«Повышение гражданско-правовой культуры родителей и обучающихся через создание системы правового просвещения»
Оценка 4.7

«Повышение гражданско-правовой культуры родителей и обучающихся через создание системы правового просвещения»

Оценка 4.7
Работа с родителями
doc
социальная работа
СCУЗ, ВУЗ
19.09.2022
«Повышение  гражданско-правовой культуры родителей и обучающихся через создание системы  правового просвещения»
данный материал будет интересен социальным педагогам, работающим в школе.
Программа правового просвещения родителей и обучающихся.doc

Автор  Кашицына Ирина Александровна,

 учитель истории и обществознания,

социальный педагог,  педагог – методист

МКОУ «Тагайская СШ им.Ю.Ф.Горячева»

Майнского района

 Ульяновской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Повышение  гражданско-правовой культуры родителей и обучающихся через создание системы

правового просвещения»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ульяновск, 2021

 

Содержание и актуальность проблемы

 

Известно, что вопросы профилактики правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних являются наиболее приоритетными как для органов государственной  власти, так и органов местного самоуправления. Однако главенствующая роль в профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних отводится образовательным организациям в лице педагогического коллектива и социально-психологической службы школы. Ведь именно педагог формирует у несовершеннолетних базовый уровень правосознания, правовой культуры, разъясняет подростку  необходимость соблюдать нормы права и морали. Учитель, как никто иной, может привить ребенку чувство уважения к закону, к праву в целом, воспитать толерантность по отношению к своим сверстникам,  независимо от их национальности и вероисповедания.  Педагог  обладает не только теоретическим знаниями в области права, но и знает психологические особенности ребенка, особенности подросткового возраста с его противоречивостью и максимализмом. Кроме того, учитель может профессионально и квалифицированно  подобрать необходимые средства и приемы для проведения предупредительной профилактической работы с несовершеннолетними.

Правоохранительные органы также уделяют особое внимание данной проблематике, однако, как показывает практика, комиссии по делам несовершеннолетних работают с подростками, уже  совершившими  правонарушение (преступление). А это в свою очередь говорит о том, что педагоги и родители  недостаточно работали с ребенком в этом направлении, и противоправное деяние уже совершено.  Поэтому, образовательное учреждение выполняет особую роль в решении вопросов профилактики правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних. Возникает необходимость комплексного подхода к гражданско-правовому воспитанию детей и подростков.

Специалистами социальной психолого-педагогической службы школы  проводятся классные часы, внеклассные мероприятия, акции, месячники, экскурсии, предложенные целевыми программами. Однако, нет единой комплексной разработки данного вопроса. 

С целью выяснения уровня правовой грамотности родителей и обучающихся было проведено анонимное анкетирование, которое показало следующие результаты.

В анкетировании приняли участие  180 родителей. Полученные результаты  показывают, что родители практически не владеют знаниями в области  правового воспитания детей, затрудняются в выборе правовых законодательных  документов. Однако, практически все согласны с тем, что необходимо защищать права и достоинства своих детей и приобщать ребенка к правовой культуре, начиная со среднего школьного возраста. Кроме того,  95% опрошенных хотели бы повысить уровень своих знаний о правах ребенка и правовом воспитании детей (приложение 1).

Данные опроса обучающихся (119 чел) показали, что дети владеют определенными правовыми знаниями, однако, считают недостаточными те правовые знания, которыми владеют

(приложение 2).

Полученные результаты показали необходимость создания системы работы по повышению гражданско-правовой культуры родителей и обучающихся, которую мы видим в организации работы правового просвещения в рамках программы «Закон и я».

Программа гражданско-правового просвещения родителей и обучающихся предназначена для развития правовой компетентности в области воспитания несовершеннолетних, а также заинтересованных государственных организаций и ведомств, учреждений образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

В современных условиях усиления общемировой тенденции повышения требовательности к уровню образования и воспитания на родителей возлагается все больше обязанностей и ответственности по отношению к детям. Ведь семья – это основа не только физического, но и духовного, гражданского становления личности. От того, каким духовно и физически формируется в семье подрастающее поколение, зависит, как сложится жизнь подростка. И долг родителей – донести до детей правовые нормы, воспитать чувство уважения к законам, ответственности за свои поступки. Поэтому такая работа, как объяснение прав и обязанностей членов семьи, изучение статей основных законов Российской Федерации, разъяснение основных понятий: закон, правонарушение, преступление -должна  проводиться с родителями. Знания и представления о системе права, полученные ребенком в семье, должны найти подтверждение в стенах школы, от компетентных педагогов. Только в этом случае можно рассчитывать  на эффективное усвоение им основных норм и правил взаимоотношений в условиях правового государства, а также прав и слобод человека.

В прошлом веке был принят ряд международных документов, в которых уделялось серьезное внимание вопросам признания за ребёнком права на особую защиту. Это, прежде всего, принятая в 1959г. – Декларация прав ребёнка, в 1974 – Декларация о  защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов, в 1985 – Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила). Данные документы разрабатывались с целью обеспечения детям счастливого детства. В них содержится призыв, обращенный к родителям, местным властям и национальным правительствам к тому, чтобы они признали и старались соблюдать права детей путем законодательных и других мер, постепенно принимаемых в соответствии с провозглашенными принципами.

Усиление внимания к правовому просвещению родителей продиктовано также необходимостью решения ряда проблем в области борьбы с преступностью, религиозным экстремизмом, распространением алкоголизма и наркомании в молодежной среде, учащением случаев самоубийств и преступлений среди несовершеннолетних. Все эти и другие факторы определяют особую значимость развития правовой культуры родителей и несовершеннолетних.

Цель Программы правового просвещения родителей и обучающихся является: развитие правовой компетентности родителей в области воспитания несовершеннолетних, совершенствование системы правоотношений субъектов учебно-воспитательного процесса  образовательной организации.

Задачи Программы:

- создание условий для повышения гражданско-правовой грамотности родителей через систему гражданско-правового просвещения;

- создание условий для объединения усилий школы и семьи в гражданско-правовом просвещении несовершеннолетних;

- создание условий для активизации родительских инициатив в образовательном процессе школы;

- создание условий для совершенствования системы воспитательной и социально –психологической деятельности в ОО.

Направления реализации Программы:

1.                 Семейное воспитание:

- поддержка родителей в осуществлении их прав на участие в управлении образовательной организацией;

- развитие родительского просвещения в образовательной организации;

- совершенствование содружества семьи и школы в вопросах образования.

2.                 Воспитание в образовательной организации:

- повышение ответственности классных руководителей за воспитательный процесс;

- профилактика преступлений и правонарушений;

- профилактика употребления ПАВ, табакокурения и алкоголизма ;

- индивидуализация работы с детьми;

- повышение успешности социализации выпускников;

- активизация гражданско-правового самосознания обучающихся и родителей.

Нормативно-правовая база для разработки Программы:

1. Международные документы в области прав человека:

- Всеобщая декларация прав человека (1948);

- Конвенция о правах ребёнка от 20 ноября 1989 года.

2. Законы Российской Федерации

- Конституция Российской Федерации;

- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (ред. от 02.07.2013 г.)

- Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (ред. от 02.07.2013 г.)

- Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ред. от 02.07.2013 г.)

- Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125 – ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»

- Федеральный закон от 29.12.1995 № 223-ФЗ «Семейный кодекс Российской Федерации» (действующая редакция от 01.09.2013 г.)

- Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака"

- Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

- Федеральный закон от 04.03.2013 N 23-ФЗ «О внесении изменений в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»

- Федеральный закон от 07.06.2013 N 120-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ"

-Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности"

- Федеральный закон Российской Федерации от 29 февраля 2012 г. N 14-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности за преступления сексуального характера, совершенные в отношении несовершеннолетних"

3. Региональные Программы и Постановления

- Закон Ульяновской области от 30 марта 2009 года N 23-ЗО "О некоторых мерах по предупреждению на территории Ульяновской области причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию"

- Программа развития воспитания в образовательных организациях Ульяновской области на 2019-2025 годы

Ожидаемые конечные результаты Программы:

- повышение уровня гражданско-правовой грамотности родителей и обучающихся;

- укрепление взаимодействия школы и семьи в гражданско-правовом образовании несовершеннолетних;

- активизация деятельности родителей в работе и управлении ОО;

- повышение эффективности воспитания детей и подростков.

 

Программа гражданско-правового образования родителей рассчитана на 23 часа (приложение 3). Программа гражданско-правового образования обучающихся рассчитана на 48 часов (приложения 4,5). Помимо основного содержания занятий в программы включены разделы, касающиеся принципов и форм правового образования родителей и обучающихся, а также глоссарий, правовой статус несовершеннолетних с рождения до совершеннолетия (приложение 1).

 

Принципы гражданско-правового просвещения

родителей и  обучающихся

 

Принцип гуманизма - ориентирует на понимание человека как основной ценности, предполагает выдвижение на первый план гуманистических  идей и ориентиров, пронизанных уважением к каждой личности, заботой о развитии всех её сущностных сил, признание её свободы и гражданских прав.

Принцип гражданственности – содержание просвещения должно быть отобрано через призму его социальной и личностной значимости, иметь интерпретационный материал, отражающий текущие события, региональную и местную специфику.

Принцип научности просвещения предполагает соответствие содержания просвещения совместному уровню развития обществоведческих наук, опыту, накопленному мировой цивилизацией в области права.

Принцип преемственности. Преемственность касается содержания просвещения, его форм и способов, стратегий и тактик взаимодействия субъектов в воспитательном процессе. Она позволяет объединить и иерархизировать отдельные ситуации в единый целостный процесс постепенного освоения закономерных связей и отношений между предметами и явлениями мира.

Принцип систематичности. Прежде всего, это обеспечивается системным построением содержания материала и установлением междисциплинарных связей.

Принцип группового просвещения. Данный принцип предполагает, сто групповая форма просвещения, побуждая и формируя коллективизм, является приоритетной. Групповое просвещение, отражая общность интересов участников, создает условия для диалога, проявления взаимопомощи, обеспечивает совместный поиск наиболее продуктивных способов решения задач, повышает чувство ответственности, социальную и личностную значимость при благоприятных обстоятельствах работы.

 

Формы и методы просвещения

Лекция

На данном занятии управление полностью возложено на лектора. Положительный результат проведения лекции зависит от того, выполнил ли лектор следующие требования:

1.                 Разнообразие содержания и стилей выступления.

2.                 Наглядность.

3.                  Правильная структура лекции.

4.                 Вовлечение слушателей в процесс получения информации.

Помимо лекции классического типа в последнее время получили распространение нетрадиционные виды лекций. Лекция-провокация. Лекция пресс-конференция.

Инструктирование

В отличие от лекции инструктирование предполагает выполнение определённых действий участниками. Инструктор должен не только объяснить, каким образом выполнить то или действие, но и продемонстрировать, как оно выполняется, так как при проведении инструктирования только лишь путём описания, процесс может предстать перед аудиторией либо слишком сложным, либо слишком простым.

Инициирование дискуссии или групповой работы

Для проведения данной формы работы необходим ведущий (модератор). Его цель – мотивировать аудиторию к самовыражению в групповой работе или дискуссии. Процесс не должен занимать много времени, если он затянется, то потеряет свою активизирующую функцию. Самое важное заключается в том, чтобы содержание работы непосредственно увлекало людей, а так же было абсолютно понятно, что предполагается для обсуждения или для работы в группе, поэтому модератору лучше быть кратким и не отвлекаться от главной темы.

Дискуссия

В ходе проведения занятия модератор комментирует, устанавливает законы, следит за тем, чтобы дать возможность высказываться всем желающим. Кроме того, он должен останавливать все фоновые разговоры и перебивания, так как дискуссия теряет своё содержание и функцию, если никто не слышит то, что было сказано. Когда дискуссия подходит к концу, модератор объявляет о завершении обсуждения, подводя итоги или делая выводы, используя свои личные знания.

Работа в группах

В качестве метода просвещения групповая работа имеет множество преимуществ. Она создаёт многообразие, способствует контакту участников и дает возможность высказываться всем. Кроме того, она позволяет работать с материалом в темпе, отличном от учительского.

Задания для работы должны содержать равновесие между четким решение проблемы с одной стороны и чувством перспективы – с другой. Формы организации групповой работы:

- изготовление коллажа, вдохновлённого широко понимаемым предметом обсуждения;

- интерпретация стихотворения путём переписывания его в форме письма;

- обсуждение «запрещенного» предмета по выбору самой группы;

- планирование короткого лекционного курса;

- ролевая игра на основе предложенной темы;

- обсуждение социального вопроса на основании истории из жизни.

Успех групповой работы зависит от выполнения следующих правил:

- «Дайте высказаться каждому!»

- «Придерживайтесь предмета!»

- «Постарайтесь достичь какого-то результата!»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основное содержание программы

 

I.                  Введение

 Понятие о правовом государстве. Правовой статус личности. Права ребенка в законодательстве Российской Федерации. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о правах ребенка.

II.              Право ребенка на безопасность и ненасилие в семье

   Права и обязанности родителей. Равенство прав и обязанностей родителей. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей. Осуществление родительских  прав в интересах детей. Право ребенка на защиту. Обеспечение достаточной степени защищенности и психологического комфорта в семье. Право ребенка выражать свое мнение. Право ребенка быть услышанным. Право ребенка на имя, фамилию и отчество. Изменение имени и фамилии ребенка.

III.           Право ребенка жить и воспитываться в семье. Традиции

Право ребенка жить и воспитываться в семье. Права ребенка в семье. Право ребенка на жилище. Государственная поддержка семей, воспитывающих детей. Забота  о своих родителях.

Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей.

Нормы передачи ребенка в семью: опека, усыновление, приемная семья. Порядок установления опеки и попечительства

Условия усыновления детей. Тайна усыновления ребенка. Уголовная ответственность за разглашение тайны усыновления (удочерения).

Приемная семья. Приемные родители.

 Дополнительные гарантии права на образование, медицинское обслуживание, на имущество и жилое помещение.

IV.           Право ребенка на общение с обоими родителями

Развод и последствия лишения родительских прав. Порядок лишения родительских прав. Последствия лишения родительских прав. Порядок ограничения  родительских прав. Отмена ограничения  родительских прав.

Раздельное проживание родителей. Права ребенка на общение  с отдельно проживающими родителями

V.               Право ребенка на труд. Проблемы «детского труда»

    Понятие о трудовой правоспособности несовершеннолетних. Порядок трудоустройства несовершеннолетних  в соответствии с законодательством РФ. Составление и  расторжение трудового договора несовершеннолетнего. Условия оплаты, режим работы и отдыха. Продолжительность ежедневной работы. Недельная трудовая нагрузка несовершеннолетнего.

VI.           Правовое положение детей с ограниченными возможностями здоровья, детей- инвалидов

    Основные положения Конвенции о правах ребенка  относительно детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов («Конвенция о правах ребенка» ст. 23).

Какие категории детей относятся к инвалидам.

Права ребенка-инвалида. Пособия детям-инвалидам, их выплата.

Льготы и гарантии  в области охраны здоровья. Оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам в соответствии с законодательством РФ.

Льготы в сфере жилищных отношений.

Реализация  права на получение образования детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

VII.       Права детей и правоохранительные органы

Проблема девиантного поведения несовершеннолетних. Причины и факторы девиаций. Способы профилактики  девиантного поведения. Особенности ответственности ребенка за свое поведение. Особенности воздействия на поведение  ребенка. Роль комиссии по делам несовершеннолетних  и защите их прав в предупреждении правонарушений среди несовершеннолетних.

Уголовная ответственность несовершеннолетних. Назначение наказания несовершеннолетнему. Условия, при которых несовершеннолетний   освобождается  от уголовной ответственности. Виды и содержание принудительных мер воспитательного воздействия.

VIII. Права ребенка на образование

Право на образование. Цели и задачи образования в соответствии с законом РФ «Об образовании». Основные гарантии прав граждан в области образования. Образовательные программы. Порядок зачисления  ребенка в организацию образования. Ответственность за  неисполнение  обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего.

Права и обязанности участников образовательного процесса. Исключение обучающегося из школы.

Санитарные правила организации учебно-воспитательного процесса. Гигиенические требования к максимальным величинам образовательной  нагрузки.

IX.           Ребенок и проблема насилия. Суицид среди несовершеннолетних

Проблема насилия в среде несовершеннолетних. Элементы криминальной субкультуры: поведенческие, коммуникативные,  сексуально- эротические ценности, особое отношение к своему здоровью. Типология объединений и групп с девиантным поведением. Защита ребенка от отрицательного воздействия социальной среды.

Виды преступлений в отношении личности: убийство, умышленное причинение вреда здоровью,  истязание, угроза. Вымогательство. Уголовная ответственность за преступления против личности.

Суицид среди несовершеннолетних. Причины суицидального поведения. Организация работы социально-психолого-педагогических служб  в целях оказания  поддержки детям и подросткам, попавшим в кризисную ситуацию. Уголовная ответственность  за доведение лица до самоубийства. Причины насилия в обществе. Ограничение деятельности СМИ в соответствии с законодательством РФ.

X.               Вмешательство в личную жизнь и переписку

Законодательство  РФ о правах и свободах человека и гражданина. Право на защиту от вмешательства в личную жизнь и тайну переписки. Ответственность за  незаконное  нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений.

XI.           Сексуальное насилие и домогательство

Формы сексуального насилия:  изнасилование, склонение к проституции, порнография. Последствия сексуального насилия: физическое, эмоциональное, духовное и др. Защита ребенка от проституции и порнографии.

XII.       Профилактика аддиктивного поведения

Понятие аддикции. Виды аддиктивного поведения. Причины и факторы аддиктивного поведения несовершеннолетних.

Защита ребенка от вредного воздействия алкогольной продукции и табачных изделий. Защита ребенка от наркотических  средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ. Вред курения, алкоголизма, наркомании

XIII.    Ребенок и религиозные  организации

Недопущение  принудительного привлечения несовершеннолетних  к религии. Понятие о тоталитарной секте. Влияние религиозных культур и обрядов на психику ребенка.

XIV.    Право детей на охрану здоровья и  отдых

Право на охрану здоровья и отдых. Государственная поддержка семей, имеющих детей

XV.        Ответственность несовершеннолетних. Ответственность родителей за воспитание детей

Неправомерное поведение и правонарушение. Ответственность  родителей за поступки детей. Последствия правонарушений. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Ответственность за неоказание первой помощи, дачу ложных показаний. Ложный вызов МЧС, полиции, скорой   помощи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глоссарий.

Аддиктивное поведение - вид нарушения адаптации в подростковом возрасте, который характеризуется злоупотреблением одним или несколькими психоактивными веществами без признаков индивидуальной психической или физической зависимости в сочетании с другими нарушениями поведения. Аддиктивное поведение детей и подростков - это вид отклоняющегося саморазрушающего поведения, связанный с состоянием измененного сознания деформированной формой удовлетворения потребностей через психоактивные вещества.

Гендер – различия между мужчинами и женщинами в социальных ролях, поведении и эмоциональных характеристиках, которые общество предписывает людям на основе их биологического пола.

Девиантное поведение - поведение, не соответствующее нормам и правилам, установленным в официальном порядке или сложившимся традиционно в обществе (группе). Проявляется  в форме пьянства, беспризорности, наркомании, преступности и т. д., усиливается в условиях социальной напряженности в обществе в результате стрессовых и конфликтных ситуаций в семье, образовательном учреждении и др.

 Делинквентное поведение - девиантное поведение, представляющее общественную опасность.

 Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации - дети, жизнедеятельность которых нарушена  в результате сложившихся  обстоятельств, и которые не могут преодолеть данные обстоятельства  самостоятельно или с помощью семьи.

Детский труд - виды работ и деятельности, которые в психическом, физическом, социальном или моральном отношении сопряжены с опасностью для детей или причинением вреда детям, лишают детей возможности учиться в школе, т. е. когда дети вынуждены  преждевременно закончить обучение или совмещать обучение в школе с тяжелым  и продолжительным трудом.

Законные представители ребенка - родители, усыновители, опекун, попечитель, другие заменяющие их лица, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации заботу, образование, воспитание, защиту  прав и интересов несовершеннолетних.

Дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Дети, оставшиеся без попечения родителей - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения  единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишении их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными, находящимся в лечебных  учреждениях, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание  в виде лишения свободы; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей  взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения.

Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Насилие – физическое или психическое воздействие одного человека на другого, нарушающее гарантированное Конституцией Российской Федерации право гражданина на личную неприкосновенность, то есть любое поведение, нарушающее права человека. Различаются физическое, эмоциональное, вербальное, психическое, сексуальное насилие.

Опека – правовая форма защиты прав и интересов детей, не достигших четырнадцати лет.

Организации, осуществляющие функции по защите прав ребёнка – это организации, независимо от организационно-правовой форма осуществляющие социальную поддержку, оказание социально-бытовых, медико-социальных, социально-педагогических, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечение занятости таких детей по достижении ими трудоспособного возраста.

Отклоняющееся поведение – поведение, устойчиво повторяющееся в нарушениях социальных норм. Выражается в изменениях ценностной ориентации личности, то есть в деформации системы внутренней регуляции личности. Выделяют докриминогенный и криминогенный уровни отклоняющегося поведения.

Попечительство – правовая форма защиты прав и интересов детей в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.

Правонарушение - деяние, противоречащее принятым в государстве  правовым нормам, влекущее применение мер правового воздействия.

Ребёнок – лицо, не достигшее восемнадцатилетнего возраста (совершеннолетия).

Религиозные организации – религиозные учреждения (духовное управление, духовные учебные заведения и т.д.), общность, представляющая религиозное объединение: церковь, мечеть, секта и деноминация. Они имеют централизованную структуру и иерархическое управление.

Религиозный экстремизм – (с Exstremus лат. – категорическое мнение) – это идеологический способ использования религии в политических целях. Религиозные экстремисты превращают религию в идеологическое средство, чтобы прикрыть свои политические цели. Частные религиозные деятели и руководители выступают против религиозного экстремизма, а религия против насилия. Религиозный экстремизм пропагандирует насилие, вооружённые конфликты и войны. В настоящее время религиозные экстремисты в большинстве случаев в своей деятельности объединяются с террористами.

Рискованное поведение – поведение, характеризующееся гипертрофированной активностью ребёнка, повышенной потребностью во взаимодействии с людьми без осознания степени ответственности за последствия своих действий.

Сексуальное насилие над детьми – любой контакт или взаимодействие между ребёнком и человеком старше его по возрасту, в котором ребёнок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции.

Секта (Sekta - образ мыслей, учение, направление) обычно проявляется как оппозиционное течение существующему религиозному вероучению и выражает социальный, мировоззренческий, культовый протест с позиции исключительности и правильности только своих идейных принципов. Для сект характерны избранность, изоляция, жёсткое и строгое соблюдение предписаний, провозглашаемое равенство всех членов.

Суицид – самоубийство.

Социальная адаптация ребёнка – процесс активного приспособления ребёнка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к условиям социальной среды путём усвоения и восприятия ценностей, правил и норм поведения, принятых в обществе, а также процесс преодоления последствий психологической и (или) моральной травмы.

Терроризм – заранее спланированное, политически мотивированные насильственные действия, направленные для подчинения людей или достижения определённых целей: прекращения политической деятельности, нарушения общественной безопасности, устрашения населения, либо оказания воздействия на принятие решений органами государственной власти, местного самоуправления, администрацией предприятий, учреждений, экипажами транспортных средств, создающие в обществе атмосферу страха, ужаса, паники и растерянности. Международный терроризм охватывает территории и граждан более чем одной страны.

Этнопедагогика – педагогика, основанная на национальных ценностях и традициях, являясь составной частью педагогики, она вычленяет «этнический специфический аспект, характерный для всех специфических групп, форм этноса».

 

Правовой статус несовершеннолетних с рождения до совершеннолетия

 

Возраст ребенка

Права, обязанности, ответственность

 

С рождения

·            Право на жизнь (ст. 6 Конвенции ООН о правах ребенка, ч.1 ст. 20 Конституции РФ).

·            Право на имя (ст. 7 Конвенции ООН о правах ребенка, ст. 58 Конституции РФ).

·            Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ст. 27 Конвенции ООН о правах ребенка).

·            Право на защиту своих прав и законных интересов родителями, органами опеки и попечительства, прокурором и судом.

·            Право на самостоятельное обращение в орган опеки попечительства за защитой своих прав.

·            Право быть заслушанным в ходе любого судебного или административного заседания (ст.3 Конвенции ООН о правах ребенка, ст. 56, 57 СК РФ).

·            Право жить и воспитываться в семье. Право на имущественные права (ст. 9, 12 Конвенции ООН о правах ребенка,  ст. 54, 57, 60 СК РФ).

·            Право на гражданство (ст. 7 Конвенции ООН о правах ребенка).

·            Право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья (ст. 24 Конвенции ООН о правах ребенка).

·            Право на отдых и досуг.

·            Право на всестороннее участие в культурной и творческой жизни (ст. 31 Конвенции ООН о правах ребенка).

·            Право на защиту от экономической эксплуатации (ст. 32 Конвенции ООН о правах ребенка).

·            Право на защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ и использования противозаконном производстве таких веществ и торговле ими (ст. 33 Конвенции ООН о правах ребенка).

·            Право на защиту от сексуальной эксплуатации (ст. 34 Конвенции ООН о правах ребенка).

·            Право на защиту от похищения, торговли или контрабанды (ст. 35 Конвенции ООН о правах ребенка).

 

С 6 лет

·            Право на образование (обязанность получить основное общее образование – ст. 43 Конституции РФ).

·            Право совершения мелких бытовых сделок (ст. 28 ГК РФ).

 

С 8 лет

·            Право быть членом и участником детского общественного объединения (ст. 19 Закона «Об общественных объединениях).

Ответственность в виде помещения в специальное учебно-воспитательное учреждение открытого типа (Закон РФ № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних).

С 10 лет

·            Право давать согласие на изменение своего имение и фамилии, на восстановление родителя в родительских правах, на усыновление или передачу в приемную семью (ст. 134 СК РФ)

 

С 11 лет

·            Ответственность в виде помещения в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков (спецшкола, специнтернат и тому подобное) с девиантным (общественно опасным) поведением (ст. 50 Закона РФ «Об образовании»)

 

С 14 лет

·            Право давать согласие на изменение своего гражданства (ст. 9 Закона «О гражданстве РФ»).

·            Право отмены усыновления (ст. 142 СК РФ).

·            Право требовать установления отцовства в отношении своего ребенка в судебном порядке (ст. 62 СК РФ).

·            Право без согласия родителей распоряжаться заработком (стипендией) и иными доходами.

·            Право без согласия родителей осуществлять права автора результата своей интеллектуальной деятельности.

·            Право самостоятельно совершать некоторые сделки, а также нести ответственность по заключенным сделкам (ст. 26 ГК РФ).

·            Самостоятельная гражданская ответственность за причиненный вред (ст. 1074 ГК РФ).

·            Право самостоятельно обращаться в суд для защиты своих интересов (ст. 56 СК РФ).

·            Право быть принятым на работу в свободное от учебы время для выполнения легкого труда (ст. 63 ТК РФ).

·            Право работать не более 24 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ).

·            Право на поощрение за труд (ст. 191 ТК РФ).

·            Право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 31 календарный день в удобное для ребенка время (ст. 267 ТК РФ).

·            Право на объединение в профсоюзы.

·            Обязанность работать добросовестно, соблюдать трудовую дисциплину (ст. 21 ТК РФ).

·            Дисциплинарная ответственность за нарушение трудовой дисциплины (ст. 192 ТК РФ).

·            Материальная ответственность работника (ст. 242 ТК РФ).

·            Обязанность иметь паспорт (Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о паспорте гражданина РФ»).

·            Уголовная ответственность за преступления, предусмотренные ст. 20 УК РФ.

 

С 15 лет

·            Право соглашаться или не соглашаться на медицинское вмешательство (ст. 24 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан).

·            Право быть принятым на работу в случаях получения основного общего образования либо оставления его в соответствии с законодательством (ст. 63 ТК РФ).

 

С 16 лет

·            Право вступить в брак при наличии уважительной причины с разрешения органа местного самоуправления (ст. 13 СК РФ).

·            Право самостоятельно осуществлять родительские права (ст. 62 СК РФ).

·            Право работать не более 36 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ).

·            Обязанность юношей пройти подготовку по основам военной службы (ст. 13 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе»).

·            Административная ответственность (ст. 2 КоАП РФ)

 

С 17 лет

·            Обязанность юношей встать на воинский учет /пройти комиссию в военкомате и получить приписное свидетельство/ (ст. 9 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе).

 

С 18 лет

·            Право на вступление в брак (ст. 13 СК РФ).

·            Право избирать и голосовать на референдуме, участвовать в иных избирательных действиях (Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»).

·            Право на управление легковым автомобилем (ст. 25 Правил дорожного движения РФ).

·            Право быть учредителями, членами и участниками общественных объединений (ст. 19 Закона «Об общественных объединениях»).

·            Воинская обязанность для юношей (ст. 59 Конституции РФ, ст. 22 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе»).

·            Полная материальная ответственность работника (ст. 242 ТК РФ).

·            Полная уголовная ответственность (ст. 20, 87 УК РФ)

 

 

РФ – Российская Федерация            ТК – Трудовой кодекс

ГК – Гражданский кодекс                 СК – Семейный кодекс

УК – Уголовный кодекс

КоАП – кодекс административных правонарушений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интернет-сайты

 

1)    http://childrens.fatal.ru/      Нарушения прав детей в России

2)    http://www.ombudsmandeti.ru/  Ассоциация Уполномоченных

3)    http://www.pravo-shkola.ru        Детская правовая школа

4)    http://www.mir.pravo.by   Детский правовой портал

 


Скачано с www.znanio.ru

Автор Кашицына Ирина Александровна, учитель истории и обществознания, социальный педагог, педагог – методист

Автор Кашицына Ирина Александровна, учитель истории и обществознания, социальный педагог, педагог – методист

Содержание и актуальность проблемы

Содержание и актуальность проблемы

Однако, нет единой комплексной разработки данного вопроса

Однако, нет единой комплексной разработки данного вопроса

Пояснительная записка В современных условиях усиления общемировой тенденции повышения требовательности к уровню образования и воспитания на родителей возлагается все больше обязанностей и ответственности по отношению…

Пояснительная записка В современных условиях усиления общемировой тенденции повышения требовательности к уровню образования и воспитания на родителей возлагается все больше обязанностей и ответственности по отношению…

Усиление внимания к правовому просвещению родителей продиктовано также необходимостью решения ряда проблем в области борьбы с преступностью, религиозным экстремизмом, распространением алкоголизма и наркомании в молодежной…

Усиление внимания к правовому просвещению родителей продиктовано также необходимостью решения ряда проблем в области борьбы с преступностью, религиозным экстремизмом, распространением алкоголизма и наркомании в молодежной…

ПАВ, табакокурения и алкоголизма ; - индивидуализация работы с детьми; - повышение успешности социализации выпускников; - активизация гражданско-правового самосознания обучающихся и родителей

ПАВ, табакокурения и алкоголизма ; - индивидуализация работы с детьми; - повышение успешности социализации выпускников; - активизация гражданско-правового самосознания обучающихся и родителей

Федеральный закон от 04.03.2013

Федеральный закон от 04.03.2013

Помимо основного содержания занятий в программы включены разделы, касающиеся принципов и форм правового образования родителей и обучающихся, а также глоссарий, правовой статус несовершеннолетних с рождения…

Помимо основного содержания занятий в программы включены разделы, касающиеся принципов и форм правового образования родителей и обучающихся, а также глоссарий, правовой статус несовершеннолетних с рождения…

Принцип группового просвещения

Принцип группового просвещения

Процесс не должен занимать много времени, если он затянется, то потеряет свою активизирующую функцию

Процесс не должен занимать много времени, если он затянется, то потеряет свою активизирующую функцию

Успех групповой работы зависит от выполнения следующих правил: - «Дайте высказаться каждому!» - «Придерживайтесь предмета!» - «Постарайтесь достичь какого-то результата!»

Успех групповой работы зависит от выполнения следующих правил: - «Дайте высказаться каждому!» - «Придерживайтесь предмета!» - «Постарайтесь достичь какого-то результата!»

Основное содержание программы

Основное содержание программы

Развод и последствия лишения родительских прав

Развод и последствия лишения родительских прав

Уголовная ответственность несовершеннолетних

Уголовная ответственность несовершеннолетних

Ограничение деятельности СМИ в соответствии с законодательством

Ограничение деятельности СМИ в соответствии с законодательством

Ответственность за неоказание первой помощи, дачу ложных показаний

Ответственность за неоказание первой помощи, дачу ложных показаний

Глоссарий. Аддиктивное поведение - вид нарушения адаптации в подростковом возрасте, который характеризуется злоупотреблением одним или несколькими психоактивными веществами без признаков индивидуальной психической или физической зависимости…

Глоссарий. Аддиктивное поведение - вид нарушения адаптации в подростковом возрасте, который характеризуется злоупотреблением одним или несколькими психоактивными веществами без признаков индивидуальной психической или физической зависимости…

Законные представители ребенка - родители, усыновители, опекун, попечитель, другие заменяющие их лица, осуществляющие в соответствии с законодательством

Законные представители ребенка - родители, усыновители, опекун, попечитель, другие заменяющие их лица, осуществляющие в соответствии с законодательством

Отклоняющееся поведение – поведение, устойчиво повторяющееся в нарушениях социальных норм

Отклоняющееся поведение – поведение, устойчиво повторяющееся в нарушениях социальных норм

Сексуальное насилие над детьми – любой контакт или взаимодействие между ребёнком и человеком старше его по возрасту, в котором ребёнок сексуально стимулируется или используется для…

Сексуальное насилие над детьми – любой контакт или взаимодействие между ребёнком и человеком старше его по возрасту, в котором ребёнок сексуально стимулируется или используется для…

Правовой статус несовершеннолетних с рождения до совершеннолетия

Правовой статус несовершеннолетних с рождения до совершеннолетия

Право на защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ и использования противозаконном производстве таких веществ и торговле ими (ст

Право на защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ и использования противозаконном производстве таких веществ и торговле ими (ст

СК РФ). · Право без согласия родителей распоряжаться заработком (стипендией) и иными доходами

СК РФ). · Право без согласия родителей распоряжаться заработком (стипендией) и иными доходами

Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан)

Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан)

С 18 лет ·

С 18 лет ·

Интернет-сайты 1) http://childrens

Интернет-сайты 1) http://childrens
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.09.2022