отдохнём.

Физминутка (двигательная)

Слово 2 группе

Выступление 2 группы.

Проверим, что у вас получилось.

Покажите нам  свой свиток. Какие исторические личности вы  написали?

 (На доску вывешивается свиток с фамилиями и именами исторических личностей)

-Прочитайте.

Сергий Радонежский, Дмитрий Донской, Пересвет и Ослябя, Челубей, Иван III, Иван Фёдоров, Иван Грозный, Борис Годунов, Григорий Отрепьев, Минин и Пожарский, Михаил Романов.

Ребята, вы согласны с ними? Просигнальте.

-Посмотрим, что вы знаете об этих людях.

В этом нам поможет «Картинная галерея»

- Вам необходимо по изображению определить «Кто это?» и коротко рассказать о нём. (На экране появляются изображения исторических личностей. )

(Рассказ детей)

-Скажите, а кто из перечисленных личностей вызывает у вас и восторг и негодование?

(Это Иван Васильевич Грозный.) А почему?

(Иван Грозный много сделал для России, но в тоже время был очень жестоким)

Вспомним, почему Ивана IV прозвали «Грозным»(слайды)

Выступление 1 ученика

-Спасибо. Вот таким был один из правителей нашего государства.

Достигли ли вы поставленной цели? Оцените свою работу. Отметим на плане.

Слово 3 группе

-Какие памятники культуры вы выписали?  Покажите нам свой свиток.

Выступление 3 группы.

Выступление 1 ученика (На доску  вывешивается свиток с  названиями памятников культуры).

В конце 15 века Государь всея Руси Иван III захотел, чтобы столица, Москва, стала самым красивым и неприступным городом.

По его указу были построены кремлёвские стены. Их строили 10 лет . В стенах Кремля   20 сторожевых башен .Внутри Кремля находятся различные памятники культуры.

Это Колокольня «Иван Великий» , Царь-колокол ,Успенский собор, Храм Василия Блаженного, Благовещенский собор, Архангельский собор.

-Спасибо.Отлично.

-Какой памятник культуры у вас получился на картинке?

На картинке у нас получился  собор Василия Блаженного (Демонстрация картинки)

-Расскажите о нём.

Выступление 2 ученика

 Один ученик рассказывает о храме (Храм Василия Блаженного).

 

Спасибо. Отлично.

-Вот такая история связана с этим замечательным храмом.

-Достигли ли вы поставленной цели? Оцените свою работу.

Ребята, согласны? Просигнальте. Отметим выполнение работы на плане.

Наше путешествие успешно  завершено.

 Всё ли мы выполнили по плану?

-Что же у нас получилось в итоге? ( Летопись  времени Московского государства.)

- Какому временному периоду посвящена наша летопись? (14-17 в)

какой целью вы сегодня составляли эту летопись?

( Чтобы вспомнить исторические события, яркие личности, памятники культуры связанные с изученным временем). Прочитайте ещё раз, что вы записали.

- Удалось ли вам достичь поставленной цели?

-Ребята, а где вам может пригодиться составленная сегодня летопись?

(На последующих уроках, в жизни).

-Верно. На следующем уроке вы будете выполнять контрольную работу. Я думаю, что материал, записанный в вашей летописи, поможет вам в её выполнении.

Человеческая мудрость гласит: « Только та страна, в которой люди помнят о своем прошлом, достойна будущего!». Я думаю, что у нашей страны есть будущее, потому что вы интересуетесь её  прошлым и изучаете его.

 Подведём итог самооценки.

 Выберите кораблик соответствующий  цвету на ваших картах успеха.

Красный кораблик - я доволен своей работой на уроке.

Зеленый кораблик - я хорошо работал, но умею ещё лучше.

Синий кораблик- работа не получилась, не доволен собой.

 Оцените работу вашей группы.

Посмотрите на выбранные кораблики в своей группе, определите цвет кораблика, соответствующего работе группы.

 Руководителей групп я прошу выйти к доске и прикрепить кораблики на реке времени.

-Я благодарю вас, как руководителей, за проделанную работу и прошу назвать фамилии ребят,  которых вы хотели бы отметить за активную и плодотворную работу.

 -Я согласна с вашей оценкой. Эти ребята получают за урок отметку-5.

А теперь – домашнее задание.

1.Выполнить задание в тетради стр.27-28

2.На карточках выполнить задание: определить своё отношение к прошлому нашей страны.

Вопрос для летописи.

 Хотели бы вы или не хотели пожить в то время и почему?

Спасибо за работу. Урок окончен.


 

Окружающий мир. Тема : повторительно-обобщающий урок по разделу «Времена

Окружающий мир. Тема : повторительно-обобщающий урок по разделу «Времена

На доске слайд с ключевыми словами и изображением реки времени

На доске слайд с ключевыми словами и изображением реки времени

Работать будете на свитках. -Что мы можем рассказать о времени

Работать будете на свитках. -Что мы можем рассказать о времени

Золотой Орды. В 1240( 1380 ) году за рекой

Золотой Орды. В 1240( 1380 ) году за рекой

Достигли ли вы поставленной цели?

Достигли ли вы поставленной цели?

Зеленый кораблик - я хорошо работал, но умею ещё лучше

Зеленый кораблик - я хорошо работал, но умею ещё лучше
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2017