«Повышение эффективности уроков русского языка в начальной школе»
Оценка 4.6 (более 1000 оценок)

«Повышение эффективности уроков русского языка в начальной школе»

Оценка 4.6 (более 1000 оценок)
docx
16.09.2020
«Повышение эффективности уроков русского языка в начальной школе»
ЭССЕ 4.docx

«Повышение эффективности уроков русского языка в начальной школе»



Почему детей так пугают слова: диктант, изложение, сочинение? Дети устно прекрасно отвечают правила правописания, а в словах при письме орфограмм не видят, теряются при определении места орфограммы, не могут подобрать проверочное слово.

С такой проблемой сталкиваются практически все учителя русского языка. Дизорфография сопровождает ученика все годы обучения, да и не секрет, что и взрослое население нашей страны не обладает достаточным навыком грамотного письма. Данная проблема актуальна и для нашей школы, и, в частности, для моего класса.

Но самая главная беда в том, что падает престиж знаний, сужается круг влияния русского языка во всем мире. Предпочтение отдается иностранному языку. Следствием этого является то, что дети перестали любить предмет «Русский язык», не любят читать, а плохое чтение – прямая дорога к безграмотному письму. Чтение без желания приводит к тому, что дети читают невнимательно, не вглядываясь, не вдумываясь в «оболочку» слова, не запоминают читаемые слова. Внимание и зрительная память при таком чтении активно не работает, а, как итог, при письме уже прочитанных неоднократно слов дети допускают ошибки. У них отсутствует связь между знанием правил и применением их на письме.

Но почему так получается, если на уроках русского языка уже с 1 класса слово становится предметом изучения? Работа со словом предполагает, как отмечал К.Д.Ушинский, опору на логические способности ребенка, на его умение «отвлекаться от конкретных представлений и возводить эти конкретные представления в общие понятия, различать и комбинировать их, находить между ними сходные и различающие признаки, сливать их в одно общее суждение». Отсутствие у детей внимания к единице языка любого уровня, несформированность первоначальных языковых обобщений, недостатки мыслительной деятельности, интереса и внимания делают предельно сложным преподавание русского языка в начальной школе.

В начальных классах я работаю уже 12 лет и постоянно передо мной стоит вопрос: как изменить отношение к родному языку, развить интерес к нему. Без этого нельзя научить ребенка грамотно писать. Любые самые благородные стремления учителя могут оказаться напрасными, если ученики не видят цели изучаемого предмета, не понимают, зачем им это надо.



2. Ведущая педагогическая идея опыта

Как удерживать внимание учеников на уроке, с помощью каких средств и методов зажечь в их глазах пытливый огонек жажды знаний, учить без принуждения? И возможно ли это? Ведь еще древние римляне говорили, что корень учения горек.

Но зачем учить с горькими и бесполезными слезами тому, чему можно научиться с улыбкой? Если правильно использовать методы и средства при планировании уроков, корень учения может изменить свой вкус и вызвать интерес к изучаемому предмету. На мой взгляд, знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся прочными и полезными – это мертвый груз.



3. Теоретическая база опыта.

В ходе работы мною был изучен и переосмыслен опыт работы отечественных педагогов Е.В. Скопиной, Н.М. Бетеньковой, В.Ф. Шаталова, С.М. Лысенковой, Е.Г. Шатовой, А.Н. Рязанцевой, Г.Н. Богдановой, Г.А. Бакулиной, В.В. Волиной.

Основу педагогического опыта составляют следующие идеи:

·         Деятельностный подход к обучению (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, Н.Ф. Талызина).

·         Идея учета возрастных особенностей в обучении и развитии (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов)

·         Идея актуализации субъектного опыта личности (И.С. Якиманская).

И. С. Якиманская в организации обучения предлагает опираться на ряд положений:

·         индивидуальность и самоценность ребёнка, как активного носителя субъектного опыта, выступают в качестве приоритета образовательного процесса;

·         при конструировании и реализации образовательного процесса необходима особая работа по выявлению опыта каждого ученика, его социализации; по контролю над складывающимися способами учебной работы; по обеспечению сотрудничества ученика и учителя, направленного на обмен различного содержания опыта; по специальной организации коллективно распределенной деятельности между всеми участниками образовательного процесса;

·         основным результатом учения становится формирование познавательных способностей на основе овладения соответствующими знаниями и умениями.












 

Повышение эффективности уроков русского языка в начальной школе»

Повышение эффективности уроков русского языка в начальной школе»

Идея учета возрастных особенностей в обучении и развитии (Д

Идея учета возрастных особенностей в обучении и развитии (Д
скачать по прямой ссылке

150.000 призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ