Повышение профессионального мастерства педагога как фактор обеспечения качества образования
Роль педагога в наше время велика как никогда: современное общество требует от образовательных систем компетентных, конкурентоспособных на рынке труда специалистов. Качество образования остается одним из важнейших факторов успешного развития страны. От него напрямую зависят развитие экономики, технологий, информатизации и общества в целом. Новые условия существования образовательной среды требуют от педагога повышения профессиональной компетентности и индивидуальной мобильности. В знак высочайшей общественной значимости профессии педагога и к 200-летию со дня рождения одного из основателей российской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского, 2023 год Указом Президента России В.В. Путина объявлен Годом педагога и наставника. Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность, развитие творческого и профессионального потенциала педагогов, повышение социального престижа профессии.
Опираясь на вышеперечисленные требования, система образования определят основные пути развития профессиональной компетенции педагога:
1. Система повышения квалификации. Владение современными образовательными, информационно-коммуникационными технологиями, методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование. Повышение квалификации педагогических кадров решает задачу профессиональной готовности работников образования к грамотной и последовательной реализации ФГОС в учебном процессе. В статье 2 Закона «Об образовании в РФ» зафиксировано, что повышение квалификации — это обновление теоретических и практических знаний, совершенствование навыков педагогов в связи с постоянно повышающимися требованиями к их квалификации. Главная задача курсов повышения квалификации — помочь педагогам в короткие сроки ознакомиться с новыми тенденциями в педагогике, методике обучения, помочь методически грамотно строить учебный процесс и внеурочную деятельность; расширить общий кругозор педагогических работников, обменяться опытом проведения уроков и внеклассных мероприятий. Это позволяет, по мнению слушателей, эффективно применять полученные знания в процессе актуализации учебно - методической документации на соответствие ФГОС.
2. Самообразование педагогов - процесс самостоятельного освоения новых педагогических ценностей, способов и приёмов, освоения новейших педагогических технологий, умений и навыков их использования и творческой интерпретации в своей профессиональной деятельности. Необходимость педагогического самообразования обусловлена теми изменениями, которые постоянно происходят в образовании: появляются новые методики обучения и воспитания, обновляются образовательные программы, вводятся новые нормативы, корректируется законодательство. Это отражает естественный процесс общественного развития, ведь образование является частью общества. Знания и умения, когда-то приобретённые педагогом, могут забываться и устаревать. Поэтому педагогу-профессионалу необходимо их обновлять и приобретать новые. Практическая деятельность по педагогическому самообразованию включает в себя изучение и внедрение новых способов и средств обучения и воспитания; участие в профессиональном обмене опытом: взаимопосещение занятий и воспитательных мероприятий; участие в их последующем коллективном обсуждении; периодический самоанализ своей профессиональной деятельности; совершенствование психолого-педагогических, методических знаний, развитие профессиональных знаний в области наук, связанных с преподаваемыми дисциплинами; повышение общей эрудиции, осведомлённости в событиях- общественной, экономической, политической и культурной жизни.
3. Наставничество - одна из форм передачи педагогического опыта, в ходе которой начинающий педагог практически осваивает персональные приемы под непосредственным руководством педагога-наставника. Процесс наставничества непосредственно связан с работой методического отдела, является одной из форм методической работы. Наставником выбирается педагог, обладающий определенным опытом и знаниями, высоким уровнем коммуникации, стремящийся помочь своему подопечному приобрести опыт, необходимый и достаточный для овладения профессией преподавателя. Он должен обладать знаниями в области педагогики, психологии, культурологии, быть компетентным в области методики преподавания, поэтому для самого наставника вышеперечисленные качества также служат стимулом к профессиональному росту. На основе анализа собранных материалов, наставник совместно со своим подопечным разрабатывает индивидуальный план профессионального становления, который включает конкретные мероприятия, шаги, соотнесенные с целью и направленные на ожидаемый результат.
4. Активное участие в работе методических объединений трансляция собственного педагогического опыта в форме публикаций и ведения личного сайта. Ежегодно в недели цикловых комиссий проводятся открытые уроки, олимпиады профессионального мастерства. Систематически проходят заседания комиссий, на которых рассматриваются и обсуждаются вопросы, доклады, выступления на актуальные педагогические темы. Трансляция педагогического опыта – неотъемлемая часть методической работы. Для трансляции педагогического опыта в сети Интернет преподаватели создают личные страницы на педагогических порталах с целью публикаций статей, методических разработок, участии в вебинарах и дискуссиях.
5. Инновационная деятельность педагогов. Подготовка студентов к участию в проектах и конкурсах различных уровней, работе научно - практических конференций. Сегодня важное место в системе профессионального образования занимает проектная деятельность, позволяющая студентам приобретать навыки, которые не достигаются при традиционных методах обучения.
6. Аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой должности и квалификационную категорию. Важнейшим стимулятором роста профессионализма и продуктивности труда педагога является аттестация педагогических кадров. Межаттестационный период для педагога - это время серьезного совершенствования уровня и роста педагогической компетентности. В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что в понятие «профессионализм педагога» входят не только профессиональная, коммуникативная, информационная и правовая компетентности работников образования, но и личностный потенциал педагога, система его профессиональных ценностей и убеждений, использование которых в комплексе и приводит к качественным образовательным результатам.
Список литературы: 1. Панова В. Н. Повышение профессионального уровня педагогов как необходимое условие повышения качества образования / В.Н. Панова.// Образование и воспитание. – 2020. – № 1 (27). – С. 46-48. – URL: https://moluch.ru/th/4/archive/154/4788/ ). Программа «Повышение уровня профессиональной компетентности обеспечения в первую очередь зависит от профессиональной компетентности деятельности. 2015-2016. 2. https://gazeta-pedagogov.ru/kakim-dolzhno-byt-povysheniekvalifiakcii-pedagogov-profsojuz-uchitel/ – новости образовательного пространства России: «Газета педагогов»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.