Окружающий мир.
Тема: повторительно-обобщающий урок по разделу «Времена Московского государства»
Цель : систематизация, обобщение и повторение знаний учащихся по теме «Времена Московского государства».
Задачи:
-Образовательные: повторить, закрепить и углубить знания о Московском государстве; проконтролировать знания основных событий, исторических личностей, дат; расширить кругозор детей, обобщить материал как систему знаний.
-Развивающие: развивать познавательную активность и творческие способности учащихся; развивать умение работать сообща и дружно с одноклассниками; формировать коммуникативные способности и умение вести диалог, следовать заданному алгоритму действий, соблюдая вербальные инструкции учителя; совершенствовать мыслительные операции: анализа, аналогии, обобщения, сопоставления; развивать психические процессы: память, мышление, воображение, восприятие, внимание, эмоции; наблюдательность; развивать в детях чувство уверенности в своих возможностях, помогать ребенку осознать его значимость в достижении общей цели.
Воспитательные: воспитывать у детей интерес к изучению истории своей страны; воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою Родину; бережное, трепетное отношение к историческому наследию России; чувство взаимопомощи.
Ход урока
Дан звонок, и все мы смело
Принимаемся за дело.
Путь нелёгкий предстоит
Вдаль дорога побежит.
Мы промчимся чрез века,
Через многие года.
Пронесёмся над лесами
И окажемся мы с вами …
Далеко за много лет…
В том истории секрет…
Итак, мы с вами вновь на уроке истории.
- Сегодня нас ждёт увлекательное путешествие на корабле по реке времени Российской истории. Работаем в группах.
Вспомним правила работы.
В каждой группе свой руководитель.
У каждого из вас есть карта успеха. На ней вы оцениваете свою работу в течение всего урока.
Для того, чтобы узнать куда мы сегодня отправимся, расшифруйте ребусы и узнайте ключевые слова сегодняшней темы урока.
Мос(т)+ква(ртира), государ(ь)+ ство(л).
На доске слайд с ключевыми словами и изображением реки времени.
«Москва», «Государство»
- Предположите тему урока.
-Посмотрите на реку времени. Найдите отрезок, соответствующий Московскому государству.
-Как вы думаете, почему мы вновь отправляемся в эти времена?( Мы закончили изучать эту тему, поэтому нужно вспомнить всё, что мы узнали на предыдущих уроках.)
-Прочитайте точную тему урока. (Повторение и обобщение изученного материала по разделу «Московское государство».) Слайд
-Назовите века времени Московского государства. Какой город стал столицей?
- Какие задачи мы сегодня можем перед собой поставить? ( Повторить основные понятия. Вспомнить исторические события, яркие личности, памятники культуры связанные с изученным временем)
Что у нас получилось? (План урока)
Итак, путешествие начинается. Чтобы наш корабль успешно доплыл до времени Московского государства , необходимо знать фарватер, то есть путь-это основные понятия.
Сделаем остановку. Она называется «Словарь терминов»
У каждой группы карточки с терминами и определениями основных понятий.
Прочитайте задание. Озвучьте его.
(Задание: прочитать словарную статью терминов и найти нужное определение.)
-Какую цель вы поставите перед собой? (Найти определение словам)
Приступайте к работе.
Проверяем. Слайды .
1 группа: Родина, стрельцы, власть, боярин.
2 группа: Дворянин, история, век, шапка Мономаха.
3 группа: Культура, законы, крестьяне, государство.
Достигли ли вы поставленной цели? Все справились? Просигнальте. Для чего вы должны знать эти определения?
Оцените свою работу. Итак, основные понятия мы повторили. Отмечаем в плане.
Наш корабль продолжает своё путешествие. Мы пришвартовались во времена Московского государства. Наша остановка называется «Летопись».
-Что означает это слово? Кто такие летописцы?
День за днём, из года в год
Цепь событий он ведёт,
Чтоб историю мы знали,
Ничего не забывали.
Слайд
-Сейчас вы побываете в роли летописцев. Какая работа предстоит? (Мы будем составлять летопись)
Определите цель предстоящей работы. (Вспомнить, повторить и записать всё, что мы знаем о времени Московского государства ).
Работать будете на свитках.
-Что мы можем рассказать о времени Московского государства? Посмотрите на карточки с заданиями.
(У каждой группы карточки с заданиями и свитки). Прочитайте задания вслух.
1 группа |
Пользуясь текстом- помощником вспомнить основные события времени Московского государства. Выбрать карточки с основными датами и расположить их на свитке в хронологическом порядке. Подготовить рассказ о событиях в эти годы. Исправить исторические ошибки в тесте. |
2 группа |
Пользуясь текстом- помощником и карточками вспомнить исторические личности времени Московского государства. По картинкам определить «Кто это?», подписать имена, подготовить рассказ.
|
3 группа |
Пользуясь текстом-помощником и карточками написать названия основных исторических памятников культуры времени Московского государства . Собрать картину из пазлов. Рассказать о получившемся памятнике культуры. |
-Какую цель вы поставите перед собой, работая в группе?
1 группа: вспомнить события и даты времени Московского государства.
2 группа: обобщить знания об исторических личностях Московского государства.
3 группа: рассказать об исторических памятниках культуры Московского государства.
Итак, работаем.
(Самостоятельная работа детей в группах)
Слово 1 группе.
Выступление 1 группы.
-Какие даты вы записали? (Свиток вывешивается на доску.)
1380, 1480, 1547, 1564, 1611, 1612, 1613г.
-Прочитай эти даты. Согласны? Просигнальте.
-Рядом с каждой датой нужно указать век. ( Один ученик работает у доски)
-Пока….выполняет эту работу, проверим, какие исторические ошибки вы нашли в тексте? Слайд
На слайде текст с историческими ошибками.
Текст.
Возле Москвы, в лесу появился Троицкий монастырь. Его основал монах Нестор (Сергий Радонежский). Со всей Руси к Нестору(Сергию Радонежскому) за советом шли люди. По легенде, пришёл к Нестору (Сергию) за советом князь Александр Ярославович (Дмитрий Иванович). Он решил поднять Русь против Золотой Орды. В 1240(1380) году за рекой Дон на Куликовом поле встретились ордынское войско и русские полки.
-Молодцы, справились. Ребята, вы согласны с ними? Просигнальте.
-Проверим работу….(ученик у доски читает год и соответствующий век)
-Ребята ,вы согласны? Просигнальте. (Молодец, отлично.)
-А теперь коротко расскажите о событиях, соответствующих каждой дате.
Рассказ детей.
( После 1380 года учитель задаёт вопрос)
-Освободилась ли Русь от ордынской зависимости после Куликовской битвы?
(Нет, прошло ещё сто лет. )
-Почему же Русь не смогла вовремя собрать все силы и дать отпор захватчикам –монголам по всей территории?
(Мешала раздробленность Руси, разобщённость князей, не было единого государства).
Расскажите о дальнейших событиях.
Рассказ детей.
Достигли ли вы поставленной цели? Оцените свою работу.
Ребята, а вы согласны с ними? Просигнальте. Эту работу мы выполнили . Отмечаем на плане.
Устали? Давайте отдохнём.
Физминутка (двигательная)
Слово 2 группе
Выступление 2 группы.
Проверим, что у вас получилось.
Покажите нам свой свиток. Какие исторические личности вы написали?
(На доску вывешивается свиток с фамилиями и именами исторических личностей)
-Прочитайте.
Сергий Радонежский, Дмитрий Донской, Пересвет и Ослябя, Челубей, Иван III, Иван Фёдоров, Иван Грозный, Борис Годунов, Григорий Отрепьев, Минин и Пожарский, Михаил Романов.
Ребята, вы согласны с ними? Просигнальте.
-Посмотрим, что вы знаете об этих людях.
В этом нам поможет «Картинная галерея»
- Вам необходимо по изображению определить «Кто это?» и коротко рассказать о нём. (На экране появляются изображения исторических личностей. )
(Рассказ детей)
-Скажите, а кто из перечисленных личностей вызывает у вас и восторг и негодование?
(Это Иван Васильевич Грозный.) А почему?
(Иван Грозный много сделал для России, но в тоже время был очень жестоким)
Вспомним, почему Ивана IV прозвали «Грозным»(слайды)
Выступление 1 ученика
-Спасибо. Вот таким был один из правителей нашего государства.
Достигли ли вы поставленной цели? Оцените свою работу. Отметим на плане.
Слово 3 группе
-Какие памятники культуры вы выписали? Покажите нам свой свиток.
Выступление 3 группы.
Выступление 1 ученика (На доску вывешивается свиток с названиями памятников культуры).
В конце 15 века Государь всея Руси Иван III захотел, чтобы столица, Москва, стала самым красивым и неприступным городом.
По его указу были построены кремлёвские стены. Их строили 10 лет . В стенах Кремля 20 сторожевых башен .Внутри Кремля находятся различные памятники культуры.
Это Колокольня «Иван Великий» , Царь-колокол ,Успенский собор, Храм Василия Блаженного, Благовещенский собор, Архангельский собор.
-Спасибо.Отлично.
-Какой памятник культуры у вас получился на картинке?
На картинке у нас получился собор Василия Блаженного (Демонстрация картинки)
-Расскажите о нём.
Выступление 2 ученика
Один ученик рассказывает о храме (Храм Василия Блаженного).
Спасибо. Отлично.
-Вот такая история связана с этим замечательным храмом.
-Достигли ли вы поставленной цели? Оцените свою работу.
Ребята, согласны? Просигнальте. Отметим выполнение работы на плане.
Наше путешествие успешно завершено.
Всё ли мы выполнили по плану?
-Что же у нас получилось в итоге? ( Летопись времени Московского государства.)
- Какому временному периоду посвящена наша летопись? (14-17 в)
-С какой целью вы сегодня составляли эту летопись?
( Чтобы вспомнить исторические события, яркие личности, памятники культуры связанные с изученным временем). Прочитайте ещё раз, что вы записали.
- Удалось ли вам достичь поставленной цели?
-Ребята, а где вам может пригодиться составленная сегодня летопись?
(На последующих уроках, в жизни).
-Верно. На следующем уроке вы будете выполнять контрольную работу. Я думаю, что материал, записанный в вашей летописи, поможет вам в её выполнении.
Человеческая мудрость гласит: « Только та страна, в которой люди помнят о своем прошлом, достойна будущего!». Я думаю, что у нашей страны есть будущее, потому что вы интересуетесь её прошлым и изучаете его.
Подведём итог самооценки.
Выберите кораблик соответствующий цвету на ваших картах успеха.
Красный кораблик - я доволен своей работой на уроке.
Зеленый кораблик - я хорошо работал, но умею ещё лучше.
Синий кораблик- работа не получилась, не доволен собой.
Оцените работу вашей группы.
Посмотрите на выбранные кораблики в своей группе, определите цвет кораблика, соответствующего работе группы.
Руководителей групп я прошу выйти к доске и прикрепить кораблики на реке времени.
-Я благодарю вас, как руководителей, за проделанную работу и прошу назвать фамилии ребят, которых вы хотели бы отметить за активную и плодотворную работу.
-Я согласна с вашей оценкой. Эти ребята получают за урок отметку-5.
А теперь – домашнее задание.
1.Выполнить задание в тетради стр.27-28
2.На карточках выполнить задание: определить своё отношение к прошлому нашей страны.
Вопрос для летописи.
Хотели бы вы или не хотели пожить в то время и почему?
Спасибо за работу. Урок окончен.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.