Инкина Мария Владимировна
преподаватель ОГБПОУ «Новгородский строительный колледж»
«Повышение качества обучения в системе дополнительного образования»
Усиление конкуренции в системе профессионального образования требуют от нас пристального внимания к качеству проводимого образования.
В качество обучения входят и общеучебные умения и организационно-педагогические условия и помощь, оказываемую ученикам дифференцированно и др. В школах Великого Новгорода, как и других городов, существует довольно большой перечень признаков и условий в которых работают школы, из-за чего затрудняется возможность дать единые рекомендации в повышении качества обучения, в связи с этим стоит использовать анализ реального состояния качества обучения, а также технологии, основанные на результатах анализа.
В современном информационном обществе качество обучения не может быть достигнуто лишь применением старых методов, однако внедрение информационных технологий - не самоцель. Информационные технологии могут заменить многие рутинные операции в процессе обучение и вывести сам процесс на новый более эффективный уровень. Зачастую, именно не грамотное применение новых технологий и снижает качество обучения в системе дополнительного образования. Эти технологии ориентированы на углублённую самостоятельную работу с учебными материалами, но не в какой мере они не могут заменять собой большинство других форм и методов обучения.
Повысить качество обучения в современных условиях возможно за счёт совместного: развития традиционных подходов; системных трансформаций в учебных заведениях; систематического повышения квалификации преподавательского состава.
Рассмотрим более подробно предложные пути.
1. Развитие традиционных подходов – т.е. внедрение в программы продуктивных методов обучения:
• предоставление результатов работы обучающихся в виде презентаций, публикаций на веб-сайтах;
• проведение совместных исследовательских работ (например, опрос, анкетирование и т.п., с последующим обобщением материала и подведением итогов в виде конференций, как внутри организационных, так и межотраслевых);
• обеспечение практической деятельности, что позволяет сформировать устойчивые навыки работы, понять цель и смысл учёбы (исключение могут составлять заочное отделение, т.к. мотивация к учебному процессу уже имеется);
• получение опыта самоанализа и рефлексии и организации их проведения в группе и др.
2. Системные трансформации в учебных заведениях – т.е. комплексное использование образовательных технологий, поддерживающих весь образовательный цикл.
На данной этапе главное - это внедрение новых технологий в весь образовательный процесс, это полноценное использование Интернет-ресурсов, программного обеспечения любой специальности (например, Консультант +, 1С Бухгалтерия и прочие), обучение в интерактивных классах и многое, многое другое, что в принципе на сегодняшний день является доступным большинству учебных учреждений Великого Новгорода.
Например, применение компьютерных учебников или компьютерных лекций позволяет многократно обратиться к материалам лекций, чего нет в полном объёме при традиционном обучении.
Стоит развивать и практическую составляющую по профилю обучения (отправлять учеников на конкретные рабочие места, по предварительной договорённости) т.к. практическая составляющая позволяет сформировать устойчивые навыки работы, понять цель и смысл учёбы.
3. Систематического повышения квалификации преподавательского состава – за счёт совместных семинаров, конференций различного ранга (внутривузовских, городских, общероссийских), а также тренингов и проведения совместных мастер-классов. Не стоит забывать и традиционном способе – взаимном посещении занятий.
Новое время требует новых перемен, т.е. необходимо изменить подход к передаче знаний, умений и навыков. Изменилось время, а в месте с ним и объём имеющихся знаний – он значительно увеличился. Следовательно, скорость восприятия знаний должна быть увеличена, что не возможно при применении только лишь традиционных форм обучения.
1. Болотов, В. А. Система оценки качества образования / В. А. Болотов, Н. Ф. Ефремова. – М. : Логос, 2020. – 205 с.
2. Воробьев, М. В. Вопросы качества дополнительного образования детей в нормативных и научно-теоретических источниках / М. В. Воробьев // Фундаментальные исследования. – 2021. – № 2-2. – С. 358–360
3. Шишов, С. Е. Мониторинг качества образования в школе / С. Е. Шишов, В. А. Кальней. – М. : Российское педагогическое агентство, 2021. – 325 с .
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.