Проверка в парах.
Ученики, выполнявшие 1-й вариант, диктуют другому варианту четыре слова: с проверяемой буквой безударного гласного, с непроверяемой буквой безударного гласного, с буквой гласного после шипящего (2 слова).
Ученики, выполнявшие 2-й вариант, диктуют выборочно четыре слова с пропущенными буквами: с проверяемой буквой безударного гласного в корне, с буквой гласного после шипящего, с буквой согласного в конце слова, с буквой ь.
После выполнения сверяют записи по домашним тетрадям.
Учитель просит выборочно прочитать записанные слова от каждого варианта.
Русский язык
ПОВТОРЕНИЕ
Урок 7 (6).
Тема: Повторяем изученные орфограммы, их графическое обозначение
Цель:
– развитие умений находить орфограммыбуквы гласных по опознавательным признакам, писать слова с орфограммами
буквами безударных гласных в корне слова, буквами гласных после шипящих и графически их обозначать.
Символы:
П – повышенный уровень
М – максимальный уровень
Этапы урока
Формирование УУД,
Ход урока
ТОУУ (технология оценивания
учебных успехов)
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
4 3 4 1. Словарная работа.
– Узнайте слова по их толкованию, запишите. В первом слоге каждого
слова находится буква гласного о, не проверяемая ударением.
а) Металлический денежный знак. (Монета.)
б) Кушанье из рубленого или молотого мяса в виде лепёшки. (Котлета.)
в) Число какихлибо предметов. (Количество.)
г) Головка капусты. (Кочан.)
д) Застывшая масса из порошка какаобобов с сахаром. (Шоколад.)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем,
иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в
виде схемы.
3. Выявлять сущность,
особенности объектов.
4. На основе анализа объектов
делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать
по признакам.
6. Ориентироваться на развороте
© ООО «Баласс», 2013
1– В каких словах есть другая орфограмма? Проговорите слова,
запомните их написание.
2. Проверка домашнего задания.
Проверка в парах.
Ученики, выполнявшие 1й вариант, диктуют другому варианту
четыре слова: с проверяемой буквой безударного гласного, с
непроверяемой буквой безударного гласного, с буквой гласного после
шипящего (2 слова).
Ученики, выполнявшие 2й вариант, диктуют выборочно четыре
слова с пропущенными буквами: с проверяемой буквой безударного
гласного в корне, с буквой гласного после шипящего, с буквой
согласного в конце слова, с буквой ь.
После выполнения сверяют записи по домашним тетрадям.
Учитель просит выборочно прочитать записанные слова от каждого
варианта.
учебника.
7. Находить ответы на вопросы в
иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать
своё предположение на основе
работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной
задачей.
3. Прогнозировать предстоящую
работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную
и личностную рефлексию.
II.
Формулирование
проблемы,
планирование
деятельности.
1 3 3
– На основе проверки домашнего задания сформулируйте тему урока
повторения. (Орфограммыбуквы гласных в корне слова и после букв
шипящих, буква согласного в конце слова, буква ь в середине слова.)
– Составим план урока.
План (примерный).
Учитель составляет план вместе с детьми.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
© ООО «Баласс», 2013
2ΙΙI. Развитие
умений –
применение
знания.
1 5 4 2 1
1. Работа по учебнику.
• Упр. 16 – развивается умение писать слова с орфограммами
проверяемыми буквами безударных гласных в корне слова, гласных
после шипящих.
Ученики читают текст, определяют тему – ночные звуки. Главная
мысль сформулирована в 1м предложении.
Самостоятельное списывание с обозначением орфограмм на месте
пропусков.
Коллективная проверка.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать? (Списать, обозначить орфограмму.)
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
• Упр. 18 – выборочное списывание.
Ученики самостоятельно выписывают слова с пропущенными
буквами, вставляя слова на месте пропусков.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать других.
2. Строить речевое высказывание
в соответствии с поставленными
задачами.
3. Оформлять свои мысли в
устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать
своё отношение к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
© ООО «Баласс», 2013
3– Что тебе нужно было сделать? (Выписать слова с пропущенными буквами.)
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
Вопрос после выполнения упражнения:
– Назовите орфограммы, которые не встретились в упр. 16.
• Упр. 17 – развивается умение различать по значению слова, близкие
по звучанию, совершенствуются навыки произношения скороговорок.
Алгоритм работы:
– постановка ударения;
– тренировка в чтении скороговорок;
– объяснение написаний, которые подчёркнуты (в словах и между
словами);
– постановка вопросов к выделенным словам (кто? Маргарита, что?
маргаритки).
– Как можно проверить букву безударного гласного в корне?
(Можно подобрать однокоренное слово с ударным гласным в корне (на
горе – горный), а можно изменить само это слово (трава – травы).
• Упр. 19 – развивается умение находить общее и отличное в словах,
опираясь на признаки орфограмм.
Коллективный анализ под руководством учителя.
После подчёркивания лишних слов в каждом ряду учитель
предлагает сравнить результаты с доской (слайдом). (Лишние слова:
мощный, речка, часто, шестой, вечный.)
© ООО «Баласс», 2013
4– Есть ли расхождения в выборе лишних слов? Объясните, почему
каждое из записанных слов является лишним в своём ряду.
• Упр. 20 – развивается умение отличать слова с одинаковым
произношением, но разным написанием и значением.
– Как произносятся выделенные слова? (Одинаково.)
– А чем они отличаются? (Написанием.)
– Что означает слово старожил? (Работа с толковым словарём.)
– Подберите проверочные слова к каждому из выделенных слов.
– Одинаковые эти проверочные слова или разные?
– Как же выбрать правильно проверочное слово? (Нужно определить, что
слово обозначает.)
М – Такие слова, которые совпадают в произношении, но отличаются по
написанию и значению, называются омофoнами. Приведите подобные
примеры слов.
2. На доске записаны пары слов.
Пруд – прут
лиса – леса
лес – лез
– Составьте предложения, чтобы можно было понять, в каких значениях
употреблены данные слова.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать? (Составить предложение.)
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
© ООО «Баласс», 2013
5VΙ . Итог урока.
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
М – Как называются слова с одинаковым произношением, но разным
написанием и значением? (Омофоны.)
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
Выполнение тестового задания № 4, тема 1 в «Рабочей тетради».
– Прочитайте задание и выберите цифру с правильным ответом. У всех
одинаковый вариант?
– Назовите слова в этом задании, в которых есть орфограммабуква
гласного после шипящего. (Старожил, жить.)
– Нужно ли проверять букву гласного после шипящего? Почему? (Звук
находится под ударением.)
– Какое правило нужно применить?
– Какая буква гласного «нуждается» в проверке?
– Какой же вариант ответа будет правильным? 4 4
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
© ООО «Баласс», 2013
6V. Домашнее
задание.
Упр. 13, «Дидактический материал».
Деятельность учеников:
– Классифицировать изученные орфограммы (буквенные – небуквенные; буквы гласных, буквы согласных, буквы ъ и ь).
– Находить в словах изученные орфограммы, составлять и писать самодиктанты.
– Группировать слова с изученными орфограммами.
© ООО «Баласс», 2013
7