Повторительно- обобщающий урок по теме "Древний восток" (история 5 кл)
Оценка 4.6
Игры
docx
история
5 кл
20.04.2019
Урок по теме "Повторительно- обобщающий урок по теме "Древний Восток" для 5класса проходит в форме путешествия по разным станциям, что позволяет повторить и обобщить весь материал по данной теме. Урок проходит в форме соревнования, что позволяет повысить мотивацию, креативность, умение работать в команде.
Документ Microsoft Word.docx
Тема урока: «Повторительнообобщающий урок по теме «Древний Восток» 5 класс
Учитель Ризатдинова Р.И., МОУ «СШИ№2» г. Магнитогорск
Форма урока: урок путешествие
Цели урока: Обобщить, систематизировать и закрепить знания по теме.
Задачи:
1.Повторить исторические факты по разделу «Древний Восток»
2.Выделить особенности географического положения ,природных условий и занятий
народов стран Древнего Востока в ходе сравнения их между собой.
3.Раскрыть историческое значение древних цивилизаций для современного мира.
Формирование универсальных учебных действий.
Познавательные УУД:
1.находить информацию, необходимую для решения учебных задач;
2.анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать
3.делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения – на
простом и сложном уровне;
4. устанавливать причинноследственные связи
5. представлять информацию в разных формах
Коммуникативные УУД:
1. излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами
2. организовывать работу в группе (самостоятельно определять цели, роли,
задавать вопросы, вырабатывать решения);
3.преодолевать конфликты – договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с
позиции другого;
Регулятивные УУД:
1. определять цель, проблему в учебной деятельности;
2. планировать учебную деятельность;
3. работать по плану, сверяясь с целью;
4. находить и исправлять ошибки;
5.оценивать степень и способы деятельности и достижения цели.
Личностные УУД:
1.аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных
ситуациях
2.вырабатывать собственные мировоззренческие позиции;
План урока:
1. Оргмомент
2. Повторение и систематизация знаний по пройденному материалу.
УчительДорогие ребята! Начинается наше увлекательное путешествие по Древнему
Востоку. Давайте еще раз вспомним о странах, с которыми мы познакомились в этом году.
Ученики отвечают Древний Египет, Двуречье, Палестина, Финикия. Ассирия, Персидская
держава, Древняя Индия и Древний Китай. Итак, наша первая станция « Я вижу Землю»
Класс разделен на 3 команды. Первая получает страну – древний Египет, вторая –
Ассирию, третья Индию. Командам необходимо за определенное время заполнить таблицу
Страна
Климат
Географическое
положение
Основные занятия
жителей
Путешествие продолжается 2 станция «Текстовая». Команды получают тексты, с
которыми нужно поработать 1.Прочитал
2.Озаглавил
3.Составил план
4.Главная идея текста
1Команда получает следующий текст Поход фараона Тутмоса на город Мегиддо кратко
характеризуется, как самый победоносный из всех походов. Произошло сражение на
второй год единовластного правления фараона.
Войска антиегипетской коалиции разбили лагерь вблизи Мегиддо, их задачей являлось
удержание укрепленного города. Армии фараона, для достижения цели, нужно было
пересечь Кармельский горный хребет. Через него проходили три дороги. Узкая тропа
посередине и две широких по сторонам. Пройдя через них, египтяне могли бы выйти к юго
восточной и северозападной частям города. Несмотря на опасение египетских
военачальников идти по центральному маршруту, фараон Тутмос III лично возглавил
армию и прошел через тропу.
14 мая был разгромлен авангард противника и египтяне вышли к долине, где у них
появилось пространство для развития маневра и можно было развернуть войско. Тутмос
приказал не вступать в сражение до тех пор, пока не подтянутся основные силы. Армия
противоборствующей им антиегипетской коалиции не форсировала события и не спешила
начинать сражение.Египтяне решили разбить свой лагерь южнее ручья Кины. В ночь на 15
мая левое крыло египетской армии выдвинулось к Зефти, с целью отрезать противнику все
пути отхода на север. Уже под утро, египетские войска были подготовлены к битве.
Фараон первым бросился в бой, во главе своего десятитысячного войска. Стоящие под
стенами крепости армии Кадеша, Мегиддо и их союзников (восставшие азиатские
племена), сопротивлялись недолго и, довольно быстро, были обращены в бегство.
Египтяне упустили шанс сходу взять город, так как занимались грабежом вражеского
лагеря. Поэтому правителю Кадеша, который и поднял мятеж, удалось бежать из
осажденного города. Подойдя к городу, Тутмос взял его в осаду. Вокруг города возвели
ограду из деревянного частокола. Египтяне назвали ее «Тутмос, осаждающий азиатов».
Нескольким правителям, находящимся в городе, посчастливилось сбежать, и они тут же
поспешили предложить фараону мир.
Спустя долгие семь месяцев, гарнизон Мегиддо капитулировал, причиной сдачи являлся
голод, который начался изза заканчивающихся запасов провизии. Египтянам достались
очень большие трофеи: около 900 колесниц, 2200 лошадей и большое количество скота.
Завоевание Мегиддо было очень важным в стратегическом плане, и Тутмос, поняв это,
решил не медлить и продолжил свое шествие на север. Вскоре, ему покорились три
Ливанских города: Нугес, Иноам а так же Херенкеру. Египтяне, для преграждения пути на
юг, возвели на севере крепость. К этому времени у Тутмоса был контроль над всей
Палестиной.
Взятие Мегиддо являлось не только важным стратегическим успехом, для дальнейшего
завоевания Палестины и Сирии, но и важным событием в дальнейшем существовании и
процветании Древнего Египта, так как было подавлено восстание азиатских племен, и
фараон показал мощь своей армии.
2 КОМАНДА СЛЕДУЮЩИЙ ТЕКСТ Хаммурапи являлся правителем Вавилона. Это
был очень умный и расчетливый человек, ведь он смог склонить к себе всю Месопотамию,
все государства подчинялись ему. Правил великий деятель государства 42 года. За это
время столицей и центром всей державы стал Вавилон. Правитель ввел немало новшеств и
сделал очень много для всего государства, но самое главное это сборник законов. Эти
законы рассказывали, как людям нужно жить друг с другом, что можно, что нельзя. Также
были прописаны наказания за нарушения законов. Всего было 282 статьи, каждая из
которых была вычеканена на базальтовом столбе. Замечательно, что содержание этих законов сохранилось до сегодня. Это позволяет
историкам и всем интересующимся глубже познать жизнь в Вавилоне. Как люди
взаимодействовали друг с другом, на каком уровне находилась экономика, какие слои
общества существовали. При Хаммурапи одной из задач было сохранить положение
крестьян в обществе и земледельцев. Для этих слоев граждан существовали определенные
льготы. Когда по какимто причинам крестьянин становился рабом, то по истечению трех
лет его должны были освободить. Крестьянин мог пойти служить в армию, за это
правительство Хаммурапи награждало человека землей. Основа политики того времени
заключалась в том, что именно этот слой населения является опорой для всего
государства. Для земледельцев и крестьян нужно создать самые комфортные условия, ведь
они есть плательщики основной массы налогов.
Патриархальный уклад был основным в то время. Исходя из законов видно, что граждане
государства находились на уровне раннего развития. Это можно утверждать исходя из
того, что система наказания при нарушении законов была простая. Установление
справедливости называлось талионом. По талиону наказание было равное ущербу
нанесенному потерпевшему.
Далее представлены некоторые законы Хаммурапи, возможно не дословно, как они были
написаны.
за покушение на собственность или жизнь преступника наказывали исходя из достатка
потерпевшего. Чем выше, тем сильнее наказание;
могли отрезать ухо за неповиновение раба;
если человек комуто должен, то он мог увеличить срок до отдачи долга проплатив
золотом или серебром. У должника не могли отобрать землю в счет долга;
при бракосочетании свободного человека и раба их совместно рожденные дети становились
свободными людьми;
в стране строго был запрещен самосуд, всегда назначался законный суд того времени;
в случае, когда суд не мог принять решение, то назначали так называемый «божий суд».
Человека бросали в воду, если не всплывет, значит, преступник виновен. Если всплыл,
значит, бог его помиловал.
3 команда Конфуций является древним мудрецом и философом Китая. Родился
примерно в 551 году до н. э. его мать Янь Чжэнцзай являлась наложницей, которой было 17
лет. Отцу Шулян Хэ в это период было 63 года, он был потомком Вэйцзы, полководца
императора. Мальчику при рождении было дано имя Кун Цю. Когда ребенку было полтора
года, отец скончался.
У Конфуция было тяжелое детство, с малого возраста ему приходилось работать. Мать
Янь Чжэнцзай рассказывала о его предках и об их великой деятельности. Это являлось
огромным стимулом для возвращения великого титула, который был утерян. Поэтому он
стал заниматься самообразование. В подростковом возрасте Конфуций теряет мать.
В 20 лет он получает признание и создает целое учение – конфуцианство, которое имело
огромное значение в развитии Китая. Стал основателем первого университета и написал
правила для всех сословий. Преподавал литературу, язык, политику и мораль в своей же
частной школе, в которую принимали всех желающих независимости от сословия и
материального достатка.
Когда Конфуцию было 44 года, занял пост резиденции княжества Лу. Он был очень
активен на своем посту,являлся опытным и умелым политиком. Спустя какоето время он
отдал в отставку, после чего стал проповедовать совместно с последователями
философское учение. Его идея заключалась в проповедовании знания нищим, пахарям,
старикам и молодым. В возрасте 60 лет возвращается на родину, которую не покидает до самой смерти.
Остальную часть жизни он работает над своими творениями «Книги Песен», «Книги
перемен» и над многим другим.
Конфуций умер на 73м году, перед этим он предсказал свою скорую гибель, о чём поведал
ученикам.
Об этом выдающимся человеке известно очень мало, но это не мешает считать, что
Конфуций является влиятельной фигурой в развитии Китая.
3 станция «Древо познания». Ученики из 3 команд срывают яблоки с древа познания, на
которых написаны имена исторических деятелей . Задача учащихся рассказать о них:с_
Конфуций,вАшока, Ашшурбанапал, иЦинъ Шихуан, Моисей, Тутанхамон, Хаммурапи,
Нефертити, Тутмос, Давид, Соломон, Гаутама.
4 станция «Загадочная».В шкатулке лежат предметы, родиной которых является Древний
восток. Угадайте их по описанию
1.Вещество, которое в Древнем Китае считалось лекарством, и его неохотно употребляли
китайцы. Это лекарство имело целебные свойства: возвращало человеку силы, помогало
встать на ноги. Настой, который когдато считался в Китае лекарством, любят пить
ежедневно миллионы здоровых людей во всем мире. (Чай).
2.Зерно известного продукта, который вы не раз употребляли в пищу. А выращивали и
выращивают его в Китае следующим образом: зерна намачивают, они прорастают. Затем на
небольшом участке густо высеивают. Участок заполняют водой на 5 см. Когда рассада
подрастет на 2025 см в высоту, ее осторожно выдергивают и пучками по 56 ростков
пересаживают на поле параллельными рядами. Поле должно быть покрыто водой на 510
см. (Рис).
3.То, без чего не обходится сегодня каждый из нас. А появилось это в Древнем Китае.
Изготавливали это следующим образом: в котле варили массу из измельченных тряпок,
бамбука и коры деревьев. Затем сеткой черпали слой полужидкой массы и высушивали.
(Бумага)
4.Один путешественник, который побывал в Древней Индии, рассказывал о том, как
индийцы выжимают сок из тростника и уваривают его на огне. Сок становится твердым и
хрустит на зубах подобно соли. (Сахар)
5.Это изобретение появилось в Китае и в древние времена оно напоминало суповую ложку
с длинной ручкой, сделанную из магнитного железняка. “Ложку” клали на гладкую
деревянную подставку с делениями. Если бы древний египтянин увидел вращающуюся
китайскую ложку, он закричал бы “Волшебство!”. О каком изобретении идет речь?
(компас)
6.Рассказывают, что в незапамятные времена китайская царица пила чай на открытой
террасе своего дворца. Вдруг с ветки тутового дерева, что склонилось над террасой, в чай
упал кокон бабочки. Длинным накрашенным ногтем царица попробовала вынуть его из
пиалы, но за ноготь зацепилась тонкая нитка. Царица потянула за нитку, и кокон,
распаренный в горячем чае, стал разматываться. С тех пор прошло уже пять тысяч лет. Об
истории какого открытия повествует эта старинная легенда? (шелк)
7.Эту книгу евреи считали священной, а впоследствии эта книга стала священной у многих
ныне живущих народов(Библия).
8.Смешав песок с содой, финикийцы плавили его, как медную руду, а потом из этой массы
получали то, что держали в секрете от всех (стекло).
9.Это растение египтяне разрезали на мелкие полоски, укладывали один слой на другой,
прессовали, сушили на солнце, а потом использовали в качестве материала для
письма (папирус).
10.Их Родина Индии, весь мир использует их, но почему то все думают что их родители
арабы./цифры/ 11. Он состоял у финикийцев из 22 знаков, его у них заимствовали греки, а потом стали
использовать остальные народы (алфавит).
12. Эту игру придумали индийцы, правила которой напоминают правила индийской
военной науки. В первом ряду стоит пехота, в центре царь и его советник, далее боевые
слоны, конницы и колесницы (шахматы).
5станция «Ошибочная». Команды получают тексты с ошибками. Надо их найти и
исправить. 1 команда
Пройдя из Древнего Египта через Черное море, путешественник попал в Азию. Здесь
между реками Тигр и Джамна располагалась Вавилония, которая дала человечеству
древнейший письменный свод законов царя Кира. Самыми известными мореплавателями и
изобретателями древнейшего алфавита были шумеры. Еврейский народ, живший и в
Египте, и в Китае, дал миру известную книгу всех времен и народов – Библию.
2 команда
Величайшим правителем Персидской державы, простиравшейся от реки Инд на западе до
Средиземного моря на востоке, был “царь царей” Дарий I. Продолжая дело своего отца
Кира, он расширил владения за счет присоединения Вавилона и Египта.
Власть царю вручил бог Шамаш, повелев мудро распоряжаться ею, не допуская излишней
жестокости в отношении подданных. Дарий I отличался образованностью и заботился о
процветании государства и развитии культуры. До нас дошла знаменитая глиняная
библиотека, созданная по его приказу.
Главным городом он сделал прекрасный Персеполь. Потоком текло золото в
сокровищницы царя, позволяя возводить невиданные чудеса архитектуры. Дарий I приказал
возвести великолепные висячие цветущие сады. Вход в сады охраняли огромные статуи
крылатых быков с пятью ногами. Позаботился царь и о своих предках, приказав перенести
их могилы в Долину царей, а к ней построить знаменитую “царскую дорогу”
3 команда Солнце взошло над рекой Ганг… Старый китаец Ли Сы бережно расправил лист
драгоценного папируса, обмакнул перо в баночку с тушью и стал выводить иероглифы.
«Воистину необычайны мои приключения в далёких странах, о них я и хочу поведать.
Давнымдавно, когда я был молод, силён и неплохо владел мечом, богатый торговец
шёлком, старый друг моего отца, предложил мне вместе с другими удальцами
сопровождать свой караван, направляющийся в чужие земли. На границах Поднебесной нас
тщательно обыскали, ведь какойнибудь негодяй мог вывезти семена шёлкового дерева и
продать наш великий секрет чужеземцам! Тогда они не будут покупать шёлк, а станут
выращивать его сами.
Наше путешествие в Грецию продолжалось больше года, и за это время мы повидали
множество диковин и услышали рассказы о чудесных вещах. В стране, именуемой Индией,
где воздух необычайно жарок и сух, нам встретились непроходимые леса, в которых
водились диковинные звери. Местные жители рассказывали, что в этих лесах, на берегах
великой реки Ганг, до сих пор стоят древние заброшенные города МохенджоДаро и
Хараппа, полные золота и драгоценностей. Многие смельчаки пытались их разыскать, но
редко кому удалось вернуться из джунглей.
У жителей Индии очень забавная вера – они думают, что после смерти их души
переселятся в других людей или животных. А индийский мудрец по имени Будда (по
слухам, сын крестьянина, учил, что все люди делятся на касты,со своими правами и
обязанностями, но если они будут хорошо знать учение Будды, то смогут перейти в
другую, высшую касту. На улицах индийских городов вы не найдёте грязи – ведь каждый
житель, будь то жрец, воин или ктодругой обязан сам убирать мусор Вот обычай,
достойный восхваления! Пища индийцев была привычна нам – они едят рис и утверждают,
что научились его выращивать раньше нас. Пьют они странный, но приятный на вкус
напиток, именуемый «чай», особенно вкусен он показался нам, когда мы добавили в него привезённый с собой сахар. Индийцам же сахар не понравился. А ещё нас познакомили с
любопытной игрой – на клетчатом поле выстраиваются различные чёрные и белые фигурки,
а игроки, подражая полководцам, передвигают свои «войска» по особым правилам. Также
нам удалось приобрести за большие деньги очень нужный прибор, называемый компасом. С
таким прибором трудно заблудиться. Великие изобретатели эти индийцы, нам бы у них
поучиться.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
Мне было интересно…
Было трудно…
Я постараюсь..
Список литературы:
1.Смирнов С.Г. Задачник по истории Древнего мира: Для средних учебных заведений. – 2е
изд., перераб. и доп. – М.: МИРОС – междунар. отношения, 1994.
2. Годер Г.И. Задания и задачи по истории древнего мира: Пособие для учителя. – М.:
Просвещение: Учеб. лит., 1996.
Повторительно- обобщающий урок по теме "Древний восток" (история 5 кл)
Повторительно- обобщающий урок по теме "Древний восток" (история 5 кл)
Повторительно- обобщающий урок по теме "Древний восток" (история 5 кл)
Повторительно- обобщающий урок по теме "Древний восток" (история 5 кл)
Повторительно- обобщающий урок по теме "Древний восток" (история 5 кл)
Повторительно- обобщающий урок по теме "Древний восток" (история 5 кл)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.