Хужиахметов Ильмир Харисович.
МБОУ «СОШ№8», г.Октябрьский Республика Башкортостан Повышение эффективности образовательного процесса через ЭО
На данный момент отмечается подъем в обучении, обусловленный развитием информационных технологий, которые ускоряют информатизацию общества. Школа становится не единственным местом, где можно получать знания. Необходимым условием развития школы является создание ИКТ насыщенной образовательной среды.
Сегодня выпускник средней школы либо сразу, либо после дополнительного профессионального обучения приходит на рабочее место, оснащенное компьютером или средствами связи, делопроизводства на базе микропроцессорной техники, и должен для успешной работы представлять себе принципы ее функционирования.
Все это привело к выработке новых требований к общеобразовательной школе. Одним из требований является создание качественно новой образовательной среды школы, которая будет удовлетворять потребностям современного общества, а также обеспечит повышение эффективности образовательного процесса, включая и процесс управления школой.
Выявляются следующие противоречия:
1. Между требованиями общества к подготовке выпускников школы к жизни в информационном обществе, в котором главными продуктами производства являются информация и знания, и недостаточной ориентацией системы общего среднего образования на формирование у школьников ИКТ компетентности; 2. Между значимостью информационно-коммуникационных технологий для формирования ИКТ-компетентности учащихся и недостаточностью часов, отводимых на изучение данной дисциплины в школе;
3.Между необходимостью внедрения ИКТ в образовательный процесс и неготовностью педагогов к их использованию;
4. Между необходимостью перехода от компьютеризации школы к созданию единой электронной образовательной среды и отсутствием методической литературы по данному вопросу.
Необходимость разрешения указанных противоречий определило тему методической работы школы: «Единая электронная информационнообразовательная среда школы как условие повышения качества образования».
Цель - создание модели информационно – образовательной электронной среды и повышение качества управления и образования через активное внедрение современных информационных технологий.
Для цели определены следующие направления:
1. Формирование умений и навыков критического мышления в условиях работы с большими объемами информации, способность осуществлять выбор и нести за него ответственность;
2. Формирование навыков самостоятельной работы с учебным материалом с использованием средств ИКТ (поиск и обработка информации, использование различных источников данных, работа с документами);
3. Развитие умений находить и интерпретировать связи между учебными знаниями и явлениями реальной жизни, к которым эти знания могут быть применены; способности решать нетрадиционные задачи;
4. Повышение активности включения родителей в управление учебновоспитательным процессом;
5. Объединение учителей, школьной администрации, учеников и их родителей в едином информационном пространстве.
На протяжении нескольких лет в школе ведется целенаправленная работа по использованию электронных образовательных ресурсов на уроках. Создан необходимый набор программного обеспечения, в том числе и электроннообразовательных ресурсов. Электронно-образовательные ресурсы активно используются на уроках химии, математики, истории, обществознания, русского языка, литературы, предметов начальной школы, физики, географии, информатики, башкирского языка, экономики и др. предметов.
Большое внимание уделяется развитию экспертно-аналитической системе оценки и экспертизы деятельности общеобразовательного учреждения. В школе в течение последних лет на педагогических советах проводится аналитика успеваемости и качества знаний учащихся, обобщаются сведения по деятельности учреждения в текстовой и числовой форме, включая использование диаграмм и графиков.
В школе создана достаточная база тестирующих и диагностирующих методик, созданы благоприятные условия для развития информационнокоммуникационных технологий. Педагоги школы активные участники вебинаров, интернет-педсоветов, проектов, семинаров:
Межрегиональный интернет – педсовет «Педагогические традиции и инновационная образовательная среда – залог совершенствования системы образования», 11 участников, 2013 г.
Международный проект для учителей videouroki.net, 9 участников, 2013г. Межрегиональный интернет – педсовет «Электронное обучение: состояние, проблемы, перспективы», 15 участников, 2014 г.
Социальная сеть взаимовыручки для учителей «Infourok» – размещение уроков, публикация статей, размещение презентаций, 2014 г.
Для перехода к электронной образовательной среде в первую очередь необходимо создать базовые условия (технические, нормативно-правовые и финансово-экономические):
1. Обеспечение скорости Интернет:
• не менее 512 Кб/с на одно рабочее место (входящая и исходящая скорость) – минимальное условие;
• индивидуализировать инструментами работы всех участников образовательного процесса.
2. Обеспечение аппаратной мобильности доступа к электронным образовательным ресурсам всем участникам образовательного процесса.
3. Снабжение электронной среды информационными инструментами: инструментами фиксации образовательного процесса и результатов, инструментами индивидуального планирования и его выполнения, инструментами для выполнения разных видов деятельности, инструментами автоматизированной оценки качества образования на разных уровнях и т.д. Для достижения цели - «Создание модели информационно – образовательной электронной среды и повышение качества управления и образования через активное внедрение современных информационных технологий» намечен ряд мероприятий:
• Начало тестовой эксплуатации электронного журнала электронного дневника;
• Реконструкция локальной сети школы (распространение ее во все кабинеты увеличение пропускной способности INTERNET-канала, постановка компьютеров на все рабочие места учителей);
• Формирование и обучение рабочей группы учителей использованию программного обеспечения;
• Проведение обучения педагогического коллектива для работы с программным обеспечением;
• Внедрение программного обеспечения по работе с базой данных учащихся в деятельность классного руководителя;
• Внедрение программного обеспечения для эффективного мониторинга оценки знаний учащихся в деятельности учителя-предметника;
Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся. Методическая служба школы занимается вопросами использования новых педагогических и информационных технологий в образовательном процессе. Выбираемая нами технология должна иметь совокупность принципов, приемов и методов работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития.
Проведенный мониторинг педагогов установил:
• 100% учителей владеют информацией о современных педагогических технологиях, интенсифицирующих процесс обучения.
• 100% учителей прошли обучение по использованию информационнокоммуникационных технологий, рабочие места педагогов оборудованы на 47% проекторами и 15% мультимедийными досками.
• 80% учителей используют различные технологии полностью или приемы поэлементно.
• Использование развивающих технологий позволило подготовить контингент детей, имеющих возможность обучаться на повышенном уровне требований;
• В результате эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, и интенсификации процесса обучения способствовало повышению качества образования по итогам успеваемости за 3 года. 2012 год - 58,1%, 2013 год – 58,5%, 2014 год – 58,9% (качество знаний).
• Результатом профессионального и личностного роста стало представление педагогического опыта и призовые места в конкурсах, в конференциях, семинарах, олимпиадах разного уровня:
Городской смотр-конкурс «Лучший кабинет информатики и информационных технологий» -грамота за II место, 2011 год.
Городской конкурс по ИКТ «Лучший кабинет информатики и информационных технологий», грамота за III место, 2013 г.
Республиканский конкурс сайтов, призёр, 2014 г.
Городской конкурс «Лучший мультимедийный урок», грамота за I место, учитель русского языка У.С.Черпаченко; грамота за II место, учитель английского языка И.А.Мухаметзянова, 2012 год.
Городской конкурс педагогов «ИКТ в творчестве педагога», грамота за III место, учитель начальных классов Е.В. Авдакова; грамота за III место, учитель начальных классов Е.И. Гизатова; грамота за III место, учитель начальных классов; грамота за III место, учитель начальных классов С.Ю.
Романова, 2012 г.
Городской конкурс «ИКТ в творчестве педагога», грамота за I место, Л.А.Дрыгина; грамота за II место, Л.Р.Нурлыгареева; грамота за II место,
Г.Р.Хабибуллина, 2013 г.
Всероссийский педагогический конкурс «Лучшая презентация к уроку», лауреат, учитель английского языка И.А.Мухаметзянова, 2014 г.
XII Всероссийская открытая конференция учащихся «Первые шаги в науку» (очный тур), лауреат III степени Абрамов Кирилл, 5 класс, 2012 г.
Городской конкурс «КРИТ – 2012», номинация «Видеозапись и монтаж», победители Абрамов Кирилл, Коновалова Ирина, 5а класс; номинация «Компьютерная презентация», призер Гавриленко Марина, 4б класс; номинация «Видеозапись и монтаж», призер Файзуллин Роберт, 1а класс. Всероссийский конкурс «КИТ – компьютеры, информатика, технологии», 22 участника, 2012 год.
Всероссийский конкурс «КИТ - компьютеры, информатика, технологии», дипломы победителей, Игонин Иван, 2 класс; Никитин Иван, 2 класс, Исупова Валерия, 2 класс; Шмигельский Александр, 3 класс; Ефимов Вадим, 3 класс; Будаева Полина, 3 класс; Понамарев Павел, 3 класс; Антонова Карина, 4 класс; Салимова Эллина, 4 класс; Салимова Аделина, 4 класс; Гайворонский Виктор, 7 класс; Шигапова Алина, 7 класс; Сыртланова Ангелина, 7 класс, 2013 г.
Городской конкурс работ по информационным технологиям среди обучающихся 1 – 11 классов «КРИТ – 2013», грамота за I место, Измайлова Кристина, Исламова Лиана, Ермолаев Евгений, 9 класс; грамота за II место, Искандарова Лейсан, 9 класс; грамота за III место, Сыртланова Ангелина, 7 класс.
Международная дистанционная олимпиада по информатике, дипломы I степени, Бывальский Виталий, 6 класс, Султанова Камилла, 6 класс, Валеев Булат, 5 класс, Хайруллин Марсель, 6 класс, Шарапова Гульназ, 6 класс; дипломы II степени Зарипов Камиль, 7 класс, Захаров Яков, 7 класс, Зиязетдинов Рамиль, 7 класс, Ахапкин Ренат, 7 класс, Носанчук Никита, 7 класс; дипломы III степени Попова Надежда, 8 класс, Дрёмин Кирилл, 8 класс, Султанов Айнур, 8 класс.
Вебинар «Развитие ИКТ – компетентности в линии УМК «Английский язык 2-
11» автора Кузовлева В.П.» (декабрь 2013 г.) - участие
Социальная сеть взаимовыручки для учителей «Infourok» (март 2014 г.) – размещение уроков, Свидетельство, публикация статьи, размещение презентации.
Ожидаемые результаты.
• Будет разработана и внедрена модель единой электронной информационно-образовательной среды школы.
• Будут созданы условия равного доступа участников образовательного процесса к образовательным ресурсам и результатам обучения и воспитания.
• Повышение активности включения родителей в управление учебновоспитательным процессом.
• Повышение качества управления и обучения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.