Понятие «Внеклассная работа»
2
Источник | Понятие | |
ВНЕКЛАССНАЯ | ВНЕУРОЧНАЯ | |
Российская педагогическая энциклопедия. / под ред. В.В. Давыдова. – М., 1993-1999. | Внеурочная работа, внеклассная работа, составная часть учебно-воспитатательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. |
Внеурочная (внеучебная)
деятельность
3
Деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.; занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
Основная цель внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать и принимать решения .
4
Основные задачи внеурочной деятельности
включение обучающихся в разностороннюю деятельность в свободное от учебы время;
формирование навыков позитивного коммуникативного общения;
воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результатов;
развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям: человек, семья, отечество, природа, мир, знания, труд, культура;
организация информационной поддержки обучающихся.
5
Организационные формы внеклассной работы
Традиционно различают три формы внеклассной работы:
Индивидуальная
(проводится с отдельными учениками постоянно или эпизодически: сообщение или доклад, стихи, песни, наглядные пособия, стенгазеты, альбомы, стенды )
Групповая (Коллективная)
(имеет четкую организационную структуру и постоянный состав участников, проводится регулярно: кружки, факультативы, элективные курсы)
Массовая
(не имеет четкой организационной структуры, проводится эпизодически: вечера художественной самодеятельности, фестивали, конкурсы, карнавалы, тематические вечера, олимпиады)
6
Организационные формы внеклассной
работы
По смыслу можно выделить следующие формы :
Соревновательные
( конкурс, игра, олимпиада, викторина и прочие);
Средства массовой информации
( стенгазета, объявление, бюллетень, устный журнал, дайджест, выставка-викторина );
Культурно-массовые
(вечер-праздник, вечер-портрет, вечер-встреча; вечера-хроники);
Политико-массовые
(форум, фестиваль, пресс-конференция,
ярмарка солидарности, телемост) .
Переписка учеников
7
Организационные формы внеклассной
работы
Характеристики внеклассной работы, обеспечивающие оптимальные результаты :
Информативность и содержательность;
Коммуникативная направленность;
Ситуативность;
Ориентация задач на повышение языковой активности учеников, эмоциональность форм и способов реализации.
8
Организационные формы внеклассной
работы
При организации и проведении внеклассного мероприятия от учителя требуется тонкое и умелое наблюдение и изучение интересов учащихся, учет их возрастных и психологических особенностей, их интересов.
Выбор темы определяется:
объемом языкового материала;
уровнем общеобразовательной подготовки;
возможностью реализации некоторых межпредметных связей.
9
Особенности организации внеклассной работы
Начальный этап (2-4 классы):
Младший школьный возраст (6-10 лет) является наиболее благоприятным для усвоения иностранного языка:
пластичность природного механизма усвоения языка детьми раннего возраста;
имитационные способности,
природная любознательность и потребность в познании нового,
отсутствие застывшей системы ценностей и установок и языкового барьера
Мотивы деятельности определяются
интересом к самой деятельности.
10
E.g. Организационные формы внеклассной работы по иностранному языку МКОУ ВСОШ №1
НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП (2-4 классы):
Кружок «Английский –Окно в мир!» (10 обучающихся)
Результат: тематические мероприятия «Хэллоуин», «Веселое Рождество», «Пасха», инсценировка сказки «Три поросенка» с посещением Д\С и МКОУ ВСОШ №2
Кружок «Немецкий с увлечением!» (10 обучающихся)
Результат: тематические мероприятия «Веселое Рождество», «Пасха», инсценировка сказки «Волк и семеро козлят» с посещением младших классов
Дистанционная олимпиада «Олимпус» (осенняя (11- ан.,3-нем), зимняя-(10- ан.,2-нем) и весенняя (11-ан.,2-нем.) сессии) (39 обучающихся)
Результат: диплом участника
Игровой конкурс по английскому языку «Британский Бульдог»
(4 обучающихся)
Результат: 1 место в районе-1, 3 место в районе-1
Дистанционная олимпиада «Олимпусик» (39 обучающихся)
Результат: Диплом лауреата + книга в подарок-1,диплом лауреата-5,
диплом участника-33
Всероссийская игра-конкурс «Английский Лев» (28 обучающихся)
Результат: 3 место в регионе – 3
Дистанционная олимпиада «Я - энциклопедиЯ» (5 обучающихся)
Результат:
Районный конкурс по иностранным языкам (12 обучающихся)- Кукольный театр: постановка сказки «Теремок»
Результат: Благодарность за участие
11
Особенности организации внеклассной работы
Средний этап (5-8 классы):
большая социальная активность, направленная на усвоение определенных образцов поведения и ценностей;
стремление к восприятию нового, интересного;
развитие памяти в направлении интеллектуализации;
запоминание приобретает целенаправленный характер;
речь более управляема и развита.
12
E.g. Организационные формы внеклассной работы по иностранному языку МКОУ ВСОШ №1
СРЕДНИЙ ЭТАП (5-8 классы):
Кружок «Здоровый образ жизни» (9 обучающихся)
Результат: проведение внеклассных часов в разных формах : беседа, эрудит-аукцион, конкурс, деловая игра, викторина, ролевая игра.
В рамках НОО секция «Лингвистика»:
«Исследовательская деятельность» (2 обучающихся)
Результат: участие в НПК с проектами «Музей Мадам Тюссо» и «Музей движущихся образов»
Дистанционная олимпиада «Олимпус»
(осенняя (17- ан.,8-нем), зимняя-(20- ан.,7-нем) и весенняя (25-ан.,7-нем.) сессии)
Результат: осенняя сессия - диплом участника
Игровой конкурс «Британский Бульдог» (5 обучающихся)
Результат: 1 место в районе- 3, 4 место в районе- 1
Всероссийская игра-конкурс «Английский Лев» (30 обучающихся)
Результат: 2 место в регионе-2 , 3 место в регионе-3 .
Дистанционная олимпиада «Я - энциклопедиЯ» (5 обучающихся)
Результат:
13
Особенности организации внеклассной работы по иностранному языку
Старший этап (9-11 классы)
стремление к всестороннему развитию, углубленному усвоению знаний;
формирование научного мировоззрения;
рост социальной активности;
повышение интереса к проблемам человеческих взаимоотношений;
разносторонние увлечения ;
снижение самооценки своих способностей.
14
E.g. Организационные формы внеклассной работы по иностранному языку МКОУ ВСОШ №1
СТАРШИЙ ЭТАП (9-11классы):
В рамках НОО секция «Лингвистика»-факультативы:
-«Страноведение Британии» (7 обучающихся)
Результат: Публикация исследовательского проекта «Great Britain» на сайте -Всероссийский фестиваль исследовательских и творческих работ «Портфолио.1 сентября»
- «Английский язык. Интенсив» (4 обучающихся)
-«Английский язык. Грамматика через практику» (4 обучающихся)
- «Немецкий язык. Проектно-исследовательская деятельность» (4 обучающихся)
Дистанционный проект «Грамматика через практику» на информационно-образовательном портале ДИО-ГЕН (3 обучающихся)
Результат: Участие в школьных, районных и межрайонных олимпиадах, Всероссийских конкурсах, участие в школьной НПК, сдача ЕГЭ по иностранному языку (2011-94 б., 2013г.-77 б.).
Школьная, районная и межрайонная (на базе КФНГПУ) олимпиады.
Результат : р.о.- I место; мр.о.- I место
(!МР.О.- 2011г.-I место, 2012- III место, 2013-II место,2014 –I место)
15
E.g. Организационные формы внеклассной работы по иностранному языку МКОУ ВСОШ №1
СТАРШИЙ ЭТАП (9-11классы):
Дистанционная олимпиада «Олимпус»
(осенняя (1- ан.,1-нем), зимняя-(1- ан.,1-нем) и весенняя (1-ан.,1-нем.) сессии)
Результат: осенняя сессия - диплом участника
Игровой конкурс «Британский Бульдог» (3 обучающихся)
Результат: 1 место в районе-2, 2 место в районе-1
(!- Золотая сотня Региона-2 учащихся: 2011г. - 10 место, 2013г -7 место)
Всероссийская игра-конкурс «Английский Лев» (3 обучающихся)
Результат: 2 место в регионе- , 3 место в регионе-1обучающийся
(! .2013 г.- I м. в регионе-1 , III м. в регионе-2;
II м.- Всероссийский уровень –1.)
Дистанционная олимпиада «Я - энциклопедиЯ» (3 обучающихся)
16
Организационные формы внеклассной
работы
Неделя иностранного языка:
Цель: формировать социокультурную компетенцию учащихся; обеспечить условия для повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка.
По своему характеру является массовой.
По своей структуре является комплексной,
Процесс подготовки и проведение недели иностранного языка проходит в три этапа:
1. Первый этап -подготовительный.
2. Второй этап - проведение недели иностранного языка.
3. Третий этап - итоги недели.
17
18
Неделя иностранного языка в МКОУ ВСОШ №1 |
24 декабря: Открытие недели иностранного языка.
Выставка книг на иностранных языках и иностранной литературы для учащихся 2 – 11 классов
(библиотека, в течение недели)
II. Уроки-игры: 1.Английский язык – «Игра –фортуна (3-4 классы)
2. Немецкий язык – это весело. (3-4 классы)
3. «Звёздный час» (5-6 классы)
4. «Своя игра» (7классы)
5. Просмотр мультипликационных фильмов Уолта Диснея (3-5 классы)
17/26 декабря: Конкурс – олимпиада
1.«Британский Бульдог» (4-11классы) |
|
3.«Знатоки английской и немецкой грамматики». (5-7 классы)
25 декабря: Весёлое Рождество! |
|
28 декабря: творческие проекты
Конференция «Компьютерное творчество учеников и учителей при изучении иностранного языка».
Роль иностранного языка в современной жизни. (мини-эссе, презентации)
3. Полиглоты- кто это? (9 -11 классы)
28 декабря: Подведение итогов!!! Награждение активных участников, победителей!
Факультативные занятия
20
предусматривают углубленное изучение учебных предметов;
является связующим звеном между уроками и внеклассными занятиями;
служат ступенью перехода от усвоения предмета к изучению науки;
знакомят учащихся с научными методами исследованиями.
Виды факультативов:
по образовательным задачам :
по углубленному изучению учебных предметов;
по изучению дополнительных дисциплин (логики, второго иностранного языка) ;
по изучению дополнительной дисциплины с приобретением специальности;
межпредметные факультативы.
по содержанию:
теоретические (углубленное изучения отдельных тем, разделов, раскрытия сложных теоретических проблем, обобщения и систематизации знаний);
практические (изучение разговорных тем на более высоком уровне сложности с включением актуального материала);
комбинированные (научно-практические конференции, лекционно-практические и семинарско- практические уроки).
).
E.g. Организационные формы внеклассной работы по иностранному языку МКОУ ВСОШ №1
21
В рамках НОО секция «Лингвистика»-факультативы:
-«Страноведение Британии» (7 обучающихся)
Результат: Публикация исследовательского
проекта «Great Britain» на сайте –
Всероссийский фестиваль исследовательских и
творческих работ «Портфолио.1 сентября»
- «Английский язык. Интенсив» (4 обучающихся)
-«Английский язык. Грамматика через практику» (4 обучающихся)
«Немецкий язык. «Проектная деятельность в основной школе»» (4 обучающихся)
Результат: Участие в школьных, районных и межрайонных олимпиадах, Всероссийских конкурсах, участие в школьной НПК, сдача ЕГЭ
по английскому языку
(2011-94 б., 2013г.-77 б.).
Использование ИНТЕРНЕТ
22
возможность организовать индивидуальную самостоятельную деятельность школьников;
проектная деятельность учащихся -распространенный вид работы с использованием Интернет;
создание подлинной языковой среды;
эффективная возможность формирования социокультурной компетенции на основе диалога культур;
участие в дистанционных олимпиадах, викторинах;
беседы в режиме on-line со сверстниками или со специалистами.
ПРОЕКТНАЯ деятельность
23
В настоящее время проектная деятельность стала наиболее популярным видом деятельности школьников в сетях.
В проектах участвуют все.
Проекты могут выполняться, как на уроке, так и во внеурочное время.
Проектная деятельность наиболее эффективна, если ее удается связать с программным материалом.
В основе проекта всегда лежит какая-то проблема.
Проект не должен ограничиваться темой. Нужна пусть небольшая, но значимая проблема. Только таким образом удается переключить внимание школьников с формы высказывания на содержание.
Проектная деятельность
24
Дистанционный проект «Грамматика через практику» на информационно-образовательном портале ДИО-ГЕН (3 обучающихся)
Английский язык:
- “Great Britain”
- “Mass Media”
- “Music in our Life”
“Famous British Writers”
“History of GB”
“From the History of the Olympic Games”
Немецкий язык: “История происхождения немецких праздников”, “ Немцы в России”, “Роль иностранных языков в жизни современного человека”, “Путеводитель: моё родное
село”.
Результат: Участие в школьной
научно- практической конференции
«Ступень в будущее».
Заключение:
26
Внеклассная работа по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение.
Эта работа не только углубляет и расширяет знания иностранного языка, но и способствует также расширению культурологического кругозора школьников, развитию их творческой активности, эстетического вкуса и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.